УДК 378.2
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Везиров Т.Г.
Аннотация. В статье рассматривается некоторые педагогические аспекты применения электронных средств обучения, в частности мультимедийный учебно-методический комплекс (МУМК), в формировании мультимедийной компетентности учителей-предмет-ников в системе повышения квалификации.
The article gives a review of come pedagogical aspects of using electronic means of teaching, in particular multimedia competency of subject teachers in the system of qualification improvement.
Ключевые слова: мультимедийная компетентность, электронные средства обучения, мультимедийный учебно-методический комплекс.
Multimedia competency, electronic means of teaching, multimedia learning complex.
В настоящее время в связи с модернизацией высшего профессионального образования разви -тие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров, отличающихся профессиональной компетентностью в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и готовностью к инновационной деятельности, является первоочередной задачей.
В процессе модернизации образования необходима реализация продуктивных образовательных технологий (информационных, проектных, проблемных, активных и др.).
Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании преображает процесс преподавания и делает учебный процесс более эф-
фективным и информативным. Существуют различные возможности использования компьютеров в образовании:
— организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, базы данных кадров и т.д.);
— подготовка учебных пособий;
— обучение пользователей персонального компьютера решению прикладных задач, основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию;
— компьютерное обучение основам науки с помощью специально разработанных программ;
— компьютерный контроль знаний;
— использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет.
В Федеральных целевых программах представлена новая парадигма Российского образования, основанная на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Глобальная информатизация, современные информационные и коммуникационные технологии, в частности технологии мультимедиа, остро ставят задачу подготовки кадров для ин -формационного общества. Основная тяжесть при решении этой задачи ляжет, в частности, на специалистов институтов повышения квалификации учителей. Их обучение становится важнейшей государственной задачей, решаемой в комплексных программах, связанных с информатизацией образования.
В современной образовательной практике мультимедиа технологии являются педагогической инноватикой и ее использование является одним из наиболее популярных направлений, ориентированных на качественное обновление педагогической деятельности и, как следствие, повышение профессионализма учителя.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ос-
новными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности [1].
Профессиональная компетентность - одно из системообразующих качеств современного специалиста. В условиях модернизации образовательного процесса интерес к этой проблеме заметно повысился.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность учителя выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В связи с этим широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях образования, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов в свете современных требований, а именно на развитие профессиональных компетенций.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпред-метный характер.
В современных условиях, когда одним из способов быстрого и эффективного решения задач является применение современных информационных технологий, в частности технологий мультимедиа, облегчающих доступ к информации, открывающий возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяющий по новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образователь-ную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Под мультимедиа компетентностью учителя-предметника мы подразумеваем способность и готовность учителя разрабатывать открытые образовательные ресурсы с помощью мультимедиа средств различных видов и применять их в профессиональной деятельности.
Открытые образовательные ресурсы - это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные пол лицензией, разрешающей их свободное использование или переработки. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям [3].
Методическая система обучения учителей-предметников мультимедиа технологиям формируется путем решения следующих задач:
- определение целей, методов, форм и подходов обучения;
- конструирование учебных модулей;
- определение технологий формирования компетенций;
- разработка мониторинга образовательного процесса и сформированности компетентностей обучаемых.
Создание особого пространства учебной деятельности содержат элементы компетентно -стного, личностно-ориентированного, проблемно-поискового, коммуникативного, рефлексивного подходов к организации обучения, которые обеспечивают слушателям комфортные условия для самореализации и развития.
Практически во всех современных исследованиях, посвященных применению информационных технологий в образовании, отмечается, что основное внимание сейчас должно уделяться созданию качественных электронных ресурсов с содержательным наполнением, адекватным особенностям методических систем обучения отдельным дисциплинам [7].
В настоящее время бурно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии требуют от образовательных учреждений создания и внедрения новых, наиболее эффективных и качественных подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и познавательных компетентностей,
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 59 л ^
■' г V. иг повышения квалификации кадров
ГжД
потребностей в самообразовании и саморазвитии. Внедрение информационных технологий в учебный процесс переходит на новый этап -внедрение мультимедийных обучающих средств.
В сфере образования создано огромное количество различных информационных ресурсов, которые существенным образом повышают качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования электронных средств обучения.
Возросший уровень информатизации образования в начале XXI в. поставил перед педагогической наукой новые проблемы и задачи, касающиеся сущности электронных средств обучения.
В связи с этим возникла новая отрасль педагогики - медиапедагогика, как наука о ме-диообразовании и медиаграмотности.
Центральное для нее стало понятие электронные материалы учебного назначения (ЭМУН), которые в силу своей междисциплинарной природы, одновременно являются и электронным средством, и дидактическим материалом, и продуктом.
ЭМУН, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это
- автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний [6].
Одним из составляющих ИКТ являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП), позволяющие осущест-вить на практике реальную интеграцию учебных предметов средства учебного назначения, в
частности электронный учебно-методический материал (ЭУММ) [2].
Авторы работы под ЭУММ понимают учебное средство, реализующее возможность средств ИКТ и ориентированное на выполнение следующих функций: представление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, гео-информационных; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном воздействии; контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [4].
Внедрение ЭУММ в процесс обучения предоставляет новые возможности и создает принципиально новые педагогические инструменты. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса.
Нам известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активнодеятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение таких методик и подходов, которые развивают формы обучения и усиливают мотивацию учащихся. Еще одним после дстви-ем расширения самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мо -ниторинга процесса обучения.
К настоящему времени сложились три основных подхода к созданию электронных средств учебного назначения.
Первый подход основан на использовании универсальных прикладных программных средств.
Второй подход предполагает написание программ с помощью языков программирования.
Третий подход основан на использовании специализированных инструментальных
средств, для создания педагогических приложений.
Нами при разработке авторского мульти-медийного учебно-методического комплекса использован третий подход.
Мультимедийные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особое значение при
этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовать их на практике.
В связи с этим возрастает роль учителя в школе. Во-первых, его задача в школе - организовать учебную информационную среду, включающую совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации.
Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе:
— информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестация учащихся, загрузка классов);
— учебно-методическое обеспечение (цифровые образовательные ресурсы по предметам, по темам, разработки лабораторных и практических занятий, контрольные вопросы и т.п.);
— информационная обучающая среда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off-line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчеты и т.п.).
Таким образом, необходимо чтобы учитель обладал знаниями и умениями использовать возможности электронных средств обучения.
Во-вторых, возрастает актуальность школьных предметов, требующая от учителя вариативности. Учитель в роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. При этом учитываются личностные потребности и интересы учащихся, подбирается необходимое программное обеспечение и строится индивидуальная образовательная траектория.
Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют мультимедийные образовательные средства.
Нами создана модульно-компетентностная модель обучения учителей-предметников в соответствии потребностями обучаемых и дидактическими возможностями по формированию методической компетентности в области мультимедийных технологий, включающая цель, задачи, методическое обеспечение обучения, организационно-педагогические условия и результат.
Эффективность опытно-экспериментальной работы обуславливались основными ком -понентами формирования мультимедиа компе-
тентности учителей-предметников в системе повышения квалификации:
1. Мотивационно-целевой компонент фиксирует интерес и аргументацию на овладение теоретическим и практическим материалом, на развитие профессиональной компетентности педагога, ориентирован на формирование мотивационной готовности учителя.
2. Реализация содержательного компонента включает в себя комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, которые проявляют возможность модификации содержания обучения с быстрым ее изменением и сокращением вре -менных затрат.
3. Результативный компонент позволяет сделать анализ, оценку и выявить эффективность разработанной и апробированной модели.
Одной из задач педагогического эксперимента заключалась в количественном анализе эффективности созданной нами модели мультимедиа компетентности учителей-предметников. Для этого использовалась вся совокупность приемов исследования: анкетирование, тестирование, беседы, интервью, наблюдения - широко используемые в педагогике и социологии.
Данные методы проводились с учителями разного уровня информационной и мультимедиа грамотности. Поэтому мнения, анализ и самооценка слушателей в этом случае является важным и ценным материалом для исследования.
Важное место в модели занимает авторский мультимедийный учебно-методический комплекс (МУМК) «Мультимедиа технологии», состоящий из теоретического блока, практического блока и методики проектирования мультимедиа.
Каждая страница МУМК имеет сложную структуру:
- навигационное меню, позволяющее перейти в основные разделы программы;
- название темы: сообщает пользователю тему, в котором он находится в данный момент времени;
- меню тестового материала по данной теме - позволяет перейти к прохождению теста;
- собственно сама информация по содержимому темы, представленная в виде текста или мультимедийного материала;
г 1 Научное обеспечение системы
f А"\
— навигационные кнопки для возврата и продолжения обучения.
Кроме того, в МУМК предусмотрена возможность выхода в Интернет и обращение к ресурсам всемирной паутины за дополнительной информацией.
Одним из новых средств удовлетворения потребностей в инновационных технологиях и методах обучения является видео уроки, которые позволяют визуализировать целый ряд абстрактных понятий и предоставляют возможности обучающимися и обучающим действовать в интерактивном режиме.
Применение видеоуроков в образовательном процессе показывает, что занятия с их использованием могут проходить в четыре различных режимах (непрерывном, поэтапном, тестовом, контрольном).
В работе М.Н. Мешкова выделяет следующие основные преимущества использования видеоуроков [5]:
— гуманизация образования;
— повышение эффективности образовательного процесса, направленного на овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями;
— развитие индивидуальных качеств обучающихся (самовоспитание, саморазвитие, самообучение, раскрытие творческих способностей, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес);
— расширение возможности образовательного процесса за счет открытого и дистанционного обучения;
— учет индивидуальных особенностей обучаемого;
— развитие у обучаемых навыков работы с современными технологиями, что способствует их адаптации к быстро изменяющимися социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
Одним из путей повышения эффективности и качества обучения послужил разработанный и внедренный в учебный процесс мультимедийный учебно-методический комплекс «Мультимедиа технологии», включающий в себя множество видеоуроков. В этом случае МУМК позволяет обеспечить адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучающихся, освобождает преподавателей от
трудоемких и рутинных операции по представлению информации и контролю знаний, способствует накоплению передового учебнометодического опыта.
В качестве диагностируемого инструментария была разработана карта показателей использования МУМК в учебной деятельности учителей-предметников.
Разработанный ресурс может использоваться как для работы во время уроков, так и для самостоятельной работы, индивидуального обучения и контроля знаний.
Скомпилированный мультимедийный
учебно-методический комплекс «Мультимедиа технологии» разработан в программе Microsoft Office FrontPage, и имеет множество функций, которые обеспечивают разнообразные варианты представления учебно-методического материала, где согласованно сочетаются текстовая, аудио и видео информация, статическая и динамическая графика, что способствует более быстрому и легкому усвоению материала, при этом слушателю курсов повышения квалификации предоставляется возможность работать в своем индивидуальном темпе.
Практическая деятельность учителей-предметников построена на выполнении индивидуальных творческих заданий, проектов. Поскольку задания и проект можно рассматривать как процесс и как результат, очевидны его методические возможности и выполняют как диагностические, так и образовательные функции. С одной стороны, задания и проект — средство оценивания результата деятельности слушателей, с другой — средство реализации полученных в процессе изучения модуля и приобретения новых теоретических знаний и практических навыков. Задания выполняются поэтапно (по модулям) в форме мини-проектов. Результаты практически каждого предыдущего минипроекта используются в следующих, а окончательный проект содержит все мини-проекты
Проведенный опрос показывает, что использование МУМК не ограничивается формированием теоретических и практических знаний учителей, но и служит пропедевтикой для дальнейшего использования данного модуля ими в своей образовательной деятельности, тем самым совершенствуется методическая подготовка учителей-предметников.
Повышение квалификации учителей-предметников должна быть гибкой подсистемой образования, которая может и должна мобильно реагировать на запросы общества. В современных условиях ключевой становится развивающая функция последипломного образования, когда организация повышения квалификации выстраивается так, чтобы в полной мере предоставить слушателю право свободного выбора содержания и организационных форм обучения с учетом профессиональных интересов и личност-ных возможностей.
Литература
1. Буракова, И.С. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы информационного сервиса: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2010. - 23 с.
2. Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы нового поколения / Т.Г. Везиров, Л.Е. Изотова // Модернизация системы непрерывного образования: материалы второй международной научно-практической конференции. - Дербент: ДГПУ, 2010. - С. 39-44.
3. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования // Аналитическая записка Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. -М., 2010. - 11 с.
4. Информационные и коммуникационные
технологии, в образовании: учебно-
методическое пособие / И.Б. Роберт, С.В. Па-нюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. -М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
5. Мешкова, М.Н. Использование видео-
уроков как средство повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ьйр//ехро. smolensk.ru/
^каЫ_11/meshkova.doc.
6. Нечаев, С.А. Мультимедийные средства как важнейший компонент электронной образовательной среды «Методика решения задач школьного курса информатики» // Информационные технологии в социально-экономическом развитии Ставропольского края: материалы 57-й науч.-метод. конф. преп. и студ. «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С. 56-60.
7. Панкратова, О.П. Разработка электронного сопровождения для дисциплины «Информационные технологи в профессиональной деятельности» / О.П. Панкратова, Д.С. Вартапеть-янц // Информационные технологии в социально-экономическом развитии Ставропольского края: материалы 57-й науч.-метод. конф. преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С. 28-30.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 63 ,
■' г V. иг повышения квалификации кадров