Научная статья на тему 'Учебная дискуссия - эффективный метод развития навыков общения на иностранном языке студентов гуманитарных факультетов'

Учебная дискуссия - эффективный метод развития навыков общения на иностранном языке студентов гуманитарных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1405
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ОБЩЕНИЕ / НАВЫКИ / ТЕЗИС / АНТИТЕЗИС / АРГУМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарёва Т. В.

В статье анализируется учебная дискуссия как метод развития коммуникативных навыков студентов гуманитарных специальностей. Подчёркивается важность дискуссии как способа развития критического мышления, навыков работы в команде, развития исследовательских способностей. В статье даются примеры тем для учебных дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная дискуссия - эффективный метод развития навыков общения на иностранном языке студентов гуманитарных факультетов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Результаты проведенного исследования позволили выявить наличие критического уровня сформированности профессиональной компетентности у большинства испытуемых (65%). Считаем этот факт недостаточным для успешной реализации профессиональных задач и требующий дальнейшего исследования по формированию профессиональной компетентности у бакалавров первого курса.

Таким образом, проведенное исследование по изучению и оценке уровней сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов педагогического вуза позволяет сделать следующие выводы:

1. В научной литературе отсутствует единый подход к оценке уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров.

2. Оценку уровня сформированности профессионально компетентности необходимо проводить на основе стандартизированных методов, которыми являются, прежде всего, тесты, опросники, диагностики, разноуровневые задания, кейс-ситуации, эссе.

3. Перспективой дальнейшего исследования может быть комплексный подход к изучению механизмов оценивания профессиональной компетентности, разработка контрольно-измерительных материалов для оценивания уровней сформированности профессиональной компетентности и выявление психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, Л.Ф. Системный подход в изучении и оценке компетентности специалиста [Электронный ресурс] / Л.Ф. Алексеева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-izuchenii-i-otsenke-kompetentnosti-spetsialista. - Загл. с экрана.

2. Богословский, В.А. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Д.В. Харитонов. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-otsenivaniya-urovnya-osvoeniya-kompetentsiy-po-obrazovatelnym-programmam-vpo-vsootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-novogo. - Загл. с экрана.

3. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры [Электронный ресурс] / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-urovnya-sformirovannosti-klyuchevyh-professionalnyh-kompetentnostey-vypusknikov-unpo-podhody-i-protsedury. - Загл. с экрана.

4. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методич. рекомендации [Текст] / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 183 с.

5. Хуторской, А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-osnovaniya-diagnostiki-i-otsenki-kompetentnostnyh-rezultatov-obucheniya. - Загл. с экрана.

© Барышникова Е.В., 2015

УДК 37.091.39:81.111'233

Т.В. Бочкарёва, ст. преподаватель Кафедра иностранной филологии №2, институт иностранной филологии Таврическая академия, структурное подразделение ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Аннотация

В статье анализируется учебная дискуссия как метод развития коммуникативных навыков студентов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

гуманитарных специальностей. Подчёркивается важность дискуссии как способа развития критического мышления, навыков работы в команде, развития исследовательских способностей. В статье даются примеры тем для учебных дискуссий.

Ключевые слова

Дискуссия, общение, навыки, тезис, антитезис, аргумент

Целью данного исследования является анализ дискуссии, как одного из самых важных методов развития коммуникативных навыков студентов. Современный специалист должен обладать высоким уровнем общения. Деловые проблемы решаются в процессе обсуждения, полемики. Успех предприятия во многом зависит от умения руководителя проводить переговоры, убеждать сотрудников. Отличные навыки делового общения содействуют установлению и развитию отношений между деловыми партнёрами и определяют их эффективность. Однако, не все индивидуумы от рождения общительны. Интроверты могут глубоко вникать в суть проблемы, проводить научные исследования, совершать научные открытия, но им трудно претворить в жизнь свои идеи, так как они недостаточно общительны, им сложнее руководить большим коллективом. Отсутствие языковой среды и, поэтому, естественной потребности в общении на иностранном языке, а также, ограниченное количество учебного времени затрудняют развитие коммуникативных навыков. Выпускники средних учебных заведений в подавляющем большинстве не владеют навыками ведения дискуссии, не умеют отстаивать свою точку зрения. На помощь преподавателю и студентам приходят современные интерактивные методы. Интерактивный метод предполагает взаимодействие между преподавателем и студентами, между всеми студентами группы. Интерактивность предполагает взаимопонимание. Роль преподавателя заключается в развитии коммуникативных способностей всеми возможными современными методами. Одним из самых эффективных является дискуссия, развивающая творчество и фантазию. Партнёрский подход реализуется путём совместного анализа проблем и поиска взаимоприемлимого решения. Стимулом для эффективного начала дискусии может послужить понятие об общей идее, оно достигается с помощью выяснения общих интересов. Первым шагом к проведению деловых переговоров является умение ведения дискуссии. Слово дискуссия происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. «Дискуссия - обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения». [9, 196]. Ключом к проведению успешной дискуссии может служить выбор темы, которая интересует всех студентов группы. Преподаватель на занятии по иностранному языку должен выполнить двойную функцию: научить общаться на неродном языке и научить исскусству ведения полемики.

Среди интерактивных методов работы на занятиях по иностранному языку дискуссия занимает особое место. Проблемой дискуссии занимались такие учёные как А.П. Панфилова, М.Ю. Сластёнов, А.В. Стешов, Д.Н. Кавторадзе и другие. По мнению А.В. Стешова «Дискуссия - это термин, являющийся синонимом логики как искусство обдумывать, рассуждать, излагать мысли соответственно законам разума». Она развивает мышление, учит проводить полемику, учит уважать мнение собеседника, выслушивать чужую точку зрения. Дискуссия - это обмен мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины. Данный вид работы позволяет преподавателю и студентам приходить к совместному решению сложных задач. В ходе проведения дискуссии создаётся положительный психологический климат для поиска решения поставленной задачи, выслушиваются альтернативные точки зрения. Необходимо наличие у студента базовой информации, пробуждающей интерес к поставленной проблеме. Преподаватель также может сообщить дополнительную информацию, которая поможет при проведении дискуссии. Студенты должны обладать достаточными сведениями для отстаивания своих мыслей, оперировать фактическим материалом. Данный метод представляется более прогрессивным методом по сравнению со спором, так как исключает нервную обстановку, учит спокойно проводить обсуждение. Дискуссию можно совмещать с методом презентации материала, визуальная презентация поможет подкрепить аргументы. Основной логический компонент структуры дискуссии - это тезис. Под тезисом понимается некоторая идея. Тезис - это утверждение, которое нуждается в доказательстве. Антитезис - утверждение, противоположное тезису и обычно используемое в доказательстве противного. Косвенное опровержение тезиса - антитезис.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Выдвигается антитезис и доказывается его истинность. Тезис опровергается косвенным путём через подтверждение антитезиса. Для доказательства истинности или ложности тезиса приводятся другие мысли, которые называются доводами или аргументами. Дискуссия рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения. Она развивает интеллектуальные способности, логическое мышление, способствует развитию коммуникативных навыков, азарт, который появляется во время дискуссии, атмосфера соревнования способствует снятию языкового барьера. Неофициальная обстановка, ситуативная обусловленность способствует спонтанности речи. Метод дискуссии даёт возможность сосредоточить внимание обучаемого не на языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Процесс овладения иностранным языком может стать эффективным, если он приобретает характеристики естественного процесса овладения языком и максимально приближается к естественной языковой ситуации. Овладение навыками ведения дискуссии позволит в будущем не только эффективно общаться с иностранцами, но и говорить публично, выступать на международных семинарах и конференциях. Можно оценить коммуникативную компетентность студента, если он принимает активное участие в дискуссии. Групповая организация работы приводит к укреплению межличностных отношений. Нередко участники дискуссий нетерпимо относятся к мнению своего оппонента. Стремление понять оппонента должно воспитываться во время учебной дискуссии. «Мера дискуссии или спора - тактичность. Бестактный человек является своеобразным агрессором» [6, 202]. Кроме этого важен поисковый исследовательский аспект, который способствует развитию творческих способностей. Студенты учатся находить доводы, подтверждающие их точку зрения точку зрения, подготавливают презентацию для иллюстрирования аргументов, пользуются ранее полученными знаниями в ходе изучения других учебных дисциплин. Таким образом, в процессе проведения дискуссии реализуется междисциплинарный принцип обучения. Правильное мышление должно быть не только определённым последовательным, но также и доказательным, обоснованным. В дискуссии мнения сопоставляются и высказываются с целью поиска истины. Нужно уважительно относиться к деловому партнёру, высказывающему противоположную точку зрения. «Помните, что и Вы сами - сторонник только одной из многих точек зрения и не обладаете правом на абсолютную истину» [5,16]. Тема дискуссии должна быть актуальна, она должна основываться на изучаемом материале. Это состязание двух сторон, в котором каждая отстаивает своё мнение. Основное -умение аргументировано доказывать свою точку зрения. Студенты должны научиться внимательно, выслушивать мнение других студентов, а не концентрировать внимание только на том доводе, который он собирается предъявить. «Трудность дискуссии - сосредоточенность каждого на том, что он сам собирается сказать, и невнимание к тому, что говорят другие» [3, 93].

Этап подготовки к дискуссии является важным. Группа делится на 2 подгруппы. Предлагается тезис одной подгруппе, предлагается найти аргументы, подтверждающие его истинность. Второй подгруппе предлагается антитезис, данная подгруппа должна подтвердить правильность суждения, содержащегося в антитезисе. Эта подгруппа выступает в качестве оппонента по отношению к первой подгруппе. Обе группы готовят презентацию, с помощью которой визуально подтверждают свою точку зрения. Основная часть дискуссии состоит из обмена аргументами и контраргументами. Сначала представляется аргумент, затем выслушивается контраргумент, оба довода обсуждаются всеми участниками дискуссии. Успех обсуждения зависит от умения участников правильно оперировать понятиями и терминами. Мнения участников дискуссии бывают разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение. Важна не только сама цель, но и путь к этой цели. Важно удержать обсуждение в рамках иностранного языка, студенты не должны переходить на родной язык.

Наиболее сложной проблемой, стоящей перед преподавателем, является этап обучения проведению дискуссии в группе, которая никогда не пользовалась этим методом на занятии по иностранному языку. Тема должна быть не сложной, интересной, актуальной, тема должна опираться на знания, полученные студентами при обучении другим учебным дисциплинам. Дискуссии должны предшествовать упражнения, способствующие активизации лексических единиц, которые будут использованы в течение дискуссии. Это активный вокабуляр темы. Обязательным является и повторение грамматических структур, которые будут использованы в дискуссии. Обычно даются вводные предложения, которые помогают выразить свою точку

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 зрения. Например: It is necessary to say ... . I think we should .... I'd like to say that.. . Обязательны для запоминания фразы, выражающие согласие либо несогласие с оппонентом: You are quite right. I can't agree more. Absolutely. I'm afraid I can't agree. Just the opposite. We'd better... .

Существует два вида дискуссии: свободная и подготовленная. Свободная дискуссия заранее не готовится, отсутствует жёсткий регламент её проведения. Подготовленная дискуссия представляется более эффективной, так как имеет определённую цель, требует дополнительной подготовки, заранее продумывается тема. Например, на 3-м курсе изучается тема «Роль интернета в обучении студентов». Сравниваются два вида обучения: традиционный, путём посещения занятий и сдачи экзаменов, и обучение on-line. Преподавателем выдвигается тезис: "Attending classes is really necessary" и антитезис "Modern education is on-line education". Перед предъявлением аргументов студенты показывают презентации, содержащие информацию о современных университетах, с демонстрацией лекционных залов, современного оборудования. После выслушивания аргументов и контраргументов и их обсуждения, группы делают общий вывод, в котором они используют аргументы и опровергают контраргументы, приведённые их соперниками. Преподаватель комментирует оба вывода, объясняет какая группа является победителем в данной дискуссии и обосновывает данный результат.

Студенты второго курса подготовили дискуссию на тему «Реклама». Студенты заранее знали тему дискуссии и приготовили визуальный материал: рекламные ролики. Был выдвинут следующий аргумент: "Modern business can't survive without advertisement". Контраргументом послужила следующая фраза: «Companies waste too much on advertisement. There are other ways of promoting products". Дискуссия оказалась интересной, было приведено много аргументов в пользу рекламы, много осмысленных контраргументов. Преподавателю было трудно выбрать победителя в данной дискуссии. В конце концов, был сделан вывод о целесообразности использования рекламы в совокупности с другими способами продвижения товаров: проведения выставок, звонки по телефону и т.д.

Студенты 3 курса проводили дискуссию на тему «Проблемы и преимущества международной торговли». Тезисом послужило высказывание «Cooperation is profitable for all participants». Антитезис: «Cooperation may slow down development of a country». В пользу тезиса приводились следующие аргументы: уменьшение барьеров для осуществления товарообмена, снижение торговых пошлин, уравнивание всех стран-участниц в правах. Среди недостатков были перечислены возможность разорения отечественных производителей, увеличение безработицы, сокращение ВВП. К единому выводу придти оказалось довольно сложно, были разногласия. Проанализировав все аргументы и контраргументы, участники дискуссии сделали вывод о преимуществе экономического развития стран в сотрудничестве с другими странами, так как все трудности преодолимы при условии хорошей организации.

От качества коммуникации зависит карьерный рост, признание в обществе. Чем свободнее, продуктивнее научится студент общаться во время обучения в университете, тем успешнее может сложиться его будущая жизнь. Активная роль преподавателя, так же как и правильно организованная программа способствуют развитию способностей. Неоценимая польза такого метода как учебная дискуссия заключается в том, что максимально большое количество студентов группы принимают участие в обсуждении, что позволяет преподавателю услышать мнения всех студентов, преподаватель не навязывает своё мнение в виде готовых выводов, а участвует в обсуждении заданной проблемы. В ходе дискуссии студенты повторяют учебный материал, развивают и совершенствуют способность мыслить критически и логически, аргументировать свою точку зрения, развивают навыки публичного выступления, развивают навыки работы в команде, творческий потенциал.

Список использованной литературы:

1. Кавторадзе Д.Н. Обучение игре / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, - 2009.-173 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 190 с.

3. Русский язык и литература. / ред. В.И. Максимова. - М.: Гадарики, 2000. - 411 с.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное

образование, 1998. - 255 с.

5. Сластёнов М.Ю. Убеждающее воздействие в диалоге и дискуссии. / М.Ю. Сластёнов. - Л.: Знание, 1991. - 17 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

6. Слепнёв М.А., Васильев В.Н. Диалектика спора. / М.А. Слепнёв, В.Н. Васильев. - Минск.:

Университетское, - 222 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. / Е.Н. Соловова. - М.: Астраль, 2009.- 238 с.

8. Стешов А.В. Как победить в споре. / А.В. Стешов. - Л. :Лениздат. 1991.- 187 с.

9.Толковый словарь русского языка / ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель. Аст, 2010.-1021 с.

© Бочкарёва Т. В.2015 г.

УДК.37

М.Н.Винокурова , А.Е.Тарасов

Магистрант гр. М-СОТ-15, к.пед.н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО

ЦЕНТРА В ЯКУТИИ

Аннотация

В статье рассматривается особенности событийного туризма как важнейшего фактора развития туристского потенциала Якутии, и одного из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии в регионе.

Ключевые слова

Событийный туризм, фестиваль, туристский потенциал, мотивы, путешествия.

Событийный туризм - это вид туризма, объединяющий спортивный, культурный, бизнес туризм, так как цель поездки приурочена к конкретному событию или мероприятию.

Событийный, или ивент - туризм (от англ. еуей - событие, мероприятие) - довольно молодое и перспективное направление туристского бизнеса. Этот вид отдыха набирает обороты и становится всё более массовым. Традиционно цитируемый классик туристской литературы М.Б. Биржаков так определяет это понятие: «Событийный туризм - значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением [7].

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами:

- развитие внутреннего и въездного туризма являются приоритетными видами развития туризма в Российской Федерации;

- Якутия - имея огромный туристский потенциал, является недостаточно развитым туристским центром, готовым предложить широкий спектр обслуживания туристов. И преддверие большого события 100-летия ЯАССР (2022), продвижение Якутии, как туристского центра становится наиболее актуально.

- У Якутии пять особо значимых проектов по событийному туризму: фестивали «Полюс Холода», «Зима начинается с Якутии», международные спортивные игры «Дети Азии», «Спартакиада по национальным видам спорта Игры Манчаары», национальный праздник «Ысыах».

Основная цель данной статьи заключается в определении роли событийного туризма, как важнейшего фактора развития туристского центра.

В виду многоплановости темы, в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности событийного туризма;

- выявить возможные факторы, оказывающие влияние на развитие туристского центра;

- провести анализ современного состояния туризма в Якутии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.