UNIVERSUM:
, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
• 7universum.com
ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАН ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Рахова Елена Эдуардовна
канд. филос. наук,
доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения, Российский государственный профессионально-педагогический университет,
ETHICAL DOCTRINE AND MORAL LIFE OF CHRISTIANS OF THE FIRST CENTURIES
Elena Rahova
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Science and Art Criticism, Russian State Professional Pedagogical University,
Russia, Yekaterinburg
В статье рассматривается оформляющееся в первые века этическое христианское учение, основанное на евангельских заповедях и спасительном подвиге Христа. На основе свидетельств древнехристианских апологетов подтверждается нравственное преображение обращающихся ко Христу, показывается высота нравственной жизни первых христиан и ее влияние на современников.
ABSTRACT
In article the ethical Christian doctrine which is made out in the first centuries based on evangelical precepts and a saving feat of Christ is considered. On the basis of certificates the ancient Christian of apologists is confirmed moral transformation
РФ, г. Екатеринбург E-mail: vnl1@mail.ru
АННОТАЦИЯ
Рахова Е.Э. Этическое учение и нравственная жизнь христиан первых веков // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2429
addressing to Christ, height of moral life of the first Christians and its influence on contemporaries is shown.
Ключевые слова: этическое учение, христиане первых веков,
христианское нравственное преображение.
Keywords: ethical doctrine, Christians of the first centuries, Christian moral transformation.
Данное Христом и содержащееся в Священном Писании евангельское учение стало непосредственной основой жизни первых поколений христиан. Древнехристианские писатели, взявшиеся в это время за осмысление христианской нравственности, засвидетельствовали ее возвышенный и аскетический характер, ибо она была действительным осуществлением слов Христа, который призвал своих учеников: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Следование за Христом означало подвиг, подвиг всей жизни, ибо евангельские заповеди находятся в несоответствии и порой даже в противоречии с нравственными нормами мира сего. Мир стремится к благополучию и богатству, избегает страданий, культивирует гордость, самонадеянность и другие греховные страсти. Христос же говорит: «Блаженны нищие духом», кроткие, плачущие, милосердные, чистые сердцем, стяжавшие жертвенную и самоотверженную любовь, простирающуюся даже до любви к врагам (Мф. 5, 3—8; Лк. 6, 27—28). Без самоотвержения этих христианских добродетелей достигнуть было невозможно.
Анализ памятников древнехристианской письменности показывает единство духовно-нравственного опыта и свидетельства их авторов, непосредственную ориентацию на явленный Христом идеал. В это время еще была жива память о Христе и Его учениках, и христианское учение распространялось не письменно, а преимущественно устною проповедью
и примером святой жизни и смерти, являясь светом среди неверующего иудейства и развращенного язычества.
В Римской империи первые поколения христиан жили в условиях постоянных гонений, которые то на время стихали, то разгорались с новой силой. Христиан обвиняли в непочитании языческих богов, возводили на них клевету. За исповедание своей веры они осуждались, наказывались как преступники, подвергались жестоким пыткам и казням.
Первым и высшим подвигом в этих обстоятельствах был подвиг мученичества за Христа. Мученичество, по определению, является свидетельством. Своими терпеливыми страданиями и бесстрашной смертью мученики свидетельствовали об истине Христовой, о победе Христа над смертью. Так, ученик святых апостолов, епископ-мученик Игнатий Богоносец утверждал, что суть христианской жизни состоит в подражании Христу, в следовании за Спасителем крестным путем до конца. В послании к своей пастве он писал: «Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» [2].
Святые мученики поражали язычников своим отношением к смерти. Как убеждал своих соратников принявший впоследствии мученическую кончину за Христа епископ Киприан Карфагенский в своем произведении «О смертности», смерть для христиан не страшна, ибо она ведет к встрече со Христом, бессмертию и вечному вознаграждению [3].
Своими подвигами мученики привлекали к вере многих язычников, которых покоряло не только мужество христиан, безбоязненность перед лицом смерти, но и чистота нравов. Святые мученики, прямо исповедуя веру во Иисуса Христа Сына Божия, не являли при этом ни злобы, ни ненависти к своим гонителям и истязателям, но терпеливо переносили все, благодаря Бога и молясь за обижающих их.
В свое время Иустин Философ, еще будучи язычником, был поражен высокой нравственной силой христианских мучеников, о чем засвидетельствовал в своей Апологии к императору: «Доказательство святости учения и чистоты
жизни христиан — самые страдания мучеников, бесстрашно встречающих смерть, и своим образом жизни и смерти оправдывающих содержимое ими учение» [4].
Известно, что в Римской империи того времени язычники мало заботились о семейной домашней жизни. Женщины находились в большом пренебрежении и были удалены от общения с миром. Детей часто воспитывала, особенно в богатых семьях, не мать, а служанка. Отцы семейств более занимались общественными делами, вне дома, позволяя себе измены и распутство. Этому христиане противопоставили чистоту жизни в супружестве и девстве.
Христианство изменило и осчастливило семейную жизнь, возвысив женщину и сам брачный союз. Христианские апологеты Иустин Философ, Афинагор, Климент Александрийский свидетельствовали, что христиане хранили целомудрие и верность, имели целью супружества рождение и воспитание детей, достижение взаимными силами земного благополучия и вечного спасения.
Идеала девства не было не только у язычников, но и у иудеев, соблюдавших обязательность брака. Потому подвиг девства христиан был необычен, о нем особенно много писали и его оправдывали христианские апологеты первых веков, опираясь на Священное Писание Нового Завета.
Девство принималось добровольно, по обету, ради Бога. Многие христиане — мужчины и женщины II—III веков брали на себя такой подвиг, так что иногда даже приходилось удерживать их от этого. Иустин Философ, в частности, свидетельствовал: «И есть много мужчин и женщин, лет 60 и 70, которые, из детства сделались учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого народа» [7]. Также и Тертуллиан поражался этому: «Сколько людей посвятило себя целомудрию сразу после крещения! Сколько супругов с обоюдного согласия отказались от плотского общения, став добровольными скопцами ради Царства Божиего!» [7] Ориген подчеркивал, что эти христиане совершали подвиг девства не ради почестей человеческих и не ради материального вознаграждения; но они «заботились иметь Бога в разуме» [7], и потому Бог их соблюдал.
Опираясь на Священное Писание Нового Завета, епископ Киприан Карфагенский называл девственниц «цветом Церкви» и избранницами, на которых почивает особая благодать Божия [7]. Автор сочинения «Пир десяти дев или о девстве» епископ Патарский Мефодий писал, что девство — высшая добродетель и, конечно, норма для христиан. Если бы это было иначе, то Христос не явил бы пример такой (безбрачной жизни) Сам. Согласно епископу Мефодию, «та превосходная награда, которая ожидает подвизающихся «олимпийским подвигом» девства, приравнивается к мученическому венцу» [6]. Он утверждал, что целомудрие может и должно быть нормой поведения для множества христиан, в том числе и живущих в браке.
Древнехристианские авторы много писали о следовании заповедям Божиим как о принципиальном отличии христианской жизни от жизни мира языческого. В литературе «двух путей» путь христианского подвига, исполнения воли Божией прямо противопоставлялся пути противоположному, как погибельному. Так, один из таких памятников «Дидахе» подробно объяснял путь жизни как путь стяжания христианских добродетелей — любви к Богу и любви к ближним. Противоположный же путь смерти представлялся здесь как путь совершения грехов, преступлений закона Божия.
В языческой Римской империи первых веков было распространено увлечение чувственными наслаждениями, участие в различных увеселениях, зрелищах, в том числе страшных и кровавых. Избегая всех этих грехов и соблазнов, христиане плотским и чувственным наслаждениям предпочитали чистые духовные радости. «Что лучше и счастливее, — писал Тертуллиан, — как быть примиренным с Богом Отцом и Иисусом Христом, Сыном Его? Что прибыльнее, как познать истину, открыть свои заблуждения и получить прощение в содеянных прежде преступлениях? Что приятнее, как удаляться от приятностей, презирать мир сей, наслаждаться истинной свободой, спокойствием доброго к себе доверия, святостью жизни и отсутствием боязни смерти? Какого желать большего удовольствия,... как жить и быть всегда с Богом? Вот прямые услаждения христиан, вот безвинные их зрелища,
не стоящие им ничего!» [5, с. 112] Говоря же о будущих благах, обещанных Христом, Тертуллиан подчеркивал, что таких блаженств ни глаз не видел, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они никогда не приходили (1 Кор. 2, 9).
К земным благам христиане, как писали древнехристианские авторы, старались относиться по своему учению благоразумно и воздержанно, с благодарностью Создателю за все благодеяния, исполняя слова апостола Павла, чтобы имеющие были как не имеющие; покупающие, как не приобретающие; пользующиеся миром сим, как не пользующиеся им (1 Кор. 7, 29—32). Христианский апологет Тертуллиан подтверждал, что христиане пользуются всем свободно, но не дают ничему господствовать над собой [5, с. 87].
Лично познавшие благодатную силу Божию при своем обращении ко Христу, апологеты особенно старались засвидетельствовать преображающее влияние на людей христианской веры, которая кардинально изменяло их нравы, что подтверждало Божественный характер христианства. Аристид Философ, мученик, писал в своей «Апологии» к императору, что обретение Истины просветило и озарило всю жизнь христиан. По его словам, христиане славятся странноприимством, заботой о вдовах и сиротах, они охотно делятся и избытком жизненных благ с нуждающимися, выкупают пленных и облегчают участь попавших в темницу. Они также являются стойкими и в отношении жизненных невзгод и несчастий. Апологет подчеркивал, что благодаря молитвам христиан мир сохраняет свое существование [1].
Иустин Философ, обратившийся в свое время от язычества ко Христу, свидетельствовал об этой перемене: «Прежде мы более всего заботились о снискании богатства и имения, — ныне и то, что имеем, вносим в общество и делимся со всяким нуждающимся; прежде друг друга ненавидели и убивали, и с иноземцами, по обычаям нашим, не могли быть за одним столом, — ныне, по явлении Христовом, живем вместе и за врагов молимся, и несправедливо ненавидящих стараемся убеждать, чтобы они, живя по славным Христовым
правилам, верно надеялись получить с нами одни и те же блага от владычествующего над всеми Бога» [5, с. 53].
Еще более убедительно о преображающей силе триединого Бога на всех уверовавших в Него писал Лактанций, один из западных образованных апологетов III—IV вв. «Дайте мне человека преданного гневу, вспыльчивого, сквернослова, я сделаю его кротким, как агнца, — уверял он, — сообщивши ему несколько божественных наставлений. Дайте жадного, скупца, я сделаю его щедрым и заставлю раздавать богатство полными руками. Дайте человека сладострастного, распутника, развратника, вы увидите его трезвым, целомудренным, воздержанным. Дайте жестокого и кровожадного, его бешенство превратится в истинную кротость. Дайте несправедливого, преступника, он тотчас же сделается справедливым, рассудительным, невинным. Такова сила Божественной мудрости, что, раз проникнув в сердце человека, она сразу же изгоняет из него неразумие, матерь пороков. И все это совершается скоро, пусть люди только внимательно слушают (наставления), пусть сердце жаждет мудрости. Так несколько божественных наставлений изменяют человека совершенно. Изгнавши из него ветхого человека, они делают его новым, так что он становится неузнаваемым» [7].
Эти нравственные перемены, живо переживаемые самими христианами, становились постепенно очевидными и для окружающих их язычников. По свидетельствам древнехристианских писателей, несравненное превосходство христианского нравственного учения и жизни по Христу над языческими нравами в условиях жестоких гонений Римской империи, среди многих соблазнов и бед, позволило христианам не только сохранить чистоту веры, но и убедить окружающих в истине Христовой. Так, известен факт, что при императоре Максимине случился страшный голод вместе с моровой язвой. «В то время, — писал историк Евсевий, — попечение и любовь христиан известны стали всем язычникам. Только христиане показали делом сострадание и человеколюбие, постоянно продолжали заботиться и погребать умерших; собирали также из целого города в одно место всех изможденных голодом
и раздавали им хлеб. Этот поступок христиан такое произвел действие, что все прославили Бога христианского, а самих христиан признали благочестивыми людьми...» [5, с. 64].
Проявившаяся в жизни христиан первых веков духовно-нравственная сила христианского учения стала одним из главных факторов его победы над язычеством в Римской империи.
Список литературы:
1. Аристид Философ. Апология / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://predanie.ru/lib/book/read/67501 (дата обращения: 09.07.2015).
2. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://predanie.ru/lib/book/read/67544/#toc22 (дата обращения: 09.07.2015).
3. Иоанн Мейендорф, протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://predanie.ru/lib/book/read/70915 (дата обращения: 09.07.2015).
4. Иустин Философ. Апология I / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
URL: http://predanie.ru/lib/book/read/67694/#toc1 (дата обращения:
09.07.2015)
5. Макарий (Миролюбов), архимандрит. Поведение древних христиан в отношении к язычникам или примеры благочестия среди соблазнов. — М.: Благовест, 1996. — 148 с.
6. Мефодий Патарский, епископ. Пир десяти дев или о девстве / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://predanie.ru/lib/book/read/67685/#toc7 (дата обращения: 09.07.2015).
7. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://preda+nie.ru/lib/book/read/111886 (дата обращения: 09.07.2015).