Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)
УДК 373.1
А. М. Миронова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО
ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Обосновывается актуальность использования исследовательской деятельности для развития интеллектуально одаренных школьников. В результате осмысления теоретических подходов к понятию «исследовательская деятельность» выделяются ее внутренние характеристики, доказывается их эффективность в развитии интеллектуально одаренных школьников. На основе анализа дефиниции «активность» установлено, что наиболее многогранным с большим содержанием компонентов является исследовательская активность, выступающая внутренним психологическим условием развития интеллектуально одаренного школьника и обуславливающая становление его исследовательской позиции. Исследовательское поведение рассматривается как эффективный инструмент, позволяющий модернизировать процесс развития личности ребенка в процесс его саморазвития.
Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, исследовательская деятельность, познавательная потребность, поисковая активность, исследовательская позиция, исследовательское поведение.
Развитие интеллектуально одаренных детей -на сегодняшний день одно из приоритетных направлений в области образования, поддерживаемых на уровне государства. Актуальность данного направления подчеркивается в Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г., где особое внимание уделено необходимости дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей [1].
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что от того, насколько выпускник школы окажется готовым к активной преобразовательной деятельности, способным генерировать идеи и реализовы-вать их в качестве материальных и творческих продуктов, зависит успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Методологическим аспектом решения данных вопросов является вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с учетом их индивидуальных особенностей. В. И. Слободчиков подчеркивает, что «включение учащихся на разных возрастных ступенях в исследовательскую деятельность позволяет воспроизводить и культивировать разные формы высокого интеллектуального труда» [2]. Е. А. Румбешта, М. А. Червонный, Л. А. Чиж характеризуют одаренность «через наличие мотивации к исследовательской деятельности, способности самостоятельно разворачивать исследование, развитие интеллектуальных способностей» [3]. Поэтому одним из ведущих направлений выстраивания образовательного процесса педагогическим коллективом школы становится создание обогащенной, развивающей образовательной среды, включающей в себя особое содержание, проблемно-иссле-
довательские методы как важнейшие условия для организации исследовательской деятельности интеллектуально одаренных обучающихся.
В связи с этим целью данной статьи является рассмотрение теоретических подходов к исследовательской деятельности и выделение внутренних характеристик, определяющих ее эффективность в развитии интеллектуально одаренных школьников.
В научной педагогической и психологической литературе достаточно широкий спектр трактовок понятия «исследовательская деятельность». Можно выделить два подхода к пониманию исследовательской деятельности. Первый раскрывает ее организационно-педагогический аспект. Исследовательская деятельность рассматривается в этом случае как образовательная технология [4], как форма организации учебно-воспитательной работы [5], при этом основное внимание уделяется алгоритму ее организации, выбору форм и методов исследования [6, 7]. В другом подходе к пониманию исследовательской деятельности центральное внимание уделено ее роли в развитии личности. Там она представляет собой творческий процесс самоопределения и самореализации человека одновременно как индивидуальности и носителя культуры [2, 8, 9], способствующий удовлетворению интеллектуальных потребностей, активизации личностной позиции, формированию мировоззрения, созданию предпосылок для научного образа мышления, развитию интеллектуальной инициативы и исследовательского типа мышления [4-6, 8].
Обобщая различные толкования понятия «исследовательская деятельность», мы будем придерживаться дефиниции А. И. Савенкова, трактующего ее как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения [9].
А. М. Миронова. Исследовательская деятельность как способ развития.
В соответствии с выбранным определением для понимания психологической и педагогической ценности исследовательской деятельности в развитии интеллектуально одаренных школьников особое значение приобретает рассмотрение сущности поисковой активности и исследовательского поведения.
Познавательная потребность при описании особенностей развития одаренных детей большинством исследователей традиционно ставится на первое место. Т. В. Хромова и В. С. Юркевич называют познавательную потребность «катализатором развития одаренности», необходимым для развития ума ребенка и его творческих способностей. Подчеркивая причастность познавательной потребности к любым видам умственной деятельности, И. С. Лейтис относит ее к предпосылкам умственной одаренности.
Потребность в познании проявляется в поисковой активности, связанной с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «любознательность», «интеллектуальная активность», «познавательная активность», «исследовательская активность». Анализ данных понятий, исследуемых учеными [9-14], представлен в виде таблицы.
Различие этих дефиниций между собой заключается в подчеркивании того или иного аспекта: интеллектуального, познавательного, поискового, исследовательского. Несмотря на это, они тесно взаимосвязаны с познавательной потребностью и представляют собой многоуровневую систему понятия «активность». Наиболее многогранным, с большим разнообразием компонентов выступает исследовательская активность. В связи с этим остановимся на этом понятии как ключевом.
Исследовательская активность у одаренного ребенка выступает внутренним психологическим условием его важнейшей личностной характеристики -исследовательской позиции. Н. Б. Шумакова рассматривает исследовательскую позицию как личностное качество одаренного ребенка, выступающее фактором развития общей одаренности, способствующим становлению самосозидающегося типа личности и обеспечивающим возможность высоких достижений в интеллектуальной деятельности [15].
На становление исследовательской позиции влияет две группы факторов: внешние и внутренние. С одной стороны, этот процесс обусловлен социальной ситуацией действительности: социально-бытовые и материальные условия жизнедеятельности, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном обществе. С другой стороны, этот процесс обусловлен внутренними детерминантами: психофизиологическими особенностями, потребностями, интересами, направленностью личности, мотивами деятельности.
Разделяя понятия исследовательской деятельности (ряд последовательных операций) и исследовательской позиции (свойство личности), А. С. Обухов отмечает неоднозначность их взаимосвязи. С одной стороны, личность развивается в деятельности, а деятельность реализовывается личностью. С другой стороны, не всегда в длительной и многосложной процедуре организации исследовательской деятельности формируется именно исследовательская позиция. Овладение определенным алгоритмом деятельности далеко не всегда предполагает реорганизацию мировоззрения. Значимо, чтобы целью организации исследовательской деятельности учащихся стало развитие исследовательской позиции [8, с. 23].
Характеристика понятия «активность»
Активность Определяющее понятие Характеристические особенности
Любознательность Уровень развития познавательной потребности Проявляется в бесконечном стремлении к новому и в исследовательской активности ребенка [11]
Интеллектуальная Интегральное свойство Проявляется в познавательной деятельности и выходит за пределы заданной проблемной ситуации [10]
Познавательная Личностное образование [14] Выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, мыслительно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе [14] и направлена на процесс осуществления познавательной деятельности как творческого исследовательского поиска [12]
Поисковая Деятельность в ситуациях неопределенно сти Способствует разрешению проблемной ситуации или изменению своего отношения к ней [9]
Исследовательская Творческое отношение личности к миру Выражается в готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности, самостоятельной постановке целей, открытию новых способов и средств достижения, получению непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [13]
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)
Отечественные психологи Д. Н. Узнадзе и Б. Г. Ананьев активность, подчиненную любознательности, соединяют с формой поведения. Б. Г. Ананьев рассматривал личность «как субъект поведения», связывал понятие «поведение» со стратегией достижения будущих целей и общих идей, обращая внимание на то, что именно такая «организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» [16].
Детерминантой степени выраженности исследовательской активности, на авторский взгляд, является внутренняя позиция личности ребенка, которая диктует стремление ребенка к поведению исследовательскому или к репродуктивному. Безусловно, в опознаваемых ситуациях, человек, как правило, использует уже известные, опробованные стратегии поведения, которые гарантируют успешность его деятельности. В незнакомой ситуации наиболее эффективным становится исследовательское поведение.
По мнению А. Н. Поддьякова, понятия «исследовательская деятельность», «исследовательская активность» и «исследовательское поведение» применительно к детям имеют больше сходного, а различия заключаются в акцентировании того или иного аспекта: в «исследовательской активности» - потребностно-мотивационного, в «исследовательском поведении» - взаимодействие с внешним миром, в «исследовательской деятельности» -целеустремленности и целенаправленности [13]. Принимая во внимание вышесказанное, необходимо отметить, что как и в определениях интеллекта, одаренности, так и в определении исследовательской деятельности (поведения, активности) отсутствует единство, которое можно объяснить наличием множества разных определений одного и того же сложного конструкта.
В качестве результатов исследовательской деятельности ученые выделяют психологические новообразования: открытие новых способов действий (В. В. Давыдов, Я. А. Пономарёв); формирование познавательных мотивов (А. М. Матюшкин); развитие исследовательской позиции и формирование мировоззрения (А. С. Обухов); активное овладение новыми знаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев, Е. А. Шашенкова, А. И. Са-
венков); интеллектуальный творческий продукт (А. В. Леонтович).
Рассматривая исследовательское поведение как важнейший инструмент развития потенциала интеллектуально одаренного ребенка, необходимо отметить факт, фиксируемый в ряде работ отечественных психологов [13, 17], в которых представлены результаты эмпирических исследований соотношения уровней развития интеллекта и исследовательского поведения. В этих исследованиях наблюдается, как правило, отрицательная корреляция. Основной вопрос заключается в том, будет ли такая интерпретация результатов являться альтернативностью между исследовательской интеллектуальностью и интеллектуальностью, направленной на непосредственное решение задач. По мнению А. И. Савенкова, все рассуждения по этому поводу «можно считать научно-психологическими до тех пор, пока мы находимся в поле действия инструментов, созданных для их оценки (измерения). Все остальные рассуждения, вероятно, следует относить к философии и другим гуманитарным областям знания» [9].
Итак, проведенный анализ теоретических подходов к исследовательской деятельности позволил выделить следующие ее внутренние характеристики в развитии интеллектуально одаренных школьников:
- высокую исследовательскую активность, обуславливающую становление исследовательской позиции;
- исследовательское поведение как универсальную характеристику человеческой деятельности, выполняющую важнейшие функции познавательного и личностного развития.
Значимым является тот факт, что исследовательская деятельность способствует развитию интеллекта и активизации личностной позиции только в создании комплекса условий при реализации образовательного процесса. В качестве внешних условий можно выделить организационно-методические, психолого-педагогические и кадровые. К внутренним условиям отнесем природные способности, уровень мотивации, готовность педагога к организации исследовательской деятельности. В дальнейшем возникает задача в определении критериев оценки эффективности исследовательской деятельности как способа развития интеллектуально одаренных школьников.
Список литературы
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/237/%D0%B A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D0%BC%D0%B5%D1%80.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
2. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Развитие личности. 2006. № 1. С. 236-244.
3. Румбешта Е. А., Червонный М. А., Чиж Л. А. Организация образования одаренных в области физики и математики детей в профильном общеобразовательном учебном учреждении - лицее // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 212-216.
А. М. Миронова. Исследовательская деятельность как способ развития...
4. Леонтович А. В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.researcher.ru/ editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html (дата обращения: 15.02.2016).
5. Фомина Л. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 30-35.
6. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид деятельности. Ижевск: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2001. 104 с.
7. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/ teor_0001.html (дата обращения 12.02.2016).
8. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
9. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. URL: http://www.researcher.ru/methodics/ development/a_150wjf.html (дата обращения: 10.02.2016).
10. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 176 с.
11. Ермаков С. С., Юркевич В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, № 2. С. 87-100.
12. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
13. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51-58.
14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
15. Шумакова Н. Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 10. С. 3-9.
16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
17. Ушаков Д. В. Интеллект и исследовательское поведение. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_IQ_issledovat_povedenie_2007.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
Миронова А. М., аспирант.
Забайкальский государственный университет.
Ул. Кастринская, 1, Чита, Россия, 672007. E-mail: mironitta1971@mail.ru
Материал поступил в редакцию 04.03.2016.
A. M. Mironova
RESEARCH ACTIVITIES FOR INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS
The article substantiates the relevance of the use of research activities for the development of intellectually gifted students. As the result of the comprehension of theoretical approaches to the concept of "research activities" its internal characteristics are distinguished and its efficiency in the development of intellectually gifted students is substantiated. On the basis of analysis of the definition "activity" it was found out that the most multifaceted with a large number of components is a research activity, which is the inner psychological condition for the development of an intellectually gifted student and causes the formation of his research position. Exploratory behavior is considered as an effective mean to modernize the process of development of the child's personality in the process of self-development.
Key words: intellectual giftedness, research activities, cognitive need, search activity, research position, exploratory behavior.
References
1. Kontseptsiya obshchenatsional'noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov [The concept of the national system of identification and development of young talents] (in Russian). URL: http://dopedu.ru/attachments/article/237/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D 0%B5%D0%BA%D1%81%20%D0%BC%D0%B5%D1%80.pdf (accessed 03 February 2016).
2. Slobodchikov V. I. Antropologicheskyy smysl issledovatel'skoy raboty shkol'nikov [The anthropological meaning of students' research work]. Razvitiye lichnosti - Development of Personality, 2006, no. 1, pp. 236-244 (in Russian).
3. Rumbeshta E. A., Chervonnyy M. A., Chizh L. A. Organisatsiya obrazovaniya v oblasti fiziki i matematiki detey v profil'nom obshcheobrazovatel'nom uchebnom uchrezhdenii - litseye [Organization of education for gifted students in mathematics and physics in the profile school-lyceum]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 212-216 (in Russian).
EecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)
4. Leontovich A. V. Osnovnyye kontseptual'nyye polozheniya issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [The basic conceptual provisions of students' research activities] (in Russian). URL: http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html (accessed 15 February 2016).
5. Fomina L. F. O nekotorykh tendentsiyakh razvitiya uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti shkol'nikov [Some trends in the development of students' research activities]. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov - Research Work of Students, 2002, no. 2, pp. 30-35 (in Russian).
6. Zimnyaya I. A., Shashenkova E. A. Issledovatel'skaya rabota kak spetsifichesky vid deyatel'nosti [Research work as a specific type of activities]. Izhevsk, Issledovatel'sky tsentr problem kachestva spetsialistov Publ., 2001, 104 p. (in Russian).
7. Alekseev N. G. et al. Kontseptsiya razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [The concept of development of students' research activities] (in Russian). URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/teor_0001.html (accessed 12 February 2016).
8. Obukhov A. S. Razvitiye issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [The development of students' research activities]. Moscow, Natsional'nyy knizhnyy tsentr Publ., 2015, 280 p. (in Russian).
9. Savenkov A. I. Psikhologiya issledovatel'skogo povedeniya i issledovatel'skiye sposobnosti [Psychology of research behavior and research abilities] (in Russian). URL: http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html (accessed 10 February 2016).
10. Bogoyavlenskaya D. B. Intellektual'naya aktivnost' kak problema tvorchestva [Intellectual activities as a problem of creativity]. Rostov, Rostov University Publ., 1983, 176 p. (in Russian).
11. Ermakov S. S., Yurkevich V. S. Razvitiye poznavatel'skoy potrebnosti u shkol'nikov v protsesse obucheniya [Development of need for cognition in the process of students' learning]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya - Modern Foreign Psychology, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 87-100 (in Russian).
12. Matyushkin A. M. Psikhologicheskaya struktura, dinamika i razviriye poznavatel'noy aktivnosti [Psychological structure, dynamics and the development of cognitive activities]. Voprosy psikhologii- Questions of psychology, 1982, no. 4, pp. 5-17 (in Russian).
13. Podd'yakov A. N. Metodologicheskiye osnovy izucheniya i razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti [The methodological basis of the study and the development of research activities]. Under the editorship of A. S. Obukhov. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy Publ., 2006, pp. 51-58 (in Russian).
14. Shchukina G. I. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse [Activation of cognitive activity of students in the learning process]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1979, 160 p. (in Russian).
15. Shumakova N. B. Issledovatel'skaya positsiya rebenka kak faktor razvitiya odarennosti [The child's research position as a factor of talent development]. Nachal'naya shkola plus Do i Posle - Elementary School Plus Before and After, 2006, no. 10, pp. 3-9 (in Russian).
16. Anan'ev B. G. Izbrannye psikhologicheskiye trudy: v 2 t. [Selected psychological works in 2 vol.]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. Pp. 198-232 (in Russian).
17. Ushakov D. V. Intellekt i issledovatel'skoye povedeniye [Intelligence and exploratory behavior] (in Russian). URL: http://creativity.ipras.ru/texts/ ushakov_IQ_issledovat_povedenie_2007.pdf (accessed 22 February 2016).
Mironova A. M.
Transbaikal State University.
Ul. Kastrinskaya, 1, Chita, Russia, 672007.
E-mail: mironitta1971@mail.ru