УДК 378.14.015.62 ББК 74.58
Земцова Валентина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета
г. Орск
Zemtsova Valentina Ivanovna
Doctor of Education, professor Department of Pedagogy Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) Orenburg State University Orsk
[email protected] Формирование методической компетентности студентов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) The Formation of methodical competence of students of the direction of training 050100 Teacher Education (qualification (degree) Bachelor) В статье представлена методика реализации функционально-деятельностного подхода в процессе формирования методической компетентности будущих учителей. Раскрыта структура решения и предложено содержание комплекса учебно-методических задач по формированию методической компетентности студентов в применении информационной среды в процессе изучения физики. Выделены этапы методической подготовки студентов.
The article presents a methodology for the implementation of functionally-active approach in the process of methodical competence of future teachers. It shows the structure of solutions and proposes the content of the complex of the academic-methodological missions on the formation of methodical competence of students in the use of the information environment in the process of learning physics. It depicts the stages of methodical training of students.
Ключевые слова: функционально-деятельностный подход, методическая компетентность, учебно-методическая задача, этапы решения учебно-методической задачи, информационная среда.
Key words: functionally-active approach, methodical competence, academic-methodological mission, stages of solving of an academic-methodological mission, information environment.
Одной из задач вузовской подготовки учителя в вузе является формирование его методической компетентности. Она может рассматриваться как интегральное качество личности педагога, характеризующееся наличием методо-
логических, психолого-педагогических, специальных знаний и умений, а также методического мышления и методической рефлексии. Формирование методической компетентности наиболее эффективно осуществляется в процессе непрерывной, целенаправленной и соответствующим образом организованной совместной деятельности преподавателей и студентов, которая начинается с первого курса и продолжается в течение всех лет обучения в вузе [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") определил следующие профессиональные компетенции (ПК), которые обеспечивают качество методической деятельности учителя:
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) [3].
Формирование методической компетентности студентов - будущих учителей проходит в несколько этапов.
1. Установочный этап, в содержание которого входят ознакомление студентов с содержанием методических компетенций, отраженных в ФГОС ВПО, диагностика профессионально-методической направленности личности первокурсника, развитие положительной мотивации к учебно-методической деятельности, разработка индивидуальных маршрутов методической подготовки. На данном этапе читается пропедевтический курс лекций.
2. Базисный этап, включает в себя усвоение методологических, специальных, психолого-педагогических знаний и умений в процессе изучения учебных дисциплин учебного плана.
3. Дидактико-методический этап формирует отдельные методические знания по дидактике и теориям воспитания и умения применять их в конкретных педагогических ситуациях как в лабораторных условиях (в учебной аудитории), так и на производственной практике (в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях). На данном этапе происходит становление методической рефлексии.
4. Профессионально-методический этап составляет развитие методической компетентности, готовности к творческой методической деятельности, методической рефлексии при изучении цикла методических дисциплин.
5. Дифференцированно-корректирующий этап предназначен для формирования методической компетентности на уровне учителя-исследователя посредством изучения интегрированных психолого-дидактико-методических спецкурсов и спецсеминаров и участия в учебно-исследовательской работе студентов, которые самостоятельно выбирают содержание учебно-методической деятельности на аудиторных занятиях и на производственной практике.
6. Этап совершенствования методической компетентности и становления методического мастерства (послевузовский период), включающий непрерывное самообразование в условиях трудовой деятельности.
В существующей практике формирование методической компетентности учителя, как правило, носит дискретный характер и начинается с большим опозданием, в связи с чем, возникает разрыв между общетеоретической подготовкой студента по проблемам обучения, развития и воспитания учащихся и практическим разрешением этих проблем средствами конкретного школьного учебного предмета. Преодоление этого недостатка возможно на основе реализации функционально-деятельностного подхода, обеспечивающего интеграцию содержания и технологий процесса формирования методической компетентности во всех блоках дисциплин ФГОС ВПО, дифференциацию содержания, форм и методов разноуровневой методической подготовки (бакалавриат, магистратура), творческое сотрудничество преподавателя и студента при постепен-
ном увеличении доли самостоятельности в деятельности последнего, развитие интеллектуальных качеств, необходимых для решения учебно-методических задач (УМЗ), формирование методической рефлексии. Функционально-деятельностный подход предполагает моделирование ситуаций интеграции специальных знаний по философии, психологии, педагогике, специальным дисциплинам, теории и методике обучения школьному предмету, а также применения этих знаний для выполнения будущим учителем функций обучения, воспитания и развития учащихся.
Опишем содержание методики применения учебно-методических задач в формировании методической компетентности на примере учителя физики. Методическая задача - это разновидность педагогической задачи, специфика которой состоит в учёте конкретного содержания изучаемого предмета и дидактико-методических особенностей его преподавания. Учебно-методическая задача, как подчёркивается в самом термине, представляет собой методическую задачу учебного характера и служит основным средством, при помощи которого студенты педвуза овладевают методическими умениями в процессе учебно-методической деятельности. Учебно-методическую задачу можно воспринимать как проблемную ситуацию, требующую от студента применения методических умений. Имитация методической деятельности в процессе решения учебно-методической задачи есть средство овладения знанием способов действий, направленных на формирование методических умений учителя, усвоение признанных и поиск новых технологий обучения[4].
Решая учебно-методическую задачу, студент устанавливает междисциплинарные связи, актуализирует, интегрирует знания, почерпнутые из целого ряда наук - общественных, специальных, психолого-педагогических. Так, например, при работе с учебно-методической задачей по теории методики обучения физике приходится обращаться к знаниям по физике, математике, информатике, педагогике, психологии, философии. Большое внимание при этом уделяется вопросам методологии научного познания.
Учебно-методическая задача используется для реализации основных функций учебно-методической деятельности студента: образовательной (системные знания теории и методик обучения соответствующей дисциплине, включая усвоение частных и обобщённых методических умений); развивающей (развитие диалектического, логического и образного мышления, развитие предметного и методического мышления, развитие творческого потенциала студента); воспитывающей (формирование методической культуры, личностных профессиональных качеств).
В целях применения УМЗ в методической подготовке студентов преподавателю необходимо выполнить следующие условия:
1) разработать такие условия учебно-методических задач, выполнение требований которых актуализирует у студентов знания из различных учебных дисциплин и на основе их интеграции обеспечивается развитие соответствующих компетенций;
2) подготовить студентов к решению подобных задач (обучить методике их решения);
3) создать комплекс учебно-профессиональных задач, реализация которого позволила бы студентам повышать уровень методической компетентности.
Раскроем более подробно содержание перечисленных условий.
1) Приведем примеры условий УМЗ для подготовки учителя физики.
УМЗ 1. Используя философские категории «теория», «закон», «явление», «модель», «величина» опишите структуру (основание, ядро, следствия, практическое применение) и содержание перечисленных компонентов одной из физических теорий.
УМЗ 2. Проиллюстрируйте: а) методологические принципы относительности, сохранения, симметрии, системности в школьном курсе физики; б) законы диалектики при изучении физических теорий.
УМЗ 3. Разработайте и продемонстрируйте в аудитории фрагмент урока (эвристическая беседа) для иллюстрации причинно-следственных связей в явлении электромагнитной индукции. Подберите и используйте физический эксперимент для демонстрации применения этого явления на практике.
УМЗ 4. Проведите фрагмент урока в лабораторных условиях (учебной аудитории): а) по решению задач для актуализации знаний учащихся; б) по введению физической величи-
ны через систему специально подобранных задач; в) по решению графических, вычислительных олимпиадных задач; по решению задачи с применением компьютерных технологий.
УМЗ 8. Разработайте и продемонстрируйте в аудитории фрагменты уроков физики содержащих проблемную ситуацию с различными видами противоречий: а) между старыми и новыми знаниями; б) между житейскими представлениями и научными знаниями.
2) Существенным элементом методики решения учебно-методических задач является алгоритмическое предписание, которое, с одной стороны, определяет последовательность (этапы) действий студента и преподавателя, с другой стороны, предоставляет студенту достаточную свободу варьирования умственной деятельности не лишая её проблемно-поискового творческого характера (табл. 1).
Решение учебно-методических задач требует от студента поиска значительного объёма разнообразной информации. Поиск информации может быть рационализирован с помощью структурно-логических схем. Применение подобных учебно-методических задач позволяет студентам активно включаться в поисковую деятельность по установлению междисциплинарных связей, быстрее усваивать логику методологических основ познания применительно к методике.
3) Анализ структуры и содержания методических умений позволил создать совокупность учебно-методических задач, составляющих единое целое (комплекс). Логика целостности подобного комплекса предусматривает подбор учебно-методических задач, решение которых создает условия для развития совокупности соответствующих методических умений.
Таблица 1
Этапы решения учебно-методической задачи
№ п/п Этапы решения УМЗ Содержание этапов УМЗ
1. Анализ условия УМЗ 1. Описание предметной области (характеристика основных методологических и
психологических понятий). 2. Переформулировка требования УМЗ (расчленение общего требования на части). 3. Описание оператора УМЗ (выявление связей и отношений, необходимых для выполнения требования УМЗ)
2. Выбор варианта решения и средств для выполнения требования УМЗ 2.1 Выбор устных методов изложения материала. 2.2 Выбор эксперимента, ТСО, ППС. 2.3 Выбор типов предметных задач и методики обучения учащихся их решению. 2.4 Выбор средств реализации психологических звеньев учебного процесса, средств развития учащихся. 2.5 Выбор средств определения результативности обучения предмету
3. Выполнение требования УМЗ 3.1 Разработка средств предъявления требования УМЗ в учебной аудитории. 3.2 Подготовка необходимых дидактических и методических средств для организации восприятия УМЗ
4. Предъявление решения УМЗ в лабораторных условиях (в аудитории) или в классе 4.1 Предъявление анализа в условиях УМЗ. 4.2 Предъявление исполнения требования УМЗ.
5. Анализ и оценка решения УМЗ студентом, студенческой группой, преподавателем 5.1 Анализ деятельности студента по первому, второму и третьему этапу решения УМЗ. 5.2 Оценка решения УМЗ на четырех уровнях: оптимальном, допустимом, критическом и недопустимом
6. Поиск альтернативных вариантов решения УМЗ 6.1 Заслушивание предложений студента. 6.2 Заслушивание мнений студенческой группы. 6.3 Заслушивание мнения преподавателя
7. Разработка кор-рекционных рекомендаций для студента 7.1 Формулировка коррекционных рекомендаций студентами. 7.2 Формулировка коррекционных рекомендаций преподавателем
Приведем пример содержания комплекса учебно-методических задач, применение которого позволяет эффективно развивать у студентов основные методические умения использовать возможности информационной среды.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе возможно лишь при наличии у педагога соответствующих умений, которые базируются на системе теоретических знаний о компьютерном обучении. В эту систему
входят знания о принципах компьютерного обучения, о содержании средств компьютерного обучения (виды компьютерных программ, классификация пакетов прикладных программ), о формах компьютерного обучения, о функциях компьютера при реализации различных форм компьютерного обучения, о принципах проектирования педагогических программных средств, о методах включения компьютерной техники в структуру дидактического цикла процесса обучения.
Система знаний ложится в основу формирования обобщенного умения применять компьютерные технологии в учебном процессе. Формированию каждого из частных умений способствует решение специально сконструированных УМЗ.
1. Умение применять готовые педагогические программные средства в учебном процессе: формулировать дидактические цели применения различных средств компьютерного обучения: (реальный эксперимент на базе демонстрационной измерительной информационной системы или на базе лабораторного оборудования, связанного с компьютером (РЭ); имитационный эксперимент (ИЭ); графическое моделирование (ГМ); вычислительный эксперимент (ВЭ); численные методы (ЧМ); обработка экспериментальных данных (ЭД); тренажеры и контролеры (ТР и КД); банки данных (БД);
УМЗ 1. Разработайте и продемонстрируйте в аудитории фрагмент урока, на котором вводится одно из физических понятий при реализации каждого этапа теоретического цикла познания. Используйте при этом элементы компьютерного обучения, отраженные в таблице 2.
Таблица 2
Реализация циклов познания при использовании компьютерных средств обучения (КО)
Циклы теоретического познания Средства КО
1. Обобщение известных фактов 2. Построение гипотетической модели 3. Определение следствий построенной модели 4. Экспериментальная проверка следствий РЭ, ИЭ, БД ГМ, ВЭ, ЧМ ГМ, ВЭ, ЭД РЭ
5. Утверждение или отрицание принятой модели_РЭ, ИЭ
2. Умение самостоятельно составлять сценарий компьютерной обучающей программы предполагает:
- знание о том, что сценарий компьютерной программы - это описание сюжетной схемы учебного занятия, текстовой и графической информации, выводимой на экран дисплеев, порядка предъявления и количества вводимой информации, а также всех методических приемов, предлагаемых для использования в обучающей программе;
- умение составить структурно-функциональную схему и текст сценария для предъявления учебного материала, усвоения учащимися содержания знаний через систему средств компьютерного обучения;
- умение использовать ряд сервисных средств компьютера для создания сценария;
- умение подобрать адекватные методические приемы достижения целей компьютерного обучения для составления сценария.
Сценарий обучающей программы может содержать следующие блоки: блок актуализации исходных знаний; блок имитационного эксперимента в одной половине экрана дисплея; блок математической обработки (в виде графика, диаграммы и др.) в другой половине экрана дисплея; блок обобщения новой информации; блок-тренажер (закрепление учебного материала и учебных умений); блок контроля усвоения знаний (выполнение пользователем специальных заданий с варьируемыми параметрами); блок оценки (представление на дисплее протокола оценки заданий).
Содержание фрагментов программы располагается в определенной последовательности:
- подготовительная информация, включающая имитационный эксперимент, позволяющий ученику провести качественный и количественный анализ изучаемого процесса и понять необходимость введения нового понятия;
- набор вопросов, которые предлагают раскрыть смысл и сформулировать определение понятия;
- задержка программы для осмысления вопроса (или обсуждения ситуации в режиме коллективного обучения) на время, необходимое пользователю;
- информация о новом знании, сопровождающаяся мультипликациями, графиками, аналитическими уравнениями и др.;
- тренажер для приобретения умений применять новые знания на практике (предусматривается возможность обращения пользователя за справкой в блок информации);
- диагностирующие задания, обеспечивающие широкую вариативность контрольных измерителей, исключающую возможность совпадения вариантов на соседних компьютерах;
- оценка усвоения учебного материала (результатов диагностики) в протоколе.
УМЗ 2. Составьте сценарий учебной программы для изучения понятия «подъемная сила», реализуя имитационный эксперимент по плаванию тел при изменении объема и плотности тела, плотности жидкости в сочетании с графической интерпретацией физического процесса и выводом на экран дисплея значений интересующих физических величин. Включите в сценарий тренажер, помогающий учащемуся добиться понимания учебного материала путем многократного повторения и закрепления полученных умений.
УМЗ 3. Перечислите демонстрационные и лабораторные формы компьютерного обучения. Подберите программы демонстрации моделей и лабораторных измерений при изучении молекулярной физики, опишите функции этих программ.
Возможное решение УМЗ 3.
Демонстрационное компьютерное обучение: демонстрация опытов, демонстрация моделей, демонстрация вычислений и базы знаний экспертных систем для обучения. Лабораторное компьютерное обучение: лабораторные измерения, лабораторное моделирование, лабораторные вычисления, лабораторный тренаж, контроль.
Функции моделирования физических процессов: углубление знаний о реальном эксперименте при сочетании его с имитационным; исследование существенных признаков явления при имитации фундаментального эксперимента, который невозможно поставить в школьных условиях по разным причинам: высокая стоимость, опасность для учащихся, недоступность восприятия, недостижимость параметров, чрезвычайно быстрое или медленное протекание процессов; анализ графической интерпретации явлений, процессов, законов на качественном или количественном уровне. Функции лабораторных измерений: осуществление прямых измерений физических величин, обработка экспериментальных данных по заложенной программе и выдача информации, отвечающей дидактическим задачам, предусмотренным конкретной лабораторной работой.
УМЗ 4. Перечислите виды задач, которые можно рационально решить с помощью компьютера, составьте программу для компьютера, используя численные методы.
Возможное решение УМЗ 4.
Задачи, решение которых в общем виде дает одно и тоже алгебраическое выражение; задачи с многократным решением квадратного уравнения; задачи, в которых предлагается найти экстремумы функций; задачи, где необходимо найти определенный интеграл; задачи, где необходимы численные методы обработки экспериментальной зависимости; задачи, где возникает необходимость решения системы линейных уравнений; задачи, где требуется вычисление среднего арифметического; задачи, где требуется построить график и можно использовать табулирование функции.
В школьном курсе физики решаются задачи на применение первого закона термодинамики только для изохорического и изобарического процессов, так как вычисление работы при изотермическом процессе связано с использованием операции интегрирования. Однако в процессе решения задач, где однотипные операции повторяются или приходится применять уравнения, которые не входят в программу школьного курса математики, можно использовать числен-
ные методы решения задач с применением компьютера, в частности, метод суммирования.
Многолетний педагогический опыт применения функционально-деятельностного подхода позволил автору повысить эффективность системы методической подготовки учителя физики (оптимизировать деятельность преподавателей, значительно повлиять на повышение уровня развития методической компетентности студентов).
Библиографический список
1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.
2.Земцова В.И. Система методической подготовки: структура и содержание [Текст] / В.И.Земцова // Наука и школа. - 2002. -№3. - С.2-7.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр). Утв.
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 (с изменениями от 31 мая 2011г)[Электронный ресурс] / минобрнауки.рф / документы /924
4. Земцова В.И.Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: Монография. [Текст] - М.: Компания Спутник+, 2008. - 2008 с.
Bibliography
1. Vvedenskii, V.N. Modeling of the teacher's professional competence [Text] / V.N. Vvedenskii // Pedagogy. - 2003. - № 10. - P. 51-55.
2. Zemtsova V.I. The system of methodical training: structure and content [Text] / V.I. Zemtsova // Science and School. - 2002. - № 3. - P. 2-7.
3. Federal State Educational Standard of Higher vocational education on the direction of training 050100 Teacher education (qualification (degree) Bachelor). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 22 December 2009 № 788 (as amended on May 31, 2011) [electronic resource] / minobrnauki.rf / papers / 924
4. Zemtsova V.I. Running of students' educational and professional activities on the basis of functionally-active approach: Monograph. [Text] - M: Company Satellites +, 2008. - 2008 c.