ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 2 2019_
ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
УДК: 329.14
МЕЖДУНАРОДНАЯ УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. В. ПАЦУКЕВИЧ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 11.03.2019)
В статье автором рассматривается одна из актуальных проблем в мировом образовательном пространстве - международная учебная миграция иностранных граждан в России, которая относится к одному из типов социальной миграции. за определенные периоды времени. За определенные периоды времени анализируются основные тенденции изменения численности, контингента и географии присутствия иностранных студентов в российских вузах. При этом отмечаются лидирующие позиции отдельных стран постсоветского пространства и «дальнего зарубежья» по количеству обучающихся в учреждениях высшего образования Российской Федерации.
Ключевые слова: абитуриенты, иностранные студенты, российские вузы, образовательная миграция.
In the article, the author examines one of the urgent problems in the global educational space - international educational migration offoreign citizens in Russia, which belongs to one of the types of social migration. For certain periods of time, the main trends of changes in the number, contingent and geography of the presence offoreign students in Russian universities are analyzed. At the same time, the leading positions of individual countries of the former Soviet Union and the "far abroad" are noted in terms of the number of students in higher education institutions of the Russian Federation.
Key words: applicants, foreign students, Russian universities, educational migration.
Введение
В последние годы многие страны стремятся занять и упрочить господствующие позиции на международном рынке образовательных услуг, потеснив традиционных лидеров - США, Великобританию, Германию, Францию и Австралию. Согласно статистике, в 2017 г. ежегодный рост международного рынка экспорта высшего образования составил около 17 % и его объем превысил 200 млрд долл. При этом США контролирует треть мирового финансового образовательного оборота. По прогнозам исследователей, в перспективе - к 2025 году общая численность иностранных абитуриентов достигнет отметки в 8 млн человек. В условиях интенсификации протекания глобализационных процессов статья доходов от оказания образовательных услуг иностранным гражданам является одной из важных и значимых в государственном бюджете любой страны мира. Например, США зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем на них затрачивает. В этой связи актуализируется проблема стимулирования образовательных (учебных) миграций, являющаяся тем движущим фактором, который способствует росту конкурентоспособности государства и повышению его геополитического престижа. Более того, привлечение иностранных абитуриентов на обучение в зарубежные вузы - это еще и мера улучшения демографической ситуации. Так, согласно прогнозным показателям российских экспертов на ближайшую перспективу, к 2028 г. население на территории Российской Федерации уменьшится на 23 млн человек и по факту составит 124 млн человек [3]. Под влиянием вышеуказанных обстоятельств РФ интенсифицировала свои усилия в направлении стимулирования роста образовательной миграции.
Многоаспектность феномена образовательных миграций детерминирует поливариантность исследовательских подходов к изучению данного типа миграции. Например, известный российский исследователь В. И. Мукомель рассматривает роль образования как инструмента миграционной политики и политики интеграции. В сферу научного интереса Л. И. Леденевой, Е. В. Тюркановой и В. Н. Петрова входит анализ механизмов адаптации мигрантов к российской системе образования. В качестве
серьезных исследований по данному вопросу можно отметить работы доктора социологических наук Е. Е. Письменной и доктора экономических наук С. В. Рязанцева.
Основная часть
Согласно общепринятому определению, международная образовательная миграция представляет собой перемещения людей между странами с целью получения образования различного уровня в определенные сроки, по масштабу уступая только трудовым и вынужденным миграциям. Несмотря на то, что образовательную и учебную миграцию объединяет удовлетворение общей потребности в получении образования и повышения уровня квалификации, между ними есть все же различия. Во-первых, категория «образовательная миграция» гораздо шире благодаря включению в ее состав разнообразных стажировок, дополнительного образования, курсов, других форм повышения квалификации. Во-вторых, в качестве составляющей образовательной миграции можно выделить тот поток иностранных абитуриентов, которые ориентированы на конкретные учебные заведения (школы, колледжи, университеты).
Согласно данным ОЭСР и ЮНЕСКО, США занимает 22 %, Великобритании имеет 12 %, а на долю Германии, Франции и Австралии приходится соответственно от 8 % до 9 %, России, к сожалению, принадлежит всего около 3 % общемирового рынка [5].
Присутствие Российской Федерации на международном рынке образовательных услуг имеет свою историю, и позиции этого государства в глазах мировой общественности оценивались далеко неоднозначно. Так, в конце 80-х гг. ХХ в. СССР занимал почетное третье место после США и Франции по численному составу обучаемых иностранных студентов (126,5 тыс. чел., или 10,8% от общемирового показателя). Обращает на себя внимание тот факт, что за период с 1949 по 1991 год в советских вузах было подготовлено более 500 тыс. специалистов из 150 стран мира. За аналогичный временной промежуток по числу выпускников из вузов СССР лидировали страны социалистического лагеря восточноевропейского и балканского региона. На момент распада СССР иностранных специалистов готовили в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР. Из их - 23,5 тыс. обучалось в Москве, 16,5 тыс. - в Ленинграде, 8 тыс. - в Киеве, 5 тыс. - в Харькове, 4 тыс. - в Минске. В 16 городах численный состав иностранных студентов превышал 1 тыс. человек в каждом. Согласно данным, наиболее многочисленные группы иностранных студентов и аспирантов обучались в СССР из следующих государств: Монголии - 8,8 тыс., Вьетнама - 6,7 тыс., Кубы - 6,1 тыс., Афганистана - 6,1 тыс., Болгарии - 5,4 тыс., Сирии - 5,0 тыс., Йемена -3,6 тыс., Эфиопии - 3,5 тыс., Ливана - 3,4 тыс. человек [4].
Однако вскоре после распада СССР поток абитуриентов из этих государств резко сократился, поскольку Россия долгое время не уделяла достаточного внимания решению этого вопроса. К сожалению, с 1992 г. Россия сдала позиции лидерства в сфере оказания образовательных услуг иностранным гражданам, переместившись со 2-го на 8-е место в списке стран-экспортеров высшего образования. Количество иностранных студентов из стран «дальнего» зарубежья в российских вузах сократилось в 2-3 раза. С 1992 г. был полностью прекращен набор иностранных граждан по государственной линии.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в сравнении с советским периодом численность иностранных студентов в России возросла. Данный рост вызван наличием субъективного фактора -распадом СССР. Дело в том, что после этого события студенты из стран СНГ и Балтии в одночасье стали иностранцами в Российской Федерации, и автоматически вошли в состав иностранных студентов, увеличив их численность.
В 90-е гг. наметилась тенденция спада и лишь в начале 2000-х гг. ситуация с численностью иностранных студентов стала меняться в сторону увеличения. В 2006 г. России удалось достигнуть уровня СССР по обучению иностранных граждан. По статистике, уже в 2009 г. в РФ обучалось 140 тыс. иностранных студентов (7-е место в мире по количеству иностранных студентов). В настоящее время к числу основных импортеров российских образовательных услуг относят страны СНГ (35,6 %) и Азии (38,7 %) [3].
В последние десять с лишним лет наблюдается интенсивный рост присутствия иностранных граждан в российских вузах. Для сравнения проследим его динамику за несколько лет. Так, в 2012/2013 учебном году в России прошли обучение 139,6 тыс. человек. В 2014/2015 академическом году, число иностранцев, обучающихся в российских вузах по программам очного обучения, составило 150 тыс. человек, а всего по различным программам обучения - более 250 тыс. Это, в свою очередь, позволило России подняться на 6-е место в мире среди стран-экспортеров в области образования и укрепить свой международный авторитет. В 2015/2016 учебном году в Российской Федерации произошел серь-
езный скачок вверх - уже 296 455 иностранных студентов, что составило 5 % от общего числа всех студентов [6].
Необходимо отметить, что самый высокий процент иностранных студентов на всех уровнях подготовки и форм обучения получают образование в высших учебных заведениях Центрального федерального округа РФ. На сегодняшний день на территории Российской Федерации граждане других государств проходят обучение в 778 высших учебных заведениях (в 96 % головных российских вузах и 75 % филиалах). При этом распределение общей численности происходит неравномерно, так как в соотношении на 90% вузов и филиалов приходится лишь 20 % иностранных студентов. Их средняя доля присутствия в федеральных университетах составляет 4,2 %, что на порядок ниже, чем в национальных исследовательских университетах - 6,9 %. В ведущих вузах, включая Российский университет дружбы народов (РУДН), по большому счету обучается около четверти (24 %) иностранных студентов. Среди них наиболее популярными (после РУДН) являются Томский политехнический университет (граждан других стран среди студентов вуза - 21 %), Московский институт стали и сплавов (16 %). К числу менее востребованных относятся следующие российские вузы: Санкт-Петербургский академический университет (нет иностранных студентов), Северо-восточный федеральный университет имени М. К. Амосова (менее 1 %).
К числу наиболее предпочтительных регионов для абитуриентов из стран СНГ относятся следующие: Москва (25 %), Санкт-Петербург (9 %), Омская область (96 %), Томская область (5 %). Больше всего иностранных студентов из стран «дальнего зарубежья» обучается в Москве (26 %), Санкт-Петербурге (12 %), Курской области (4 %), Республике Татарстан (3 %). Удивляет тот факт, что Москва не пользуется популярностью лишь среди стран Австралии и Океании (10 из 21 студента обучаются в Томской области) [7].
Большая часть иностранных граждан приходится на граждан постсоветского пространства, теперь уже СНГ (79 % от общего числа иностранных студентов). К их числу относятся: Казахстан (36 %), Узбекистан (11 %), Украина (11 %), Туркменистан (9 %), Беларусь (8 %). Как мы видим из данных, самая многочисленная группа абитуриентов на постсоветском пространстве приезжает из Казахстана. В этой стране существенно упрощает процедуру поступления в зарубежные вузы, в том числе и в российские, то обстоятельство, что по международному договору казахские абитуриенты не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании. За счет популяризации российских образовательных услуг в виде более низкой стоимости образования, доступных форм обучения (дистанционной и заочной), обучения на русском языке произошло увеличение числа узбекских студентов на 17 %. Ими наиболее востребованы специальности, связанные с финансами и юриспруденцией. Поток студентов с Украины увеличивается в основном за счёт граждан из самопровозглашённых республик Донбасса ЛНР и ДНР. Из западной части этой страны абитуриенты достаточно редко отправляются на обучение в РФ [6].
Самая многочисленная группа иностранных студентов, представляющих «дальнее зарубежье», прибывает в российские вузы из Китая (57 %). Следующий по критерию представленности географический регион - Северная Африка и Ближний Восток (19 %). За последние годы выросло число абитуриентов из Сирии благодаря тому, что за три года в местных школах русский язык стал обязательным для изучения. Более того, статистические данные свидетельствуют о том, что в российских вузах также обучаются лица (4958 чел.) с отсутствием гражданства.
Необходимо отметить, что такая ситуация с контингентом иностранных абитуриентов сложилась относительно недавно. Еще более четверти века назад в первой десятке стран, направляющих своих граждан на обучение в СССР, лидировали такие государства, как Монголия, Афганистан, Вьетнам, Куба, Болгария, Сирия, Йемен, Эфиопия и Ливан. К середине 2000-х гг. в их сменили Китай, Казахстан, Вьетнам, Индия, Южная Корея, Узбекистан и Украина. Сейчас в российских вузах доминируют граждане из стран постсоветского пространства - Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Украины, Белоруссии, Азербайджана. Это стало результатом целенаправленных действий по позиционированию России как образовательного и научного центра на постсоветском пространстве. В связи с этим известный российский исследователь А. Л. Арефьев выделил несколько основных причин роста спроса на российское образование: во-первых, в странах СНГ сокращается число вузов с обучением на русском языке. Во-вторых, из-за разницы валют, начиная с 2014 г., обучаться в России стало очень выгодно, так как в среднем это обходится в 3-4 раза дешевле, чем в США или Европе. В-третьих, значительно улучшились социально-бытовые условия студенческого проживания. В-четвертых, увеличилось количество англоязычных программ. Кроме того, по мнению А. Арефьева, очень важную
роль в популяризации российского образования сыграло и то, что за последние десять лет в стране резко сократилось число случаев проявления национализма и расизма [1].
Из государств, представляющих «дальнее зарубежье», в первой десятке стран лидируют только три - Китай, Индия и Вьетнам. Причина видится в том, что за прошедшее время меньшее внимание со стороны России уделялось Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), жители которого составляют на сегодняшний день наиболее активный академический контингент. Это происходит потому, что идет динамичное развитие данного региона планеты, который обладает колоссальным людским потенциалом и испытывает серьезный недостаток квалифицированных специалистов. На ближайшую перспективу Азиатско-Тихоокеанский регион может стать для России новым, но отнюдь не единственным направлением в продвижении экспорта национальных образовательных услуг. Более того, российские вузы должны интенсифицировать усилия по проведению целенаправленной политики экспорта своих услуг в тех государствах и регионах, которые сегодня наиболее в нем заинтересованы, совместив при этом уникальность традиций российского образования и накопленный богатый опыт обучения граждан из разных стран [7].
В 2017/2018 учебном году число желающих учиться в России более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот. Обращает на себя внимание тот факт, что уже несколько лет подряд наблюдается тенденция устойчивого роста интереса со стороны иностранцев к обучению в России, причем как на бюджетной, так и на платной основе. Необходимо отметить, что в сравнении с вступительной кампанией 2016/2017 учебного года, в 2017/2018 учебном году было подано более 70 тыс. заявок, что, в свою очередь, говорит об увеличении числа желающих учиться в России на 25 %. Причем большинство иностранцев учится на платной основе [2].
По предварительным прогнозам экспертов в сфере образования, к 2020 г. в России должны будут проходить обучение 274,9 тыс. иностранных студентов, из которых очно - 199,3 тыс., а к 2030 г. численность этой категории студентов увеличиться до 570 тыс. человек (по очной форме - 413,2 тыс.). Кроме того, численность иностранных аспирантов, обучающихся очно в России, также будет увеличиваться до 11,3 тыс. чел. в 2030 г. [6].
Заключение
Таким образом, за два последних десятилетия на российском рынке образовательных услуг наблюдается тенденция существенного увеличения численности иностранных студентов и укрепления их присутствия. Причем такой стремительный рост был обусловлен с одной стороны - объективной причиной в виде пополнения российских вузов из числа студентов стран «дальнего зарубежья», а с другой - таким субъективным фактором, как превращение студентов постсоветского пространства в иностранных граждан, что обеспечило общий рост численности иностранце в учреждениях высшего образования. Даже несмотря на относительно стабильные показатели численности иностранных студентов, обучавшихся в вузах РСФСР/РФ, их количество в абсолютном выражении (за исключением спада в 2000/2001 учебном году) на протяжении долгих лет имеет все же положительную динамику. Более того, в российских вузах наблюдается тенденция расширения географии присутствия иностранных абитуриентов на фоне постепенного роста их численности. Сегодня результаты образовательной миграции можно считать одним из наиболее значимых проявлений конкурентных преимуществ российской системы образования в мировом масштабе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьев, А. Л. Экспорт российских образовательных услуг / А. Л. Арефьев, А. Ф. Шереги. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - С. 360.
2. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya - Дата доступа: 08.11.2018.
3. Выхованец, О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России / О. Д. Выхованец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// wwww.demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php - Дата доступа: 06.04.2019.
4. Голубев, В. К., Горчаков Г. Е., Мышелов В. П., Хомяков А. М. Уроки прошлого в современном ракурсе// Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 90-95.
5. Гороховатская, Н. В. Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования / Н. В. Гороховатская. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// wwww.russia.edu.ru/files/materialGstatic/3933/-Gorohov. - Дата доступа: 06.04.2019.
6. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwww/ucheba.ru/article/2895 - Дата доступа: 08.11.2018.
7. Краснова, Г. А. Продвижение образовательных услуг российских вузов на зарубежные рынки / Г. А. Краснова -М.: РАНХиГС,2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://docplayer.ru/80885447-Prodvizhenie-obrazovatelnyh-uslug-rossiyskih-vuzov-na-zarubezhnye-rynki.html - Дата доступа: 06.04.2019.