Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Диакон Владимир Василик
Учение о Евхаристии в гимнографических памятниках Церкви
Опубликовано: Христианское чтение. 2008. № 29. С. 76-86
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
УЧЕНИЕ О ЕВХАРИСТИИ В ГИМНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ ЦЕРКВИ
Тема Евхаристии в гимнографических памятниках Церкви является в высшей степени значимой и едва ли обозримой в рамках одного сообщения. Собственно евхаристическая гимнография зарождается еще в Новом Завете. Особое значение для ее развития имели гимны в Апокалипсисе, которые так или иначе повлияли на дальнейшее богослужение: «Свят» (Откр. 4:8), «Достоин агнец закланный принять славу и честь»1 (Откр. 5:12) песнь Агнца (Откр. 15:3-4)2. В них для нас важен жертвенный аспект Евхаристии: созерцание Христа как закланного Агнца, Который искупил нас для Бога Своею Кровию от всякого племени и народа. Однако древняя Церковь знала и другое измерение Евхаристии — док-сологическое, ибо она есть не только жертва, но и жертва хваления. В качестве примера достаточно привести гимн Мелитона Сардийского, завершающий его проповедь О Пасхе:
- Уцл^аате тоу яатера о1 аую1, ааахе тр цг|тр1 яарвеуог. -"Уцлюйцеу, \)яер\)1|/о\)|хеу, ауки. -'У\|/(Ьвг|Т£, утерей ка1 уицфшг, 6x1 грЗрате тоу уицсршу Ъцсоу Хрштоу. Ец оТуоу таете, уйцфси кси уиц,фШ1,
Воспойте Отца, о святые, И пойте песнь Матери, Девы. Поем, превозносим, святые. Вознеситесь, невесты с женихами, Ибо нашли вы Жениха вашего Христа. В хвалу испейте, женихи и невесты3.
Этот гимн является и крещальным, и евхаристическим одновременно. Женихи и невесты — новокрещенные духовные дети Сардийской Церкви, родившиеся для новой жизни в пасхальную ночь. Евхаристия для них — духовное вознесение
1 О гимнографии Апокалипсиса и ее связях с литургией см. в частности работу кардинала Дани-элу: Danielou J. La Bible et la Liturgie. Paris, 1951.
2 См. о ней в одном из последних исследований: Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб., 2006.
3 Meliton de Sardes. Sur la Paque. Ed. Perler O. / Sources Chrétiennes. T. 123 Paris, 1966. P. 130.
и духовный брак со Христом4, теснейшее соединение с Ним. Этот гимн основан на песне Трех Отроков, которая сыграла ключевую роль как в создании жанра канона, так и в разработке евхаристической тематики5.
Весьма своеобразное учение о Евхаристии присутствует в гимне «Педагога» Климента Александрийского6.
Хршхе ^Iriooi)-yäXoL oüpaviov ixaoxwv уАджерсоу
aocpia«; xrjq afjq, £K0A,lßÖ|l£VOV oi vT|7iiaxoi axaXoiq axo^aoiv axixaAAonevoi, Griffe А,оупсп<; 7ive<)^iaxi бростерф
oi xpiatoyovoi-
A,aö<; awcppcov, \|/аЯ,Я,о)ц.еу оцог) Öeov eipf|vr|(;.
Христе Иисус, млеко небесное от сладких сосцов благ невесты мудрости твоей истекающее. Младенствующие устами нежными вскармливаясь от словесной жены, духом росоносным исполняясь. Христорожденные народ премудрый воспоем совместно Бога мира.
В гимне Климента проводится образ Евхаристических даров как духовного млека, которым питаются члены Церкви — духовные младенцы. Евхаристия осмысляется как причащение Вечной Премудрости — Логосу и в то же время — рождение во Христе, происходящее во Святом Духе. Исполнение росоносным Духом не только вводит пневматологический аспект, но и связывает его с песнью Трех отроков, и с доксологическими и евхаристическими мотивами, заключенными в ней.
Сходный образ духовного млека присутствуют и в т.н. Девятнадцатой Оде Соломона:
4 В этом памятнике ощущается влияние богословия, близкого Псевдо-Ипполиту Римскому и его Толкованию на Песнь Песней. См.: Ипполит Римский, сет. Толкование на Песнь Песней. Пер. и изд-е текста Нико Марра. СПб., 1910.
5 Подробнее об этом: Василии В.В. Происхождение канона.
6 См. Wolberg Th. Griechische religiöse Gedichte der ersten nachchristliche Jahrhunderte. Band I. Psalmen un Hymnen der Gnosis und der fruehen Christentums // Beitraege zur klassischen Philologie. T. 40. Meisenheip am Glan, 1971. P. 11-12, 83-99.
«Чаша млека предложена мне.
И испил я в сладость утешения Господня
Чаша — Сын есть»7.
Для раннехристианской гимнографии весьма важна тема евхаристического реализма.
Вера Древней Церкви в тождество евхаристических Даров и Тела Христова, распятого, погребенного и воскресшего и Крови, излиянной за жизнь мира, выражается в частности, в евхаристических гимнах III в., дошедших до нас благодаря традиции преп. Нила Криптоферратского.
То стоЗря аои то äyiov иШр fpojV oraupcoôev è<70io|iev
Тело твое святое Ради нас распятое Мы вкусили
То а'цла аои то тцноу штёр екх^беу
£то|хеу
Кровь твою драгоценную за нас излиянную мы испили
'Ai/ti той dKavQivov атефауои б'кауои тоу сттефауоу ттараахе тщГу сцшрштуоу
И вместо терновного венца этого венец нам даруй неувядаемый
Аут! 8е aivSovri?
ка1 èy6iXr)Qr|Ç гцкх? rnv ат)ттг|т0у аои èVSuaoy ôuyajiiy
Вместо же плащаницы, которой Ты обвился нас в непобедимую Твою облеки силу.
"On 8б dvéoTT\ç Kai f|p.aç ауериоуста? Эюхгауте? Cnaa>p.ey ка1 èv Kpiaei SiKaia аои атоацеу £|хттро?8
Ибо ты воскресл И нас оживил ожив, будем жить, и на суде праведном пред тобой встанем.
Итак, выражается вера, что мы причащаемся Тела распятого, погребенного и воскресшего. Трудно не сопоставить это с анамнесисом литургии,
7 Cm.: Lattke. Die Oden salomos in ihrer Bedeutung fuer Neues Testament und Gnosis. Goettingen. 1979 // Orbis biblicus und Orientalis. Bd. 25/1. S.128
8 Tp^M^^û? n. EkAoyti eXXnviKTjç öp6o8ö£ou Aöfjvcu, 2006. Z.138.
например — святителя Иоанна Златоустого: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся еже о нас бывшая — крест, гроб, тридневное воскресение, вознесение, одесную сидение, второе и страшное паки пришествие».
Встречаются, однако, тексты, в которых выражается вера в то, что Евхаристия есть реальное приобщение ко всему домостроительству спасения:
АТца тои старксобе'уто? Се Кровь воплощенного ек ауихд тгарбе'уои от Пресвятыя Девы.
Частой Хрюте*'А|1Г|У Иисусе Христе, аминь.
АТра тот? (ЗатттьстОбУто? Сия кровь крещенного еу Чорбауц шго Чооаууои во Иордане от Иоанна. '1г|сгаи Хрьстте*'Арл^у Иисусе Христе, аминь
А![ш тои тгростбУеукато? Кровь себя принесшего
еаитбу Оистюу архороу в жертву непорочную
иттер то!у арартьсоу г|р.шу за прегрешения наши.
Чт|сгаи Хрюте-'А(Л]У Иисусе Христе, аминь9.
Новый этап осмысления Евхаристии в гимнографических памятниках наступает в эпоху Вселенских соборов. Весьма показательно творчество св. Романа Сладкопевца, в котором продолжается богословие священного реализма и созерцание Евхаристии как жертвы. Вот какую экзегезу предлагает он словам притчи о блудном сыне «и заклавше тельца упитанного, ядьие, возвеселимся» (Лук. 15:23):
1ер£1<;, 8о\)Х,о1 цо\) люто!, вгхтате тоитоу тоу ц.6о%оу ка1 боте ласп трсЬуегу тоТс; тог) беглуог) рог) а^шк; тоу аал1А,оу цбохоу, тоу кавароу ката яаута, тоу Ст1т£г)0£ута ¿^ аолорог) ул<; т)слер ёлА,аое-боте 5ё ярое; тойток; т1рлоу лора, аТра те ка1 йбюр то ек тл<; яХеирас; хщ айтог> лт|уа£оу тоТ<; лштегюиаг. Пауте<; ойу яаутоте фауете тог>тоу-кау уар ренетах., аХХ оЬ рер1£етаг, ог)5 бгагреТтаг, о\)8 балауатаг, аАА,' ей; а1а>уа<; %орта£е1 яаутас;-е!<; ёбеара уар ярокЕнаг яауауюу о ф1А,ау0р(ояо<;,
9 Трецтте'Ха? П. ЕкХоут|.... 2 139.
ö xtov aicbvcov 8естл6хт|<; Kai KÜpioq.» Tcov K£KA,r|pevwv яас; Xoitcöv ö öiaaoq rix; ¿Seircvei Kai Tiavieq e^pavöevxeq epeAxüSoDv Geiov üpvov-6 7taxt|p pev яргохо<; кахт|р^ахо xa>v rcapovxcov, «revaaaöe, Xsyiov, Kai i'5exe öxi Xpiaxöq eipi». Kai pex' avxöv 5e ßoa о na\)X,oq-«То тсастха xö fipexepov ex<)ör| vvv ^Iriaovf; Xpicxöq,
Иереи, верные рабы * тельца принесите в жертву
И дайте всем вкусити * пира моего достойным
Тельца непорочна * чистого по всему
К сему же дайте * питие честное
Кровь и воду * от ребра его
Истекающую верным.
И когда всех созвали * началось пированье
И все, возвеселившись, * воспели песнь Божественну.
Отец средь первых * начал воспевать.
«Вкусите» — глаголет * и видите, что Христос Аз есмь
И с ними же * Павел восклицает:
«Принесена в жертву
Пасха наша * Иисус Христос»10.
Итак, мысль святого Романа предельно ясна. Евхаристия есть прежде всего — жертва Христова. Евхаристические дары единосущны распятому Христу — жер твенной Пасхе нашего спасения. В Евхаристии Он раздробляется, но не разделя ется и не уменьшается.
Особое значение имеет богословие евхаристической крови как единосущной с той, которая пролилась из пронзенного ребра Христова на Голгофе. Эта тема поз днее станет весьма актуальной в богословии канонов Иоанна Дамаскина и Кос мы Маиумского.
Для примера рассмотрим первый тропарь четвертой песни канона Пятидесят ницы, надписанного именем Иоанна Арклийского:
Аоитроу то 0eiov тт}? TraXryyev€(7ias\ Лбуц керауут)? auvT£0eipevT\ фгхта 'OpßpoßXuTeLS- poi pefOpov акт)ратои
10 Hymnus 28.9-10. Cantica, ed. J. Grosdidier de Matons, Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 3 / Sources chrétiennes, 114. Paris: Cerf, 1965. P. 253.
Newryiievris' gov тгХеира?, веои Лоуе, 'Етстфрау^ыу тт\ £e'crei тои Пуеицато?11.
Купель Божественнную пакибытия смешав во Слове, в сложном естестве, Ты источаешь реки из нетленного, ребра пронзенного, о Слово Божие, запечатлевши Духа теплотой меня.
В нем заключается учение как о крещении, так и Евхаристии, и наблюдается влияние чина теплоты, введенном в VI в. при императоре Юстиниане для утверждения Кирилловой христологии. Как известно, чин теплоты, подразумевает влитие в Евхаристическую чашу горячей воды со словами: «Теплота веры, исполненная Духа Святаго». Этот чин был весьма важен, поскольку свидетельствовал о пребывании Святаго Духа в теле Христа, лежавшем во гробе. Теплота Духа трансформирует физическую природу, и даже само название £еоу «теплота» было созвучно слову «жизнь» — . Подобно тому, как Тело Христово благодаря действию Духа становится нетленным во гробе, так же Дух освящает хлеб и делает его телом Христовым, на что и указывал чин теплоты12. Позднее в связи с этим чином развертывалась полемика православных с латинянами и армянами13.
Этот тропарь, имеет очевидную параллель в каноне Андрея Критского (4 песнь, 20 тропарь).
ГбУе'стЭо) |ioi коХиц.(Зт^6ра Да будет мне купель
то ацла то ёк тгХеира? аои кровь от ребра Твоего
а'[ш каь ттоця купно же и питие,
то тттууастау ii'Sajp Tffç афеЬешд источившая воду оставления,
1'уа екатера)0£У ка6а(р(л>[Ш1 да обоими очищаюсь,
Xpiô|i£yos\ myojy помазуюся, пия,
(¿g xPLaM-a K(ÏL ттф-Ci, Абуе, яко помазание и питие, Слове,
14
та Саэтра ооу Хоуьа живоносная Твоя словеса
Приведенные гимнографические тексты говорят о укорененности не только Евхаристии, но и крещения в Голгофской жертве, принесенной Христом. Они тесно
11 Пб1т]косгтар101л 'Авфли, 1991. 2. 221. Перевод В.В. Василика.
12 См., в частности: Иоанн Мейендорф, прот. Византийское богословие. М., 2006. С. 154.
13 См., в частности: Бусыгина М.А. Трактат об опресноках св. Никиты Стифата // Славяне и их соседи. №5. М„ 1991. С. 9-18.
14 Тр10)8к£1>. 2. 302.
S1
связаны с учением о Евхаристии и крещении, содержащимся в «Толковании на Евангелии от Иоанна св. Кирилла Александрийского»: «Чрез некоторое время, не поверив, что Он уже умер, пронзают копием ребра, а они источают кровь, смешанную с водой, ибо Бог нам предложил совершившееся как некий образ и на-чаток таинственного благословения и святого крещения. Ибо, воистину, святое крещение есть Христово и от Христа и сила таинственного благословения произросла от Его святой плоти15.
Вершиной евхаристического богословия в гимнографии по справедливости считается канон Великого Четверга, написанный св. Космой Маиумским16. Во многом его богословие связано с традицией св. Кирилла Александрийского.
Особой темой является влияния св. Кирилла как экзегета на византийскую гимнографию.
Один из примеров связан с экзегезой на Аввакума, отраженной в ирмосе 4 песни канона Великого Четверга.
Прокапбсоу о тгрофтугг|9 Провидев пророк
тои ристрюи стон то атгорртутоу, тайну твою неизреченную,
Хрюте, Т70рауефшуг|стеу Христе, провозгласи.
евои кратсилу ауатгг|СТ1У ктхио? Положил еси твердую любовь крепости
Патер оиспрра)У Отче щедрый,
тоу [лоуоуеут^ 'Тьоу уар ауабе Единородного бо Сына, благий,
ьХаароу еь? тоу коароу атге'сттеьХа? Очищение, в мир послал еси.
В толковании на Аввакума св. Кирилл пишет: «Некоторые говорят, что двое животных — это Ветхий и Новый Завет, посреди которых познается Христос. <.. .> Мы же, обращая все слово к лицу Христа, дадим законное истолкование этих понятий. Ведь Господь наш Иисус Христос стал очищением через веру. <...> И свидетельствует, говоря, премудрый Иоанн: «Дети, пишу это вам, чтобы вы не согрешали, а если кто согрешит, то Ходатая имеем к Отцу, Иисуса Христа»17.
15 Ppa^i) ôé xi Kai àrciaxrioavxEÇ, œç tîôti xe6vtikoi, A,6yxTI ôiavûxxouai xrjv rcXevpav, fi ôè jiejAiynevov ftôaxi xô aîjm ôiépA/uae, xfjç nvtmicfjç eùXoyiaç îcai xoû âyiov Panxio(xaxoç eiicôva Kai ànapxT)v <ваяер xtvà xiGévxoç fmîv xoû ©eoû xà yeyevrmévov. Xpioxoû yàp ôvxtoç èoxi Kai пара Xpioxoû xô ayiov Раяхюца, Kai xrçç hdctxiktîç eùXoyiaç fi ôûvaniç èK xfjç àyiaç tjhîv àvé<p\> aapKÔç. Commentarii in Joannem, ed. P.E. Pusey, Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alex-andrini in D. Joannis evangelium, Vol.2 Oxford, 1872. P. 307. Перевод B.B. Василика.
16 Полную библиографию см. в: Szowerffy. A guide in Byzantine hymnography. Leyden, 1978. P. 134.
17 iExepoi ôè аЬ &Ьо (¡фа eipf)Kaat, xrjv xe véav Kai xrjv naXaiàv ôia0f|KT|v, œv èv цеаш yi-vdiiCTKexai ô Xpioxôç. rineîç Ôè аяа£ xôv Xôyov eiç xô xoû Xpiaxoû rcpôaamov rcepixpéKovxeç, voy.iKf]v логпаоцеба xf|v xôv vormâxcov à<pr|yT|aiv. yéyove xoivvv ô Kûpioç гщшу "^Iriaoûç Xpia-
Смысловые параллели налицо. Нелишним будет отметить, что 4 песнь канона основана на песни пророка Аввакума, книге которого посвящено толкование Святителя.
Таким образом, Христос предстает, как очищение. Термин ьХаст^о? трудно не связать с [Ааоттрюу — очистилищем, особенно в контексте песни Аввакума, слова которой «посреди двою животных познан будеши» толкователи соотносили с херувимами славы, осенявшими очистилище (карроге! — [Хасгттрюу) — золотую крышку ковчега, куда первосвященник возливал раз в году жертвенную кровь. Но тогда в основе данного ирмоса лежит богословие не только св. Евангелиста Иоанна, но также и св. апостола Павла в Послании к Евреям: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, не-рукотворенною, то есть не такового устроения, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:11-14). Следует отметить, что тема Божественной крови и ее очистительного значения близка преп. Косме Маиумскому, сравним с ирмосом 6 песни канона Входа Господня во Иерусалим:
Возопиша с веселием праведных дуси, Ныне Завет Новый миру явися И кроплением да окропятся людие Божия крови.
В каноне Великого Четверга решается целый ряд весьма тонких и сложных проблем. Одна из них — проблема статуса Святых Даров на Тайной Вечери: если Распятие и искупление еще не произошло, то как Святые Дары, принесенные на вечере, являются Телом Христовым? Св. Косма решает эту проблему следующим образом: Господь намеревается умереть за людей и заранее Сам Себя приносит в жертву.
то<; 1Хасттт|р10У 81а тгу; я1ахею<; кса рартиргцт Хвуач о аосро<; ^коауутц; 1Теку1а, тагпа урафсо йцп\ шх цг| ац.артаут|хе. 1ксп ёа\ тк; 6ё ацартр, яар&кА,г|тоу ёхоцеу ярод хоу Патера, ^¡г)-аоОу Хршхоу 51каюу, ка1 айтод 1А,аац6д ёсги 1яер1 тюу ацартшу тщюу ой 7сер1 тшу тщетерсоу 5ё цоуоу, 1аЯ.А,а ка1 яер1 бА,ои той кооцои." Сотте^агшв т хп ргорЬ^ав ттогев, её. Р.Е. Рив-еу, БалсН ра^в повШ СупШ агсЫер18Сор1 А1ехапс1пт ¡л хп ргорЬ^аБ, Уо12. Ох£огс1: С1агепёоп РгеБв, 1868. Р. 12\
Ка1 ттааха оь? ереХАеу ЭауеГу аито? шу аеаитоу ети6т| Фаусте (Зосоу то стоора рои
И пасха за яже хотяше умрети Сам сый Себе предпожре Ядите, вопия, Тело Мое18.
У Космы еще не совершившееся распятие мыслится как уже совершаемое. Например — 3 тропарь 8 песни он так говорит об Иуде:
В связи с этим возникает законный вопрос: а не оказывается ли тогда возможной точка зрения митрополита Антония Храповицкого, согласно которой нравственные страдания Христа (в Гефсимании или до нее) сами по себе имели искупительное значение? Ответ состоит в следующем: явно преп. Косма Маиумский не мыслил в подобных категориях. Скорее здесь идет речь о том, что с точки зрения Божества Христа, пребывающего в вечности, нет человеческого разделения на прошлое, настоящее и будущее и смерть Христова приуготовляется на Тайной Вечере. И Христос заранее Себя приносит в жертву, что безусловно не уменьшает значения Голгофской Жертвы, и конечно, тем более, не отменяет ее. И, однако, то что совершается на Тайной Вечери, — не символ, не прообраз, а Сама Истина.
Вторая важная проблема — кто совершает Евхаристию. Христос — жертва, но Он же и Первосвященник и Ходатай будущих благ, согласно св. апостолу Павлу (Евр.), входящий во Святая Святых со Своею Кровию.
Св. Косма Маиумский решает эту проблему в духе молитвы «Никтоже достоин»19, точнее — ее завершения: «Ты бо еси приносяй и приносимый, прием-ляй и раздаваемый».
Аито? уар стваитоу иероирубГ? Сам себе священнодействуеши.
Итак, Христос как Бог священнодействует Себя как человека. Он — Пасха, пасхальный агнец как Человек и в то же время — приносящий Его в жертву Бог.
Для богословия Космы Маиумского характерно то, что он созерцает Евхаристию, как приобщение к Телу и Крови Христовой, тому же Телу, что было распято и Той же Крови, что была пролита на Голгофе. В то же время таинство Евхаристии для него неразрывно связано с Воплощением и в связи с этим он проводит глубокую экзегезу:
18 Ирмос 3 песни канона Великого Четверга.
194Молитва священнослужителя перед перенесением Даров.
'Е8б£юито то Хиттрюу тт]9 арартих? асора о астиуа8г|Т09 Ка1 то сира то х^оре^оу итгер кбарюи то ОеГоу
Приимааше разрешающее От греха Тело безсовестный И Кровь, изливаемую За мир Божественную.
'Н ттшлштю. ка1 ттарекпкт] Сазт)? г| сптбфо? стоф(а той Оеои а)'ко8о[1Т|сте тоу оькоу еагл-п? аууту? бк аттб1рау8рои [лцтро? уаоу стыцапкоу ттерьбб'ц^0? бубона)? уар бебб^асттаь Хрюто? о 060$- гроЗу
Всевиновная и содержащая жизнь неизмерная мудрость Божия созда дом себе
от чистыя неискусомужныя матере во храм телесный облекийся славно бо прославися Христос Бог наш.
Мисттаусауоиста фьХои? гаитт}? Тайноводствуя други Своя
тру фихотрофоу ето1ця£е1 тратте£ау душепитательную уготовляет трапезу
а|1(Зрост(а9 8е оутсо? стоф(а тои веог/ безсмертия же воистину премудрость Божия
кьруа, кратера тсттоГ?. растворяет чашу верным.
ПросгеХбоцбУ егЗсте(Всо? каи (Зотршр-бУ Приступим благочестно и возопим.
6у8о£о)9 уар 8е8б£аспш славно бо прославися
Хрюто? о Об о? лцсоу Христос Бог наш.
Святой Косма Маиумский следует в русле традиции св. Афанасия Александрийского: «Ибо сей Логос и Бог, Отчая мудрость и сила, будучи бестелесен, как Бог и Отец Его, ради нашего спасения создал дом во чреве Марии Богородицы, без общения мужа, и стал, как я сказал, человеком и сделал себя образцом для всякой добродетели, чтобы желающие следовать Ему по пути, имели запечатле-ние Божественной добродетели, уподобляясь которому, становились причастниками Божественной природы.
Предлагает трапезу, то есть святой жертвенник и на нем хлеб небесный и нетленный и дарующий жизнь всем причащающимся от него, священное и всесвято Его Тело, а также вино, веселящее сердце и создающее трезвение во всякой душе отведывающих от него, и как в чаше смешав Свою Кровь, созвав званных и избранных чрез своих апостолов, тех, кто оставил всякое безумие, указанных граждан царствия небесного, послушных голосу Его20.
20 Ойтод о$у о Адуод кса ®ео<;, стоф1а кса 8г)уацк; яатрист) Ъяархсоу, ааюратод соу, сбаяер о ве6<; кса Постер сапог), 8га тт^у тщетерау стсотг|р1ау фко8оцг|сте то асоца ¿V т^ уаатр! Мар1а<; тт!<; веотоког), ауеи колота*; ау8ро<;, ка1 уёуоуеу, ах; ёфТ|У, ауОрюяо«;, кси ёоипоу екощаеу 1)яо8е1уца яаатц; арет^<;- '{уа о1 Рог)Х6цеуо1 ё^акоХоибеТу ах; 8ш тр1рог) ё^юсп 0е1а<; ёктйя-юца, ирод о 6|д.ошг)цеуо1, угуоутса 0е1а<; фйаеак; ко1уо>уо1, яротевеисах; траяе^ау, тоитёсгп то аушу биакхатгфюу, ка1 ел' аг>тф артоу ойрауюу ксп афвартоу, ка1 яасп £сот|у харг^оцеуоу той; (ХЕтаА.а|а.раУ0г>01У ё^ айтог», то ауюу кси яауауюу сапог) стюца, оТуоу те ейфрспуоута кар81ау, кса уп\|лу ёцяоюг)Ута ¿у Т"П ёкаатог) уи/г) тсоу аяоуегюцёуюу ёВ, айтог», ах; ёл1 кратера кер(^ста<; то ёаг>тог> аТца, каХёоас, тогх; кА/птогх; те коа ёкХектогх; 81а тсоу аяоатбХюу ого-
Однако, при этом он ее значительно обогащает. Во-первых, он созерцает Божию премудрость как в катафатическом, так в апофатическом аспекте: для него она всепричинная и содержащая жизнь. Во-вторых, Плоть Господню он созерцает как храм, при этом мы не видим никаких несторианских коннотаций: в этом определении видно прежде всего стремление подчеркнуть святость и обоженность Тела Господа. В-третьих, следует отметить тонкую игру словами: для преп. Космы евхаристическая чаша — чаша бессмертия (ар(Зроспя9 8б о'уто)? кратера) и здесь трудно не удержаться от ее сопоставления с чашей амвросии античной религии21. Здесь преп. Косма следует традиции муч. Юстина Философа, для которого ряд положений греко-римской религии являются истиной, искаженной злыми демонами22. Соответственно мысль преп. Космы понятна: если в античной мифологии, являющуюся творением демонов и заблуждающихся людей, злые и эгоистичные боги удержали амвросию и соответственно бессмертие для себя, лишив его людей, то в истине Нового Завета Сам воплотившийся Бог растворяет чашу бессмертия в Своей крови для всего человечества, готовясь умереть за него.
Таким образом, гимнография, посвященная теме Евхаристии, отражает богословие Церкви, основанное на переживании единосущия евхаристических даров Телу Христову, распятому на Голгофе и Крови Христовой, излитой ради спасения мира.
Диакон Владимир Василик, кандидат богословия, к. ф. н., преподаватель СПбПДА и СПбГУ
toö, rcäaav nev a<ppocri)vr|v алоАлцяауоута*;, ßacnXeiaq 5е oüpavcov лоХ1та<; ävaSeticvDn.evo'Ui;, тоЪ<; гжакогюуток; xfjq cpcovfiq сапой. Athanasius. Disputatio contra Arium.PG 28 457.
21 Иначе было бы употреблено слово döavaaia.
22 Например: «и демоны, услышав об этом омовении (т.е. крещении) сделали так, что люди идут и совершенно омываются пред тем, как войти в храмы, им посвященные» (I Апология. 62).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.