УЧЕНИЕ И.А. ИЛЬИНА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗДОРОВОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
МАХМУТЬЯНОВ Илья Алексеевич
Аннотация: в статье раскрывается сущность такой категории правовой науки, как правосознание, исходя из учения И.А. Ильина. Делается попытка установить взаимосвязь следующих явлений: естественное право, положительное право, правосознание, государство. Выясняется содержание таких понятий, как здоровое правосознание и искаженное правосознание, проводится их сравнение. В конце работы учению Ильина о правосознании дается критический анализ.
Annotation: in the article is explained the core of such category as legal consciousness, proceeding from the teaching of Iliyn. We make attempt to determine the correlation of following phenomena: natural law, positive law, legal consciousness, state, the meaning of such concepts as normal legal consciousness and abnormal legal consciousness, and We make comparison. At the end of the article We make critical analysis to Ilyin’s legal consciousness teaching.
Ключевые слова: И.А. Ильин, правосознание, естественное право, положительное право, государство, самоуправление.
Key words: Iliyn, legal consciousness, natural law, positive law, state, self-government.
Еще совсем недавно немногие образованные люди были знакомы с произведениями Ивана Александровича Ильина (1883-1954) - русского философа, правоведа, государствоведа, публициста, социолога, искусствоведа, культуролога, политолога, который оставил после себе большое научное наследие. В настоящее время имя русского философа все чаще звучит в научных кругах, его мысли по тем или иным вопросам цитируются, организовываются научные семинары, на которых обсуждается его творчество.
«Главную часть его огромного наследия составляют мысли о России, ее трагической судьбе, об угрозах, которые несет ей будущее», а также о тех путях, которыми наше отечество, по его мнению, сможет выйти из всех потрясений очищенным, обновленным и сильным.
«Основным объектом своих исследований в области научной юриспруденции Ильин избрал тему правосознания. Кризис правосознания русского общества он считал одной из главных причин русской катастрофы 1917 года и возрождение России связывал с формированием нового правосознания»1. И сегодня кризис правосознания очевиден. Е.А. Нагорный, адвокат, член Международного союза (содружества) адвокатов, Ассоциации адвокатов иностранного права (ААИП), Международной ассоциации юристов (International Bar Association), Адвокатской палаты Тверской области, заведующий
1 Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII - XX веков:
очерки жизни и творчества. Зерцало, 2007. Т. 2. С. 245.
Кимрским филиалом № 2 Тверской областной коллегии адвокатов, в своей статье «Кризис правосознания» отмечал, что серьезной проблемой для России «является динамично развивающийся в последние два десятилетия кризис общественного правосознания, в том числе в судейском сообществе, негативные результаты которого проявляются в юридической действительности, и прежде всего в судопроизводстве»2. По его мнению, нынешнее состояние правосознания в российском обществе можно охарактеризовать словами И.А. Ильина: «Пренебреженное и разлагающееся правосознание, которое разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, все стало условным и относительным». При этом Е.А. Нагорный отмечает, что в государственном управлении правосознание не рассматривается как действенная социально-правовая составляющая юридической действительности.
Философско-правовую доктрину русского мыслителя, по меткому замечанию С.В. Шесто-палова, можно охарактеризовать двумя ключевыми понятиями: «реалистическая антропология» (необходимость учета действительных возможностей человека и их пределов) и «духовная перспектива» (возможность преодоления несовершенств индивидуальной и социальной жизни служением высшим ценностям)3.
2 Нагорный Е.А. Кризис правосознания // Новая адвокат. газ. 2011. № 15, авг.
3 Шестопалов С.В. Духовные основания права в философии русского консерватизма // Науч. ведомости. 2008. № 14 (54). С. 212.
И.А. Ильин вводит в научный оборот такое понятие, как «нормальное» или «здоровое правосознание», то есть правосознание в истинном смысле слова, тем самым подчеркивая, что существует и «ненормальное и нездоровое правосознание», которым в большинстве своем живут как сами юристы, так и простые граждане. Именно с позиции нормального правосознания русский правовед предлагает читателю по-новому взглянуть на сущность и значение права и государства.
Как это не покажется странным, но раскрытие сущности правосознания Ильин начинает с размышления о том, кто есть человек, чем он живет и к чему он призван. Ибо прежде чем познать окружающее, мы должны познать сами себя. Мыслитель утверждает, что человек в своей сущности трехсоставен, состоит из духа, души и тела. Следует отметить, что подобный взгляд на человека у И.А. Ильина сложился под влиянием учения православной церкви о человеке. Так, своей телесной жизнью человек не отличается от прочих живых существ -животных, и состоит она в удовлетворении потребностей тела, которые в основе своей имеют инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа, которая управляет телом. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли. Но тело и душа - это не полный человек. Над ними стоит что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии души и тела и дает всему оценку с особой, высшей точки зрения. Духу человека свойственны: страх Божий (благоговейный трепет перед величием Божиим), совесть, жажда Бога (ненасытимое желание высшего, идеального)4. Только жизнь души и тела в соответствии с духом, то есть устремленность к Высшему, Совершенному, Истинному и Прекрасному способна обеспечить полноту бытия и подлинное счастье для человека. Когда дух владеет душой и телом, тогда человек может создавать гармонию и порядок в общественной жизни. В противном случае, право и государство становятся орудием зла5.
4 Закон Божий для семьи и школы / сост. Серафим (Слободской), протоирей. Н. Новгород : Христианская библиотека, 2010. С. 97-99.
5 Ильин И. А. Теория права и государства / под ред., биогр. очерк В.А. Томсинова. Изд. 2-е, доп. Зерцало, 2008. С. 170-171.
И.А. Ильин утверждает, что у каждой личности имеется характерное для ее души правосознание. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди», - пишет Иван Александрович. Нормальное правосознание, по мнению Ильина, есть воля к цели права, притом к праву естественному. Естественное право есть «единая и объективная правота» во внешнем отношении человека к человеку, которое своим источником имеет совесть и нравственно должное.
Для созидания правильного правосознания в душе человеку, по мнению Ильина, прежде всего необходимо знать положительное право, то есть принимаемые государством законы. Незнание положительного права ведет к произволу сильного и запуганности слабого. Основными трудностями на пути знания права мыслитель называет неграмотность людей, на-чертанность права на чуждом языке, недоступность для народа текста законов, выражение смысла права слишком сложно, запутанно и непонятно. Если в наличии хотя бы один из этих признаков, то правосознание начинает вырождаться.
Вторая основа правосознания состоит, по мнению Ильина, в том, что право переживается как имеющее объективное значение. Все акты, получившие полноценную природу права и его достоинство, сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического неповиновения со стороны того или иного субъекта права. Человек убеждается в объективном значении и смысле права на своих собственных полномочиях, обязанностях, запретностях. Отвергая объективность права, он уже не имеет тогда никакого теоретического и жизненного основания спорить о праве и бесправии, искать защиты своих прав в суде, протестовать против нарушений. Тем самым каждая правоспособная личность питается в своих полномочиях обязанностями других.
И.А. Ильин утверждает, что право осуществит свое предназначение, когда правосознание примет его, оно станет силой во внутренней жизни человека, а через это - и во внешней. Для этого необходимо, чтобы право было признано волей, то есть человек усмотрел с очевидностью его объективное содержание и его объективное значение. При этом он добровольно вменяет себе в обязанность соблюдение его правил и воспитывает в этом направ-
лении не только свои сознательные решения, но и свои непосредственные, инстинктивные хотения и порывы.
Чтобы сознание человека могло признать право и духовно его принять, оно должно быть обосновано указанием на то, что правовой путь практически необходим для осуществления верховного блага каждым конкретным человеком и всем обществом. Но как же это сделать, когда положительное право содержит в себе глубокие дефекты и пороки в порядке его установления, самом содержании и применении? И.А. Ильин строго разграничивал сущность права, как объективно значащее правило поведения (естественное право) и его историческое осуществление (положительное право), которое не устанавливает само по себе его достойного, идеального облика. Все искажения положительного права подлежат вскрытию и пересмотру. Служение положительного права на пути достижения верховного блага состоит в том, что оно, разграничивая материальную основу существования людей, необходимую для удовлетворения душевных и телесных потребностей, и обеспечивая, тем самым, основу существования, дает каждой личности возможность полноценно жить духовной жизнью, что составляет основное достоинство человека.
Необходимость положительного права основывается на незрелом состоянии человеческих душ, и поэтому основной задачей положительного права является приучение человека извне к первичному, внешнему регулированному самоограничению. Чтобы преодолеть положительное право, необходимо наполнить его нормальным правосознанием и сделать как бы несуществующим. Ведь нормальному правосознанию присуще автономное самоограничение, то есть самостоятельное управление своим поведением, что делает ненужным ограничение внешнее. И.А. Ильин писал: «Нормальное правосознание, приемля положительное право как явление и обетование естественной правоты, всегда найдет в себе силу признать правомерный вывод и приговор, даже когда он духовно неверен и несправедлив по отношению к признающему, если только это не попирает его духовное достоинство». Такое поддержание положительного права есть акт борьбы за торжество естественного права. При этом, как утверждает мыслитель, естественное право не есть «далекий» или тем более «бесконечный» идеал..., для каждого из нас оно стоит у порога личной жизни как близкая и ближайшая возможность, и от нас зависит осуще-
ствлять его на каждом шагу, «не отодвигая эту творческую задачу лицемерным прекрас-нословием».
Нормальное правосознание Иван Александрович связывал с волевым, активным и творческим состоянием души, которое ищет в жизни свободного, верного и справедливого права и заставляет человека вести борьбу за его обретение и осуществление. В борьбе за право мыслитель предлагал осуществить три самостоятельных акта познания: во-первых, установить объективный смысл положительного права; во-вторых, сформулировать объективную идею естественного права; в-третьих, усмотреть скрытое, но не полное присутствие идеи естественного права в смысле положительного и найти такую формулу для смысла, которая точно и неискаженно воспроизводила бы сущность идеи. Конфликт между естественным и положительным правом, согласно Ильину, должен разрешаться в правотворчестве, а в случае если этот путь борьбы окажется закрытым, человеку надо непосредственно осуществлять новые субъективные права.
Подводя итог сказанному, отметим, что русский мыслитель определял правосознание как естественное чувство права и правоты, как особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и другим людям, волю к духу, справедливости и всяческому добру. Живой корень правосознания надо искать в религии и совести. Право же есть необходимая форма «встречи» между верховным благом и человеческою душою. В основе права лежит не сила (государства или личности), а притязание на духовно-необходимые формы жизни6. Одним словом, «право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. А правосознание есть воля к верному праву и к
„ „7
единой, верховной цели права как таковой» .
И. А. Ильин отмечал, что только духовная жизнь человечества нуждается в естественном и содержательно-совершенном праве; только душа, имеющая орган для духовной жизни, способна к нормальному правосознанию. Че-ловеку-животному можно совсем обойтись без права; он будет осуществлять торжество наивной силы. Человеку как созидателю хозяйства невозможно жить вне права, но зато возможно ограничиться одною поверхностною видимостью правоты, одною схемою права, культиви-
6 Шестопалов С.В. Указ. соч. С. 212.
7 Ильин И. А. Указ. соч. С. 214.
руя и применяя дурные и несправедливые положительные нормы. Только человеку как творцу духовной жизни доступно нормальное правосознание, только ему дано искать и находить правое право, ибо только ему открыта цель права и его живой источник. Нормальное правосознание может быть развито и упрочено в душу только в связи с ее общим моральным и нравственным воспитанием, потому что в глубине правосознания лежит нравственный корень.
Рассмотрев сущность здорового правосознания и с его позиции само право, обратимся теперь к государству, которое также, по мнению Ильина, необходимо рассматривать через призму нормального правосознания.
«Если право бессильно и бессмысленно вне правосознания, то государство унизите ль -но, эфемерно и мертво вне государственного образа мыслей»8. Государственный образ мысли видится Иваном Александровичем как разновидность правосознания. «Объективная природа государства определяется его высшею целью, его единым и неизменным заданием. Это задание состоит в ограждении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу. Ограждение духа состоит в обеспечении всему народу и каждому индивидууму его естественного права на самобытное определение себя в жизни, то есть права на жизнь, и притом на достойную жизнь, внешне свободную и внутренне самостоятельную»9. Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют одну, единую, цель и один, общий, интерес. Общая цель всех граждан заключается в том, чтобы организовать правопорядок - создать единый союз с единою общею правовою властью и единою общею системой права. Именно в этом, по мнению Ильина, и состоит организующая задача государства, в осуществлении которой все одинаково заинтересованы. В обнаружении такой солидарности и в служении ей состоит цель политической деятельности.
Далее И.А. Ильин размышляет о том, что государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающих естественное право в братском, солидарном сотрудничестве. «Проблема государства в том, что оно живет правосознанием людей, а сущест-
венной чертой правосознания является способность к самоуправлению; отсюда, по идее, государство сводится к самоуправлению народа. Однако, с другой стороны, единая и объективная цель государства настолько высока и требует от граждан столь зрелого правосознания, что, исторически говоря, народы оказываются неспособными к самоуправлению, осуществляющему эту цель». Проблема разрешается через сочетание элементов управления и самоуправления в государстве, исходя из зрелости народного правосознания. Найти эту исторически наилучшую комбинацию из «солидарного самоуправления и властвующей опеки» - значит верно разрешить проблему организации государственной власти, отражающей сложившийся уровень народного правосознания. И, вообще, всякая реформа, отмечает И.А. Ильин, несоразмерная с состоянием народного правосознания, может оказаться нелепою и гибельною для государства. Единственно верный путь ко всяким реформам есть постепенное воспитание правосознания, что является одной из основных задач государственной власти.
Природа государственной власти определяется тою целью, ради которой она создается, а эта цель есть цель самого государства. Это значит, что политическая власть служит родине, то есть национальному духовному расцвету: в этом служении она обретает, формулирует, ограждает и обеспечивает естественное право, придавая ему форму положительного правопорядка. Отсюда уже ясно, что политическое властвование возлагает на человека величайшую ответственность: властвующий по самому призванию своему есть законодатель естественной правоты, поэтому он должен быть способен к предметному постижению духа и права, или, что - то же, он должен обладать развитым и углубленным правосозна-
10
нием .
Исторические государства, медленно и постепенно допуская массы к публичной деятельности, руководствуются верным инстинктом самосохранения. Иначе политический союз рискует своим существованием. Политическая мудрость состоит в том, чтобы поддерживать режим опеки только в меру действительной необходимости и в то же время энергично работать над преодолением
8 Ильин И.А. Указ. соч. С. 230.
9 Там же. С. 234.
10 Ильин И.А. Указ. соч. С. 242.
политической неспособности масс или, иначе: воспитывать в массах дух корпоративного самоуправления и закреплять этот дух соответствующею государственною формою. Задача государственной опеки состоит не в том, чтобы поддерживать опекаемого в состоянии духовного несовершеннолетия, вменяемости, но в том, чтобы воспитывать опекаемого, сообщая ему способность к волевому самообузданию и самодисциплинирова-нию - способность к самоопеке. Ибо государство сильно и достойно не тогда, когда власть влачит население к правопорядку против его воли, навязывая народу патриотическую солидарность посредством страха и казней, но тогда, когда в самом народе живет дух государственного патриотизма и политического добровольчества. По мнению И. А. Ильина, именно живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь, силу. Поэтому государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторически нажитого народом политического опыта, от силы его воли и национального характера.
Таким образом, учение о духовно здоровом правосознании, согласно Ильину, исследует одну из лучших возможностей проявления человеческой души как подчинение ее духу, что может способствовать преображению права, которое слишком часто прикрывает ложь, насилие, раздор, бунт и войну.
Однако при всей продуманности, логичности и глубине учение Ильина о правосознании содержит и ряд существенных недостатков и заблуждений. В его концепции естественного права прослеживается чрезвычайный индивидуализм, согласно которому цель права, законов - оградить личность от посягательства со стороны других людей. Иначе говоря, его идеал в точности совпадает с западной концепцией «прав человека»11. Такой взгляд на право не согласуется с традициями русской религиозной философии. Например, Е.Н. Трубецкой, старший современник И.А. Ильина, хотя и признавал полезность введения такого понятия, как «естественное право», но рассматривал его «как синоним нравственно должного
11 Сомин Н. Достоинства и недостатки миросозерцания И. А. Ильина // Информ.-аналит. служба «Русская народная линия». иКЬ : http://www.ruskline.ru/analitika/2011/11/23/dostoinstva_i_nedostaiki_ mirosozercaniya_iailina/
в праве»12. Трубецкой пишет: «не подлежит сомнению, что правовые институты должны служить нравственным целям, что право в целом его составе должно быть подчинено цели добра и только в ней может найти свое оправдание»13. Правильнее сказать в связи с этим, что целью права является ограждение и воспитание нравственности. В идеале право и нравственность совпадают, а в реальности, чем больше положений нравственного закона закреплено правовым образом, тем на более высокой ступени стоит народ14.
Кроме этого, И.А. Ильин в своих произведениях, предлагая те или иные рецепты общественного устроения, явно не учитывает в человеке наличие злой воли, помраченного разума и извращенного чувства. Согласно христианскому учению все эти проявления человеческой природы связаны с грехопадением людей. Человек не в состоянии победить в себе зло и искоренить его своими силами. Для этого сошел на землю Сам Бог, Христос Спаситель, воссоздал падшее и растленное естество человека, спас его от смерти и вечной гибели15. Царство же Христа не от мира сего. Поэтому на земле нельзя победить зло, создать идеальный и правильный порядок, каким бы заманчивым он не казался. С другой стороны, можно попытаться с помощью права и государства приостановить на время распространение греха и неправды. Известный русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв выразил эту мысль так: «Задача права не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад»16. Наиболее ценные и правильные мысли и предложения Ивана Александровича Ильина должно и нужно заимствовать для осуществления этой задачи права и государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренное учение И.А. Ильина чрезвычайно актуально и в наши дни, когда в Российском государстве процветают правовой нигилизм и правосознание находится на чрезвычайно низком уровне. Чтобы в корне изменить сложившуюся ситуацию,
12 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. N. Y. : Chalidze Publication, 1982. С. 68.
13 Там же. С. 39.
14 Сомин Н. Указ. соч.
15 Закон Божий для семьи и школы. С. 105.
16 Соловьёв В.С. Оправдание добра // Собр. соч. СПб. Т. 8.
С. 413.
потребуется напряженный созидательный труд не одного поколения русских людей и, прежде всего, нравственно ориентированных юристов, которые своим примером и плодотворной деятельностью поведут народ по пу-
ти правды и справедливости. Этому может помочь освещение учения Ильина о праве и государстве в рамках курса теории государства и права и философии права для студентов юридических вузов.