УДК 372.881.111.1
А. А. Драгунова
Учебные интернет-ресурсы как средство формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов
Современные интернет-технологии обладают большим потенциалом в сфере обучения английскому языку. Интернет предлагает безграничное количество быстро меняющейся информации, которая не всегда является достоверной или носит образовательный характер, поэтому на данном этапе возникла необходимость создания новых методик обучения английскому языку на основе учебных интернет-ресурсов.
Ключевые слова: Интернет, учебные интернет-ресурсы, Хотлист, Трежа Хант, Инсайт Рефлектор, Консепт Билдер, Но-ледж Хант, Веб-квест, компетенции.
А. А. Dragunova
Educational Internet-Resources as a Means of Formation of Students' Professional Foreign-Language Communicative Competence
This article describes technical or pedagogical innovations which can help to do the process of education more effective and enjoyable for teachers and students. The emergence of new types of electronic media is having a profound effect on the way people communicate. The article provides a useful summary for teacher trainers and classroom practitioners who hope to use technology for developmental purposes.
Keywords: the Internet, Hotlist, Treasure Hunt, Insight Reflector, Concept Builder, Knowledge Hunt, Web-quest, Internet-based education, competences.
Практически каждый исследователь, занимающийся проблемой интеграции интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку, касался вопроса образовательного потенциала интернет-ресурсов. Дополнительная возможность создания информационно-предметной среды обучения, безусловно, способствует повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов [1]. Интернет создает уникальные условия для получения разнообразной информации, что далеко не всегда может дать традиционный учебник по иностранному языку [2]. Особенностью учебного предмета «Иностранный язык» является тот факт, что он и средство, и цель обучения в одно и то же время. В рамках высшего образования, в связи с этим, иностранный язык выступает средством образования и самообразования. На сегодняшний момент главным источником получения информации является сеть Интернет, однако, ресурсы сети рассматриваются в большинстве случаев только как дополнительные.
Современные интернет-технологии обладают большим потенциалом в сфере обучения английскому языку. Интернет предлагает безграничное количество быстро меняющейся информации, которая не всегда является достоверной или но-
сит образовательный характер, поэтому на данном этапе использования интернет-технологий в процессе обучения иностранным языкам возникла необходимость создания новых методик обучения английскому языку на основе учебных интернет-ресурсов, направленных на всестороннее формирование составляющих профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. В данной статье в качестве ключевого будет определение П.В. Сысоева: «Учебные интернет-ресурсы - это текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации» [2]. В качестве учебных интернет-ресурсов мы рассматриваем текстовые, аудио- и визуальные материалы, а также социальные сервисы Веб 2.0 по различной тематике, направленные на формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.
Разработка учебных интернет-ресурсов позволяет совершенно по-иному посмотреть на образовательные ресурсы сети Интернет и начать воспринимать их не в качестве дополнительных
© Драгунова А. А., 2013
(хотя таковыми они могут являться), а в качестве аналоговых или альтернативных.
В отличие от форм телекоммуникации учебные интернет-ресурсы созданы исключительно для учебных целей. На данный момент существует семь форматов учебных интернет-ресурсов: Хотлист, Мультимедийный Скрэпбук, Трежа Хант, Консепт Билдер, Инсайт Рефлектор, Сабд-жект Сэмпла, Ноледж Хант и Веб-квест. Каждый ресурс имеет свою строгую структуру, а именно:
Хотлист (Hotlist) - «Список ссылок»: список аннотированных текстовых интернет-ресурсов по теме.
Мультимедийный Скрепбук (Multimedia Scrapbook) - «Мультимедийная коллекция»: аннотированный список мультимедийных ссылок по теме (фотографии, карты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видеофрагменты и т.д.).
Трежа Хант (Treasure Hunt) - «Поиск сокровищ»: аннотированный список ссылок, имеющий набор проблемных вопросов по содержанию ресурсов и финальный вопрос проблемного характера.
Сабджект Сэмпла (Subject Sampler) - «Коллекция примеров»: аннотированный список ссылок, вопросы, основанные на содержании сайтов и требующие выражения своего отношения. Данный формат имеет личностно-ориентированный характер.
Инсайт Рефлектор (Insight Reflector) - «Отражатель сути»: список ссылок, вопросы на личное восприятие, требующие письменной фиксации и последующего написания сочинения-рассуждения.
Консепт Билдер (Concept Builder) - «Конструктор идей»: список ресурсов, вопросы аналитического характера на выявление концептов темы и финальный проблемный вопрос.
Веб-квест (Web-Quest): список ссылок, вопросы по каждому разделу, аргументация собственного мнения и общий вопрос дискуссионного характера. Предполагает групповую работу.
С точки зрения использования в учебном процессе, Хотлист и Мультимедийный Скрэпбук могут быть объединены в один формат, так как в своей основе имеют сгруппированный список сайтов с информацией различного формата, поэтому Хотлист - сгруппированный список ресурсов текстового и мультимедийного характера.
Создание конкретного формата зависит от целей, которые ставит перед собой преподаватель. Так, формат Хотлист целесообразно использовать, если ваша цель - развитие когнитивных умений, так как данный формат предполагает
наибольшую самостоятельность со стороны студентов, которые индивидуально прорабатывают предложенный материал. Особенностью формата является его незаконченный характер, т.е. студенты могут продолжить список ресурсов по изучаемой теме, проводя самостоятельный поиск информации, открывая для себя новые аспекты изучаемой темы, определяя дискуссионные вопросы.
Форма работы с форматом Хотлист может быть индивидуальной (продолжить Хотлист преподавателя или составить свой по другому аспекту проблемы), групповой/парный (составить группой Хотлист или сравнить свой Хотлист с другими).
Преподаватель выбирает данный формат в случае, если:
1. Студенты впервые работают с учебными интернет-ресурсами.
2. Строго ограничено время на изучение темы.
3. Необходимо сократить этап поиска и отбора информации по изучаемой теме.
4. Существует необходимость количественного и качественного дополнения (расширения) учебного материала, представленного в учебнике.
Главная задача формата Трежа Хант - научить студентов находить информацию самостоятельно, а не получать её в готовом виде, как принято в традиционном обучении. Данный формат должен быть разработан таким образом, чтобы в результате поэтапного выполнения заданий студент приобретал набор базовых знаний по изучаемой теме, используя ресурсы сети Интернет. Стоит отметить, что умения получать фактические знания относятся к простейшим в иерархии мыслительных действий, что является особенностью Трежа Хант. Однако правильно составленный Трежа Хант через вопросы фактического характера подводит студентов к финальному вопросу, который должен носить не только обобщающий, а, прежде всего, проблемный характер. Данный формат целесообразно использовать в самом начале изучения новой темы. Он существует в двух видах:
а) список вопросов без ссылок, студенты сами ищут информацию;
б) список вопросов и ссылки на конкретный ресурс, в котором содержится ответ.
Формат Трежа Хант преподаватель выбирает в случае, если:
1. Студенты должны получить только фактические знания по изучаемой проблеме.
2. Развитие критического мышления не является самоцелью.
3. Интернет-ресурсы являются более актуальными, информационными или доступными, чем традиционные источники.
Третий формат, Сабджект Сэмпла, ставит своей задачей изучение темы через личное восприятие. Представление фактической информации не является главной целью. Сабджект Сэмпла предназначен для развития таких когнитивных умений, как сравнение и интерпретация.
Формат Сабджект Сэмпла преподаватель выбирает, если:
1. Необходимо затронуть эмоции студентов.
2. Нужно замотивировать студентов на дальнейшее изучение темы.
3. Изучение темы ограничено сжатыми сроками или наличием небольшого количества материалов.
В процессе изучения английского языка преподаватель и студенты сталкиваются с рядом тем, которые не могут рассматриваться только с одной позиции. Для эффективной работы над такими темами оптимально подойдет формат Инсайт Рефлектор. Данный формат выступает эффективным средством формирования когнитивных умений. Ведущим видом речевой деятельности выступает письмо. Результатом работы студентов является сочинение-рассуждение, основанное на полученных знаниях, собственных эмоциях и опыте. При выборе интернет-материалов главным критерием становится нестандартность в трактовке проблемы или описании известного факта с другой точки зрения.
Формат Инсайт Рефлектор преподаватель выбирает, если:
1. Главная цель занятия - формирование умений критического мышления.
2. Цель - рассмотреть изучаемую проблему с нетрадиционной точки зрения.
3. Цель - вызвать эмоции у студентов по изучаемой проблеме.
4. Цель - сформировать умения критического письма.
Формат Консепт Билдер строится на индуктивном подходе, когда студентам предлагается широкий спектр примеров какого-либо понятия (явления), а им в свою очередь необходимо определить понятие (явление). На начальном этапе работы с предложенным форматом преподаватель может направлять студентов, задавая уточняющие вопросы, которые раскроют специфические черты явления (понятия).
Формат Консеп Билдер преподаватель выбирает, если:
1. Объяснение понятия (явления) носит абстрактный характер.
2. Существует большое количество примеров в сети Интернет.
3. Легко выделяются и воспринимаются наиболее важные качественные признаки понятия (явления).
4. Существует необходимость вовлечь студентов в дальнейшее изучение темы.
Веб-квест - самый сложный из перечисленных учебных интернет-ресурсов, по своей структуре он относится к электронным проектам. Различают два типа Веб-квестов: для кратковременной (цель - углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель - углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок: может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы студентов с ними находится на различных веб-сайтах. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Каждый веб-квест включает следующие элементы:
- Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
- Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
- Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц и др.).
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Технология Веб-квест применима к различной тематике, предусматривает разноуровневые проблемные задания, в результате выполнения упражнений - развитие устной и письменной речи, так как презентация результатов может быть представлена в различных формах: устное выступление, компьютерная презентация, эссе, вебстраница.
Б. Додж предлагает следующие виды заданий для Веб-квестов: пересказ, проект, компиляция, головоломка, журналистское расследование, креативное задание, консенсус, убеждение, самопознание, аналитическое задание, оценивание и научная работа.
Таким образом, применение учебной интернет-технологии Веб-квест позволяет формировать и развивать аналитические, поисковые, лингвистические навыки и умения:
1. сравнивать, а именно определять и формулировать сходства и различия между фактами и явлениями;
2. классифицировать - группировать факты и события;
3. индукции - делать выводы на основе наблюдений или анализа;
4. дедукции - делать вывод на основе общих фактов;
5. анализировать ошибки - выявлять и формулировать как собственные, так и ошибки собеседников;
6. доказывать - создавать систему поддержки утверждения;
7. обобщать - определять и формулировать основную тему или общий характер информации;
8. прогнозирования - выявление и формулирование перспектив, проблем.
Система учебных интернет-ресурсов направлена на развитие иноязычной коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности. Ниже приведены систематизированные коммуникативно-речевые умения, развитие которых
возможно при использовании системы учебных интернет-ресурсов.
ЧТЕНИЕ: выделять необходимые факты; отделять основную информацию от второстепенной; определять временную и причинно-следственную связь; прогнозировать развитие событий или результаты; обобщать описываемые события; оценивать важ-
ность/новизну/достоверность информации.
ГОВОРЕНИЕ: запрашивать и обмениваться информацией; высказывать свою точку зрения; уточнять, переспрашивать полученную информацию; брать инициативу в разговоре на себя; подробно/кратко излагать прочитанное или услышанное; давать обоснованную характеристику фактам и событиям; представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка.
ПИСЬМО: описывать факты/явления; сообщать/запрашивать информацию; выражать собственное мнение; кратко/развернуто передавать содержание; фиксировать необходимую информацию; составлять тезисы/эссе/рефераты; составлять выступления и официальные доклады; обобщать и систематизировать полученную информацию из различных источников.
АУДИРОВАНИЕ: определять тему услышанного; выделять факты/аргументы в соответствии с поставленными вопросами/проблемами; обобщать информацию, содержащуюся в тексте; определять свое отношение к услышанному [2].
В свою очередь данные навыки и умения в совокупности с получаемыми знаниями являются базой для формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.
Последовательность и сочетание каждой учебной интернет-технологии зависит от конкретной дидактической задачи. Например, можно начать с формирования отношения к проблеме посредством Сабджект Сэмпла. Затем предоставить обучающимся фактическую информацию в Трежа Хант. И, наконец, можно вовлечь студентов в долгосрочных проект с помощью Веб-квеста. Или можно начать с проекта Веб-квест, который сразу познакомит студентов с различными аспектами проблемы. В этом случае студенты с самого начала получают полное представление о проблеме и осознают важность ее изучения.
Использование новых интернет-технологий, основанных на применении совокупности поисковых и проблемных видов деятельности и реализуемых наиболее эффективно посредством
современных Веб 2.0, обеспечивает формирование у студентов лингвистической, социокультурной, прагматической, стратегической, социальной, дискурсивной и профессиональной компетенций.
Библиографический список
1. Полат, Е. С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Е. С. Полат. - М. : Владос, 2001. - 272 с.
2. Сысоев, П. В., Евстигнеев, М. Н. Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) [Текст] / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2008. - № 2(58). - С. 363-371.
Bibliograficheskij spisok
1. РоЫ, Уе. 8. Шегле! V ^тапИатош 0Ьга70уапи [Тек^] : исИеЪпоуе роБоЫуе Шуа studentov vuzov / Уе. 8. РоМ. - М. : УМо8, 2001. - 272 8.
2. 8y'soyev, Р. V., Уevstigneyev, М. N. Ispol'zovaniye novy'h и^еЬ^Ъ internet-tehnologij v obuchenii шо8й"ап-
поти yazy'ku (na materiale kul'turovedeniya 88hA) [Tekst] / Р. V. Sy'soyev, М. N. Уevstigneyev // Vestnik Тат-Ьovskogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarny'e nauki. -2008. - № 2(58). - 8. 363-371.