Научная статья на тему 'Учебная литература для мордовских школ с 60-х гг. ХIХ века по 30-е гг. ХХ века'

Учебная литература для мордовских школ с 60-х гг. ХIХ века по 30-е гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МОРДВЫ-МОКШИ И МОРДВЫ-ЭРЗИ / ОРИГИНАЛЬНАЯ / ПЕРЕВОДНАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Т. И.

В указателе представлены списки учебной литературы для обучения мордовского населения. В первом разделе даны наименования источников, которые использовались для обучения мордвы-мокши и мордвы-эрзи до 1920-х годов; во втором – приводится перечень оригинальной и переводной учебной литературы, подготовленный мордовскими авторами до 1940 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная литература для мордовских школ с 60-х гг. ХIХ века по 30-е гг. ХХ века»

► В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТУ

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МОРДОВСКИХ ШКОЛ С 60-х гг. XIX ВЕКА ПО 30-е гг. XX ВЕКА

TEXTBOOKS FOR MORDVINIAN SCHOOLS FROM THE 1860s TO THE 1930s

Шукшина Т.И.

Проректор ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт» им. М. Е. Евсевьева, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Shukshina T.I.

Vice-chancellor of the M. E. Yevsevyev Mordvinian Federal Pedagogical Institute, DoctorofSciences (Education), Professor. E-mail: [email protected]

Аннотация. В указателе представлены списки учебной литературы для обучения мордовского населения. В первом разделе даны наименования источников, которые использовались для обучения мордвы-мокши и мордвы-эрзи до 1920-х годов; во втором - приводится перечень оригинальной и переводной учебной литературы, подготовленный мордовскими авторами до 1940 года.

Annotation. The index lists textbooks used forteachingthe Mordvinian population. The first section gives the names of sources that were used for training Mordovians-moksha and Mordovians-erzja until the 1920s, in the second section, a list of original and translated textbooks prepared bythe Mordovian authors until 1940.

Ключевые слова: учебная литература для мордвы-мокши и мордвы-эрзи, оригинальная, переводная.

Keywords: educational literature for Mordovians moksha and Mordovians erzja, original and translated literature.

В создании учебной литературы для мордовских школ с 60-х гг. XIX в. по 30-е гг. XX в. можно выделить два основных периода: первый - 60-е гг. XIX в. - нач. 20-х гг. XX в.; второй - 20-е - 30-е гг. XX в.

Есть основания сформулировать следующие выводы об особенностях первого периода по содержанию, построению и организации издания учебной литературы: во время этого периода был создан первый учебно-методический комплекс, используемый для обучения и просвещения мордовского населения. В его состав входили буквари, грамматики, первона-

чальные учебники русского языка, книги для классного и внеклассного чтения - переводы текстов религиозно-нравственного и светского содержания, «образцы народной словесности», которые, кроме того, были положены и в основу других учебных пособий, словари.

Исходными базовыми принципами являлись принципы народности, природосоо-бразности, единство религиозного и светского содержания. В определенной степени авторы при составлении учебных пособий учитывали особенности мордовских детей: они составлялись на родном языке, понятном и близком и детям, и взрослым, с использованием мордовской терминологии. Учебный материал в них располагался с учетом дидактических принципов последовательности, системности, осознанности обучения. Учебники были доступными по содержанию материала и стилю изложения, содержали большое количество фольклорных произведений - пословиц, поговорок, загадок, песен и др. Способствовали усилению коммуникативного аспекта в обучении, обогащению речи, словарного запаса детей.

Авторами первых книг были эмпирически заложены первоначальные основы структурирования учебной литературы: их основу составляли буквы, слоги, слова, тексты. Кроме того, внедрялись некоторые компоненты оформления учебников (титульный лист и др.), элементы аппарата организации усвоения (предисловие, деление на главы и др.). Несомненным достоинством является визуальная акцентуация (выделение курсивом, ударением), сочетание различных шрифтов.

Второй период в развитии мордовской учебной литературы в 20-е - 30-е гг. XX в. связан с изменениями в национальной политике Советской России, с постулированием права наций на самоопределение и права обучения на родном языке.

Становление мордовской учебной литературы в 20-е - 30-е гг. XX в. сопряжено со своеобразием формирования государственности мордовского этноса, общественно-педагогическим движением мордвы, с реформаторским ренессансом системы образования, способствовавшим развитию школы на подлинно национальных принципах, учитывающих этнокультурные потребности и особенности, а также разработкой концептуальных основ теории национального учебника (педагогических, этнонациональных, психолингводидактических, методических, книговедческих и др.).

В рамках указанного выделяются два этапа этой работы.

Первый - охватывает 20-е гг., когда создание учебника носило эмпирический характер, выразившийся в сочетании традиционного и инновационного, отсутствии теории национального учебника, узости авторского состава, неразвитости полиграфической базы. К разработке учебной литературы была привлечена плеяда ярких, самобытных писателей, журналистов, учителей-практиков - Е. В. Скобелев, Т. И. Данилов, 3. Ф. Дорофеев, Ф. И. Зава-лишин, В. М. Попов, С. 3. Варламов, Я. П. Григошин и др., ставших опытными методистами.

Второй - включает в себя 1930-е гг. и связан с созданием концепции национального учебника, с развитием издательской деятельности и разработкой различных типов стабильных мордовских учебников и учебных пособий. Особая роль в создании теории и практики мордовской учебной литературы принадлежит педагогу-методисту, доктору педагогических наук Ф. Ф. Советкину (1886-1967), под руководством которого были разработаны программно-методические документы, определявшие принципы содержания образования в мордовской школе, требования к национальным учебникам, инструктивные

указания по их рецензированию, а также созданы букварь, комплекты учебников по родному и русскому языкам для мордовской школы, которые служили в качестве образцов для мордовских авторов и авторов учебников для других народов России.

Одновременно с теоретическим исследованием вопросов мордовской лингвистики создавался значительный массив учебников и учебных пособий, авторами которых стали А. П. Рябов, Ф. И. Петербургский, И. Г. Черапкин, С. Г. Потапкин, М. Н. Коляденков и др.

В 20-30-е гг. XX в. была разработана целостная система учебников и учебных пособий для мордовской национальной школы. Была создана как оригинальная учебная литература, так и переводная. Перевод учебников по различным предметам - арифметике, математике, геометрии, физике, химии, природоведению, географии, ботанике, истории, некоторых сборников задач и упражнений осуществлялся с русского на мокша и эрзя мордовские языки. Переводной учебник, как правило, полностью отражал содержание оригинального, но нередко переводчики включали материал, отражающий регионально-этнические особенности развития культуры, истории, образования Мордовского края и родного народа.

Изучение массива оригинальной литературы позволило дать ее классификацию: 1) буквари, 2) учебники по различным предметам: а) по мордовским языкам (мокшанскому и эрзянскому), б) по мордовской литературе, в) по русскому языку для мордовской школы (буквари, книги для чтения, грамматики), 3) хрестоматии, 4) справочные издания - словари, 5) сборники задач и упражнений, 6) книги для классного и внеклассного чтения.

Разработка и издание учебной литературы на мордовских языках предопределили собой характер последующих учебников: в них была разработана система упражнений, различных заданий с учетом возрастных особенностей детей. Материал излагался живым, доступным языком. Соблюдались дидактические принципы преемственности, последовательности, доступности. Одновременно по одному и тому же предмету действовали различные (вариативные) учебники. Кроме того, была создан широкий массив учебной литературы для системы внешкольного образования (буквари, грамматики, книги для чтения, учебники по различным предметам), а также пособия, предназначенные для населения, не владеющего или слабо владеющего мордовскими языками.

Однако, по мере того, как содержание образования начинало все более базироваться на принципах классовости и партийности, увеличивается объем материала политического, апологетического, характера, зачастую, недоступного для восприятия сельского ученика мордовской национальной школы. Социологизация, политизация осуществлялись за счет вытеснения из учебников «ростков» этнокультурной самобытности, фольклорного и местного материала и т.д. После 30-х гг. многоцветие и разнообразие учебной литературы было заменено унифицированным (стабильным) учебником, причем, не всегда самым лучшим, поскольку многие авторы были репрессированы, а их идеи и книги изъяты из обращения. При вынужденном переиздании отдельных учебников их имена просто не назывались.

Проведенный анализ учебной литературы изучаемого этапа позволяет сделать вывод, что создатели учебников в конструировании его эмпирически достигли в известной степени оптимальной структуры школьного учебника, предопределили закономерности построения конкретных моделей учебников, которые служили средством

обучения школьников на протяжении многих десятилетий. Это позволило сделать первые шаги по пути приближения массового учебника к личности школьника.

В учебники, кроме основных текстов, стали вводиться дополнительные и пояснительные, что дало возможность усилить дидактические функции учебной литературы.

Расширение внетекстовых компонентов - аппарата организации усвоения, разнообразного иллюстративного материала и усовершенствование аппарата ориентировки -создало некоторые условия для индивидуального мыслительного процесса при изучении программного материала. Постепенно многие элементы аппарата организации усвоения начинают внедряться в структуру учебников. Авторы включали вопросы и задания, использовали шрифтовые выделения, конструктивные (цат, знаков др.), подписи к иллюстрациям и т.д. Дальнейшее развитие получил также аппарат ориентировки (предисловие, сигналы-символы, указатели, рубрикации т. д.).

Уже в первые учебники, созданные в 20-30-е гг., начинается включение разнообразного иллюстративного материала. Давался он в учебной литературе, предназначенной для сети школьного, а также внешкольного образования. Представлен он и в «комплексных книгах», журналах-учебниках, стабильных учебниках по различным предметам и т. д. Наблюдается увеличение и совершенствование жанров иллюстративного материала (до 6-7, в современных - до 12).

Предметные, художественно-образные (сюжетные) иллюстрации, включаемые в первые буквари, книги для чтения, начали дополняться техническими иллюстрациями, картами, схемами, чертежами, графиками и т.д. Почти все иллюстрации реализовались в черно-белом исполнении (тон, штрих). Оригиналами иллюстраций редко служили произведения живописи, графики, скульптуры, фотографии и т.д. Однако с процессом совершенствования оснащения полиграфической базы стали появляться цветные иллюстративные материалы (например, карты и т. д.).

В рассматриваемый период особое внимание было уделено вопросам внешнего оформления учебной литературы, которое призвано нести большую дидактическую нагрузку. Следует отметить, что все элементы внешнего оформления современного школьного учебника - переплет (обложка), титул, форзацы, шмуцтитулы, спуски, заставки, формат, полосы, колонтитул и колонцифры и т.д., то есть все специфические книжные элементы стали вводиться в учебники, изданные в 20-е и особенно 30-е гг.

Учебники и учебные пособия, подготовленные и использовавшиеся для обучения мордвы-мокши и мордвы-эрзи

а) для мордовской (инородческой) школы

1. [Барсов, Н. П.] Азбука для мордовских учителей Пензенской губернии: Рукопись.

2. [Барсов, Н. П.] Указания учителю, как учить по азбуке: Рукопись.

3. [Барсов, Н. П.] Первоначальные уроки русского языка для мордвы: Рукопись.

4. [Барсов, Н. П.] Грамматика мордовского языка по наречию «мокша»...: Рукопись. -Р. Ф. - МНИИЯЛИЭ.

5. Гаврилов, Н. Д. Русско-мордовский словарь. Мокшанско-эрзянское наречие. С приложением кратких сведений по этимологии. - Пенза, 1899. - 59 с.

6. Евангелие от Матфея. На мокшанское наречие морд, языка переведено А. И. Тю-меневым. - Казань: Православное миссионерское общество, 1879.

7. [Евсевьев, М. Е.] Букварь для мордвы-эрзи. - Казань: Изд. ПМО, 1892. - 47 с.

То же. Изд. 2. - 1894. - 56 с.

8. [Евсевьев, М. Е.] Букварь для мордвы-мокши. - Казань: Изд. ПМО, 1892. - 53 с.

То же. Изд. 2. - 1897. - 54 с.

9. [Евсевьев, М. Е.] Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи. - Казань: Изд. ПМО, 1892. - 159 с.

То же. Изд. 2. - 1897. - 149 с.

10. [Евсевьев, М. Е.] Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши. -Казань: Изд. ПМО, 1892. - 159 с.

То же. Изд. 2. - 1898. - 149 с.

11. [Евсевьев, М. Е.] Крещение Руси при Святом князе Владимире. На эрзянском наречии морд, языка (В память 900-летия крещения Руси). - Казань: Изд. ПМО, 1888. - 20 с.

12. [Евсевьев, М. Е.] Молитвенник. На эрзянском наречии морд, языка. - Казань: Изд. ПМО, 1897. - 16 с.

13. [Евсевьев, М. Е.] Образцы мордовской народной словесности. Мокшанские песни // Известия ОАИЭ. - Т. 14. - Вып. 1. - Казань: Типо-литография Казанского Императорского ун-та, 1897. - 32 с.

14. [Евсевьев, М. Е.] Священная история Ветхого завета на мокшанском наречии морд, языка. - Казань: Изд. ПМО, 1900. - 75 с.

15. [Евсевьев, М. Е.] Священная история Ветхого завета на эрзянском наречии морд, языка. - Казань: Изд. ПМО, 1895. - 75 с.

16. Мордовская грамматика. Сост. на наречии мордвы мокши Тамбовской семинарии магистром Павлом Орнатовым. - М., 1838. - 106 с.

17. [Юртов, А. Ф.] Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. - Казань: Изд. ПМО, 1884. - 103 с.

18. [Юртов, А. Ф.] Образцы мордовской народной словесности. Вып. 1. Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии. - Казань: Изд. ПМО, 1882.

19. [Юртов, А. Ф.] Образцы мордовской народной словесности. Вып. 2. Сказки и загадки на эрзянском наречии морд, языка с русским переводом. - Казань: Изд. ПМО, 1883.

б) оригинальные

20. Антонов, Т. Я. Книга для чтения по русскому языку Для мордовской неполной сред, и средн. школы. Ч. 2. Для 6 кл. - М. : Учпедгиз, 1938. - 160 с.

21. Арапов, С. Я., Рогов, М. А. Морафтома книга. Нач. школанень 2-це класса тона-фнемс. - М. : Учпедгиз, 1938. - 127 с. (Книга для чтения. Для 2-го кл. нач. тттк.)

22. Арапов, С. Я., Романова, Н. П. Морафтома книга. Афполнай средняй и сред-няй школанень 5-це класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1940. - 272 с. (Книга для чтения. Для 5 кл. неполной средн. и средн. школы.)

23. Арапов, С. Я., Романова, Н. П. Морафтома книга. Афполнай средний и средний школанень 7-це кл. тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1940. - 248 с. (Книга дли чтении. Учебник дли 7 кл. неполной сред, и сред, школы).

24. Богдашкин, Г. А., Кирдишкин, В. Т. Ударник. 2-ци кизони тонафненди книга. Обществоведение. Естествознание. Политехнизациись. - М.: Учпедгиз, 1932. -192 с. (Ударник. Основнаи рабочаи книга дли 2 года обучении. Обществоведение. Естествознание. Политехнизации).

25. Варламов, С. 3. Неень шка. Сермас асодыци покш ломанень букварь. - М.: Учпедгиз, 1932. - 48 с. (Настоищее времи. Букварь дли взрослых, не владеющих письмом)

26. Ватанин, К. И., Карцев, Е. И. Букварь. Оцюнди тонафнемс. - М.: Учпедгиз, 1932. -48 с. (Букварь дли взрослых).

27. Велень политчиткат. Журнал-учебник. - М., 1931. - № 1-4. (Деревенские полит-читки).

28. Вирисов, П. И. Колхозонь вий. Морафтома книга. Пилькссь 1. 4-ци - 5-ци ки-зони. - М. : Учпедгиз, 1931. - 284 с. (Колхознаи сила. Основнаи книга дли чтении. Ч. 1. Дли 4-5 кл.).

29. Вишка коммунарт. Журнал-учебник. Дли 3-4 года обучении I ст. - М., 1931. -№ 1-3. (Юные коммунары).

30. Вишка колхозникт. Журнал-учебник. Дли 3 года обучении I ст. - М. - Самара,

1932. № 1-2. (Маленькие колхозники).

31. Вишка колхозникт. Журнал-учебник. Дли 4 года обучении I ст. - М. - Самара,

1932. - № 1-2. (Маленькие колхозники).

32. Григошин, Я. П. Од видьма. - М. : Учпедгиз, 1926. (Новое семи. 2-й книга после буквари).

33. Гуськов, Б. М. Морафтома книга. Нач. школанень 3-це класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1940. - 167 с. (Книга дли чтении. Дли 3 кл. нач. школы).

34. Гуськов, Б. М., Романова, Н. П. Морафтома книга. Нач. школанень 4-це кл. тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1939. - 172 с. (Книга дли чтении. Дли 4 кл. нач. школы).

35. Гурбанов, В. В., Краевский, П. Д., Савицкий, А. А. Книга дли чтении по русскому изыку. Дли мордов. неполн. сред, школы. Дли 7 кл. - М. : Учпедгиз, 1938. - 224 с.

36. Данилов, Т. И. Валдо чи. Букварь. - М. : Центриздат, 1926. - 48 с. (Светлый день).

37. Данилов, Т. И. Од кой. Букварь. - М. : Центриздат, 1929. - 72 с. (Новый быт).

38. Данилов, Т. И., Рибов, А. П., Чесноков, Ф. М. Лисьма при. - М.: Центриздат, 1926. -(Родник. 1-й книга после буквари).

39. Данилов, Т. И., Чесноков, Ф. М. Колхозонь кига. Тонафнинди книга. Пилькссь 1. 3-ци кизонь. - М. : Центриздат, 1931. - 192 с. (По колхозному пути. Ч. 1. 3 кл.)

40. Дорофеев, 3. Ф. Валда ин. Мокшонь идень тонафнеман валке. - М. : Центриздат, 1925. - 118 с. (Светлый путь. Букварь дли детей).

41. Дорофеев, 3. Ф. Мокшонь валке. Оцю ломанень тонафнема. - М. : Центриздат, 1927. - 48 с. (Мокшанский словарь. Дли взрослых).

42. Дорофеев, 3. Ф. Мокшонь валке. Оцю ломанень тонафнема. - М. : Центриздат, 1925. - 71 с.

43. Дорофеев, 3. Ф. Од велэ. Ч. 1. - М.: Центриздат, 1925. - 156 с. (Новая деревня. Первая книга после букваря. Ч.1.).

44. Дорофеев, 3. Ф. Од велэ. Ч. 2. - М. : Центриздат, 1925. - 206 с.

45. Дорофеев, 3. Ф. Од веля. Пялькссьі. 1-ця книгась букварьда меля. - М. : Центриздат, 1928-1929. - 179 с. (Новая деревня. 1-я книга после букваря).

46. Дорофеев, 3. Ф. Од веля. Пялькссь 2. Иднь тонафнема книгада меля 2-це книгась. - М. : Центриздат, 1928-1929. (Новая деревня. 2-я книга после букваря).

47. Дорофеев, 3. Ф. Од веля. 3 пялькссь. Морафтома книга школанди 3-ця тонафнема кизоти. Л. Кирюковть моронзон мархта. - М. : Центриздат, 1928-1929. - 131 с. (Новая деревня. Книга для чтения. Для 3 года обучения. В приложении песни Л. Кирюкова).

48. Дорофеев, 3. Ф. Пижя пакся. Оцю ломаннь тонафнема книга. - М. : Центриздат, 1927. - 81 с. (Зеленая нива. Букварь для взрослых).

49. Дорофеев, 3. Ф. СССР-сь. 4-ця кизонь тонафнихненди морафнема и тонафнема книга. - М.: Центриздат, 1929. - 335 с. (СССР. Основная комплексная книга для 4 года обучения).

50. Дорофеев, 3. Ф. Якстеря тяште. Мокшень букварь. - М. : Центриздат, 1930. - 80 с. (Красная звезда. Мокшанский букварь).

51. Дружинин, Н. П. Изложениянь туртов статьянь сборник. - М. : Центриздат, 1940. - 120 с. (Сборник статей для изложений).

52. Дружинин, Н. П. Книга для чтения по русскому языку. Для мордовской неполн. сред, и сред, школы. Ч. 1. Для 5 кл. - М. : Учпедгиз, 1938. - 224 с.

53. Дуйков, Д. Е. Мокшень кялень учебник. Грамматика и правописание. 1 пялькссь. 1-2 кл. тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1938. - 76 с. (Учебник мокшанского языка. Грамматика и правописание. 1 ч. Для 1-2 кл.).

54. Дуйков, Д. Е. Упражнениянь и диктантонь сборник. Начальнай школань 1-4 кл. - М. : Учпедгиз, 1939. - 100 с.

55. Дуйков, Д. Е. Упражнениянь и диктантонь сборник. Аф полнай средняй и сред-няй школань 5-7 кл. - М. : Учпедгиз, 1939. - 128 с. (Сборник упражнений и диктантов. Для 5-7 кл. неполной и полной средней школы).

56. Дуйков, Д. Е. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. - Саранск: Мордгиз, 1940. - 18 с. (На мокша-морд, языке).

57. Евсевьев, М. Е. Основы мордовской грамматики. С прилож. образцов мокшанских склонений и спряжений // Избр. тр. :в 5т.Т.4. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 470 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58. Евсевьев, М. Е. Эрзянь-рузонь валке. - М. : Центриздат, 1931. - 227 с. (Эрзянско-русский словарь).

59. Завалишин, Ф. И., Орхидея, Д. Мокшонь букварь. - М. : Центриздат, 1924. - 68 с. (Мокшанский букварь).

60. Йомла колхозникт. Журнал-учебник для 3-4 года обучения I ст. - Саранск, 1932. -№ 1. (Маленькие колхозники).

61. Йомла колхозникт. Журнал-учебник для 3-4 года обучения I ст. - Саранск, 1933. -№ 2-3. (Маленькие колхозники).

62. Карцев, Е. И., Ватанин, К. Букварьда меля. Оцюнди тонафнемс книга. - М.: Учпедгиз, 1932. - 96 с. (Послебукварная книга. Для взрослых).

63. Киселев, А. Л., Петербургский, Ф. И. Инголи од эряфти. Мокшень идень букварь. - М.: Центриздат, 1931. - 88 с. (Вперед к новой жизни. Букварь для мокшанских детей)

64. Киселев, А. Л., Михайлова, С. М., Петербургский, Ф. И. Колхозса. Мокшень идень букварь. - М. : Учпедгиз, 1932. - 88 с. (В колхозе. Букварь для мокшанских детей).

65. Гуськов, Б. М. Морафтома книга. 3 кл. - М.: Учпедгиз, 1940. -167 с. (Книга для чтения).

66. Гуськов, Б. М., Романова, Н. П. Морафтома книга. Начальнай школань 4-це класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1939. -172 с. (Книга для чтения. Для 4 класса нач. школы)

67. Данилов, Т. И. Валдо чи. Букварь. - М. : Центриздат, 1926. - 48 с. (Светлый день)

68. Данилов, Т. И. Од кой. Букварь. 2-е изд. - М.: Центриздат, 1928. - 80 с. (Новый быт)

То же. 3-е изд. - 1929. - 72 с.

69. Данилов, Т. И., Рябов, А. П., Чесноков, Ф. М. Лисьма пря. - М.: Центриздат, 1926. -с. (Родник)

70. Данилов, Т. И., Чесноков, Ф. М. Колхозонь кига. Пялькссь I. 3-ця кизонь. - М. : Центриздат, 1931. - 192 с. (По колхозному пути. Ч. I. Для 3 класса)

71. Дорофеев, 3. Ф. Валда ян. Мокшонь идень тонафнемань валке. - М.: Центриздат, 1925. - 118 с. (Светлый путь. Букварь)

То же. 2-е изд. - 1928. - 140 с.

72. Дорофеев, 3. Ф. Мокшонь валке. (Оцю ломанень тонафнема). - М. : Центриздат, 1925. - 71 с. (Мокшанский букварь. Для взрослых)

73. Дорофеев, 3. Ф. Мокшонь валке. (Оцю ломанень тонафнема). - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Центриздат, 1927. - 48 с. (Мокшанский букварь. Для взрослых)

74. Дорофеев, 3. Ф. Од велэ. Ч. I. - М. : Центриздат, 1925. - 156 с. (Новая деревня)

75. Дорофеев, 3. Ф. Од велэ. Ч. II. - М. : Центриздат, 1925. - 206 с. (Новая деревня)

76. Дорофеев, 3. Ф. Од веле. Ч. I. - М. : Центриздат, 1928-1929. - 179 с. (Новая деревня)

77. Дорофеев, 3. Ф. Од веле. Ч. II. - М. Центриздат, 1928-1929. - 216 с. (Новая деревня)

78. Дорофеев, 3. Ф. Од веле. Ч. III. Морафтома книга школанди 3-ця тонафнема ки-зоти. Л. Кирюковть моронзон мархта. - М.: Центриздат, 1929. - 131 с. (Новая деревня. Книга для чтения. Для 3 класса. Приложение песни Л. Кирюкова)

79. Дорофеев, 3. Ф. Пижя пакся. - М. : Центриздат, 1927. - 81 с. (Зеленая нива)

То же. 2-е изд. - 1928. - 81 с.

То же. 3-е изд. - 1929. - 97 с.

80. Коляденков, М. Н. Эрзянь келень грамматика. Пялькс 2. Синтаксис. 6 ды 7 клас-стнэнень. - М. : Учпедгиз, 1938. - 140 с. (Грамматика эрзянского языка. Ч. 2. Синтаксис. Учебник для 6-7 классов) То же. 1940. - 128 с.

81. Коляденков, М. Н. Сборник диктантов и упражнений. Для 5-7 классов. - М. : Учпедгиз, 1939. - 132 с. (На эрзянском языке)

82. Коляденков, М. Н. Сборник грамматических упражнений. Для 5-7 классов. - Саранск: Мордгиз, 1940. - 112 с. (На эрзянском языке)

82а. Красноперов, А. А., Дуйков, Д. Е. Учебник русского языка для мордовской школы. Ч. 2. Синтаксис. Для 7 класса. - М. : Учпедгиз, 1938. - 80 с.

То же. 2-е изд. - 1939. - 80 с.

То же. 3-е изд. - 1940. - 80 с.

83. Мокшень орфографический словарь / ред. Д. Е. Рузавин, С. Г. Потапкин, П. С. Шишканов. - М. : Учпедгиз, 1939. - 280 с. (Мокшанский орфографический словарь)

84. Наумкин, М. И. Эрзянь кель. Аламодо сёрмас содыцянень тонафтнема кинига. -М. : Учпедгиз, 1933. - 77 с. (Учебник по эрзянскому языку для малограмотных)

85. Наумкин, М. И. Эрзянь келень тонафтнема книга начальной школанень. Грамматика ды орфография. 1-це пелькс. 1 ды 2 кл. - М.: Учпедгиз, 1938. -100 с. (Учебник эрзянского языка для начальной школы. Грамматика и орфография. Ч. I. Для 1и2 кл.)

86. Наумкин, М. И. Эрзянь кель. Грамматика ды орфография. Взрослоень школасо тонавтнема книга. - М. : Учпедгиз, 1940. - 188 с. (Эрзянский язык. Грамматика и орфография. Для школ взрослых)

87. Панишев, Ф. К., Вдовин, И. С. Учебник русского языка для мордовской школы. Ч. I. Морфология для 5-6 классов. - М. : Учпедгиз, 1938. - 124 с.

88. Петербургский, Ф. И. Колхозса. Букварьда меле васеньце книга. - М. : Учпедгиз,

1932. - 152 с. (В колхозе. Послебукварная книга)

89. Петербургский, Ф. И. Букварь. - М. : Учпедгиз, 1933. - 72 с.

90. Петербургский, Ф. И. Букварь. Идень школаса тонафтомс. - М.: Учпедгиз, 1934. -64 с. (Букварь для детей)

То же. 2-е изд. - 1935. - 64 с.

То же 3-е изд. - 1936. - 64 с.

91. Петербургский, Ф. И. Морафтома книга. Пялькссь I. Начальнай школань васеньце класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1934. - 84 с. (Книга для чтения. Ч. I. Для 1 класса начальной школы)

То же. 2-е изд. - 1936. - 80 с.

То же. 3-е изд. - 1937. - 80 с.

92. Петербургский, Ф. И. Мокшень кяль. Васеньце кизонди тонафнемс книга. - М. : Учпедгиз, 1932. - 80 с. (Родной язык. Для 1 года обучения)

93. Петербургский, Ф. И. Мокшень кяль. Омбоце кизонди тонафнемс книга. - М. : Учпедгиз, 1932. - 96 с. (Родной язык. Для 2 года обучения)

94. Петербургский, Ф. И. Элементарнай грамматика. Пялькссь I. Колмоця кизоня тонафниеньди. - М. : Учпедгиз, 1933. - 96 с. (Элементарная грамматика. Ч. I. Для 3 года обучения)

То же. 2-е изд. - 1934. - 80 с.

95. Петербургский, Ф. И. Элементарнай грамматика. Пялькссь II. Нилиця кизоня тонафниеньди. - М. : Учпедгиз, 1934. - 72 с. (Элементарная грамматика. Ч. I. Для 4 года обучения)

96. Петербургский, Ф. И. Мокшень грамматика. Пялькссь I. Морфология. Средняй школань ветете класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1934. - 100 с. (Мокшанская грамматика. Ч. I. Морфология. Для 5 класса)

97. Петербургский, Ф. И. Мокшень кяль. Грамматикань васень сведеният. - М.: Учпедгиз, 1933. - 80 с. ( Мокшанский язык. Первоначальные сведения по грамматике. Для 1-2 года обучения)

То же. 2-е изд. - 1935. - 80 с.

То же. 3-е изд., перераб. - 1936. - 80 с.

То же. 4-е изд., перераб. - 1937. - 80 с.

98. Попов, В. М., Трифонов, В. Ф. Вишка колхозникт. Эрзянь букварь. - Самара: Цен-триздат, 1931. - 96 с. (Юные колхозники)

99. Попов, В. М., Трифонов, В. Ф. Колхозонь киява. 3-це иень комплексной кинига. -Самара: Центриздат, 1931. - 73 с. (По колхозному пути. Краевая комплексная книга для 3 года обучения)

100. Потапкин, С. Г., Сидоркин, А. В., Подгорнов, В. В. Колхозонь кига. Лафчста сьормас содаеньди лезксонди краень-областень книга. Пялькссь I. - Самара: Центриздат, 1931. - 65 с. (По колхозному пути. Краевой областной учебник для малограмотных взрослых. Ч. I.)

101. Потапкин, С. Г. Учебник мокшанского языка для немокша. - Саранск: Мордгиз, 1936. -139 с.

102. Потапкин, С. Г. Мокшень кялень учебник начальнай школаса тонафнемс. Пялькссь II. 3-4 кл. - М. : Учпедгиз, 1938. - 104 с. (Учебник мокшанского языка для начальной школы. Ч. 2. 3-4 кл )

103. Потапкин, С. Г. Мокшень кялень грамматика. Пялькссь II. Синтаксис. 6-7 кл. -М. : Учпедгиз, 1940. - 136 с. (Мокшанская грамматика. Ч. II.)

104. Потапкин, С. Г. Мокшень грамматика. Пялькссь I. Фонетика и морфология. -М. : Учпедгиз, 1940. - 159 с.

105. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Правилань коряс сёрмадума, грамматика, парсте кортамо тонавтнима. - М. : Центриздат, 1931. - 61 с. (Эрзянский язык. Правила правописания, грамматика, развитие речи).

106. Прокаев, И. Ф. Литературань хрестоматия. Пялькс I. Колмоце ие. - М.: Учпедгиз,

1933. - 120 с. (Хрестоматия по литературе. Ч. I. Для 3 года обучения)

107. Прокаев, И. Ф. Литературань хрестоматия. Пялькс II. Нилице ие. - М.: Учпедгиз,

1933. - 127 с. (Хрестоматия по литературе. Ч. II. Для 4 года обучения)

108. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Васень тонавтнима школасо. Колмоце ие - М.: Учпедгиз, 1932. - 144 с. (Эрзянский язык для 3 года обучения)

109. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Васень тонавтнима школасо. Нилице ие - М. : Учпедгиз, 1932. - 156 с. (Эрзянский язык для 4 года обучения)

110. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Васень ие. - М.: Учпедгиз, 1932. - 148 с. (Родной язык. Для 1 года обучения)

111. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Васень школанень тонафтнема книга. Грамматика ды орфография. Пелькс II. - М. : Учпедгиз, 1935. - 136 с. (Эрзянский язык. Для начальной школы. Грамматика и орфография. Ч. II. Для 3-4 класса)

То же. 2-е изд. - 1937. - 136 с.

112. Прокаев, И. Ф. Эрзянь кель. Васень школанень. Пелькс 1.1 ды 2 ие. - М. : Учпедгиз, 1933. - 68 с. (Эрзянский язык. Ч. 1. Для 1-2 класса)

113. Прокаев, И. Ф. Эрзянь келень грамматика. Пелькс II. 4-це иеста. - М. : Учпедгиз,

1933. - 80 с. (Грамматика эрзянского языка. Часть 2. Для 4 кл.).

114. Прокаев, И. Ф., Прокин, И. И. Эрзянь келень грамматика. Пелькс II. 3-це иеста

тонавтнема книга. - М. : Учпедгиз, 1933. - 87 с. (Грамматика эрзянского языка. Ч. 2. Для 3

класса)

115. Рогов, М. А. Орфографический словарь. - М. : Учпедгиз, 1935. - 148 с. (На мокшанском языке)

116. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Литературань хрестоматия. Пялькссь II. Нилице класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1935. - 208 с. (Хрестоматия по литературе. Ч. 2. Для 4 класса)

117. Рогов, М. А., Советкин, Ф. Ф., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Пялькссь II. Ом-боце кизоня тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1934. - 132 с. (Книга для чтения. Ч. 2. Для 2 года обучения).

То же. 3-е изд., испр. - 1935. - 128 с.

То же. 4-е изд. - 1937. - 128 с.

118. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Начальнай школань нилице класса тонафнемс. Нолдав 3-да. - М. : Учпедгиз, 1937. - 159 с. (Книга для чтения. Для 4 класса начальной школы. Изд. 3)

119. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Лафчста сёрмас содаеньди тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1934. - 120 с. (Книга для чтения для школ грамоты)

120. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Лафчста сёрмас содаеньди тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1937. - 139 с. (Книга для чтения для школ грамоты)

121. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Лафчста сёрмас содаеньди тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1938. - 134 с. (Книга для чтения для школ грамоты)

122. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Литература. Аф пяшксе и пяшксе средняй школаса тонафнема книга. 5-це кл. - М. : Учпедгиз, 1935. - 384 с. (Для неполной и полной средней школы. 5 кл.)

123. Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Литература. Аф пяшксе и пяшксе средняй школаса тонафнема книга. 5-це кл. - М. : Учпедгиз, 1937. - 400 с. (Для неполной и полной средней школы. 5 кл.)

124. Рогожин, А. В., Сульдин, Ф. В. Эрзянь келень тонавтнема книга начальной тттко-ланень. Грамматика ды орфография. Пелькс II. 3-4 класст. - М. : Учпедгиз, 1933. - 112 с. (Эрзянский язык для начальной школы. Грамматика и орфография. Ч. II. 3-4 кл.)

125. Рузаев, В. И. Марстонь ки. Морафтома и работама книга. 3-ця кизонь тонафни-хненди. - М. : Центриздат, 1930. - 199 с. (Совместный путь. Основная комплексная книга для чтения Для 3 года обучения)

126. Рябов, А. П. Эрзянско-русский словарик. - М. : Центриздат, 1930. - 78 с.

127. Рябов, А. П. Уроки эрзя-мордовского языка. Вып. I. - Саранск: Мордгиз, 1931. -

82 с.

128. Рябов, А. П. Эрзянь келень грамматика. Пелькс I. Морфология. 5 классо. - М. : Учпедгиз, 1933. - 60 с. (Грамматика эрзянского языка. Ч. I. Морфология. 5 кл.)

129. Рябов, А. П. Эрзянь келень грамматика. Пелькс I. Морфология. 5 классо. - М. : Учпедгиз, 1935. - с. (Грамматика эрзянского языка. Ч. I. Морфология. 5 кл)

130. Рябов, А. П. Эрзянь келень грамматика. Пелькс II. Синтаксис. 6 классо. - М. : Учпедгиз, 1934. - 36 с. (Грамматика эрзянского языка. Ч. II. Синтаксис. 6 кл.)

131. Рябов, А. П. Грамматика эрзя-мордовского языка. Ч. I. Морфология. - М. : Госиздат, 1935. - 89 с.

132. Рябов, А. П. Грамматика эрзя-мордовского языка. Ч. II. Синтаксис. - М.: Госиздат,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1935. - 77 с.

133. Саввов, Д. Н. Русский язык. Учебник для мордовских (эрзянских) школ. Начальная книга. Для второй и третьей группы. - М. : Учпедгиз, 1933. - 136 с.

134. Саввов, Д. Н. Русский язык. Учебник для 2 класса эрзя-мордовской школы. - М.: Учпедгиз, 1935. - 148 с.

135. Саввов, Д. Н. Русский язык. Учебник для мокшанских начальных школ. Для 4 класса. - М. : Учпедгиз, 1934. - 148 с.

136. Скобелев, Е. В., Попов, В. М. Од ки. Эрзянь букварь. - М.: Центриздат, 1926. - 104 с. (Новый путь)

То же. - 1926. - 104 с.

То же. 2-е изд., испр. - 1928. - 107 с.

То же. 3-е изд., испр. - 1929. - 107 с.

137. Скобелев, Е. В. Од эрямо. Эрзянь букварь. - М. : Центриздат, 1930. - 97 с. (Новая жизнь)

То же. - 1930. - 97 с.

То же. 2-е изд., испр. - 1931. - 128 с.

138. Советкин, Ф. Ф. Букварь. Учебник русского языка для 2 класса мордовской (мокша) школы. - М. : Учпедгиз, 1938. - 96 с.

То же. 2-е изд. - 1939. - 100 с.

139. Советкин, Ф. Ф. Учебник русского языка. Для мокша-мордовской начальной школы. Ч. 3. Для 4 класса. - М. : Учпедгиз, 1938. - 200 с. То же. 2-е изд. - 1939. - 208 с.

140. Советкин, Ф. Ф. Учебник русского языка. Для мордовской начальной школы. Ч. 2. Для 3 класса. - М. : Учпедгиз, 1939. - 168 с.

То же. 3-е изд. - 1939. - 168 с.

141. Советкин, Ф. Ф. Букварь начальной школанень. - М.: Учпедгиз, 1938. - 96 с. (Букварь для начальной школы)

То же. 2-е изд. - 1939. - 96 с.

142. Советкин, Ф. Ф. Букварь. Покш ломанень школасо сёрмас тонавнемс. - М.: Учпедгиз, 1939. - 96 с. (Букварь. Для школ взрослых)

То же. 2-е изд. - 1940. - 96 с.

143. Советкин, Ф. Ф., Шапошников, П. В., Варламов, С. 3. Ленинэнь ки. 2-це тонавтни-ма кинига. Обществоведения, естествознания, труд. - М. : Учпедгиз, 1932. - 302 с. (Ленинский путь. Учебник по обществоведению, естествознанию, труду. Для 2 года обучения)

144. Советкин, Ф. Ф, Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Литература. 1-це нолдавкс. - М. : Учпедгиз, 1935. - 416 с.

145. Советкин , Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Аламодо сёрмас содыцянень. - М.-Л. : Учпедгиз, 1934. - 132 с. (Книга для чтения. Для школ малограмотных)

То же. 2-е изд. - 1935. - 128 с.

146. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Грамотань школа-со. - М. -Л. : Учпедгиз, 1934. - 102 с. (Книга для чтения. Для школ грамоты)

То же. 2-е изд. - 1936. - 111 с.

То же. 3-е изд. - 1938. - 140 с.

То же. 4-е изд. - 1940. - 146 с.

147. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Литературань хрестоматия. Васень школанень. Пелькс I. Колмоце ие. - М. : Учпедгиз, 1934. - 144 с. (Хрестоматия по литературе. Для начальной школы. Ч. 1. 3 кл.)

148. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Литературань хрестоматия. Васень школанень. Пелькс II. Колмоце ие. - М. : Учпедгиз, 1934. - 200 с. (Хрестоматия по литературе. Для начальной школы. Ч. 2. 3 кл.)

149. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Литературань хрестоматия. 6-це классонтень. - М. : Учпедгиз, 1936. - 359 с. (Хрестоматия по литературе. 6 кл.).

150. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Васень школасо. Пелькс I. - М. : Учпедгиз, 1933. - 80 с. (Книга для чтения в начальной школе. Ч. 1.)

То же. 2-е изд. - 1934. - 80 с.

То же. 3-е изд. - 1937. - 76 с.

151. Советкин, Ф. Ф., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Васень школасо. Пелькс I. - 4-е изд., испр. - М. : Учпедгиз, 1938. - 80 с. (Книга для чтения в начальной школе. Ч. 1.)

То же. 5-е изд. - 1940. - 80 с.

152. Советкин, Ф. Ф., Арапов, И. Р., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Васень школасо. Пелькс II. 2-це ие. - М. : Учпедгиз, 1933. - 112 с.

То же. 2-е изд. - 1934. - 112 с. (Книга для чтения в начальной школе. Ч. 2. 2 кл.)

То же. 3-е изд. - 1936. - 112 с.

То же. 4-е изд. - 1937. - 111 с.

153. Советкин, Ф. Ф., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Васень школасо 2 класснень. Пелькс I. - 4-е изд., испр. - М.: Учпедгиз, 1938. - 120 с. (Книга для чтения в начальной школе. 2 кл. Ч. 1.)

То же. 5-е изд., испр. - 1938. - 124 с.

То же. 6-е изд., испр. - 1940. - 127 с.

154. Советкин, Ф. Ф., Варламов, С. 3. Ловнома книга. Начальной школасо 3 класснень. - 5-е изд., испр. - М. : Учпедгиз, 1938. - 148 с. (Книга для чтения в начальной школе. 3 кл.)

155. Советкин, Ф. Ф., Рогов, М. А., Арапов, С. Я. Морафтома книга. Пялькссь II.

Омбоце кизоня тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1933. - 128 с. (Книга для чтения. Ч. 2.

Для 2 кл.).

156. Советкин, Ф. Ф., Варламов, С. 3. Литературной хрестоматия. 5-це класснэнь. -М. : Учпедгиз, 1939. - 320 с.

157. Советкин, Ф. Ф., Варламов, С. 3. Литературной хрестоматия. 6-це класснэнь. - М.: Учпедгиз, 1939. - 380 с.

158. Советкин, Ф. Ф, Варламов, С. 3. Литературань хрестоматия. 7-це класснэнь. - М.: Учпедгиз, 1940. - 336 с.

159. Сульдин, Ф. В. Правописаниянь коряс упражнениянь сборник. Начальной тттко-лань 1-4 класстнэнень. - М. : Учпедгиз, 1939. - 72 с. (Сборник упражнений по правописанию)

160. Сульдин, Ф. В., Коляденков, М. Н., Тарасов, Л. П. Эрзянь келень орфографической словарь. - М. : Учпедгиз, 1939. - 272 с.

161. Талабаев, М. Я. Эрзянь келень грамматика. Пелькс I. Фонетика ды морфология. 5-7 классо тонавтнема книга. - М. : Учпедгиз, 1939. - 136 с.

То же. - 1939. - 136 с.

То же. 2-е изд. - 1940. - 150 с.

161. Тундонь чи. Эрзянь букварь. - М.-Л. : Госиздат, 1923. - 47 с. (Весенний день)

162. Ульмов, М. И. Морафтома книга. Начальнай школань колмоце класса тона-фнемс. - М. : Учпедгиз, 1937. - 118 с. (Книга для чтения)

163. Учувадов, А. В. Колхозник. Эрзянь букварь покш ломаньнень. - М.: Центриздат, 1930. - 64 с.

То же. - 1931. - 103 с.

То же. 2-е изд. - 1931. - 64 с.

164. Федькин, Р. Р. Морафтома книга. 6-це класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1940. -

316 с.

165. Черапкин, И. Г., Мокшони, А. Од эряфс. Лафчста сёрмас содахненди букварьда меля морафтома книга. - М. : Центриздат, 1929. - 232 с. (К новой жизни. Книга для малограмотных)

166. Черапкин, И. Г. Мокшень кяльсь ШКМ-са 1-ця кизоня тонафнинди. - М.: Учпедгиз, 1933. - 232 с. (Родной язык. Для 1 года обучения ШКМ)

180. Черапкин, И. Г. Мокшень кялень грамматика. Пялькссь I. Морфология. - М. : Учпедгиз, 1933. - 128 с. (Грамматика мокшанского языка. Ч. I.)

167. Черапкин, И. Г. Мокшень кялень грамматика. Пялькссь II. Синтаксис. - М. : Учпедгиз, 1934. - 60 с. (Грамматика мокшанского языка. Ч. I.)

168. Черапкин, И. Г. Мокшень кяль лафчста сёрмас содаеньди тонафтнема книга. -М. : Учпедгиз, 1936. - 93 с.

169. Черапкин, И. Г. Мокшень кяль лафчста сёрмас содаеньди тонафтнема книга / Под ред. П. С. Шишканова . - М. : Учпедгиз, 1937. - 93 с. (Мокшанский язык для малограмотных)

170. Черапкин, И. Г. Самоучитель мокша-мордовского языка для русских. Ч. I. - Саранск: Мордгиз, 1932. - 45 с.

171. Шишканов, П. С., Фадеев, С. Н., Перкин, И. Л., Бабина, М. Е. Мокшень ор-фографическяй словарь. - М. : Учпедгиз, 1939. - 280 с. (Мокшанский орфографический словарь)

172. Шишканов, П. С. Од ки. - М. : Центриздат, 1930. - 80 с. (Новый путь)

173. Шишканов, П. С. Од ки. Букварь оцюнди. - М. : Центриздат, 1931. - 45 с. (Новый

путь. Букварь для взрослых)

То же. 2-е изд. - 1934. - 68 с.

То же. 3-е изд. - 1939. - 80 с.

174. Шишканов, П. С. Букварь. Начальнай школанди. - М. : Учпедгиз, 1938. - 99 с. (Букварь. Для начальной школы)

То же. 2-е изд. - 1939. - 88 с.

175. Шишканов, П. С. Од ки. Пялькссь I. 2-ця кизоня. - М. : Центриздат, 1930. - 144 с. (Новый путь. Ч. 1. Для 2 года)

176. Шишканов, П. С. Од ки. Тонафнинди морафтома книга. Пялькссь I. 2-ця кизоня. - М. : Центриздат, 1931. - 182 с.

177. Шишканов, П. С. Морафтома книга. Начальнай школань 1-це класса тона-фнемс. - М. : Учпедгиз, 1938. - 103 с. (Книга для чтения. Для 1 класса начальной школы)

То же. 2-е изд. - 1939. - 104 с.

178. Шишканов, П. С. Морафтома книга. Грамотас тонафниенди школаса. - М. : Учпедгиз, 1939. - 144 с. (Книга для чтения)

в) переводные

178. Андреева, М. Лумова тонафнемакс 3-ця кизонь тонафнинди. - М. : Центриздат, 1930. - 120 с. (Задачник для 3 года обучения. На мокша-мордовском языке)

180. Анцыферов, С. С., Корольков, А. Е. Лувома тафнемакс оцюнди. Мокшень кяльс етафтозя Л. Кирюков. - М. : Центриздат, 1930. - 104 с. (Математика для малограмотных. На мокшанский язык перевел Л. Кирюков)

181. Баранский, Н. Н. СССР-нь физической география. Аволь полной средней ды средней школань 7-це классо тонвтнема кнга. Васенце пелькс. Омбоце нолдавкс, витнезь. -М. : Учпедгиз. 1939. - 112 с. (Перевод на эрзя-мордовский язык Н. А. Тяпкина)

182. Барков, А. С., Половинкин, А. А. Физическяй география. Аф полнай средней и средней школань 5-це класса тонафнема книга. - М.: Учпедгиз, 1938. - 160 с. (Физическая география. Учебник для 5 класса неполной средней и средней школы. Перевод на мордва-мокша язык В. И. Баландина, Ф. Я. Арапова)

183. Березанская, Е. С. Арифметическай задачань и упражнениянь сборник. Аф пяшксе средней и средняй школань 5-це класса тонафнема книга. Нолдав колмоцеда исправленнайста. Етафтозе В. В. Лазарева. - М. : Учпедгиз, 1936. - 208 с. (Сборник задач и упражнений по арифметике для 5 класса неполной средней и средней школы. Изд. 3, испр. На мокша-мордовский язык. Перевод В. В. Лазарева)

184. Березанская, Е. С. Арифметикань задачник. Средней школасо тонавтне-ма книга. Ветеце ие. - М. : Учпедгиз, 1933. - 140 с. (Сборник задач и упражнений по арифметике для средней школы. 5 год обучения. На эрзя-мордовском языке. Перевод А. Зинькова)

185. Богданов, И. М., Кантор, Ш. Л., Корольков, А. Е. Арифметикань задачник грамо-тань школанень. Эрзякс сермадызь А. С. Желтова ды Н. А. Тяпкин. Омбоце нолдавкс. - М.: Учпедгиз, 1936. - 116 с. (Арифметический задачник для школ грамоты)

186. Богданов, И. М., Кантор, Ш. Л., Корольков, А. Е. Арифметикань задачник. А ла-модо сермас содыцянь школанень. Эрзякс сермадызь А. Желтова ды Н. Тяпкин. - М.: Учпедгиз, 1936. - 192 с. (Сборник арифметических задач для школ малограмотных)

187. Браиловская, С. М., Рыбникова, М. А. Литературань хрестоматия. Нач. школаса тонафнема книга. Пялькссь 1. - М. : Учпедгиз, 1933. - 128 с.

188. Браиловская, С. М., Рыбникова, М. А. Литературань хрестоматия. Нач. школаса тонафнема книга. Пялькссь 2. - М. : Учпедгиз, 1933. - 120 с.

189. Верховский, В. Н., Гольдфарб, Я. Л., Сморгонский, Л. М. Органическая химия. Средняй школань 1-це класса тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1937. - 164 с. (Органическая химия. Для 1 класса средней школы. На мокша-мордовский язык перевел А. И. Кижаев)

190. Всесвятский, Б. В. Ботаника. Средней школань 5-6 классо. Омбоце нолдавкс, вит-незь. - М. : Учпедгиз, 1934. - 152 с. Эрзякс сермадызе Т. И. Данилов ды лият (Ботаника. Для 5-6 класса средней школы. На эрзянский язык перевел Т. И. Данилов и др.)

191. Голубков, В. В., Мирский, Л. С. Литература. Сред, школаса тонафнема книга. 5-це кизоня тонафнемс. - М. : Учпедгиз, 1933. - 260 с.

192. Гольдфарб, Я. Л., Сморгонский, Л. М. Химиянь задачань и упражнениянь сборник. - М.: Учпедгиз, 1937. - 120 с. (Сборник задач и упражнений по химии. На мокша-мордовский язык перевел Л. М. Байков)

193. Гурвиц, Ю. О. ды Гангнус, Р.В. Геометриянь систематической курс. Омбоце пелькс. Стереометрия. Эрзякс сермадызе М. И. Кручинин. - М. : Учпедгиз, 1936. - 151 с. (Систематический курс геометрии. Часть 2. Стереометрия. На эрзянском написал М. И. Кручинин.)

194. Кручинин, М. И. «Чождо ловома». Эрзянь задачникь. Васень иень тонафтомо. Васеньце частезе. - М. : Центр. Вост. изд-во, 1924. - 120 с. («Легкий счет». Эрзянский задачник. Для 1 года обучения)

195. Ланков, А. В. Лувома тонафнемакс. Омбоце кизонь тонафниенди. Мокшокс сер-мадозь Л. Н. Кирюков, М. С. Казейкин. - М. : Центриздат, 1926. - 110 с. (Задачник. Для 2 класса. На мокшанском написали Л. Н. Кирюков, М. С. Казейкин)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

196. Никитинский, И. И. Эсь матор ширень раштафкс. Раштафксонь содавмавасен-це книга. Сермадыхне мокшонь кэльса Кузьмин и Кирюков. - Центриздат, 1926. - 63 с. (На мокшанском языке написали Кузьмин и Кирюков)

197. Попова, Н. С. Арифметика. Васеньце пялькссь начальнай школань васеньце класса тонафнема книга. Нолдав колмоцеда. Етафтозе В. В. Лазарева. - М.: Учпедгиз, 1937. - 79 с. (Учебник арифметики. Изд. 3. На мокша-мордовском языке. Перевод В. В. Лазарева)

198. Попова, Н. С. Арифметикань задачник. Арифметикань задачат ды упражне-ният. Колмоце пелькс. Начальной школань 3 класснэнь. - М. : Учпедгиз, 1939. - 124 с. (Сборник арифметических задач и упражнений. Ч. 3. Перевод на эрзя-мордовский А. Лукьянова)

199. Рыбкин, Н. Виде линиянь тригонометрия. Средней школань 8-це ды 9-це клас-сонь тонавтнема книга. Васенце нолдавкс. Эрзякс сермадызе И. Н. Губарев. - М.: Учпедгиз,

1936. - 116 с. (Прямолинейная тригонометрия. На эрзя-мордовский язык перевел И. Н. Губарев)

200. Рябкин, Н. Геометриянь задачник. Омбоце пелькс. Стереометрия. Средней школань 8-9 класстнэнень. Эрзякс сермадызе Ф. А. Буртаев. - М.: Учпедгиз, 1936. - 103 с. (Сборник задач по геометрии. Ч. 2)

201. Соколов, И. И. Физикань курс. Васенце пялькь. Механикась. Средняй школань 8-це класса тонафнема книга. - М. : Учпедгиз, 1939. - 248 с. (Курс физики. Ч. 1. Механика. Для 8 класс средней школы. На мокша-мордовский перевод И. М. Байкова)

202. СССР-нть историязо краткой курс. 3-це ды 4-це класстнэнень тонавтнема книга / Редакциясь А. В. Шестаков профессоронть. - М. : Учпедгиз, 1938. - 236 с. (История СССР. Краткий курс. Учебник для 3-го и 4-го классов нач. школы / Редакция профессора А. В. Шестакова. На эрзя-мордовском языке. Отв. ред. перевода А. А. Мишин)

203. Терехова, Л. Г. и Эрдели, В. Г. География. Омбоце пялькссь. Начальная школань нилице класса тонафнета книга. - М.: Учпедгиз, 1938. -144 с. (География. Ч. 2. Для 4 класса нач. школы. На мордва-мокша языке. Перевод М. А. Рогова)

204. Фалеев, Г. И. ды Перышкин, А. В. Физика. Васенце пялькс. Механика ды акустика. Средней школань 8-це классо тонавтнема книга. - М. : Учпедгиз, 1936. - 208 с. (Курс физики. Ч. 1. Механика и акустика. Для 8 класса средней школы. На эрзя-мордовском. Перевод Ф. А. Губарева)

205. Фалеев, Г. И. ды Перышкин, А. В. Физика. Омбоце пяльксь. Аф полнай средняй школаса 7-це класса тонафнема книга. - М. : Учпедгиз, 1939. - 192 с. (Физика.

Ч. 2. Для 7 класса неполной средней и средней школы. На мокша-мордовском. Перевод Л. М. Байкова)

206. Шапошников, Н. А. ды Вальцов, Н. К. Алгебрань задачник. Омбоце пелькс. Средней школань 8-це - 10-це класстнэнень. Эрзякс сермадызе Г. А. Горнышев. - М.: Учпедгиз, 1937. - 159 с. (Сборник алгебраических задач для 8-10 класса средней школы. На эрзя-мордовском. Перевод Г. Г. Горнышев)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.