Миргородский Андрей Александрович
кандидат философских наук «Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 1(097).471
ФЕНОМЕН ПРАВОСОЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ИЛЬИНА
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
THE PHENOMENON OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE WORKS OF IVAN ILYIN IN THE CONTEXT OF MODERN PROBLEMS OF
EDUCATION
В статье рассматривается содержание феномена правосознания в творчестве Ивана Ильина в контексте современных проблем образования. И. Ильин сформулировал 3 аксиомы правосознания, лежащие в основании правовой жизни любого народа и в которых нуждается государство для своего процветания - 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии; 3) закон взаимного признания.
Ключевые слова: право, правосознание, личность, достоинство, диалог.
The article deals with the content of the phenomenon of legal consciousness in the works of Ivan Ilyin in the context of modern problems of education. I. Ilyin formulated 3 axioms of the legal life of any people and which the state needs for the prosperity - 1) the law of spiritual dignity; 2) the law of autonomy; 3) the law of mutual recognition.
Key words: law, legal consciousness, personality, dignity, dialogue.
На современном этапе образованию необходимы новые мировоззренческие подходы. Существующие отдельные фрагменты будущей основательной теории образования требуют своего синтеза. В данную систему нужна интеграция различных знаний. В первую очередь, теоретическое исследование должно касаться представлений об образовании как динамическом явлении, развивающемся на основе гуманистических ценностей и уважении к личности обучающегося.
Актуальность и анализ последних публикаций по проблеме и задачи исследования состоят в том, чтобы взять философию права Ивана Ильина и приложить ее к современным проблемам в философии образования.
Одной из основных задач для современных гуманитарных знаний является формирование профессиональной моральной и правовой культуры в сфере общественных отношений и современного образования. Мораль и право представляют собой две универсально значимые сферы общества. Но для нормального функционирования в рамках определенной культуры и общества правосознание должно быть признано в качестве такого феномена, который
223
имеет основополагающее ценностное значение и может быть оправдан, учитывая определенную систему ценностей и специфические черты национального менталитета.
Творчество русского философа Ивана Александровича Ильина (18831954) представляет собой классический образец философско-правовой рефлексии. Философия И.А. Ильина в значительной мере опиралась на лучшие достижения немецкой классической философии. И.А. Ильин обогащает ее живой конкретикой, возвышая личность человека, а не слепо ее идеализируя [2, с. 31-220].
Работа И.А. Ильина над проблемами философии права началась с его неопубликованного сочинения «Проблема метода в современной юриспруденции» (1906-09). В этой области его интересовали вопросы государственного суверенитета, природы международного права. Первые его публикации - это брошюры «Что такое политическая партия» (1906) и «Свобода собраний» (1906). После февральской революции он издал 5 брошюр, в которых были сформулированы идеи правового государства: «Партийная программа и максимализм», «О сроке созыва Учредительного собрания», «Порядок или беспорядок?», «Демагогия и провокация» и «Почему не надо продолжать войну?».
В 1919 году И.А. Ильин закончил свой фундаментальный труд «Учение о правосознании», но опубликовать его не было никакой возможности не только в России, но и в эмиграции. Он дорабатывал его до конца своей жизни, а издан он был в Мюнхене вдовой после его смерти под названием «О сущности правосознания» (1956).
Как известно, право - особый вид общественного сознания и отношений, в котором выражаются знание и оценка юридических законов и нормативных актов, ограничивающий сферу социальной свободы и регламентирующий обязательные элементы общественной деятельности. Право реализует возможность выражения общественных потребностей и интересов, нормальной жизни конкретного человека. При этом правовая деятельность людей направлена на подчинение поступков, действий, поведения в целом нормам, составляющих основу правосознания. Это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретного индивида, группы, общества в целом к правовым явлениям в общественной жизни.
С правосознанием происходит ценностная ориентация на идеал правового государства (Г. Гегель), который имеет безусловный характер и определяет практическое поведение человека как гражданина, что берет за основу И.А. Ильин [1].
И.А. Ильин пишет: «Правосознание есть особый способ жизни, которым живет душа, предметно и верно переживающая право в его основной идее и его единичных видоизменениях (институтах). Этот строй душевной жизни есть, конечно, нечто идеальное, однако не в том смысле, чтобы этот идеал был неосуществим. Напротив, этот способ жизни уже дан в зачатке каждому из людей, и от каждого из нас зависит - осознать, развить и упрочить в себе этот зачаток. И еще: нормальное правосознание есть воля к цели права, а потому и воля к праву, а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществить его, т.е. бороться за право и именно предметное познание этой цели укрепляет жизненную волю к ней» [3, с. 158159].
Правосознание есть одно из проявлений духа: «Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя! И такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [4].
Морально-этические нормы и обычная коммуникация располагают большим методическим запасом средств, но ни одно из них по своей жизненной действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности человека. Поэтому базовыми принципами являются этика доверия и уважения к личности человека.
По Г. Гегелю, нужно сформировать в отношениях нравственное сознание как исторически сложившуюся систему неписаных законов и основную ценностную форму общественного сознания, что определяется необходимостью регуляции межличностных отношений в государстве, а государство есть действительность нравственной идеи [1, с. 279-323].
Установку И.А. Ильина можно обозначить как православно-христианскую, относящую право (естественное) к тайне творения Господня и замыслу Бога о человеческом обществе. Согласно И.А. Ильину, законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности, - это нормы, или правила, указывающие человеку искомый им лучший путь его внешнего поведения. При выборе способа своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы и Бога свободы) человек бывает всегда «прав», если он следует в русле этого установленного пути, и «неправ», если он его не придерживается. Поэтому создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу хотя и возможно, но всегда обречено на неудачу. И.А. Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа. Это те «основные истины,
которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования». Это - «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первое, что отличает основного гражданина, - это свойственное ему чувство собственного духовного достоинства. Он чтит духовное начало в самом себе, свою религиозность, свою совесть, свой разум, свою честь, свои убеждения, свое художественное чутье [3, с. 308-323]. Второе - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он, гражданин, есть некий ответственный самоуправляющийся волевой центр, истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и поэтому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы твердыня государственности, носитель верности и самообладания [3, с. 335-348]. Третье, что отличает настоящего гражданина, это взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с его государственной властью [3, с. 361-375].
Эти аксиомы, в которых нуждается право и государство для своего процветания. Аналогично этому разработанные им аксиомы власти, вместе с его теорией «свободной лояльности», являются источниками «правильной политической жизни». Теории государства и политического устройства посвящены многочисленные статьи и лекции, а также двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978). Особая действенная сила нравственного сознания как раз и состоит в отсутствии его формальной закрепленности, при этом оно зиждется на уважении к конкретной личности и ее свободе. Свобода достигается за счет разума и наступит с необходимостью. По Г. Гегелю, государство есть действительность конкретной свободы [1]. Нельзя порабощать и унижать человека, потому что каждый человек обладает абсолютной ценностью (И. Кант). Такие моральные категории как совесть, честь, чувство собственного достоинства, «живая справедливость» личности отражают имеющуюся у каждого человека способность самостоятельно определять и направлять свое поведение в своем стремлении к личному и общему благу.
С глобальной точки зрения, общее благо включает такие ценности, как равенство и справедливость. Равенство устанавливает равную меру для всех в их совместной жизнедеятельности, оно даёт возможность предоставить всем членам общества равные возможности и права на конкретные блага (например, на образование и труд). Но формальное равенство одновременно предполагает и неравенство в других сферах человеческой жизнедеятельности ввиду того, что все люди разные.
Таким образом, в творчестве И.А. Ильина справедливость - это общезначимая ценность, которая характеризуется соответствием существующего и должного, наличием и обеспечением прав человека как разумного существа.
В истории представления о справедливости менялись, но в целом было отмечено, что справедливость призвана ликвидировать определенные частные привилегии, стремясь действовать в соответствии с нормами права, обеспечивая человека условиями для реализации способностей в коллективе. Ценностная роль справедливости выражается прежде всего в установлении взаимоотношений между людьми, созданных для достижения общего блага и понимание этого смысла для формирования потребностей, мотивов, интересов и целей, оказывающих влияние и на реальное поведение человека. Именно так представления об общем благе как правовом идеале гармонизируют потребности, интересы, волевые устремления различных людей и сообществ. B.C. Нерсесянц отметил, что интересы в этом идеале не отрицаются и не устраняются, а даже сохраняются, учитываются в максимально возможной мере в рамках права [5].
Таким образом, общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникающий в результате эффективного функционирования права как социального института. По своей сути, оно обозначает качественно новый уровень человеческих взаимоотношений. По словам Г. Гегеля, права личности - это добро для всех людей и значимая ценность общего блага. При этом ценность общего блага обретает смысл только в соотношении с человеком «как меры всех вещей» [1]. В общефилософском смысле общее благо выступает неким эталонным образцом, с которым соизмеряются другие ценности и поступки людей. Это идеалистическая тождественность права как нормы справедливости и закона.
В то же время в творчестве И. Ильина феномен правосознания соприкасается с феноменом свободы, идеал которого являются свободные личности как высшее смысловое выражение права, а также признание независимости и автономии каждого члена общества. Но это не есть беспредельная анархия, а независимость в определенных рамках. Например, в рамках библейских заповедей о любви к Богу и ближнему человек может быть свободен. На наш взгляд, наиболее точно по поводу свободы заметил И. Кант, говоря о том, что поступать необходимо так, чтобы свободное проявление личного произвола было совместимо со свободой каждого.
Итак, по И.А. Ильину, главным условием возникновения и существования общего блага в обществе является признание правомерности
индивидуального личного блага каждого человека, находящегося в определенных рамках, признание легитимности законов и ответственности на основе правосознания.
Таким образом, философия права Ивана Александровича Ильина строится на уважении к свободе и личности человека, равенстве прав людей в их стремлению ко благу, а также правосознании. Процесс обеспечения полноценного существования человека и жизни общества реализуется на основе правосознания как фактора гуманизации и духовного прогресса человеческого общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 5. -М.: Русская книга, 1996. - 608 с.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 4. -М.: Русская книга, 1994. - 624 с.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 1. -М.: Русская книга, 1996. - 400 с.
5. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 1997. - 652 с.
Пожидаев Евгений Александрович
кандидат политических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 316.6; 37.01
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДОНБАССА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
THE ORIGINS OF THE FORMATION OF THE SOCIAL CHARACTER OF DONBASS AND ITS SIGNIFICANCE FOR PATRIOTIC EDUCATION
В данной статье рассматриваются главные истоки и характеристики социального характера Донбасса, как уникального в историко-культурном и геополитическом смысле региона в контексте феномена Новороссии. Раскрываются факторы взаимовлияния регионального характера с направлениями развития патриотического воспитания, ориентированного на Русский мир.
Ключевые слова: социальный характер Донбасса, феномен Новороссии, региональная идентичность, патриотическое воспитание.