_психологические науки_'^it-
психологические
детерминанты развития учебно-профессионального инфантилизма студентов педвуза
А.В. УТЕНКОВ,
соискатель кафедры психологии Московского Педагогического Государственного Университета
Научная специальность: 19.00.07 — педагогическая психология
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается развитие личности в определении учебно-профессионального инфантилизма: это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется: негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности, завышенной требовательностью к окружающему социуму, активным или пассивным противодействием учебному процессу, отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию и, как следствие, к учебной деятельности, отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения; наличием узколичностных ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.
Ключевые слова: сущность личности, детерминанты развития личности, учебно-профессиональный инфантилизм, активность в развитии личности, профессиональная деформация, педагогическое взаимодействие, интерес, регулирование профессиональной подготовки, деятельность специалиста-педагога, фор-мационно-стадиальные типы личности.
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF DEVELOPMENT
OF UCHEBNO-PROFESSIONAL INFANTILITY OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY
A.V. UTENKOV,
the competitor of chair of psychology of the Moscow Pedagogical State University
Annotation. In article development of the person in definition of uchebno-professional infantility is considered: it is a special, destructive way of self-realization of the person in the conditions of the educational and professional environment, under the influence of certain mental conditions and mechanisms which is characterized: negative attitude to educational and the professional work, the overestimated insistence to surrounding society, active or passive counteraction to educational process, absence of an adequate subject position in relation to own professional formation and development, and, as consequence, to educational activity, absence of professional and vital plans, real ways of their achievement; presence y3K0nHHH0CTHbix orientations in professional and educational activity.
Keywords: essence of the person, determinants of development of the person, uchebno-professional infantility, activity in development of the person, professional deformation, pedagogical interaction, interest, vocational training regulation, activity of the expert — the teacher, formatsionno-stadialnye types of the person.
В современных условиях обществу требуется творческая личность с высокой степенью внутренней устойчивости, способностью к развитию, творчеству, самообразованию, самосовершенствованию. Практики бизнеса негативно оценивают такие качества молодых специалистов, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость поведения,
излишняя эмоциональность, т.е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Совокупность данных явлений характеризуют общим понятием «инфантилизм» — социальный, профессиональный и учебный. Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении
черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении медицинских, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в жизни, работе, быту, в политике и т.д. Инфантилизм может пониматься как нарушение процесса психического развития. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом [1, с. 117—136].
Одним из составляющих профессиональных деформаций, возникающих уже на этапе обучения в вузе, является проявление у студентов учебно-професионального инфантилизма. Это не просто потеря интереса к изучаемым наукам, это момент, когда студент понимает, что обучение ему не нужно, включаются механизмы отторжения изучаемого материала и процесса обучения в целом. Это также выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Феномен социального инфантилизма стал довольно характерной чертой социально-психологического портрета подрастающих поколений в целом, отличительной особенностью социологического возраста современной молодежи. Сердцевина данного явления — бегство от выбора и возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека. Социальная роль «вечного ребенка» освобождает личность от ответственности, от суда за совершенные поступки [2].
Учебно-профессиональный инфантилизм студента — это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды, который под воздействием определенных психических условий и механизмов характеризуется:
♦ негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности;
♦ завышенной требовательностью к окружающему социуму;
♦ активным или пассивным противодействием учебному процессу;
♦ отсутствием адекватной субъектной позиции по отношению к собственному профессиональному становлению и развитию и, как следствие, к учебной деятельности;
♦ отсутствием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения;
♦ наличием четкой эгоистической ориентации в профессиональной и учебной деятельности.
В систему критериев, характеризующих различные аспекты учебно-профессионального инфантилизма мы включаем:
♦ низкую степень выполнения усвоенной в процессе обучения интеллектуальной деятельности;
♦ негативную профессиональную и учебную мотивацию;
♦ отсутствие адекватной субъектной позиции по отношению к различным аспектам изучаемого материала;
♦ непроявленность собственного мнения;
♦ неготовность к объективной аргументации (индивидуально значимые ценности, нормы и идеалы);
♦ отказ от профессиональных и жизненных планов.
Учебно-профессиональный инфантилизм рассматривается как деструктивная самореализация личности студента в условиях учебно-профессиональной деятельности, которая проявляется в отсутствии мотивации:
♦ в профессиональном развитии;
♦ в формировании системы негативных моти-вационных ориентаций по отношению к личностному развитию;
♦ в отсутствии творческого отношения к сложным жизненным ситуациям;
♦ в учебной и социальной пассивности;
♦ в неприятии помощи и поддержки со стороны педагогов;
♦ в равнодушии к собственной успеваемости и в неспособности применить полученные знания на практике;
♦ в отрицательном отношении к сокурсникам;
♦ в отсутствии желания преобразовать учебно-профессиональное пространство и себя для будущего.
Стратегии, направленные на решение проблем, являются более эффективными, чем страте-
гии, назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме.
При определении учебно-профессионального инфантилизма студента мы исходим из понимания детерминации данного явления не только социальной средой, но и активностью самой личности, которая, исходя из присущих ей свойств проявляется как социальная, так и творческая активность.
Личностное развитие студента может пониматься как: позитивное или негативное изменение личности в процессе существования индивида в образовательной среде, усвоение опыта, овладение стандартами и ценностями сообщества; процесс реализации негативных аспектов накопленного личностного опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются не только как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимального для студента поведенческого решения. В нашем понимании учебно-профессиональный инфантилизм предстает как система потерь личности в процессе ее становления и развития. Здесь очень важно получить ответ на вопрос о причинах, истоках инфантилизма. Можно выделить основные механизмы проявления учебно-профессионального инфантилизма студента: реакция студентов на направленное психологическое воздействие различных людей, прежде всего родителей и педагогов вуза, в целях воспроизводства уже известных и требуемых в среде качеств и свойств. Учебно-профессиональный инфантилизм, таким образом, выступает как ответная реакция на директивное воздействие со стороны участников социума, имеющих на студента влияние. Если родители авторитарно выбрали вуз, в определенной степени «заставили» студента идти учиться по той специальности, которая кажется им более предпочтительной, то это порождает необходимость ответной реакции (негативной), реализуемой через учебно-профессиональный инфантилизм.
Формирование учебно-профессионального инфантилизма выступает как создаваемая самим студентом индивидуальная, нестандартная форма защиты собственного мироощущения и микросоциума от подобных изменений.
Принимая учебно-профессиональный инфантилизм в качестве деструктивной стратегии жизнедеятельности и специфической формы адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды,
модель исследуемого явления необходимо выстраивать с учетом данных особенностей. Основная сложность разработки модели исследования заключается в разнообразии проявлений учебно-профессионального инфантилизма студентов, что заставляет отказаться от поиска проблемноориен-тированных методик. Ряд исследований девиант-ного поведения молодежи выявил отсутствие резкой границы в ценностях и интересах «благополучной» и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия девиантности. Характеристики девиантной среды, с некоторыми ограничениями, становятся действительными для молодежи в целом, по меньшей мере ее некоторых групп. При этом критериями диагностики учебно-профессионального инфантилизма являются:
♦ негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний;
♦ негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов;
♦ активно-агрессивные протестные поведенческие стратегии.
Сущность модели учебно-профессионального инфантилизма состоит в следующем. Предполагается, что студент, фрустрированный не поддающимися разрешению проблемами, возникающими в учебном процессе, сначала прибегает к социально приемлемым действиям в форме стратегий преодоления трудностей, и лишь когда ситуация выходит за границы его возможностей, обращается к инфантильным защитным механизмам в виде особых копинг-стратегий. Процесс преодоления трудностей начинается с восприятия затруднительной ситуации, которое приводит в действие все привычные способы действия, обеспечивая возможность решения, построенного на основе инфантильного поведения.
Модель учебно-профессионального инфантилизма студентов понимается как целостное, динамическое, многокомпонентное образование, включающее следующие подструктуры: когнитивную, оценочную, эмоциональную, ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и рефлексивную. Выделенные структурные компо-
ненты отражаются в выборе задач и в постановке целей, в настойчивости и в уровне усилий, в эмоциональных реакциях и в эффективности, в успешности деятельности и в интересе к ней.
Результаты исследования учебно-профессионального инфантилизма студентов педвуза подтверждают некоторые закономерности его формирования на этапе ранней взрослости, свидетельствуют об особенностях проявления: у студентов с ярковыраженным инфантилизмом самооценка по всем шкалам от курса к курсу остается низкой или завышенной; в качестве тенденции можно отметить то, что уровень самооценки повышается быстрее, чем уровень притязаний. Для студентов с ярковыраженным инфантилизмом негативные характеристики встречаются у 55% девушек и 63% юношей, однако если у девушек чаще фигурируют черты характера и особенности внешности, то у юношей в описаниях присутствует негативное отношение к будущей профессии. Обнаруженный факт свидетельствует о наличии скрытой формы самонеприятия, что, в свою очередь, указывает на наличие внутриличност-ного конфликта. Проявление негативного отношения к собственному «Я» на различных курсах обучения имеет небольшие отличия [3, с. 133— 137]. Полученные данные отражают стремление студентов к самопознанию, однако не раскрывают когнитивного компонента Я-концепции. Соотношение положительных и отрицательных оценочных высказываний студентов свидетельствует о наличии у данной группы испытуемых тенденции к негативному самопринятию.
Слабая ориентированность студентов на будущую профессию; направленность обучения в вузе на развитие межличностных отношений; отсутствие готовности студентов работать по специальности; неготовность выполнять определенные виды педагогической деятельности. За отсутствием желания работать по специальности стоит отсутствие собственной уверенности в профессиональном выборе.
Для изучения учебно-познавательного инфантилизма студентов, понимаемого как негативная оценка собственной компетентности в той или иной деятельности, отсутствие веры в свои возможности и способности к достижению жизненно значимых целей, применялся тест, который пока-
зал, что для испытуемых характерен результат в диапазоне 26—18 баллов, что соответствует низкому уровню самоэффективности. Различий между студентами по гендерному принципу практически не наблюдалось.
Для студентов с ярковыраженным учебно-профессиональным инфантилизмом характерны низкие значения (менее 50%), что в целом свидетельствует о наличии симптома внутренней дезадаптации: общей неудовлетворенности собой, желании что-то в себе изменить, тяге соответствовать идеальным представлениям о себе.
Для студентов с ярковыраженным учебно-профессиональным инфантилизмом характерны следующие варианты: недоверчивый-скептический, покорный-застенчивый, зависимый-послушный, прямолинейный-агрессивный [4, с. 5—19].
Суть исследования состоит в том, что студент оценивает наличие или отсутствие у себя тех или иных стратегий поведения. Следовательно, мы исследовали не столько спектр стратегий, реально используемых студентом, сколько выявляли субъективное понимание некоторых аспектов поведения в критических ситуациях. Было отмечено, что количество стратегий, используемых индивидом в тех или иных трудных ситуациях, напрямую связано со степенью неконструктивности его поведения вообще.
Среди мотивов, имеющих высокий уровень активности, максимально выражен мотив получения диплома; среди мотивов, имеющих низкое значение, не выражен мотив приобретения знаний; среди мотивов, имеющих низкий уровень, — мотив овладения профессией. Мотивация обучения в вузе имеет низкий и неустойчивый характер. Степень выраженности мотива приобретения знаний для всей выборки составляет 7%; степень выраженности мотива овладения профессией — 6%; степень выраженности мотива получения диплома — 80%.
Достаточно высокие результаты могут свидетельствовать о завышенной самооценке студентов либо о высоком уровне социальной желательности полученных данных.
Анализ результатов исследований обнаруживает, что среди студентов преобладает низкий уровень уверенности в своей предстоящей профессиональной деятельности, обеспечивающийся низким уровнем развития инструментальной и социальной компетентности.
Современная социальная ситуация определяет новые требования к личности педагога. В нынешних условиях будущий педагог должен обладать свойствами личности и профессиональными умениями и навыками, пригодными для осуществления профессиональной деятельности. Приходя в школу, начинающий педагог сталкивается с рядом проблем, при решении которых от него требуется проявление всех его свойств личности и умений. Постоянно изменяющиеся условия деятельности учителя предъявляют требования к личности и новые требования к содержанию его профессиональной подготовки. В настоящее время функциональный анализ педагогической деятельности вскрывает систему основных свойств, отношений и действий, образующих в совокупности личность учителя. Как сложная динамическая структура она адекватно отражает структуру педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая направленность образует тот каркас, вокруг которого компонируются основные свойства личности учителя.
Теоретический анализ, обобщение и систематизация научных подходов в интерпретации исследовательской деятельности, проведенное диагностическое исследование позволяют определиться в подходах к построению модели формирования учебно-профессионального инфантилизма студентов.
Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом «ограничителей», стереотипов бытия. При этом критерием диагностики учебно-профессионального инфантилизма является: негативное отношение учащихся к сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; активно-агрессивные про-тестные поведенческие модели.
Проведенный анализ позволил определить, что сущность коррекции учебно-профессионального инфантилизма состоит в совместном со студентом выявлении его целей, возможностей и путей формирования позитивных форм учебной и профессиональной адаптации. Принципами коррекции могут служить:
♦ готовность студента к принятию помощи и поддержки;
♦ опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
♦ вера в эти возможности;
♦ ориентация на способность студента самостоятельно преодолевать профессиональные препятствия;
♦ совместность, сотрудничество, содействие;
♦ конфиденциальность;
♦ доброжелательность;
♦ рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Психологическая коррекция может быть эффективной лишь, при наличии и соблюдении ряда условий:
♦ когда у педагогов имеются установки на необходимость оказания поддержки студенту;
♦ когда педагоги находятся на определенном уровне психолого-педагогической подготовки;
♦ когда в реальной практике сложился стиль взаимоотношений, при котором поддержка становится возможной;
♦ когда в работе используются личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы.
Проведенное исследование не раскрывает всего многообразия проблем предупреждения проявлений учебно-профессионального инфантилизма будущего специалиста-педагога и является первой попыткой его осмысления
Литература
1. Гурьева В.А., МакушкинЕ.В., Вострокнутов Н.В. Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков. В кн.: Руководство по социальной психиатрии // под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2001.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М., 1999.
3. Сулимовская Е.И. Некоторые психологические особенности подростков с инфантилизмом / ред. Г.В.Морозов // Актуальные вопросы общей и судебной психиатрии: сб .науч. тр. М., 1990.
4. Шевченко А.Н. Коррекция социально-профессионального инфантилизма учащихся технического колледжа. М., 2005.