ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права ^^
ГЕОГРАФИЯ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Э.Б. Магомедов,
соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии Министерства юстиции России Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право E-mail: www.drmagomedof1982@mail.ru Научный руководитель: Н.Г. Иванов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Рецензент: Г.В. Антонов-Романовский, кандидат юридических наук, доцент.
Аннотация. Анализируется территориальное распределение преступности иностранцев в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Выдвигается положение о том, что, несмотря на сложную социально-экономическую и криминальную обстановку в республиках Северного Кавказа, продолжается приток в них мигрантов из-за рубежа. Высказано мнение о том, что территориальное распределение преступности иностранцев в федеральном округе определено направлениями миграции из сопредельных стран. Предложено оценивать выраженность криминальных угроз, создаваемых населению преступностью иностранцев, путем выведения виктимологических коэффициентов этих угроз, и на этой основе выстраивать географию преступности иностранцев в республиках Северного Кавказа.
Ключевые слова: преступность мигрантов-иностранцев, география преступности, виктимологиче-ский коэффициент криминальных угроз населению.
GEOGRAPHY OF CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS IN THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT
E.B. Magomedov,
competitor of faculty of criminal law and criminology the Russian legal academy of the Ministry ofjustice of Russia
Annotation. Territorial distribution of criminality of foreigners in subjects of the Russian Federation of the North-Caucasian federal district is analyzed. The regulations about volume are put forward, that despite of complex social and economic and criminal conditions in republics of North Caucasus inflow to them of migrants from abroad proceeds. It is offered opinion that territorial distribution of criminality of foreigners in federal district is certain by directions of migration from the adjacent countries. It is is offered to estimate expressiveness of the criminal threats, created to the population criminality of foreigners, by deducing factors of these threats, and on this basis to build geography of criminality of foreigners in republics of North Caucasus.
Keywords: criminality of migrants-foreigners, geography of criminality, factor of criminal threats to the population.
Актуальные проблемы уголовного права
Обращение к исследованию преступности мигрантов-иностранцев в субъектах Российской Федерации обусловлено спецификой Северо-Кавказского федерального округа, образованного в 2010 г.1.
В его состав округа входят шесть Республик; преступность мигрантов-иностранцев здесь отличается рядом существенных особенностей.
Сложная социально-экономическая ситуация при высоком естественном приросте населения вызывает отток из Республик коренного населения. Но этот же фактор не снизил иммиграцию в них граждан зарубежных государств. Не воспрепятствовал их миграционной активности высокий уровень террористических угроз на Северном Кавказе. Количество совершаемых мигрантами-иностранцами преступлений в Республиках Северо-Кавказского федерального округа в целом не сокращается.
Изучение географии преступности мигрантов-иностранцев позволяет объективно оценить состояние их преступности в республиках, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, а также позволяет исследовать состояние преступности иностранцев в конкретных административно-территориальных единицах (городах и районах) республик округа и подготовить материал для оценки деятельности правоохранительных органов по противодействию этой преступности. Данные о географическом распределении преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северного Кавказа могут быть использованы при выработке адресных мер по антикриминальной профилактике в этом регионе России.
Актуальность исследования географических аспектов преступности мигрантов-иностранцев определена наличием особенностей в территориальном распределении иммиграционной преступности. Распределение преступности иностранцев тесно связано с концентрацией иммигрантов на локальных территориях, так называемых точках притяжения мигрантов. Социологией выявлены такие точки не только в масштабах всей страны, но и в регионах, местностях и даже отдельных населенных пунктах2. Криминологами также отмечена значительная разница в уровне преступности в субъектах Российской Федерации, а также внутри конкретного субъекта Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан3.
В тоже время многие аспекты географии преступности мигрантов-иностранцев в криминологии в достаточной мере не рассмотрены.
Особый интерес к изучению преступности иностранцев республиках Северного Кавказа вызван тем, что она проявляется в условиях, не благоприятствующих притоку в них мигрантов из-за рубежа. Сложная социально-экономическая обстановка, террористическая деятельность в принципе должны
вести к сокращению притока в республики Северного Кавказа иностранцев. Но приток иностранцев в регион не ослабевает. При этом оседают они по территории республик Северного Кавказа неравномерно. С этим связаны особенности географии преступности иностранцев в этом регионе.
В предмет исследования не включены сведения по Ставропольскому краю, где наблюдаются существенные различия по социально-демографическому составу и условиям жизни населения от республик Северо-Кавказского федерального округа. Выделение преступности иностранцев в этих республиках в самостоятельный предмет исследования позволяет более четко очертить особенности географии преступности иностранцев в своеобразном Северо-Кавказском регионе.
Анализ географии преступности мигрантов-иностранцев в Республиках Северного Кавказа строится на основе:
1) изучения географической характеристики республик по основным для криминологии ее показателям (площадь, границы, численность населения, социальные и экономические условия его жизни);
2) сопоставления сведений о преступности иностранцев в конкретных республиках (по количеству, уровню, структуре, динамике совершаемых ими сведений);
3) рассмотрения топографии преступности иностранцев по данным о территориях с наиболее высоким ее уровнем;
4) оценки деятельности правоохранительных органов республик Северного Кавказа по противодействию преступности иностранцев.
В сравнении с другими федеральными округами уровень преступности иностранцев в Северо-Кавказском федеральном округе не высок. Но, следует учесть, что, например, в Республике Дагестан в 2010 г. иностранцами было совершено больше преступлений, чем в 36 других субъектах Российской Федерации, не входящих в Северо-Кавказский федеральный округ. Например, в Республике Дагестан ими в 2010 г. было совершено больше преступлений (196), чем в Хабаровском крае (159), Пензенской (157), Томской (142), Рязанской (128) областях и примерно столько же, сколько в Псковской (195) и Курской (198) областях.
Специфика Северо-Кавказского федерального округа состоит в том, что это единственный федеральный округ России, где этнические русские составляют меньшинство населения по сравнению с населением во всех других федеральных округах. Это также единственный федеральный округ, представленный в основном республиками.
Площадь территории округа 172 360 км.2 или 1 % от общей площади территории Российской Федерации4. В состав СКФО входят семь субъектов РФ (см. табл. 1).
Актуальные проблемы уголовного права Субъекты РФ, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ
Таблица 1
№ Субъект Российской Федерации Площадь, тыс. км2 Население, тыс. чел. Столица и численность жителей
1. Республика Дагестан 50,3 2 737,3 Махачкала (558,0 тыс. чел.)
2. Республика Ингушетия 3,6 516,6 Магас (2,5 тыс. чел.)
3. Кабардино-Балкарская Республика 12,5 893,1 Нальчик (296,1 тыс.чел.)
4. Карачаево-Черкесская Республика 13,3 427,2 Черкесск (116,7 тыс. чел.)
5. Республика Северная Осетия-Алания 7,971 700, 9 Владикавказ (327,8 тыс.чел.)
6. Чеченская Республика 16,1 1238,5 Грозный (250,8 тыс.чел.)
7. Ставропольский край 66 160 2 711 Ставрополь (370 тыс. чел.)
Таблица 2
Безработица на конец декабря 2010 года5
Федеральный округ России Субъект Российской Федерации Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. Коэффициент зарегистрированных безработных на 100 тыс. чел. населения в возрасте 18 лет и старше
ЮФО Республика Адыгея 5,3 1 399
Республика Калмыкия 5,6 2 423
Краснодарский край 28,1 633
Астраханская область 10,6 1 246
Волгоградская область 36,6 1 630
Ростовская область 37,3 1 013
СКФО Республика Дагестан 45,8 2 145
Республика Ингушетия 50,8 12 892
Кабардино-Балкарская Республика 19,0 2 536
Карачаево-Черкесская Республика 6,3 1 774
Республика Северная Осетия—Алания 13,0 2 211
Чеченская Республика 297,1 33 255
Ставропольский край 35,0 1 506
Из всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа лишь Дагестан имеет выход к Каспийскому морю. Протяженность береговой линии Каспийского моря по территории Дагестана 540 км.
Наличие морского участка Государственной границы Российской Федерации имеет прямое отношение к географии преступности иностранцев. Территориально незаконный промысел водных ресурсов, кон-
Актуальные проблемы уголовного права
трабанда морем относятся к преступлениям, совершенным иностранцами в Республике Дагестан.
Во всех республиках Северо-Кавказского федерального округа наблюдается очень высокий уровень безработицы.
Табл. 2 показывает, что в целом уровень безработицы в Республиках Северо-Кавказского федерального округа выше, чем в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа. Только в Республике Калмыкия он соизмерим с уровнем безработицы в Северо-Кавказских республиках.
На Северном Кавказе зоной наиболее высокого уровня безработицы являются территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия. В Чеченской Республике каждый третий житель 18 лет и старше зарегистрирован как безработный, а в Республике Ингушетия - каждый восьмой. Дотации из федерального бюджета в бюджеты Чеченской Республики и Ингушетии, где наиболее остро стоит проблема безработицы, составляют 75-80 %.
Крайне высокий уровень безработицы сказывается как фактор, сдерживающий приток мигрантов иностранцев в эти Республики. Уровень преступности иностранцев в них один из самых низких на Северном Кавказе. Это будет показано по ходу рассмотрения проблемы преступности мигрантов-иностранцев. Но этот фактор лишь частично ослабляет приток мигрантов из-за рубежа. Поэтому уровень их преступности в Чеченской Республике и Республике Ингушетия не самый низкий, но находится в зоне низких коэффициентов преступности иностранцев в Республиках Северо-Кавказского федерального округа.
Безработица в других республиках федерального округа находится в зоне высоких ее уровней и также препятствует притоку в них мигрантов-иностранцев.
Другой факт, сдерживающий приток мигрантов-иностранцев на Северный Кавказ, — сильно выраженная террористическая угроза населению.
На республики Северо-Кавказского федерального округа в начале века приходилось более девяноста процентов совершенных в России преступлений террористического характера, за исключением 2002 г., когда эта доля составила 82,5% (см. табл. 3). В настоящее время она несколько ниже, но находится на уровне 80%.
В 2010 г. из всех преступлений террористического характера, совершенных в России, 79,9% пришлось на Северо-Кавказский федеральный округ. Содержащиеся в ф. 494 МВД России сведения о совершенных преступлениях террористического характера позволили рассчитать структуру этих преступлений в республиках федерального округа и виктимологические коэффициенты террористи-
ческой угрозы населению, создаваемой совершением преступлений террористического характера. Он рассчитывался на 100 тыс. человек населения федерального округа и входящих в него республик. Среднее значение этого коэффициента по республикам Северного Кавказа в 2010 г. равнялось 7,0. Это почти в 80 раз больше, чем по России без данных по Республикам Северного Кавказа. Указанный викти-мологический коэффициент по России без данных по этим республикам ровнялся в 2010 г. 0,09.
Анализ показал, что большая часть преступлений террористического характера совершена в Чеченской Республике. На нее в 2010 г. пришлось более двух третей (69,4%) преступлений террористического характера, совершенных в Республиках Северного Кавказа. В Дагестане было совершено 13,7% этих преступлений, Ингушетии - 7,6%, Кабардино-Балкарии - 5,6%, Карачаево-Черкесии -2,8% и Северной Осетии - Алании - 0,9%.
Расчет виктимологических коэффициентов террористической угрозы, создаваемой населению совершением преступлений террористического характера, позволил уточнить географию распределения этих преступлений на территории указанных Республик. Зоной с наибольшей террористической угрозой выступает Чеченская Республика. Виктимо-логический коэффициент террористической угрозы в Чеченской Республике в 2010 г. был равен 19,9, т.е. почти 20 преступлениям террористического характера, пришедшимся на каждые 100 тыс. человек населения республики в указанном году. В три раза меньшим, но все равно крайне высоким он остался в Республике Ингушетия (6,8).
К зоне с наименее выраженной, но тоже высокой террористической угрозой относится территория Карачаево-Черкесской Республики (этот виктимологический коэффициент равен 3,0), Кабардино-Балкарской Республики (2,9) и Республики Дагестан (2,3). Зоной наименее выраженной террористической угрозы на Северном Кавказе является территория Республики Северная Осетия - Алания, где указанный виктимологический коэффициент равнялся 0,7.
Приведенные данные о наличии высокой террористической угрозы в большинстве Республик Северного Кавказа свидетельствуют о том, что эта угроза остается сильно выраженным фактором, препятствующим миграции из-за рубежа на Северный Кавказ.
При этом интенсивность его действия сильно отличается в различных зонах террористической угрозы. В наибольшей мере он препятствует миграции иностранцев в Чеченскую Республику и в наименьшей мере - в Республику Северная Осетия - Алания.
В Ставропольском крае террористическая угроза выражена значительно слабее, чем в республиках
Актуальные проблемы уголовного права
Северного Кавказа. В 2010 г. виктимологический коэффициент этой угрозы в Ставропольском крае равнялся 0,1, т.е. был в 7 раз ниже, чем в Республике Северная Осетия - Алания.
Анализ демографической и социально-экономической ситуации, а также оперативной обстановки, связанной с актами терроризма, в республиках Северо-Кавказского федерального округа свидетельствует о том, что на их территории действуют выраженные факторы, препятствующие развитию миграции иностранцев.
Однако, несмотря на их наличие, наблюдается рост притока в эти республики мигрантов из-за рубежа (см. табл. 4). Это означает то, что указанные респу-
блики не теряют миграционной привлекательности.
Так, по данным Межрегионального управления ФМС России в Северо-Кавказском федеральном округе за 9 месяцев 2011 г. поставлено на миграционный учет 166 тыс. 111 иностранных граждан и лиц без гражданства, что больше уровня прошлого года на 12,3% (148 669 чел.).
Данные ФМС России свидетельствуют не о реальном количестве всех мигрантов, прибывших в федеральный округ, а о тенденции роста миграции из-за рубежа на Северный Кавказ.
При этом, например, в Кабардино-Балкарской Республике количество состоящих на миграционном учете иностранцев сократилось (см. табл. 4).
Динамика общего числа зарегистрированных фактов терроризма в 2000-2003 г. в федеральных округах России6
Таблица 3
Федеральный округ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Центральный 2 0 3 6
Северо-Западный 1 0 0 0
Южный 126 322 297 530
Приволжский 2 0 0 3
Уральский 1 0 0 1
Сибирский 0 0 2 2
Дальневосточный 0 0 1 0
Всего 135 327 360 561
Таблица 4
Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на миграционном учете по месту пребывания (жительства) в республиках Северо-Кавказского федерального округа7
Название республик Российской Федерации Число лиц, состоящих на миграционном учете
2009 г. 2010 г. 6 мес. 2011 г.
Дагестан 37 632 41 611 20 719
Кабардино-Балкария 12 897 10 791 6 901
Карачаево-Черкесия 7 972 9 994 5 653
Чечня 6 576 3 527
Северная Осетия - Алания
Ингушетия
Одновременно с увеличением иммиграционных потоков увеличивается преступность мигрантов-иностранцев. При этом анализ преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа показывает различие в общем количестве совершаемых мигрантами-иностранцами преступлений и по отдельным их категориям.
Наиболее остро проблемы с преступностью мигрантов-иностранцев стоят в Республиках Дагестан
и Северная Осетия-Алания, где ниже уровень террористической угрозы.
Ввиду того, что некоторые данные о ежегодно совершаемых мигрантами иностранцами преступлений в ряде республик Северного Кавказа невелики, расчет структуры преступности иностранцев в этих Республиках произведен по сумме сведений о совершенных иностранцами преступлений за пять лет с 2006 по 2010 г. (см. табл. 5)8.
Актуальные проблемы уголовного права
Абсолютное количество совершенных иностранцами преступлений и их структура по степени тяжести по их сумме за пять лет (2006-2010 гг.) в Республиках Северо-Кавказского федерального округа
Таблица 5
Республика Тяжесть преступлений Абсолютное количество Структура
Дагестан Все 671 100,0
Особо тяжкие 34 5,1
Тяжкие 65 9,7
Средней тяжести 122 18,2
Небольшой тяжести 450 67,1
Ингушетия Все 33 100,0
Особо тяжкие 10 30,0
Тяжкие 8 24,2
Средней тяжести 12 36,4
Небольшой тяжести 3 9,1
Кабардино-Балкария Все 81 100,0
Особо тяжкие 4 4,9
Тяжкие 25 30,9
Средней тяжести 25 30,9
Небольшой тяжести 27 33,3
Карачаево-Черкесия Все 152 100,0
Особо тяжкие 5 3,3
Тяжкие 47 30,9
Средней тяжести 30 19,7
Небольшой тяжести 70 46,1
Северная Осетия -Алания Все 571 100,0
Особо тяжкие 17 3,0
Тяжкие 153 26,8
Средней тяжести 157 27,5
Небольшой тяжести 244 42,7
Чечня Все 43 100,0
Особо тяжкие 10 23,3
Тяжкие 10 23,3
Средней тяжести 21 48,8
Небольшой тяжести 2 4,7
Табл. 5 позволяет сделать ряд выводов. Первый вывод касается состояния учета преступлений. В Ингушской и Чеченской Республиках неудовлетворительно поставлен учет фактов совершения иностранцами преступлений небольшой тяжести. Из-за этого резко возрастает в структуре преступности иностранцев доля тяжких и особо тяжких преступлений. В тоже время занижается количество всех преступлений, совершенных иностранцами.
Следует обратить внимание на то, что в республиках, где иностранцы совершают значительное число преступлений, наибольшим колебаниям
подвержено количество зарегистрированных преступлений небольшой тяжести. Так, в Республике Дагестан после резкого роста числа зарегистрированных преступлений небольшой тяжести в 20062007 гг. произошел резкий спад их количества.
В сравнении с 2005 г. (13 преступлений) их число возросло в 2007 г. в 11 раз - до 144 преступлений, а в 2010 г. сократилось по отношению к 2007 г. почти в 3 раза - до 51. Аналогичная картина наблюдается по данным о зарегистрированных преступлениях, совершенных иностранцами в Республике Северная Осетия - Алания. С 2005 по 2007 г. их число возрос-
Актуальные проблемы уголовного права
ло в 2,3 раза с 33 до 77, а затем в 2010 г. сократилось в 3,5 раза до 22 преступлений. Это говорит о том, что регулирование данных отчетности МВД России о зарегистрированных преступлениях осуществляется, прежде всего, за счет сведений о преступлениях небольшой тяжести. Сказанное дает основание для вывода о том, что судить о состоянии преступности иностранцев следует, в первую очередь, по данным о тяжких и особо тяжких преступлениях. Данные о преступлениях средней тяжести менее надежны и еще менее соответствуют действительности данные о преступлениях небольшой тяжести.
В структуре преступности иностранцев в Республике Северная Осетия - Алания выше доля тяжких преступлений и преступлений средней тяжести в сравнении с Республикой Дагестан. Но эти различия в значительной мере обусловлены очень высокой долей совершенных иностранцами в Дагестане преступлений небольшой тяжести. Их доля в преступности иностранцев в два раза выше, чем в их преступности в Северной Осетии - Алании. В основном это объясняется тем, что в Республике Дагестан в 5 раз больше выявляется случаев незаконного пересечения иностранцами Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) и использования поддельных документов в целях легализации и пребывания на территории России (ст. 327 УК РФ). Оба эти вида преступлений входят в гл. 32 УК РФ. В 2010 г. в Республике Дагестан выявлено 89 совершенных иностранцами преступления, относящихся к гл. 32 УК РФ, а в Республике Северная Осетия - Алания всего 17.
В тоже время расчет структуры преступности иностранцев за 2010 г., но без данных по гл. 32 УК РФ, показывает, что преступность иностранцев в Дагестане носит более опасный характер, чем в Северной Осетии - Алании. В структуре преступлений, совершенных иностранцами в Республике Дагестан в 2010 г. но без данных по гл. 32 УК РФ, доля тяжких составила 22,4%, а особо тяжких - 13,1%, что в сумме достигает 35,5%. В Республике Северная Осетия - Алания доля тяжких в аналогичной структуре преступности иностранцев была равна 25,8%, а особо тяжких - 4,5%, что сумме составляет 30,3%. Особо следует отметить превышение в 3 раза в структуре преступности иностранцев в Дагестане доли особо тяжких преступлений в сравнении с аналогичной долей в их преступности в Северной Осетии - Алании.
Обоснованность расчета структуры преступлений, совершенных иностранцами, по данным их количества, без входящих в гл. 32 УК РФ, доказывается тем, что привлечение иностранцев к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации и использование поддельных документов для легализации и
пребывания в России представляет собой одно из важных средств предотвращения совершения иностранцами в России более опасных преступлений.
Достаточно высокий уровень выявления совершения иностранцами этих преступлений свидетельствует о лучшей постановке противодействия незаконной миграции в Россию, а с этим и более эффективном предупреждении преступности мигрантов-иностранцев, наносящих непосредственный ущерб населению.
Отправным показателем составления географии преступности мигрантов-иностранцев в Республиках Северо-Кавказского федерального округа избран виктимологический коэффициент их преступности. Он свидетельствует об угрозе, создаваемой преступностью иностранцев, населению республики и рассчитывается на кратную его численность.
В табл. 6 представлены расчеты виктимологи-ческих коэффициентов криминальных угроз населению, создаваемых преступностью иностранцев. Обозначение этого коэффициента как виктимологи-ческого объясняется рядом причин. Количество совершенных иностранцами преступлений характеризует ущерб, нанесенный ими обществу. Этот ущерб свидетельствует об угрозе, создаваемой преступностью иностранцев населению, что является показателем его виктимности. Рассчитать коэффициенты преступной активности иностранцев невозможно без знания точного количества иностранцев, находящихся в России или на определенной ее территории. Но установить, какой ущерб они наносят совершением преступлений населению в расчете на 100 тыс. человек или иное его количество, можно с помощью указанного виктимологического коэффициента.
Основываясь на приведенных в табл. 6 данных, можно говорить о существовании на территории республик Северного Кавказа трех зон виктимно-сти населения с различным уровнем криминальных угроз, создаваемых ему преступностью мигрантов-иностранцев.
Зона преступности — это географически ограниченная территория, на которой преступность имеет специфические криминологические черты.
Зона виктимности — это географически очерченная территория, на которой преступность иностранцев создает криминальную угрозу населению определенной выраженности.
Зона с повышенной виктимностью населения располагается на территории Республики Северная Осетия - Алания. Виктимологический коэффициент криминальных угроз населению республики, рассчитанный по данным о сумме преступлений, совершенных иностранцами, но без входящих в гл. 32 УК РФ, равен 9,4 и в 2,5 раза выше занимающего второе место по величине виктимологического коэффициента по Республике Дагестан.
Актуальные проблемы уголовного права
Таблица 6
Виктимологические коэффициенты создания криминальных угроз населению преступностью иностранцев в расчете на 100 тыс. человек населения за 2010 г.
в Республиках Северного Кавказа
Республика Виктимологические коэффициенты по преступлениям
Всем Без гл. 32 По гл. 32
Дагестан 7,2 3,9 3,3
Ингушетия 2,5 1,9 0,6
Кабардино-Балкария 3,7 3,0 0,7
Карачаево-Черкесия 8,0 1,6 6,4
Северная Осетия - Алания 11,8 9,4 2,4
Чеченская Республика 1,0 1,0 0,0
Вторую зону со средним для региона значением рассматриваемого виктимологического коэффициента составляет территория Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики. Их виктимологические коэффициенты равны соответственно 3,3 и 3,0.
В третью зону с низким виктимологическим коэффициентом входит территория Ингушской, Кара-
чаево-Черкесской и Чеченской Республик. В них эти коэффициенты соответственно равны 1,9, 1,6 и 1,0.
По тяжким и особо тяжким преступлениям среднегодовой виктимологический коэффициент рассчитан по их суммарному количеству за пять лет с 2006 по 2010 г. из-за небольшого числа совершения их иностранцами в каждом году в отдельности в ряде республик.
Таблица 7
Среднегодовые виктимологические коэффициенты криминальных угроз населению, создаваемых совершением иностранцами тяжких и особо тяжких преступлений, рассчитанные на 100 тыс. человек населения республик Северного Кавказа за 2006-2010 гг.
Виктимологические коэффициенты
Республики по преступлениям:
Тяжким Особо тяжким
Дагестан 2,6 1,4
Ингушетия 0,3 0,4
Кабардино-Балкария 0,6 0,1
Карачаево-Черкесия 2,3 0,2
Северная Осетия - Алания 0,5 4,4
Чечня 0,4 0,4
Сопоставление среднегодовых виктимологиче-ских коэффициентов угроз населению Республик Северного Кавказа, совершением иностранцами тяжких и особо тяжких преступлений, показывает, что в зону с наивысшим коэффициентами входят показатели Республики Дагестан и Республики Северная Осетия - Алания. Суммарный коэффициент по Республике Дагестан равен 4,0, а по Республике Северная Осетия - Алания - 4,9. Высокий среднегодовой коэффициент по Карачаево-Черкесской Республике объясняется регистрацией в 2006 г. крайне большого для этой республики числа случаев совершения иностранцами тяжких преступлений:
31 преступление, что составило 73,8% от всех совершенных ими преступлений на территории этой республики в 2006 г. За остальные четыре года зафиксировано совершение ими всего 16 тяжких преступлений. По данным только за эти четыре года среднегодовой виктимологический коэффициент в Карачаево-Черкесской Республике равен 0,9. В этом отношении он находится в одной группе с аналогичными коэффициентами по другим республикам, кроме Дагестана.
Специфика преступности мигрантов-иностранцев в Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике — совершение иностранными гражданами пре-
Актуальные проблемы уголовного права
ступлений террористического характера. Несмотря на то, что совершают преступления террористического характера единицы иностранцев, проникновение иностранцев на территорию России с террористическими целями носит крайне опасный характер.
Так, на территории Чеченской Республики в 2005 г. зарегистрировано участие наемника гражданина Канады в вооруженном конфликте. Его действия квалифицированы по ч. 3 ст. 359 УК РФ. Он совершил посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а также участвовал в захвате заложников, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч.3 ст. 206 УК РФ). В 2008 г. в Чеченской Республике выявлено создание и участие иностранцев в устойчивой вооруженной группе (банде). Их действия квалифицированы по ч. 1 и ч. 2 ст. 209 УК РФ. В Республике Ингушетия также зарегистрирован факт посягательства иностранного гражданина на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) в 2009 г. В Республике Дагестан с 2006 по 2010 г. зарегистрировано 2 акта терроризма (ст. 205 УК РФ), а также 2 посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), совершенных иностранными гражданами.
Необходимо отметить и наблюдающуюся в Чеченской Республике активизацию преступности против общественной безопасности подданных Королевства Иордании. Об этом свидетельствует то, что в 2008 г. на территории Заводского района г. Грозный был изобличен подданный Иордании Хавс Алб-Урдуни, 1973 г. рождения, организовавший устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан ч.1 ст. 209 УК РФ. В составе банды был выявлен также участник гражданин Сьерра-Леоне ч. 2 ст. 209 УК РФ. А с 2010 г. (8 мес. 2011 г.) на территории Чеченской Республики выявлено 6 подданных Королевства Иордании, осуществлявших преступную деятельность, направленную на подрыв общественной безопасности, в том числе квалифицированную по ст. 205.1. ч.1. УК РФ (содействие террористической деятельности); по ст. 208 ч.1. УК РФ (создание незаконного вооруженного формирования); по ст. 222 ч.1. УК РФ (незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ), а также по ст. 317 УК РФ (посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов). Все указанные выше преступления в соответствии со ст. 15 УК РФ отнесены к категории особо тяжких и тяжких преступлений.
Кроме того, определенной спецификой преступности мигрантов-иностранцев в Чеченской Республике и Республике Ингушетия является также то, что в данных республиках выявлены факты совершения преступлений гражданами Казахстана - эт-
ническими ингушами и чеченцами. К примеру, с 2009 г. на территории Чеченской Республики ими совершено 9 преступлений, в том числе тяжких преступлений - 4 (44%); выявлен также один факт фальшивомонетчества (ч. 1 ст. 186 УК РФ); квалифицированной контрабанды (ч.2. ст. 188 УК РФ); один случай хранения наркотиков в особо крупном размере (ч.2. ст. 228 УК РФ). При этом, в других республиках Северного Кавказа граждане Казахстана преступлений не совершали или совершили незначительное их количество (в Карачаево-Черкесии).
В процентном отношении более высокая доля совершаемых мигрантами-иностранцами преступлений против жизни и здоровья (ст. 105-119, 317318 УК РФ) в структуре всей преступности наблюдается в Республике Ингушетия - 11%, тогда как в Чеченской Республике она составляет 5,8%, в Дагестане и Северной Осетии-Алании по 3
Преступления против здоровья населения, связанные со сбытом мигрантами-иностранцами наркотических средств, в структуре всей преступности в Республике Ингушетия составляют 26%, в то время как их доля в Республике Северная Осетия-Алания равна 14,2%, Чеченской Республике - 11,7%, и Дагестане - 8,5%.
В преступности мигрантов-иностранцев в Республике Северная Осетия-Алания доминируют преступления против собственности - 40%. Высока их доля в преступности иностранцев в Чеченской Республике - 31,1%. В преступности иностранцев в Ингушетии и в Дагестане эти доли значительно ниже и равняются 18,5% и 11% соответственно.
Особенности экономики Республик Северного Кавказа сказываются на характере преступности мигрантов-иностранцев. В этом отношении как особая зона выделяется Республика Дагестан. Дагестан — это не только территорией транзита мигрантов из-за рубежа в Россию, но и оседания их. Этому способствует наличие тесных связей между его населением и населением Азербайджана. Мигранты-иностранцы в Дагестане в большей степени вовлечены в экономическую деятельность, в особенности теневую и криминальную, в сравнении с другими Республиками Северного Кавказа, а также в хищение водных биологических ресурсов. Кроме того, высокий уровень миграции из-за рубежа и оседания иностранцев в Дагестане приводит к тому, что они совершают большое число преступлений, посягающих на порядок управления. В Республике Дагестан, в сравнении с другими республиками Северного Кавказа, отмечается высокий уровень преступности мигрантов-иностранцев в сфере экономической деятельности (ст. 174-175, 188 УК РФ); их доля во всех совершенных иностранцами в Дагестане преступлений равна 5,7%, тогда как в Чечен-
Актуальные проблемы уголовного права
ской Республике доля данного вида преступности не достигает 4 %, а в преступности иностранцев Северной Осетии-Алании их доля еще ниже - 1,2%. Точно также в Республике Дагестан относительно высокой остается доля совершенных ими экологических преступлений (ст. 256 УК РФ), она составляет 3,7%, тогда как в других республиках Северно-Кавказского федерального округа с 2005 по 2010 г. не зарегистрировано ни одного случая соверши иностранцами этих преступлений.
В Республике Дагестан, в сравнении с другими республиками, крайне высокую долю в преступности иностранцев занимают преступления, посягающие на установленный в Российской Федерации порядок управления (ст. 319, 322-327 и 330 УК РФ). Их доля равна 63%, тогда как в Республике Северная Осетия-Алания она равна 32,8%, в Ингушетии - 7,4%, а в Чеченской Республике лишь - 5,8%.
Сказанное об особенностях структуры преступности иностранцев отражено в табл. 8.
Таблица 8
Структура преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа, рассчитанная по сумме всех совершенных ими преступлений с 2005 по 2010 год
Вид преступления Республики:
Дагестан Ингушетия Северная Осетия — Алания Чечня
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Преступления против жизни и здоровья 3% 11% 3,9% 5,8%
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы 0,5% 0,0 0,8% 0,0
Преступления против собственности 11% 18,5% 39,6% 31,3%
Преступления в сфере экономической деятельности 5,7% 0,0 1,2% 3,9%
Преступления против общественной безопасности 1,3% 40,7% 2,5% 27,4%
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности 8,5% 26% 14,2% 11,7%
Экологические преступления 3,7% 0,0 0,0 0,0
Преступления против порядка управления 63,5% 7,4% 32,8% 5,8%
Преступность мигрантов-иностранцев в республиках Северного Кавказа концентрируется в городской местности. Это повышает ее плотность, так как большая часть населения республик, за исключением Кабардино-Балкарии и Северной Осетии -Алании, проживает в сельской местности.
Более половины (56%) населения республик Северо-Кавказского федерального округа составляют сельские жители. К примеру, в Чеченской Республике в 2010 г. численность сельского населения со-
ставляла 63,7%, в Дагестане - 57,6%, а в Карачаево-Черкессии 56,6%9.
В Республике Дагестан на фоне сокращения преступности мигрантов-иностранцев на приграничных с Республикой Азербайджан территориях, а также в акватории Каспийского моря, связанных с контрабандой товаров, незаконным пересечением государственной границы, а также выражающихся в подделке и использовании поддельных документов для прикрытия этой преступной деятельности, не-
Актуальные проблемы уголовного права
законной добычей биологических ресурсов (ст. 188, 228, 256, 322 и 327 УК РФ), возрастает городская преступность. С 2007 г. по настоящее время преступность мигрантов-иностранцев в приграничных территориях и в акватории Каспийского моря на дагестанском участке Азербайджано-Российской государственной границы снизилась в 3,5 раза со 148 преступлений в 2007 г. до 36 преступлений, зарегистрированных за 8 месяцев 2011 г. При этом за этот же период в 5 раз увеличилась городская преступ-
ность мигрантов-иностранцев с 6 фактов в 2007 г. до 34, зарегистрированных за 8 месяцев 2011 г.
Анализ структуры преступности мигрантов-иностранцев, совершенных в городских и сельских местностях показывает, что большая часть случаев совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений приходится на городскую местность.
В Республике Дагестан мигрантами-иностранцами чаще всего преступления совершаются в следующих городах (см. табл. 9).
Таблица 9
Количество преступлений, совершенных иностранцами в городах Республики Дагестан в 2006-2010 гг. и за 8 месяцев 2011 г.
Название города 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 8 мес. 2011 г.
Махачкала 6 24 3 10 24
Дербент 8 1 7 8 5
Избербаш 2 1 3
Кизилюрт 3 1
Кизляр 2 3 1 5 5
Хасавюрт 7 5 6
Южносухокумск 1
Всего: 13 6 38 18 32 34
Анализ динамики и структуры преступности показывает, что с 2006 г. по 2011 г. в г. Махачкале зарегистрировано 67 преступлений, совершенных иностранными гражданами, из них тяжких и особо тяжких - 40 или 60%. В том числе: 12 преступлений против жизни и здоровья; два факта похищения человека; четыре преступления против половой неприкосновенности; шесть преступлений против собственности; один факт контрабанды наркотиков; семь преступлений против общественной безопасности; три посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и пять фактов сбыта наркотиков.
В Республике Северная Осетия-Алания преступность мигрантов-иностранцев также характеризуется высокой степенью урбанизированности. Так, из 107 зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами в 2009 г., в городской местности ими совершено 77 преступлений или 72%. В 2010 г. из 75 совершенных ими преступлений на городскую местность пришлось - 58 (73,3%).3а 8 месяцев 2011 г. из 79 совершенных ими преступлений в городской местности совершено 66 преступлений (83,5%). В Республике Северная Осетия-Алания мигрантами-иностранцами наиболее
часто преступления совершаются в следующих городах (см. таблицу 10).
При этом, хуже всего картина преступности мигрантов-иностранцев выглядит в столице республики - Владикавказе. С 2007 г. по настоящее время (август 2011 г.) на территории Владикавказа зарегистрировано 275 преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами, из них тяжких и особо тяжких преступлений - 111 (40,3%), из которых приходится на преступления против:
• жизни и здоровья человека — 11,0%;
• половой неприкосновенности (изнасилования) - 0,9%;
• собственности - 73,8%;
• здоровья населения - 13,5%.
По территории Владикавказа преступность мигрантов-иностранцев распределена также неравномерно. Ими совершается в два раза больше преступлений в районах, где они предпочитают селиться. При значительных колебаниях из года в год количества совершенных иностранцами преступлений по районам Владикавказа, вырисовывается закономерность более частого совершения ими преступлений в Иристонском и Затеречном районах (см. табл. 11).
Актуальные проблемы уголовного права
Таблица 10
Совершение иностранцами преступлений в городах Республики Северная Осетия-Алания в 2007-2010 гг и за 8 месяцев 2011 г.
Название города 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 8 мес. 2011 г.
Алагир 71 39 16 7 12
Ардон 0 4 4 1 5
Моздок 2 0 1 3
Владикавказ 59 64 56 47 49
Всего в городах 132 107 77 58 66
Доля от всех преступлений совершенных в республике иностранцами 91% 86,9% 71,9% 77,3% 83,5%
Таблица 11
Сведения о преступлениях, совершенных мигрантами-иностранцами в районах г Владикавказа в 2007-2010 гг. и за 8 месяцев 2011 г.
Наименование района г. Владикавказа 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 8 мес 2011 г. Всего за 2007 - 2010 гг.
Затеречный 23 17 10 11 24 61
Иристонский 22 18 17 19 7 76
Промышленный 4 10 15 9 13 38
Северо-Западный 10 19 14 8 5 24
Таким образом, изучение географии преступности мигрантов-иностранцев в республиках СевероКавказского федерального округа выявило наличие трех зон, различающихся по степени криминальных угроз населению этих республик, создаваемых преступностью мигрантов-иностранцев.
Зона с наивысшим уровнем угроз располагается на территории Республики Северная Осетия-Алания. В значительной степени это связано с совершением преступлений мигрантами из Южной Осетии.
Зона со средним уровнем криминальных угроз, создаваемых населению республик преступностью мигрантов-иностранцев, располагается на территории Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики.
Зона с низким уровнем таких угроз охватывает территорию Ингушской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республик.
Выявление особенностей географии преступности мигрантов-иностранцев в Республиках СевероКавказского федерального округа в значительной мере стало возможным в результате применения методики выделения в их преступности преступлений, наносящих непосредственный ущерб населению (суммы совершенных ими преступлений, без входящих в гл. 32 УК РФ), и построения на этой основе виктимологического коэффициента криминальных угроз, создаваемых преступностью иностранцев населению этих республик.
1 См. Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. №82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2010, - №10, 21 января.
2 См. Прокуратура в системе обеспечения законности миграционного процесса в Российской Федерации. Под ред. О.В. Дама-скина. - М. - 2008. - С. 168.
3 См. Криминология. Курс лекций. Под ред. З.А. Астемирова. -Махачкала: ИПЦ ДГУ - 2002. - С. 40-41.
4 Сайт Википедии.
5 Данные о числе безработных взяты из обзора «Социально-экономическое положение Республики Дагестан». Раздел «Некоторые статистические показатели социально-экономического положения Республики Дагестан и сравнительные данные социально-экономического положения субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов». — Махачкала. Дагестан-стат. 2010. — С. 260.
6 См. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 70.
7 Данные территориальных органов ФМС России
8 Подробнее о методике изучения преступности иностранцев, см. Деятельность прокуратур государств-участников СНГ по противодействию незаконной миграции (научно-методическое пособие. — М. 2011. — С. 44-73. Рекомендации этого пособия по методике изучения преступности иностранцев использованы при подготовке данной статьи.
9 Данные территориальных органов ФМС России в СКФО