Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях'

Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1617
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ФГОС ООО / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ / PUPILS / FSES OF BGE / INTERDISCIPLINARY SKILLS / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL AND DIDACTIC CONDITIONS / THE MODEL OF FORMATION OF ULA IN MATH CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Анна Сергеевна

В статье выделены и обоснованы организационно-педагогические и дидактические условия, способствующие формированию универсальных учебных действий учащихся 5 классов в процессе обучения математике, разработана структурная модель формирования УУД учащихся на уроках математики в заданных педагогических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF 5TH GRADERS IN MATH CLASS IN GIVEN PEDAGOGICAL CONDITIONS

The article highlights and proves the organizational-pedagogical and didactic conditions conducive to the formation of universal learning activities of 5th graders in learning mathematics. The author developed a structural model of formation of ULA of pupils in math class in given pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях»

АХ. КОНСТАНТИНОВА. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ЗАДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ЗАДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF 5TH GRADERS IN MATH CLASS IN GIVEN PEDAGOGICAL CONDITIONS

Â.C. Константинова A.S. Konstantinova

Учащиеся, ФГОС ООО, метапредметные умения, универсальные учебные действия, психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические условия, модель формирования УУД на уроках математики. В статье выделены и обоснованы организационно-педагогические и дидактические условия, способствующие формированию универсальных учебных действий учащихся 5 классов в процессе обучения математике, разработана структурная модель формирования УУД учащихся на уроках математики в заданных педагогических условиях.

Pupils, FSES of BGE, interdisciplinary skills, universal learning activities, psychological-pedagogical and didactic conditions, the model of formation of ULA in math class. The article highlights and proves the organiza-tional-pedagogical and didactic conditions conducive to the formation of universal learning activities of 5th graders in learning mathematics. The author developed a structural model of formation of ULA of pupils in math class in given pedagogical conditions.

В связи с постепенным переходом школьной системы образования от «знание-вой» к системно-деятельностной парадигме актуальными являются слова, которые часто упоминал в своей педагогической деятельности отечественный педагог В.А. Сухомлин-ский: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Новые требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы, в тексте ФГОС в настоящее время являются одной из наиболее обсуждаемых тем в рамках развития системы школьного образования. Ей уже посвящено немало работ теоретического и практического планов, разработанных как учеными-педагогами, так и учителями-предметниками. Особое внимание уделяется формированию метапредметных умений учащихся, определяемых через категорию универсальных учебных действий (УУД) - регу-

лятивных, познавательных и коммуникативных [Павлов, 2012]. Их основная цель заключается в применении этих действий не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, на первое место в процессе обучения выходит категория «самостоятельная деятельность ученика», которая находит выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как:

-развивающее обучение Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова;

- теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Г1.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной;

-личностно ориентированное образование В.Д. Шадрикова, В.В. Серикова, В.И. Слободчи-кова, И.С. Якиманской и др.

На основе данной теоретической базы группой авторов под руководством академи-

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

о

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

а «

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H U

W PQ

ка РАО А.Г. Асмолова разработана программа формирования УУД для учащихся основной школы, в которой даны описания основных видов УУД и путей их формирования с учётом психологических особенностей возраста учащихся 5-9 классов [Формирование..., 2010]. Представлены основные типы практических заданий и тренингов, направленных на развитие и оценку основных УУД.

Программа представляет собой пособие для учителя, которое содержит в себе как теоретическую, так и практическую главы. В них рассмотрены основные виды УУД и способы их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы в психолого-педагогических условиях обучения.

Однако обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики наряду с психолого-педагогическими условиями можно встретить как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, A.B. Сверчков и др.), так и дидактические условия (М.В. Рутковская и др.). В связи с этим целью данной статьи является обзор возможных организационно-педагогических и дидактических условий формирования УУД учащихся, в частности на уроках математики.

В научной литературе данные педагогические условия трактуются по-разному. Е.И. Козырева предлагает рассматривать организацион-но-педагогические условия как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [Козырева, 2009].

По В.А. Беликову, организационно-педагоги-ческие условия - это совокупность возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [Беликов, 2011].

С.Н. Павлов предлагает рассматривать данное понятие немного глубже: Совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обсто-

ятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов для достижения цели педагогической деятельности [Павлов, 2012].

Таким образом, организационно-педагоги-ческие условия - это совокупность возможностей, которая подбирается с учетом структуры реализуемого процесса, главной функцией которой является организация таких мер воздействий на педагогический процесс, которые обеспечат эффективное достижение цели.

Дидактические условия - это условия, включающие в себя:

1) выбор определенных форм, средств и методов обучения;

2) разработку и применение специальных заданий по изучаемой теме;

3) разработку и применение системы оценивания результатов обучения [Зверева, 2007].

Остановимся теперь более подробно на специфике основных видов УУД: регулятивных, познавательных и коммуникативных, в процессе обучения математике как требований ФГОС к образовательным результатам.

Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя:

- определение учащимися мотива учения;

- целеполагание собственной учебной деятельности;

-планирование решения поставленной задачи;

- корректировку учебной деятельности при обнаружении ошибочных действий;

- контроль и рефлексию своей деятельности [ФГОС ООО, 2010].

Группа познавательных УУД, формируемых на уроках математики, включает в себя достаточно широкий набор действий:

- грамотность чтения;

-действие математического моделирования;

- проведение анализа и сравнения изучаемых объектов и понятий;

- классификация;

NJ 1Л

Структурная модель формирования УУД учащихся на уроках математики в заданных педагогических условиях

Виды УУД Условия Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Организационно-педагогические - Практическая направленность изучаемого материала. Пример: длина гардины 120 см, а количество колец на ней равно 6. На каком расстоянии нужно расположить кольца так, чтобы оно между ними было одинаковое? - Приведение интересных, удивительных фактов по изучаемой теме. Пример: задачу нахождения суммы чисел натурального ряда от 1 до 100 очень быстро решил ребенок в возрасте 7 лет. Имя ребенка К.Ф. Гаусс. - Постановка привлекательной цели для учащихся с помощью приема «Storytelling» - Удерживание цели обучения до получения результата; - планирование хода решения учебной задачи; - корректировка деятельности при обнаружении ошибочных действий; - контроль деятельности учащегося; - проведение рефлексии собственной учебной деятельности с помощью различных рефлексивных методик - Определение цели и функций участников при взаимодействии; - постановка вопросов (сотрудничество в сборе информации); - разрешение проблемных ситуаций (поиск альтернативных способов разрешения проблемы). Пример: а) решить уравнение: х+342=500; б) решить уравнение х+у=500. (проблема недостаточности знаний для решения уравнения с 2 переменными)

Дидактические - Задания, направленные на поиск соответствующей закономерности. Пример: найди выражения, значения которых равны. Постарайся объяснить, почему некоторые выражения имеют одинаковые ответы, а другие нет? (23+17)*20; 12*45-9*45; 23*20+20*17; 46*(12-9) - Ассоциативные задания (задания на исключение лишнего и / или направленные на поиск схожих объектов, их признаков, свойств и т.д.); - задания, направленные на изучение различных математических моделей (таблицы, чертежи, координатная плоскость, геометрические фигуры); - применение технологии позиционного чтения - Нахождение вычислительных или иных ошибок рассматриваемого решения; - решение задачи различными способами; - использование составленной опорной схемы для решения задачи или доказательства теоремы; - организация взаимоконтроля учащимися при выполнении задания в паре (группе); - проведение рефлексии собственной учебной деятельности - Составить отзыв на работу одноклассника; - придумать контрольное задание по изучаемой теме соседу по парте; - использование групповых форм работы по составлению математического кроссворда с фрагментами, серии ребусов и / или головоломок; - составление вопросов собеседнику по теме предмета (например, с помощью метода ромашки Блума)

О X n

s

< ° ' г

о >

P

¡5

^ m

> s

x с

x §

О- Ь

I o-

■ 1 5 1=

X 03

< s g

S2

J= X s X

>

n n О

■Q ri Гр j j ТуГ 1У КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО О ГА j J. rlKllV ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.П. АСТАФЬЕВА

- выдвижение гипотез;

- установление причинно-следственных связей и др. [ФГОС ООО, 2010].

В процессе математической подготовки учащихся к коммуникативным учебным действиям относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-способность к деловому сотрудничеству как с учителем, так и с учениками;

- ведение диалога или дискуссии в соответствии с требованиями речевого этикета;

- способность формулировать вопросы и отвечать на них;

- проводить аргументированное доказательство своей позиции и приводить примеры;

-осуществлять презентацию полученных результатов коллективу [ФГОС ООО, 2010].

В процессе анализа психолого-педагоги-ческой и научно-методической литературы было выявлено, что проблема формирования УУД учащихся основной школы на уроках математики требует не только детального рассмотрения, но и разработки таких педагогических средств, с помощью которых осуществление данного процесса будет более конкретизировано с точки зрения педагогических условий [Шкерина, Па-насенко, 2013].

В качестве одного из таких средств предлагается примерная структурная модель формирования УУД учащихся на уроках математики в заданных педагогических условиях, представленная в таблице.

Эта структурная модель позволит учителю основной школы решать конкретные задачи по формированию различных видов УУД учащихся в процессе их математической подготовки. Заметим, что модель может быть изменена либо дополнена с учетом специфики той или иной изучаемой темы по предмету.

Данное направление методической работы является частью диссертационного исследования по поиску возможных условий для формирования УУД учащихся основной школы, требующего дальнейшей разработки.

Библиографический список

1. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследований // Проблемы образования и развития личности учащихся. Магнитогорск: МаГУ, 2011. С. 69-73.

2. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 2007. № 1. С. 29-32.

3. Козырева Е.И. Школа педагога-исследо-вателя как условие развития педагогической культуры // Козырева Е.И. Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. Вып. 4. 24 с.

4. Павлов С.Н. Организационно-педагогичес-кие условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2012. 23 с.

5. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URLhttp:// standart.edu. ru/catalog.aspx?Catalogld=2588

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

7. Шкерина Л.В., Панасенко А.Н. Технологические карты как средство измерения математических компетенций будущего учителя математики в процессе выполнения проектных заданий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.