УДК-370.153
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
А.В.Руденко
В современной социокультурной ситуации особенно актуальна проблема подготовки высокопрофессионального специалиста, обладающего высоким уровнем рефлексивной культуры. Использование учебных задач в образовательном процессе ВУЗа способствует овладению студентами системой определенных знаний и выработкой продуктивного использования рефлексивных умений и навыков в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: учебная задача, рефлексивные умения, профессиональная деятельность, проблемно-конфликтные задания, рефлексивно-инновационный процесс, саморазвитие.
Специалист XXI века в любой сфере труда - это человек с высоким уровнем культуры, интеллектуальных способностей, планетарного мышления, владеющий различными технологиями, обладающий гуманистической направленностью личности. Рефлексивная культура выступает одним из основных условий готовности личности продуктивно осуществлять профессиональные обязанности и, одновременно, является показателем профессионализма специалиста [4. С.,4].
Рефлексия является основой разнообразных видов деятельности студентов в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки: слушание лекций, чтение текста, анализ задач любого порядка, конспектирование, участие в диалоге и т.д., но рефлексивный механизм делает каждый вид деятельности принципиально иным как процессуально, так и результативно. Рефлексия в обучении - мыслительно-деятельностный процесс осознания субъектом образования своей деятельности [5. С.199].
В формировании рефлексивной культуры будущего специалиста мы берем за основу ассоциативно-рефлекторную теорию обучения Богоявленского Д. Н., Менчинской Н. А., Самарина Ю. А., согласно которой усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие профессиональных способностей имеют определенную логическую последовательность и включают следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление на уровне понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности [2].
При разработке методики формирования рефлексивной культуры мы согласны с исследователем И.А.Стеценко в том, что обучение рефлексии целесообразно строить через освоение опыта деятельности на основе задачного подхода, связанного с представлением элементов содержания образования в виде разноуровневых профессиональных задач [5. С. .202].
Учебные задачи служат дидактическим средством, способствующим более эффективному усвоению знаний, развитию мыслительных умений и навыков.
Рассмотрим учебные задачи, применяемые нами на занятиях в учебно-воспитательном процессе ВУЗа:
Задачи, в которых условия сформулированы, но не содержат всех данных, которые нужны для решения.
Упражнения-задачи, в которых не встречается незнакомых знаний, действий и операций. Они предназначены для закрепления умений и навыков мыслительной деятельности в новых ситуациях. Эти упражнения не предусматривают выработку абсолютно нового знания, их не применяют для формулировки неизвестных понятий.
Вопросы-задания создают условия для восприятия и усвоения новых понятий. В вопросах выделяются два новых аспекта: проверка знаний и подведение к самостоятельному выводу. Вопросы подразделяются на две группы: репродуктивные и продуктивные.
Продуктивные вопросы развивают умственные способности, помогают усваивать умственные действия: анализ, синтез, сопоставление, выделение главного, подводят к самостоятельным умозаключениям, учат принятию практических решений. В основном вопросы служат для тренировки умственной деятельности, но при наличии достаточных знаний помогают и в формировании понятий.
Правильно подобранную и реализованную систему задач можно рассматривать как учебную ситуацию, в ходе которой актуализируются умения, способствующие формированию рефлексивной культуры будущего специалиста, а именно: готовность действовать с учетом позиции другого; готовность взять на себя инициативу в решении проблемы; способность добывать информацию с помощью вопросов;
способность переводить конфликтную ситуацию в диалог путем анализа ее причин и выработки общего взгляда;
понимание относительности и субъективности любой точки зрения; умение прислушиваться к чужому мнению, чувствовать эмоциональный настрой собеседника и использовать его в процессе общения;
стремление осознать и скорректировать свои взгляды и интересы, учитывать свои психологические особенности [5. С. .205 ].
Широкое использование учебных задач на занятиях способствует овладению студентами системой определенных знаний, связанных с будущей профессией и выработкой продуктивного использования рефлексивных умений и навыков в профессиональной деятельности, а также формирует профессионально-этические убеждения, активизирует творческий подход к делу, стимулирует профессиональный рост.
Исследователь И.А.Стеценко считает, что само содержание, смысловая значимость задач для студентов и процесс решения, безусловно, формируют определенное отношение к будущей профессии. В связи с этим важно осуществить подбор таких задач, при решении которых студент испытывал бы определенные чувства: симпатии, сопереживания, ответственности, гордости, исполнительности и др. [5. С..205].
Большой интерес представляет классификация учебных задач, разработанных учеными Кулюткиным Ю.Н. и Сухобской Г.С., как наиболее значимых в формировании рефлексивной культуры будущего специалиста. Это задачи аналитические (для выработки умений анализировать и оценивать профессиональные ситуации); проективные (для выработки умения самостоятельно строить способы решения уже поставленной задачи); игровые (задачи, моделирующие ситуации, имеющие место в профессиональной деятельности экономиста) [3].
Мы согласны с исследователем И.А.Стеценко, что обязательными характеристиками для учебных задач, применяемых в образовательном процессе ВУЗа, являются проблемность и конфликтность. Под проблемностью учебной задачи понимается интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения неизвестных студенту знаний и умений с теми условиями предметной ситуации, в которой субъект осуществляет доступные ему способы действия. Вместе с тем при решении учебного задания обнаруживается и его конфликтообразующее свойство, то есть противоречие личностного характера между сложившимися в ситуации формами поведения субъекта
как личности перед лицом другого человека и теми реальными требованиями, которые предъявляет к нему, как к испытуемому, конкретная ситуациям решения [1].
Сущность учебного задания, таким образом, состоит в том, что в процессе его решения возникает противоречие между ресурсами «Я» (интеллектуальным и личностным опытом) и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемым этого противоречия выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задания и одновременно - как его личностное и интеллектуальное развитие, выражающееся в активной перестройке личности и реорганизации мышления.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Проблемно-конфликтные задания, применяемые нами на занятиях актуализирует рефлексивно-инновационный процесс, когда происходит переосмысление интеллектуальных содержаний (образов предметной ситуации задания) и личностных содержаний (образа своего «Я»).
Следовательно, рефлексивно-инновационный процесс, как способ активного осуществления «Я» в проблемно-конфликтной ситуации, определяет самоизменение и саморазвитие человека, а значит и способствует формированию рефлексивной культуры будущего специалиста.
Training problems in the educational process of higher educational establishment as an effective means of the future specialist reflective culture formation.
In modern sociocultural situation the problem of highly professional specialist with a high level of reflective culture is especially urgent.
The use of training problems in the teaching and educational process of higher educational establishment promotes students' mastery by the system of definite knowledge and active use of reflective skills and abilities in the professional activity.
The key words: training problem, reflective skills, professional activity, problematic and disputed tasks, reflective and innovative process, self-development
Список литературы
1. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Высшая школа, 2002. 256 с.
2. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. 278 с.
3. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 267 с.
4. Симоненко В.Д., Савченко Е.А. Профессиональная культура: учеб. пособие Брянск: РИО БГУ, 2006. 148 с.
5. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: Дис.докт.пед.наук. М., 2006. 348с.
Об авторе
А.В. Руденко - преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.