Научная статья на тему 'Учебное пособие «Рабочая тетрадь по истории средних веков» для 6 класса в 2-х частях'

Учебное пособие «Рабочая тетрадь по истории средних веков» для 6 класса в 2-х частях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1427
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарева Ольга Алексеевна

Автор рассказывает об опыте личностного подхода к формированию предметных и универсальных способов действий у ученика на уроках истории. Описывается методика использования рабочей тетради, приводятся примеры работы с текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное пособие «Рабочая тетрадь по истории средних веков» для 6 класса в 2-х частях»

Мастер - класс

J

Л

Шинкарева Ольга Алексеевна

учитель истории и обществознания Гимназия № 1 имени А. С. Пушкина г. Южно-Сахалинск [email protected]

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

ДЛЯ 6 КЛАССА В 2-Х ЧАСТЯХ

______________________С

Аннотация. Автор рассказывает об опыте личностного подхода к формированию предметных и универсальных способов действий у ученика на уроках истории. Описывается методика использования рабочей тетради, приводятся примеры работы с текстами.

Ключевые слова: преподавание истории средних веков, личностный подход, мыследеятельностная педагогика

Формулирование проблемы и теоретическое обоснование подхода

I. Вопрос, как сегодня преподавать историю, волнует не только меня, но и многих моих коллег. Еще в начале 20 века Аркадий Аверченко в рассказе «Невозможное» устами гимназиста упрекает учителя историю в том, что «история преподается как какое-то расписание поездов». Действительно, история часто преподается так. Факты... Имена... События.. И в результате история в сознании большинства взрослых граждан нашей страны ассоциируется с хаотичным и очень небольшим набором имен и названий. Вспомним немецкого философа Эриха Фромма, который утверждал: «Настойчивое требование от учащихся знать факты, точнее, информацию - может превратиться в такое же препятствие для мышление, как и незнание фактов. Все время и энергия уходит на заучивание массы фактов, а думать уже некогда и нет сил.» А ведь история призвана осуществлять великую социальную функцию. По мнению Арона Яковлевича Гуревича, «... история ставит перед культурой прошлого насущные вопросы современности». Немецкий философ Гзнрих Риккерт считает, что мир нам дан посредством смыслов - ценностей. Только с помощью истории индивид может восходить к неким абсолютным ценностям, то есть к культуре. Человек, проходя исторический путь, открывая и присваивая ценности, становится глубже, богаче, культурнее, терпимее. Арон Яковлевич Гуревич в книге «История - нескончаемый спор» определяет проблему исторической науки: «История перестала быть наукой о человеке, ибо утратила к нему непосредственный интерес. Потеряв

человека в истории, историки вместе с тем потеряли и своего читателя» [5: 250-251]. С той же ситуацией учитель столкнулся в школе: ученики утратили интерес к истории, сосредоточив свое внимание на заучивании фактов. Как вернуть интерес ребенка к предмету, как сделать изучение предмета личностным, чтобы обращаясь к истории, учащийся искал ответы на волнующие его вопросы [6,9,10,12].

Человек, его судьба, жизнь человека, его деятельность в совокупности действия всех мировых сил, в конкретной полноте его духовной сущности становится в центре всей образовательной практики. Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - всех без исключения, несмотря на разное положение семей, наследственные задатки детей. Работая со способностями ученика, формируя и развивая их, педагог организует образовательное движение ученика в разных полях предметного знания. Предметом образовательного процесса является не информация, а разные культурные способы работы со знанием. Присваивая их, ученик «выращивает» соответствующие способности у себя

Цели и задачи, на решение которых направлена работа. Как вернуть интерес ребенка к предмету, как сделать изучение предмета личностным, чтобы обращаясь к истории, учащийся искал ответы на волнующие его вопросы? Как сформировать универсальные учебные действия, способы работы со знанием и научить ребенка мыслить?

В своем стремлении реализовать личностный подход в преподавании истории я решила создать учебное пособие. Тексты, предложенные для работы учащимся, раскрывают ментальные установки средне-

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

31

Мастер - класс

векового человека. А задания направлены на то, чтобы ученики смогли понять их, постичь картину мира Средневековья, а главное, открывая вместе со средневековым человеком ценности, осмысливая и присваивая их, ученик смог задуматься о себе, сравнив свои ценности с ценностями других эпох. Через подобный способ работы реализуется личностный подход в преподавании истории. Через реализацию принципов мыследеятельностной педагогики предполагается решить следующие задачи: передать школьнику способ работы со знанием, сформировать теоретическое мышление, сформировать способ работы с текстом [1, 2, 3, 5, 8]. В своих поисках ответа на вопрос: как преподавать, я обратилась к культурологическому подходу в преподавании истории. Изучение ментальных установок эпохи и акцентировании внимания ребят на том, как «картина мира» влияет на событие, дает возможность сделать преподавание истории личностным. Ученик раскрывает и присваивает понятия, ценности, опыт человечества и как результат понимает себя, мир, и себя в этом мире. В основе культурологического подхода лежат теоретические концепции школы Анналов. В качестве предмета исторического исследования основатели школы Марк Блок и Люсьен Февр определяют человеческое сознание. А главное научное понятие школы - ментальность, состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей. Философия диалога культур, основоположниками которой являются Михаил Михайлович Бахтин и Владимир Соломонович Библер, помогла мне понять, что только погруженность человека в культуру как в исторический путь человечества создает условия для того, чтобы стать личностью. Мир культуры, мир ценностей как смыслов человеческого бытия не присваивается, не наследуется человеком автоматически. Человек должен переоткрывать все ценностные установки эпохи («из-обрести»). Только при этих условиях человек эти ценности присвоит. В своих уроках я стараюсь поставить учеников в ситуацию открытия и присвоения этих ценностей. Основные идеи вышеуказанных концепций я попыталась реализовать в учебном пособии «Рабочая тетрадь по Средним векам для 6 класса». Учебное пособие состоит из тетради для ученика и тетради для учителя. Тетрадь для учителя состоит из двух частей: в первой части рассматриваются теоретические аспекты истории, где раскрыты основные положения исторических концепций. Вторая часть - практикум, общая для всех, но дополненная для учителя комментариями, приблизительными ответами, возможными схемами. Обратимся к содержанию. «Картина мира» средневекового прошлого раскрывается в категориях «время», «пространство», «труд», «личность», познание» и «вера», «закон», «власть». В процессе рассмотрения и анализа основных тем тематика расширяется, появляются темы «богатство», «смерть», «собственность», «бедность». (Таким образом, категории относятся к различ-

ным сферам человеческого опыта, к неодинаковым уровням осознания человеком действительности. Однако именно разрозненные понятия и представления объединяются в «картину мира»)

Работа с тетрадью

1) Каждый параграф начинается с указания деятельностной единицы - понятия, работа над которым осуществляется через соответствующий набор заданий. В ходе выполнения заданий ребенок вырабатывает свой способ работы со знанием. (Предъявляет свое понятие - через работу с культурным текстом разрушает свое понятие и выстраивает вместе с культурой истинное понятие - проверка соответствия нового понятия культуре - рефлексия работы со знанием).

2) Основная работа с учебным пособием строится вокруг текста. Авторы предложенных текстов - писатели, философы, историки Средневековья: Аверроэс, Беда Достопочтенный, Августин Блаженный, Гонорий Августодунский, Леон Батист Альберти, Данте Алигьери, Бертольда Регенсбургский, а также тексты исландских саг и Жития Святых. Ко всем текстам можно применить термин Леонида Михайловича Баткина «культурные тексты». Цель, которую учитель преследует, работая с текстом, можно выразить словами В. С. Библера: «анализ текста проводится для того, чтобы проникнуть за текст, в душу его изобретателя, для понимания автора».

В соответствии с принципами герменевтики ребенку предлагается вдумчиво причитать текст, записать первое впечатление и задать вопросы к тексту - подобное задание выявляет пределы знания. Второй этап работы с текстом подчинен главной цели - понять основную мысль и выявить авторскую позицию. На этом этапе формируется диалогическое отношение к другому сознанию. Понять текст - то есть услышать автора, нам помогает филологический и лингвистический анализы текста: выделение ключевых слов, наблюдение над особенностями стиля, композиции, особенностями жанра, анализ изобразительных средств В освоении анализа текста мне, учителю истории, помогает совместная работа с учителями русского языка и литературы как индивидуально, так и на семинарах, посвященных вопросам герменевтики. На этом этапе работы с текстом формируется понимание времени, человека во времени как представителя общественного сознания. Третий этап работы с текстом связан с определением своей позиции к авторскому утверждению. На этом этапе происходит формирование личностной позиции, заново открываются и присваиваются учеником ценностные установки эпохи. Пример: к тексту Августина Блаженного «Исповедь» ребятам предлагаются такого вопросы: Современна ли тема самопознания сегодня? Почему? Задумываешься ли ты о свое внутреннем мире? Можно ли утверждать, что текст устарел

32

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

Мастер - класс

и не интересен сегодня? Слышишь ли ты голос автора, прошедший через века и обращенный к тебе? В итоге ребенок выходит на создание собственного текста с целью предъявления нового знания. Вот примеры тем, которые предлагаются: «Зачем мне изучать историю» «Мое обращение к современникам или потомкам» «Устройство мира в представлении средневекового человека» «Я и время» «Пространство средневекового человека». «Что волновало и беспокоило средневекового человека...» «Как средневековый человек решал вопрос соотношения веры и познания»

А вот примеры детских работ: После работы над понятием «история» ребятам предлагается написать эссе: «Зачем мне изучать историю». Раньше я думал, что изучать историю просто интересно. Узнать, как жили, как одевались, что знали древние люди. Теперь я понял, что изучать историю, не только интересно, но и важно, потому что история объясняет нам самих себя. (Кутовой Сергей, 6 класс) После работы с отрывком из древнеисландской песни «Прорицание Вельвы», которая вошла в сборник древнеисландских песен о богах и героях «Старшая Эдда», ребятам предлагается написать свое обращение к современникам или потомкам. «Мое обращение к современникам или потомкам». Далекий потомок! Я обращаюсь к тебе из 21 века и хочу, чтобы ты услышал меня. Изучая историю, я понял, что люди все время страдали от войн и распрей. Сколько погибло невинных людей в войнах! И сегодня еще воюют! А ведь еще в 13 веке прорицательница Вельва в исландской саге предупреждала: «Братья начнут / биться друг с другом, / родичи близкие / в распрях погибнут» / Когда же люди начнут прислушиваться к голосам предков? (Рогозин Андрей, 6 класс). «Устройство мира в представлении средневекового человека». Меня поразило, как представлен мир на рисунке аббатиссы Хильдегарды. Человек помещен в центр Вселенной и он является микрокосмом, то есть маленькой Вселенной. А значит, человек может очень многое, потому что в нем находится целая Вселенная. Нужно только искать в себе таланты и развивать их. (Гализин Влад, 6 класс)

Задания, предлагаемые учащимся, направлены на формирование определенных способностей, таких как: (1) Коммуникативные способности. Коммуникация осуществляется как диалог культур, как соприкосновение с мышлением предшественников, с другим сознанием. Ответы отыскиваются в культуре. Учитель не дает ответы, он организует пространство встречи поколений и организует поиск ответов. Диалог подразумевает взаимодействие разных сознаний - здесь формируется толерантность. Наряду с текстами Средневековья предлагаются тексты поэтов других эпох, поднимающие те же проблемы. Ребенок учится слышать диалог эпох, расширяет свои

знания о культуре. Так например, рассматривая тему «Понятие ««Труд» в Средние века», после текстов средневековых авторов ребятам предлагается познакомиться со стихотворением Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и видят преемственность ценностей. Размышляя над понятием «пространство», учащийся знакомится со стихотворение Сергея Есенина «Хата». (2) Способность моделирования, то есть перевод текста в объект, схему, формируется результате работы над заданиями такого типа: «Познакомься со статьями свода Юстиниана. Выдели ключевые слова, обозначающие участников политической системы. Покажи их взаимосвязь в схеме и объясни ее». (3) Способность понимания формируется непосредственно в работе с текстом: задавая собственные вопросы к тексту ученик фиксирует области собственного непонимания. Например, к тексту Августина Блаженного «О граде Божьем» ребята составили такие вопросы: Что такое презрение к самому себе? Я не понимаю фразу «испорченная грехом природа». Что такое благодать? И почему она рождает граждан Града Небесного? Как узнать, что заложено в тебе природой? Понимание идеи текста и авторской позиции формируется через анализ текста. (4) Способность воображения развивается при создании собственных текстов, при работе с иллюстрациями. (5) В структуру тетради заложена способность рефлексии: в конце каждого занятия или на каком-то определенном этапе учитель организует работу по осознанию какое содержания освоено учащимися, направляет сознание учеников на то, что проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися. Вот пример рефлексии из детской работы: «Я никогда не задумывался о времени. Для меня все было просто: я знал, что в сутках 24, а в году - 12 месяцев. Я узнал, что это не такой простой вопрос. Люди всегда размышляли о времени, пытались его зафиксировать, остановить». (Ольховик Илья, 6 класс) Для развития эмоционально-эстетического чувства тетрадь предлагает широкий ряд иллюстраций, отражающих эпоху: средневековые миниатюры, картины С. Боттичелли, Брейгеля, Ван Эйка, Братьев Лимбургов.

Реальные и ожидаемые результаты. В результате описанного подхода к обучению реализуется личностный подход к образованию. Ребенок осваивает понятия, ценности, опыт человечества и как результат понимает себя, мир и себя в этом мире. А значит, повышается интерес ребенка к предмету. В результате изучения курса обучающийся овладевает способом работы со знанием, с историческими понятиями, развивает универсальные учебные действия и применяет их при обучении на других предметах. Подобный подход позволяет учителю целенаправленно формировать такие способности школьников, как способность идеализации, различения, рефлексии, способность выделять в тексте предмет знания,

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

33

Мастер - класс

а также способность схематизации. Этот подход требует от учителя на уроке совместного с учениками поиска ответов на вопросы о самих себе. Подобная работа объединила преподавателей гуманитарных дисциплин, потому что многие формы работы являются межпредметными. Такая работа позволяет также реализовать требования стандарта. Обращение к культуре помогает формировать толерантность, гуманность, необходимые сегодняшнему обществу качества личности.

Критерии оценивания результатов. Диагностика развития способностей осуществляется совместно с психологом при использовании методик диагностики следующих умений: идеализации, выделения в тексте предмета знания, различения, схематизации, рефлексии, мышления [4,5,6,7,14]

Заключение. В основе учебного пособия «Рабочая тетрадь по истории средних веков» 6 класс лежит культурологический подход в преподавании истории. Учебное пособие состоит из тетради для ученика и тетради для учителя. Тетрадь для учителя состоит из двух частей: в первой части рассматриваются теоретические аспекты истории, где раскрыты основные положения исторических концепций. Вторая часть - практикум, общая для всех, но дополненная для учителя комментариями, приблизительными ответами, возможными схемами. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках истории с учениками 6 класса и содержит средневековые тексты, раскрывающие ментальные установки людей того времени. С помощью данной тетради учитель может организовать работу учеников с текстами как с источниками, которые раскрывают средневековую картину мира, помогают школьникам понять те или иные поступки, события, происходящие в эпоху средневековья. Работа над текстами и заданиями направлена на формирование таких способностей у учащихся, как способность понимания, воображения, моделирования, коммуникации.

Литература

1. Аксенова М. Н., Козырева О. Ф., Ланкина М. Б., Прянишникова Е. А., Ткачева О. А., Трушкина Т. В. Использование метапредмета «проблема» в формировании мировоззрения учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 5.

2. Алексеева Л.Н, Ассуирова Л. В. Способы работы с пониманием текста его анализом и интерпретациями.- М: Пушкинский институт, 2007.

3. Балашова А. И., Ермолова Н. А. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы. // Муниципальное образование: инновации и экспе-римент-2009.-№ 2.

4. Глазунова О. И. Диагностика образовательной успешности на основе мыследеятельностного содержания образования. // Диагностика образовательной успешности / Под ред. Глазуновой О.И., Ивановой Е. Ю.- М.: Пушкинский институт, 2007.- С. 8-21.

5. Гуревич А. Я. История - нескончаемый спор, медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет,- Российский гос. гуманитарный университет, 2005. 891 c.- С.250-251.

6. Корнилов Никита. Думать не по страницам учебника. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

7. Новиков А. М. Что такое развитие? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 3

8. Огурцова С. А., Ермолова Н. А. Модель построения педагогической деятельности, ориентированной на получение новых образовательных результатов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.-№ 5.

9. Селюкова М. А., Сиденко Е. А. Целеполагание: тренинг для младших подростков. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 5.

10. Сиденко А. С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2008.-№ 5.

11. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. - № 1.

12. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5

13. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

14. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3.

15. Чигрина С. Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 3.

34

Эксперимент и инновации в школе 2013/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.