УДК 91 (07)
О.В. СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] М.Ю. КОРШУНОВ, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры естествознания и географии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
O.V. Smirnova, M.Y. Korshunov
SCIENTIFIC ASPECTS OF THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT
В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле становления образования в интересах устойчивого развития. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества и сбалансированного развития человека и природы. Природное наследие раскрывается на основе особо охраняемых природных территорий, а культурное наследие -на основе культурного ландшафта. Представленные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьном географическом образовании. Особое место при этом отводится школьной географии России и геоэкологическому краеведению, которые создают предпосылки к познавательному, ценностному, деятельностному изучению наследия. Содержание данных курсов обеспечивает мотивацию изучения школьниками природного и культурного наследия, способствует осознанию причастности школьников к проблемам его сохранения в русле гармонизации отношений человека и природы для устойчивого развития.
Ключевые слова: природное и культурное наследие, устойчивое развитие, географическая наука, школьная география России, школьное геоэкологическое краеведение, культурно-экологический подход.
The article deals with scientific and geographical features of the study of natural and cultural heritage in the mainstream of development of education for sustainable development. The analysis of researches of scientists-geographers in the field of heritage study allowed to conclude that the key geoecological aspects of heritage associated with the idea of heritage as a unique cultural and environmental phenomenon, reflecting the idea of co-creation and the balanced development of man and nature. Natural heritage is revealed on the basis of specially protected natural areas and cultural heritage - based cultural landscape. Presents ideas important use in the study of natural and cultural heritage in school geographic education. A special place is given to the school of geography of Russia and geoecological studies that create the preconditions for cognitive, value, activity-based heritage study. The content of these courses provides the motivation of pupils to study natural and cultural heritage, promotes awareness of the involvement of pupils in their conservation in line with the ideas of sustainable development.
Keywords: natural and cultural heritage, sustainable development, geographical science, school of geography of the Russian school of geoecological studies, cultural-ecological approach.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предполагает разностороннее изучение природного и культурного наследия в целях образования, воспитания и развития личности учащихся средствами школьной географии. Отечественными географами отмечается высокий культурологический и экологический потенциал природного и культурного наследия, который раскрывается в познавательных, духовно-нравственных и праксиологических аспектах метапредметного характера. Природное и культурное наследие как результат экологизации географической науки в контексте культуры устойчивого развития раскрывает экологические отношения, которые складываются между человеком и окружающей его средой на основе экогуманистических идей и созидательной деятельности. Данные идеи важно использовать в школьном образовании.
Особая роль в изучении природного и культурного наследия принадлежит школьному курсу «География России» и геоэкологическому краеведению, которые раскрывают особенности природы, населения и хозяйства нашей Родины и создают базис для взаимосвязанного изучения природного и культурного наследия, формирования культуры устойчивого развития, формирования патриотизма, гражданской ответственности, нравственности. Геоэкологическое краеведение обеспечивает преемственность в изучении природного и культурного наследия России, создает условия для его последовательного раскрытия на основе местных ландшафтных и культурных особенностей. Вместе с тем, разрозненность базовых геоэкологических знаний о наследии влечет за собой серьезные трудности в методике его изучения и реализации в школьной практике. Основу таких знаний составляют исследования ученых-географов в области изучения вопросов природного и культурного наследия.
Интерес географов к объектам наследия проявился с самого момента становления географии в качестве самостоятельной дисциплины - с XVIII века. Длительное время на разных исторических этапах развития географии приоритет в изучении наследия отдавался отдельным культурным, либо природным достопримечательным объектам. Существенным образом на изучении и охране природного и культурного наследия сказывалась государственная политика в области наследия, в разной степени осознанности проводимая в России уже с XVIII века. В широкий научный обиход понятие «наследие» в России вошло на рубеже 80-х - 90-х годов XX века. Значительную роль в этом сыграла ратификация Россией в 1989 г. международной Конвенции о сохранении Всемирного Культурного и Природного наследия. Подписав Конвенцию, Россия зафиксировала значимость изучения, защиты и сохранения бесценного и невосполнимого наследия природы и культуры на своей территории. Современный этап стал этапом раскрытия многих запретных ранее пластов исторического прошлого, духовного возрождения и восстановления духовных памятников и святынь [17, с.35]. Ключевой особенностью географической науки данного периода является проявление ее значительного культурно-экологического потенциала, что выступило внутренним фактором реализации культурно-экологического подхода к изучению географических объектов и явлений.
Реализация культурно-экологического подхода в научной географии на современном этапе опирается на теорию изучения «человековключающих» систем и потому предполагает раскрытие диалектики природы, человека и результатов его деятельности в русле культурно-экологических образований, то есть изучение процесса окультуривания природно-антропогенной системы [4, с. 17]. Данные идеи в полной мере отражают природное и культурное наследие, которое, по сути, представляет собой культурно-экологический феномен и обеспечивает целостность функционирования экологических и культурологических принципов в географии. На сегодняшний день изучение природного и культурного наследия географической наукой выстраивается во взаимосвязи природных и культурных компонентов наследия с человеком и окружающей средой. Кроме того, данные взаимосвязи изучаются в пространственных и временных взаимоотношениях.
Экологический подход, в единстве с культурологическими идеями, обеспечивает становление новых научных направлений и областей географического знания, таких как геоэкология, культурная география, этнокультурное ландшафтоведение, экология культуры. Эти направления, и в особенности культурная география, задают комплексную стратегию изучения и сохранения природного и культурного наследия на междисциплинарной основе при географическом доминировании. Экологизация географической науки в русле культурологических идей определила управляющую роль человека в биосфере, ответственность человека за эволюцию биосферы, необходимость учета факторов восприятия человеком окружающей среды и качества жизни человека. При этом природное и культурное наследие является неотъемлемой частью окружающей человека среды, показателем ее качества.
Таким образом, в последнее десятилетие вопросы природного и культурного наследия в отечественной географии приобретают все большую актуальность. Специалисты-географы определяют наследие как фундаментальную географическую категорию, важнейшее условие для устойчивого, экологически сбалансированного развития всей планеты (В.П. Максаковский, Г.В. Сдасюк) [15], [17, с. 33].
Однако (как уже было сказано выше), до настоящего момента, теоретический фундамент природного и культурного наследия в географической науке остается еще не вполне разработанным, что существенным образом ограничивает результативность исследовательских работ, в том числе и в методике географии. На сегодняшний день в географической науке не существует общепризнанной формулировки понятия «природное и культурное наследие». Необходимо учитывать и тот факт, что изучение и сохранение наследия является одним из приоритетов государственной политики и рассматривается в соответствующих нормативных документах. Наиболее емким, на наш взгляд, является определение, имеющее непосредственно географическое основание, отражающее представление о структуре и территориальной организации природного и культурного наследия. Именно такую трактовку дает Ю. А. Веденин: «Природное и культурное наследие - это живая уникальная историко-культурная территория, обладающая особой ценностью для мира, страны, региона, где множество памятников истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа» [2, с. 5]. Данное определение исходит из средовой трактовки природного и культурного наследия, которая позволяет включать наследие в реальную окружающую человека среду, рассматривать природу, культуру и человека как носителя и «соавтора» наследия в их неразрывном единстве. Рассмотрение природного и культурного наследия с точки зрения средового подхода обусловливает усиление аксиологической направленности его изучения. В этом смысле наследие рассматривается в качестве способа передачи культурной и природной информации - «диалога культур», особой памяти и «генетического кода» для последующего развития общества. Ценностные аспекты изучения природного и культурного наследия определяют переориентацию вопроса «Что сохраним?» в новую плоскость «Что оставим?» [5, с. 6]. Культурно-экологический подход направляет процесс изучения природного и культурного наследия от изучения отдельных точечных объектов к их комплексному территориальному исследованию. Рассмотрение не отдельного памятника, а всего комплекса наследия позволяет говорить еще об одной тенденции современного этапа - формировании системы историко-культурных и природных территорий (уникальных территорий) [17, с. 36]. Уникальные территории являются целостным пространственным объектом, где в характерной природной и социально-культурной среде находятся природные и историко-культурные объекты, имеющие исключительную ценность, значимость. На подобной территории культура и природа составляют целостные образования и включают различные природные и культурные ландшафты, содержащие как традиционные, так и новые виды и формы культуры. В международных документах также используют термин «территория
наследия» (Heritage Area), отражающий пространственную привязку достопримечательных территорий к конкретным условиям окружающей их среды.
Исследования А.Г. Исаченко, Ал.А. Григорьева [6], [11] подтверждают, что изучение природного наследия в научной географии осуществляется в русле геоэкологии как нового научного направления развития географии, отражающего ее экологизацию. Как отмечается в исследованиях, понятие природное наследие, отражая взаимодействие человека с природной средой, несет высокий ценностный потенциал. Природное наследие рассматривается в системе знаний об особо охраняемых природных территориях, причем в последнее время акцентируется внимание на необходимости перехода в изучении природного наследия от «точечных» объектов к их комплексному изучению на территориях различной масштабности. Это направление исследований природного наследия тесно переплетается с идеей создания культурно-природного каркаса по аналогии с экологическим. Культурное наследие является объектом изучения нового научного направления развития географии -культурной географии. Объекты культурного наследия рассматриваются в русле культурной географии как культурный ландшафт. Природное наследие составляет базис формирования культурного наследия, а культурное наследие, в свою очередь, является «вектором» культурно-исторического развития территории.
Современная концепция изучения и охраны культурного наследия исходит из представления об уникальных территориях и о культурных ландшафтах [ 1 ]. Оптимальной и универсальной единицей познания наследия является культурный ландшафт. С 1992 года культурный ландшафт официально признан объектом наследия и включен в качестве отдельной номинации в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Существует несколько концепций к изучению и сохранению культурных ландшафтов: ценностная, этнокультурная, геоэкологическая. Геоэкологическая основа культурного ландшафта предполагает гармонию человека и природы, минимизацию деструктивных процессов, эстетические свойства пейзажного облика. При этом человек, обладая культурой устойчивого развития, является главной движущей силой преобразования антропогенных ландшафтов в культурные. Принципиально важную роль при этом должно сыграть не только школьное географическое образование, направленное на воспитание высоко культурных людей для того, чтобы культурные ландшафты как объекты природного и культурного наследия окружали человека повсюду, но и геоэкологическое краеведение.
Школьное геоэкологическое краеведение является сегодня важным средством формирования культуры устойчивого развития. Наряду с образовательно-воспитательными задачами оно решает и задачи общественно-полезного характера, формирует познавательно творчески-активную личность [7]. Краеведение представляет собой лучшую конкретную форму синтеза рационального и эмоционального, что обеспечивает развитие культурной личности. Оно является фактором формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающему миру. Такие возможности геоэкологического краеведения обусловлены его целостным подходом к изучению уникальных природных и культурных объектов в окружающей среде, интегративным характером и многоаспектностью. Геоэкологическое краеведение создает необходимую преемственность в изучении наследия России на основе местного учебного материала в среде непосредственного жизненного самоопределения школьников.
Рассмотренные в русле идей устойчивого развития научные основы изучения природного и культурного наследия, на наш, взгляд, необходимо учитывать в школьном географическом образовании. Считаем, что изучение, поиск, сохранение объектов наследия -это высоко нравственная и содержательная задача для подрастающего поколения, а также прекрасная основа для реализации культурно-экологического воспитания в школе в интересах устойчивого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веденин, Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучение / Ю.А. Веденин // Вестник МГУ. Сер. Геогр.-1990. - № 1.- С. 5-17
2. Веденин, Ю.А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения / Ю.А. Веденин // Территория. - 1994. - № 1. - С. 5-6.
3. Вергунов, А.П. Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия / А.П. Вергунов, С.В. Кулинская, Ю.Л. Мазуров // Экология культуры: Альманах ин-та Наследия. - М., 2000. - С.163-179.
4. Винокурова, Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. - СПб, 2004. - С. 12-15.
5. Воронкова, Л.П. Прикладные аспекты культурной экологии / Л.П. Воронкова // Наука о культуре: итоги и перспективы. - Науч.-информ. сб. - Вып. 2. - М., 2001. - С. 2-6.
6. Исаченко, А.Г. География в современном мире: книга для учителя / А.Г. Исаченко. - М., 1998. - 160 с.
7. Коршунов, М.Ю. Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 6 класса при изучении географического краеведения: монография / М.Ю.Коршунов / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: Типография «Деловая полиграфия», 2011, 100 с.
8. Николаев, В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система / В.А. Николаев // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. - 2000. - № 6. - С. 3-8.
9. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб. пособие для учителей географии и студентов географ. спец.высш. пед. учеб. заведений / М.А. Никонова, О.А. Бахчиева, И.В. Душина и др; Под ред. М.А. Никоновой. - М., 2003. - 188 с.
10. Отношение школьников к природе: (Педагогическая наука - реформе школы) / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М., 1988. -128 с.
11. Поздеева, Н.В. Уникальные историко-культурные и природные территории как объекты изучения в курсе «Природное и культурное наследие» / Н.В. Поздеева, И.Б. Жуковин // Природное наследие и географическое краеведение Прикамья. 2 межрегион. науч. -практ. конф. - Пермь, 2000. - 152 с.
12. Смирнова О.В. Природное и культурное наследие России: учебное пособие для 8-9 классов / О.В. Смирнова, С.Н. Пияшова. - Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2005. - 187 с.
13. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития / О.В. Смирнова// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 14.04.2015)
14. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М. - 352 с.
15. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках / М.Е. Кулешова. - М., 2002. - 46 С.
16.Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и бучение (к обоснованию системно-структурного подхода) / Н.И. Чуприкова. - М., 2003. - 320 с.
17. Шульгин, П.М. Культурный фактор в региональной политике / П.М. Шульгин // Экология культуры: Альманах института Наследия. - М. - 2000. - С.35-43.
18. Culture, Geography and Geographical Education. Proceeding of Comission on Geographical Education the JGU. - Lisboa, 1998.
19. List of participating institutions. UNESCO Associated Schools Proect Network (ASPnet) for Promoting a culture of peace. 2000.
20. Operational Guidelines for the Impltmentation of the World Heritage Convention. UNESCO. WHC-97|2.
21. Properties included in the World Heritage List. WHC - 2000. © Смирнова О.В., Коршунов М.Ю., 2015