7. Данилевский, Г. Я. Россия и Европа [Текст] / Г. Я. Данилевский. - М. : Книга, 1991. - 576 с.
8. Загоскин, М. Москва и москвичи: записки Богдана Ильича Бельского [Текст] / М. Загоскин. - М. : Московский рабочий, 1988. - 622 с.
9. История русской журналистики XVIII-XIX веков [Электронный ресурс] / под ред. А. В. Западова. - URL: http://evartist.narod.ru/text3/01.htm (дата обращения: 07.12.2018).
10. Малинкин, А. Н. Социальные общности и идея патриотизма [Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. - № 3-4. - С. 68-89.
11. Мельгунов, С. Дела и люди Александровского времени [Текст] / С. Мельгунов. -Т. 2. - Берлин : Ватага; Типография Куммер и Ко, 1923. - 341 с.
12. Одоевский, В. Ф. Последний квартет Бетховена [Текст] / В. Ф. Одоевский. - М. : Московский рабочий, 1987. - 399 с.
13. Платонов, О. А. Терновый венец России: тайная история масонства [Электронный ресурс] / О. А. Платонов. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/3318712/ (дата обращения: 07.12.2018).
14. Пушкин, А. С. Евгений Онегин [Текст] / А. С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 6 т. - Т. 3. - М.-Л. : Academia, 1936. - 526 с.
15. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи [Текст] / мемуары современников. - М. : МГУ, 1989. - 446 с.
16. Соловьев, С. М. Избранные труды. Записки [Текст] / С. М. Соловьев. - М. : МГУ, 1983. - 440 с.
Александров Леонид Геннадьевич - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10124 Е. Е. Ершова
МБУДО ДДК «Ровесник» Челябинск (Россия)
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕМЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются условия повышения уровня медийной грамотности учащихся младшего школьного возраста. Автор выявляет наиболее подходящие методики для данной аудитории и описывает их результативность на примере проведения собственного медиаобразовательного урока среди учеников 4 класса средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, урок, методы, младшие школьники.
Современные дети с дошкольного возраста знакомятся с различными мобильными устройствами, учатся выходить в Интернет. С одной стороны, это ускоряет процесс социализации, способствует умственному развитию, расширению кругозора. С другой стороны, возрастает риск потребления недостоверной информации, которая нередко становится опасной для психического здоровья пользователя, в том числе и ребенка [2; 3; 5]. Возникает вопрос необходимости медиаобразования как важного аспекта образовательной
деятельности. Именно поэтому тема обеспечения медийной безопасности приобретает особую значимость для младших школьников, когда образовательный процесс ребенка начинает носить регулярный характер, а определенный уровень базовых знаний по тематике медиа является достаточным для начала обучения.
По мнению А. А. Морозовой, медиабезопасность - это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию [4].
Медиабезопасность формируется при помощи медиаобразования. Известный ученый А. В. Федоров рассматривает медиаобразование как «...процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»
[9].
Значимость медийной безопасности возрастает с каждым днем. Отмечая ее важность, нельзя не согласиться с мнением И. А. Фатеевой: «Медиабезопасность - это один из видов безопасности современного человека, живущего в атмосфере постоянных природных и техногенных рисков, наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности» [8]. Всемирная сеть беспрерывно пополняется новой информацией, в том числе и недостоверной. Ее сортировка модераторами сайтов, государством физически невозможна. Поэтому на каждого пользователя ложится персональная ответственность за последствия потребления того или иного контента.
Медиаобразование детей, прежде всего, характеризуется особенностями, свойственными определенному возрасту. В то время как особое значение имеет возможность восприятия информации.
Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребёнка [7].
Для того чтобы грамотно организовать и провести урок по теме медиабезопасности, необходимо учитывать особенности восприятия информации учениками начальной школы.
Существует четыре типа восприятия информации людьми: кинестетический, аудиальный, визуальный, дискретный. Однако последний тип нехарактерен для младшеклассников, поскольку он подразумевает активное использование абстрактного мышления, которое у детей слабо развито. Охарактеризуем оставшиеся модели восприятия:
1. Дети-кинестетики познают путем прикосновения или движения. Они с трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, когда двигаются. На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной разрядки, например, походить по кабинету, поделать что-либо руками или предоставить ребенку, насколько это допустимо, возможность играть активную роль [6].
2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Они рано проявляют интерес к чтению, слышат указания учителя. С удовольствием придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Однако они легко отвлекаются на посторонние звуки. При обучении аудиалов акцент делается на восприятии информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Кроме того, такие дети лучше будут запоминать что-либо, если просить их комментировать свои действия или пересказывать прочитанное [1].
3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов. Помнят то, что видели, запоминают картинки. Их внимание устойчивое (шум практически не мешает) естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. На занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами [1].
У младших школьников активно совершенствуется процесс восприятия. Вследствие развития и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемым и целенаправленным процессом. Дети 7-10 лет без труда различают объекты и целые картины. Восприятие у детей младшего школьного возраста становится более дифференцированным из-за сосредоточенности на отношениях частей в целом, склонности отыскать смысловые отношения при восприятии предмета [6].
Существует несколько форм проведения уроков в начальной школе:
1. Игры-драматизации формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов [1].
2. Групповая работа. Дети учатся работать в командах с лидером, подчиняться и руководить. Такая форма уроков формирует внимательное отношение к одноклассникам; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие [10].
Итак, мы охарактеризовали особенности восприятия информации детьми младшего школьного возраста, основные формы и методы проведения уроков. Эти сведения помогут нам при составлении плана урока и его проведении как основного способа продвижения темы медиабезопасности.
Проведение урока обуславливает необходимость выбора методов, которые помогут обучающимся лучше усвоить материал.
Нами был проведен урок по медиабезопасности для младших школьников в январе 2019 года с учетом возрастных особенностей восприятия информации детьми. На занятии присутствовали дети 10-11 лет (4 класс). Урок проводился в игровой форме, использовался прием командной работы. Мы намеренно отказались от теоретической части (например, объяснения понятия «медиабезопасность», записей под диктовку), поскольку это бы утомило детей. Особое внимание уделялось диалогу между «учителем» и учениками, совместному обсуждению проблем. Цель урока - заострить внимание младшеклассников на некоторых аспектах безопасного поведения в Интернете (большинство детей, как выяснилось в ходе урока, уже имеют представление об основных правилах поведения в Интернете). Кроме того, мы ставили перед собой задачу познакомить детей с некоторыми способами проверки достоверности информации.
Мы начали урок с нескольких загадок об Интернете, гаджетах. Цель такого вступления - настроить детей на игру, активизировать их творческую и умственную деятельность. В ходе небольшой дискуссии ученики пришли к выводу о том, что роль информации в наше время очень велика, следовательно, нужно уметь правильно с ней обращаться, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.
Основой урока стали две командные игры («Василий Пупкин» и «Сам себе репортер»), которые мы разработали специально для данного мероприятия.
«Василий Пупкин». Класс делится на команды по 4-6 человек. На каждую команду дается макет пустой страницы в социальной сети и анкета со всеми персональными данными вымышленного человека. Задание - перенести сведения из анкеты в бланк, при этом, учитывая, что не все данные следует указывать на «страничке» в соцсети. Данная игра моделирует реальную ситуацию, когда ребенок создает аккаунт ВКонкакте или других подобных интернет-ресурсах. На выполнение задания мы отвели пять минут. Этого времени оказалось вполне достаточно. Затем мы пригласили представителей
каждой команды, которые объясняли, почему одни данные они опубликовали, а другие -нет. Преимущества игры: вовлеченность почти всех детей в процесс, развитие творческих способностей (приветствуется импровизация), приближенность к реальной жизни, развитие навыков работы в команде, умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Недостатки: данная игра имеет довольно узкую направленность (учит не разглашать свои персональные данные). Она не может охватить все аспекты безопасного поведения в Интернете. При планировании урока мы предполагали выявление подобного недостатка, поэтому заранее подготовили небольшую викторину, целью которой было познакомить ее участников с некоторыми другими правилами поведения в Интернете. За основу была взята пьеса Ж. М. Жакобовича «Мушкетеры завоевывают Сеть», в сюжете которой раскрываются проблемные моменты, возникающие при использовании Интернета. Ученикам демонстрировался слайд с письмом, якобы пришедшим на электронную почту, в котором предлагалось, например, бесплатно скачать игру с непроверенного сайта. Вопрос был всегда один: «Как бы вы поступили в подобной ситуации?». В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты действий, сами формулировали правила безопасности в Интернете. Благодаря игре «Василий Пупкин» и викторине по медабезопасности ученики, на наш взгляд, лучше усвоили материал, так как не получали готовые сведения, а своим умом решали поставленные проблемы. В качестве закрепления мы показали несколько видео из серии «МедиаЕралаш» о том, что не следует разглашать персональные данные или связываться с незнакомцами через сеть.
«Сам себе репортер». Класс делится на команды по 4-6 человек. На экране демонстрируется абсурдный заголовок, например: «В небе над Челябинском что-то взорвалось». От каждой команды выбирают по одному пользователю. Его задача -узнать правду. Оставшимся участникам выдаются карточки с названиями источников информации (по одной на команду), в которых прописана модель поведения и примерные ответы на вопросы пользователя. Подвох в том, что достоверной информацией располагает только одна из команд. После подготовки (1-2 минуты) пользователь подходит к одному из «сайтов» и спрашивает о том, что же все-таки произошло. Получив ответ, «репортер» подытоживает, что он узнал. Затем в игру вступает следующий пользователь, который повторяет те же действия, но уже с другой командой. Выслушав все варианты произошедшего, ученики делают вывод о том, из какого источника информация оказалась достоверной. Преимущества игры: вовлеченность всех учеников в процесс, развитие творческих способностей (приветствуется импровизация), навыка работать в команде, умения слушать других, вести диалог. Дети учатся распознавать различные виды источников информации, искать первоисточник, проверять факты на соответствие действительности. Недостатки: данная игра может показаться сложной для детей, потому что в 10-11 лет мало тех, кто смотрит новости в Интернете. У младшеклассников еще недостаточно опыта взаимодействия с различными источниками информации.
В заключительной части урока мы сформулировали правила безопасного поведения в Интернете. Ученики в ходе беседы пришли к выводу о том, что любую информацию нужно проверять, просматривать несколько источников.
Тема медиабезопасности актуальна для людей всех возрастов. Однако особую значимость она приобретает среди детей, потому что они только начинают осваивать окружающий мир, в том числе и интернет-пространство. Несмотря на то, что современные дети к 10-11 годам уже активно общаются в социальных сетях, посещают различные сайты и имеют представление о том, чего делать не нужно, не лишним будет напомнить им еще раз об основных правилах безопасного поведения в Интернете. Более того, мы считаем, что необходимо с самого раннего возраста развивать у ребенка критическое мышление, способность отличать проверенную информацию от непроверенной.
В ходе исследования мы установили, что продвижение темы медийной безопасности в начальной школе должно основываться на возрастных особенностях восприятия информации детьми. Основными формами уроков и других подобных мероприятий является игра и диалог между «учителем» и учениками. Это связано с тем, что данные формы занятий позволяют детям самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, и, следовательно, способствуют лучшему усвоению материала.
Итак, продвижение темы медиабезопасности для младших школьников имеет собственную специфику: опору на особенности поведения детей и их восприятия информации, преобладание игровой и диалогической формы проведения уроков и иных подобных мероприятий.
По результатам исследования мы сформулировали рекомендации по проведению уроков и иных мероприятий по теме медиабезопасности в начальной школе:
1. Старайтесь избегать излишнего использования терминологии, глубокого рассмотрения теории: данные сведения дети будут с трудом воспринимать и это их быстро утомит.
2. Больше внимания уделяйте совместному обсуждению вопросов, живому общению, давайте детям возможность рассуждать самостоятельно и высказывать свое мнение.
3. Игры сделают урок интересным, однако помните, что они должны моделировать реальную ситуацию, подразумевать возможность импровизации и быть доступными для детей.
4. Предоставляйте детям возможность работать в команде: таким образом в процесс будут вовлечены все, и возрастет вероятность того, что школьники придут к верному решению поставленной проблемы.
5. Приводите реальные и конкретные проблемы: дети будут лучше понимать вас, а, значит, активнее включаться в работу.
Значимость медиабезопасности возрастает с каждым днем, что связано с непрерывным развитием информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, необходимо формировать у человека навыки медийной безопасности с детства. От этого зависит степень его приспособленности к окружающему миру, психологический комфорт.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорв-Сысоева. - М. : Юрайт, 2014. - 197 с.
2. Морозова, А. А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6 (402). - С. 75-83.
3. Морозова, А. А. Информационный контент социальных сетей в контексте морально-этических норм: мнение аудитории [Текст] / А. А. Морозова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 60-70.
4. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации [Текст] / А. А. Морозова // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Международной научно-практической конференции, 18-20 октября 2012 г. / под ред. Р. П. Баканова: в 2-х т. - Т. 1. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 280-287.
5. Морозова, А. А. Основные виды рисков медиапотребления в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Международной науч.-практ.конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г.) / сост. О. Ф. Автохутдинова; Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 117-120.
6. Петрова, Л. Н. Дидактические условия дифференциации обучения младших школьников по особенностям восприятия учебного материала: дис... канд. пед. наук [Текст] / Л. Н. Петрова. - Москва, 2017. - 158 с.
7. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2009 - 460 с.
8. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: [Текст] : учеб. пособие / И. А. Фатеева. - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2015. - 129 с.
9. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура [Текст] / А. В. Федоров // Высшее образование в России, 2005. - № 6. - 124 с.
10. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков [Текст] / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 2 (18). -С. 2-14.
Ершова Елена Евгеньевна - МБУДО ДДК «Ровесник», 11 класс.
Научный руководитель: Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования Челябинского государственного университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10125 В. А. Карпов
Томский государственный университет
Томск (Россия)
«МЕДИАЗОНА» КАК СМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ: КОНТЕНТ, СТРАТЕГИИ ВЛИЯНИЯ
В статье анализируется жанровое и тематическое своеобразие интернет-издания «Медиазона», созданного в 2014 году как правозащитное, но известное как новостное и общественно-политическое. В ходе анализа вскрываются манипулятивные стратегии, которые используют авторы издания, и уточняется его типологическая ниша в современной системе российских СМИ - политическое издание оппозиционной направленности, решающее пропагандистские задачи.
Ключевые слова: политическая оппозиция, оппозиционные медиа, пропаганда, портал «Медиазона».
Политическая оппозиция и оппозиционные медиа: к постановке проблемы
По определению энциклопедической литературы, политической оппозицией принято называть «противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам)», а также «партию или группу, выступающую вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, ведущую политику противодействия» [13. С. 932]. Оппозиционная деятельность ведется в том числе средствами пропаганды. Под пропагандой понимается распространение политических идей с целью формирования у общества определенного мировоззрения [13. С. 1069]. В анализе пропаганды, по Т. Ф. Мысовой, должны учитываться такие ее составляющие, как:
1) субъект пропаганды (какая-либо социальная группа, распространяющая свои идеи);
2) содержание пропагандистского сообщения (включая методы и приемы воздействия);