Библиографический список
1. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно свободный тест Библиотека Гумер - психология. URL: http://www.gu-интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). mer.info/bibliotek_Buks/Psihol/godfr/intro.php (10.08.2015). СПб.: Иматон, 1996. 17 с. 3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.:
2. Годфруа Ж. Что такое психология [Электронный ресурс] // Питер, 2003. 560 с.
УДК 81.282.3
УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ-МИНИМУМ УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
© С.Ю. Позднякова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В процессе опытно-экспериментальной работы доказана необходимость внедрения в учебный процесс созданной версии учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов. Установлено, что смоделированный учебный словарь-минимум определяет успешное усвоение соответствующего набора знаний, которые маркируют фрагменты профессиональной картины мира и способствуют ее целостному образованию. Ключевые слова: учебный словарь-минимум; узкоспециальные авиационные термины; опытно-экспериментальная работа; когнитивный подход.
LEARNER'S DICTIONARY OF SPECIALIZED AVIATION TERMS: EXPERIMENTAL WORK S.Yu. Pozdnyakova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The experimental work proved the necessity to integrate a developed learner's dictionary of specialized aviation terms into the education process. It has been found out that an ad hoc compiled dictionary encourages successful mastering of professional knowledge and formation of an integral professional worldview. Keywords: learner's dictionary; specialized aviation terms; experimental work; cognitive approach.
Описанная в предыдущих публикациях технология отбора и организации учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов позволила нам подойти к этапу его экспериментальной апробации [1-3]. Целью опытно-экспериментальной работы явилась апробация и проверка валидности учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов.
Первоначально, как того требуют непреложные правила организации и проведения педагогического эксперимента, необходимо организовать диагностирование исходного состояния учебной деятельности студентов по пользованию традиционными двуязычными словарями в целях иноязычного профессионально-направленного общения. В ходе его организации важно было установить наличие/отсутствие у студентов:
1) навыков и умений работы с традиционным двуязычным словарем авиационной направленности;
2) способности идентифицировать профессиональную значимость термина;
3) полноты и точности понимания извлекаемой из словаря информации при традиционном его использовании;
4) эффективности запоминания полученной студентами информации при традиционном использова-
нии двуязычного словаря.
Для установления факта наличия/отсутствия соответствующих параметров мы воспользовались комплексной экспериментальной методикой, целью и назначением которой было определение как можно более валидных результатов. В результате проведения серии диагностирующе-констатирующих исследований установлено, что обучающиеся в определенной степени (80%) осознают необходимость использования в своей учебной деятельности словарей и владеют некоторыми навыками и умениями работы с общепринятым двуязычным словарем авиационной и военно-авиационной направленности. При традиционном использовании словарей в учебной деятельности обучающиеся могут извлекать информацию, но степень полноты и точности ее понимания находится на довольно низком уровне (24%). Эффективность запоминания полученной информации также находится на достаточно низком уровне (17,7%). Крайне слабой является способность студентов к переносу профессионально значимых знаний из одной дисциплины в другую (20%).
На основании выявленных результатов исходный уровень владения словарем с целью обнаружения, анализа и запоминания профессионально значимой информации о термине-концепте нами был квалифи-
Позднякова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89148864539, e-mail: [email protected]
Pozdnyakova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 89148864539, e-mail: [email protected]
цирован как низкий.
Сказанное позволило нам прийти к заключению о необходимости внедрения в учебный процесс разработанного учебного словаря-минимума узкоспециальных терминов и проверки его эффективности. Иными словами, возникла необходимость проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Цель данного этапа - подтверждение постулата о том, что при работе со словарем важно формировать у обучающихся базисные когнитивные структуры, обеспечивающие восприятие, осмысление и запоминание узкопрофессиональной информации, заложенной в рамках учебного словаря-минимума [2]. Это, в свою очередь, должно способствовать эффективному и прочному запоминанию терминов-концептов ТК, включению их в профессионально значимый контекст и, как итог, созданию представления в целом о профессиональной концептосфере будущих авиационных специалистов.
В качестве частных задач, требующих своего разрешения в ходе формирующего эксперимента, были установлены следующие:
1) определить динамику положительного отношения обучающихся к процессу использования словаря-минимума;
2) констатировать в ходе и в результате работы со словарем усвоение определенного набора знаний, которые маркируют фрагмент(ы) профессиональной картины мира и формируют в сознании обучающихся профессиональную концептосферу;
3) определить динамику развития и эффективность умения работать со словарем (оптимальность деятельности), которое включает в себя следующие показатели: качество запоминания и информации ТК, содержащейся в них; эффективность использования узкоспециальных знаний на других дисциплинах; быстрота пользования словарем.
Все перечисленные задачи логически обобщаются, они органично и интегрированно включаются в контекст метазадачи: установить адекватность (с точки зрения соответствия принципам отбора и основаниям организации) содержательных и структурных особенностей учебного словаря-минимума, построенного на когнитивной основе.
Для проведения экспериментальных исследований были определены экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ). Процесс проведения формирующего эксперимента в ЭГ и КГнамеренно проводился в некоррелируемых условиях. Это было вызвано тем обстоятельством, что экспериментальному исследованию подлежали, прежде всего, основания для отбора и организации словаря, а такжеподтверждение эффективности созданного нами словаря-минимума [4].
С целью организации формирующего эксперимента в экспериментальной группе (ЭГ) учебная деятельность студентов подвергалась постоянному дидактическому воздействию, а именно: в процессе обучения постоянно «включался» созданный словарь-минимум авиационных терминов (электронная версия). Сло-
варь периодически сопровождался практическими рекомендациями для организации работы с данным типом словаря.
В контрольной группе (КГ) учебная деятельность обучающихся осуществлялась по традиционной методике. Учебный словарь-минимум не использовался в полном объеме, в содержание обучения иноязычному профессиональному общению включались лишь его отдельные фрагменты. Целенаправленные усилия преподавателя были ограничены проведением ввод-но-опознавательной беседы о значимости знания специальной терминологии, о важности корректной работы со словарем.
В результате контрастной организации эксперимента мы планировали добиться выявления очевидных и достоверных показателей значимости нашего подхода к отбору и организации словаря-минимума.
Эффективность и адекватность (с точки зрения соответствия принципам отбора и основаниям организации) содержательных и структурных особенностей учебного словаря-минимума, построенного на когнитивной основе, фиксировались по нескольким ключевым аспектам. Итоговая информация обобщена и представлена в виде нижеследующего текстового описания результатов, демонстрации диаграмм и таблиц.
1. Увеличилась динамика положительного отношения обучающихся к использованию словаря-минимума в целях профессионального иноязычного общения (76,5 %) (рис. 1).
Первоначально на этапе диагностики был отмечен низкий уровень мотивационных доминант у студентов в отношении использования в учебной деятельности словарей (степень мотивированности составляла 42,2%). Этот факт объясняется незнанием особенностей структуры словаря и неумением рационально использовать информацию словаря. Немаловажное значение для низкой мотивированности обучающихся имеют и недостатки традиционной организации словаря для предоставления эксплицитной, яркой, образной информации о термине.
По факту проведения экспериментального обучения были предприняты определенные действия для отслеживания изменения мотивационных доминант студентов. Промежуточный срез, определяющий искомую величину, в ЭГ проводился после планомерной и систематической работы по использованию созданного словаря-минимума; в КГ, как замечалось выше, использованию подлежали лишь отдельные фрагменты электронной версии словаря.
2. Увеличился набор профессиональных знаний, которые маркируют фрагмент(ы) профессиональной картины мира и формируют в сознании обучающихся профессиональную концептосферу.
В экспериментальной группе в ходе работы с электронной версией словаря-минимума процент «прироста» профессиональных знаний составил 86,2%; в контрольной группе этот процент составил 53,3% (рис. 2).
« s
X <и
•а
о X н о
сЗ
и
•а
Рис.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
12 3 опросы
1. Динамика отношения обучающихся к использованию электронной версии словаря-минимума
• эг кг
Произведенные вычисления и наглядное представление результатов позволяют констатировать, что увеличение набора профессиональных знаний происходит наиболее плодотворно в том случае, если имеет место соответствующим образом организованное использование учебного словаря в ходе планомерной работы и при организации самостоятельной работы студентов.
3. В ходе целенаправленных дидактических воздействий на студентов динамика развития и эффективность умения работать со словарем была признана позитивной. Измерялась она в таких параметрах, как:
качество запоминания ТК и информации, содержащейся в нем; эффективность использования узкоспециальных знаний на других дисциплинах; быстрота пользования словарем. Для более наглядного представления результаты данного исследования отображены в диаграмме на рис. 3.
Изменения исследуемой величины, которые зарегистрированы в ЭГ, значительно превосходят результаты, полученные в КГ, что несомненно подчеркивает необходимость внедрения разработанной версии учебного словаря-минимума путем целенаправленных дидактических воздействий на студентов.
53,3%
25,7%-
86,2%
25,7%-
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
кг
эг
□доэкспериментальный срез Ппослеэкспериментальный срез
Рис. 2. Динамика уровня профессиональных знаний
срезы
Рис. 3. Динамика развития умения работать со словарем (n=26)
Установив в ЭГ положительную динамику развития и эффективности умения использовать в учебной деятельности словарь-минимум, выявив в этой группе большой показатель запоминания ТК (терминов-концептов), а также обнаружив значительный прирост положительного отношения студентов к исследуемой деятельности, можно констатировать, что концептно отобранный и когнитивно организованный словарь-минимум адекватен и эффективен в учебном процессе.
Таким образом, итоги и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили насущную
необходимость внедрения в процесс овладения иноязычным профессионально-значимым общением созданной версии учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов и доказали, что использование специально смоделированного учебного словаря-минимума определяет не только успешность и эффективность формирования у студентов нелингвистического вуза профессионального видения мира, но и оказывает положительное влияние на становление и совершенствование его профессиональной компетентности.
Статья поступила 02.09.2015 г.
Библиографический список
1. Позднякова С.Ю. Учебный словарь-минимум узкоспециальных авиационных терминов: технология отбора // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 262-267.
2. Позднякова С.Ю., Плисенко А.А., Блем И.В]. Роль терминов в общей системе содержания обучения лексической стороне профессионально ориентированной иноязычной речи // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). С. 346-351.
3. Позднякова С.Ю. Учебный словарь-минимум узкоспециальных авиационных терминов: технология организации // Вестник ИрГТУ. 2015. № 7 (102). С. 226-233.
4. Позднякова С.Ю., Мокрова Н.И. Когнитивно-методические основы создания учебного словаря-минимума узкоспециальных технических терминов // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2 (61). С. 254-260.
УДК 159 072. 432
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
_ Л о
© А.А. Смольянинова1, Л.А. Ларионова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены представления о профессиональных ценностях студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Представлены результаты эмпирического исследования. Дан сравнительный анализ представлений профессиональных ценностей у студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Психология» в ИРНИТУ. Описываются особенности представлений о профессиональных ценностях у студентов четырех курсов. Ключевые слова: ценность; смысложизненные ориентации; ценностные ориентации; профессиональные ценности студента.
1Смольянинова Анастасия Александровна, стажер-консультант Студенческого центра психологической помощи, тел.: 89526151420, e-mail: [email protected]
Smolianinova Anastasia, Trainee-consultant of the Student Psychological Care Center, tеl.: 89526151420, e-mail: [email protected]
2Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89148924163, e-mail: [email protected] Larionova Larisa, Senior Lecturer of the Department of Psychology, tal.: 89148924163, e-mail: [email protected]