ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0
Маргарита Александровна Мосина
д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:margarita_67@inbox. ru
Екатерина Сергеевна Кобелева
магистрант первого курса гр. М711 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: KKkatyakobeleva@yandex. ru
Аннотация: Рассматривается методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе современных интернет-технологий. Актуальность проблемы, раскрываемой в статье, объясняется возрастающей потребностью в использовании в процессе обучения более эффективных и разнообразных средств. Обосновывается необходимость использования новых видов электронных технологий второго поколения ВЕБ 2.0 на примере технологии «TreasureHunt».
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, интернет-технологии, технологии Веб 2.0, «Трежа Хант».
В современных условиях формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе лишь действующих пособий, без привлечения дополнительных средств и разработки более разнообразных и методически целесообразных приемов, способов и форм работы, является, на наш взгляд, неэффективным. В связи с этим очевидна потребность повысить эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции за счет разработки и внедрения инновационных технологий и методик обучения в образовательный процесс.
Анализ реальной образовательной практики в АНО ДО «Языковой центр «Британия» показал, что существующая система подготовки учащихся является весьма успешной. Однако в связи с большим объемом информации, необходимым для усвоения согласно учебной программе, а также привлечением дополнительных материалов для подготовки к сдаче экзаменов учащимся необходима дополнительная отработка изученного материала и его расширение за счет выполнения задач исследовательского типа. Представляется актуальным и весьма эффективным организовывать процессы обучения и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции с помощью интернет-технологий, что позволит учащимся в более интересной форме отрабатывать изученный материал, также они научатся работать с различными видами текстов, оценивать полученную информацию при возможности выполнения основной части работы вне учебной аудитории.
Кроме того, при внедрении и использовании интерактивных форм обучения «ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса» [2].
Среди наиболее популярных и широко используемых инноваций в педагогической деятельности находятся информационно-коммуникационные технологии поколения Веб 2.0. Каждая из технологий Веб 2.0 представляет собой сервис, который способствует формированию и развитию различных навыков и умений во всех видах речевой деятельности, что, в свою очередь, является основой для отдельных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции: «в зависимости от цели и формата технологии Веб 2.0 работа с каждым учебным интернет-ресурсом может проводиться в любой форме, тем самым позволяя формировать и развивать как отдельные субкомпетенции, так и иноязычную коммуникативную компетенцию в целом» [1, с. 97]. В широком понимании «интернет-технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием сети Интернет» [4, с. 364]. На данный момент существует семь видов учебных интернет-ресурсов: Хотлист (англ. «Hotlist»), Сабджект Сэмпл (англ. «Subject Sampler»), Мультимедийный Скрэпбук (англ. «Multimedia Scrapbook»), Инсайт Рефлекте (англ. «Inside Reflector»), Трежа Хант (англ. «Treasure Hunt»), Консепт Билдер (англ. «Concept Builder»») и Вебквест (англ. «Webquest»). Каждый из них имеет свой формат, но основные особенности технологий Веб 2.0 остаются неизменными: публичность, возможность вносить изменения в опубликованный материал, нелинейность, интерактивность, автономность в работе и размещении материала, возможность осуществления модерации, комментирование, возможность создания личной зоны каждым автором.
Остановимся более подробно на анализе такой технологии, как «Трежа Хант» (англ. «Treasure Hunt»»), что в переводе означает «охота за сокровищами». Данный ресурс представляет собой ссылки на различные сайты по изучаемой теме, к каждой из ссылок предлагается вопрос по содержанию сайта. Учащиеся, изучив содержание сайтов, отвечают на данные вопросы. В результате они будут способны дать ответ на более общий развернутый вопрос на целостное понимание темы. Ключевым моментом является то, что «развернутый ответ на него (общий вопрос прим. Мосина, Кобелева) будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов» [3, с. 96]. Структура «Трежа Ханта» представлена на рис. 1.
Вопросы по источникам
Questions
Ссылки на источники
Links
Главный вопрос The big Question
Рис. 1. Структура технологии «Treasure Hunt»
На основе учебного пособия «Englishin Mind» издательства Cambridge University Press (часть 2, издание 2) нами был разработан учебный интернет-ресурс «Treasure Hunt». Учебно-методический комплекс «Englishin Mind» включает книгу для учителя, учебник, рабочую тетрадь, диск с упражнениями.
Приведем пример использования учебного интернет-ресурса «Treasure Hunt» на основе раздела 3, урока 1 «Our World» («Наш мир»), посвященного проблемам окружающей среды. Пример «Treasure Hunt» Тема: Environmental problems in Our World
Introduction
Nowadays we all suffer from factory and exhaust fumes, water pollution and litter. And these are just some examples of environmental problems. The situation is getting worse year after year. What can we do in order to protect the environment? Let's study the environmental problems in the world and our country and think of possible solutions. For that go through the information contained in the web links and answer the questions. Questions
1. What are the main environmental problems in the world?
2. What can people do to protect the environment?
3. What new technologies can be helpful for environment?
4. What are the main environmental problems in our region?
Links
http://www.conserve-energy-future.com/15-current-environmental-problems.php
http://inhabitat.com/top-6-environmental-issues-for-earth-day-and-what-you-can-do-to-solve-them/
https://www.youtube. com/watch?v=M7EvizTkIAE http://www.world-science.ru/euro/478-31588
(*While reading the information on sites use http://lingro.com if you have terms/words the meaning of which you don't know)
Big question
What can you do in order to help the environment in your region? What eco-friendly technologies would you suggest inventing and using?
Таким образом, используя интернет-ресурс «Treasure Hunt» на занятиях по английскому языку, можно получить следующие результаты: • личностные
S формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремления к самосовершенствованию;
S формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
S осознание возможности высказать свое мнение, работать в группе (при групповой форме работы, итоговом обсуждении);
• метапредметные
S изучение корректного использования интернет-ресурсов в работе;
S осознание возможности использовать информационное пространство Интернета для мотивации интереса к предмету;
S развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
S развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
S развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли (при групповой форме работы);
S развитие умения пользоваться справочным материалом;
S развитие готовности и умения осуществлять индивидуальную и совместную учебную деятельность;
S осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
S развитие умения оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• предметные
S формирование лингвистических навыков, раскрытие творческих возможностей детей посредством языка;
S развитие умения владеть приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
S развитие представления о языке как средстве выражения чувств, эмоций, мыслей;
S развитие умения воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных видеотекстов;
S развитие умения чтения аутентичных текстов с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода).
Таким образом, анализ возможностей учебных интернет-ресурсов показал, что с их помощью может быть организован более эффективный процесс обучения иностранным языкам за счет того, что участники учебного процесса могут, с одной стороны, пользоваться всем разнообразием готовых ресурсов, расположенных в Интернете, а также, с другой стороны, имеют возможность создавать что-либо новое, согласно их собственным требованиям и запросам. Как справедливо замечено А.А. Драгуновой, «в технологиях Веб 2.0 определяющим фактором является человек, его социальные коммуникации и личные предпочтения» [1, с. 6]. Кроме того, применение таких технологий
в преподавании иностранных языков повышает интерес учащихся к изучению языка, создает коммуникативную среду, предполагает совместные способы работы и возможность выбора форм обучения и исследования в соответствии со своими личностными способностями.
Список литературы
1. Драгунова А.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через использование учебных интернет-ресурсов на основе технологий Веб 2.0. - Ярославль, 2014. -331 с.
2. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе. [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/559341/ (дата обращения 19.04.2016).
3. Коваленко Н.С., Колбышева Ю.В. Использование современных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей (на примере института природных ресурсов ТПУ)// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2010. -№ 3 (7). - C. 94- 97.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку(на материале культуроведения США) [Текст] // Вестник Тамбовского университета. - Серия 2: Гуманитарные науки. - 2008. - № 2(58). - С. 363-371.
© Мосина М.А., Кобелева Е.С., 2016
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Анастасия Владимировна Назарова
преподаватель кафедры немецкого и французского языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
Е-mail: nachim18@rambler.ru
Аннотация: Статья посвящена проблеме определения иноязычной монологической речи. Обозначены научные области, в которых она исследовалась. На основе анализа специальной литературы и собственного опыта дано ее авторское определение.
Ключевые слова: монолог, иноязычная монологическая речь, мыслительная деятельность.
Монологическая речь относится к одному из наиболее распространенных видов коммуникации в университетском иноязычном образовании. Она входит в иерархическую структуру деятельности будущего учителя иностранных языков, подчиняясь его профессиональной, познавательной и коммуникативной потребностям.