методических комплекса «Учебно-методическое обеспечение преподавания математики в пред-профильной и профильной школе». Они пред-ставляеют собой спецкурс для учителей и размещены на сайте http.www.internet-school.ru. Веду-
Интернет-ресурсы п
щей формой внедрения этих комплексов являются дистанционные уроки. Кроме того, для реализации профильного обучения полезно обратиться к другим интернет-ресурсам, связанным с про-филизацией обучения.
Таблица 2
)фильного обучения
№ п/п Адрес интернет-ресурса Описание ресурса
1 http://www.ed.gov.ru Сайт Министерства образования и науки РФ. Нормативные документы
2 http://www.kic.ru Сайт Координационно-информационного центра по дистанционному обучению: нормативно-методические материалы, региональный опыт, СМИ о профильной школе, конференции, семинары
3 http://www.apkro.redline.ru Сайт Центра по сопровождению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования
4 http://www.profile-edu.ru Сайт профильного обучения в старшей школе: основные документы, эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, прочие вопросы. Рекомендации по организации курсов по выбору в рамках предпрофиль-ной подготовки учащихся 9-х классов: математика, физика, химия, обществоведение, география, иностранные языки, информатика и т. д.
5 http://www.vestnik.edu.ru Сайт журнала «Вестник образования»
6 http://www.direktor.ru Сайт журнала «Директор школы»
7 http://www.gmcit.murmansk.ru Сайт Комитета по образованию администрации г. Мурманска и ГМЦИТ. Содержит материалы по информатике и информационным технологиям, математике, физике: обзор учебников, программы курсов, тематическое планирование, дидактический материал, опыт педагогов города и т. д.
И. М. Титова,
директор НИИ общего образования
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Внедрение профильного обучения требует решения столь многочисленных организационных проблем, что это, в известной степени, заслоняет актуальность срочного исследования и разработки не менее насущных вопросов создания специального содержания обучения. Ведь относительная свобода проектирования конкретных профилей обучения не освобождает от необходимости решения совершенно определенных образовательных задач при изучении каждого учебного предмета. Поэтому отработка содержания образования, адекватного этим задачам, является исключительно важной задачей современных предметных методик обучения.
Практически, реализация профильного обучения началась без необходимой предварительной подготовки. Одним из ярких примеров этого является отсутствие в списке учительских профессий позиции «учитель естествознания» и «учитель обществознания». Соответственно таких учителей
в системе высшего педагогического образования пока не готовят, но в срочном порядке организуются курсы повышения квалификации для учителей других специальностей. Аналогично обстоит дело и с созданием учебной литературы по этим предметам: учебные программы и учебники находятся на стадии создания. Между тем, в системе профильного обучения учебным предметам «Естествознание» и «Обществознание» принадлежит весьма и весьма видная роль.
Подобных примеров явно недостаточной проработки как содержательных, так и организационных вопросов профильного обучения немало, однако их анализ не является задачей настоящей статьи. Хочется лишь высказать опасение относительно того, что недостаточная подготовленность новаций может послужить причиной провала очередного этапа никак не желающей начать осуществляться модернизации школы. Это опасение подкрепляется и тем, что профилизация
Учебная литература для профильного обучения
обучения на старшей ступени средней школы осуществляется без должного оснащения учебного процесса учебной литературой, в том числе учебниками.
Хочу отметить, что многолетний опыт создания школьных учебников подсказывает необходимость срочного решения ряда теоретических вопросов, связанных с актуализацией проблемы профильного обучения и направленных на выявление специфики соответствующей учебной литературы. Один из них — о соотношении объемов учебного содержания, закладываемого в учебную книгу, и государственного образовательного стандарта. Другой — о целесообразности распространения концепции «один урок — один параграф» на учебники для профильного обучения.
К сожалению, до сих пор в педагогической среде не достигнуто полного понимания соотношения понятий профильное и углубленное изучение предмета. Между тем, это соотношение вполне очевидно: профильное обучение не обеспечивает того углубленного изучения предмета, которое дает специализированная гимназия или лицей. Уровень углубленного изучения выше. Соответственно и количество учебного времени, затрачиваемого в классах с углубленным изучением предмета, существенно больше.
Каким же должны быть рамочные требования к учебникам для профильного обучения?
Не буду анализировать содержание двух существующих, но не утвержденных окончательно, государственных образовательных стандартов. Выражу надежду на то, что со временем оно станет более приемлемым. Причем таковым оно может стать не за счет дальнейшей переработки и конкретизации, а лишь благодаря решению ряда, опять-таки, теоретических вопросов: четкого определения общих требований к построению, и особенно, функциям образовательных стандартов в условиях действующей образовательной парадигмы; определения механизмов установления очень четкого соотношения содержания школьного стандарта и требований к абитуриентам, поступающим в вузы; конкретизации уровней требований к знаниям учащихся, определяемым содержанием стандартов. Без этого их реализация никогда не станет полноценной. Как бы ни ставилась перед современной школой задача относительно подготовки учащихся к продолжению образования, для значительной части учеников и их родителей важно одно: готовит ли данная конкретная (в том числе профильная) школа к поступлению в вуз или нет? Поэтому вполне очевидно: вопрос о соот-
ношении требований, предъявляемых к знаниям учащихся, образовательным стандартом и вузом, должен быть решен как можно быстрее.
Итак, по определению, учебник для профильного обучения должен полностью соответствовать содержанию образовательного стандарта и раскрывать его с должной полнотой. До какой степени он может превышать стандарт? Ведь стандарт, по определению, — это минимум, которым должен овладеть каждый ученик, изучающий учебный курс. Профильное обучение направлено на развитие мотивации учебной деятельности в избранном направлении, его задача — стимулировать развитие навыков самообразовательной работы, развитие самоопределения учащегося, в том числе профессионального.
Вполне очевидно, что ученик, избравший определенный профиль обучения, видит себя абитуриентом вуза соответствующего профиля и является заинтересованным участником предметных олимпиад и т. п. Все это предполагает включение в содержание обучения соответствующей дополнительной информации.
Поэтому представляется, что учебник для профильного обучения должен быть двухуровневым: первый уровень представления информации должен полностью обеспечивать усвоение образовательного стандарта. А второй — содержать дополнительную информацию, в разумной степени углубляющую приобретаемые знания. Это послужит подкреплением профильности и обеспечению ее вариативности; создаст дополнительные возможности для реализации познавательных интересов учащихся.
Первый опыт подготовки и апробации профильных учебников показывает, что их структура также должна отличаться от ранее принятой. Так, концепция «один урок — один параграф» для профильного обучения не приемлема. Построение на ее основании учебников для данной образовательной ступени не соответствует ни ее задачам, ни возможностям. Идея четкого соответствия содержания учебника последовательности изучения материала на уроках полностью отвечает задачам и формам организации обучения на более ранних ступенях. Профильное же обучение — вариативно по своей природе и сути. По одним и тем же учебникам будут учиться учащиеся, осваивающие совершенно разные профили. Поэтому неправильно закладывать в новые профильные учебники минимум информации в четко определенной последовательности конкретного планирования уроков.
Практика апробации учебников подтвердила, что планирование последовательности изучения материала меняется учителями, в частности, в зависимости от учебного профиля, но для учеников старших классов не составляет труда следовать рекомендациям учителя при работе с учебниками.
Очень серьезную проблему представляет учебно-методическое обеспечение элективнъа курсов. Изучение этой группы предметов, в частности, призвано содействовать развитию у учащихся познавательной самостоятельности, навыков творческой учебной деятельности и т. п. Поэтому освоение этих курсов должно быть сопряжено с усилением самостоятельной работы учащихся. Последнее возможно лишь при наличии соответствующих учебных текстов. Таким образом, наличия учебных программ для успешного и результативного внедрения элективных курсов не достаточно. Как минимум, нужны учебные пособия, содержащие материалы, позволяющие учителю организовывать самостоятельную работу учащихся.
Представляется, что многие организационные проблемы ведения элективных курсов могут быть решены с помощью особого вида учебно-методических пособий, которые условно можно назвать организаторами познавательной дея-
тельности учащихся при изучении элективных курсов.
Примером такого организатора является организатор-практикум к курсу «Химия и искусство». Организатор-практикум — дополнение к учебному пособию названного курса. Учитывая избыточное содержание учебного пособия, позволяющее учащимся реализовать индивидуальные маршруты при его изучении (инвариантная часть курса дополняется вариативной), организатор-практикум содержит следующие разделы: руководство к организации самостоятельной работы по изучению курса, рекомендации по составлению индивидуальных маршрутов изучения каждой темы; комплект руководств к самостоятельному выполнению практических работ (из предлагаемых 15 экспериментальных работ каждый ученик, изучающий курс, должен выбрать и выполнить 5); комплексы задач и заданий для выполнения по выбору.
Практически, используя организатор-практикум, ученики способны большую часть курса изучить самостоятельно.
Следует еще раз подчеркнуть: проблема учебно-методического оснащения профильного обучения не просто актуальна, ее срочная разработка является условием и залогом успешности его организации и осуществления.
ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
17-18 октября 2006 г. в Герценовском университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Наука и высшая школа — профильному обучению». Она была организована коллективом НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена при непосредственном участии всех методических кафедр университета и финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Актуальность темы конференции определяется тем, что переход российской школы на профильное обучение стал реальностью, а это требует серьезной институциональной трансформации системы общего образования и сопряжено с решением множества теоретических и прикладных задач. Поэтому целью проведения конференции явилось обсуждение проблем содержания и методического обеспечения профильного обучения.
Предложенная проблема вызвала живой интерес ученых-методистов. В работе конференции
приняли участие 138 человек, представлявшие 10 регионов России: Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Москву, Липецк, Барнаул, Архангельскую область, Элисту, Орел, Краснодар, Магадан, а также Белоруссию (Витебск). Среди участников конференции были работники высших учебных заведений, учреждений постдипломного педагогического и общего образования, аспиранты, магистранты и студенты РГПУ им. А. И. Герцена. В приветственном слове к участникам конференции проректор по научной работе В. В. Лаптев отметил значимость творческого содружества представителей разных уровней системы образования, роль высшей школы в решении задач ее модернизации, подчеркнул, что конференция, объединившая представителей разных предметных методик обучения, является важным событием в жизни университета.
На пленарном заседании доктор социологических наук, профессор В. Ф. Курлов познакомил с