УДК 378.091.212.7
Т.Н. Владимирова, канд. пед. наук, доц., [email protected] (Россия, Москва, МПГУ), А.В. Утенков, соискатель, [email protected] (Россия, Москва, МПГУ)
УЧЕБНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматривается развитие личности в определении учебного инфантилизма студента - это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды, под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности, завышенной требовательности к окружающему социуму, активным или пассивным противодействием учебному процессу, отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию, и, как следствие, к учебной деятельности, отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения, наличием узколичностных ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.
Ключевые слова: сущность личности, детерминанты развития личности, учебный инфантилизм, активность в развитии личности, профессиональная деформация, педагогическое взаимодействие, интерес, регулирование профессиональной подготовки, деятельность специалиста-педагога, формационно-стадиальные типы личности.
В современных условиях обществу требуется творческая личность с высокой степенью внутренней устойчивости, способностью к развитию, творчеству, самообразованию, самосовершенствованию. Практики бизнеса негативно оценивают такие качества молодых специалистов, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Совокупность данных явлений характеризуют общим понятием - инфантилизма - социального, профессионального и учебного.
Инфантилизм - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется в отношении как медицинских, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм как детскость - проявление наивного подхода в жизни, работе, быту, в политике и т. д. Инфантилизм может пониматься как нарушение процесса психического развития. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнешем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом [1].
Одним из составляющих профессиональных деформаций, возникающих уже на этапе обучения в вузе, является проявление у студентов учебного инфантилизма. Это не просто потеря интереса к изучаемым наукам, это момент когда студент понимает, что обучение ему не нужно, включаются механизмы отторжения изучаемого материала и процесса обучения в целом. Это также, выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Феномен социального инфантилизма стал довольно характерной чертой социально-психологического портрета подрастающих поколений в целом, отличительной особенностью социологического возраста современной молодежи. Сердцевина данного явления - бегство от выбора и возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль «вечного ребенка» освобождает личность от ответственности, от суда за совершенные поступки [2].
Учебный инфантилизм - это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды под воздействием определенных психических условий и механизмов который характеризуется негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности, завышенной требовательностью к окружающему социуму, активным или пассивным противодействием учебному процессу, отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию и, как следствие, к учебной деятельности, отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения, наличием узколичностных ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.
В систему критериев, характеризующих различные аспекты учебного инфантилизма мы включаем: низкую степень выполнения усвоенной, в процессе обучения, интеллектуальной деятельности; негативную профессиональную и учебную мотивацию; отсутствие адекватной субъектной позиции по отношению к различным аспектам изучаемого материала, непроявленность собственного мнения, неготовность к объективной аргументации (индивидуально значимые ценности, нормы и идеалы), отказ от профессиональных и жизненных планов.
Стратегии, направленные на решение проблем, в общем являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых - совладание с отношением индивида к проблеме.
При определении учебного инфантилизма студента мы исходим из понимания детерминации данного явления не только социальной средой, но и активностью самой личности, которая, исходя из присущих ей свойств, проявляется как социальная, так и творческая активность.
Личностное развитие студента может пониматься как: позитивное или негативное изменение личности в процессе существования индивида в образовательной среде, усвоение опыта, овладение стандартами и ценностями сообщества; процесс реализации негативных аспектов накопленного личностного опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются не только как подчинение внешним требованиям, но и скорее, как выбор оптимально для студента поведенческого решения. В нашем понимании учебный инфантилизм предстает как система потерь личности в процессе ее становления и развития. Здесь очень важно получить ответ на вопрос о причинах, истоках инфантилизма.
Учебный инфантилизм, по нашему мнению, выступает как ответная реакция на директивное воздействие со стороны участников социума, имеющих на студента влияние. Если родители авторитарно выбрали вуз, в определенной степени «заставили» студента идти учится по той специальности, которая кажется им более предпочтительной, все это порождает необходимость ответной реакции (негативной), реализуемой через учебно-профессиональный инфантилизм.
Таким образом, формирование учебного инфантилизма выступает как создаваемая самим студентом индивидуальная, нестандартная форма защиты собственного мироощущения и микросоциума от подобных изменений.
Принимая учебно-профессиональный инфантилизм в качестве деструктивной стратегии жизнедеятельности и специфической формы адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, модель исследуемого явления необходимо выстраивать с учетом данных особенностей. Основная сложность разработки модели исследования заключается в разнообразии проявлений учебно-профессионального инфантилизма студентов, что заставляет отказаться от поиска проблемно ориентированных методик. Ряд исследований девиантного поведения молодежи выявил отсутствие резкой границы в ценностях и интересах "благополучной" и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия девиантности. Характеристики девиантной среды, с некоторыми ограничениями, становятся действительными для молодежи в целом и по меньшей мере, ее некоторых групп. При этом критериями диагностики учебного инфантилизма является: негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; активно-агрессивные протестные поведенческие стратегии.
Сущность модели инфантилизма состоит в следующем. Предполагается, что студент, фрустрированный не поддающимися разрешению проблемами, возникающими в учебном процессе, сначала прибегает к социально приемлимым действиям в форме стратегий преодоления трудностей, и лишь
когда ситуация выходит за границы его возможностей, обращается к инфантильным защитным механизмам в виде особых копинг-стратегий. Процесс преодоления трудностей начинается с восприятия затруднительной ситуации, которое приводит в действие все привычные способы действия, обеспечивая возможность решения, построенного на основе инфантильного поведения.
Модель инфантилизма студентов понимается как целостное, динамическое, многокомпонентное образование, включающее следующие подструктуры: когнитивную, оценочную, эмоциональную, ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и рефлексивную. Выделенные структурные компоненты отражаются в выборе задач и в постановке целей, в настойчивости и в уровне усилий, в эмоциональных реакциях и в эффективности, в успешности деятельности и в интересе к ней.
Результаты исследования инфантилизма студентов подтверждают некоторые закономерности его формирования на этапе ранней взрослости, свидетельствуют об особенностях проявления: у студентов с ярко выраженным инфантилизмом, самооценка по всем шкалам от курса к курсу остается низкой или завышенной; в качестве тенденции можно отметить то, что уровень самооценки повышается быстрее, чем уровень притязаний. Для студентов с ярко выраженным инфантилизмом негативные характеристики встречаются у 55 % девушек и 63 % юношей, однако если у девушек чаще фигурируют черты характера и особенности внешности, то у юношей в описаниях присутствуют негативное отношение к будущей профессии. Обнаруженный факт свидетельствует о наличии скрытой формы самонеприятия, что, в свою очередь, указывает на наличие внутриличностного конфликта. Проявление негативного отношение к собственному «Я» на различных курсах обучения имеет небольшие отличия [3]. Полученные данные отражают стремление студентов к самопознанию, однако не раскрывают когнитивного компонента Я-концепции. Соотношение положительных и отрицательных оценочных высказываний студентов свидетельствует о наличии у данной группы испытуемых тенденции к негативному самопринятию.
Для изучения инфантилизма студентов, понимаемого как негативная оценка собственной компетентности в той или иной деятельности, отсутствие веры в свои возможности и способности к достижению жизненно значимых целей, применялся тест, который показал, что для испытуемых характерен результат в диапазоне 26-18 баллов, что соответствует низкому уровню самоэффективности. Различий между студентами по гендарному принципу практически не наблюдалось
Для студентов с ярко выраженным инфантилизмом характерны низкие значения (менее 50 %). Что в целом свидетельствует о наличии симптома внутренней дезадаптации: общей неудовлетворенности собой, желании что-то в себе изменить, тяге соответствовать идеальным представлениям о себе.
Для студентов с ярко выраженным инфантилизмом характерны следующие варианты: недоверчивый-скептический, покорный-застенчивый, зависимый-послушный, прямолинейный-агрессивный [4].
Суть исследования в том, что студент оценивает наличие или отсутствие у себя тех или иных стратегий поведения. Следовательно, мы не столько исследовали спектр стратегий, реально используемых студентом, сколько выявляли субъективное понимание некоторых аспектов поведения в критических ситуациях. Было отмечено, что количество стратегий, используемых индивидом в тех или иных трудных ситуациях, напрямую связано со степенью неконструктивности его поведения вообще.
Среди мотивов, имеющих высокий уровень активности, максимально выражен мотив получения диплома; среди мотивов, имеющих низкое значение, не выражен мотив приобретения знаний; среди мотивов, имеющих низкий уровень, отсутствует мотив овладения профессией. Мотивация обучения в вузе имеет низкий и неустойчивый характер. Степень выраженности мотива приобретения знаний для всей выборки составляет 7 %; степень выраженности мотива овладения профессией - 6 %; степень выраженности мотива получения диплома - 80 %.
Достаточно высокие результаты могут свидетельствовать о завышенной самооценке студентов либо о высоком уровне социальной желательности полученных данных.
Анализ результатов исследований обнаруживает тенденцию, что среди студентов преобладает низкий уровень уверенности в своей предстоящей профессиональной деятельности, обусловленный низким уровнем развития инструментальной и социальной компетентности.
Учебный инфантилизм студента - это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной среды педагогического вуза, который характеризуется: негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности; завышенной требовательностью к окружающему социуму; активным или пассивным противодействием учебному процессу; отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию, и, как следствие, к учебной деятельности; отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения; наличием четкой эгоистической ориентации в профессиональной и учебной деятельности.
Учебный инфантилизм рассматривается как определенная, деструктивная стратегия самореализации личности студента в условиях учебной и профессиональной деятельности; которая проявляется в отсутствии мотивации в профессиональном развитии; в формировании системы негативных ценностных ориентаций по отношению к личностному развитию; в отсутствии желания преобразовать учебно-профессиональное пространство и себя для будущего; в отсутствии творческого отношения к кризисным жизненным ситуациям; учебной и социальной пассивности;
неприятии помощи и поддержки со стороны педагогов; равнодушии к собственной успеваемости и в неспособности применить полученные знания на практике.
Учебный инфантилизм выступает продуктом «ограничителей», стереотипов бытия. При этом критерием диагностики учебно-профессионального инфантилизма является негативное отношение учащихся к сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; активно-агрессивные протестные поведенческие модели.
Проведенный анализ позволил определить, что сущность коррекции инфантилизма состоит в совместном со студентом выявлении его целей, возможностей и путей формирования позитивных форм учебной и профессиональной адаптации.
Принципами коррекции могут служить следующие: готовность студента к принятию помощи и поддержки; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность студента самостоятельно преодолевать профессиональные препятствия; совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность; доброжелательность; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Психологическая коррекция может быть эффективной лишь при наличии и соблюдении ряда условий: когда у педагогов имеются установки на необходимость оказания поддержки студенту; когда педагоги находятся на определенном уровне психолого-педагогической подготовки; когда в реальной практике сложился стиль взаимоотношений, при котором поддержка становится возможной; когда в работе используются личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы.
Проведенное исследование не раскрывает все многообразие проблем, предупреждения проявлений инфантилизма будущего специалиста и является первой попыткой осмысления данной проблемы.
Список литературы
1. Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В. Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков // Руководство по социальной психиатрии. / под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2001;
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1999.
3. Сулимовская Е.И. Некоторые психологические особенности подростков с инфантилизмом / ред.: Г.В.Морозов //Актуальные вопросы общей и судебной психиатрии: сб. науч. тр. М., 1990. С.133-137.
4. Шевченко А.Н. Коррекция социально-профессионального инфантилизма учащихся технического колледжа. М., 2005. С. 5-19.
T.N. Vladimirovva, A.V. Utenkov
EDUCATIONAL INFANTILITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALITIES
Article is developed definition of uchebno-professional infantility is considered: it is a special, destructive way of self-realization of the person in the conditions of the educational and professional environment, under the influence of certain mental conditions and mechanisms which is characterized: negative attitude to educational and the professional work, the overestimated insistence to surrounding society, active or passive counteraction to educational process, absence of an adequate subject position in relation to own professional formation and development, and, as consequence, to educational activity, absence of professional and vital plans, real ways of their achievement; presence узколичностных orientations in professional and educational activity.
Key words: essence of the person, determinants of development of the person, uchebno-professional infantility, activity in development of the person, professional deformation, pedagogical interaction, interest, vocational training regulation, activity of the expert - the teacher, formatsionno-stadialnye types of the person.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 378
Н.В. Гоголев, канд. пед. наук, доц., 8-903-841-65-80, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
Реализация технологии социокультурного педагогического проектирования помогает обеспечить многофакторный подход к изучению и развитию социокультурной реальности, которую представляет собой региональное образовательное пространство.
Ключевые слова: образование, регион, проектирование, образовательное пространство.
Социокультурное проектирование в регионе выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов, разработку и реализацию проектов поддержки и развития сферы образования.