ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
УДК 631.5/.9:001.2(091) Будрин С. Д. Коваленко
УЧЕНИК А. В. СОВЕТОВА И КОЛЛЕГА В. В. ДОКУЧАЕВА
«П. В. Будрин является одним из крупнейших русских агрономов, создавшим целую школу учеников. Его “Руководство по частному земледелию” представляет оригинальный курс, который выгодно отличается от большинства курсов необычайной ясностью изложения. Целый ряд учеников Петра Васильевича являются выдающимися деятелями опытных учреждений и занимают кафедры в Высших Сельскохозяйственных Школах».
Н. И. Вавилов
Сегодня, в условиях создания национальной идеи, появилась возможность объективно оценить вклад в науку ученых, имена которых были забыты или необъективно оценены. Как известно, история науки была скорректирована в 50-60-х годах ХХ столетия и имела «белые пятна». В связи с этим в Государственной научной сельскохозяйственной библиотеке Украинской академии аграрных наук (г. Киев) проводятся научно-исторические комплексные исследования по истории сельскохозяйственной науки, частью которых является воспроизведение научного наследия многих ученых. Хочется остановиться на имени Петра Васильевича Будрина — выдающегося ученого-агрария, профессора, одного из организаторов сельскохозяйственного опытного дела Украины, России и Польши второй половины Х1Х — первой трети ХХ столетия.
П. В. Будрин был прогрессивным ученым своего времени. В истории науки навсегда останется память о нем. Жизненный путь Петра Васильевича, трудолюбивого исследователя, чудесного педагога и воспитателя агрономических кадров, активного общественного деятеля и сегодня может служить поучительным примером. Если сделать определенное обобщение, то профессор П. В. Будрин оставил научное наследие, имеющее и для настоящего времени важное практическое значение по вопросам эффективности внесения минеральных удобрений, выбора севооборотов и применения в них удобрений, использования люпина в качестве зеленого удобрения, являющегося составной частью так называемого современного биологического земледелия, технологических подходов в выращивании льна-долгунца, селекции основных полевых культур, внедрения травосеяния в почвозащитном земледелии, а также научных подходов в деле получения устойчивых урожаев зернобобовых культур.
© С. Д. Коваленко, 2009
На современном этапе развития сельского хозяйства его творчество не перестает интересовать аграрную общественность. Ученик А. В. Советова и коллега В. В. Докучаева, а также многих других известных ученых, П. В. Будрин прожил яркую жизнь в русской науке. Его имя с полным правом можно отнести к плеяде ученых, стоящих у истоков аграрной науки. Он прошел путь от внештатного консерватора агрономического кабинета Санкт-Петербургского университета, который он окончил, до профессора, доктора сельскохозяйственных наук и вошел в историю агрономической науки как автор более 250 научных работ по растениеводству, земледелию, селекции, которые отличаются широтой интересов, фундаментальностью и практическим значением. Его имя по-прежнему помнят в Институте почвоведения, агротехники и удобрений в г. Пулавах (Польша).
За последние годы о П. В. Будрине написан ряд научных статей [1-4, 8-19, 14, 16, 17], несколько научных изданий и библиографический указатель его научных работ [5, 6, 20], защищена кандидатская диссертация [11]. Но все же отдельные страницы биографии до недавнего времени были неизвестны или неточны, в особенности это касается его жизни и деятельности как ученого в Ленинграде (1913-1939). Благодаря Архиву Санкт-Петербургского государственного университета, после многолетнего поиска, мы наконец отыскали «Личное дело П. В. Будрина» за 1922-1939 гг. По этим документам удалось проследить научную и педагогическую деятельность ученого за последние 17 лет его жизни и работы в этом вузе, а также уточнить некоторые другие моменты.
Петр Васильевич Будрин родился 5 июня 1857 г. в г. Нердве Соликамского уезда Пермской губернии (сейчас Уральская область) в семье священника Василия Будрина. Получив начальное образование в народной школе, далее он учился в Соликамском духовном училище и Пермской духовной семинарии, затем после четвертого класса в 1857 г. с успехом поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и успешно окончил его в 1879 г. [7]. Во время обучения в университете молодой Будрин определяет свою дорогу и место в жизни. В то время он восхищался лекциями одного из известнейших общественных деятелей в области сельского хозяйства профессора Александра Васильевича Советова, который стал фактически главным учителем в жизни П. В. Будрина. Его лекции отличались оригинальностью по характеру изложения и содержания, поэтому аудитории были всегда переполнены. Благодаря лекциям и личному общению с ученым формировалось научное мировоззрение талантливого студента. Александр Васильевич сразу заметил молодого Будрина и всячески поддерживал во время обучения в университете. Со временем благодаря П. В. Будрину новое поколение агрономов будет развивать идеи и концепции агрономической школы А. В. Советова. На собрании агрономического отделения Санкт-Петербургского университета, посвященного памяти А. В. Советова, профессор А. Ф. Фортунатов отметил П. В. Будрина как одного из успешных его учеников, который наиболее продолжительно и плодотворно занимался педагогической деятельностью во благо агрономической науки [26]. В 1879 г. после окончания университета в возрасте 22 лет П. В. Будрин получил диплом о присуждении ему ученой степени кандидата и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию [21]. Общение с такими корифеями науки, как
А. В. Советов, Д. И. Менделеев, А. И. Бутлеров, Н. А. Меншуткин, Н. П. Вагнер, В. В. Докучаев, А. А. Иностранцев, А. Н. Бекетов, которые стали его учителями и руководителями, подтолкнуло будущего ученого заниматься практической агрономией.
Осенью 1882 г. П. В. Будрин получил предложение работать на кафедре земледелия одного из старейших высших учебных заведений царской России — Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства (ныне Харьковский национальный аграрный
университет имени В. В. Докучаева) в должности доцента. Параллельно он стал заведующим опытной фермой института (ныне Институт почвоведения, агротехники и удобрений в Пулавах, Польша). Магистерскую диссертацию П. В. Будрин защитил в 1889 г. в Петербургском университете на тему: «Искусственные преимущественно азотистые удобрения». С этого же времени он работал в должности профессора кафедры земледелия. Нельзя не сказать, что в то время Петр Васильевич тесно сотрудничал с В. В. Докучаевым по вопросу реформирования вуза. Ведь только благодаря целенаправленным и системным действиям В. В. Докучаева вуз не был закрыт. В 1894 г. по инициативе П. В. Будрина и при поддержке В. В. Докучаева кафедру земледелия разделили на две: кафедру общего земледелия и кафедру растениеводства. Заведование кафедрой растениеводства возложили на П. В. Будрина. Таким образом, на протяжении 1894-1905 гг. П. В. Будрин возглавлял созданную им кафедру растениеводства — одну из первых не только в царской России, но и в мире. В 1902-1905 гг. он был директором этого вуза. В 1899 г. Петр Васильевич обобщил проведенные за 18 лет собственные исследования по выращиванию основных сельскохозяйственных культур на опытной ферме института в фундаментальной научной работе «Данные по культуре сельскохозяйственных растений на опытной ферме в Новой Александрии за время 1881-1899 гг.», которая состояла из трех томов. Эта работа считалась среди ученых одним из наилучших отраслевых изданий Х1Х в. К Парижской всемирной выставке 1900 г. она вышла отдельной публикацией с резюме на французском языке. Комитет Музея прикладных знаний в Москве отметил ее золотой медалью. Большое внимание в своей научной деятельности П. В. Будрин уделял изучению экономической выгодности сидерации — одного из способов восстановления и повышения плодородия почвы. В 1902 г. вышла фундаментальная двухтомная работа ученого «Частное земледелие», ставшая одним из первых учебников по растениеводству. В 1905-1907 гг. П. В. Будрин — директор Эн-гельгардтовской сельскохозяйственной опытной станции в имении Батищево Смоленской губернии, одного из первых в стране сельскохозяйственных опытных учреждений, которое занималось изучением минеральных удобрений. Работу этой станции ученый практически возобновил после революции. Потом он начал заниматься исследованиями в собственном небольшом хозяйстве «Спасское» в Смоленской губернии. Там среди хозяйских посевов появились и опытные поля, где проводились полевые опыты по использованию разных удобрений и по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.
В 1908-1912 гг. профессор П. В. Будрин жил и работал в Украине. В июле 1908 г. его по конкурсу избрали директором Харьковской областной сельскохозяйственной селекционной опытной станции (ныне Институт растениеводства им. В. Я. Юрьева УААН, г. Харьков). Одновременно он занимал должность приват-доцента Императорского Харьковского университета. Программа научной работы профессора П. В. Будрина на станции была направлена на выведение новых более качественных основных зерновых и зернобобовых культур. С этой целью проводились многочисленные опыты: по сортоиспытанию и селекции для получения районированных сельскохозяйственных культур с высокой урожайностью и качеством зерна; по применению удобрений под разные культуры для улучшения плодородия почвы и получения высоких урожаев; по применению новых приемов, которые дали бы возможность повышать урожайность культур, а соответственно, и прибыльность сельских хозяйств. В 1910 г. П. В. Будрин начал на станции опыты по селекции новых сортов культур яровой и озимой пшеницы, овса, проса, ячменя, кукурузы, а с 1912 г. — яровой вики. Таким образом профессор П. В. Будрин, пять лет прожив в Украине и сделав весомый вклад в развитие сельскохозяйственного опытного дела на этой земле, в январе 1913 г. переехал в Санкт-Петербург.
Этот шаг он предпринял потому, что обязанности директора на Харьковской сельскохозяйственной областной селекционной опытной станции и чтение лекций по растениеводству на должности приват-доцента Харьковского университета настолько связывали Петра Васильевича, что он почти совсем не мог уделять внимания своему хозяйству в Смоленской губернии. Поэтому ученый решил оставить эти обязанности и принять предложение профессоров Н. И. Каракаша и С. П. Кравкова читать лекции по растениеводству на Санкт-Петербургских сельскохозяйственных курсах, которые находились на Каменном острове (позднее Ленинградский сельскохозяйственный институт) [23].
В январе 1913 г. он переехал в Санкт-Петербург. С этого времени и до конца жизни профессор П. В. Будрин жил и работал в России. Его жизнь в тяжелое для страны время складывалась тоже нелегко. Благодаря Архиву Санкт-Петербургского государственного университета исследователями впервые были установлены некоторые факты Ленинградского периода жизни и деятельности ученого, а также касающиеся его семьи: жены, сына и двух дочерей.
П. В. Будрин преподавал в высших сельскохозяйственных школах Санкт-Петербурга: на Санкт-Петербургских сельскохозяйственных курсах по приглашению Комитета курсов [21] и в это же время его включили в состав Совета курсов, с сентября 1913 г. — в Санкт-Петербургском университете на правах приват-доцента [21. Л. 126], в 1914-1916 гг. — на вечерних агрономических курсах Общества народных университетов [27. Л. 3], на хлебных курсах [11]. А уже с 1916 г. Петр Васильевич занимал должность заведующего учебной частью курсов.
Санкт-Петербургские сельскохозяйственные курсы создавались на протяжении 1904-1906 гг. небольшой группой агрономов и преподавателей высших учебных заведений Санкт-Петербурга при содействии Главного управления Землеустройства и Земледелия. Организационным образцом для них стали Стебутовские курсы. Курсы открылись осенью 1906 г. в небольшом доме на Каменном острове. Сначала они не имели ни своего учебного помещения, ни соответственной материальной и денежной базы. Первым руководителем курсов и председателем их педагогического совета был Н. П. Адамов. Курсы стремились дать слушателям сельскохозяйственное образование, подготовить их к практической деятельности в аграрном секторе экономики. Они готовили агрономов, зоотехников, землеустроителей, организаторов и распорядителей сельских хозяйств и сельскохозяйственной статистики. К марту 1910 г. преподавание проводилось по сорока трем общим и специальным предметам. На курсах работали 40 преподавателей. По двадцати предметам проводили практические занятия 20 лаборантов и ассистентов. Для поступления на курсы нужно было иметь базовое образование — 6 классов (приблизительно 8 классов современной школы), поэтому молодежь и стремилась сюда. Здесь преподавали известные в то время ученые: К. И. Дебу, В. В. Пашкевич, С. П. Кравков, П. Ю. Шмидт и многие другие. На 1913 г. на курсах занималось 1400 человек. Увеличился и бюджет. Было построено собственное четырехэтажное здание на Каменном острове (берег р. Невки). Курсы получили право на беспошлинный ввоз из-за границы оснащения для своих лабораторий и кабинетов [27]. Для упорядоченности приема на курсы в 1913 г. все абитуриенты делились на 3 группы:
• слушатели с законченным средним образованием;
• слушатели с образованием 6 классов (их ориентировали на изучение сравнительно узких областей агрономических знаний [27. Л. 318];
• лица со статусом вольнослушателей (получали знание, а не диплом).
Прием вольнослушателей был прекращен в 1913 г. Для слушателей второй категории значительно расширили преподавание специальных предметов, развита исследовательская и демонстративная часть преподавания, углублены летние и зимние практические занятия [27. Л.136-136 об.]. Решался вопрос системы преподавания.
На льготных условиях Петербургские сельскохозяйственные курсы арендовали для летней практики студентов имение «Быстрецово». Поскольку все студенты курсов не могли заниматься в нем, то было приобретено имение «Николаевское». На его основе и было в дальнейшем оборудовано учебное хозяйство и опытная станция. Устроили сад, ввели огородничество, пчеловодство, лесничество, показательное животноводство. Для студентов-практикантов в имении построили общежитие.
Одновременно Петр Васильевич был избран и председателем Научного совета Николаевской опытной станции.
Николаевская опытная станция была открыта в 1910 г. в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии в 22 верстах от г. Луга и в 12 верстах от ближайшей железнодорожной станции Серебрянка Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги [24]. Она подчинялась Главному управлению землеустройства и земледелия. Земельный участок был передан в собственность Петербургским сельскохозяйственным курсам, но средства для учреждения выделены департаментом Земледелия и Петербургским губернским земством. Ежегодно поступали субсидии в сумме 5000 руб. (департамент Земледелия), 2 000 руб. (Петербургское губернское земство), и 1200 руб. приносили курсы. Деятельность станции возлагалась на научный совет под председательством Петра Васильевича Будрина в составе представителей департамента Земледелия, Петербургского губернского земства, Сельскохозяйственных курсов, а также персонала станции. Научный Совет согласовал организационный план и «Положение станции», утвержденные департаментом Земледелия. Размер земельного участка Николаевской опытной станции составлял 20 десятин. Окончательное решение вопроса относительно конечного выбора площади состоялось в 1913 г. благодаря проведению выравнивающих посевов. Опыты первых лет станции проводились на всех полях имения. Поверхность полей в своем большинстве выглядела невыровненной. Преобладающий тип почвы — слабо оподзоленный супесчаный. Программа станции включала:
• изучение метеорологических условий;
• решение вопросов агротехники (возделывание почвы, удобрение, уход) отдельных культур и изучение сортов, преимущественно кормовых растений;
• участие в разработке методов опытного дела;
• изучение вредителей и методов борьбы с ними.
В хозяйственном отношении в первые годы своего существования станция считалась неоснащенной. В распоряжении станции существовала библиотека, которая была передана ей Курсами. Текущие затраты станции составляли 10 000 руб., а доход от продажи продуктов хозяйства — 1800 руб. Результаты деятельности первых лет станции были следующие:
• метеорологические данные за 2 года опубликованы в отчете станции;
• исследованы почвы имения, в котором находится станция. Заведующий станцией принимал участие в агрономических совещаниях при Петербургской земской управе, читал лекции по основным вопросам техники земледелия в Санкт-Петербурге по приглашению Северного сельскохозяйственного общества и других учреждений.
Вышесказанное дает возможность утверждать, что Николаевская опытная станция планомерно и быстро развивалась. В 20-х годах ХХ столетия она занимала должное место
среди опытных станций России, и именно в эти годы ее возглавлял профессор П. В. Будрин, который вывел ее на высокий уровень развития. В это время под руководством Петра Васильевича она решала вопросы полеводства, почвоведения, ботаники, энтофитопатологии, метеорологии [18].
На Петербургских сельскохозяйственных курсах существовали разные кружки и общества: аграрно-экономическая группа, педагогический и историко-философский кружки [27. Л. 11-13. об.]. Также работали украинское, сибирское, саратовское, костромское и прочие землячества [27. Л. 15-18. об.; Л.8, 1617].
В 1914 г., когда началась первая мировая война, работа курсов замедлилась и усложнилась.
В 1917 г. деятельность курсов не изменилась. Продолжались занятия в аудиториях и лабораториях, на полях и фермах. Ассистенты требовали равных прав с преподавателями в педагогическом совете [27. Л. 12-12. об.].
Важным событием стало принятие нового проекта временного положения о преобразовании Петербургских курсов в высшее учебное заведение, а также нового учебного плана [27. Л. 25-25а]. Таким образом, Курсы превратились в Петроградский сельскохозяйственный институт. Это было в 1922 г.
На протяжении 1916-1931 гг. П. В. Будрин заведовал отделом растениеводства (полеводства), а позже был научным консультантом Всероссийского сельскохозяйственного музея в Ленинграде [25], где одновременно читал лекции [21. Л. 6, 8]. В «Личном листке научного работника Будрина Петра Васильевича», заполненного в январе 1924 г., в графе 13 «Начало службы в занимаемой ныне должности» обозначена дата 10.УП. 1922 г., а в графе 18 «Краткое изложение предшествовавшей службы» место службы на Санкт-Петербургских сельскохозяйственных курсах отмечено датами «...1913 по 10.УІІ. 1922 гг.» [27. Л. 9, 10]. П. В. Будрин был одним из тех ученых, которые со дня основания института принимали активное участие во внутренней его жизни. Согласно выписке из протокола № 27 заседания научно-технической секции Государственного ученого совета 27 ноября 1922 г. постановили “... утвердить в должности профессора Петроградского Сельскохозяйственного Института профессора БУДРИНА по кафедре частного земледе-лия“» [21. Л.1].
В заявлении профессора П. В. Будрина на имя ректора Петроградского сельскохозяйственного института от 23.ХІІ.1923 г. по поводу продолжения работы в институте говорится «... Кроме ЛСХИ, я состою в настоящее время специалистом по растениеводству (хранителем коллекций по полеводству) во Всероссийском сельскохозяйственном музее...» [21, Л.15-16].
Принимая активное участие в жизни научного учреждения, в 1918-1919 гг., во время становления новой власти, П. В. Будрин проводил организационную работу в Петроком-муне по созданию в Петрограде огородов для рабочих. В это время имение «Николаевское» было разгромлено белогвардейцами [27. Л.142 об.]. Шел поиск человека из членов Педагогического совета или специалистов опытного дела для восстановления дел опытной станции. Выбор пал на П. В. Будрина.
На заседании Педагогического совета 2 июня 1918 г. рассматривался вопрос о трудном финансовом состоянии учебного заведения, о разнообразных платных формах обучения для населения. Председательствовал на заседании М. А. Сонгайло при участии 24 членов Совета и выполняющего обязанности секретаря П. В. Будрина. Был заслушан и обсужден доклад М. А. Сангайло о командировке в Москву по делам Курсов. О. А. Вольтер и П. В. Будрин доложили об организации инструкторских курсов по огородничеству
в имении «Николаевское», о количестве слушателей (30 чел.), предметах преподавания, к которым дополнительно включены полеводство, пчеловодство, кооперация в огородничестве, о сроке занятий и др. Решались еще некоторые вопросы. Согласно обращению Ассоциации Центрального совета экспертов о назначении представителей в его секции были избраны: в первую сельскохозяйственной секцию — П. В. Будрин и С. В. Паращук, во вторую наставническо-просветительскую — П. Ю. Шмидт [21. Л. 47-48]. 17 августа 1918 г. состоялось заседание Педагогического Совета по поводу тяжелого финансового положения Николаевской опытной станции и относительно проекта нового университетского устава. На заседании П. В. Будриным сделан доклад о состоянии дел станции и в имении «Николаевском», а также о результатах заседаний сельскохозяйственной комиссии и совещания по делам опытной станции, которое состоялось 8 августа 1918 г. Кроме этих вопросов были рассмотрены также и другие [27. Л.49 об.-51а].
В это время П. В. Будрин вел активную общественную деятельность. Он не состоял в партийных органах, и кроме основной работы в советских учреждениях — Ленинградском сельскохозяйственном институте и Всероссийском сельскохозяйственном музее, ученый с октября 1922 г. был членом профессиональной организации «Союза Земли и Леса». В 1918 г. заведовал культурно-просветительным отделом сельскохозяйственного Совета Комгорхоза. Также при Ленинградском сельскохозяйственном институте, параллельно с другими научными обществами, работало Агрономическое общество, в котором состоял П. В. Будрин [27. Л.17]. В 1924 г. его избрали заместителем Председателя Президиума Общества [1].
17 февраля 1924 г. состоялось торжественное собрание по поводу празднования 50-летия научной и педагогической деятельности профессора П. В. Будрина и 40-летия деятельности профессоров В. В. Пашкевича и Н. И. Кичунова. Согласно выписке из журнала заседания Правления Ленинградского сельскохозяйственного института от 24 февраля 1924г. постановили: «.. .Избрать профессоров П. В. Будрина, В. В. Пашкевича, Н. И. Кичунова почетными членами Ленинградского Сельско-Хозяйственного Института и донести о сем на утверждение Главпрофобра. Повесить портреты их в зале заседаний Совета Института.» [21. Л.31].
В мае 1925 г. в Ленинградском сельскохозяйственном институте училось более 2500 студентов, из них крестьян 1913. Немало трудностей создавало общее направление политики Советского государства в области высшего образования. Время на изучение теоретических дисциплин было сокращено, вводились новые предметы из цикла общественных наук.
Понизилась роль лекций. Срок обучения установили недостаточный — три с половиной года вместе с дипломной работой. Началась ликвидация предметной системы, как несоответствующей новым условиям жизни. Положительным было то, что усилился контроль за успеваемостью студентов. Студенты, которые в установленный срок не сдавали необходимый минимум предметов, исключались из института. Именно в то время учились в институте те, кто со временем стали выдающимися организаторами сельского хозяйства, заслуженными деятелями науки, академиками, профессорами, Героями Труда, лауреатами Государственных премий: В. А. Брызгалов, А. Р. Вельдман, А. Я. Камераз, М. П. Либизов, В. С. Лихнович, И. И. Самойлов. М. К. Солнцев и др.
В «Декларации» от 2. III. 1925 г., поданной П. В. Будриным в ЛСХИ для включения в список налогоплательщиков по Институту, даны сведения о преподавательской деятельности по совместительству в размере получаемой по каждому месту работы отдельно оплаты за полугодие (октябрь 1924 — март 1925 гг.). Согласно этому документу основным местом работы ученого является должность профессора ЛСХИ и Внешних педагогических курсов при нем.
Нагрузки профессора П. В. Будрина по ЛСХИ согласно расписанию [27. Л.25, 26]:
Название предмета Курс Название факультета Количество часов
Основы земледелия II Зоотехнический 2
« « II Экономический 2
« « III Зоотехнический 2 (сверх учебного плана)
Учение и прядильные растения III Растениеводство 2
В 1927 г. назрела необходимость разделения кафедр «Частного земледелия» и «Опытного дела». По этому вопросу состоялось заседание Правления ЛСХИ. Заслушали протокол заседания Растениеводственной предметной комиссии от 5 апреля, утвержденный Президиумом факультета вместе с протоколом заседания Комиссии по этим вопросам. Постановили считать профессора П. В. Будрина — заведующим секцией прядильных растений, а также представителем Растениеводственной предметной комиссии в Редакционной комиссии по изданию «Записок института» [21. Л.33].
В период 1923-1927 гг. открылась и работала Льняная опытная станция в Детском Селе, которая была создана П. В. Будриным и находилась под его руководством. Вскоре после учреждения назрела государственная потребность переименовать ее в Станцию прядильных растений, имея в виду более детальное их изучение, изучение приемов их культуры и способов изъятия волокна [19]. Станция создавалась при активном участии В. Ф. Соколова, бывшего сотрудника Петра Васильевича кафедры растениеводства Санкт-Петербургских сельскохозяйственных курсов и, позже, при новообразованной уже в ЛСГИ кафедры прядильных растений. По просьбе В. Ф. Соколова, Петр Васильевич в весенний семестр 1926 г. читал специальный курс по культурам прядильных растений и полевого травосеяния. Недостаток земли и отсутствие ассигнований со стороны института мешали дальнейшему развитию станции. Однако постепенно станция начала получать поддержку со стороны Правления института. За время работы станция имела определенные достижения. Она также была одновременно и показательно-вспомогательным учреждением при этой высшей сельскохозяйственной школе.
В 1926-1927 гг. было отработано и утверждено новое «Положение об опытных учреждениях ЛСХИ». Его утвердили Правлением ЛСХИ 20 января 1927 г. В выписке из протокола № 2 заседания Президиума Совета заведующих опытными учреждениями ЛСХИ от 5 мая 1927 г. читаем: «Признать необходимым применять “Положение” в полном объеме, кроме тех параграфов и пунктов, осуществление коих в текущем году может встретить особенно серьезное затруднение. В частности, Президиум считает возможным и целесообразным немедленно разрешить вопрос о заведовании Льняной станцией, в смысле §3 “Положения” в следующем виде:
а) поручить заведование Льняной станцией профессору П. В. Будрину, как ответственному руководителю кафедрой прядильных растений, т. е. той кафедрой, при которой станция должна быть подсобным учреждением и составной ее частью;
б) оставить на этой станции старшего ассистента Соколова В. Ф. в качестве заместителя заведующего, принимая во внимание его заслуги и полезную деятельность, как при организации станции, так и при последующей ее деятельности. Назначение Соколова В. Ф. заместителем зав. станцией не должно, по мнению Президиума, служить мотивом к снижению получаемого им вознаграждения по Станции» [21. Л.36].
Следует отметить, что жизнь ученого в 20-30-е годы ХХ столетия была очень нелегкой, сказывалась нехватка денежных средств. Это стало известно после ознакомления с «Личным делом П. В. Будрина» из архива Ленинградского сельскохозяйственного института, в котором отражена информация о его службе в этом вузе. Например, в заявлении в административно-хозяйственную часть ЛСХИ от 6.11.1925 г. профессор П. В. Будрин пишет: «Для освобождения детей моих от платы за учение необходима справка о моем служебном положении и получаемом мною в институте жаловании по 90 руб. в м-ц. Одна справка нужна для сына Сергея П. Будрина, состоящего студентом Политехнического института им. М. И. Калинина, и другая для дочери Елены Петровны Будриной-Сонгайло, обучающейся во втором акушерском техникуме. Прошу о выдаче этих справок» [21. Л.28]. Как видим у профессора П. В. Будрина были еще не совсем взрослые дети. Через несколько лет, в феврале 1927 г., он через Секцию научных работников возбудил ходатайство о предоставлении ему, как заслуженному профессору персональной пенсии. В этом году ему исполнилось 70 лет. В его поддержку выступили такие выдающиеся ученые, как академик К. Д. Глинка и профессор В. И. Вавилов. С К. Д. Глинкой Петра Васильевича свела судьба еще во времена его работы в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства (Польша), а с В. И. Вавиловым — пути пересеклись на Харьковской селекционной станции, а позже здесь в институте. В этом институте профессор
В. И. Вавилов был заведующим Селекционной станцией. Кроме Станции прядильных растений, где заведующим был профессор П. В. Будрин, и Селекционной станции, ЛСХИ имел другие учебно-опытные станции: Лесную, где заведовал профессор В. В. Гуман, Луговодственную — профессор Л. А. Чугунов, Почвоведения — профессор Н. И. Прохоров, Растениеводческую — профессор А. Т. Кирсанов, Энтомологическую — профессор Н. Н. Богданов-Катьков [21. Л. 53]. 17 сентября 1927 г. профессору П. В. Будрину была назначена персональная пенсия.
Другой документ «Ответ на запрос № 127 от 11.12.1928 года» несет сведения о составе семьи ученого и заработках. Читаем: «Со мною живут: а) жена Юлия Ивановна Будрина — 58 лет; б) дочь Екатерина Петровна — 33 лет; в) сын Сергей Петрович — 30 лет; г) его жена Татьяна Николаевна — 26 лет; д) внучка Елена Сергеевна Будрина — 11 мес.; е) внук Борис — 16 лет. Дочь и сын имеют небольшой заработок, остальные на моем иждивении. Кроме того, в значительной степени на моем иждивении состоят живущие отдельно от нас: а) дочь Елена Петровна Будрина-Сонгайло — 25 л., б) ее болезненный муж Лев Михайлович Сонгайло и в) внучка Ирина Львовна Сонгайло — 5 лет...» [21. Л. 58]. Отсюда видно в каком тяжелом семейном положении находился ученый. Немного позже, 20.11.1928 г. в Правление ЛСХИ поступило ходатайство профессора П. В. Будрина об освобождении его от должностей, занимаемых по институту [21. Л.55]. Правление института утвердило ходатайство с просьбой к профессору П. В. Будрину довести занятия до конца учебного года по кафедрам и по Станции прядильных растений. На замещение должностей, освобождаемых профессором П. В. Будриным, с начала 1929/1930 учебного года был объявлен конкурс:
• на должность профессора по кафедре «Основы земледелия» на факультете зоотехнии «Общее и частное земледелие» на факультете сельскохозяйственной экономии и политики.
• на должность доцента по «Курсу прядильных растений».
Также из документа от 28.12.1928 г. можно узнать, что профессор П. В. Будрин по кафедре «Частное земледелие» имел следующую нагрузку: лекции — 5 ч, заведование кафедрой — 2 ч, заведование станцией — 3 ч.
В заявлении профессора П. В. Будрина на имя ректора ЛСХИ от 29.12.1929 г. читаем: «Осенью истекшего 1929 года исполнилось 50 лет со времени окончания мною в 1879 г. Санкт-Петербургского (а теперь Ленинградского) Университета. ... Не располагая достаточными силами успешно дальше продолжать свою службу, я (имея в виду назначение мне персональной пенсии в 150 руб. в месяц) еще в ноябре 1928 г. просил об освобождения меня от занимаемых мною в институте должностей. По предложению Правления института я продолжал, однако до сих пор вести порученное мне дело, рассчитывая передать его моему заместителю, избранному на основании объявленного конкурса. Надеюсь, что это в непродолжительном времени свершится. Назначенная мне персональная пенсия, при современной дороговизне жизни и моем семейном положении, далеко не обеспечивает моей спокойной старости, на что, казалось бы, я имею право. В виду этого я прошу Правление ЛСХИ войти, куда следует, с представлением о повышении получаемой мною персональной пенсии до того максимума, до какого это допускается» [20. Л. 64-65].
Однако в связи с таким положением дел, и, несмотря на свой преклонный возраст, ученый все-таки продолжает работу в ЛСХИ. Это необходимо было делать еще и потому, что существовала другая пенсия — профессорская. Она была немного выше персональной и, согласно Положению о научных работниках, должна увеличиваться при повышении основного оклада профессора или увеличении персональной пенсии. Правление ЛСХИ идет навстречу ученому и предоставляет в Главпрофобр ходатайство о том, что П. В. Будрин имеет все права на получение профессорской пенсии [21. Л. 59].
В конце 20-х годов ХХ столетия еще существовала такая проблема Ленинградского сельскохозяйственного института, как материальная база учебного процесса и производственной практики. Главным местонахождением института избрали Детское Село. В 1927 г. весь институт был переведен в Детское Село. На базе института открыли платные годичные высшие педагогические сельскохозяйственные курсы (40 человек). Они готовили преподавателей для профильных техникумов. Доходы получали также за счет Пашекопетского лесничества, оранжереи и парков. Не давали покоя постоянные перемены общей концепции высшего образования в стране. В 1925 г. утвердили новые правила учета знаний студентов. Бывшая система соответствующего опроса по любому предмету в конце курса была отменена. Новая система предусматривала проверку знаний в процессе обработки материала. Зачет студент получал на основе участия в практических занятиях, коллоквиумах, написании рефератов и др. [21. Л. 109]. «Старые преподаватели» противились новой системе. В центре внимания руководства вуза находилась проблема, связанная с практикой студентов. Институт оказался в выгодном положении. Например, в 1925 г. он подал заявления на 75 мест для производственной практики, а получил 123 места [27. Л.198]. Библиотека института насчитывала более 200 тыс. томов.
С 30-х годов ХХ столетия начинается новая полоса дробления сельскохозяйственных вузов. Переход на срок обучения свыше 3,5 лет.
Ленинградский сельскохозяйственный институт — единый, масштабный, сильный традициями, с большим накопленным опытом — начал делиться на мелкие институты. Появились — Ленинградский институт прядильных культур, Ленинградский институт подготовки специалистов по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства, Ленинградский институт молочных культур, Ленинградский институт прикладной зоологии и фитопатологии и пр.
В то время П. В. Будрин преподавал в Ленинградском институте прядильных культур, Ленинградском институте подготовки специалистов по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства, Институте прикладной зоологии и фитопатологии.
Согласно «Выписки из приказа № 22 по Ленинградскому институту прядильных культур от 15 июля 1930 года» профессор П. В. Будрин был назначен профессором и заведующим кафедрой культуры лубяных волокон с 1 октября 1930 г. [21. Л.66] . В Ленинградском институте прядильных культур шли беспрерывные преобразования. Он был расположен на Каменном острове. Его факультет первичной переработки прядильных культур перевели в состав вновь созданного Ленинградского института текстильной промышленности, к которому присоединили в качестве факультета Агропедагогический институт.
Согласно «Выписки из приказа № 9 по Институту подготовки специалистов по борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства от 15 августа 1930 года» с 15 сентября 1930 г. профессор П. В. Будрин занимал должность профессора на кафедре «Частное земледелие» [21. Л.104]. В конце 1931 г. его перевели на должность внештатного профессора на кафедру «Частное растениеводство» [21. Л.105].
В Ленинградском институте прикладной зоологии и фитопатологии профессор П. В. Будрин с 1 октября 1931 г. состоял в должности внештатного профессора, ведущего курс «Полеводство» [21. Л.107].
В Ленинградском сельскохозяйственном институте организовали специальный факультет защиты растений.
В середине 30-х годов ХХ столетия все мелкие вузы с узкими специализациями снова начали переходить к более крупным со значительной материальной базой, стойким коллективом [22]. Снова отрабатывались новые учебные планы, согласовывались программы, так как в разных вузах преподавание одинаковых предметов шло по-разному. Начиная с 1934 г., Ленинградский сельскохозяйственный институт работал с 5-годовым сроком обучения.
Профессор Петр Васильевич Будрин занимается также и редакторской деятельностью. Работает в редакции журнала «Вестник Всероссийской Сельскохозяйственной Палаты» и в журнале «Земледельческая Газета».
В силу проводившейся политики того времени, Петр Васильевич принимал участие в выборных органах г. Ленинграда. Он являлся членом и председателем (1925-1926) Научно-технической секции при Сельскохозяйственном музее (на 1931 г. — Музей социалистической реконструкции сельского хозяйства). С 1923 (24) по 1931 г. был членом естественноисторической подкомиссии Квалификационной комиссии при Секции научных работников. Эти сведения взяты из «Личного листка по учету кадров» ЛСХИ от 28 сентября 1931 г. Хочется привести еще несколько, на наш взгляд, интересных строк. В этом же документе есть графа под № 29 «Проходил ли чистку госаппарата (где, когда и результат чистки). Профессор П. В. Будрин пишет: «Мне неизвестно (ни откуда не был до сих пор вычищен)» [21. Л. 70-71].
Хочется отметить, что в начале 1933 г., в ознаменование 15 годовщины Октябрьской революции, за достижения в постановке учебной работы, успешной перестройки на основе Постановления ЦИК о вузах П. В. Будрин был награжден Почетной грамотой [21. Л. 75].
В «Характеристике научно-педагогической» от 3.08.1934 г., подписанной директором Ленинградского института прядильных культур Ильиным, отмечены наиболее важные научные и практические достижения профессора П. В. Будрина. «Профессор Бу-дрин Петр Васильевич — высококвалифицированный ученый в области частного растениеводства; имеет 46 лет профессорской деятельности и 55 лет научно-педагогической. Профессор П. В. Будрин является крупнейшим специалистом в области растениеводства с большой агрономической эрудицией во всех разделах растениеводства. Русская и Советская Агрономия обязаны ему глубокой разработкой основных приемов
возделывания главнейших сельскохозяйственных растений; он один из первых ввел экспериментальный метод в изучение земледелия и растениеводства; он смело может быть поставлен в первые ряды созидателей советской агротехники. . П. В. Будрин создал курс растениеводства, по которому воспитывались тысячи агрономических работников в до-революционное время и после революции и сейчас его трудами пользуются при подготовке агрономов. В настоящее время ведет работы над вопросами агротехники льна и конопли и продвижении пшеницы на север; он создал Льняную станцию, которая и по настоящее время ведет большую работу. Большую работу за последние 3 года провел в области подготовки научной смены (аспирантуры)» [21. Л. 79-82].
Целый ряд научных работ вышли из-под пера профессора П. В. Будрина в Ленинградский период его жизни и деятельности (1913-1939), а именно: «Зерновые хлеба и кормовые травы», «Зеленое удобрение», «О севооборотах», «Картофель, его хозяйственное значение в России и важнейшие меры для успеха культуры», «По поводу недостатка удобренный», «Обеспечение хозяйств кормами», «Краткий отчет Огородной Комиссии»; ряд брошюр «Полевое травосеяние», «Бобовые зерновые растения», «Масличные растения», «Хлеб наш насущный. Возделывание важнейших хлебов Северной и Средней России», «Засухоустойчивые растения и способы возделывания их»; учебные пособия «Частное земледелие», «Северные прядильные культуры» (в соавторстве) и много др.
Важнейшим событием, в жизни ученого является тот момент, когда 17 февраля 1935 г., в возрасте 77 лет, его утвердили в ученой степени доктора сельскохозяйственных наук без публичной защиты диссертации [21. Л. 77, 78].
С сентября 1936 г. профессора П. В. Будрина назначили профессором кафедры растениеводства по ЛСХИ [21. Л. 128]. А немного позже, 4 сентября 1937 г., — руководителем этой же кафедры с персональной оплатой. [21. Л. 95]. В этой должности он находился до 31 августа 1938 г., потом по личной просьбе был освобожден от обязанностей заведующего кафедрой Растениеводства с оставлением в должности профессора [21. Л. 128].
27 марта 1939 г. в 4 ч утра профессор П. В. Будрин скончался, немного не дожив до 82 лет. В «Выписке из приказа № 82 по Ленинградскому сельскохозяйственному институту от 28 марта 1939 г.», которая стала последним документом в «Личном деле» ученого написано «Отчислить из числа профессорско-преподавательского состава профессора, доктора сельскохозяйственных наук Будрина Петра Васильевича с 28.12.1939 г. вследствие смерти» [27. Л. 123]. Похоронен выдающийся ученый-аграрий в Ленинграде.
Подытоживая, следует сказать, что профессор П. В. Будрин действительно сыграл важную роль в становлении и развитии Ленинградской научно-образовательной аграрной школы. Хочется прибавить, что такое крылатое выражение, как «Счастливая жизнь, это длинная жизнь» для профессора П. В. Будрина имеет относительное значение, поскольку он прожил действительно длинную, яркую, но тяжелую жизнь. Короткие сведения о нем в энциклопедических справочниках за довольно длинный промежуток времени советского периода (в большинстве случаев представлена лишь дата жизни и смерти), заметная недосказанность про его деятельность в соответствующих сферах — характерные явления того времени: значение ученого в науке нередко специально преуменьшалось. Поэтому возвращение светлого имени профессора Петра Васильевича Будрина и его творческого наследия в современный научный процесс считаем своим долгом перед светлой памятью ученого-агрария.
1. Агрономическое общество при Ленинградском сельско-хозяйственном институте: из отчета Общества за первую половину 1924 г. // Зап. Ленингр. с.-х. ин-та. Т. 2. Л.,1925. С. 438-440.
2. Вергунов В. А. Будрін Петро Васильович (1857-1939) // Видатні постаті України: Біогр. довід. / Г. В. Щокін, М. Ф. Головатий, В. А. Гайченко та ін. 2-ге вид., допов. Київ, 2007. С. 188-191.
3. Вергунов В. А. Професор П. В. Будрін — видатний діяч сільськогосподарської дослідної справи // Етнічна історія народів Європи: зб. наук. пр. / Київ. ун-т ім. Т Шевченка, І-нт політ та етнограф. дослідж. НАН України. Вип. 8. Киів, 2001. С. 89-91.
4. Вергунов В. А., Коваленко С. Д. Наукова спадщина професора П. В. Будріна — одного з організаторів сільськогосподарської дослідної справи України, Росії та Польщі // Вісник Дніпропетровського університету: Історія і філософія науки і техніки. Вип. 8. Дніпропетровськ, 2001. С. 73-78.
5. Вергунов В. А., Коваленко С. Д. Петр Васильевич Будрин — ученый-аграрий (1857-1939) / отв. ред. А. А. Созинов. М., 2004.
6. Вергунов В. А., Коваленко С. Д., Шкрабак В. С. Выдающийся русский агроном — профессор П. В. Будрин (к 145-летию со дня рождения). СПб., 2002.
7. Государственный архив Пермской области, ф. 790. Р, оп. 1, д. 362. Л. 3.
8. Коваленко С. Д. Науково-практична діяльність професора П. В. Будріна на Смоленщині // Історія української науки на межі тисячоліть: зб. наук. пр. Вип. 5. Киів, 2001. С. 105-110.
9. Коваленко С. Д. Біологічне землеробство: історія наукового започаткування (до 145-ти річчя від дня народження професора П. В. Будріна) // Вісник Дніпропетровського університету: Історія і філософія науки і техніки. Вип. 9. Дніпропетровськ, 2002. С. 42-46.
10. Коваленко С. Д. Діяльність П. В Будріна у справі організації і проведення І Всеросійського з’їзду діячів з селекції сільськогосподарських рослин, насінництва та розповсюдження насіннєвого матеріалу // Історія освіти, науки і техніки в Україні: Перша конференція молодих вчених та спеціалістів: тези доповідей та повідомлень (30 трав. 2002 р., м. Київ) / УААН, ЦНСГБ, Академія наук Вищої школи України. Відділ історії освіти, науки і техніки. Київ, 2002. С. 77-82.
11. Коваленко С. Д. Діяльність професора П. В. Будріна в контексті розвитку сільськогосподарської науки і освіти: автореф. дис. ... канд. іст. наук: 07.00.07 / НАН України, Центр досліджень науково-технічного потенціалу та історії науки ім. Г. М. Доброва НАН Украни. Київ, 2002. С. 18.
12. Коваленко С. Д. До історії розробки науково обґрунтованого підходу використання люпину в якості зеленого добрива // Наукові сільськогосподарські бібліотеки у ХХІ столітті: тези доповідей науково-практичної конференції (Київ, 26-27 березня 2002 року). Київ, 2002. С. 44-46.
13. Коваленко С. Д. Історико-бібліографічний аспект дослідження творчості професора П. В. Будріна // Історія української науки на межі тисячоліть: зб. наук. пр. Вип. 6. Київ, 2001. С. 82-85.
14. Коваленко С. Д. Науково-педагогічна діяльність професора П. В. Будріна у Ново-Олександрийському інституті сільського господарства та лісівництва // Історія української науки на межі тисячоліть: зб. наук. пр. Вип. 4. Киів, 2001. С. 106-108.
15. Коваленко С. Д. Програма діяльності професора П. В. Будріна на Харківській сільськогосподарській обласній селекційній дослідній станції // Актуальні проблеми історії аграрної науки півдня України: матеріали науково-практичного семінару / УААН, ЦНСГБ, М-во аграр. політики України, Луганський держ. аграр. ун-т. Киів, 2000. С. 14-15.
16. Коваленко С. Д. Професор П. В. Будрін — один із організаторів дослідних робіт з проблем селекції польових культур на Україні // Український селянин: Праці наук.-досл. ін-ту селянства. М-ли ІІІ Всеукр. симпозиуму з проблем аграр. історії, 17-18 травня 2001 р. Вип. 3: спец. Черкаси, 2001. С. 199-200.
17. Коваленко С. Д. Участь професора П. В. Будріна у редагуванні періодичних видань «ЮжноРусская Сельско-Хозяйственная Г азета» (1909-1912) та «Хозяйство» (1906-1918) // Українська періодика: Історія і сучасність: Доповіді та повідомлення VII Всеукраїнської науково-теоретичної конференції (17-18 травня 2002 р., м. Львів) / за ред. М. М. Романюка Львів, 2002. С. 69-697.
18. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (ХVШ-ХХвв.) М., 1995. С.120.
19. Предисловие // Записки Станции Прядильных Растений. Вып. 2. Л., 1929. С. 3-4.
20. Професор Будрін Петро Васильович (1857-1939): Біобібліогр. покажч. наук. пр./ УААН; ЦНСГБ. — Упоряд. В. А. Вергунов, С. Д. Коваленко; наук. ред. В. А. Вергунов. Київ, 2001. порт. (Аграрна наука України в особах, документах, бібліографії).
21. Профессор Будрин Петр Васильевич. Кафедра растениеводства, Архив Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Дело № 226. 1922-1939. Л. 117.
22. Российский государственный архив экономики. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 99. Л. 33-34.
23. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет и становление сельскохозяйственного образования: документальная история / ред. В. Шкрабак и др. СПб., 1994.
24. Сборник сведений о сельскохозяйственных опытных учреждениях: По даным анкеты 1912 г. Вып. 2. СПб., 1913. С. 81-83.
25. Становление агроинженерной науки и образования в России (ХІХ-ХХ вв.) / под ред. С. А. Ио-финов, В. Г. Еникеев, В. Ф. Скробач, В. С. Шкрабак. СПб., 1999. С. 49-50.
26. Фортунатов А. Ф. Памяти Александра Васильевича Советова // Земледелие. 1901. № 50.
С. 792.
27. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2556. Оп. 1. Д. 512.
Л. 109.