Научная статья на тему 'Учебная миграция на Северном Кавказе: причины, география и возможные проблемы'

Учебная миграция на Северном Кавказе: причины, география и возможные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTHERN CAUCASUS / АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ / ADAPTATION AND INTEGRATION OF MIGRANTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чихичин Василий Васильевич

В статье анализируются социально-экономические причины учебной миграции на Северном Кавказе, выявляется география выезда и въезда студентов, а также обозначаются проблемы, связанные с миграцией северокавказской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чихичин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION IN THE NORTH CAUCASUS: CAUSES, GEOGRAPHY AND POSSIBLE PROBLEMS

The article analyzes the socio-economic causes of educational migration in the North Caucasus, reveals the geography of the entry and exit of students, and also indicated the problems associated with migration of the North Caucasian youth.

Текст научной работы на тему «Учебная миграция на Северном Кавказе: причины, география и возможные проблемы»

удк 314.72 В. В. Чихичин [V. V. Chihichin]

учебная миграция на северном КАВКАзЕ: причины, ГЕОГРАФИЯ и возможные проблемы*

Educational migration in the North Caucasus: causes, geography and possible problems

В статье анализируются социально-экономические причины учебной миграции на Северном Кавказе, выявляется география выезда и въезда студентов, а также обозначаются проблемы, связанные с миграцией северокавказской молодежи.

Ключевые слова: учебная миграция, Северный Кавказ, адаптация и интеграция мигрантов, социально-экономические проблемы.

The article analyzes the socio-economic causes of educational migration in the North Caucasus, reveals the geography of the entry and exit of students, and also indicated the problems associated with migration of the North Caucasian youth.

Key words: educational migration, the Northern Caucasus, adaptation and integration of migrants, socio-economic problems.

Современное население в территориальном плане довольно мобильно. Для перемещения людей в настоящее время практически нет преград: ни идеологических, ни законодательных, ни военизированных, ни ментальных или психологических. А если какие-то барьеры возникают, то наработаны механизмы их нелегального преодоления. Факторы миграционной активности разные, но ведущие все-таки - социально-экономические. Поиск работы, средств к существованию, удовлетворение профессиональных и карьерных амбиций, создание семьи и налаживание быта - все это только часть причин постоянной или временной смены места жительства. Довольно часто стремление к чему-то лучшему одновременно является и бегством от неблагоприятной социально-экономической ситуации. Отъезд на новое место жительства - это достаточно быстрое и кардинальное решение жизненных трудностей.

Наиболее успешной, на наш взгляд, но при этом, правда, долговременной моделью миграционного поведения, связанного с адаптацией к социально-экономическим проблемам, является учебная миграция. Она дает

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ (проект № 13-06-00462)

серьезные основания для укоренения на месте получения профессионального образования, а для многих - является неплохим подготовительным трамплином для еще более крутого пространственного перемещения.

В данной статье нами предпринята попытка анализа основных причин, масштабов и последствий учебной миграции в нашей стране на примере наиболее неблагополучного в социально-экономическом плане российского макрорегиона - Северного Кавказа1.

Учебные миграции:

понятие и общероссийские тенденции.

Определение учебной миграции очень простое и не требует особых пояснений - это миграция с целью получения или продолжения образования [3]. Данный процесс чаще изучается российскими учеными в контексте международной миграции2. Обусловлено это, скорее всего, двумя совершенно не связанными друг с другом причинами. Первая - попытки России внедриться в мировое, в первую очередь европейское образовательное пространство, актуализирует научные исследования масштабов и результатов академического обмена абитуриентами и студентами между нашей страной и её основными партнерами.

Вторая причина - статистические особенности учета, а вернее, «неучета» внутрироссийской учебной миграции: выезд или въезд с целью получения профессионального образования как причина смены места жительства просто-напросто нигде не фиксируется. Студенты никак не отмечаются по месту прописки, то есть по месту рождения (с составлением

1 В границах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

2 См., например: Полетаев Д. В., Дементьева С. В. Инновационные стратегии развития международного образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия Томского политехнического университета, № 6. 2010. С. 128-134; Полетаев Д. В. Роль учебной миграции из зарубежных стран в социально-экономическом и демографическом развитии России // Демоскоп-Weekly [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php http:// demoscope.ru/weekly/2008/0345/analit07.php - _FNR_1; Рязанцев С. В., Письменная Е. Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России // Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Т. 1. Ч. 2 / НП РСМД; под ред. И. С. Иванова. М.: Спецкнига, 2013. С. 452-463; Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. 210 с.

листка статистического учета мигранта), а на месте учебы регистрируются по месту пребывания.

Причем проблемы учета мигрантов характерны и для международного обмена. Данные ведомственной статистики (ФМС РФ и Минобрна-уки России) не сопоставимы друг с другом. Значительные различия в ней наблюдаются в динамике с 1991 г. (например, в 2004 г. ФМС зарегистрировала в 15 раз меньше студентов, чем Министерство образования, в 2010 г. - в 14 раз). Центральный банк данных по учету иностранных граждан, который с 2000 г. ведет ФМС, пока несовершенен и в текущем состоянии применительно к учебной миграции использован быть не может. В России нет точного учета учебной миграции, и органы государственной власти не имеют данных для выработки политики и управления учебной миграцией в стране [10, с. 18].

Сопоставление данных Минобразования о числе студентов, нуждающихся в общежитии, и Росстата о числе лиц, сменивших место жительства в связи с учебой, показывает, что в настоящее время государственная статистика ежегодно недоучитывает как минимум 10-12 тысяч внешних и не менее 50 тысяч внутренних мигрантов, прибывших на учебу в Россию [11].

Попробуем определить масштабы и основные потоки внутренней российской учебной миграции по нескольким косвенным данным. Согласно статистике Минобрнауки России за 2011-2012 учебный год, число нуждающихся в общежитиях составляет 13 % студентов3, то есть около 800 тысяч человек. С определенной долей вероятности можно предположить, что примерно такое число студентов в нашей стране и являются учебными мигрантами. По данным Росстата численность иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, составляет чуть более 160 тыс. человек4. Исходя из этого, можно определить, что в настоящее время в российском пространстве проживает примерно 650 тыс. человек, которые совершили внутристрановые перемещения ради получения профессионального образования. Эта цифра, конечно, весьма условна, но она дает хоть какое-то представление о масштабах внутренней образовательной миграции.

3 http://izvestia.rU/news/544544#ixzz2x9i32RWN.

4 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 223.

Таблица 1. СТАТИСТИКА ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В 2013 ГОДУ

Регион Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ5 Кол-во принятых в вузы6 Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ Средний балл ЕГЭ при поступлении7

Санкт-Петербург 22,5 36,6 1,6 72,8

Томская область 5,4 7,8 1,4 69,2

Москва и Московская область 85,5 85,2 1 74,3

Орловская область 3,4 3,1 0,9 66,3

Новосибирская область 14,2 13,1 0,9 68,6

Воронежская область 11,6 9,2 0,8 66

Ивановская область 4,6 3,9 0,8 63,1

Ярославская область 5,5 4,2 0,8 66,3

Хабаровский край 6,7 5,5 0,8 62

Рязанская область 5,5 3,8 0,7 67

Ростовская область 20,5 14,5 0,7 65,6

Республика Мордовия 4,2 2,8 0,7 67

Республика Татарстан 20 13 0,7 69,7

Самарская область 15,9 11,8 0,7 66,7

5 Данные официального информационного портала единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/.

6 Данные Мониторинга качества приема государственных вузов России в 2013 г., проводимого НИУ «Высшая школа экономики» // http://www.hse. ru/ege/second_section2013/.

7 Там же

Регион Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ5 Кол-во принятых в вузы6 Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ Средний балл ЕГЭ при поступлении7

Саратовская область 12,7 8,6 0,7 68

Иркутская область 13,6 9,5 0,7 61,4

Омская область 11,4 8,4 0,7 62,4

Белгородская область 8,8 5,3 0,6 70

Курская область 5,8 3,7 0,6 70

Тамбовская область 5 2,8 0,6 61,4

Калининградская область 4,9 2,7 0,6 64,9

Волгоградская область 12,3 6,8 0,6 65,1

Республика 6 Северная Осетия-Алания 3,3 0,6 67,3

Республика Марий Эл 3,7 2,2 0,6 61,6

Удмуртская Республика 7,5 4,5 0,6 62,1

Кировская область 6,3 3,7 0,6 65,1

Ульяновская область 6 3,7 0,6 63,9

Свердловская область 21,4 13,9 0,6 68,2

Тюменская область 11,8 6,8 0,6 66

Красноярский край 17,8 10,3 0,6 65,5

Приморский край 10

5,8

0,6

61,2

Регион Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ5 Кол-во принятых в вузы6 Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ Средний балл ЕГЭ при поступлении7

Костромская область 3,3 1,6 0,5 58,9

Тверская область 6,1 3 0,5 64,6

Новгородская область 2,8 1,3 0,5 66

Республика Адыгея 2,5 1,3 0,5 57,7

Астраханская область 4,1 2 0,5 65,1

Пермский край 12,6 6,7 0,5 67,5

Нижегородская область 15,8 8,6 0,5 68,3

Оренбургская область 9,3 4,4 0,5 65,7

Челябинская область 15,9 7,6 0,5 65,2

Республика Бурятия 6,2 3 0,5 56,6

Алтайский край 12,5 5,7 0,5 63,4

Кемеровская область 12 5,6 0,5 62,3

Амурская область 4,7 2,3 0,5 54,4

Владимирская область 6,1 2,3 0,4 63,5

Липецкая область 5,5 2,2 0,4 60,5

Смоленская область 4,5 1,8 0,4 70,2

Тульская область 7,2 3,2 0,4 64,8

Регион Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ5 Кол-во принятых в вузы6 Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ Средний балл ЕГЭ при поступлении7

Республика Карелия 3,8 1,6 0,4 65,4

Республика Коми 5 1,9 0,4 60,8

Вологодская область 5,4 2,3 0,4 59,9

Краснодарский край 22,9 10,2 0,4 69

Ставропольский край 13,7 5,5 0,4 68,4

Республика Башкортостан 23,4 9,7 0,4 68,3

Пензенская область 7 3,1 0,4 66

Курганская область 4,3 1,7 0,4 54,4

Республика Алтай 1,4 0,5 0,4 55,3

Республика Саха (Якутия) 9,7 3,4 0,4 61,3

Брянская область 7,5 2,6 0,3 64,2

Архангельская область 6,8 2,1 0,3 66,7

Мурманская область 3,6 1 0,3 66,8

Псковская область 3,3 1,1 0,3 64,6

Республика Калмыкия 2,6 0,8 0,3 61,9

Кабардино-Балкарская Республика 6,5 2 0,3 63

Карачаево-Черкесская Республика 3,1 0,9 0,3 54

Регион Кол-во выпускников 11 классов, сдававших ЕГЭ5 Кол-во принятых в вузы6 Отношение кол-ва принятых в вузы к выпускникам школ Средний балл ЕГЭ при поступлении7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чеченская Республика 11,7 3,3 0,3 57,4

Чувашская Республика 7,7 2,6 0,3 66,3

ХМАО 9,8 2,8 0,3 63,7

Республика Хакасия 2,7 0,8 0,3 63,5

Забайкальский край 7,1 2,4 0,3 57,7

Камчатский край 1,8 0,5 0,3 56,2

Магаданская область 1 0,3 0,3 53,5

Сахалинская область 2,8 0,7 0,3 56,3

Еврейская автономная область 1 0,3 0,3 51,6

Калужская область 4,6 0,8 0,2 65,7

Республика Дагестан 25,3 6,3 0,2 64,5

Республика Ингушетия 4,5 0,6 0,1 67,8

Республика Тыва 3,6 0,7 0,1 58,9

Ленинградская область 5,6 0,2 0,03 64

Выявить регионы России, которые «отдают» и принимают абитуриентов можно, посчитав соотношение количества выпускников 11 классов и количества студентов, принятых на очную форму обучения в высшие учебные заведения (табл. 1). Если оно больше единицы, то значит, реги-

он привлек абитуриентов из-за своих границ. Даже если это соотношение равно или немного ниже единицы, то также высока вероятность притока абитуриентов с других территорий. Иначе получается, что подавляющее большинство выпускников школ поступают в местные вузы, что нереально даже в современных условиях «всеобщего» высшего образования.

Предположительной является еще одна закономерность. Если в регионе отношение количества абитуриентов, принятых в вузы, к количеству выпускников школ близко к единице и достаточно высок средний балл ЕГЭ, то это говорит о том, что сюда абитуриенты приезжают из других регионов. Если же средний балл ЕГЭ при таком соотношении низок, то, скорее всего, региональные вузы «собирают» максимальное количество абитуриентов со «своей» территории.

В число субъектов Российской Федерации, которые принимают учебных мигрантов, входят: Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Томская, Орловская, Новосибирская, Воронежская, Ярославская, Саратовская области. Регионы, за пределы которых молодежь выезжает с целью получения высшего образования, сосредоточены в основном на периферии страны:

- Европейский север - Архангельская и Мурманская области;

- Северный Кавказ - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня, Дагестан, Ингушетия;

- Сибирь и Дальний Восток (республики Хакасия и Тыва, Забайкальский и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области).

Ряд регионов, отдающих абитуриентов, являются соседями более сильных с точки зрения высшего образования территорий: Брянская, Псковская, Калужская, Ленинградская области, Ханты-Мансийская автономная область, республики Калмыкия и Чувашия.

Ситуацию с учебной миграцией в нескольких регионах трудно однозначно оценить, так как доля местных выпускников школ, поступивших в вузы достаточно низка (40-60%), но высокий средний балл ЕГЭ свидетельствует о том, что далеко не только они поступают учиться в местные вузы. Это Белгородская, Курская, Свердловская, Нижегородская, Смоленская, Тюменская области, Республика Северная Осетия-Алания, Пермский и Ставропольский края. Так, более 20 % студентов, обучающихся в

крупнейшем ставропольском вузе, приехали из соседних северокавказских республик8.

Анализ географии учебной миграции показал, что одной из самых крупных российских территорий выезда студентов являются республики Северного Кавказа. Основная причина этого - характерный для них низкий уровень социально-экономического развития, побуждающий северокавказскую молодежь искать более благоприятные места жизни и работы, в том числе и посредством переезда в связи с получением высшего образования.

Социально-экономические проблемы Северного Кавказа как фактор учебной миграции.

По данным рейтинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2012 года [6] почти все республики Северного Кавказа относятся к группе «аутсайдеров». Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Дагестане - 63-е место из 83. Далее следуют Карачаево-Черкессия (74-е место) и Чечня (76-е место). Ближе к концу списка на 78-е и 79-е местах разместились Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Замыкает рейтинг Ингушетия (81-е место).

Дагестан занимает лидирующие позиции среди северокавказских республик по показателям объема производства товаров и услуг и объема инвестиций в основной капитал на душу населения, Карачаево-Черкесия - по доле прибыльных предприятий, Чеченская Республика - по объемам доходов консолидированного бюджета на одного жителя (что объясняется внушительными государственными «вливаниями»), Северная Осетия - по низкому уровню безработицы, в Кабардино-Балкарии - наименьшая младенческая смертность. На фоне всей России Северный Кавказ выгодно отличается только по средней продолжительности жизни - его регионы занимают первые 7 мест.

Факторы, которые наиболее благоприятно влияют на социально-экономическое развитие территорий в России, на Северном Кавказе из-за специфики ситуации в постсоветское время не работают. Неконкурентоспособная промышленность республик пережила сильнейший спад в 1990-

8 Информация с официального сайта Северо-Кавказского федерального университета // http://www.ncfu.ru/vizitnaya-kartochka-severo-kavkazsko-go-federalnogo-universiteta.html.

е гг. Крупные предприятия тяжелой промышленности либо закрыты, либо с трудом выживают, резко сократив объемы производства [9].

Все регионы СКФО имеют сельскохозяйственную специализацию, а аграрный сектор в России пока малоэффективен и не создает большой добавочной стоимости. Сельское хозяйство, несмотря на рост объемов производства в последние годы, по-прежнему не способно выступить в качестве драйвера роста в регионах с депрессивным состоянием промышленности. В результате большинство территорий, в значительной степени ориентированных на аграрный профиль, по-прежнему являются отстающими в социально-экономическом плане [6].

Республики СКФО являются антилидерами по степени напряженности ситуации на рынке труда, что наблюдается уже достаточно давно, несмотря на определенные усилия федеральной и региональных властей. Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Ингушетии: почти половина её жителей не имеет работы. Еще в двух регионах - Кабардино-Балкарии и Дагестане - уровень безработицы составляет более 10 %. Есть мнение, что такие показатели недостоверны, так как для населения этих республик характерна теневая занятость [2].

Неблагополучная ситуация на рынке труда большинства республик Северного Кавказа наталкивает на мысль о неоднозначной оценке эффекта их демографического потенциала, кстати, наибольшего в России. Из-за высокой рождаемости приток молодежи на рынок труда постоянно растет, а новых легальных рабочих мест создается мало из-за многочисленных институциональных и прочих барьеров [2].

На 1 января 2013 г. на территории СКФО проживало почти 2 млн. 300 тыс. человек моложе трудоспособного возраста. Если в целом по России эта группа жителей составляет 17 % населения, то здесь - почти четвертую часть. На Северном Кавказе проживает 9 % всего населения России моложе трудоспособного возраста при том, что общая численность населения Северного Кавказа составляет 7 % населения страны (табл. 2).

Наиболее высока доля молодого населения в Чеченской Республике (35 %), Республике Ингушетия (31 %) и Республике Дагестан (27 %). В тоже время при таком большом проценте молодежи масштабы набора в северокавказские высшие учебные заведения относительно небольшие. Они принимают и социализируют до трети выпускников школ при половине в России в целом. Сеть высших учебных заведений (со всеми филиалами) в СКФО хотя и достаточно разветвленная (более 90 учреж-

Таблица 2. НАСЕЛЕНИЕ МОЛОЖЕ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

ПО ОКРУГАМ РФ НА 1 ЯНВАРЯ 2013 Г.9

Федеральные округа Численность, тыс. чел. Доля в общей численности населения округа, %

Центральный 5575,9 14,0

Северо-Западный 2052,4 15,0

Приволжский 4988,8 17,0

Южный 2296,4 17,0

Северо-Кавказский 2288,7 24,0

Уральский 2213,4 18,0

Сибирский 3569,4 19,0

Дальневосточный 1125,0 18,0

Россия 24110,0 17,0

дений10), но не имеет ресурсов для удовлетворения потребности в получении качественного профессионального высшего образования такого большого количества молодых людей. Более 20 вузов и филиалов в 2014 году признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации11.

Такое жесткое противоречие между демографическим благополучием, столь необходимым России, и напряженностью на рынке труда и образовательных услуг является мощнейшим толчком к миграциям населения из республик Северного Кавказа, в том числе и молодежи в образовательных целях. Социально-экономическая нестабильность и наиболее

9 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - С. 55.

10 По данным федерального портала «Российское образование», http:// www.edu.ru/abitur/act.4/index.php.

11 По данным Минобрнауки России, Ь|Нр://минобрнауки.рф/новости/3873/ файл/2673/ДЛ-33_05пр%20от%2013.12.2013%20%282%29^Г

наглядное её проявление - безработица заставляют людей, даже уже имеющих профессиональное образование, уезжать отсюда в другие регионы страны.

Нетрудно предположить, что в ближайшей перспективе основными учебными мигрантами будут абитуриенты из Чечни, Ингушетии и Дагестана, треть и более населения которых составляют люди моложе трудоспособного возраста. Есть экспертное мнение, что в вузы Москвы поступает в среднем тысяча абитуриентов с Северного Кавказа в год, но если брать всю Россию, то, естественно, гораздо больше [1].

Кроме демографии и экономики, которые лежат в основе анализируемого нами процесса, большое влияние на него оказывают трудности межэтнического взаимодействия. Но в этом, случае, правда, учебными мигрантами становится славянское население. Так, согласно исследованию «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни» [5], представленному в сентябре 2013 года в Общественной палате Российской Федерации, практически вся (79 %) русская молодежь, проживающая в республиках Северного Кавказа, готова покинуть свою малую Родину и перебраться в другой российский регион.

Получая такой ощутимый уже сейчас, а в будущем и более мощный, миграционный поток молодежи с территории Северо-Кавказского федерального округа, население и власти многих российских регионов столкнутся с новыми для них проблемами, решать которые необходимо только в цивилизованном русле гармонизации межнациональных и межкультурных взаимоотношений. А пока проблема только раздувается, и не без участия средств массовой информации.

Проблемы и последствия северокавказской учебной миграции.

В 2013 году в школах Северного Кавказа прозвучал последний звонок почти для 71 тыс. учащихся 11 классов, это 11 % всех российских выпускников. Только треть (31 %) из них, или 22 тыс., поступили в высшие учебные заведения этого макрорегиона. При этом очевидно, что в вузы СКФО практически не приезжают абитуриенты из других федеральных округов. А вот выходцев из северокавказских республик становится все больше в университетах, институтах и академиях Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов, не говоря уже о соседнем Ставропольском крае. В связи с этим, к сожалению, в обществе

усиливается мигрантофобия и осложняются межэтнические отношения, и так далекие от гармоничных.

Летом 2013 года в СМИ появилось несколько публикаций, с претензией на сенсацию, освещающих проблемы, связанные с поступлением северокавказских абитуриентов в вузы Москвы12. Используя эти «жареные» материалы, составим портрет студентов-кавказцев в Москве и те трудности, которые возникают в связи с их миграцией в столицу с территории СКФО.

Во-первых, абитуриенты из Северного Кавказа предпочитают получать профессию из числа ограниченного количества профилей. Особой популярностью пользуются медицинские, нефтяные, строительные вузы, а также финансовые и экономические факультеты. Последние - в списке не самых престижных институтов, в которых не приходится «перенапрягаться» с учебой. А вот в продвинутых технических вузах проблемы «кавказского нашествия» вообще нет [4].

Во-вторых, большинство поступающих кавказцев имеют завышенные баллы единого государственного экзамена. В 2013 году из 863 нарушений во время ЕГЭ по всей стране 336, то есть почти 40 %, зафиксированы на Северном Кавказе13. Дагестанские школьники, например, наиболее высокие результаты показали по биологии, химии, математике и истории. Первые два предмета как раз и нужны для поступления в медицинские вузы. Число «высокобалль-

12 Конюхова К. Московские вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. 8.08.2013. http://www.kp.rU/print/26117.4/3010889/; Конюхова К. Столичные вузы опасаются нашествия кавказских отличников со 100 баллами по ЕГЭ // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. 6.06.2013. Ь^:// www.kp.rU/print/26088.4/2989296/; Журабаев Е. Столичную молодёжь оттесняют от столичных вузов // Интернет-журнал «Новая политика» [Электронный ресурс]. http://www.novopol.ru/-stolichnuyu-molodej-ottesnyayut-ot-stolichnyih-vuzov-text149065.html; Санин Г. Знания - силе // Итоги [Электронный ресурс]. № 21. 27.05.2013. http://www.itogi.ru/ ^^1/2013/21/190128^1.

13 http://edu.garant.ru/relevant/main/487498/.

ников» там превышает прошлогодние рекорды по биологии в 3 раза, по химии - в 2 раза, по математике - почти в 4 раза [4].

В данной ситуации есть одно «но». Даже если северокавказским школьникам, поступившим в московские вузы, «сделали» большие баллы на ЕГЭ, это не гарантирует, что те с успехом будут учиться и окончат высшее учебное заведение. Результаты первой сессии в солидном некоррумпированном вузе - верный способ отсечь молодых людей, незаслуженно получивших возможность получить высшее образование.

В-третьих, в вузах Москвы и других регионов России много так называемых «целевиков» из северокавказских республик. Это студенты, за обучение которых платит регион или предприятие. Они поступают вне конкурса и зачастую с баллами гораздо ниже, чем у обычных абитуриентов. Отучившись, они должны вернуться работать на малую родину. Но заставить выпускников это сделать практически невозможно. Более того, многие «целевики» поступают в вуз, заранее зная, что не будут работать по специальности. Это ли не способ избежать тех социально-экономических проблем, которые затрудняют жизнь в родных республиках? В 2011 году Совет ректоров вузов Ростовской области даже обратился в Минобрнауки России с требованием прекратить практику целевых наборов абитуриентов из республик Северного Кавказа. По данным этого Совета, лишь 20 % выпускников вузов возвращаются работать обратно [7].

В-четвертых, студентов из северокавказских республик боятся в других регионах России. В этом случае забываются громкие разговоры и долгие размышления о толерантности, терпимости, дружбе, уважении и любви. Безусловно, каждый из нас, какой бы национальности он ни был, должен относиться к представителю другого этноса, как минимум, с уважением. Но это довольно

зыбкое в нашей стране чувство у многих улетучивается мгновенно, когда они сталкиваются даже с единичными случаями агрессии к себе. Не хотелось бы, чтобы по отдельным, не самым лучшим примерам, судили о целых народах, в сознании которых на генетическом уровне укоренены традиции почитания старших, женщин, интеллигенции.

Но этот процесс не должен быть односторонним. Мигранты обязаны учиться жить в мире и согласии с принимающим сообществом, если, конечно, и к ним здесь сложится соответствующее отношение. Достижение этого - дело воспитательной работы в системе среднего образования тех республик, откуда приезжают студенты. Ничего нового в вышеизложенных прописных истинах нет, но иногда кажется трудным и невозможным добиться подобного уровня человеческих отношений. А пока в прессе мы читаем, что выходцы из северокавказских республик устрашают преподавателей и сокурсников [8].

Объединенный профсоюз студентов уже даже составил черный список столичных вузов, лидирующих по числу межнациональных конфликтов. В него попали Московский педагогический государственный университет, Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет путей сообщения, Московский государственный открытый университет, Московский институт управления и Московский институт юриспруденции [8].

Итак, учебная миграция, основным источником которой является Северный Кавказ, в пределах России - процесс неизбежный в современной демографической, социальной и экономической ситуации с учетом сильнейших территориальных диспропорций. Пока наши южные республики не начнут успешно и эффективно развиваться, миграция будет оставаться важнейшим способом адаптации населения к проблемам.

Ни один гражданин нашей страны не вправе думать о том, что перемещаться в пространстве России, да и не только, могут не все. Миграция - дело добровольное, свободное, а для некоторых российских регионов - крайне необходимое в свете демографического кризиса. Студенты из республик не должны подвергаться какой-либо дискриминации. Они -граждане Российской Федерации. Молодежь нельзя делить на кавказцев и всех остальных.

Обществу в целом и особенно отдельным его профессиональным сообществам (работникам образования, культуры, масс-медиа, ученым, управленцам) необходимо в ближайшее время найти действующие механизмы цивилизованного взаимоотношения между людьми, невзирая на их этническую принадлежность или вероисповедание, тем более что подобный опыт в нашей многонациональной стране, без сомнения, имеется, и его необходимо просто модернизировать.

ЛИТЕРАТУРА 1. Журабаев Е. Столичную молодёжь оттесняют от столичных вузов // Интернет-журнал «Новая политика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novopol.ru/-stolichnuyu-molodej-ottesnyayut-ot-stolichnyih-vuzov-text149065.html.

2. Эубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/documentation/868/details/53252/.

4. Конюхова К. Московские вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kp.ru/print/26117.4/3010889/

5. Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/ files/2013dok/nacvopros19092013.pdf

6. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. riarating.ru

7. Ректоры ростовских вузов выступают против льгот для абитуриентов из республик Северного Кавказа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=221 204

8. Санин Г. Знания - силе // Итоги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itogi.ru/kriminal/2013/21/190128.html

9. Северный Кавказ: модернизационный вызов / И. В. Стародубровская, Н. В. Зубаревич, Д. В. Соколов и др. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 328 с.

10. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012 г. 210 с.

11. Чудиновских О. С. Причины и последствия кризиса российской миграционной статистики // Отечественные записки. № 4 (19). 2004. С. 176-192.

ОБ АВТОРЕ Чихичин Василий Васильевич, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры экономической и социальной географии института математики и естественных наук. [email protected]

Chihichin Vasily Vasilievich, North-Caucasian Federal University, candidate of geographical sciences, docent of the Department of economic and social geography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.