МАСТЕР-КЛАСС
Михайлова Елена Александровна
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 1» г. Чернушка
J ^
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РКЧМП
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА I СТУПЕНИ НОО
Л__________________________________________с
Аннотация. Автор раскрывает приемы технологии развития у детей способности к критическому мышлению.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностно-ориентированное обучение, технология, синквейн, кластер, технологии развития критического мышления.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выготский
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов [4]. Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта [6]. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных которых [4].
Овладение учащимися УУД дают возможность самостоятельного, успешного овладения новыми знаниями, умениями. Научиться работать с информацией - главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником в свете новой парадигмы образования. Именно познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [7].
К познавательным УУД относятся следующие умения: сознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причин-
но-следственные связи, делать обобщения, выводы. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала [3].
Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления. Критическое мышление можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление.
В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний [1].
Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.
Третья стадия -стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [2,5,8].
Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью, на уроке создается атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу [4].
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Познавательные УУД Таблица 1 Приемы ТРКМ
Логические УУД Кластер, верные/неверные утверждения, синквейн, эссе, зигзаг
Общеучебные УУД Инсерт, чтение с остановками
Постановка и решение Знали - Хотим узнать - Узнали
проблемы Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические Кластер
Рассмотрим фрагменты уроков с применением технологии «Развитие творческого мышления через чтение и письмо»:1) Окружающий мир. УМК «Школа России».
1 класс Тема урока: Когда изобрели велосипед?
Актуализация знаний. Стадия «Вызов»
Прием
«Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что...». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Вопросы:
1. первый велосипед изобрели 212 лет назад.
2. он был деревянный.
3. у велосипеда не было педалей.
4. самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.
5. есть велосипед с одним колесом.
6. есть двухместный велосипед
7. есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов
8. на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Прием «Кластер»
- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним что мы знали про велосипед и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
2) Русский язык. УМК «Школа России». 1 класс Тема урока: Ггласные буквы.
Приём «Кластер» - может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
- Рассмотрите форзац учебника. Вспомните, что вы знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения?
3) Литературное чтение. УМК «Школа России». 1 класс В. Осеева «Собака яростно лаяла».
Приём «Толстый и тонкий вопросы» - используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работе.
Таблица 2
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- На кого лаяла собака?
- Что делали мальчики?
- Как поступила женщина?
- Что было, если бы женщина не прогнала собаку?
- Почему мальчики удивились?
- Чем можно объяснить поведение ребят?
Прием «Синквейн» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Пример синквейна по стихотворению И. Пивоваровой «Вежливый ослик»:
1. Ослик
2. Недоброжелательный, невоспитанный
3. Обманывает, обзывается, врёт.
4. Не будь похожим на него
5. Плохо.
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии РКМЧП на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014
31
МАСТЕР-КЛАСС
Литература
1. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.26-30.
2. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-31.
3. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
4. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент 2011. № 6. С. 24-26.
5. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 3-10.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от «17» декабря 2010 г № 1897.-78с.
7. Юнхуэй Се. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности. // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 2.С.10-13.
8. Ячменникова Т. С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.С. 25-32.
Папикян Изобелла Хачиковна
методист, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Московская область училище (техникум) олимпийского резерва «Мастер-Сатурн» [email protected]
J ^
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧИЛИЩА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «МАСТЕР-САТУРН»
Л____________________________________________Г
Аннотация. В статье рассматривается здоровьесберегающие образовательные технологии применяемые на уроках в училище олимпийского резерва.
Ключевые слова: технологии, спорт, профессионально-педагогическое мастерство, личностные качества, здоровьесберегающие технологии, рефлексия.
Училище олимпийского резерва «Мастер-Сатурн» является спортивно-образовательным учреждением, где проходят обучения с 5 по 9 класс основной школы и студенты СПО. По окончании училища, студенты получают специальность: «педагог по физической культуре и спорту». Основу учебно-воспитательного процесса составляют здоровьесберегающие технологии, включающие три основные группы:
1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами, воспитателями и тренерами [5].
Успешность любой здоровьесберегающий технологии зависит от личности преподавателя и психологической грамотной направленности его педагогической деятельности. Педагог, проявляющий заботу о здоровье обучающегося, стремиться создать такую среду обучения, воспитания и развития, которая способствует наиболее полному раскрытию учащегося как личности [4].
Основная цель преподавателя: освоить и применять на уроках здоровьесберегающие технологии;
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014