1УДК 372.881.111.22 ББК 74.26
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
С. С. Юрьева
Аннотация. В статье рассматривается важность использования учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка для формирования личности с новым типом мышления. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в старших классах школы с углубленным изучением иностранного языка. Автором акцентируется внимание на исследовательской деятельности как средстве повышения мотивации к обучению и саморазвитию учащихся. Подчеркивается необходимость разработки методики проведения исследовательской деятельности на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как универсальный способ освоения окружающей действительности через повышение мотивации к учебной деятельности. Рассматривается важность использования исследовательского метода в подростковом возрасте, когда первые шаги в науке позволяют учащимся почувствовать силу в качестве первооткрывателей и избавиться от косности. Автор подчеркивает значение данной образовательной технологии для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях и будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: деятельность, познание, саморазвитие, самообразование, субъект, объект, творчество, мотивация, формирование, личность.
EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES IN SENIOR CLASSES AS AN EFFECTIVE MEANS OF IMPROVING MOTIVATION TO STUDYING GERMAN LANGUAGE AND SELF-REALIZATION IN MODERN SOCIETY
S. S. Yurieva
Abstract. The article deals with the problems of the importance of introducing the principles of scientific research activity at the lessons of foreign languages. The article also contains several samples of organizing research work dedicated to students of secondary schools specializing in foreign languages. These samples are based on the use of the principles of integrating the majority of school subjects. The author underlines the idea that research work serves not only as a means of self-development but also as one of the ways to help students chose the most suitable occupation. The article focuses on the development of methods of research activity at the German language lessons and as a type of extra-curricular activity. Research activity is estimated as a universal way of investigating the rules of modern society which leads to the growing interest in the learning process. The author of the article underlines the importance of research activity for teenagers who are making the first progress in various sciences, such activity turns teenagers into real discoverers and prevents from being inactive. Furthermore, the author emphasizes the importance of this educational technology for further study in higher education institutions and future professional activities.
Keywords: activity, cognition, self-development, self-education, subject, object, creativity, realization, motivation, formation, personality.
Образование, с методической точки зрения, в настоящее время понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности» [1, с. 4]. Под иноязычным образованием понимают процесс и результат обучения, воспитания и развития учащихся на материале изучаемого языка и культуры его носителей. Цели и задачи обучения иностранному языку определены в Государственных стандартах: «развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной; развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры» [1, с. 6].
Согласно Федеральным государственным стандартам, основными подходами, реализующими данные задачи в области иностранных языков, являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Исходя из этого, приоритетным направлением работы педагогов современной школы должно стать создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей учащихся. Для воплощения данного направления в жизнь необходимо найти ответ на вопрос, каким должен быть урок иностранного языка, дающий возможность развития и реализации детских способностей.
Как показывает собственный педагогический опыт, монотонность и предсказуемость урока иностранного языка ведет к негативным последствиям. Учащиеся теряют мотивацию, неохотно выполняют задания учителя, пассив-
ны на уроках. Зачастую дети, приступив к систематическому изучению предусмотренных школьной программой знаний, теряют творческий потенциал, которым обладали до школы. Они становятся безразличными к получению новых знаний, сами не проявляют инициативы и желания учиться. За учеников думает учитель. Учитель излагает материал, который должен быть усвоен, ставит перед учащимися задачи и объясняет способы их решения. От ученика требуется только выучить правила, сделать упражнения, необходимые для тренировки навыков. Такое обучение не требует от ученика творческого мышления, самостоятельности и индивидуальности. Учеба вызывает у детей отторжение и нежелание выполнять задания учителя. Процесс усвоения учебного материала находится на низком уровне, так как у учащихся отсутствует потребность в знаниях. В образовательных учреждениях должны быть созданы такие условия обучения иностранному языку, которые вызовут познавательную потребность у ребенка. Такие условия создает включение учащегося в учебно-исследовательскую деятельность, в процессе которой он сможет почувствовать себя первооткрывателем.
Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. Учебно-исследовательская деятельность отвечает всем критериям современной организации образовательной деятельности и реализует на практике системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, предусмотренные государственным стандартом.
По определению И. А. Зимней, понятие «подход» в педагогике подразумевает педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса - преподавателя и учителя, а также включает в себя стратегию обучения, определяя методы, формы, приемы обучения [2, с. 74-90]. Учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка предполагает проведение учащимися самостоятель-
ной поисковой работы, в ходе которой собранный творческий материал позволяет объяснять научные и жизненные явления, расширять свои познания в области лексики и грамматики, знакомиться с традициями и обычаями страны изучаемого языка. Ведущими стимулами познавательной инициативы при этом являются новизна и интерес.
Стремление ко всему новому в человеке заложено от природы. Отсутствие новизны в обучении приводит к снижению успеваемости и желания учиться, к тревожности, неудовлетворенности жизнью, нарушениям дисциплины и другим негативным явлениям у учащихся. Другим стимулом учебно-исследовательской деятельности является интерес, который побуждает человека к познавательной или практической деятельности. Естественно, интересы обучающихся весьма разнообразны и различаются по своей направленности. Задача учителя иностранного языка - скоординировать и направить поисковую деятельность учащихся, способствовать взаимодействию интереса и эмоций учащихся для создания мотивационной основы для продуктивной деятельности. Педагог в роли руководителя исследовательской работы организует формы и условия, которые способствуют формированию внутренней мотивации поиска. Перевод внешней необходимости поиска нового знания во внутреннюю потребность - сложная педагогическая задача.
Для погружения учащихся в исследовательскую деятельность на уроках немецкого языка желательно на подготовительном этапе выявить мотивационный тип каждого из них. Далее с учащимися учитель намечает направление исследования, совместно определяются формы работы, ведущая проблема, необходимая помощь со стороны руководителя на различных этапах выполнения исследовательской работы. В учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка необходимую информацию учащиеся могут получать различными способами. Основной задачей при этом является формирование навыков и развитие умений исследования как универсального способа освоения окружающей действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и саморазвитию. Данная образовательная технология предполагает практическую методику
исследования для решения поставленной проблемы, подбор собственного материала, анализ и апробацию сделанных выводов.
И. Я. Лернер, проводя сравнение ученического и научного исследования, подчеркивал, что между ними существует лишь одно различие. При проведении учебного исследования именно учитель ставит перед учащимися задачу или ставит их перед необходимостью решить ту или иную проблему. В остальном принципиальных различий между научным и учебным исследованием нет [3, с. 20]. В этом заключается эффективность и продуктивность учебно-исследовательской деятельности для школьного образования. Данная технология обучения повторяет все этапы истинного научного исследования, подготавливая учащихся к будущей образовательной деятельности в высших учебных заведениях, формируя умение учиться, способствуя развитию личности учащихся.
Для эффективного использования учебно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка необходим определенный уровень сформированности следующих умений учащихся: умение ставить цель, планировать, анализировать, оформлять и излагать свои результаты на иностранном языке, оценивать свою работу и работы своих сверстников, владение достаточным уровнем лексики. Исследование возрастных особенностей старшеклассников доказывает оптимальность использования данного вида деятельности на данном этапе обучения. Содержание учебных предметов, уровень владения различными знаниями являются благоприятными для отработки полученных навыков и умений в практической деятельности.
Данная методика осуществления исследовательской деятельности дает учащимся возможность группового сотрудничества, формирует опыт коммуникативного общения, что особенно важно в подростковом возрасте. Решая исследовательские задачи, старшеклассники активно участвуют в выборе и организации обучения, у подростков возникает чувство общественной значимости, появляется возможность заявить о себе, проявить активную жизненную позицию.
Исследовательская работа дает учителю возможность создавать на уроке иностранного языка и во внеурочное время творческую ат-
мосферу сотрудничества, когда каждый учащийся является активным участником познавательного процесса. Каждой группе учащихся, сформированной по принципу психологической совместимости и включающей учащихся с разной степенью владения иностранным языком, предлагается одно задание. Каждый участник группы получает при этом отдельный участок задания. В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что от качественного выполнения доверенного им задания зависит успех всей итоговой работы. Это мотивирует участников исследования активно искать новую информацию, анализировать ее, предлагать свои варианты решения проблемы. Формируя творческое мышление, умение самостоятельно выстраивать стратегию своих действий, реализовывать полученные теоретические знания на практике, учащиеся одновременно учатся работать в группе, отвечать за результаты своей работы.
При организации учебно-исследовательской деятельности педагог опирается на поисковую активность учащихся, создавая проблемную ситуацию. Без нее не возникает диалог в исследовательской деятельности, так как именно проблема является объективно обязательным компонентом мыслительной деятельности обучающихся при усвоении научных знаний. Ее проявление можно обнаружить по возникновению эмоции удивления у обучающихся.
В условиях создания проблемной ситуации формируются условия исследовательской деятельности. Выход из проблемной ситуации проявляется в собственно познавательной активности обучающихся. Согласно исследованию А. М. Матюшкина, составляющими проблемной ситуации являются неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, а также возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного, включающего как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний [4, с. 32-33].
Педагогическая практика показывает, что применение технологии исследовательской деятельности в полном объеме на уроке является достаточно сложной задачей, поэтому потенциал данной технологии раскрывается в
полном объеме во внеурочной деятельности, которая не ограничивается формальными рамками. Именно в таких условиях появляется возможность эффективно реализовывать методику исследовательской деятельности.
Исследование на иностранном языке может осуществляться по нескольким учебным предметам. В результате реализации междисциплинарного исследования у обучающихся рождаются новые идеи, в ходе взаимодействия появляется мотивация к изучению данных предметов на основе положительных эмоций, которые возникают при сотрудничестве и общении.
Что касается немецкого языка, то здесь возможна организация различных форм межпредметных исследований: программы по линии международного сотрудничества, школьные научные конференции и т. п.
Для эффективного осуществления исследовательской деятельности учитель должен предварительно разработать план совместной работы с учащимися, оценить их языковой уровень. Как уже отмечалось, для успешной реализации исследовательской работы требуется достаточно уверенный уровень владения лексическим и грамматическим материалом. Это даст возможность учащимся участвовать в диспутах, проводить работу с неадаптированной литературой, периодическими изданиями, осуществлять поиск необходимой информации в Интернете.
На первом этапе работы учащимся самостоятельно предлагается сформулировать проблему по предложенной теме, коллективно разработать дальнейший план работы. Каждая группа получает отдельное задание. Второй этап включает в себя активную работу с периодической литературой, книгами, материалами из Интернета, которые служат также содержательной базой для развития речевых исследовательских умений. На этом этапе учителю важно обратить внимание на формирование навыка группового общения, развитие умения высказываться логично, связно и продуктивно.
Учащиеся должны уметь использовать коммуникативные клише и речевые штампы, при помощи которых они смогут согласиться или не согласиться с собеседником, высказывать сомнение или удивление, выстраивая свой диалог. Следующий этап исследования предполагает представление каждой группой результа-
тов своей работы для совместного обсуждения. Анализ работ учащихся включает в себя текстовый анализ, обсуждение фотографий и видеозаписей, изобразительные материалы, допущенные ошибки. При этом следует учесть, что учебное исследование допускает неограниченное разнообразие результатов, которые и подвигают учащихся к творчеству. Таким образом, организация исследовательской деятельности включает в себя не только исследовательскую часть, но и развивающую.
Следует также прививать учащимся навык качественного оформления полученных результатов. С помощью художественно-графического оформления можно наглядно отобразить итоги исследования, провести анализ наблюдений.
В качестве примера организации исследовательской деятельности на уроках немецкого языка можно привести межпредметную работу по изучению жизни и творчества русской поэтессы Марины Цветаевой. Исследование осуществлялось учащимися 10-го класса ГБОУ Школа № 1412 с углубленным изучением иностранных языков. Тема, которую выбрали сами учащиеся, звучала как цитата из произведения великой поэтессы: «Германия - моя любовь, мое безумье...» На первоначальном этапе учащимся было предложено сформулировать проблему и задачи исследования. В результате исследовательской работы учащиеся должны были найти ответ на вопрос: почему русская поэтесса Марина Цветаева называла в своих стихах Германию второй Родиной? Далее в групповой работе в процессе обсуждения были сформулированы гипотезы, в ходе диспута были сформулированы аргументы за и против.
На втором этапе учащиеся в группах исследовали литературу, посвященную жизни и творчеству поэтессы: биографию, дневники, воспоминания ее сестры Анастасии Цветаевой и других современников. Документальные видеоматериалы из кинофильма «Еще легки мои шаги.», свидетельства современников, интервью искусствоведов на радио «Stimme Russlands» - все это помогло углубиться в заданную тему и приблизить учащихся к решению заданной проблемы. Каждая группа работала над сбором необходимой информации, которая суммировалась и была представлена на заключительном этапе исследования в форме защиты с оппонировани-
ем. Учащиеся 10-го класса выступали с результатами данного исследования в форме публичного доклада с обсуждением на школьной научной конференции, на городской гуманитарной конференции исследовательских научно-исследовательских работ «Грибоедовские чтения» в гимназии № 1529, собирали отзывы педагогов и учащихся на результаты своей работы, участвовали в дискуссиях, результаты их деятельности были опубликованы в сборнике исследовательских работ по результатам конференции.
Для представленного исследования в 10-м классе была выбрана тема «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», которая вызывает интерес у старшеклассников и перекликается с материалом, изложенным в УМК «Мозаика» Л. Н. Яковлевой для школ с углубленным изучением немецкого языка, и программой по литературе данного года обучения. Проводя исследовательскую работу, учащиеся развивали свои умения аудирования, говорения, чтения и письма, использовали немецкий язык для выражения своих идей и мыслей, расширили свой кругозор в области литературы и истории России и Германии. Решение заданной проблемы, самостоятельно сделанные открытия позволили старшеклассникам почувствовать свои неограниченные возможности в получении знаний и саморазвитии.
Как показывает наш личный опыт по реализации учебно-исследовательской деятельности в школе, совместное решение проблемы не только объединяет учащихся, но и делает настоящими соратниками учащихся и учителей, создает атмосферу единения и нацеленности на получение знаний. Пребывание в школе становится интересным и увлекательным для всех участников образовательного процесса. Открывая для себя мир, путем личностных достижений, делая первые шаги в науке, юные первооткрыватели формируют свое мировоззрение, приобретают чувство собственной значимости, уверенности в своих силах, избавляются от комплексов и косности. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда психологическое состояние является особенно уязвимым и зависимым от возрастных стереотипов.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что учебно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка, в частно-
сти немецкого, является эффективным средством развития познавательных универсальных учебных действий, положительных личностных качеств и творческих способностей, помогает глубокому усвоению программного материала, формирует жизненную компетенцию учащихся, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2008. - 384 с.
3. Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью // Советская педагогика. - 1963. -№ 10. - С. 15-27.
4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 207 с.
5. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.
6. Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие. - М.: ВЛА-ДОС, 2015. - 119 с.
7. Комарова И. В. Технология проектно-иссле-довательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.
8. Стандарты второго поколения. Иностранный язык. - М., 2012.
9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г.
REFERENCES
1. Federalnyy Gosudarstvennyy Obrazovatelnyy Standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya ot 17 Dec. 2010 No. 1897.
2. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologi-ya. Moscow: Logos, 2008. 384 p.
3. Lerner I. Ya. Oznakomlenie uchashchikhsya s metodami nauki kak sredstvo svyazi obucheni-ya s zhiznyu. Sovetskaya pedagogika. 1963, No. 10, pp. 15-27.
4. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii. Moscow: Pedagogika, 1972. 207 p.
5. Osipova G. I. (Comp.) Opyt organizatsii issle-dovatelskoy deyatelnosti shkolnikov: "Malaya Akademiya nauk". Volgograd: Uchitel, 2007. 154 p.
6. Rogotneva A. V., Tarasova L. N. Organizatsiya proektnoy deyatelnosti v shkole v svete trebovaniy FGOS: metod. posobie. Moscow: VLADOS, 2015. 119 p.
7. Komarova I. V. Tekhnologiya proektno-issledo-vatelskoy deyatelnosti shkolnikov v usloviyakh FGOS. St. Petersburg: KARO, 2015. 128 p.
8. Standarty vtorogo pokoleniya. Inostrannyy ya-zyk. Moscow, 2012.
9. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federalnyy zakon No. 273-FZ ot 29 Dec. 2012.
Юрьева Светлана Сергеевна, учитель немецкого языка высшей категории Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа Глория»; аспирант Кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета e-mail: postrasch@mail.ru
Yurieva Svetlana S., highest qualification category German language teacher, State Budget Educational Institution „Gloria School"; post-graduate student, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: postrasch@mail.ru