УДК 378.046+371.14+371.134 ББК 434(2)
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Е. Скрипова
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
ORGANIZATION REFLEXIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
N.E. Skripova Chelyabinsk institute of teachers’ professional retraining and further development
Рассматривается организация рефлексивной образовательной среды. Раскрываются сущность, содержание и структура рефлексивной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, среда, образовательная среда, компоненты образовательной среды, рефлексивная образовательная среда, особенности рефлексивной образовательной среды, повышение квалификации.
The organization of a reflective educational environment. The essence, contents and structure of reflective educational environment in the system of additional vocational education.
Keywords: continuous education, environment, educational environment, the components of educational environment, reflective learning environment, especially reflective of educational environment, advanced training.
Современная теория образования исходит из гуманистической парадигмы в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения возможностей выбора и самоопределения каждого его участника, необходимости гарантировать субъект-субъектные взаимоотношения преподавателя и обучаемого. Это требует перестройки процесса повышения квалификации педагогических кадров. Поэтому на современном этапе развития системы дополнительного профессионального образования заново осмысливаются как в теоретическом, так и в практическом плане подходы к организации повышения квалификации педагогических кадров.
Анализ практики повышения квалификации педагогических кадров свидетельствует о содержательных и организационных проблемах: курсовая и межкурсовая подготовка педагогических работников зачастую прерывается из-за слабых связей между практической деятельностью, обучением и самообразованием.
Ряд учёных [1-6, 10] отмечают, что развитие педагога как личности и как профессионала в процессе включения его в дополнительное профессиональное образование требует создания специфической образовательной среды. Рассматривается, что в практике обучения взрослых роль образовательной среды чаще всего осмысливается с позиций качественного обогащения учебного процесса, интенсификации образовательной деятельности субъектов при расширении её социокультурного контекста. В связи с этим система дополнительного профессионального образования должна ориентироваться на подготовку специалиста, способного работать не на уровне действий и операций (когда цель задана и рефлексии не подлежит), а на уровне деятельности (когда цель освещается смыслом и у человека возникает возможность выбора). Речь идёт не просто о повышении уровня образованности и самостоятельности слушателей, а о формировании у них рефлексивных способностей.
Основополагающим положением, вытекающим из исследований [7-12] является то, что если анализировать педагогический процесс в контексте «субъект-субъектной парадигмы», то результативность воздействия педагога на обучаемых значительно повышается благодаря рефлексивным процессам. Интеллектуально активный слушатель владеет навыками самонаблюдения и самооценивания собственных состояний, чувств, поведения. Следовательно, собственно деятельность возможна при развитой потребности и способности к рефлексии. Для этого требуется создание в системе дополнительного профессионального образования рефлексивной образовательной среды. На основании вышеизложенного ставится задача: раскрыть сущность, содержание и структуру рефлексивной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования.
Для раскрытия задачи мы рассматриваем понятия «среда», «образовательная среда» и «рефлексивная образовательная среда».
Понятие «среда» в самом общем смысле понимается как окружение. В энциклопедическом словаре даётся следующее объяснение понятию «среда»: «окружение, совокупность природных и социально-бытовых условий, а также совокупность людей, связанных с общностью этих условий в которых протекает деятельность человеческого общества» [3, с. 1221]. Изучение педагогической литературы показывает, что происходит развитие представлений о среде: от «... среда как фактор воспитательной системы» [13, с. 23] до «образовательная среда учреждения как условие образования и развития человека» [9, с. 101]. Следовательно, в настоящее время современные подходы к среде в педагогике лежат в русле развивающей функции образования (развивать способность менять самого себя и своё бытие).
Понятие «среда» соединяется по значимости с образованием, роль которого в современном обществе неуклонно возрастает, такая взаимозависимость понятий «среда» и «образование» требует отдельного рассмотрения.
Анализ работ С.Г. Вершловского, Г.С. Су-хобской позволяет отметить современные подходы к раскрытию феномена образования, рассмотрению его в качестве сферы социальной жизни [4, 12]. В этом контексте образование не сводится только к специальной деятельности по освоению ценностей культуры. Учёные определяют, что любое место встреч,
рабочее место, общественное здание и другое могут стать местом для образования. «Расширение» мест образования приводит к реформированию классической системы образования, когда планирование, проектирование, исследования не замыкаются в рамках самих педагогических систем, а затрагивают другие субъекты культуры и разные социальные институты, социокультурные процессы и движения [4, с. 17]. Такой подход даёт основание рассматривать понятие образовательной среды как отражение единства социокультурной жизни общества и непрерывной системы образования.
Анализ педагогической литературы показывает, что проблема организации образовательной среды привлекает внимание учёных и практиков. В.Г. Воронцова указывает, что образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. То есть предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Далее автор указывает, «...когда речь идёт об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося (точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс)» [5, с. 12].
Так, Д. Голд отмечает, что под «образовательной средой» понимают «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса» [6, с. 53].
Нам представляется очевидным, что [2, 9], рассматривая понятие «образовательная среда» как объект педагогического исследования, исходят из положения неразрывности образовательного процесса и воспитания. Мы согласны с точкой зрения вышеперечисленных исследователей, которые под образовательной средой понимают естественное и созданное искусственно социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность обучаемого, управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, и самоорганизующиеся факторы, к которым относятся мотивация обучающихся, личность воспитателя и многое другое.
На основании изучения литературы нами установлено, что под термином «образовательная среда» в педагогике понимают сово-
Теория и методика профессионального образования
купность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, на предметную и человеческую обстановку личности, её способностей, потребностей, интересов [12, с. 25]. Мы соглашаемся с данной точкой зрения.
Далее нам представляется необходимым рассмотрение компонентов образовательной среды. Изучение педагогической литературы [7, 15] позволило нам выделить следующие компоненты образовательной среды: 1) социальный компонент, обеспечивающий нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества и в самоактуализации; 2) пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды как основной принцип организации пространственной структуры образовательной среды, включающей «гетерогенность» и сложность среды, связность различных функциональных зон, гибкость и управляемость среды как носителя символического общения; 3) психоло-го-педагогический компонент, составляющий педагогическое обеспечение развивающих возможностей, который представляет собой оптимальную организацию связей между элементами образовательной среды.
Очевидно, что на основе изложенного представляется возможность рассмотреть понятие «образовательная среда» применительно к системе повышения квалификации и выяснить значимость образовательной среды. Однозначно, что образование в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образова-тельной среде.
Речь идёт не просто о повышении уровня образованности и самостоятельности слушателей, а о формировании у них рефлексивных способностей, что, на наш взгляд, требует создания особой образовательной среды. В данном случае учёные считают, что составляющей процесса становления образовательной среды является рефлексивная деятельность.
В самом широком контексте рефлексивная среда представляет собой психологическое понятие для обозначения комплекса факторов, обуславливающих рефлексивные акты. Особенная часть понятия есть описание факторов, где субъект является не только носителем рефлексии, но и объектом воздействия, фактором объективного и случайного характера. Одно из определений «рефлексивной образовательной среды» дано Т.М. Давыденко: «система условий развития личности, открывающей последней возможность самоис-следования и самокоррекции социально-пси-хологических и профессиональных ресурсов» [7, с. 130]. Проведённый анализ литературы позволил нам выделить особенности рефлексивной образовательной среды:
-она соразмерна развивающейся в ней личности, при этом педагог и слушатель в ней выступают в роли субъектов;
- организация рефлексивной образовательной среды носит социально-личностный характер и должна иметь обязательно внутреннее противоречие или субъективное затруднение (связанное с педагогической или учебной деятельностью самого субъекта);
-рефлексивная образовательная среда вариативна и представляет собой совокупность внешних и внутренних условий. Слушатель и педагог имеют возможность строить образовательную среду на основе своих потребностей и в соответствии со своим направлением развития; предполагает выбор таких обучающих методик, в которых упор делается не на содержание, а на способы деятельности педагога и слушателя. Образовательная среда направлена на формирование у её субъектов всех видов рефлексии и развитие всех четырёх её уровней: наррагативного (повествование) - на котором констатируется появление возможности осознания субъектом ранее неосознанного материала; диалогического (реплика) - проявляющегося в учете высказываний собеседника в своих умозаключениях; когнитивного - когда осуществляются наблюдение и анализ собственных мыслей и переживаний; аксиологического - на котором субъекты выражают свое отношение (с позиции личных ценностей) к собственным мыслям, переживаниям, их сущности и возможным причинам.
Выделенные особенности позволяют нам дать определение рефлексивной образовательной среды. Прежде всего, мы трактуем ее как совокупность внешних и внутренних пе-
дагогических условий, в которых осуществляется активное формирование культуры педагогической деятельности. С помощью рефлексии педагога возникает возможность выбора им целей, содержания и методов самообразования и саморазвития, происходит изменение представлений о себе как о личности и о профессионале. Следовательно, главная цель организации рефлексивной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования - «ввод» слушателя в осмысление культурных норм и образцов. Полагаем, что ведущей задачей преподавателя выступает не только воздействие на личность слушателя посредством выдвижения педагогических требований, но и включение его в рефлексивные процессы, сопутствующие его образованию. Объективно это должно ориентировать преподавателя на необходимость создания условий для саморазвития и самовоспитания слушателя.
Таким образом, рефлексивная образовательная среда представляет собой целесообразно отобранную совокупность педагогических условий образовательного процесса, способствующих познанию образующимися самих себя как профессионалов, анализу их мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышлению о самом себе как о личности, преобразованию ими собственного педагогического опыта. Рефлексивная образовательная среда позволяет приобретённые методы образования творчески переносить на конкретную ситуацию. Поэтому решение проблемы повышения педагогического мастерства учителя возможно только на основе развития его профессиональной рефлексии.
Литература
1. Беляева, А.П. Региональная система про-фессионального образования / А.П. Беляева // Педагогика. - 1993. —№ 4. — С. 68-72.
2. Боденко, Л. А. Педагогические условия об-щекулътурного становления младшего школьника в образовательной среде / Л.А. Боденко. —
М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 122 с.
3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. — 2-е изд., перераб и доп. -М.: Большая рос. энцикл. 1998. - 1456 с.
4. Вершловский, С.Г. Те орет и ко -м ет о дологические проблемы изучения образовательной среды / С.Г. Вершловский // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: материалы I междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 14-19.
5. Воронцова, В.Г. Образовательная среда как фактор развития личности / В.Г. Воронцова // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: материалы 1 междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2001. - С. 9-14.
6. Голд, Д. Managment Development=KaK усовершествовать работу менеджеров: стратегии действий / Д. Голд, А. Мамфорд. — М.: HIPP02006. - 360 с.
7. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика / Т.М. Давыденко. -М.: Белгород: БГПУ, 1995. -251 с.
8. Исаев, И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. -Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. - 145 с.
9. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. -128 с.
10. Ковалёв, Г.А. О системе психологического воздействия: к определению понятия / Г.А. Ковалёв // Психология воздействия: проблемы теории и практики: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии. -М., 1989. - С. 4-43.
11. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. — 308 с.
12. Сухобская, Г.С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/Г. С. Сухобская. - Л., 1976. -46 с.
13. Левин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Левин. -М.: Смысл, 2001. - 366 с.
Поступила в редакцию 26 января 2010 г.