Теологические исследования
Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 8-17
УДК 27-4.
Игумен Тарасий (Ланге Юрий Иванович), Смоленская Православная Духовная Семинария
учение о девстве и чистоте брака в творениях отцов и учителей церкви доникейского периода
Аннотация: В статье всесторонне рассматривается учение отцов Церкви и христианских писателей доникейского периода о чистоте христианского брака, идеале девственной жизни, христианском аскетизме и институте девства, рассматриваются свойства христианского брака. Автор также анализирует проблемы, связанные с этим высоким подвигом христианской жизни. Все исследование построено на анализе текстов древнехристианской письменности, среди которых произведения Тертуллиана, св. Мефодия Патарского, святителя Климента Римского, святителя Киприана Карфагенского и многих других. Автор отмечает, что призыв Нового Завета к девству, согласно Отцам Церкви, следует рассматривать как реализацию личного призвания, и сочинения церковных писателей конца I — начала II века полны предостережений против гордыни для избравших своим подвигом хранение девства. Постановления Соборов и сочинения церковных писателей свидетельствуют о применении епитимии за оставления взятого обета хранения девства. Отношение к нарушителям данного обета кардинально изменилось после того, как девство из частного подвига превратилось в церковный институт, обрело статус монашества и стало делом церковного служения. Автор также анализирует существовавшую в раннехристианской Церкви практику совместного проживания мужчины и женщины, давших обет безбрачия, так называемый «духовный брак», отмечая, что острым критиком института совместного проживания был святитель Иоанн Златоуст. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что уже к началу V века институт девственников исчезает, а важнейшим явлением, предопределившим этот процесс, было монашество.
Ключевые слова: христианский аскетизм; институт девства; зарождение монашества; требования чистоты в сфере пола; воздержание; христианский подвиг; свойств христианского брака.
Требованиям чистоты в сфере пола Церковь всегда придавала большое значение. Ап. Павел обобщает эти требования в краткой форме: «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4). Важность с религиозной точки зрения хранения чистоты и непорочности доказывается включением этих требования в Декалог, одна из заповедей которого повелевает не прелюбодействовать (Исх 20:14), а другая — осуждает и само греховное желание: вожделение жены ближнего (Исх 20:17). Согласно ветхозаветному законодательству, нарушение этого требования каралось смертью (Лев 20:10). Строгость санкции, предписанной законом, свидетельствует о важности заповеди. В Новозаветной Церкви все эти требования получили еще большее значение. Во втором послании к коринфским христианам св. Климента Римского (+107) указано важнейшее основание для соблюдения своего тела в чистоте и непорочности: «Должно хранить плоть, как храм Божий»1. Мысль понятна: тело христианина, будучи через Таинства соединено со Христом, является храмом Святого Духа, и не может быть осквернено. Эта идея восходит к апостолу Павлу, который писал: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1Кор 6:15), «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор 3:16). Святитель Киприан Карфагенский также призывает христиан хранить свои тела нерастленными, не причастными блуду и всякой нечистоте, святой отец так перефразирует мысль апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы (1Кор 3:17)»2.
В творениях отцов и учителей Церкви доникейского периода мы видим указание основных свойств христианского брака: моногамность, нерасторжимость, чистота. Понятие чистоты включает, согласно отцам, хранение девства до брака, хранение чистоты самого брака, подвиг воздержания в браке. В памятниках христианской письменности доникейского периода встречаем и призывы к воздержанию и девству как особому подвигу чистоты.
Так, по мнению Тертуллиана, Бог разделил чистоту на несколько видов и, тем самым дал возможность приобщиться к этому великому благу всем христианам. Первый и самый высокий подвиг чистоты — это хранить девственность всю жизнь: от рождения до смерти. Второй способ приобщиться этому подвигу заключается в добровольном воздержании от супружеских отношений в браке, по взаимному согласию мужа и жены. Свое мнение об особом благе воздержания для состоящих в браке Тертуллиан подтверждает словами апостола Павла: «Сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор 7:29). Еще один способ приобщиться подвигу чистоты состоит в строгой моногамии брака, когда кто в случае смерти супруги или супруга в новый брак не вступает, храня супружескую верность. Итак, по мнению Тертуллиана, «Первая девственность — вовсе не знать того, от чего после захочешь избавиться. Вторая — презирать то, что слишком
1 Климент Римский, свщмч. Второе послание к Коринфянам // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 186.
2 Киприан Карфагенский, свщмч. Об одежде девственниц // Азбука веры. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/kniga-ob-odezhde-devstvennits (доступ от 22.05.2020).
хорошо нам известно. Третья также достойна похвалы, потому что воздержание есть добродетель»1.
Вершиной подвига чистоты и непорочности плоти отцы-доникейцы считали отказ от супружеской жизни т.е. обет девства. Так, по мнению св. Мефодия Патар-ского, девство (ларОта) является вершиной добродетели и является редким даром. Целомудрие же (ошфрооотп) должно соблюдаться всеми христианами, в том числе и состоящими в браке. Для св. Мефодия и девство, и целомудрие, и воздержание есть всеобъемлющий христианский идеал — святая и нетленная чистота (аууаа)2. Приближаться к этому идеалу в той или иной мере должен каждый христианин.
И все-таки христианство с самого начала отдало предпочтение девству перед супружеством. Профессор Петр Симонович Казанский в своем исследовании «История Православного монашества на востоке» указывает следующие основания, послужившие формированию такого предпочтения в Древней Церкви. Прежде всего, девственную жизнь освятил Своим примером Господь Иисус Христос. Девственную жизнь в пустыне проводил Иоанн Креститель, о котором Сам Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Пресвятая Богородица явила Собою совершеннейший образец девства3. О хранении девства как о предпочтительном пути служения Богу говорил и апостол Павел, по его мнению, девство предпочтительнее брака поскольку дает возможность всецело посвятить себя Господу (1Кор 7:32-35).
Действительно, в 1—111 веке многие христиане вместо брачных уз избирали девство. Мы находим этому множество свидетельств в памятниках раннехристианской письменности. Так святитель Климент Римский свидетельствует, что между христианами Коринфа было много подражателей девственной жизни апостола Павла. А Иустин Философ в Апологии пишет, что «есть много мужчин и женщин лет шестидесяти и семидесяти, которые из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого народа»4. У Афинагора Афинянина в его произведении «Прошение о христианах» читаем: «Между нами найдешь многих мужчин и женщин, которые состарились безбрачными, надеясь теснее соединиться с Богом»5. Минуций Феликс говорит, что среди христиан «очень многие отличаются всегдашним девством своего неоскверненного тела, и этим не тщеславятся»6. А святитель Киприан Карфагенский воспевает девство такими словами: «Процветает
1 Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. С. 358.
2 СидоровА.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская Благозвонница, 2014. С. 52—53.
3 Казанский П.С. История Православного монашества на востоке. М.: Паломник, 2000. С. 60.
4 Иустин Философ, мч. Апология 1,15 // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 284.
5 АфинагорАфинянин. Прошение о христианах. // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 446.
6 Минуций Феликс. Октавий // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С. 581.
Церковь, увенчанная столькими девами, чистота и целомудрие постоянно стоят в ней на той же степени своей славы, и сила воздержания не сокрушается»1.
Что же привлекало к этому подвигу такое множество последователей? Ответом могут служить рассуждения отцов о высоте и особой религиозной эстетике девства. Киприан Карфагенский пишет: «Девы — это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, — это светозарнейшая часть стада Христова. Ими радуется, в них обильно красуется славное чадородие Матери-Церкви: и чем более девство увеличивается в числе своем, тем более возрастает радость»2. Св. Мефодий Патарский называет девство великим, дивным и славным, «оно — питомник нетления, цвет и начаток его. Оно только одно есть превосходнейший и прекраснейший подвиг. <...> Земля не в состоянии производить этот нектар; одно небо может источать его. Ибо девство, хотя ходит по земле, но, нужно думать, касается небес»3. Анализируя сочинения Тертуллиана, А.И. Сидоров считает, что для него «девство, идущее рука об руку со скромностью, чистотой и другими добродетелями, позволяет христианину уже здесь, на земле, достичь определенной ступени святости»4. Девство привлекало высотой и досточтимостью подвига, свидетельством о высшей ревности христианина и обещанными небесными благами.
Однако отдав должное высоте и красоте девства, отцы переходят к прозе жизни и в своих трактатах и письмах смиряют пыл безрассудно ищущих подражать житию совершенных. Отцы напоминают, что призыв Нового Завета к девству, следует рассматривать как реализацию личного призвания, потому что девство — не заповедь, не повеление Господне, а особый дар Творца избранным — харизма. Так апостол Павел, призывая своих современников к девственной жизни, напоминает, что не каждый верующий имеет от Господа этот дар: «желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор 7:7). Прежде чем избрать девство как путь жизни, христианин должен подвергнуть себя самому беспристрастному суду: «потому что, — как пишет св. Мефодий Патарский, — очень редко и трудно для людей девство; и чем оно выше и величественнее, тем большим подвергается опасностям»5. В IV книге «Постановлений апостольских» отцами сказано: «относительно девства мы не получили заповеди, но предоставляем его на волю желающих, как обет. Только убеждаем их, чтобы ничего не обещали опрометчиво,
1 Киприан Карфагенский, свщмч. Таинство единства Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 169.
2 Киприан Карфагенский, свщмч. Об одежде девственниц. (доступ от 22.05.2020)
3 Мефодий Патарский, свщмч. Пир десяти дев I, 1 // Библиотека отцов и учителей Церкви: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. С. 339.
4 Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. С. 49.
5 Мефодий Патарский, свщмч. Пир десяти дев I, 1 // Библиотека отцов и учителей Церкви: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. С. 257.
поскольку Соломон говорит: "хорошо не обещать, нежели обещать и не отдать"»1. Великое дело пред Богом, если христианин или христианка вообще отказываются от брака и навсегда остаются девственниками, но такое «безбрачие, обещанное Богу, нуждается в постоянстве»2, — пишет Тертуллиан. «Пребывая чистыми и непорочными, ... вы уподобляетесь Ангелам Божиим. Только да пребывает твердо и непоколебимо девство ваше; и с каким мужеством, с какою решимостью положили вы ему начало, таким да пребудет оно у вас и навсегда»3, — читаем у св. Киприана.
Церковь с высоким пиететом относилась к девственникам и девственницам, окружала их почетом и уважением. Тем ни менее, это высокое служение часто становилось источником проблем и смущения в Церкви.
Прежде всего, нужно сказать об опасности гордыни для избравших своим подвигом хранение девства. Аскеты имели сильное искушение презирать христиан, живущих в браке, даже если это был брак освящен Церковью. В конце I века уместность брака многими ставилась под сомнение в связи с верой в скорое второе пришествие Христово: «Впрочем близок всему конец» (1Пет 4:7), а потому даже «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор 7:29). Часто такого рода нездоровый аскетизм исходил из соображений, что брак — уступка слабости человеческой природы, в то время как отказ от брака и воздержание — удел совершенных и сильных духом. Сочинения церковных писателей конца I — начала II века полны предостережений против такого рода гордыни: «Чистый по плоти ... не превозносись, зная, что есть другой, дарующий ему воздержание», — предостерегает св. Климент Римский4. Убеждает хранящих девство остерегаться тщеславия и св. Игнатий Богоносец: «если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно», читаем в его письме к Поликарпу Смирнскому5. Осуждение Церковью тех, кто проповедовал аскетизм противный Евангелию и уклонялся от брака, считая его чем-то нечистым, нашло отражение в Правилах святых апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака ..., не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин»6. Осуждает нездоровый аскетизм и 9-е правило Гангрского собора: «Аще кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, яко гнушающийся им, а не ради самыя доброты и святыни девства: да будет
1 Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 104.
2 Тертуллиан. Избранные сочинения... С. 335.
3 Киприан Карфагенский, свщмч. Об одежде девственниц. (доступ от 22.05.2020)
4 Климент Римский, свщмч. Первое послание к Коринфянам // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 160.
5 Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к Поликарпу // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 372.
6 Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 123.
под клятвою». В толковании на это правило Иоанн Зонара пишет: «Прекраснейшее дело — девство, прекрасное дело и целомудрие; но если делаются ради самой красоты и происходящего от них освящения. А если кто захотел бы девствовать, гнушаясь браком как нечистым, и если кто хранит целомудрие и воздерживается от совокупления, удаляясь от брака, как от какой-нибудь скверны, таковой признан в правиле достойным анафемы»1.
Во-вторых, постановления Соборов и сочинения церковных писателей предостерегают избравших подвиг девства от вступления в брак, поскольку нередки были случаи, когда девственники изменяли своему решению и выбранному пути. И если во II веке это ни у кого не вызывало осуждения, то уже в III веке это было из разряда порицаемого, терпимого только по снисхождению. Так Киприан Карфагенский в «Письме к Помпонию о девственницах» пишет: «Если они искренне посвятили себя Христу, то должны хранить стыд и целомудрие незазорно, и за твердость и постоянство ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают огонь адский своими преступлениями»2.
19-е правило Анкирского собора (314 год) уже требует для оставивших подвиг девства годичного отлучения от Причастия: «Давшие обет девства и нарушившие его, да исполнят епитимию двоебрачных»3. Федор Вальсамон в толковании на это правило уточняет, что нарушением обета девства правило называет именно законный брак, а не блуд, «поэтому и наказывают отцы таковых только епитимией двоебрачных», отлучая от общения церковного на год или два. Такой Брак, согласно указанию Валь-самона, считался законным и не расторгался4.
Святитель Василий Великий 50 лет спустя в своем 18 правиле требовал для нарушивших обет девства уже 15-летнего отлучения от Причастия5.
Отношение к нарушителям обета девства кардинально изменилось после того, как девство из частного подвига превратилось в церковный институт, обрело статус монашества и стало делом церковного служения. Именно такой взгляд на этот подвиг установлен правилами IV Вселенского Собора: «Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Если же обретутся творящие сие: да будут лишены общения Церковного. Впрочем, определили мы местному епископу иметь полную власть в оказании таковым человеколюбия»6. Как видим, строгость наказания, согласно этому правилу, отдана на рассуждение епископа, который, по толкованию Зонары, мог как сократить епитимию, так и вовсе освободить от нее.
1 Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 118.
2 Киприан Карфагенский, свщмч. Творения. Киев, 1891. С. 105.
3 Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 58.
4 Там же. С. 60.
5 Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. С. 416—420.
6 Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 209-210.
Третья проблема была вызвана существовавшей в раннехристианской Церкви практикой совместного проживания мужчины и женщины, одинаково давших обет безбрачия. В I—III вв. это было довольно распространенным явлением, подобные отношения назывались «духовным браком». Позднее, когда это явление перестало существовать, оно получило латинское название sub introductae. Проф. церковной истории Алексей Петрович Лебедев в труде «Духовенство Древней Вселенской Церкви» представляет обстоятельное исследование практики совместного проживания. Сама практика появилась в I веке, причин ее появления, вероятно, было несколько. Например, обычай брать в дом девственницу был способом дать ей социальную защиту и материальную обеспеченность. В памятниках раннехристианской письменности встречаются описания случаев изгнания из дома и лишения всякого материального содержания христианки, заявившей своей семье о произнесенном обете безбрачия. С IV века такие христианки могли присоединиться к одной из монашеских общин, но в III веке они либо оставались жить в родительском доме, либо переходили жить в дом христианина, также живущего аскетической жизнью. Нужно сказать, что эта практика была широко распространена как на Востоке, так и на Западе. Какое-то время она воспринималась положительно, но довольно скоро стала вызывать подозрения, а затем просто запрещаться1. Все «Письмо к Помпонию о девственницах» святителя Киприана Карфагенского посвящено этой проблеме. Заканчивая свое Письмо, святитель пишет: «Давшие однажды и навсегда обет хранить девство ради Царствия Небесного, во всем да благоугождают пред Богом и своею греховностью да не оскорбляют священников Божиих и Церковь Господню»2. Анкирский Собор 314 года 19 правилом постановил: «Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некими, как бы с братьями, мы сие возбранили»3. Острым критиком института совместного проживания был святитель Иоанн Златоуст.
К началу V века институт девственников исчезает. Важнейшим явлением, предопределившим этот процесс, было монашество. Монастыри были гораздо удобнее для жизни христиан-аскетов, нежели города, полные для избравших путь девства соблазнов и искушений.
Литература
1. Афинагор Афинянин. Прошение о христианах // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
2. Игнатий Антиохийский, свщмч. Послание к Поликарпу // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 672 с.
3. Иустин Философ, мч. Апология I,15 // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
1 Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. С. 294-298.
2 Киприан Карфагенский, свщмч. Творения. С. 108.
3 Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. С. 58.
4. Казанский П.С. История Православного монашества на востоке. М.: Паломник, 2000. 608 с.
5. Киприан Карфагенский, свщмч. Об одежде девственниц // Азбука веры. URL: https://azby-ka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/kniga-ob-odezhde-devstvennits (доступ от 22.05.2020).
6. Киприан Карфагенский, свщмч. Таинство единства Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 364 с.
7. Киприан Карфагенский, свщмч. Творения. Киев, 1891. 425 с.
8. Климент Римский, свщмч. Первое послание к Коринфянам // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 672 с.
9. Климент Римский, свщмч. Второе послание к Коринфянам // Писания мужей апостольских. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 672 с.
10. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 448 с.
11. Мефодий Патарский, свщмч. Пир десяти дев I, 1 // Библиотека отцов и учителей Церкви: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. 614 с.
12. Минуций Феликс. Октавий // Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
13. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 240 с.
14. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 816 с.
15. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 737 с.
16. Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 879 с.
17. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская Благозвонница, 2014. 592 с.
18. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. 448 с.
Igumenos Tarasios (Lange Y.I.), Smolensk Orthodox Theological Seminary
The Doctrine of Virginity and the Purity of Marriage in the Works of the Fathers and Teachers of the Church of the Pre-Nicene Period
Abstract: The article comprehensively examines the teaching of the Church Fathers and Christian writers of the ante-Nicene period on the purity of Christian marriage, the ideal of virgin life, Christian asceticism and the institution of virginity, the properties of Christian
marriage are considered. The author also analyzes the problems associated with this high feat of the Christian life. The entire research is based on the analysis of the texts of ancient Christian writing, including the works of Tertullian, St. Methodius of Olympus, Saint Clement of Rome, Cyprian and many others. The author notes that the call of the New Testament to virginity, according to the Church Fathers, is to be regarded as the realization of a personal vocation, and the writings of church writers of the late 1st - early 2nd centuries are full of warnings against pride for those who have chosen sexual abstinence as their feat. The orders of the cathedral and the works of church writers testify about the use of penance for abandoning the taken vow of keeping virginity. The attitude towards violators of this vow changed completely after when virginity from a private feat turned into a church institution, acquired the status of monasticism and became one of directions of church service. The author also analyzes the practice of cohabitation of a man and a woman who took a vow of celibacy, which existed in the early Christian Church, a so-called "spiritual matrimony," noting that St. John Chrysostom was a sharp critic of the institution of cohabitation. As a result of the research, the author comes to the conclusion that by the beginning of the 5th century the institution of virgins disappeared, and monasticism was the most important phenomenon that predetermined this process.
Keywords: christian asceticism; the institution of virginity; the birth of monasticism; the requirements of purity in the field of sex; abstinence; Christian heroic deed; the attributes of Christian marriage.
References
Afinagor Afinianin. 1988. Proshenie o khristianakh [Petition for Christians]. Rannie Ottsy Tserkvi: Antologiia [Early Church Fathers: Anthology]. Brussels, 1988.
Ignatii Antiokhiiskii, svshchmch. 2008. Poslanie k Polikarpu [Epistle to Polycarp]. Pisaniia muzhei apostol'skikh [The Scriptures of the Apostolic Men]. Moscow, 2008.
Iustin Filosof, mch. 1988. Apologiia I,15 [Apology I, 15]. Rannie Ottsy Tserkvi: Antologiia [Early Church Fathers: Anthology]. Brussels, 1988.
Kazanskii P.S. Istoriia Pravoslavnogo monashestva na vostoke [History of Orthodox Monasticism in the East]. Moscow, 2000.
Kiprian Karfagenskii, svshchmch. Ob odezhde devstvennits [On the clothes of virgins]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/kniga-ob-odezhde-devstvennits (accessed: 22.05.2020).
Kiprian Karfagenskii, svshchmch. Tainstvo edinstva Tserkvi [The sacrament of the unity of the Church]. Moscow, 2008.
Kiprian Karfagenskii, svshchmch. Tvoreniia [Creations]. Kiev, 1891.
Kliment Rimskii, svshchmch. 2008. Pervoe poslanie k Korinfianam [First Epistle to the Corinthians] // Pisaniia muzhei apostol'skikh [The Scriptures of the Apostolic Men]. Moscow, 2008.
Kliment Rimskii, svshchmch. 2008. Vtoroe poslanie k Korinfianam [Second Epistle to the Corinthians]. Pisaniia muzhei apostol'skikh [The Scriptures of the Apostolic Men]. Moscow, 2008.
Lebedev A.P. Dukhovenstvo drevnei Vselenskoi Tserkvi ot vremen apostol'skikh do X veka [The clergy of the ancient Ecumenical Church from the times of the Apostles to the X century]. St. Petersburg, 2006.
Mefodii Patarskii, svshchmch. 1996. Pir desiati dev I, 1 [The Feast of the Ten Virgins I, 1]. Biblioteka ottsov i uchitelei Tserkvi: Tvoreniia sv. Grigoriia Chudotvortsa i sv. Mefodiia episkopa i muchenika [Library of Fathers and Teachers of the Church: Works of St. Gregory the Wonderworker and St. Methodius Bishop and Martyr]. Moscow, 1996.
Minutsii Feliks. Oktavii [Octavius]. Rannie Ottsy Tserkvi: Antologiia [Early Church Fathers: Anthology]. Brussels, 1988.
Postanovleniia Apostol'skie [Apostolic decrees]. Sergiev Posad, 2006.
Pravila sviatykh apostol i sviatykh otets s tolkovaniiami [The rules of the holy apostles and holy fathers with interpretations]. Moscow, 2011.
Pravila sviatykh Vselenskikh Soborov s tolkovaniiami [Rules of the Holy Ecumenical Councils with interpretations]. Moscow, 2011.
Pravila sviatykh Pomestnykh Soborov s tolkovaniiami [Rules of the Holy Local Councils with interpretations]. Moscow, 2011.
Sidorov A.I. Sviatootecheskoe nasledie i tserkovnye drevnosti [Patristic heritage and church antiquities]. Drevnee monashestvo i vozniknovenie monasheskoipismennosti [Ancient Monasticism and the Emergence of Monastic Writing]. Moscow, 2014, vol. 4.
Tertullian. Izbrannye sochineniia [Selected Works]. Moscow, 1994.