СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
помогает художнику более ясно выражать характерные черты и особенности изображаемого объекта, процесса или явления действительности.
Выпускники начальной школы в старших классах средней общеобразовательной школы с помощью учителей - исследователей устанавливают, что реализация меры и принципа преувеличения в каждом отдельном произведении изобразительного искусства, в отдельных жанрах и видах искусства различна.
При установлении и развитии междисциплинарных связей [3] в начальной школе учитель на занятиях изобразительного искусства отмечает о том, что художник заостряет изобразительный образ или соответствующую модель объекта, процесса или явления и использует средства преувеличения для того, чтобы с особой экспрессией выразить чувство отчаяния человека, переходящее в протест и ярость.
Дидактический опыт изучения образных средств искусства в изобразительном моделировании объектов, процессов и явлений природной, технической или социальной действительности учащимися начальной школы показывает его эффективность в расширении и углублении знаний и умений детей в области изобразительного искусства и междисциплинарных связей естественно-математических и социально-гуманитарных учебных предметов [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение образных средств искусства в изобразительном моделировании действительности учащимися начальной школы приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в системе непрерывного образования молодого поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
4. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
© Каримов М.Ф., Корепанова В.И., 2018
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Некрасова О. А.
студент факультета физики и математики
г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассмотрены особенности учебного компьютерного моделирования физических объектов, процессов и явлений на теоретических и практических занятиях учащимися средней общеобразовательной школы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
Ключевые слова
Компьютерное моделирование, алгоритм решения физической задачи.
Учебное компьютерное моделирование объектов, процессов и явлений природной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], является одним из основные составляющих дидактики современной общеобразовательной школы.
Компьютерное моделирование фрагментов природной действительности занимает связующее положение между словесным, изобразительным и математическим моделированием объектов, процессов и явлений реальности и играет важную роль в учебном познании старшими школьниками окружающего нас мира [2].
Учитель - исследователь физики, начиная с седьмого класса обучения подростков в средней общеобразовательной школе, в пропедевтическом плане своим ученикам объясняет, что французское слово «modele - модель» соответствует русским словам «образец», «мера» или «аналог». В этой связи большинство выпускников средней общеобразовательной школы имеют представление о том, что модель -это упрощенный аналог реального объекта, учитывающая лишь его основные свойства, признаки и отношения, изучение которой позволяет получить исследователю новые знания об изучаемом объекте.
Такие этапы учебного моделирования природной действительности, как постановка задачи, построение модели и разработка алгоритма, являются творческими и сопровождаются множеством эвристических вопросов, ответы на которые ищут учащиеся седьмых - одиннадцатых классов общеобразовательной школы под руководством учителя - исследователя физики.
Этап исполнения алгоритма решения учебной задачи физики рутинный и может быть выполнен либо вручную на бумаге с авторучкой либо с помощью программного обеспечения персонального компьютера, характеризуемого высокой скоростью арифметических вычислений.
Современная средняя общеобразовательная школа ориентирована на исполнение алгоритмов решения учебных задач по физике, математике, химии и информатике с помощью персональных компьютеров, оснащенных языками программирования высокого уровня [3], системами электронных таблиц [4] и системами математического проектирования [5].
К физическим объектам, моделируемым при решении учащимися средних общеобразовательных школ, относятся: 1) тело, бесструктурное и пренебрежимо малых размеров, - материальная точка; 2) совокупность взаимодействующих тел - система материальных точек; 3) не испытывающее изменение формы и размеров тело - абсолютно твердое тело; 4) поддающееся изменению формы и размеров тело -деформируемое тело; 5) заполняющее все пространство газообразное, жидкое или твердое тело - сплошная среда.
В множество моделируемых физических процессов, выделяемых при решении учебных задач средней общеобразовательной школы, включаются: 1) свободное падение тела у поверхности Земли; 2) процесс полета материальной точки; 3) произвольное движение материальной точки под действием силы; 4) свободные или вынужденные колебания материальной точки; 5) процесс распространения механических волн; 6) ламинарное течение жидкости; 7) турбулентное течение жидкости; 8) изотермический процесс в идеальном газе; 9) изобарический процесс в идеальном газе; 10) изохорический процесс в идеальном газе; 11) адиабатический процесс в идеальном газе; 12) физические процессы в реальном газе; 13) движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях; 14) процесс распространения электромагнитных волн; 15) процесс превращения ядер атомов вещества.
Физическими явлениями, изучаемыми учащимися средней общеобразовательной школы с помощью компьютеров, выделяются: 1) явление механического резонанса; 2) явления интерференции и дифракции механических волн; 3) явления испарения, парообразования и затвердевания веществ; 4) явление электромагнитной индукции, 5) явления отражения, преломления и поглощения света; 6) явления интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света; 7) явление индуцированного излучения света;
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
8) явление радиоактивности атомов; 9) явление аннигиляции элементарных частиц.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что учебное компьютерное моделирование физических объектов, процессов и явлений входит в множество основных элементов дидактики современной общеобразовательной школы. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
3. Каримов М.Ф. Изучение истории языков программирования в педвузе // Педагогическая информатика. -2008. - № 1. - С. 48 - 51.
4. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
5. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Некрасова О.А., 2018
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Якупова М.С. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
НАЧАЛА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены междисциплинарные связи учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Естествознание (Окружающий мир)», устанавливаемые учащимися начальной школы.
Ключевые слова Изобразительное искусство, естествознание, материаловедение.
Все виды искусства людей создаются и существуют с помощью фрагментов окружающего нас материального мира. С давних времен дерево, камень, металл и далее холст и бумага оказались не только ценностью для бытия человека, но и человеческой духовной ценностью, став действенным элементом творческого процесса у людей.
Изучаемая учащимися начальной школы при учебном изобразительном моделировании фрагментов окружающего нас мира [1] в графике и живописи действительность представляет собой элементарное иллюзорное изображение реальности, связанное с передачей глубины пространства, выпуклостей объема и характера освещения.
Учитель начальной школы сообщает на занятиях [2] учащимся о том, что изобразительный материал и его физические свойства (цвет, твердость и тяжесть), характер его обработки (медленный, резкий или
1 51 }