Научная статья на тему 'Учебное проектирование как средство формирования ИКТ-компетенций студентов педагогических специальностей'

Учебное проектирование как средство формирования ИКТ-компетенций студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCY / "КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЯДРО" / "COMPETENCY CORE" / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ / SYSTEM SYNTHESIS / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / PROJECT-BASED LEARNING / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко А. В.

В статье рассматриваются возможности метода учебного проектирования в обучении студентов педагогических вузов использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Дана краткая характеристика учебных проектов, разработанных и реализуемых в преподавании дисциплин информационно-технологического цикла кафедрой аудиовизуальных технологий обучения МПГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCY IN TEACHER TRAINING STUDENTS

The article is devoted to the potential of project-based learning in teaching would-be teachers information and communication technology usage in the classroom. The authors present a short review of learning projects developed and used in an information technology course by the Au-diovisual Technology Training Department of Moscow Pedagogical State University.

Текст научной работы на тему «Учебное проектирование как средство формирования ИКТ-компетенций студентов педагогических специальностей»

#

2. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

3. Федорова С. Н. Системный подход к этнокульту-рологической подготовке будущих педагогов. -Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008.

4. Харитонов М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

5. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования НИИ РАО. - Бийск, 1994.

6. Сластенин В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 2.

7. Сластенин В. А., Исев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2002.

8. Волков Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей // Развитие личности. - 2003 - № 2.

9. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: ООО «Большая Медведица»; Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2004.

10. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис . д-ра пед. наук. - Ставрополь, 1997.

11. Бугаева А. Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.

12. Марийцы: Историко-этнографические очерки: Коллект. монография. -Йошкар-Ола: МарНИИ-ЯЛИ, 2005.

13. Меджитова Э. Марийское народное искусство.

- Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1985.

14. Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев.

- Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.

15. Шорохов Е. В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979.

УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

PROJECT-BASED LEARNING AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCY IN TEACHER TRAINING STUDENTS

А. В. Кравченко

В статье рассматриваются возможности метода учебного проектирования в обучении студентов педагогических вузов использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Дана краткая характеристика учебных проектов, разработанных и реализуемых в преподавании дисциплин информационно-технологического цикла кафедрой аудиовизуальных технологий обучения МПГУ.

A. V. Kravchenko

The article is devoted to the potential of project-based learning in teaching would-be teachers information and communication technology usage in the classroom. The authors present a short review of learning projects developed and used in an information technology course by the Au-diovisual Technology Training Department of Moscow Pedagogical State University.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии в обучении, компетенции, «ком-петентностное ядро», учебное проектирование, системный синтез, мультимедиа, учебная деятельность, личностно ориентированный подход.

Keywords: information and communication technology in education, competency, «competency core», project-based learning, system synthesis, multimedia, teaching, personality-oriented approach.

Каждой общественно-экономической системе соответствует определенная образовательная парадигма. Современная парадигма результата образования, которая нашла свое выражение в концепции компетентностного подхода к образованию и в ряде

документов, ориентирующих педагогов на его реализацию, предполагает в качестве результата профессиональной подготовки педагога-предметника не только владение содержанием профильной дисциплины и методикой ее преподавания, но и сформированность у бу-

17

$

дущего учителя соответствующего требованиям времени комплекса личностных качеств общей и профессиональной направленности [1; 2].

Поскольку мы ведем речь о проблемах эффективной организации обучения студентов информационным и коммуникационным технологиям, нужно отметить, что с момента ввода в действие образовательного стандарта 2005 г. произошли существенные изменения в аппаратном и программном обеспечении учебного процесса:

- в учебных заведениях увеличилось количество компьютерных классов современного уровня, что позволяет проводить полноценные компьютерные практикумы;

- значительно увеличилось число домашних компьютеров у студентов; стало возможным эффективно использовать предусмотренное образовательным стандартом время для самостоятельных учебных занятий;

- принят и осуществляется план перевода компьютерных классов учебных заведений на свободное программное обеспечение, при этом временные трудности, связанные с освоением непривычных программных интерфейсов, компенсируются уменьшением зависимости от уровня финансирования образования.

Эти факторы облегчают решение задач, стоящих перед преподавателями информационных дисциплин. Однако новые требования к результату образования и, в частности, к информационно-технологической компетентности выпускника педвуза, заставляют использовать дополнительные ресурсы организационного, дидактического и личностного плана. Одним из средств актуализации этих ресурсов является метод учебного проектирования [3]. Он имеет следующие достоинства:

1. Педагогу-предметнику, не специализирующемуся в области преподавания информационно-технологических дисциплин, достаточно владеть информационными технологиями в том объеме и в том качестве, которые позволяют ему решать его профессиональные учебно-методические задачи. Такая позиция дает возможность четко определить содержание компетенций, снизить степень негативной информационной избыточности, размывающей «компетентностное ядро», избежать непродуктивных затрат учебного времени и связанных со всем перечисленным психологических неудобств.

2. В процессе учебного проектирования вырабатываются навыки оптимального выбора программных инструментов и работы с внешними информационными ресурсами, накапливается опыт самостоятельного преодоления затруднений, развивается вкус к творчеству, растет уверенность в своих силах. Без этого невозможно самостоятельное освоение нового в быстро изменяющихся информационных технологиях.

3. Учебный мультимедийный проект - естественная форма системного синтеза исходных элементов в составе целого - действующего мультимедийного продукта. Синтез в этом случае охватывает не только материальные и информационные элементы среды, но и внутреннюю, деятельностную составляющую процесса проектирования.

18

4. Учебное проектирование моделирует естественный способ познания мира: пробы, ошибки, накопление личного опыта и усвоение результатов опыта других людей.

Наиболее трудный для преподавателя этап подготовки задания для учебного проектирования - выбор темы, которая позволила бы охватить в процессе ее разработки достаточно широкий спектр программных инструментов. В одном проекте это сделать невозможно, поэтому на кафедре аудиовизуальных технологий обучения МПГУ разработана иерархическая система проектных заданий, в составе которой индивидуальные проекты являются частью групповых и общекафедральных проектов, предполагающих коллективные формы работы. Общее условие - использование свободных инструментальных компьютерных программ. Вот краткая характеристика проектных заданий.

Создание банка мультимедийных заготовок. Цель проекта - найти и сконцентрировать в кафедральном хранилище данных мультимедийную информацию, которая может быть фрагментарно использована при выполнении тематических учебных проектов.

Подготовка фрагментов для банка мультимедийных заготовок. Индивидуальный компонент кафедрального проекта, который студент выполняет дома. Источники информации: компакт-диски, Интернет, телепередачи.

Запись тематических компакт-дисков на основе банка мультимедийных заготовок. Индивидуальный компонент кафедрального проекта. В компьютерном классе собирается тематический комплект мультимедийных файлов, дома подготавливается этикетка, на заготовке CD- или DVD-Printable записывается компакт-диск, на нем в компьютерном классе печатается этикетка. Копия компакт-диска помещается в кафедральный банк мультимедийных заготовок, оригинал студент оставляет себе.

Создание видеоклипа для домашнего кинотеатра с шестиканальным звуковым сопровождением. Индивидуальный проект, работа над которым начинается в компьютерном классе с выбора мультимедийных заготовок из кафедрального банка, продолжается дома и заканчивается демонстрацией при помощи оборудования компьютерного класса.

Изготовление бейджика. Индивидуальный проект, целью которого является освоение свободного графического редактора Gimp.

Разработка тематического комплекта иллюстраций для сопровождения школьного урока, лекции, семинарского или практического занятия. В процессе проектирования используется кафедральный банк мультимедийных заготовок. Этот тип проектов выполняется при участии методистов и преподавателей-предметников.

Дипломный проект. Разрабатывается студентом при участии преподавателей профильных дисциплин и преподавателей кафедр информационно-технологического цикла.

Рассматривая содержание и результаты выполнения названных проектов с точки зрения нового образовательного стандарта, можно сделать выводы, что учебное проектирование:

#

- позволяет успешно решать основные дидактические задачи: формировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области профессионально-педагогического использования информационных технологий;

- объединяет в сквозном процессе разработки учебного проекта различные формы, методы и средства обучения: аудиторные и самостоятельные занятия; дистанционное обучение, индивидуальную и коллективную работу; объяснение и проблемный метод решения частных задач, живое общение и технические средства передачи информации;

- предполагает дифференциацию и интеграцию всего многообразия личностных качеств учащихся: психодинамических особенностей, индивидуального опыта, индивидуального стиля деятельности;

- стимулирует развитие позитивных качеств личности в сфере межличностных отношений: взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодействия при решении общих задач;

- способствует формированию у обучающегося «компетентностного ядра», способного к саморазвитию

и адаптации к непрерывно изменяющейся информационной среде.

Таким образом, хорошо структурированная и дидактически обеспеченная система проектных заданий позволяет решить большинство задач формирования у студентов профессиональных компетенций в области применения информационных технологий в образовании.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утвержден 22.12.2009 г.).

3. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: Сб. статей / Науч. ред. Н. Ю. Пахомова, - М.: МИОО, 2006. (Сер. «Ученическое проектирование». - Вып. 2).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ф

USING INTERNET IN DEVELOPING STUDENTS' INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCY

Е. П. Круподерова, В. П. Короповская

В статье продемонстрированы возможности использования сервисов Веб 2.0 в учебном процессе, исследовательской, проектной деятельности студентов на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Рассмотрено использование Викисервиса, карт знаний, совместного редактирования документов.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, Веб 2.0, совместная деятельность, сотрудничество.

E. P. Krupoderova, V. P. Koropovskaya

The paper dwells upon the potential of using Web 2.0 services in students' education, research and project development demonstrated by student work at Volzhs-ky State Engineer and Teacher Training University. The authors look at using Wiki service, mind map, collaborative editing of documents.

Keywords: ICT-competence, Web 2.0, collaborative activity, cooperation

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий стимулирует инновационные процессы в сфере образования. Постоянно обновляющиеся научные знания требуют от человека умения ориентироваться в информационном пространстве, создавать на основе полученной информации новые знания и способы деятельности. Для этого каждому необходима компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность.

М. В. Лебедева и О. Н. Шилова понимают под ИКТ-компетентностью способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. [1]. Авторы рассматривают три этапа формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического вуза.

Формирование базовой ИКТ-компетентности осуществляется в школе в рамках предмета «Информатика и информационные технологии». На этом этапе школьники применяют ИКТ в учебной деятельности и для решения

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.