Научная статья на тему 'Учебно-методические задачи как средство формирования методической компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности'

Учебно-методические задачи как средство формирования методической компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / LEARNING AND TEACHING OBJECTIVE / УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER OF HEALTH AND SAFETY / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE / ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / TYPES OF STUDENTS' EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ЗАДАЧ / LEVEL OF OBJECTIVE COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

В статье рассматривается сущность учебно-методических задач как средства, способствующего формированию методической компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Приведена подробный анализ учебно-методических задач, дано описание каждой из их разновидностей. Показан пример структурного анализа учебно-методической задачи в соответствии с уровнями учебно-познавательной деятельности учащихся; представлена классификация задач, входящих в учебно-методический комплекс, на три уровня сложности: алгоритмический, поисковый и творческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING AND TEACHING OBJECTIVES AS A MEANS OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY

The article considers the essence of learning and teaching objectives as a means of providing the formation of methodical competence at future teachers of health and safety. The author presents a detailed classification of learning and teaching objectives and the description of each one; gives an example of structural analysis of learning and teaching objectives in accordance with the levels of learning and cognitive activity; presents the classification of objectives included in teaching materials into three levels of complexity: algorithmic, search and creative.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические задачи как средство формирования методической компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности»

УДК 378.14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

LEARNING AND TEACHING OBJECTIVES AS A MEANS OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY

А. А. Михайлов

A. A. Mikhaylov

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал, г. Шуя

Аннотация. В статье рассматривается сущность учебно-методических задач как средства, способствующего формированию методической компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Приведена подробный анализ учебно-методических задач, дано описание каждой из их разновидностей. Показан пример структурного анализа учебно-методической задачи в соответствии с уровнями учебно-познавательной деятельности учащихся; представлена классификация задач, входящих в учебно-методический комплекс, на три уровня сложности: алгоритмический, поисковый и творческий.

Abstract. The article considers the essence of learning and teaching objectives as a means of providing the formation of methodical competence at future teachers of health and safety. The author presents a detailed classification of learning and teaching objectives and the description of each one; gives an example of structural analysis of learning and teaching objectives in accordance with the levels of learning and cognitive activity; presents the classification of objectives included in teaching materials into three levels of complexity: algorithmic, search and creative.

Ключевые слова: учебно-методическая задача, учитель безопасности жизнедеятельности, методическая компетентность, виды учебно-познавательной деятельности студента, уровень сложности задач.

Keywords: learning and teaching objective, teacher of health and safety, methodical competence, types of students' educational and cognitive activity, level of objective complexity.

Актуальность исследуемой проблемы. Для реализации компетентностно-ориентированной методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в современной социокультурной среде университета важно определить цель и содержание обучения [5], [6], [7]. В этой связи в структуре подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности в вузе мы определили место учебно-методических задач. Данные задачи характеризуются тем, что они обладают чертами, относящимися к профессиональной деятельности будущих учителей.

Согласно исследованиям ученых М. И. Айзенберг [1], Н. Б. Истоминой [3], Е. И. Лященко [4], посвященным применению учебно-методических задач при обучении математике, а также работам Н. В. Языковой [10] по методике обучения иностранному языку, решение учебно-методических задач стимулирует активность студентов в учебной деятельности и положительно влияет на формирование их профессиональных умений. Существуют научные труды, в которых рассматриваются учебно-методические задачи в качестве средств обучения будущего учителя географии, химии, начальных классов. На данный момент недостает работ, которые бы раскрывали специфику использования учебно-методических задач для формирования методической компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности, что и обусловило актуальность темы нашей статьи.

Материал и методика исследований. В работе применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, опрос, анализ состояния обучения безопасности жизнедеятельности в школе и вузе.

Результаты исследований и их обсуждение. С целью разработки комплекса учебно-методических задач подготовки учителя безопасности жизнедеятельности мы выделили различные виды его деятельности. В своей практической работе учителю необходимо проводить анализ литературы, программ, учебников, учебно-методических комплексов, иных средств обучения, выстраивать предметное содержание урока или занятия со студентами, составлять план работы, организовывать деятельность обучающихся, помогать им управлять собственной деятельностью.

Задачи, имеющие отношение к обучению школьников, решает учитель. Выделяют задачи, которые могут возникнуть в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке (оперативные задачи) [1].

При выполнении логико-дидактического анализа учебника необходимо установить соответствие его содержания программе курса и целям обучения; выявить внутри-предметные и межпредметные связи; рассмотреть вопросы и задачи, которые предлагаются в учебнике; ознакомиться с историческим и дополнительным материалом, если таковой в учебнике есть.

Логико-дидактический анализ темы помогает распределить материал по урокам. При этом выделяются понятия, утверждения, способы действия, которые определяют содержание темы, а также выделяются связи и отношения между ними. Такое исследование структуры материала служит предпосылкой для систематизации знаний учащихся. Дидактический анализ проводится с целью выбора оптимальных методов, средств и форм обучения.

При составлении плана занятия в соответствии с поставленными целями определяются структура и этап урока, подбирается оптимальное разнообразие методов и форм работы, проектируется управление работой учащихся на уроке, определяются критерии и средства оценки их знаний и умений, прогнозируются затруднения и ошибки учащихся, способы их предупреждения и исправления, подбирается материал для мотивации, формулируются вопросы и задачи, планируется самостоятельная работа, подбирается наглядный материал [8]. Таким образом осуществляется проектирование предстоящего взаимодействия.

Для анализа урока требуется определить степень достижения целей урока, выяснить в случае необходимости причины недостижения целей; установить причины не-

выполнения запланированной работы с учащимися; изучить возникшие у учащихся затруднения, спланировать работу по их устранению; произвести анализ условий, которые помогали (мешали) реализовать тот или иной метод обучения, вид деятельности учащихся.

Задачи, возникающие в ходе урока, требуют оперативного разрешения. Чаще всего они имеют отношение к исправлению ошибок учащихся, проведению беседы, корректировке рассуждений, оцениванию устных ответов обучающихся и т. д.

Методические задачи, которые решает учитель в реальном учебном процессе, имеют некоторые отличия от учебно-методических задач. В нашем понимании учебно-методические задачи - это задачи, которые направлены на формирование умений оценки деятельности, мотивации, целеполагания обучающихся.

Самое существенное отличие методических задач от учебно-методических состоит в том, что последние направлены на разрешение цели обучения студента - будущего учителя, на выбор форм, методов и средств взаимодействия преподавателя с обучаемыми.

Разработанный нами комплекс учебно-методических задач используется в качестве средства формирования методической компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Комплекс содержит учебно -методические задачи, в процессе решения которых учащиеся выполняют разнообразные виды учебно-методической деятельности: исследовательскую, проектировочно-конструктивную, диагностическую, оценочную, гносеологическую, обучающую. Часть задач носит интегративный характер. При их решении сочетаются перечисленные выше виды учебно -методической деятельности студента.

Если исходить из характера познавательной деятельности учащихся, то можно разделить учебно-методические задачи, входящие в комплекс, на репродуктивные, поисковые и творческие.

Решение репродуктивных задач подразумевает определение понятий, перечисление и описание методов, приемов, средств педагогической деятельности и воспроизведение научных фактов.

Поисковые учебно-методические задачи включают моделирование педагогических ситуаций и аргументированную оценку выбора условий.

Творческие учебно-методические задачи подразумевают анализ и обобщение педагогического опыта, конструирование отдельных этапов педагогической деятельности, выработку и принятие самостоятельных решений в учебных ситуациях и в реальной школьной практике, преобразование и моделирование вариантов содержания и структуры учебного материала. Целенаправленное формирование у студентов опыта творческой деятельности при решении учебно-методических задач позволяет эффективно осуществлять педагогическую деятельность в дальнейшем.

Согласно теории учебной деятельности, разработанной Д. Б. Элькониным [9] и В. В. Давыдовым [2], структура задачи включает четыре элемента, как-то: предметная область; отношения, которые связывают ее объекты; оператор (совокупность операций или действий, которые необходимо провести над условием задачи, чтобы ее требование было выполнено); требование (указание цели решения задачи).

Учитывая вышесказанное, проведем структурный анализ учебно-методических задач по безопасности жизнедеятельности в соответствии с видами учебно-методической деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Анализ учебно-методических задач (виды и примеры)

Вид учебно-методической деятельности Пример учебно-методической задачи, разработанной для будущего учителя безопасности жизнедеятельности

Гносеологическая 1. Ознакомьтесь с концепцией образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Проведите анализ образовательных стандартов по безопасности жизнедеятельности. Выделите составные элементы нового ФГОС, разработайте критериально-диагностический аппарат для измерения результатов обучения, схему базовых содержательных линий по безопасности жизнедеятельности. Сформулируйте отличительные особенности ФГОС. 2. Проведите анализ одного из учебников по безопасности жизнедеятельности. Определите соотношение текста и нетекстового компонентов учебника. Отражает ли содержание учебника основные идеи ФГОС?

Проектировочно-конструктивная 1. Разработайте примеры разноуровневых заданий для работы обучающихся с использованием текста учебника. 2. Разработайте критериально-диагностический аппарат для контроля результатов обучения по нескольким темам курса «Безопасность жизнедеятельности». Подберите примеры использования информационных и коммуникационных технологий для реализации контрольно-диагностической деятельности учителя

Обучающая 1. Продумайте, какие дисциплины можно интегрировать с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» на основе междисциплинарной интеграции, продумайте план интегрированного занятия. 2. Разработайте фрагмент интегрированного урока безопасности жизнедеятельности по формированию понятия (по вашему выбору)

Диагностическая 1. С помощью разработанного вами критериально-диагностического аппарата оцените уровень когнитивного компонента учащихся. 2. Откорректируйте разработанный вами критериально-диагностический аппарат с помощью других измерительных средств для достижения достоверности полученных результатов

Рефлексивная 1. Убедитесь, что разработанный вами критериально-диагностический аппарат соответствует возрастным особенностям учащихся. 2. Выберите корректировочные рекомендации для проведенного вами фрагмента урока

Исследовательская 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, публикаций в журналах «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», материалам из Интернета проанализируйте опыт, накопленный по решению поставленной вами задачи. 2. Составьте программу элективного курса по безопасности жизнедеятельности

В таблице 2 приведен пример соотнесения условия учебно -методической задачи по безопасности жизнедеятельности с его реализацией в различных предметных областях.

Таблица 2

Анализ учебно-методической задачи по безопасности жизнедеятельности

Условие учебно-методической задачи Предложите свой вариант введения понятия «экстремизм»

Предметная область • Методика обучения безопасности жизнедеятельности: формирование и усвоение понятий • Педагогика: обучение как сотворчество учителя и ученика, формы и методы работы с подростковыми группами, профилактика детской агрессивности и жестокости, воспитание детей социального риска • Социология: социум, мировоззрение, социальные проблемы, асоциальные молодежные формирования • Психология: асоциальное поведение, группа как социально-психологический феномен, средовая дезадаптация, девиантное поведение, феномен подсознательной агрессивности • Культурология: агрессия, мораль, кризисы в развитии мировой культуры • Правоведение: противодействие экстремистской деятельности, правовой нигилизм • Опасности социального характера и защита от них: управление рисками в социальных системах, понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения, виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития, экстремистские движения

Отношения • Интеграция дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с другими дисциплинами • Установление причинно-следственных связей

Требования • Введение понятийного аппарата, установление междисциплинарных связей

Оператор • Выбор способа формирования понятия, методов и средств обучения

Форма выполнения • Написание доклада или статьи

Результат решения • Актуализация знаний по методике обучения безопасности жизнедеятельности, педагогике, психологии, социологии, культурологии, правоведению, видам опасностей социального характера и защите от них • Предложение способа формирования понятия

В соответствии с уровнями учебно-познавательной деятельности задачи, входящие в комплекс, могут быть разделены на три уровня сложности в зависимости от количества методических умений, которые формируются в процессе решения поставленной задачи (таблица 3).

Таблица 3

Уровни сложности задач учебно-познавательной деятельности

Уровень сложности Уровень учебно-познавательной деятельности Характеристика учебно-методической задачи

I Алгоритмический В процессе решения применяются действия по алгоритму, отсутствуют продуктивные методы решения

II Поисковый В процессе решения студент проектирует ситуации, в которых применяет элементы организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности, сочетает формы, методы и средства построения процесса обучения (внеурочное занятие, решение ситуационной задачи по безопасности жизнедеятельности и т. п.), применяет при этом традиционные технологии

III Творческий Проектирование и реализация учебной ситуации в реальных условиях образовательной организации. В процессе решения применяет обобщенные методические умения и инновационные технологии

Резюме. Как следует из представленного анализа учебно-методической задачи, в процессе ее решения возможно реализовать следующие функции методической подготовки студента в вузе: интегрирующую, методологическую, мировоззренческую, профессионально-практическую, обучающе-контролирующую, мотивационную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенберг, М. И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /М. И. Айзенберг. - М., 1989. - 16 с.

2. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 424 с.

3. Истомина, Н. Б. Методические задачи по математике и их значение в повышении мастерства / Н. Б. Истомина//Начальная школа. - 1982. -№ 1. - С. 61-64.

4. Лященко, Е. И. Математические, учебные и методические задачи в курсе МПМ / Е. И. Лягценко // Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и вузе. - Дау-гавпилс : Б. и., 1984. - С. 44-46.

5. Михайлов, А. А. Культура безопасности жизнедеятельности в социуме студентов - будущих педагогов: компоненты и уровни сформированности // Вестник военного университета. - 2012. - № 2. - С. 70-74.

6. Михайлов, А. А. Направления проектирования среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций будущих педагогов / А. А. Михайлов // Актуальные вопросы модернизации высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения на основе ФГОС нового поколения : материалы всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. П. А. Кисляков. - Шуя : Шуйск. гос. пед. ун-т, 2011. - С. 96-101.

7. Михайлов, А. А. Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе [Электронный ресурс] / А. А. Михайлов, О. Н. Рябова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 6 (26). - С. 14-22. - Режим доступа : 11йр://]оигпа1-8.о^/т<!ех.рЬр/818р/аг11с1еМе%г/710

8. Михайлов, А. А. Цели и задачи обучения будущих педагогов основам социальной безопасности / А. А. Михайлов // Проблемы и перспективы подготовки учителей технологии и безопасности жизнедеятельности : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Шуя : Шуйск. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 31-35.

9. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. -

560 с.

10. Языкова, Н. В. Использование методических задач в процессе подготовки учителя иностранных языков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Языкова. - М., 1970. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.