ИНТЕГРАЦИЯ АГРАРНОГО И СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАРЬКОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ АГРОУНИВЕРСИТЕТЕ
А.И. Кравцов, М.М. Волошин
Аннотация. Рассматривается опыт и значение интеграции аграрного и социогуманитарного образования в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста в ХНАУ имени В.В. Докучаева. Акцентируется внимание на научных, образовательных и патриотических традициях его 200-летней эволюции. Освещаются научные школы, созданные выдающимися учеными-гуманистами. Авторы аргументируют место и роль социогуманитарного образования в системе высшей школы как необходимого приоритета всестороннего и гармоничного развития личности будущего специалиста-агрария.
Ключевые слова: гуманизация и гуманитаризация аграрного образования, аграрные научные школы, традиции, агросфера, профессиональная культура.
Сегодня агросфера занимает ведущее место в глобальном миропорядке. Это обусловлено необходимостью решения продовольственного и сырьевого обеспечения общества, государств и народов. Общеизвестно, что большинство населения планеты страдает от систематического голода, дорожают продукты питания, вырос спрос на биотопливо.
Теодор Рузвельт подчеркивал, что великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем. Украина имеет мощный фундамент для устойчивого высокопродуктивного сельского хозяйства: выгодное географическое положение и геополитическое состояние, благоприятные природно-климатические условия, квалифицированную рабочую силу, огромные площади высокопродуктивных почв. Сегодня с целью утверждения Украины в мире как самодостаточного, конкурентоспособного, сильного агропромышленного государства необходимо учитывать все современные тенденции в аграрной и технических науках, образовании, подготовке кадров, управленческой отрасли.
Современный этап развития нашего общества, характеризующийся интеграцией Украины в европейское сообщество, ставит перед отечественным образованием неотложные задания подготовки высококвалифицированных профессионалов. Чтобы стать полноценным специалистом необходимо действительно желать получить знания, овладеть богатством современной науки, принять как веру идеалы гуманизма. Гуманизация аграрного образования - многоплановое, социально-моральное явление духовной жизни общества. Это признание ценности конкретного человека, создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей студента и его самореализацию. Это духовная и моральная ориентация практической педагогики на систему адекватных моральных ценностей, ядром которой является студент-личность. Для современного отечественного аграрного образования более чем актуальной остается проблема его гуманизации и гуманитаризации. Гуманитарное образование должно быть направлено на пробуждение гражданского сознания студенческой молодежи. Это одновременно и обучение, и воспитание. Оно должно основываться на интегративных принципах с учетом специфики профессиональной деятельности. Здесь не целесообразна как излишняя специализация, ведущая к упрощению и примитивному воспроизведению культурологических ценностей, так и перегрузка теоретическими социогуманитарными знаниями. Профессиональная культура должна формиро-
ваться на основе общей культуры. Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя-гуманитария требует от него выступать не только носителем информации, но и координатором, обеспечивающим культурное развитие специалиста. Расширить научное мировоззрение студентов, воспитать у них высокие моральные качества является актуальнейшей задачей для преподавателя, поскольку недостатки социогуманитарной подготовки студентов влияют на общий уровень специалиста.
Богатые традиции в подготовке высококвалифицированных специалистов-аграриев есть у Харьковского национального аграрного университета, первого в царской России сельскохозяйственного заведения, основанного 5 октября 1816 г. Указом Императора России Александра I [1] как Институт земледельческого хозяйства в Маримонте (предместье Варшавы, Польша). Он пережил две мировые войны, смену разных общественно-политических формаций, яркие страницы и трагические события, но, преодолевая все невзгоды, всегда возрождался, как Феникс из пепла. В связи с началом Первой мировой войны институт в июле-августе 1914 г. был эвакуирован в г. Харьков, где и остался навсегда. За сто лет неоднократно менялись его названия и сейчас это Харьковский национальный аграрный университет имени В.В. Докучаева.
Сегодня Харьковский НАУ - это современный учебно-научно-производственный комплекс, в состав которого входят колледжи, техникумы и лицеи, три государственных учреждения. Он имеет широкие связи с сельскохозяйственными предприятиями и организациями страны, хорошо известен за рубежом. С 1997 года университет является членом международной ассоциации университетов (ЮНЕСКО, Париж). Сегодня здесь успешно готовят высококвалифицированных специалистов-аграрников, обеспечиваются эффективные фундаментальные и экспериментальные исследования, университет является научно-методическим центром агропромышленного комплекса Украины.
ХНАУ - это не только престижное учебное заведение, но и всемирно известный центр аграрной науки. Профессорско-преподавательский состав и сотрудники университета с величайшей ответственностью хранят и преумножают научные, образовательные и духовные традиции вуза. На всех факультетах преподаватели как специальных, так и социогуманитарных дисциплин из поколения в поколение интегрируют эстафету знаний и творческого наследия выдающихся ученых и педагогов вуза. В курсах приоритетных фундаментальных дисциплин, спецкурсах «Введение в специальность» и «История ХНАУ им. В.В. Докучаева» всесторонне освещается место, роль и значение как отдельных выдающихся ученых аграрной науки, так и университета в целом. Университет получил признание благодаря талантливым ученым, которые плодотворно работали в его стенах. Одним из лучших представителей плеяды ученых и общественных деятелей, вышедших из народа, носителем научной мысли мирового значения о почвоведении является всемирно известный естествовед, основоположник научного генетического почвоведения и зональной агрономии Василий Докучаев.
Здесь вдохновенно создавал науку основатель украинской школы биохимиков, разработчик актуальных научных направлений, которые стали основой современной биохимии и молекулярной биологии, теорети-
ческой и практической медицины академик Александр Палладин.
В университете плодотворно работал известный на весь мир почвовед, основатель Украинского НИИ почвоведения Алексей Соколовский; занимался научной и педагогической деятельностью основоположник науки о лесе и лесном исследовательском деле Георгий Высоцкий; создавал новые сорта сельскохозяйственных растений и талантливо преподавал один из основателей отечественной селекции и научной школы селекции и семеноводства, всемирно известный селекционер Василий Юрьев.
На основании многолетнего научного опыта и научных исследований в университете сформировались и функционируют научные и научно-методические школы.
Еще в 90-х годах Х1Х столетия организатором сельскохозяйственного опытного дела в России Петром Будриным и выдающимися ученым - растениеводом академиком Николаем Кулешовым и профессором Григорием Пилипцом в университете была основана школа растениеводов-экологов. Сегодня ведущие ученые-последователи во главе с членом-корреспондентом НААН Украины профессором Михаилом Бобро продолжают дело своих учителей.
Школа лесоводческо-экологической типологии была основана в 20-х гг. прошлого столетия. У ее истоков стояли выдающийся украинский исследователь леса профессор Евгений Алексеев, ученый с мировым именем, основатель теории сравнительной экологии растений, широко используемой в лесном хозяйстве Украины и зарубежных стран, Петро Погрибняк и выдающиеся исследователи Дмитрий Воробьев и Борис Остапенко.
В 1924 г. академиком, первым президентом Украинской академии сельскохозяйственных наук Алексеем Соколовским в университете была основана Школа агрономического почвоведения. Постепенно на основе кафедры почвоведения были созданы два самостоятельных научных заведения: в 1952 г. - Украинский научно-исследовательский институт агропочвоведения (сейчас Институт земледелия НААН Украины) и в 1956 г. - Институт почвоведения и агрохимии имени О.Н. Соколовского НААН Украины (сейчас - Национальный научный центр г. Харьков).
Школа «Теоретические и практические аспекты патогенеза, иммуногенеза и защиты растений от инфекционных заболеваний» была основана в 1924 г. академиком, заслуженным деятелем науки, известным микологом и фитопатологом Тимофеем Страховым и учеными-последователями профессорами Михаилом Ро-дыгиным, Василием Пантелеевым и другими исследователями.
Создание научной школы «Проблемы динамики популяции и прогнозирования массовых размножений вредных организмов» в 30 -ые гг. прошлого столетия связано с именами известного зоолога профессора Виктора Аверина и талантливых ученых-профессоров Алексея Мигулина и Бориса Литвинова.
Школа селекции и генетике сельскохозяйственных растений основана в 1937 г. академиком В.Я. Юрьевым - дважды Героем Социалистического Труда, всемирно известным ученым, селекционером-растениеводом. Результатами научных исследований ученых-селекционеров в последние годы стали новые высокоурожайные сорта ярового ячменя (Докучаевский-15, Мономах, Козак), фасоли (Звездочка, Докучаевская), амаранта (Харьковский-1, Ультра, СЕМ, Лера, Белосе-мянный, Огненный шар).
Школа природозащитного и эффективного использования сельскохозяйственных земель основана профессорами Якимом Петренко, Георгием Гороховым, Василием Кирсановым в 1944 г. За последние годы учёными - воспитанниками и последователями школы -Анатолием Вервейко и Иваном Стативкой разработаны новые методики прогнозирования и проектирования рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов в схемах и проектах землеустройства, составление проектов формирования землевладений и землепользования..
Школа «Современные технологии усовершенствования системы земледелия в Лесостепи Украины» была основана известными учеными в области агрономии профессором Петром Бараковым и академиком Борисом Рождественским. Учеными-земледельцами Алексеем Можейко, Владимиром Милым, Юрием Буденным на протяжении последних лет разработаны и внедрены интенсивные технологии выращивания озимой пшеницы, амфидиплоидов, кукурузы, подсолнечника, операционная технология выращивания сельскохозяйственных культур в полевых севооборотах, в том числе с короткой ротацией.
Школа «Технология производства овощей» основана в 60-70-х гг. ХХ столетия профессором Борисом Беляком. Сегодня ученые-последователи продолжают научные исследования по основным направлениям деятельности школы.
У истоков школы аллелопатии, основанной в 70-х гг. ХХ столетия, стоял известный ученый-растениевод, талантливый руководитель, бывший ректор университета, профессор Герман Наумов. Сегодня его последователи работают над актуальными вопросами агрономической науки, такими, как экология, азотфиксация и т.п.
Научно-методическая школа по вопросам бухгалтерского учета была основана в 1949 г. профессором Степаном Бутко. Школа «Экономический механизм хозяйствования в аграрном секторе экономики и повышение эффективности сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики» была создана известными профессорами-экономистами Львом Клецким и Кириллом Телешеком в 30-х гг. ХХ ст. [2].
За время своего существования Харьковский агро-университет подготовил более 60 тыс. специалистов для агропромышленного производства. Лучшие из них навсегда связали свою судьбу с этим учебным заведением и своей творческой деятельностью помогали сельскохозяйственным практикам-производителям решать актуальные проблемы аграрного производства. В разное время здесь работало немало признанных ученых, среди них доктор почвоведения и минералогии профессор Василий Васильевич Докучаев; дважды Герой Социалистического Труда, селекционер-растениевод, академик АН УССР, почетный академик ВАСХНИЛ, заслуженный деятель науки УССР, Лауреат Государственной премии СССР Василий Яковлевич Юрьев; Лауреаты Ленинской премии - академик УААН Александр Владимирович Палладин, академик ВАСХНИЛ Борис Павлович Соколов, академик НАН Украины Александр Яковлевич Усиков, академик УААН, Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Хаджинов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры растениеводства Николай Васильевич Цингер.
Среди выпускников ХНАУ три Героя Советского Союза - Иван Иванович Бакулин, Петр Лукьянович Василевский, Эммануил Давидович Готлиб; 19 Героев Социалистического Труда; три Героя Украины - Иван Михайлович Гулий, Анатолий Тихонович Криворучко,
Андрей Яковлевич Ровчак. Выпускниками университета являются более 1000 магистров и более 100 докторов философии из 90 стран всех континентов. Преподаватели университета готовили национальные кадры в 13 странах мира. Сегодня на всех факультетах университета и подготовительном отделении обучается более 100 иностранных граждан. Современное поколение докучаевцев продолжает и развивает славные традиции, прилагает немало усилий для преумножения научного и образовательного потенциала университета, чтобы достойно представлять его на мировом и европейском уровнях.
К сожалению, даже в таком прогрессивном университете с богатой историей на изучение социогумани-тарных дисциплин отводится недостаточное количество аудиторных занятий, практически отсутствуют часы на самостоятельное посещение студентами музеев, галерей, выставок, вернисажей, театров.
Учитывая вышесказанное, необходимо подчеркнуть органическую взаимосвязь патриотического и экологического воспитания студентов аграрных учебных заведений. Все это влияет на уровень сознания, а отсюда -и жизнедеятельность будущего специалиста, его дальнейшего культурного роста как личности. На наш взгляд, важную роль играет преподавание студентам курса истории университета, где освещаются научные достижения и открытия выдающихся педагогов, их вклад в развитие отечественной науки и образования в целом. Воспитание должно быть взаимосвязано с научными достижениями и практическими наработками признанных в мире ученых, литераторов, искусствоведов. Это позволит студенту приблизиться к сокровищнице мировой культуры и общепризнанным мировым достижениям человечества в разных областях и сферах современной цивилизации. Подчеркнем, что совокупность знаний про собственную нацию и ее самобытность, исторический путь, место среди других этносов должно способствовать объединению патриотического и национального воспитания и таким образом формировать мировоззрение, утверждать устойчивые психологические принципы, повышать уровень культурного, научного и художественного развития будущего специалиста, организатора и руководителя.
Важным направлением научно-педагогической деятельности преподавателей-гуманитариев является освещение социально-политических процессов и явлений, происходящих в Украине и за ее пределами. В современных условиях студент должен ориентироваться в разнообразии политико-правового поля государства, его стратегических и тактических перспективах развития, формах государственного устройства и политического управления, этнополитике, международных отношениях, глобальных проблемах современности, геополитике и т.д. Соответствующие знания по актуальным политическим проблемам способствуют формированию политической культуры и политического сознания студенческой молодежи, формируют у будущих специалистов активную гражданскую позицию. К тому же знания прав, свобод и обязанностей человека и гражданина воспитывает у будущего специалиста желание отстаивать свои интересы в разнообразном, не всегда справедливом обществе. Актуальным сегодня остается и вопрос привлечения студенчества к гражданской, организаторской, общественно-политической деятельности в процессе обучения. В ХНАУ общественная и организаторская деятельность студентов осуществляется в рамках функционирования Объединенного совета студенческого самоуправления и во время прохождения ими производственной практики. Так, студенты постоянно принимают участие в социологических исследо-
ваниях, выясняя проблемы общества, являются инициаторами организации и проведения общественно-политических мероприятий, посвященных историческим и современным датам и событиям.
Таким образом, значение социогуманитарной подготовки студентов для будущей деятельности как специалистов разных сфер и отраслей, организаторов и руководителей производства, общественных и политических деятелей должно постоянно возрастать и находить поддержку в системе высшего образования.
Список использованных источников
1 Российский государственный исторический архив.-Фонд 1 270; Фонд 733
2 Iсторiя Харкгвського национального аграрного ушверситету 1мет В.В.Докучаева. - Харюв, 2011. - С 363-440
Информация об авторах
Кравцов Анатолий Иванович, кандидат исторических наук, профессор Харьковского национального аграрного университета имени В.В. Докучаева, тел. 99-76-44, e-mail: [email protected]
Волошан Михаил Михайлович, кандидат философских наук, доцент Харьковского национального аграрного университета имени В.В. Докучаева, тел. 99-78-35.