ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER SCHOOL STUDENTS
В. Н. Шарапов
XXI в. - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Особое внимание к этому вопросу должно быть и со стороны подготовки специалистов для работы в этой новой информационной среде.
Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, младший школьник.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания -предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс с обязательным привлечением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В современных условиях в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.
Одной из составляющих информатизации образования является использование информационных технологий в образовательном процессе. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь - использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
• овладевать практическими способами работы с информацией;
• развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
V. N. Sharapov
The XXI century is a century of high computer technology. The modern child lives in a world of electronic culture. That causes the changes in the role of teachers in information culture - he must be the focal point of information flow. Consequently, the teacher must possess modern techniques and new educational technologies to communicate with the child in the same language. Particular attention to this matter should be part of training to work in this new information environment.
Keywords: ICT, information technology, younger pupil.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождение - все это уже заранее готово и содержится на маленьком электронном носителе. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе [1].
Ученики 1-4-го классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Можно выделить шесть направлений использования современных ИКТ в учебном процессе.
1. Использование ИКТ позволяет осуществить переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок:
• «Работа с родителями»;
• «Воспитательная работа»;
• «Методические материалы по русскому языку»;
• «Методические материалы по математике»;
• «Разработка педагогического лектория для родителей 1-4 классы»;
• «Мониторинг по русскому языку 1-4 классы»;
• «Мониторинг по математике 1-4 классы»;
• «Работа с одаренными детьми»;
• «Минутки нравственности на этические темы»;
• «Разработки классных часов для учащихся начальной школы»;
• «Копилка уроков-презентаций по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру» [2].
2. Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. В частности, учитель получает возможность работы с информацией об учащихся своего класса, которая может быть получена в результате проведения соответствующего мониторинга.
Мониторинг дает важную информацию учителю, родителям о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по определенной дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении, позволяют учителю и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса.
3. Использование ИКТ позволяет учитывать преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности, диски из серии [3]:
• «Семейный наставник»;
• «Демонстрационный материал по математике, русскому языку»;
• «Детская медиаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»;
• «Мир информатики»;
• «Система скорочтения» и др.
Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
4. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность. Так, например, в рамках изучения курса информатики по программе А. В. Горячева предусмотрено создание проектов практически к любой теме.
5. Использование ИКТ дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов. В целом ряде случаев (удаленность от образовательного учреждения, состояние здоровья и т. п.) эту возможность трудно переоценить.
6. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога.
Особый интерес в плане использования ИКТ в образовательном процессе представляют компьютерные обучающие игры, так как они ярко и динамично передают знания, опыт, традиции, обеспечивая трансляцию культуры в ходе образовательно-поисковой коммуникации. Компьютерная игровая деятельность требует от обучающегося не только прочных сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своих действий. Включение обучающих игр в учебный процесс обусловлено рядом дидактических преимуществ. Среди них можно выделить следующие [4]:
• активизация мыслительной деятельности;
• прочное запоминание материала;
• формирование самостоятельности и организованности;
• развитие коммуникативных качеств;
• воспитание положительного отношения к учению.
Компьютерные обучающие игры (КОИ) - одно из эффективных средств гуманистической педагогики, помогающее развиваться каждому ученику, вне зависимости от его стартовых возможностей. Ведь игра - это наиболее доступный и быстрый способ достижения успеха. А успех, как известно, окрыляет. В практике применения ИКТ в образовательных учреждениях можно говорить, в основном, о двух видах игр.
Первый вид - игра по готовым правилам. Она используется как средство развития познавательной активности детей. Чаще всего подобные игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, познавая тем самым содержание учебного предмета. Чем искуснее составлена учебная игра, тем незаметнее ребенку ее дидактическая цель. Благодаря этому школьник учится оперировать заложенными в игру знаниями непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Второй вид - интеллектуальное упражнение, тренинг. Эта игра целенаправленно воздействует на психическую сферу ребенка, раскрывая его потенциальные возможности. Основанная на соревновании, на систематическом сравнении она демонстрируют школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывает пути самосовершенствования, а значит, побуждает к личностному развитию.
Рассмотрим далее несколько информационных аспектов обучающих компьютерных игр [5].
1. Информационная насыщенность. Она связана с интеллектуально-деятельностными показателями компьютерного продукта, а именно: адекватность подачи учебной информации, интерактивность (степень диалогового взаимодействия), индивидуальный темп прохождения игровых стратегий.
2. Предметно-содержательная обоснованность. То есть соответствие текстового, графического, видео- и ау-диоматериала основным образовательным целям того или иного учебного предмета.
Педагог должен анализировать, оценивать и адекватно использовать в ходе учебного процесса образовательные компьютерные игры. Далеко не все они по своему виду и содержанию отвечают основным информационно-дидактиче-
ским критериям. Однако при желании и определенном усердии педагог всегда может подобрать такую игру, которая сделает процесс обучения увлекательным и познавательным.
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений может стать комплексный подход к использованию ИКТ. Именно такое, а не эпизодическое использование позволит учащимся осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания и обучения.
Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяет повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Следующим направлением в применении компьютера на уроках стал переход к созданию пособий в среде подготовки электронных презентаций. Демонстрационные слайды используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Так, на уроках математики при изучении геометрического материала продуктивная работа повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Использование ИКТ может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учеников. Для проведения таких уроков удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью ИКТ способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачок на пути развития пространственных представлений [6].
Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления, участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, онлайн-тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить имеющиеся знания.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Сформулируем те задачи, которые можно успешно решать, используя современные ИКТ:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенно-
стям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, используя различное программное обеспечение.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Грамотное использование современных ИКТ позволяет решать задачу формирования информационной культуры учащихся.
Критериями сформированности информационной культуры можно считать:
• умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
• эффективно осуществлять поиск нужной информации;
• умение перерабатывать информацию и создавать новую;
• умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
• наличие компьютерной грамотности.
Использование ИКТ в обучении способствует: повышению качества знаний учащихся; повышению и развитию познавательной деятельности учащихся; приобщению школьников к научно-исследовательской деятельности; формированию комплексного подхода к учебным предметам; выявлению способных и одаренных детей по изучаемым дисциплинам; развитию у обучающихся теоретического и креативного мышления, а также формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения [2].
Основные направления информатизации образования в начальной школе:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических электронных пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ, использование в работе учителя ЦОР и интернет-ресурсов, и т. д.);
• введение кружков, факультативов и элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ»;
• проведение уроков с использованием ИКТ, организация внеклассной работы и работы с родителями;
• осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ;
• вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность;
• внедрение современных дистанционных технологий обучения;
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут осваивать
возможности компьютера как в проектно-исследователь-ской деятельности, так и в дистанционном обучении. Именно учитель должен направить и скорректировать деятельность учащихся, научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в образовательных целях.
Применение ИКТ на уроках открывает для учителя большие возможности, но вместе с тем существуют некоторые затруднения и сложности в этой области. Прежде всего, это связано с необходимостью проведения таких уроков с компьютерным обеспечением, но не в каждом классе имеется компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска.
С развитием цифровых компьютерных технологий в учебную практику школы приходят новые средства, методы и подходы в обучении. Но все-таки, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению, - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя [3].
Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и к тому же иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.
Отдельное направление в использовании ИКТ в учебном процессе связано с применением обучающих программ. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же, или другими начальными параметрами.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность
ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме.
Бесспорно, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но в первую очередь создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Муранов А. А. Организационно-педагогические условия информатизации образования в начальной школе. М.: Изд-во Ин-та общ. образования, 2011. 74 с.
2. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. 2011. № 2. С. 3-9.
3. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя (ч. 1, 2, 3, 4). М.: Баллас ЛТД, 2007. 455 с.
4. Булин-Соколова Е. И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. М.: ИНТ, ЦИТУО, 2011. 35 с.
5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Владос, 2010. 320 с.
6. Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО // Информатика в младших классах: приложение к журналу «Информатика и образование». 2009. № 2.
7. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер. с англ. М.: Педагогика, 2009. 224 с.
8. Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 2008. 104 с.
9. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Воронеж, 2007. 574 с.
10. Информатизация России и формирование информационного рынка // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. М., 2002. № 3-4.
11. Седова Т. В. Информационно-образовательные технологии как средство повышения качества обучения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.