Научная статья на тему 'Учебный модуль "Всемирное природное и культурное наследие"'

Учебный модуль "Всемирное природное и культурное наследие" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / ВСЕМИРНОЕ ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Н. О., Ильинский С. В.

Авторы рассматривают современное состояние проблемы изучения Всемирного природного и культурного наследия в высших учебных заведениях, предлагают внедрить в образовательный процесс высшей школы учебный модуль «Всемирное природное и культурное наследие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный модуль "Всемирное природное и культурное наследие"»

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ВСЕМИРНОЕ ПРИРОДНОЕ

И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Н. О. Верещагина, С. В. Ильинский

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Training Module «World Natural And Cultural Heritage»

N. O. Vereshchagina, S. V. Ilinskiy

A. I. Herzen State Pedagogical University ofRussia, Saint Petersburg, Russia

Авторы рассматривают современное состояние проблемы изучения Всемирного природного и культурного наследия в высших учебных заведениях, предлагают внедрить в образовательный процесс высшей школы учебный модуль «Всемирное природное и культурное наследие».

Ключевые слова: ЮНЕСКО, Всемирное природное и культурное наследие, учебный модуль, компетентностно-дея-тельностный подход

The authors review the current state of the study of world natural and cultural heritage in higher educational institutions, proposing to introduce in educational process of higher school the training module «World natural and cultural heritage».

Key words: UNESCO, World natural and cultural heritage, training module, competence-activity approach

В конце XIX — начале XX в. как в научный лексикон, так и в широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Идея интернациональной ответственности за сохранение наиболее ценных культурных и природных объектов возникла в 60-е гг. XX века в связи со строительством высотной Асуанской плотины в Египте и угрозой затопления водами Нила древних памятников Нубии.

Официальное оформление эта идея получила в ноябре 1972 г. в Париже во время XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая приняла Конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия (далее — Конвенция). Создатели этой Конвенции исходили из необходимости выявления в каждой стране природных и культурных объектов, достойных стать предметом заботы всей планеты. Подобные объекты, как указано в Конвенции, имеют выдаю-щеееся общечеловеческое значение с художественной, исторической, научной или природной точек зрения. Одновременно был учрежден Комитет Всемирного наследия (далее — комитет) — межправительственная организация, объединяющая избираемых на шесть лет (при смене 1/3 его состава каждые два года) представителей 21 страны из числа подписавших Конвенцию в 1972 году. В конце каждого года комитет рассматривает предложения, внесенные странами-участницами Конвенции, и отбирает из них те, которые, по его мнению, достойны быть внесенными в Список объектов

Всемирного наследия — главный документ, фиксирующий памятники общечеловеческого значения. Перед обсуждением на заседании комитета представленные странами предложения согласовываются экспертами трех неправительственных организаций — Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ), Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Международного союза охраны природы и естественных богатств (МСОП). [3]

В 2008 г. Правительство России разработало Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на период 2009—2015 гг. В этом документе под Всемирным наследием понимаются обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Начиная с этого момента, основные положения, связанные с необходимостью изучения Всемирного наследия, находят отражение в ведущих нормативно-правовых документах, регламентирующих развитие отечественного образования. Так, на основании анализа примерной программы по географии для основной школы, составленной на базе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего

Науки о земле, проблемы экологии, образования, экологической культуры

образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, можно определить основные задачи изучения Всемирного наследия в школьном курсе географии:

— расширение знаний об уникальных природных объектах в различных регионах и странах мира (формы и методы охраны природных территорий (заповедники, национальные парки и т.д.));

— формирование знаний об уникальном культурном и духовном (нематериальном) наследии человечества в различных регионах и странах мира;

— изучение географической номенклатуры Всемирного наследия.

Однако, несмотря на вышесказанное, на сегодняшний момент остается открытым вопрос изучения Всемирного природного и культурного наследия в высшей школе. В большинстве вузов вопросы, связанные с изучением Всемирного наследия, представлены отдельными разделами, темами, курсами по выбору, что не позволяет в полной мере сформировать у обучающихся необходимые компетенции. [1]

В своем исследовании мы представляем результаты работы коллектива преподавателей ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» — учебный модуль «Всемирное природное и культурное наследие», который может быть включен в основные образовательные программы (ООП) следующих направлений подготовки:

— уровня бакалавриата: 05.03.02 География; 05.03.06 Экология и природопользование; 39.03.01 Социология; 41.03.01 Зарубежное регионоведение; 43.03.02 Туризм; 44.03.01 Педагогическое образование; 46.03.01 История; 47.03.01 Философия;

— уровня магистратуры: 44.04.01 Педагогическое образование (магистерские программы «Географическое образование», «Историческое образование», «Культурологическое образование», «Обществоведческое образование», «Образовательный туризм», «Философская урбанистика и петербурговедение»).

Модуль включает в себя 2 дисциплины — «Фило-софско-синергетические основания природы и культуры» (2 дидактические единицы) и «Историко-геогра-фическое наследие современности» (3 зачетные единицы) и завершается экзаменом (1 зачетная единица). Общая трудоемкость — 6 дидактических единиц.

Основной целью данного учебного модуля является формирование современных научных представлений о природном и культурном наследии как глобальном феномене, а первостепенными задачами:

— знакомство с основными терминами и показателями, применяемыми в сфере изучения и управления наследием;

— освоение методологии выявления и изучения природного и культурного наследия;

— формирование познаний в сфере географии всемирного наследия;

— изучение отечественного и зарубежного опыта организации управления наследием;

— ознакомление с современными методами управления природным и культурным наследием;

— формирование концептуальных представлений и практических навыков оценки наследия как фактора устойчивого развития.

Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

— готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

— способность разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию (ПК- 1).

Содержание модуля «Всемирное природное и культурное наследие» представлено содержанием двух дисциплин: «Философско-синергетические основания природы и культуры» и «Историко-географическое наследие современности».

Так дисциплина «Философско-синергетические основания природы и культуры» общим объемом 72 часа (из них аудиторных часов — 42; часов, выделенных на самостоятельную работу — 30) раскрывает следующие вопросы: природа и культура: сущность, понятия, определения и термины; взаимосвязь природы и культуры; науки о природе и о культуре; чувство и красота природы: историческое развитие, природа как эстетическая ценность; эстетическое мироотношение в различных культурах; природа в культуре России; наследие: сущность, понятия, определения, термины, информационный потенциал наследия; частное наследие, местное наследие, региональное наследие, национальное наследие, Всемирное наследие; система Всемирного природного и культурного наследия, ЮНЕСКО: история, цель создания и развития, направления деятельности, нормативно-правовая база ЮНЕСКО; конвенция об охране Всемирного наследия: цели, структура, содержание, основные определения, комитет Всемирного наследия; национальная и международная охрана наследия, фонд Всемирного наследия.

Дисциплина «Историко-географическое наследие современности» общим объемом 108 часов (из них аудиторных часов — 64; часов, выделенных на самостоятельную работу — 44) раскрывает следующие вопросы: список Всемирного наследия, семь чудес света, критерии внесения в список, география и карта Всемирного наследия; природные объекты: виды, характеристики, география; международные концепции и организации о природе планеты, объекты культурного наследия: виды, характеристики, география; Всемирное природное наследие России («Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки» и др.); критерии внесения в список, характеристики, описание объектов, проблемы сохранения и популяризации;

Всемирное культурное наследие России, география, карта, краткая характеристика и описание объектов России; проблемы сохранения, популяризации, охраны, выявления и восстановления памятников культуры всемирного значения; исторический центр Санкт-Петербурга как объект Всемирного наследия, история и критерии внесения в список, карта-схема, перечень памятников, Комитет по государственному использованию и охране памятников; Всемирное наследие в системе международного и внутреннего туризма, значение объектов Всемирного наследия в развитии туризма; проблемы преподавания Всемирного природного и культурного наследия, его междисциплинарность; подготовка специалистов всех уровней в области популяризации, сохранения, охраны и восстановления объектов Всемирного наследия. [2]

Необходимо отметить, что включение модуля «Всемирное природное и культурное наследие» в ООП уровня магистратуры обозначенных выше направлений подготовки обеспечивает формирование профессиональных компетенций на основе фундаментального теоретического знания о Всемирном природном и культурном наследии и реализации деятельностного практикоориентированного обучения студентов на базе уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Санкт-Петербурга. Спроектированная модель

Литература

1. Верещагина Н.О, Ильинский С.В. Изучение Всемирного наследия в курсах школьной географии / Н.О. Верещагина, С.В. Ильинский // География: развитие науки и образования: Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции Г^К Герценовские чтения, посвященной 115-летию со дня рождения Станислава Викентьевича Калес-ника, 2016. — С. 212—214.

системы подготовки обучающихся уровня магистратуры опирается на компетентностно-деятельностный подход и на принципы системности, субъектности, культуротворчества, гуманизации образования.

Уникальным является разработанный коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора В.П. Соломина учебно-методический комплекс «Всемирное наследие», являющийся с середины 1990-х годов объектом специального исследования. Среди основных элементов данного комплекса учебно-методические пособия «Всемирное культурное и природное наследие в образовании», «Национальное природное и культурное наследие в образовании», «Природное и культурное наследие Петербурга», «Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе».

Таким образом, несмотря на то, что сегодня достаточно остро стоит необходимость разработки и обоснования методических основ изучения Всемирного природного и культурного наследия и поиска новых технологий обучения, благодаря разработанному учебному модулю появляется возможность достижения сформированности компетенций обучающихся. Данный вопрос может стать перспективным направлением научных исследований в области гуманитарных наук.

2. Всемирное природное и культурное наследие в образовании: Материалы III Республиканского научно-педагогического семинара. 23—27 мая 1996 г. / Под ред. профессора В.П. Соломина. — СПб.: Образование, 1997. — 138 с.

3. Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие — актуальное понятие современности / Ю.В. Кирюшина // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — №2—1. — С. 244—247.

Сведения об авторах:

Верещагина Наталья Олеговна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения географии

и краеведению РГПУ им. А.И.Герцена, [email protected] Ильинский Сергей Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения географии

и краеведению РГПУ им. А.И.Герцена, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.