1УДК 372.851 ББК 74.262.21
УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД (на примере обучения математике)
Е. А. Баранова
Аннотация. Представлены результаты изучения проблемы развития регулятивных умений учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе. Рассматривается методика формирования регуляторных компонентов саморегуляции через организацию дифференцированной учебной исследовательской деятельности учащихся на примере урока алгебры в 8-м классе по УМК А. Г. Мордковича и других.
Современный процесс повышения эффективности предоставления образовательных услуг предполагает целенаправленную систему взаимосвязи учебной и исследовательской деятельности учащихся. Обучение и воспитание посредством активного включения учащихся в учебное исследование обеспечивает развитие творческой личности и формирование саморегуляции собственной деятельности.
Актуальность статьи заключается в том, что в ней проанализированы вопросы, связанные с целью действий педагога в процессе обучения в средней общеобразовательной школе. Педагог должен уметь:
- согласовывать все уровни регуляции деятельности обучающихся;
- организовывать процесс обучения, способствующий развитию интереса к учению, формированию основных представлений о научном познании мира, в том числе и на уроках математики в средней школе.
Только при условии чувства ответственности перед будущим, осознания цели обучения, любви к детям реализуется профессиональное мастерство учителя.
Ключевые слова: учебная исследовательская деятельность, регулятивные умения учащихся, процесс обучения математике, саморегуляция, творческая активность.
EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES - THE BASIS FOR THE FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES (on the example of teaching mathematics)
E. A. Barakova
Abstract. The article presents the results of the study of the problem of development students' regulatory skills in the process of teaching mathematics in secondary school. The method of forming regulatory components of self-regulation through the organization of students' differentiated educational research activities is considered on the example of an algebra lesson in the 8th grade with the materials of A. G. Mordkovich's textbook and others.
The modern process of improving the efficiency of the provision of educational services involves a focused system of interconnection between students' educational and research activities. Training and education through the active involvement of students in the educational research ensures the development of a creative personality and the formation of self-regulation of their own activities.
The relevance of the article lies in the fact that it analyzes issues related to the goal of teacher's actions in the process of training in a secondary school. A teacher should be able to:
- to coordinate all levels of regulation of students' activities;
- to organize the learning process, contributing to the development of interest in learning, the formar tion of basic ideas about the scientific knowledge of the world, including the lessons of mathematics in a high school.
Only through a sense of responsibility towards the future, awareness of the purpose of learning, love for children, is the professional skill of a teacher realized.
Keywords: educational research activities, students' regulatory skills, the process of learning mathematics, self-regulation, creative activity.
Сегодня выполнение требований ФГОС к школьному образованию активно обсуждается педагогами-практиками. Вектор, направленный на развитие у учащихся УУД (универсальных учебных действий), в приоритете. Учителя делятся находками: приемами и методами организации урока, выделяют из всей группы УУД регулятивные универсальные действия как основу развития личности и др. Однако акцент в трудах педагогов по-прежнему на том, что «...необходимо формировать регулятивные учебные действия.», и дальше - переход на решение дидактической задачи. Возникают вопросы: «А что понимают учителя под словами ".необходимо формировать регулятивные учебные действия учащихся.", "каковы их действия на уроке для решения задачи формирования регулятивных учебных действий у учащихся", "как это взаимосвязано с решением дидактической задачи урока"?» [1, с. 54].
Предлагая методические приемы работы над той или иной темой, педагоги делают вывод, что при таком подходе у учащихся формируются те или иные универсальные учебные действия.
А между тем, на наш взгляд, возможно говорить о формировании УУД, только если учитель ставит перед собой такую цель, понимает невозможность формирования регулятивных УУД без системы и работает точечно над формированием отдельных регуляторных компонентов индивидуально у каждого учащегося, использует систему формирования регулятивных УУД как управляющий и управляемый объект.
Проблема формирования универсальных учебных действий отражена в диссертационных исследованиях Н. Л. Будахиной, С. В. Чопо-вой, Г. А. Аджемян, Э. Г. Гельфман, Т. С. Котляро-вой и др. Несмотря на разные подходы, пред-
лагаемые авторами этих исследований, для решения проблемы формирования УУД у учащихся: использование графического калькулятора, техника «вопрос-ответ», педагогическое управление процессом обучения и внеурочной деятельности и др., их объединяет общая мысль: формировать универсальные учебные действия необходимо и возможно в процессе обучения в школе в рамках любого предмета и в любом возрасте.
Л. И. Боженкова предлагает методику формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии и алгебры, рассматривая направленность деятельности обучающегося «.через собственную мотивацию, на достижение целей посредством решения задач с помощью определенных учебных действий.», что отражено в «Структуре учебной деятельности» по Л. И. Боженковой [2, с. 16]. Структура учебной деятельности, предлагаемая автором методики, акцентирована на действия обучающего, то есть педагога: организация учебной деятельности обучающихся с учетом «опыта» учащихся (знаний, алгоритмизированных действий, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций).
Понимая, что регулятивные универсальные учебные действия являются базой для учебной деятельности, а результатом целенаправленной саморегуляции учащегося являются его активность и самостоятельность, мы предлагаем авторский подход решения такой задачи: «Как возможно с учетом индивидуальных особенностей учащихся общеобразовательного класса массовой школы в процессе обучения математике оказать воздействие на развитие отдельных ре-гуляторных компонентов у учащихся» [3, с. 36].
На наш взгляд, формировать регулятивные учебные действия учащихся возможно лишь в
структуре полной осознанной саморегуляции, компоненты которой: ценностно-мотивацион-ный, смысловой, опыт рефлексии, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. Для успешного управления процессом формирования регулятивных умений обучающихся учитель должен быть готов к осуществлению интеллектуальной процедуры на разных уровнях освоения учебной информации школьного курса математики. Он должен уметь:
• рассматривать несовпадающие точки зрения учеников и учителя;
• анализировать совокупность личностного опыта школьника и уровень регулятивных учебных действий;
• предвидеть возможные трудности в решении учащимися проблемной ситуации;
• мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, изменяя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;
• выбирать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли учащихся, решающих проблему;
• непредвзято оценивать варианты решений учащихся;
В школьном возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью. Так как именно в этот период происходит становление психики и основных свойств личности, формируются соответствующие возрасту новообразования (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). А следовательно, учебная деятельность требует специального формирования, а новообразования -целенаправленной регуляции [4, с. 128].
Сегодня у школы есть выбор, по каким учебным пособиям осуществлять обучение предмету. Авторы разных школьных учебных пособий по математике решают вопрос соответствия требованиям ФГОС по-разному: включение заданий дифференцированного уровня сложности, исследовательских задач, практи-ко-ориентированных задач, дополнительных глав, дополнительных заданий повышенной сложности, культурно-исторического материала и др., и в этом они похожи. Более востребованы учебные пособия, где в приоритете собственный метод содержательно-методической линии предмета.
Например, учебники авторского коллектива под руководством А. Г. Мордковича «УМК Алгебра. 7, 8, 9» и «УМК Алгебра и начала математического анализа. 10, 11» 2018 г. отличаются приоритетом функционально-графического подхода в содержательно-методической линии курса алгебры, о чем докладывал автор данной методики А. Г. Мордкович на вебинарах по серии «Линия УМК А. Г. Мордковича. Алгебра (7-9)». Линия учебников А. Г. Мордковича наилучшим образом отвечает возрастным особенностям учащихся. Стратегия и тактика, предлагаемая автором методики: изучение свойств на наглядно-интуитивном уровне, рабочем уровне и формальном определении свойств, - предоставляет возможность организовать в процессе обучения математике экспромт-исследование в соответствии с разноуровневой подготовкой и индивидуальными особенностями учащихся, используя их природную поисковую активность [5, с. 7].
Покажем процесс оказания точечного воздействия на психику учащихся и предоставление возможности раскрытия потенциала каждого на примере фрагмента урока алгебры в 8-м классе - «открытие новых знаний». Как основной инструмент и содержательную основу формирования регулятивных учебных действий учащихся при обучении математике мы предлагаем рассматривать учебно-исследовательскую деятельность.
Тема урока: «Формулы корней квадратного уравнения».
Дидактическая задача: познакомить с формулами корней квадратного уравнения и научить решать квадратные уравнения с помощью этих формул.
Учитель предлагает задачу: «От квадратного листа картона отрезали полоску шириной 3 см. Площадь оставшейся части равна 70 см2. Найдите первоначальные размеры листа картона».
Задача предлагается на этапе актуализации знаний учащихся, перед введением формулы корней квадратного уравнения.
На вопрос учителя: «Как можно решить задачу?», учащиеся, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях, предлагают варианты решения:
• геометрический;
• аналитический;
• графический.
Способы обсуждаются в диалоге, и учащиеся выбирают (каждый для себя), каким способом они будут решать задачу. Таким образом, в классе условно образуется три группы.
Результат этих действий: учитель организует процесс, способствующий развитию самооценивания учащимися своих знаний и принятия ими решения о дальнейшей деятельности.
Опишем возможные варианты подхода к решению задачи:
Способ 1. Из условия: «Площадь оставшейся части равна 70 см2», зная формулу площади прямоугольника, перебирают числа, которые в произведении дают 70 и отличаются на 3 (рис. 1).
Находят решение:1) 7 х 10 = 70, 2) 10 - 7 = 3.
Делают вывод, что сторона квадрата равна 10 см.
А В
Рис. 1. Первый способ решения задачи
Способ 2. Составляют уравнение, где х см -длина одной стороны прямоугольника, (х - 3) см - длина смежной стороны, соответственно; х • (х - 3) см2 - выражение для площади получившегося прямоугольника, равной 70 см2.
Аналитическое решение предполагает навык у учащихся доработки квадратного трехчлена до многочлена из 4 слагаемых так, чтобы можно было воспользоваться способом группировки для разложения на множители.
То есть
х • (х -10) - 7(х - 10) = 0,
(х - 10) • (х - 7) = 0, откуда х = 10 и х = 7.
Учащиеся делают вывод о величине стороны квадрата. Ответ: 10 см.
Способ 3. Составляют квадратное уравнение решают его графически, сталкиваясь с проблемой выбора масштаба для построения графиков параболы и прямой (рис. 2), что непривычно для заданий такого типа.
После обсуждения результатов, полученных учащимися при решении одной задачи разными видами деятельности, учитель знако-
Рис. 2. Третий способ решения задачи
мит учащихся с формулами квадратного уравнения как еще одним из способов решения полного квадратного уравнения.
Пока ребята выполняют работу, учитель оценивает мотивацию выбора, работу учащихся во время обсуждения способов решения задачи, отмечает динамику изменения активности, долю самостоятельности, креативности, смелости суждений, аргументирования выбора, другое.
Цель действий педагога - согласовать все уровни регуляции деятельности обучающихся: последовательность действия восприятия и мышления; способы для реализации индивидуальных способностей; индивидуальные темпы деятельности; акцент на трудность (обратное) и др.; постепенное увеличение доли самостоятельности и ответственности учащихся; постепенный переход к самоуправлению своей учебно-познавательной деятельностью у каждого учащегося.
Можно представить действия учителя и учащихся (для данного фрагмента урока) в единой таблице.
Учитель, включая каждого учащегося в совместный поиск знаний, умело регулируя детскую инициативу, поддерживая поисковую активность учащихся, направляя их к самостоятельному открытию средств и способов решения задач, формирует у ребят умение учиться самостоятельно.
Рассматривая процесс обучения и структуру учебной деятельности учащихся с позиции учета общих возрастных психологических особенностей развития подростков, учитель запускает механизм, который способствует рождению и развитию психологических способностей школьника, а именно изменение внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую.
Таблица
Взаимосвязь действий учителя и учащихся при формировании регулятивных
учебных действий учащихся
Действия учителя Действия учащихся Какие регулятивные учебные действия формируются
Читает текст задачи вслух Читают вместе с педагогом (про себя) Осмысленное чтение, принятие задачи
Организует диалог: условие задачи — вопрос задачи Самостоятельно читают текст и вычленяют условие и вопрос задачи Выделение информации, конкретизация задачи
Организует диалог: какие возможны подходы к решению задачи Высказывают идеи: 1), 2), 3) Поиск решения, умение формулировать гипотезу, проектировать решение, прогнозировать результат
Организует деятельность учащихся Выбирают способ решения Оценивание способов решения и своих возможностей, знаний, планирование деятельности
Сопровождает самостоятельную работу учащихся Принимают решение о помощи и степени этой помощи от учителя, переводят устную речь в письменную, на математическом языке Преодоление трудности при встрече с проблемами в решении задачи: возможная вариативность перебора чисел, выбор масштаба при построении графика, разложение на множители многочлена, другое
Организует диалог по результату выполнения работы Анализируют степень трудности решения задачи выбранным способом, сопоставляют результат Умение делать выводы, аргументировать, выступать перед одноклассниками, оценивать свой и их результат деятельности
Подводит итоги выполнения работы Принимают оценку своей деятельности от педагога Умение делать выводы о своих проблемных зонах и планировать действия по их устранению
Объясняет способ решения полного квадратного уравнения с помощью формул корней квадратного уравнения Внимательно слушают и воспроизводят предлагаемый алгоритм Предвосхищение результата, обогащение своих знаний еще одним способом решения полного квадратного уравнения, проявление интереса к рациональному решению, интереса к возможностям математики в решении прикладных задач, качественное усвоение формулы корней квадратного уравнения
Учитель сможет регулировать умения учащихся в процессе обучения, если направит учебную деятельность не только на освоение предметных знаний, но и на освоение других видов деятельности, связанных с практикой жизни, ценностными ориентациями, эстетической направленности и др., главное - освоение самой учебной деятельности, направленной «на себя», то есть на личностный результат, в виде нового опыта, развития способностей, ценностных отношений, знаний, умений и навыков и т. д. Предлагаемый подход нужно повторить неоднократно на уроках разного типа.
При многократном повторении выполняемой деятельности учащийся и сам меняется, и меняет средства, используемые для выполнения деятельности. Вместе с тем «он овладевает и набором средств, которые, мобилизуя внутреннее чувственное отражение, обеспечивают эффективность его деятельности через изменение условий, оценивание результатов, установление связи между данными чувственного и опосредованного восприятия» [6, с. 107].
Таким образом, естественно происходит и процесс научения, и связанное с этим процессом развитие учащегося, и совершенствование его индивидуальных способностей.
Целенаправленная работа по формированию универсальных учебных действий позволит решить такие проблемы школьного обучения, как низкий уровень учебной мотивации, недостаточность познавательной инициативы, неспособность регулировать собственную деятельность, недостаточное развитие логических действий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баракова Е. А. Исследовательское обучение как основа формирования регулятивных учебных действий в процессе обучения математике в общеобразовательной школе // Междунар. науч.-исслед. журн. - Екатеринбург, 2016. - № 9-4 (51). - С. 53-56.
2. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 240 с.
3. Баракова Е. А. Сущность методики формирования регулятивных учебных действий учащихся общеобразовательной школы (на примере обучения математике) // Педагогический журнал. - Ногинск, 2018. - Т. 8, № 4А. - C. 47-52.
4. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. -С.128-136.
5. Мордкович А. Г. Материалы вебинара // УМК «Алгебра. 7, 8, 9 классы», УМК «Алгебра и начала математического анализа 10, 11 классы». - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 479 с.
7. [Смирнова Е. В.] Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования // ИПКиП-ПРО ОГПУ: сайт. - Оренбург, 2012. - URL: http://www.orempk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Mat/2Mat5.htm (дата обращения: 10.06.2018).
8. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 205 с.
REFERENCES
1. Barakova E. A. Issledovatelskoe obuchenie kak osnova formirovaniya regulyativnykh ucheb-
nykh deystviy v protsesse obucheniya matema-tike v obshcheobrazovatelnoy shkole. Mezhdu-nar. nauch.-issled. zhurn. Ekaterinburg, 2016, No. № 9-4 (51), pp. 53-56.
2. Bozhenkova L. I. Metodika formirovaniya uni-versalnykh uchebnykh deystviy pri obuchenii algebre. M.: Laboratoriya znaniy, 2016. 240 p.
3. Barakova, E.A. Sushchnost metodiki formiro-vaniya regulyativnykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya obshcheobrazovatelnoy shkoly (na primere obucheniya matematike). Peda-gogicheskiy zhurnal. Noginsk, 2018, Vol. 8, No. 4A, pp. 47-52.
4. Konopkin O. A. Obshchaya sposobnost k samo-regulyatsii kak faktor subyektivnogo razvitiya. Voprosypsikhologii. 2004, No. 2, pp. 128-136.
5. Mordkovich A. G. Materialy vebinara. In: UMK "Algebra. 7, 8, 9 klassy", UMK "Algebra i nachala matematicheskogo analiza 10, 11 klassy". Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2018.
6. Babanskiy Yu. K. (Ed.) Pedagogika: ucheb. po-sobie dlya studentovped. in-tov. Moscow: Pros-veshchenie, 1983. 479 p.
7. [Smirnova E. V.] Programma razvitiya univer-salnykh uchebnykh deystviy na stupeni os-novnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Mat/2Mat5.htm (accessed: 10.06.2018).
8. Bozhenkova L. I. Metodika formirovaniya uni-versalnykh uchebnykh deystviy pri obuchenii geometrii. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2013. 205 p.
Баракова Елена Александровна, аспирант ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», учитель ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985» e-mail: [email protected]
Barakova Elena A., Postgraduate student, Academy of social management, teacher, school 1985, Moscow e-mail: [email protected]