Научная статья на тему 'Учебная задача как средство реализации развивающего прогностического обучения в высшем физкультурном образовании'

Учебная задача как средство реализации развивающего прогностического обучения в высшем физкультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗАДАЧ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скотникова А. В.

Развивающее прогностическое обучение в высшем физкультурном образовании опирается на разработку и внедрение в учебный процесс учебных задач, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности с элементами нерутинности и неопределенности. Особое место отводится такому виду учебных задач, как межпредметные, для решения которых необходимо непосредственно использовать знания из различных учебных дисциплин. Решение учебных задач, характерных для конкретного профиля специалистов (преподавателей физкультуры, тренеров, спортивных психологов, спортивных журналистов и т.д.) позволяет студенту мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, приобретать навыки анализа ситуаций, выявлять благоприятные обстоятельства, при которых предполагаемая профессиональная деятельность может протекать наиболее результативно, достигаться планируемые цели и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скотникова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная задача как средство реализации развивающего прогностического обучения в высшем физкультурном образовании»

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 28.09.2015 г.

А.В. Скотникова1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

LEARNiNG TASK iN IMPLEMENTATiON OF DEVELOPiNG PREDiCTiVE LEARNiNG iN HiGHER SPORTS EDUCATiON

A.V. Skotnikova1

1 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK), Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация Annotation

Развивающее прогностическое обучение в высшем физкультурном образовании опирается на разработку и внедрение в учебный процесс учебных задач, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности с элементами нерутинности и неопределенности. Особое место отводится такому виду учебных задач, как межпредметные, для решения которых необходимо непосредственно использовать знания из различных учебных дисциплин.

Решение учебных задач, характерных для конкретного профиля специалистов (преподавателей физкультуры, тренеров, спортивных психологов, спортивных журналистов и т.д.) позволяет студенту мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, приобретать навыки анализа ситуаций, выявлять благоприятные обстоятельства, при которых предполагаемая профессиональная деятельность может протекать наиболее результативно, достигаться планируемые цели и результаты.

Ключевые слова: учебная задача, развивающее обучение, прогностическое обучение, студенты физкультурного вуза, общая теория задач, учебно-познавательная деятельность.

Developing predictive learning in higher sports education is based on the development and implementation in the educational process of learning tasks, corresponding to the main structural components of teaching activities with nonconventional and undefined elements. Particular attention is paid to interdisciplinary learning tasks. To resolve such tasks one is to use the knowledge from different disciplines.

When solving learning tasks specific to a particular type of specialists (physical education teachers, coaches, sports psychologists, sports journalists, etc.) the student imagines himself in a professional situation, acquires skills to analyze situations, to see best conditions for alleged professional work to be most efficient and planned objectives and results to be achieved.

Keywords: learning task, developing education, predicitive learning, sports university students, general theory of tasks, educational and cognitive activity.

Введение. Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется на основе усвоения студентами содержания системы учебных предметов. Стержнем содержания учебного предмета служит учебная программа, которая обусловливает характер учебного процесса. Программа, фиксирующая содержание учебного предмета, в свою очередь, определяет характер учебного процесса [1]. Усвоение содержания учебных предметов должно способствовать формированию у студентов теоретического мышления, закономерности которого вскрываются материалистической диалектикой -как логикой и теорией познания, так и опирающейся на нее психологией. Теоретическое мышление формируется у студентов в процессе выполнения ими учебно-познавательной деятельности, основанной на решении проблемных ситуаций и задач (желательно межпредметных) [6], в содержании которых заложена необходимость выявления теоретических оснований, определяющих возможность разрешения

конкретных практических ситуаций. Поэтому содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебно-познавательной деятельности. Преподавание таких учебных предметов станет создавать благоприятные условия для развертывания учебно-познавательной деятельности студентов, а усвоение ими содержания этих предметов будет вместе с тем способствовать формированию у них теоретического мышления. Речь идет о создании новой концепции проектной культуры мышления специалистов, основанной на прогностических развивающих образовательных программах [3, 4].

Цели профессионального обучения (в том числе и высшего физкультурного образования) могут быть достигнуты путем овладения специалистами широким спектром способов решения задач и проблем в предметном и социальном контексте осваиваемой профессиональной деятельности (по А. А. Вербицкому, 1989, 1991). Данное обстоятельство

№ 1 • 2016 Январь | January

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

требует введения в процесс профессионального обучения студентов деятельностного подхода.

В то же время недостаточно полное обоснование понятия «учебная задача» применительно к высшему физкультурному образованию затрудняет разработку современных дидактических материалов, что обуславливает актуальность проведенного исследования.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование понятия «учебная задача» как средства прогностического обучения в подготовке специалистов физкультурной отрасли.

Результаты исследования и их обсуждение. В характеристике различных форм жизнедеятельности понятие «задача» выступает в максимальной обобщенности, синтезируя многообразие различных видов задач. Построение научного понятия «учебная задача» представляется возможным лишь в общей теории задач. В рамках этой теории задача и процессы ее решения рассматриваются безотносительно какой-либо предметной области [2, 5].

Задача рассматривается как диалектическое взаимодействие сущего и должного. Она характеризуется как система, обязательными компонентами которой являются предмет (в самом широком его понимании), находящийся в некотором актуальном состоянии, и требование задачи, т. е. модель требуемого состояния этого предмета. При этом требуемым может быть либо некоторое состояние, имеющееся ранее, которое надо восстановить, либо некоторое принципиальное новое состояние. Решение задачи состоит в переводе упомянутого предмета (предмета задачи) из актуального состояния в требуемое.

Под способом решения учебной задачи понимается определенный набор операций, посредством которого осуществляется перевод предмета задачи из исходного состояния в требуемое. Если обучаемый располагает набором необходимых в данном случае средств решения, то задача ему «по силам».

Различного рода проблемные ситуации в отличие от задачи в принципе допускают системное представление в виде последней, но еще не получают его. Они обычно возникают в том случае, когда на пути к цели обнаруживается препятствие, и назвать их задачей еще нельзя. Принято различать задачи, предусматривающие приведение в требуемое состояние непосредственно материальных предметов и задач, где в требуемое состояние необходимо привести модели материальных предметов, несущих о них определенную информацию.

Учебные задачи могут рассматриваться с точки зрения их количественных характеристик. Относительно решающих задачу субъектов наибольший интерес представляют такие характеристики задач этого типа, как:

• уровень субъективной трудности, т. е. мера фактического или предполагаемого расходования ресурсов на ее решение конкретным обучаемым;

• уровень объективной сложности, т. е. наиболее общая количественная характеристика структуры реального или эталонного процесса ее решения (соответственно речь идет об эталонной или реальной сложности);

• уровень проблемности (нерутинности), показывающий, в какой мере для ее решения необходимо выйти за пределы алгоритмов, находящихся в распоряжении субъекта;

• уровень нечеткости, под которым понимается уровень проблемности задачи.

Чаще всего понятие учебной задачи используется для описания определенных форм учебных заданий. С точки зрения общей теории задач, всякое задание - это частный вид задачи, отличающийся тем, что она в явной форме ставится перед тем, кто должен ее решать.

Повышение эффективности учебного процесса в физкультурно-педагогических вузах, по нашему мнению, предполагает разработку и внедрение таких учебных задач, при решении которых студенты получали бы возможность:

• самостоятельно анализировать изучаемые явления и педагогические процессы;

• устанавливать связи между явлениями, педагогическим воздействием и ответной реакцией;

• осознавать логику, последовательность педагогических действий;

• сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями;

• использовать знания при решении практических задач. Решение учебных задач, характерных для конкретного

профиля специалистов (преподавателей физкультуры, тренеров, спортивных психологов, спортивных журналистов и т. д.), позволяет студенту мысленно ставить себя в ту или иную профессиональную ситуацию, приобретать навыки анализа ситуаций, выявлять благоприятные обстоятельства, при которых наиболее результативно могут протекать предполагаемая профессиональная деятельность, достигаться планируемые цели и результаты.

Выводы. Развивающее прогностическое обучение в высшем физкультурном образовании опирается на разработку и внедрение в учебный процесс учебных задач, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности с элементами нерутинности и неопределенности. Особое место отводится такому виду учебных задач, как межпредметные, для решения которых необходимо непосредственно использовать знания из различных учебных дисциплин.

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физическая культура и спорт. - 1987. - 222 с.

2. Блеер А.Н. Анализ соответствия нормативных квалификационных требований профессионального стандарта «Тренер» реализации подготовки тренерских кадров в системы высшего профессионального образования в России / А.Н. Блеер, А.Г. Баталов, А.В. Скотникова, И.П. Космина // Теория и практика физ. культуры. -2015. - № 8. - С. 6-9.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение / В.И. Загвязин-ский - М.: Знание, 1987. - 80 с.

4. Захаров А.В. Формирование прогностических умений студентов педвуза через контекстное обучение [Текст] / А.В. Захаров // Молодой ученый. — 2013. - № 5. - С. 698-701.

5. Педагогика физической культуры и спорта /Под. общ. ред. С.Д. Неверковича. - М.: Изд-во «Академия», 2013. - 386 с.

6. Скотникова А.В. Подходы к разработке ситуационно-прогностических задач на междисциплинарной основе // Спортивный психолог. - 2014. - № 4 (35). - С. 77-81.

References

1. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy v fizicheskom vospitanii (Theory and methods of pedagogical research in physical education) / B.A. Ashmarin. - Moscow: Fizkul'tura i sport. - 1987. - 222 p.

2. Bleer A.N. Analiz sootvetstviya normativnykh kvalifikatsionnykh trebovaniy professional'nogo standarta «Trener» realizatsii podgotovki trenerskikh kadrov v sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii (Analysis of compliance of the regulatory qualification requirements of the professional standard "Coach" with implemented training of coaching staff in the higher education system in Russia) / A.N. Bleer, A.G. Batalov, A.V. Skotnikova, I.P. Kosmina // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 8. - P. 6-9.

3. Zagvyazinskiy, V.I. Pedagogicheskoe predvidenie (Pedagogical foresight) / V.I. Zagvyazinskiy - Moscow: Znanie, 1987. - 80 p.

4. Zakharov A.V. Formirovanie prognosticheskikh umeniy studentov pedvuza cherez kontekstnoe obuchenie (Formation of prognostic skills of pedagogical university students via the contextual education) / A.V. Zakharov // Molodoy ucheny. — 2013. - № 5. - P. 698-701.

5. Pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta (Pedagogics of physical culture and sport) / Ed. by S.D. Neverkovich. - Moscow: Akademiya, 2013. - 386 p.

6. Skotnikova A.V. Podkhody k razrabotke situatsionno-prognos-ticheskikh zadach na mezhdistsiplinarnoy osnove (Methods of development of situation-related predictive problems on an interdisciplinary basis) // Sportivny psikholog. - 2014. - № 4 (35). - P. 77-81.

10

http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2016 Январь | January

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.