РЕЦЕНЗИИ
BOOK REVIEWS
DOI: 10.19181/smtp.2024.6.1.12 Рецензия
EDN: ZJHFKO Review
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЁТКОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ
Рецензия на учебник «Цифровое государство и экономика» под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной и К. В. Харченко1
Степанов
Александр Аннаярович1
1 МГИМО МИД России, Москва, Россия
Для цитирования: Степанов А. А. Цифровизация государственного управления и экономики: терминологическая чёткость как фактор успешности цифрового развития. Рецензия на учебник «Цифровое государство и экономика» под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной и К. В. Харченко // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6, № 1. С. 221-230. РО! 10.19181/эт^р.2024.6.1.12. ЕРЫ гЛНРКО.
Аннотация. Статья посвящена анализу мультидисциплинарного учебника «Цифровое государство и экономика», изданного под редакцией учёных Финансового университета при Правительстве РФ С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной и К. В. Харченко. Необходимость издания подобных учебников обосновывается как способ решения проблемы недостаточно системного практического использования новых терминов, таких как цифровизация и цифровая трансформация, без их должного концептуального осмысления. Краткий обзор вышедших в последние годы аналогичных публикаций позволяет утверждать, что рецензируемый учебник является масштабным по ширине охвата проблематики и содержательности её интерпретации. Раскрываются достоинства данного учебника, состоящие в чёткой и системной трактовке ключевых понятий, структурированном изложении материала. В порядке дискуссии указывается на целесообразность изменения наименования учебника при подготовке будущих изданий, возможность составления и издания
1 Цифровое государство и экономика : учебник / С. Е. Прокофьев, О. В. Панина, Н. Л. Красюкова [и др.] ; под общ. ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, К. В. Харченко. М. : КноРус, 2024. 346 с. ISBN 978-5-406-12473-
4. EDN VAUZLE.
практикума как дополнения к учебнику, а также на необходимость выравнивания качества проработки отдельных глав и параграфов. Делается вывод о полезности учебника для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Ключевые слова: цифровая экономика, университетский учебник, цифровизация, цифровая трансформация, цифровая платформа, цифровая экосистема
DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION
AND ECONOMY: TERMINOLOGICAL CLARITY AS A FACTOR
OF UCCESS OF DIGITAL DEVELOPMENT
Review of the Textbook "Digital State and Economy" Edited by S. E. Prokofiev, O. V. Panina and K. V. Kharchenko2
Alexandr A. Stepanov1
1 MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia
For citation: Stepanov A. A. Digitalization of public administration and economy: Terminological clarity as a factor of success of digital development. Review of the textbook "Digital State and Economy" edited by S. E. Prokofiev, O. V. Panina and K. V. Kharchenko. Science Management: Theory and Practice. 2024;6(1):221-230. (In Russ.). DOI 10.19181/smtp.2024.6.1.12.
Abstract. The article analyzes the multidisciplinary textbook "Digital State and Economy" edited by the researchers of the Financial University under the Government of the Russian Federation Stanislav E. Prokofiev, Olga V. Panina and Konstantin V. Kharchenko. The need to publish such textbooks is justified as a way to solve the problem of insufficiently systematic practical use of new terms, such as 'digitalization' and 'digital transformation', without their proper conceptual understanding. A brief review of similar works published in recent years suggests that the reviewed textbook is large-scale in terms of the coverage of the problem and its interpretation. The reviewer highlights the advantages of this publication. They consist in a clear and systematic interpretation of key concepts and a structured presentation of the material. For the sake of discussion, the author points out the expediency of changing the title of the textbook in the preparation of future editions, the possibility of compiling and publishing a tutorial as an addition to the textbook, as well as the need to equalize the level of tweaking certain chapters and paragraphs. The conclusion is made about the usefulness of the textbook for students who major in state and municipal management.
Keywords: digital economy, university textbook, digitalization, digital transformation, digital platform, digital ecosystem
2 Prokofiev S. E., Panina O. V., Krasyukova N. L. [et al.] Digital state and economy [Tsifrovoe gosudarstvo i ekonomika] : A textbook. Ed. by S. E. Prokofiev, O. V. Panina, K. V. Kharchenko. Moscow : KnoRus, 2024. 346 p. (In Russ.). ISBN 978-5-406-12473-4.
На протяжении последних нескольких лет цифровизация государственного управления, экономики и общественной жизни является особенно популярной темой общественно-политических дискуссий, что не может не вызывать к ней повышенного научного интереса. При этом современный мир настолько динамичен, что едва только появляются термины, зачастую ещё не прошедшие достаточной верификации и сопоставления друг с другом и с внешним контекстом, они уже начинают активно использоваться в практической плоскости, в том числе в официальных документах. В результате обозначения ряда частотных явлений и практик хотя и кажутся всем понятными, но не обладают при этом высоким уровнем точности и глубиной проработки.
Например, пять-десять лет тому назад одной из наиболее обсуждаемых тем применительно к государственному сектору было внедрение методов проектного управления. На этот счёт была сформирована нормативная база, появились институциональные практики, однако до сих пор понятие «проект [в сфере государственного управления]», на наш взгляд, остаётся содержательно не проработанным: во многом сомнительны выделяемые его качественные признаки и всё ещё отсутствует типология, позволяющая соотносить между собой проекты разного рода. Это обстоятельство в некоторой мере девальвирует ценность методологии проектного управления. Аналогичная ситуация происходит сейчас и в отношении обозначения процессов, связанных с внедрением в общественную жизнь цифровых технологий. Так, понятия цифровизации и цифровой трансформации фактически употребляются как синонимы — причём без соотношения с понятиями автоматизации и информатизации; не проводится чёткого водораздела между информационными системами и цифровыми платформами, понятие «экосистема» зачастую употребляется просто как красивое слово, например «экосистема цифровой экономики».
Традиционный путь создания учебника предполагает, что в него должны включаться положения, по которым в научном сообществе установилась более или менее однозначная позиция. Между тем темпы цифрового развития общества сегодня таковы, что устоявшиеся знания в очень скором времени могут переходить в разряд устаревших. Отсюда, пожалуй, любой учебник по проблематике цифровизации будет до определённой степени экспериментальным. Важность такого учебника состоит не столько в том, чтобы обобщить имеющийся срез знаний на данном этапе развития общества, сколько в упреждении неточного и некорректного использования понятийного аппарата.
Итак, перед нами вузовский учебник «Цифровое государство и экономика», выполненный коллективом авторов из трёх вузов: Финансового университета при Правительстве РФ и его Омского филиала; Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова и Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Учебник как совместный проект представителей различных научных школ — безусловно, здравая идея, которая позволяет аккумулировать их научный потенциал и к тому же избежать одностороннего взгляда на описываемые явления.
Рецензируемый учебник не привязан к конкретной дисциплине с определённой сеткой часов. Это вполне разумное решение, поскольку учебные планы различных вузов сильно варьируются, но неизменно понимание того, что вопросы цифровизации управления должны быть органичной составной частью в рамках подготовки государственных и муниципальных служащих. Символично, что в рамках направления подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», помимо классической одноимённой программы, в некоторых вузах открыта специальная образовательная программа «Цифровое государство и экономика».
Несмотря на высокую актуальность проблематики цифрового государственного управления и цифровой экономики, соответствующих вузовских учебников издаётся совсем немного, особенно в последние два года. В данном ключе отметим вышедший в 2023 г. в издательстве «Юрайт» учебник «Цифровая экономика» под редакцией Л. И. Сергеева [1], а также одноимённый учебник, написанный авторским коллективом Южного федерального университета [2]. Добавим к этому перечню русский перевод учебника Х. Оверби и Я. Одестада 2018 г., вышедший в 2022 г. под эгидой РАНХиГС [3], а также ряд учебников, посвящённых более частным вопросам, например, налоговому администрированию в цифровой экономике [4], а также управлению рисками цифровой экономики [5]. В данном контексте рецензируемый учебник имеет весомые преимущества, поскольку 1) интегрирует проблематику цифрового государственного управления и экономики; 2) излагаемый материал довольно глубоко проработан, о чём говорит, в частности, его солидный объём (22,0 печ. л.); 3) отражает отечественные реалии, российский взгляд на цифровое развитие. Сегодня уже можно говорить о том, что по ряду важных показателей цифровой трансформации России удалось преодолеть отставание от передовых стран мира.
Рецензируемый учебник состоит из пятнадцати глав. Объём учебника в 346 страниц позволяет основательно раскрыть заданную проблематику, при этом не перегружая обучающихся избыточным материалом. Сегодня, в эпоху Интернета, учебники-компендиумы в 500—600 и более страниц, особенно полиграфически не привлекательные, вряд ли полезны, в отличие от учебников-путеводителей.
Последовательность глав рецензируемого учебника совмещает структурный и отраслевой подходы. Условная первая его часть — с 1-й по 10-ю главы — посвящена цифровизации управления. В структурном плане рассматриваются такие темы, как цифровизация госуслуг и взаимодействия населения с государством; механизм управления цифровой трансформацией; особенности цифровых платформ, сервисов и экосистем; управление данными как фундамент цифровой трансформации; подготовка кадров, обладающих цифровыми компетенциями. Наряду с этим специальные главы посвящены цифровизации промышленности, социальной и налоговой сфер, государственного финансового контроля, деятельности Федерального казначейства. Возможно, не хватает характеристики цифровизации агросектора, транспорта и некоторых других сфер, хотя изложение данных вопросов привело бы к чрезмерному увеличению объёма учебника. Цифровизация экономики не-
посредственно рассматривается в главе 11, последующие главы расширяют данный концепт, будучи посвящены использованию сквозных технологий, государственному регулированию новой модели экономики, а также её экологической составляющей. Нетрудно заметить, что авторы учебника выводят цифровую экономику не как самостоятельный предмет изложения, а как производную от цифрового государственного управления. Это позволяет обеспечивать последовательность логики изложения материала и не дублировать результаты изысканий иных авторов.
Очень важно, что авторы учебника уделяют повышенное внимание анализу ключевых понятий цифровизации и цифровой трансформации. Данные понятия рассматриваются в единой логике информационного и цифрового развития и проецируются на временной континуум: так, компьютеризация и информатизация отнесены к прошлому, цифровизация — к настоящему, а цифровая трансформация - к будущему государственного управления. Водоразделом этапов цифрового развития служит характер использования компьютерных / информационных / цифровых технологий: компьютер как печатная машинка и базы данных в текстовых файлах и электронных таблицах (компьютеризация) — разрозненные ведомственные информационные системы (информатизация) — цифровые платформы, создаваемые в рамках одной либо смежных сфер и используемые различными ведомствами (цифро-визация), — системы на основе искусственного интеллекта (цифровая трансформация).
Цифровая трансформация трактуется как «качественное изменение отношений между субъектами в различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности общества как результат широкого внедрения цифровых технологий» (с. 16). По факту речь идёт о смене способа удовлетворения потребностей людей с учётом возможностей цифровых технологий.
Исходя из предложенной логики, нетрудно заметить, что, хотя сегодня многие официальные документы называются стратегиями цифровой трансформации, по факту в них идёт речь об информатизации и цифровизации управления. При этом нельзя говорить о том, что цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности — это их желаемое и целевое состояние: чрезмерная опора на искусственный интеллект чревата не только проблемами в области права, но и утратой качества человеческих отношений.
Смена этапов цифрового развития повлекла за собой изменение характера интернет-ресурсов, которое чётко прослежено в главе 3, посвящённой цифровым платформам, сервисам и экосистемам. Так, компьютеризация и появление Интернета в своё время обеспечили возможность появления статичных сайтов-витрин отдельных органов и организаций; информатизация как развитие баз данных создала предпосылки для появления интерактивных сайтов со встроенными полезными сервисами; цифровизация же знаменовала собой появление цифровых платформ, в логике которых сфера жизнедеятельности первична, а ответственные за неё органы — вторичны (как, например, ГИС ЖКХ, ГИИС «Электронный бюджет»).
Нужно отметить, что материал многих глав и параграфов учебника чётко структурирован. Так, в параграфе, посвящённом цифровым платформам,
последовательно раскрываются: назначение цифровых платформ (четыре позиции), аспекты их функционирования; а также их 12 признаков с относительно подробной, снабжённой примерами характеристикой каждого из них. Далее представлена классификация цифровых платформ по целому ряду логических оснований, обозначены требования к ним; схематически изображена структура цифровой платформы. Значение цифровых платформ раскрыто в 11 пунктах, после чего предложены четыре направления их совершенствования на перспективу. Точно так же полезной как студентам, так и практикам видится изложенная в учебнике типология цифровых сервисов и логика их развития.
В учебнике дана новаторская трактовка цифровой экосистемы как «социально-технической среды информационного взаимодействия, формируемой, как правило, вокруг популярной информационной системы путём интеграции в неё смежных сервисов, в том числе предоставляемых сторонними поставщиками, что позволяет более полно удовлетворять потребности пользователей» (с. 75). Развитие цифровых экосистем объясняется как экспансия некоторой платформы на прежде не свойственные ей сферы (например, «Сбербанк» изначально не имел отношения к фармацевтике, но появилась «СберАптека»). При этом недостаток предметных компетенций компенсируется масштабностью инвестиций и накопленными «смежными» ресурсами (например, клиентская база), что создаёт неоспоримое конкурентное преимущество по отношению к тем, кто всю жизнь занимался данным видом деятельности.
В главе учебника, рассказывающей о цифровизации промышленности, следует обратить внимание на параграф, посвящённый цифровым двойникам — виртуальным моделям объектов, систем, процессов или людей, акцентирующим их полезные свойства и отношения (с. 95). В данном параграфе чётко выделены семь функций и четыре принципа работы цифровых двойников, обозначена их важность как для производственников, так и для потребителей; представлена принципиальная схема цифрового двойника; раскрыто назначение СЛЬ8-технологий. Далее конструирование цифровых двойников соотнесено с четырьмя этапами жизненного цикла продукции — данное соответствие показано на специальной схеме. Значение цифровых двойников раскрыто по шести позициям; цели использования данной технологии спроецированы на сферы производства, бизнеса и государственного управления. Интересно, что дальнейшее развитие технологии цифровых двойников связывается с дополнением цифрового двойника объекта цифровым двойником субъекта управления. Ценно, что модель взаимодействия этих типов двойников представлена в виде отдельной схемы.
Большое значение для раскрытия проблематики цифровизации имеет глава 9, посвящённая данным как «кровеносной системе» новой модели экономики и управления.
Материалы главы прежде всего позволяют сопоставить понятия данных, информации и знаний. При этом данные рассматриваются как сырьё, обладающее потенциалом полезного применения; информация — как ресурс разви-
тия, а знания — как движущая сила, определяющая характер управленческих решений, подготавливаемых в том числе без участия человека (с. 171).
Заслуживает внимания авторский подход к определению понятия больших данных — их распространённая трактовка по принципу «трёх V» (volume — velocity — variety) подвергается критике как не раскрывающая качественного признака. Авторы убедительно доказывают, что величина данных («большие») является нечёткой, а значит, непродуктивной характеристикой. Напротив, изначальная неупорядоченность таких данных подразумевает особый подход к их хранению и обработке. Отсюда большие данные интерпретируются как «массивы неструктурированных данных (включая совокупности разнородных структурированных данных), получаемых из различных источников, в том числе посредством потокового сбора данных, обработка которых требует настройки специального алгоритма» (с. 173—174).
Предпринятая авторами дифференциация обычных и «больших» данных позволяет чётко провести различия между такими феноменами, как «хранилище» и «озеро данных», по признаку объёма затрат на этапе начальной подготовки данных либо на этапе их обработки. В связи с этим преимущества и недостатки организации озера данных расписаны детально и убедительно (с. 176). Помимо этого, рассматривается понятие фабрики данных как структуры, необходимой на этапе их процессинга.
Понимание способов получения данных, их хранения и обработки позволяет осмыслить полный цикл работы с данными, который в рецензируемом учебнике подробно описан и представлен в виде схемы (с. 179). В свою очередь, осмысление финального этапа данного цикла — дистрибуции данных — обеспечивает возможность осмысления понятия датасета и — шире — проблемы открытости государственных данных. Наряду с демонстрированием преимущества реализации принципа информационной открытости власти, авторы учебника предостерегают от того, чтобы открытость не угрожала информационной безопасности.
Изучение проблематики открытости данных сменяет перенос фокуса внимания на большой пласт проблем современной статистики, цифровизация которой, как можно надеяться, сделает её действенным инструментом решения государственных задач (с. 186—194). В качестве перспективы развития работы с данными в условиях цифровой трансформации управления рассматриваются вопросы формирования и функционирования систем поддержки принятия решений, основанных на предиктивной аналитике.
В главе, посвящённой цифровой экономике, обратим внимание на параграф 11.3, раскрывающий трансформацию ролей производителя, потребителя и посредника в условиях цифровизации общественных отношений. Данный параграф начинается со структурированного изложения изменений особенностей состава и функционирования рынков в условиях цифровиза-ции. В качестве важного закона цифровой экономики выведена возможность нелинейной динамики капитализации бизнеса. В самом деле, если некоторая уникальная идея может обеспечить высокую маржинальность уже на начальном этапе её реализации, то начинает цениться не владение материальными ресурсами, а интеллектуальный потенциал и капитал компаний; не столько завоевание рынков, сколько их удержание.
Выписывая обобщённый портрет потребителя в условиях цифровой экономики, авторы учебника систематизируют его новые привычки, а также тренды потребительского поведения. При этом внимание акцентируется на роли потребителя как трендсеттера - «законодателя мод». Чтобы образ потребителя не получился слишком идеалистичным, его характеристика сопровождается изложением рисков.
Не менее красочным получился у авторов и обобщённый потрет посредника. Очень важно, что был подмечен тренд частичного принятия на себя посредником функций производителя (например, реализация ритейлерами продуктов собственного производства, открытие операторами электронных торговых площадок собственных служб доставки).
Что же касается «отраслевых» разделов учебника, нельзя не отметить качественную проработку материалов о цифровизации налоговой сферы, финансового контроля и деятельности Казначейства, за которыми просматривается почерк научно-педагогических работников профильных кафедр Финансового университета при Правительстве РФ, а также глав о «зелёной» и «синей» экономике, в основе которых положены авторские разработки учёных Северного (Арктического) федерального университета.
Несмотря на отмеченные достоинства учебника «Цифровое государство и экономика», нельзя не упомянуть и о его отдельных недостатках. Так, мы полагаем, что заглавие «Цифровое государство и экономика» с разделительным союзом «и» - не очень удачный вариант, поскольку предполагает по факту два предмета внимания и несколько смазывает логику изложения. В последующих изданиях данный учебник можно было бы назвать, например, «Цифровое государственное управление», что будет подразумевать, среди прочего, и управление экономикой.
Проблематики управления в рассматриваемом учебнике заметно больше, чем классической экономики, что позволяет адресовать его, скорее, студентам направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», чем будущим экономистам. Так, в дидактической части практически полностью отсутствуют расчётно-аналитические задачи. Вместе с тем, это не снижает ценности учебника, поскольку концептуальное осмысление процесса цифровизации - первый и важный шаг на пути к тому, чтобы избежать рисков и направить данный процесс в необходимое для общества русло.
Хотя текст данного учебника, написанный более чем двумя десятками авторов, воспринимается как единое целое, что является результатом работы ответственных редакторов, отдельные главы и параграфы по внутреннему содержанию, плотности изложения, глубине проработки материала, уровню его структурирования и визуализации явно уступают другим. Полагаем, что авторы учтут данную критику при подготовке последующих изданий учебника. Также следует указать на то, что теоретические выкладки явно преобладают над учебно-методическими материалами, что, возможно, требует подготовки и выпуска практикума по данной теме в качестве отдельного издания.
В целом нужно сказать, что учебник отличается новизной подхода к проблематике цифрового управления, полнотой и структурированностью из-
ложения материала, обилием таблиц и графиков что делает его удобочитаемым и полезным для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Будем надеяться, что этот и подобные учебники станут значимым фактором, который будет обеспечивать адекватное понимание будущими управленцами возможностей и пределов цифровизации и цифровой трансформации государства и общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сергеев Л. И., Сергеев Д. Л., Юданова А. Л. Цифровая экономика : учебник для вузов / под ред. Л. И. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2023. 437 с. ISBN 978-5-534-15797-0.
2. Цифровая экономика : учебник / Д. В. Ковалев, Е. В. Маслюкова, А. Ю. Никитаева. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного фед. ун-та, 2022. 188, [1] с. ISBN 978-5-9275-3988-8. EDN VJBNRK.
3. Оверби Х., Одестад Я. А. Цифровая экономика: как информационно-коммуникационные технологии влияют на рынки, бизнес и инновации / пер. с англ. И. М. Агеевой, Н. В. Шиловой ; под науч. ред. М. И. Левина. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 288 с. ISBN 978-5-85006-391-7. EDN NFLWKE.
4. Налоговое администрирование в цифровой экономике : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Н. Д. Эриашвили, М. Е. Косов, С. П. Колчин и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с. ISBN 978-5-238-03731-8. EDN BTKVHU.
5. Управление рисками цифровой экономики : учебник / М. К. Черняков, М. М. Чернякова, Ш. И. Сулейманов ; под ред. М. К. Чернякова. Курск : Университетская книга, 2022. 247 с. ISBN 978-5-907627-32-1. EDN QAOSGG.
REFERENCES
1. Sergeev L. I., Sergeev D. L. and Yudanova A. L. Digital economy [Tsifrovaya ekono-mika] : A textbook for HEIs. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow : Urait; 2023. 437 p. (In Russ.). ISBN 978-5-534-15797-0.
2. Kovalev D. V., Maslyukova E. V., Nikitaeva A. Yu. Digital economy [Tsifrovaya ekonomika] : A textbook. Rostov-on-Don ; Taganrog : Southern Federal University Publ.; 2022. 188, [1] p. (In Russ.). ISBN 978-5-9275-3988-8.
3. 0verby H., Audestad J. A. Digital economics: How information and communication technology is shaping markets, businesses, and innovation. Transl. from English by I. M. Ageeva, N. V. Shilova; ed. by M. I. Levin. Moscow : Publishing House "Delo" at RANEPA; 2022. 288 p. (In Russ.). ISBN 978-5-85006-391-7.
4. Eriashvili N. D., Kosov M. E., Kosova S. P. [et al.] Tax administration in the digital economy [Nalogovoe administrirovanie v tsifrovoi ekonomike] : A textbook for students of higher educational institutions studying in the field of economics. Moscow : YUNITI-DANA; 2023. 455 p. (In Russ.). ISBN 978-5-238-03731-8
5. Chernyakov M. K., Chernyakova M. M., Suleimanov Sh. I. Risk management of the digital economy [Upravlenie riskami tsifrovoi ekonomiki] : A textbook. Ed. by M. K. Chernyakov. Kursk : Universitetskaia kniga; 2022. 247 p. (In Russ.). ISBN 978-5907627-32-1.
Поступила в редакцию/Received 12.02.2024.
Принята к печати /Accepted 20.02.2024.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Степанов Александр Аннаярович [email protected]
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления инновациями, МГИМО МИД России, Москва, Россия
AuthorID РИНЦ I RSCI: 442965
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Alexandr A. Stepanov [email protected]
Doctor of Economics, Professor; Professor, Department of Innovation Management, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia