Азимова Зулайхо Абдумавлоновна,
ассистент Института экономики и торговли ТГУК, г. Худжанд
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ТАДЖИКИСТАНА
С начала 1990-х гг. многие регионы столкнулись с проблемой сокращения численности населения, а в скорой перспективе в них начнет сокращаться и численность трудовых ресурсов. Но наряду с другими странами Центральноазиатского региона, в Таджикистане из года в год увеличивается численность населения. Так, в 1991 г. - 5505,6 тыс. чел, в 1995 г. - 57001,4 тыс. чел., в 2000 г. - 6250,0 тыс. чел, в 2005 г. - 6920,3 тыс. чел., в 2010 г. -7616,4 тыс. чел. Кроме того, население во многих регионах продолжает стареть, растут затраты на пенсионную систему. Из социальных явлений учебная миграция может быть одним из ресурсов, который может отчасти замедлить эти негативные процессы. Конечно, учебная миграция не может решить полностью всех демографических проблем регионов. Прежде всего, необходимо стимулировать рождаемость и снижать смертность, но учебная миграция может быть весьма существенным компонентом компенсации потерь населения в регионах. Таким образом, во многих странах сложились объективные демографические предпосылки для привлечения учебных мигрантов.
Как показывает социологический опрос, проведенный Центром социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН в шести городах России, более половины иностранных студентов ориентированы на рождение двоих детей, примерно 19% - на рождение троих детей, порядка 9% - на четверых детей. Всего 2% опрошенных студентов не хотят иметь детей. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2006 г. российские вузы окончили 6.556 граждан стран СНГ. Причем, как показывает исследование, многие иностранные студенты из СНГ еще в процессе учебы получают российское гражданство.1
1 Рязанцев С.В., Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: экономико-социолог. исследование. - М., 2011.
Учебную миграцию молодых и перспективных людей целесообразно считать одной из самых желательных для страны, поскольку она имеет целый ряд положительных социальных последствий, в том числе несет «омолаживающий» эффект, пополняет численность трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов на рынке труда, стимулирует культурный обмен и развитие национальной системы образования. При всей значимости данного явления, эффекты учебной миграции в настоящее время остаются недооцененными на разных уровнях. В настоящее время в некоторых государствах нет четкой государственной политики в сфере продвижения образовательных услуг на зарубежных рынках, отсутствует эффективная миграционная политика в сфере привлечения образовательных мигрантов. Например, существующая практика по привлечению учебных мигрантов в Российской Федерации не увязана с геополитической стратегией, миграционной политикой, вопросами занятости и демографической политикой страны.
Наряду с другими странами из Азии, СНГ и Балтии, численность таджикских студентов в процессе учебной миграции является значительным. По данным проведённого нами социологического опроса, в 2011 г. в регионах Таджикистана большинство студентов (60% из числа опрошенных) обучаются в Москве и Санкт - Петербурге, а также в столицах республик, областных и краевых центрах России. Например, около 54% студентов из Таджикистана обучались в Томске, Новосибирске, Казани, Самаре и других городах.
Термин «миграция» происходит от латинского «migration», что означает «перемещение». Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в работах 1885-1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн. Он просто подошел к определению миграции, рассматривая ее достаточно широко как постоянное и временное изменение местожительства человека.
В настоящее время в демографии и социологии сложились два подхода к определению миграции, которые отличаются широтой охвата этого явления. В узком значении миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, переселение человека на постоянное место жительства. При этом переселение должно отвечать двум условиям: во-первых, оно должно происходить между разными населенными пунктами; во-вторых, перемещения обязательно должны сопровождаться сменой постоянного места жительства (как правило, на срок более 1 года). Например, в российской практике учета миграции традиционно использовался и преобладает до настоящего времени именно узкий подход к определению миграции. Главным недостатком данного подхода является то, что разнообразные
формы миграции, не связанные с изменением постоянного места жительства (например учебная, вахтовая, сезонная, маятниковая миграция) не находят отражения в государственной статистике и практике регулирования миграции. Широкий подход определяет миграцию как территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности и представляет миграцию в широком значении этого слова. Данное определение принадлежит академику Л.Л. Рыбаковскому и было дано в 1970-е гг.1
Таким образом, согласно этому подходу, к миграции можно отнести учебные, маятниковые, сезонные, эпизодические, трудовые и прочие формы временной миграции. Миграция представляет собой массовое явление, которое складывается из нескольких миграционных потоков. Миграционный поток - это совокупное число мигрантов, имеющих общие территории прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени, это один из показателей направления миграции. Широкий подход все более основательно закрепляется в науке и практике регулирования миграции. Миграция представляет собой сложное явление, отличающееся значительным разнообразием. Она является одним из наиболее адекватных индикаторов социально-экономического развития общества. Миграционные потоки ориентированы из менее развитых в регионы и страны с большим уровнем зарплаты и лучшими социально-экономическими условиями. В различные формы миграции в мире, по примерным оценкам, ежегодно вовлечено около 2-3% населения. В некоторых странах эта цифра может быть гораздо выше. Например, ежегодно только во внутренних миграциях в США участвует до 15% населения. В Российской Федерации эта цифра около 3%, если учитывать миграцию, связанную со сменой места жительства, или 5-6% с учетом различных форм временной миграции, включая учебную. 2
Миграция представляет собой реально состоявшийся и, как правило, статистически фиксируемый факт перемещения по территории и /или переселения людей. При этом достаточно часто в литературе используется термин «миграционная мобильность», под которым понимается способность (склонность) населения к перемещению и/или переселению. Миграционная мобильность может реализоваться или не реализоваться в силу разных причин. Реализованные миграционные установки характеризуют миграционную активность населения того или иного региона или страны. Определить миграционную мобильность можно только путем социологических опросов
1 Рыбаковский Л.Л. Миграции населения между регионами: проблемы методологии и методики анализа. - М.: Экон - Информ, 2008.
2 Там же.
населения на предмет его готовности к переезду. Как показывает опыт исследований, миграционная мобильность на порядок выше, чем сама миграционная активность, поскольку не все люди имеют реальные возможности реализовать свое желание к переезду (переселению) на новое место жительства или работы. Молодые люди являются более мобильными в миграционном отношении, чем люди старшего возраста. Повышенная мобильность молодежи обусловливает ее активное участие в миграционных потоках, прежде всего в трудовой и учебной миграции. После перехода на рыночные условия хозяйствования особую актуальность приобрела необходимость изучения особенностей миграционного поведения различных этнических, профессиональных, образовательных, возрастных групп в условиях переходного периода. Кардинальные изменения в социальной, экономической и политической сферах обусловили новые тенденции в миграционных процессах. В постсоветский период резко возросла роль неэкономических факторов миграции, что определило актуальность оценки степени их влияния на миграционные процессы. Особую важность приобрела выработка действенной миграционной политики, направленной на сохранение национальных диаспор, культуры, языка и традиций народов и этнических групп, проживающих в Таджикистане. Большое практическое значение имеет выработка мер миграционной политики по рациональному перераспределению трудовых ресурсов республики. В настоящее время одной из важнейших задач является определение социальных и экономических последствий, количественная оценка положительного и отрицательного эффектов миграции и затем разработка эффективной миграционной политики, учитывающей интересы Таджикистана и его миграционных партнеров, прежде всего России.
Как отмечают специалисты Агентства социальной защиты, занятость населения и миграция (так как международная миграция зависит от связей между посылающими и принимающими странами и сама по себе является средством взаимодействия между странами), её детерминанты и последствия не могут рассматриваться с точки зрения лишь одной страны. Следует отметить, что в работах отечественных авторов основное внимание уделялось роли миграции в формировании населения и трудовых ресурсов, формулировались задачи стабилизации миграционных потоков через решение экономических и социальных проблем развития сельской местности Таджикистана. Миграционные процессы отличаются значительным разнообразием. В условиях глобализации возросла миграционная мобильность населения, увеличилась интенсивность перемещений, появились новые формы миграции. Вопросы классификации и типологии миграции рассматривались в работах многих российских и зарубежных ученых. В данном исследовании мы попытались определить место учебной и образовательной миграции в системе класси-
фикации миграционных потоков, т.к. эти виды миграции были незаслуженно «забыты» авторами многих научных публикаций. Выделение образовательной и учебной миграции в числе прочих миграционных потоков возможно на основе такого признака, как цель миграции. Обычно по целям миграционные потоки подразделяются на два типа: экономические и социальные. Экономическая миграция связана с извлечением материальной выгоды человеком, в ней участвующим, к ней относятся такие классы, как трудовая миграция, миграции с целью ведения традиционного хозяйства (кочевничество), коммерческая миграция, миграция с целью минимизации налогов, вывоза и вложения капитала (инвестиционная миграция). Социальный тип миграции скорее связан с удовлетворением не материальных, а духовных и социальных потребностей. К классам социальной миграции можно отнести брачную миграцию, образовательную и учебную миграцию, религиозную миграцию (паломничество), миграцию с целью воссоединения семьи, с целью туризма, отдыха и лечения, этническую миграцию, репатриацию. Образовательная и учебная миграция обусловлена удовлетворением по способности в получении образования и повышении уровня квалификации. Следует отметить, что учебная и образовательная миграция не являются идентичными понятиями. Полагаем, что образовательная миграция - более широкое понятие, которое включает разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы, другие формы повышения квалификации. Учебная иммиграция имеет огромное социальное значение для развития Таджикистана, принесёт социальный, политический, демографический и экономический эффект.
Список литературы:
1. Демографический ежегодник Республики Таджикистан.- Душанбе: Госкомстат, 2010.
2. Социально- экономическое положение Республики Таджикистан. - Душанбе: Госкомстат, 2010.
3. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.- Душанбе: Госкомстат, 2010.
4. Продовольственная безопасность и бедность. - Душанбе: Госкомстат, 2010.
5. «Миграционный мост между Центральной Азией и России»: материалы международного симпозиума. - Москва - Худжанд, 2009.
6. «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией в условиях экономического кризиса»: материалы Второго международного симпозиума. -Москва- Худжанд, 1-4 ноября 2010г.
7. «Миграционный мост между Центральной Азией и Россией: роль миграции в модернизации и инновационном развитии экономики стран, посылающих и принимающих мигрантов»: материалы Третьего международного симпозиума. -Москва- Худжанд, 28-30 ноября 2011.
8. Рыбаковский Л.Л. Миграции населения между регионами: проблемы методологии и методики анализа. -М.: Экон - Информ, 2008.
9. Рязанцев С.В., Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию./ Экономико- социолог. исследование. -М., 2011.
10. Рязанцев С.В., Маньшин Р.В. Демографические перспективы России: материалы международного науч. прак. конференции «Демографическое будущее России». -М., 2008.
З.А. Азимова
Учебная миграция и ее влияние на экономику Таджикистана
Ключевые слова: демографическая ситуация Республики Таджикистан в условиях рынка, демография, рождаемость, смертность, прирост населения, трудовая миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция
В статье рассматриваются вопросы учебной миграции и её влияние на экономику Таджикистана. Автором учебная миграция рассматривается как в теоретическом, так и в практической плане. В частности, автор считает учебную миграцию молодых и перспективных людей целесообразным и одним из самых желательных и положительных социальных последствий, так как она одновременно пополняет численность трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов на рынке труда, стимулируеткультурный обмен и развитие национальной системы образования.
Z.A. Azimova
Educational Migration and its Influence upon Tajikistan Economy
Key words: demographic situation, birth rate, death rate, population accretion, labour migration, inward migration, outward migration
The article dwells on the issues of educational migration and its impact on the economy of Tajikistan. Educational migration of young promising people should be expediently considered to be the mostly desirable and positive social factor; concurrently it replenishes the numerosity of labour-able population and highly qualified specialists in the labor market, stimulates cultural exchange and development of the national system of education.