of media competence and critical thinking of students of pedagogical high school. Moscow: Publishing House of the ICOS UNESCO "Information for All", 616 p.
Fedorov, A.V, Chelysheva, I.V. (2002). Media Education in Russia: A Brief History of development. Taganrog: Cognition, 266 p.
Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.
Razlogov, K.E. (20015). What is Media Education. Media Education. 2005. N 2 p. 68-75.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕДИАПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ
А. В.Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,
Аннотация: в статье рецензируется учебное пособие по кино/медиаоб-разованию воспитанников интернатов (Солдатов В.В., Баранов О.А. Нравственно-эстетическое развитие воспитанников интернатных учреждений средствами кино. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 216 с.).
Ключевые слова: кинообразование, медиаобразование, нравственно-эстетическое развитие, интернат, школьники, учащиеся, кино, кинематограф.
The manual for media educators and practitioners
Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
Abstract. The article is peer-reviewed study guide for film / media education boarding (V. Soldatov, O.Baranov. Moral and aesthetic development of the pupils of boarding schools through film. Tver: Tver State University Press, 2013. 216 p.).
Keywords: film education, media education, moral and aesthetic development, a boarding school children, students, film, cinema.
В последние годы в российском медиаобразовании появляется все больше публикаций из раздела «Поговорим об актуальности», авторы которых настойчиво стучат в открытую дверь, пытаясь в миллионный раз доказывать необходимость ме-
диаобразования для подрастающего поколения и прочих групп населения. И, вы, довольно часто это пишется людьми, которые даже не удосуживаются узнать, что же сделано в данной области в прошлом и что происходит в настоящем...
Новое учебное пособие, написанное В.В.Солдатовым и О.А.Барановым, из другого ряда. Его авторы - реальные практики кино/ медиаобразования. А за спиной заслуженного учителя России, профессора Олега Александровича Баранова - одного из основоположников кино/медиаобразова-ния в России - уже более полувека плодотворной практической работы - в интернатах, в школах, в университете...
Вот почему самое ценное в учебном пособии - именно опора на конкретную методическую работу в области кино/медиаобразова-ния. При этом речь идет не о технократическом подходе к процессу (дескать, научим школьников щелкать кнопками компьютера и видеокамеры, вот вам и медиапе-дагогика), а о нравственно-эстетическом развитии учащихся, стратегии и тактике воспитания с учетом возрастных особенностей аудитории, специфики контингента детей интернатных учреждений.
Разумеется, с точки зрения иных «современных» сторонников медиаобразования, подходы В.В.Солдатова и О.А.Баранова могут показаться старомодными. В мире обучения компьютерной и информационной грамотности как-то не принято размышлять о влиянии массового низкокачественного кинематографа и других массовых экранных искусств на развитие личности ребёнка, о фильме как средстве воспитания и т.п.
Однако авторы, не боясь упреков сторонников «релятивизма и постмодернизма», подробно рас-
сказывают о технологии функционирования любительской видеостудии, ориентации учащихся в разнообразном мире экранных искусств, о том, как организовать киноклуб, игровые формы медиаобразования, проект «Книга. Кино. Театр», выставку киноплакатов, анализ/дискуссию/конференцию школьников, связанные с телевидением, кинематографом, литературой. В учебном пособии также приводятся подробные разработки занятий со школьниками по фильмам «Колыбельная для брата», «Наследники», «Оливер Твист», «Радости и печали маленького лорда», «Чучело» и др. И все это в опоре на живой, практический опыт самих авторов.
Мне показались весьма интересными и показательными вопросы семиклассников интернатного учреждения, заданные ими на фестивале и конференции «Детское кино - детям!», ежегодно организуемыми членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, директором государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении « Мед-новская санаторная школа-интернат» (с. Медное, Тверская область), В.В.Солдатовым:
- Почему в современных фильмах о детских домах и интернатах показывают чёрную сторону, что часто не соответствует действительности? (дедовщина, грязь, разруха) ?
- Почему в американских фильмах показывают убийства, раны, кровь крупным планом? Почему
российские режиссёры стали делать то же самое?
- Почему в современных фильмах очень часто стали употребляться нецензурные слова?
- Почему в последнее время в кино стали больше показывать жизнь богатых, а не бедных или средних людей?
- Зачем в современных детективах очень подробно показывают, как преступник совершает преступление или убирает после него свои следы?
- Почему в современных фильмах показывают очень много пьяных людей?
- Почему в современных фильмах часто показывают тюрьмы, тюремную жизнь, быт заключённых, часто со сценами жестокости? [Солдатов, Баранов, 2013, с.211-213].
Конечно, на все эти вопросы можно легко и цинично ответить одной фразой: «Кино, особенно, российское, не рубль, чтобы всем нравится». Но ведь, по сути, семиклассники задают вопросы, требующие серьезного и обстоятельного разговора.
И в этом плане трудно не согласиться с авторами, резонно отмечающих, что «сегодня СМИ, в особенности телевидение и массовый кинематограф, отражая окружающую действительность, часто акцентируют своё внимание на следующих негативных явлениях:
■ насилие в обществе и его распространённость как способ решения всех проблем, возникающих перед человеком;
■ материальное благополучие как основная жизненная ценность;
■ невозможность достижения материального благополучия законным путём, так как подавляющее большинство кино- и телегероев стали материально обеспеченными только потому, что в той или иной степени нарушали закон;
■ нравственная, в том числе сексуальная распущенность (любовь равняется сексу); супружеская неверность;
■ неуважительное, хамское (вплоть до издевательского) отношение к старшим, к родителям, традиционной культуре; к учителю (школе) и к учению;
■ скрытая или явная пропаганда и реклама табака, алкоголя, наркотиков;
■ неуважительное отношение (вплоть до попрания) норм и лингвистических реалий русского языка;
■ юморизация или романтизация (вплоть до «смакования») смерти, убийства, самоубийства («эстетика морга»);
■ примитивизация влечений, интересов кино- и телегероев;
аудиовизуальная фиксация на садомазохистских сценах, психических и сексуальных отклонениях (клептомания, монстрофилия), человеческих пороках, грубой физиологии (отрыжка, порча воздуха) ?» [Солдатов, Баранов, 2013, с.46-47].
Правы авторы, и в том, что целенаправленная работа по киноориентации школьников может начаться с первых же месяцев школьной жизни. Основную задачу предварительного знакомства с киноискусством в 1—4 классах можно определить как выработку
и укрепление дисциплинированного коллективного воспитания, коллективного внимания к экрану, демонстрации (на различных примерах и в разной последовательности) возможностей кинематографа, его всеохватности - для этой возрастной группы главным образом тематической [Солдатов, Баранов, 2013, с.57].
Далее авторы убедительно показывают, как можно строить кино/медиаобразование с более старшим возрастом учащихся и делают этом весьма убедительно и профессионально.
Словом, российские медиапе-дагоги получили в руки важное и
полезное учебное пособие, основные практические подходы которого вполне могут быть применимы не только в интернатах, но и в других учебных и внешкольных учреждениях.
Литература
Солдатов В.В., Баранов О.А. Нравственно-эстетическое развитие вос-питанников интернатных учреждений средствами кино. Тверь: Твер. гос. унт, 2013. 216 с.
References
Soldatov, V., Baranov, O. Moral and aesthetic development of the pupils of boarding schools through film. Tver: Tver State University Press, 2013. 216 p.
ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ НОВЫЕ КНИГИ И ПО ТЕМАТИКЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
В издательстве ЮНЕСКО вышла новая статья профессора Н.Ген-диной об информационной грамотности и медиаобразовании в России и СНГ (2013):
Gendina, N. (2013). Media and Information Literacy in Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS). A survey undertaken on behalf of UNESCO's Communication and Information Sector. In: Conceptual Relationship of Information Literacy and Media Literacy in Knowledge Societies. Paris: UNESCO, 2013, pp.102-128.
Полный текст данной статьи доступен в свободном доступе на сайтах:
http://eduof.ru/mediaeducation/ default.asp?ob_no=126915 http://www.unesco.org/new/fileadmin/ M U LTIMEDIA/HQ/CI/CI/pdf/wsis/ WSIS 10 Event/WSIS - Series of
research_papers_-_Conceptual
_Relationship_between_Information_
Literacy_and_Media_ Literacy.pdf
http://www.unesco.org/new/en/
communication-and-information/flagship-
project-activities/wsis-10-review-event-
25-27-february-2013/open-consultation-
recommendations/#sthash.
3NxOHMWI.dpuf
Вышла из печати новая монография профессора Н.Б.Кирилловой:
Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М.: Академический проект, 2012. 368 с.
Опубликованы новые монографии по тематике медиаобразова-ния и медиакультуры:
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации