Научная статья на тему 'УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЁНЫХ Рецензия на учебник В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя»'

УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЁНЫХ Рецензия на учебник В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебник / информационные ресурсы / информационный инструментарий / ученые / базы данных научной литературы / идентификаторы научных публикаций / идентификаторы авторов / библиометрические индикаторы / textbook / information resources / information tools / researchers / scientific literature databases / identifiers for research publications / identifiers for authors / bibliometric indicators

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерeменко Татьяна Вадимовна

Рецензируется учебник, написанный в соавторстве В. Н. Гуреевым и Н. А. Мазовым, учёными из Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН. Отмечаются масштаб охвата содержания, хорошая организация материала, высокая востребованность и новизна изложенной в учебнике информации. С позиций учёного и вузовского преподавателя рецензентом рассматриваются отдельные аспекты пяти глав учебника, в которых дана характеристика современных издательств научной литературы, баз данных научных публикаций и журналов, идентификаторов научных работ и авторов, систем классификации научного знания и библиометрических индикаторов. В рецензии подчёркивается уникальность издания как своеобразного профессионального справочника для учёных, от молодых авторов до сложившихся исследователей. Положительно характеризуется методическая составляющая учебника, его вспомогательный аппарат. В изложении материала отмечается сочетание логичности и сжатости, которое иллюстрирует принцип необходимости и достаточности при отборе содержания для достижения поставленной цели учебного издания и обеспечивает читателям быструю ориентацию при поиске нужной информации. Обосновывается широкое читательское назначение издания, в том числе его несомненная ценность для библиотечных работников. Высказывается пожелание о представлении материала, посвящённого информационно-поисковому инструментарию исследователя, в форме отдельной структурной части учебника. Работа оценивается как актуальный авторский вклад в эшелон немногочисленных пока учебных изданий в области научных коммуникаций. Рецензия сопровождается библиографическим списком, включающим наиболее значительные публикации В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова, написанные ими в соавторстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ерeменко Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEXTBOOK FOR RESEARCHERS Review of the Textbook “Information Resources and Tools in the Researcher’s Work” by V. N. Gureyev and N. A. Mazov

The author reviews a textbook written by Vadim N. Gureyev and Nikolay A. Mazov (Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics of the SB RAS). The review notes the scale of content coverage, good organization of the material, high relevance and novelty of the information presented in the textbook. From the perspective of a researcher and university lecturer, the reviewer examines certain aspects of five chapters of the textbook, which provide characteristics of modern publishers of academic literature, databases of scientific publications and journals, identifiers for research works and authors, classification systems of scientific knowledge and bibliometric indicators. The review emphasizes the uniqueness of the publication as a kind of professional reference book for researchers, from young authors to established scholars. The methodological part of the textbook and its auxiliary apparatus are characterized positively. The presentation of the material shows a combination of logic and conciseness, which illustrates the principle of necessity and sufficiency when selecting content to achieve the stated purpose of the educational publication and provides readers with quick access to necessary information. The reviewer gives reasons of the wide readership of the publication, including its undoubted value for library workers and expresses a wish to present materials that deal with researcher’s information retrieval tools in the form of a separate structural part of the textbook. The work is assessed as a relevant authors’ contribution to the series of, so far, few educational publications in the field of research communications. The review is accompanied by a bibliographic list of the most significant works co-authored by V. N. Gureyev and N. A. Mazov.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЁНЫХ Рецензия на учебник В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя»»

РЕЦЕНЗИИ

BOOK REVIEWS

DOI: 10.19181/smtp.2024.6.1.11 Рецензия

EDN: XCFOMF Review

УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЁНЫХ

Рецензия на учебник В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя»1

Ерeменко Татьяна Вадимовна1

1 Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия

Для цитирования: Еременко Т. В. Учебник для учёных. Рецензия на учебник В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя» // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6, № 1. С. 213-220. йО! 10.19181/ эт^р.2024.6.1.11. ЕРЫ ХОРОМР.

Аннотация. Рецензируется учебник, написанный в соавторстве В. Н. Гуреевым и Н. А. Мазовым, учёными из Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН. Отмечаются масштаб охвата содержания, хорошая организация материала, высокая востребованность и новизна изложенной в учебнике информации. С позиций учёного и вузовского преподавателя рецензентом рассматриваются отдельные аспекты пяти глав учебника, в которых дана характеристика современных издательств научной литературы, баз данных научных публикаций и журналов, идентификаторов научных работ и авторов, систем классификации научного знания и библиометрических индикаторов. В рецензии подчёркивается уникальность издания как своеобразного профессионального справочника для учёных, от молодых авторов до сложившихся исследователей. Положительно характеризуется методическая составляющая учебника, его вспомогательный аппарат. В изложении материала отмечается сочетание логичности и сжатости, которое иллюстрирует принцип необходимости и достаточности при отборе содержания для достижения поставленной цели учебного издания и обеспечивает читателям быструю ориентацию при поиске нужной информации. Обосновывается широкое читательское назначение издания, в том числе его несомненная ценность для би-

1 Гуреев В. Н., Мазов Н. А. Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя : учебник / под науч. ред. И. Н. Ельцова. М. : ИНФРА-М, 2024. 191 с. (Высшее образование). DOI 10.12737/1989238. ISBN 978-5-16-018378-7.

блиотечных работников. Высказывается пожелание о представлении материала, посвящённого информационно-поисковому инструментарию исследователя, в форме отдельной структурной части учебника. Работа оценивается как актуальный авторский вклад в эшелон немногочисленных пока учебных изданий в области научных коммуникаций. Рецензия сопровождается библиографическим списком, включающим наиболее значительные публикации В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова, написанные ими в соавторстве.

Ключевые слова: учебник, информационные ресурсы, информационный инструментарий, ученые, базы данных научной литературы, идентификаторы научных публикаций, идентификаторы авторов, библиометрические индикаторы

A TEXTBOOK FOR RESEARCHERS

Review of the Textbook "Information Resources and Tools in the Researcher's Work" by V. N. Gureyev and N. A. Mazov2

Tatiana V. Eremenko1

1 Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russia

For citation: Eremenko T. V. A textbook for researchers. Review of the textbook "Information Resources and Tools in the Researcher's Work" by V. N. Gureyev and N. A. Mazov. Science Management: Theory and Practice. 2024;6(1 ):213-220. (In Russ.). DOI 10.19181/ smtp.2024.6.1.11.

Abstract. The author reviews a textbook written by Vadim N. Gureyev and Nikolay A. Mazov (Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics of the SB RAS). The review notes the scale of content coverage, good organization of the material, high relevance and novelty of the information presented in the textbook. From the perspective of a researcher and university lecturer, the reviewer examines certain aspects of five chapters of the textbook, which provide characteristics of modern publishers of academic literature, databases of scientific publications and journals, identifiers for research works and authors, classification systems of scientific knowledge and bibliometric indicators. The review emphasizes the uniqueness of the publication as a kind of professional reference book for researchers, from young authors to established scholars. The methodological part of the textbook and its auxiliary apparatus are characterized positively. The presentation of the material shows a combination of logic and conciseness, which illustrates the principle of necessity and sufficiency when selecting content to achieve the stated purpose of the educational publication and provides readers with quick access to necessary information. The reviewer gives reasons of the wide readership of the publication, including its undoubted value for library workers and expresses a wish to present materials that deal with researcher's information retrieval tools in the form of a separate structural part of the textbook. The work is assessed as a relevant authors' contribution to the series of, so far, few educational publications in the field of research communications. The

2 Gureyev V. N., Mazov N. A. Information resources and tools in the researcher's work. Moscow : Infra-M; 2023. 191 p. (In Russ.). DOI 10.12737/1989238. ISBN 978-5-16-018378-7.

review is accompanied by a bibliographic list of the most significant works co-authored by V. N. Gureyev and N. A. Mazov.

Keywords: textbook, information resources, information tools, researchers, scientific literature databases, identifiers for research publications, identifiers for authors, biblio-metric indicators

Многолетнее сотрудничество В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова, учёных из Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, обогатило нас новым уникальным учебным изданием. В издательстве «Инфра-М» недавно вышел учебник «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя», цель которого авторы видят в формировании навыков компетентной работы с научно-технической информацией. Появление этой работы закономерно, так как учебник обобщает и представляет в целостном систематизированном виде результаты разработки В. Н. Гуреевым и Н. А. Мазовым широкого круга вопросов, связанных с проблемами научной коммуникации. Академическая репутация авторов создавалась годами активной исследовательской работы, их труды хорошо знают и высоко ценят в наукометрическом сообществе России. Их работы регулярно публикуются на страницах отечественных журналов [1; 2; 3; 4]; учёные являются постоянными участниками научной конференции «Наукометрия, библиометрия, открытые данные и публикации в науке», организуемой в рамках международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации»; их статьи печатаются в авторитетных зарубежных научных периодических изданиях [5; 6; 7].

При обращении к учебнику следует отметить в первую очередь масштаб охвата и хорошую организацию материала. Уже Введение даёт представление о серьёзности и глубине, которые отличают рецензируемую работу. Авторы открывают свой учебник не краткой преамбулой, а самоценным структурированным текстом из трёх частей, раскрывая особенности представления, распространения и получения научной информации в современном мире. Далее следуют пять глав учебника, текст которых дифференцирован до третьего уровня рубрикации. Такой подход к изложению сведений максимально удобен для учебного издания. Он выгодно характеризует работу В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова в сравнении с избираемым некоторыми авторами учебников способом своеобразного «потока сознания», который вводит читателей в тоску многостраничными параграфами, из которых с трудом извлекаются главные концепты и ключевые факты. Здесь же дифференцированная структура позволяет легко ориентироваться в тексте, точечно и быстро находить нужный материал.

Сразу нужно подчеркнуть, что моё чтение учебника было специализированным или, как это обозначают в современной научной литературе, критическим: его главная цель — это «критическое осмысление информации с целью её включения в собственный контент» [8, с. 37]. Поэтому из массива ценнейшей, собранной авторами по различным источникам информации

извлекалась в первую очередь та, которую возможно применить в собственной исследовательской и преподавательской деятельности. Рецензия, соответственно, не претендует на полноценный разбор всех аспектов нового учебника, а представляет авторский, неизбежно субъективный взгляд.

В первой главе, посвящённой современным издательствам научной литературы, наряду с высокоинформативной характеристикой издательств и журналов особенно обрадовали компактная таблица «Типы открытого доступа» и параграф о «хищнических» и «взломанных» журналах. Эти сведения необходимы сегодня любому публикующемуся автору, от студента до профессора. Вторая глава, в которой идёт речь о базах данных научных публикаций и журналов, значительно дополнила привычный ряд мульти-дисциплинарных баз данных научной литературы (РИНЦ, Web of Science, Scopus, Google Scholar) полезными сведениями о базе данных Dimensions, системе Semantic Scholar и системе открытого доступа Exaly. Здесь же «на карандаш» была взята информация о «белом списке» журналов Российского центра научной информации. Благодаря третьей главе гораздо более упорядоченным и целостным стало представление об идентификаторах научных публикаций и идентификаторах авторов-учёных, и наконец-то лично для меня разъяснился загадочный цифровой код EDN в РИНЦ (если бы ещё он появился в наполняющих Интернет примерах описаний по ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», то было бы совсем отлично!). Четвёртая глава помогла уточнить знания о кодах международной классификации Организации экономического сотрудничества и развития, освежила в памяти специальные знаки УДК. Конечно же, особенно интересной стала пятая глава — о библиометрических индикаторах. Авторы разделили их на индикаторы продуктивности и индикаторы влияния, отдельно описав индикаторы влияния, основанные на соотношении публикаций и цитирований. В этой главе, где авторам, конечно же, хотелось раскрыть весь свой богатейший опыт практикующих библиометристов, сочетание логичности с достаточно сжатым изложением прекрасно проиллюстрировало принцип необходимости и достаточности при отборе содержания для достижения поставленной цели учебника. Глава не перегружена материалом, но и не упрощена до уровня начинающего дилетанта. Отдельно следует поблагодарить авторов за их характеристику инструментов учета альтметрик.

Вспомогательный аппарат учебника включает предметный указатель и развёрнутый список интернет-ресурсов, которые облегчают поиск информации по конкретной узкой теме или виду ресурса. Положения и фактографический материал визуализируются в большом количестве таблиц и рисунков; особенно примечательна таймлайн «История разработки библиометрических индикаторов» в пятой главе учебника.

Детальное знакомство с текстом даёт основание полагать, что читательское назначение учебника в издательской аннотации неоправданно сужено. Он интересен и ценен не только для «обучающихся вузов, магистрантов, аспирантов и младших научных сотрудников». Раскрытые в учебнике В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова темы заслуживают самого пристального внима-

ния любого учёного, стремящегося к развитию, в том числе и давно сложившегося исследователя. Такое развитие в наши дни невозможно без умения эффективно использовать современные каналы научной коммуникации для идентификации необходимой исследователю информации и представления результатов собственных научных работ. Иными словами, авторы предложили нам эксклюзивное издание — учебник для учёных; при этом написан он действующими учёными, чьему опыту взаимодействия с научной информацией читатель может полностью доверять.

Востребованность в таких работах велика, и её лишь частично удовлетворяют изданные в 2017 и 2018 гг. учебные издания по информационной культуре учёного [9; 10]. Опираясь на собственный опыт организации в 2021 г. в Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина программы повышения квалификации «Исследовательские навыки учёного-гуманитария», могу сказать, что если бы в то время учебник «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя» был уже издан, то структурно-содержательное наполнение выше названной программы стало бы качественно иным. В глазах учёного работа В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова не только учебник, но и профессиональное справочное издание, которое условно можно назвать «Справочник учёного». Преподаватели же вузов, несомненно, будут благодарны авторам учебника за качественно разработанные методические элементы, а именно завершающие каждую главу вопросы и задания для самоконтроля, практические задания и списки рекомендуемой литературы.

Ещё один адресат учебника «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя», почему-то не названный в аннотации, — это, конечно же, библиотекари, в первую очередь сотрудники библиографических отделов. Для них труд В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова одновременно даёт и новые знания для проведения эффективного поиска в ресурсах научной информации, и обеспечивает необходимыми сведениями о современной системе представления, продвижения и оценки труда учёных. Такие сведения помогут библиотечным специалистам лучше понимать запросы и потребности авторов-исследователей, ощущать себя их союзниками и равноправными коллегами.

Отметим немаловажную черту нового учебника: как истинно вузовское учебное издание, он не только представляет уже хорошо известную и приведённую в систему информацию, но и выделяет перспективы дальнейшего развития рассматриваемых в учебнике процессов и явлений. Как пример, укажем на мысль авторов о новых моделях поиска научной информации и, в частности, использовании рекомендательных систем, на основе обучаемого искусственного интеллекта формирующих релевантные запросу пользователя списки литературы. Стремительный прогресс нейросетей в сфере поисковых сервисов уже демонстрирует их возможности в анализе огромных массивов данных, и в академическом сообществе потребность в осмыслении этого принципиально нового информационно-поискового инструментария становится всё более и более важной.

Что искалось и не нашлось в учебнике В. Н. Гуреева и Н. А. Мазова? Такого практически не было, но вызвало вопрос принятое авторами решение

о рассеивании сведений о способах и приёмах информационного поиска по отдельным параграфам, посвящённым конкретным ресурсам. Например, поиск с применением булевых операторов описан в параграфе о Web of Science, хотя эти логические операторы используются во всех базах данных научных публикаций. То же можно сказать и об использовании критериев близости, методах поиска префикса, точной фразы, словоформ и т. д. Уважая авторский взгляд, основанный, безусловно, на продуманной концепции издания, в то же время нельзя не указать, что такое решение привело к распылению важнейшей информации, владение которой позволяет исследователю экономить время, выявляя данные о научной литературе с высокой точностью и гарантированной полнотой. Возможно, что включение в структуру учебника отдельной главы об информационно-поисковом инструментарии современных баз данных было бы и правомерным, и последовательным в общей логике структурно-содержательного наполнения этой работы.

В целом учебник «Информационные ресурсы и инструменты в работе исследователя» оценивается как актуальный авторский вклад в эшелон немногочисленных пока учебных изданий в области научных коммуникаций. В заключение остается пожелать авторам новых свершений в науке и, конечно же, на благородной ниве учебной литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Mazov N. A., Gureyev V. N. Open access bibliographic resources for maintaining a bibliographic database of research organization // Scientific and Technical Information Processing. 2023. Vol. 50, № 3. P. 211-223. DOI 10.3103/S0147688223030115. EDN UKLOUE.

2. Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Базы данных публикаций научной организации как основа информационных исследований // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2022. № 5. С. 8-18. DOI 10.36535/0548-0019-2022-05-2. EDN LJRDGO.

3. Мазов Н. А., Гуреев В. Н. О публикационных отношениях редколлегии с собственным журналом с позиций научной этики // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2021. № 10. С. 25-34. DOI 10.36535/0548-0019-2021-10-4. EDN ZMFBJT.

4. Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Публикационный вклад редколлегии в библиоме-трические показатели научного журнала (информационно-библиотечная область) // Научные и технические библиотеки. 2020. № 11. С. 33-58. DOI 10.33186/1027-36892020-11-33-58. EDN CJHQNR.

5. Gureyev V. N., Mazov N. A. How do editorial board members contribute to journal ranking in library and information science? // Serials Review. 2023. Vol. 49, № 1-2. P. 3045. DOI 10.1080/00987913.2023.2174406. EDN KJEIJM.

6. Gureyev V. N., Mazov N. A. Bibliometrics as a promising tool for solving publication ethics issues // Heliyon. 2022. Vol. 8, № 3. P. e09123. DOI 10.1016/j.heliyon.2022.e09123. EDN FIJAZW.

7. Review and analysis of publications on scientific mobility: Assessment of influence, motivation, and trends / V. N. Gureyev, N. A. Mazov, D. V. Kosyakov, A. E. Guskov // Scientometrics. 2020. Vol. 124, № 2. P. 1599-1630. DOI 10.1007/s11192-020-03515-4. EDN DHHSGZ.

8. Сметанникова Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. C. 36-42. DOI 10.25586/RNU.HET.18.10.P.36. EDN VLKMDW.

9. Еременко Т. В. Информационная культура научной работы : учеб.-метод. пособие. Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2017. 112 с. ISBN 978-5-88006998-9. EDN ZDNVMF.

10. Жгилева Л. А. Информационная культура исследователя : учеб. пособие. М. : Колос-с, 2018. 245 с. ISBN 978-5-00129-001-8. EDN IEYOSK.

REFERENCES

1. Mazov N. A., Gureyev V. N. Open access bibliographic resources for maintaining a bibliographic database of research organization. Scientific and Technical Information Processing. 2023;50(3):211-223. DOI 10.3103/S0147688223030115.

2. Mazov N. A., Gureyev V. N. Publication databases of research organizations as a tool for information studies. Scientific and Technical Information Processing=Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty. 2022;(5):8-18. (In Russ.). DOI 10.36535/054В-0019-2022-05-2.

3. Mazov N. A. and Gureyev V. N. Publication relationships between editorial board members and parent journals in the context of research ethics. Scientific and Technical Information Processing=Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty. 2021;(10):25-34. (In Russ.). DOI 10.36535/0548-00192021-10-4.

4. Mazov N. A., Gureyev V. N. Publications by editorial board of science journals as translated into bibliometric indicators (library and information science). Scientific and Technical Libraries. 2020;(11):33-58. (In Russ.). DOI 10.33186/1027-3689-2020-11-33-5В.

5. Gureyev V. N., Mazov N. A. How do editorial board members contribute to journal ranking in library and information science? Serials Review. 2023;49(1-2):30-45. DOI 10.1080/00987913.2023.2174406.

6. Gureyev V. N., Mazov N. A. Bibliometrics as a promising tool for solving publication ethics issues. Heliyon. 2022;8(3):e09123. DOI 10.1016/j.heliyon.2022.e09123.

7. Gureyev V. N., Mazov N. A., Kosyakov D. V. [et al.] Review and analysis of publications on scientific mobility: Assessment of influence, motivation, and trends. Scientometrics. 2020;124(2):1599-1630. DOI 10.1007/s11192-020-03515-4.

8. Smetannikova N. N. Professionally specialised reading: Its characteristics and place in the education process. Higher Education Today. 2018;(10):36-42. DOI 10.25586/RNU. HET.18.10.P.36.

9. Eremenko T. V. Information culture of research work [Informatsionnaya kul'tu-ra nauchnoi raboty] : A study guide. Ryazan : Ryazan State University named after S. A. Yesenin; 2017. 112 p. (In Russ.). ISBN 978-5-88006-998-9.

10. Zhgileva L. A. Information culture of the researcher [Informatsionnaya kul'tura issledovatelya] : A study guide. Moscow : Kolos-s; 2018. 245 p. (In Russ.). ISBN 978-500129-001-8.

Поступила в редакцию / Received 08.02.2024.

Принята к публикации /Accepted 20.02.2024.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Еременко Татьяна Вадимовна [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления и политических технологий, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия AuthorlD РИНЦ / RSCI: 318836

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana V. Eremenko [email protected]

Doctor of Pedagogy, Professor; Professor, Department of Public and Municipal Administration and Political Technologies, Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russia ORCID: 0000-0001-5866-7690

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.