СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
УДК 373
Каримов М. Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Корепанова В. И. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Представлены дидактические элементы изучения учащимися образных средств при учебном изобразительном моделировании действительности на занятиях в начальной школе.
Ключевые слова Изобразительная модель объекта, образное средство искусства.
Учебное изобразительное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности учащимися начальной школы состоит из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Рассмотрим дидактическое явление изучения образных средств искусства в свете учебного изобразительного моделирования фрагментов действительности на занятиях с учащимися начальной школы.
Построение модели решения учебной и научной задачи искусства осуществляется с помощью логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и интеллектуальной интуиции [2].
Первым из образных средств искусства по своему значению в изобразительной деятельности человека, подлежащим изучению школьниками, является обобщение или умение художника не только подмечать и передавать индивидуальные, конкретные особенности предметов и неповторимые характеры людей, но и находить общие, типические черты, представляющие характерные свойства многих предметов или людей.
Вторым, близким обобщению, образным средством искусства, без которого не обходится ни один детский рисунок или художественное полотно художника, является фантазия начинающего или настоящего субъекта изобразительного моделирования действительности.
Учитель начальной школы выделяет перед учащимися о том, что фантазируя художник сближает друг с другом многие объекты, процессы и явления, которые в действительности никак не связаны. Далее учитель отмечает, что фантазия в искусстве не есть произвольная, бессистемная выдумка художника ибо во всех её проявлениях творчества человека присутствует общая закономерность о том, что при изобразительном моделировании субъект деятельности обобщает окружающий его внутренний и внешний мир материальный и идеальный.
Третье образное средство искусства в виде заострения и преувеличения важно при обучении выпускников начальной школы потому, что оно значимо при передаче начинающим или настоящим художником характерных черт и особенностей людей, процессов и явлений природы и общества, а также внешнего облика предметов действительности.
Аудиторные и внеклассные эвристические беседы учителя начальной школы со своими учениками позволяют им прийти к выводу о том, что образное средство искусства - заострение и преувеличение
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.
помогает художнику более ясно выражать характерные черты и особенности изображаемого объекта, процесса или явления действительности.
Выпускники начальной школы в старших классах средней общеобразовательной школы с помощью учителей - исследователей устанавливают, что реализация меры и принципа преувеличения в каждом отдельном произведении изобразительного искусства, в отдельных жанрах и видах искусства различна.
При установлении и развитии междисциплинарных связей [3] в начальной школе учитель на занятиях изобразительного искусства отмечает о том, что художник заостряет изобразительный образ или соответствующую модель объекта, процесса или явления и использует средства преувеличения для того, чтобы с особой экспрессией выразить чувство отчаяния человека, переходящее в протест и ярость.
Дидактический опыт изучения образных средств искусства в изобразительном моделировании объектов, процессов и явлений природной, технической или социальной действительности учащимися начальной школы показывает его эффективность в расширении и углублении знаний и умений детей в области изобразительного искусства и междисциплинарных связей естественно-математических и социально-гуманитарных учебных предметов [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение образных средств искусства в изобразительном моделировании действительности учащимися начальной школы приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в системе непрерывного образования молодого поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
4. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
© Каримов М.Ф., Корепанова В.И., 2018
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Некрасова О. А.
студент факультета физики и математики
г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Аннотация
Рассмотрены особенности учебного компьютерного моделирования физических объектов, процессов и явлений на теоретических и практических занятиях учащимися средней общеобразовательной школы.