Научная статья на тему 'Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Как учителя и наставники (участие фронтовиков в патриотическом воспитании и профессионально-нравственном становлении личного состава образовательных учреждений МВД России)'

Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Как учителя и наставники (участие фронтовиков в патриотическом воспитании и профессионально-нравственном становлении личного состава образовательных учреждений МВД России) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ГЕРОИ / ВЕТЕРАНЫ / ФРОНТОВИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / GREAT PATRIOTIC WAR / HEROES / VETERANS / FRONT-LINE SOLDIERS / EDUCATION / TRAINING / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гутман Матвей Юрьевич

В статье обобщается опыт участия ветеранов Великой Отечественной войны в формировании научно-педагогического состава образовательных учреждений МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participants in the Great Patriotic War of 1941-1945 as teachers and mentors (The participation of veterans in patriotic education and the professional and moral formation of the personnel of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

The article summarizes the experience of participation of veterans of the Great Patriotic War in the formation of the scientific and pedagogical composition of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Как учителя и наставники (участие фронтовиков в патриотическом воспитании и профессионально-нравственном становлении личного состава образовательных учреждений МВД России)»

о <N

s s

о о о

О!

«

eq

о «

0 ^

01 ^

\о Oi

H

а

X

rt

U «

s

I --

eq

понимание сущности и социальной значимости профессиональной деятельности сотрудника полиции; приобретение и совершенствование практических навыков в процессе выполнения обязанностей по должностному предназначению; сокращение периода адаптации к службе в практических органах, закрепление выпускников образовательных организаций МВД России в соответствующих структурных подразделениях полиции для дальнейшего прохождения службы; совершенствование профессиональных навыков и умений в составлении документов оперативной отчётности; осознание сущности и социальной значимости профессии; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые определяют содержание и направленность профессиональной деятельности сотрудников полиции. Общекультурные и профессиональные компетенции становятся мерами оценки курсантами своего отношения к обществу, гражданам, профессиональной деятельности, личности. Участие действующих сотрудников полиции в организации и проведении практики данного вида с курсантами

способствует повышению практической направленности в обучении и уровня внутренней мотивации познавательной деятельности курсантов. Включая курсантов в систему отношений, мы формируем у них мотивы, задачи, способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством.

Следовательно, как подчеркивает в своих работах А.А. Вербицкий, переход от учения к труду представляет собой сложнейший процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную, что связано с превращением знаний из предмета учебной деятельности в средство регуляции деятельности профессиональной, со сменой одного ведущего типа деятельности другим, с изменением социальной позиции курсанта [2].

Учебные практики совершенствуют общекультурные и формируют профессиональные компетенции, чувство принадлежности к профессиональному сообществу и мышления будущего специалиста, овладение умением социального взаимодействия и общения, совместного принятия и реализации решений.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон. - М: Проект, 2013. - 160 с.

2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика / под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 78-99.

3. Грачёв, Ю. А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 150-153.

4. Кежов, А. А. Социально-пелагическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств сотрудников полиции в контексте профессионального и должностного роста : монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 2017.

5. Кудин, В. А. О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3 (51). - С. 4-9.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424.

© Грачёв Ю. А., Громов Д. Г., 2017

УДК 37.01

М. Ю. Гутман

ГУТМАН Матвей Юрьевич

Профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Адрес: Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Тел.: 8 (812) 744-70-93

GUTMAN Matthew Yurievich

Professor of Philosophy and Sociology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Juridical Sciences, Professor, The Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-93

Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как учителя и наставники (Участие фронтовиков в патриотическом воспитании и профессионально-нравственном становлении личного состава образовательных учреждений МВД России)

Participants in the Great Patriotic War of 1941-1945 as teachers and mentors (The participation of veterans in patriotic education and the professional and moral formation of the personnel of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia).

В статье обобщается опыт участия ветеранов Великой Отечественной войны в формировании научно-педагогического состава образовательных учреждений МВД России

Ключевые слова: Великая Отечественная война, герои, ветераны, фронтовики, воспитание, обучение, патриотизм.

The article summarizes the experience of participation of veterans of the Great Patriotic War in the formation of the scientific and pedagogical composition of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: Great Patriotic War, heroes, veterans, front-line soldiers, education, training, patriotism.

Мы нечасто задумываемся о том, что способствовало нашему становлению как учёных, отцов семейств, спортсменов, за что и почему нас уважают в коллективах, в конце концов, как преданных сынов России, исполняющих свой долг перед Родиной как в трудные для неё времена, так и в радостные дни побед, великих достижений.

Мне 82 года. Я родом из Белоруссии. В городе Витебске жил с родителями до семи лет во вполне благополучной семье. Отец работал на фабрике «Знамя

индустриализации» начальником пошивочного цеха, а мама была домохозяйкой. В связи с началом Великой Отечественной войны наша семья была эвакуирована в Саратов. Эшелон, в котором мы ехали, перевозил рулоны сукна и оборудование для пошива солдатских шинелей. В пути следования он неоднократно подвергался бомбёжкам, но, как говорят, «Бог миловал». Доехали до Саратова, который также неоднократно в 1942 г. подвергался налётам фашистской авиации.

Гутман М. Ю. Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как учителя и наставники..

С 1942 и до 1949 гг. я учился в 20-й мужской средней школе. В годы Великой Отечественной войны школа несколько раз переводилась в другие, менее комфортные помещения города, в связи с временной передачей школьных зданий под военные госпитали.

В годы войны и позднее перед нами выступали её действительные участники. Они много говорили о том, что героизм проявляли многие воины. Мы расспрашивали их о юных бойцах, удивлялись: почему не позволяют участвовать в войне детям, ведь они маленькие и их трудно заметить. О том, что война - не детское дело, мы поняли значительно позже.

В 1949 г. после окончания семилетки я поступил в Саратовский авиационный техникум Министерства оборонной промышленности (САТ МОП СССР) на отделение «самолётостроение». Среди коллектива преподавателей было много участников Великой Отечественной войны. Видимо, были они и среди студентов. Так, за год до моего поступления окончил техникум Герой Советского Союза, летавший на Пе-2 (пикирующий бомбардировщик), фотография которого висела на доске отлично закончивших техникум. Был стенд с его фотографией у самолёта и описанием подвига.

Хорошо запомнились преподаватели военной подготовки. Старшим преподавателем был майор-фронтовик, потерявший одну ногу на фронте. На его кителе было много орденских планок, а в дни праздников его грудь украшали ордена и медали. Мы его расспрашивали, за что он получил ту или иную награду. Майор вёл теоретический раздел военной подготовки, был прекрасным рассказчиком военных эпизодов. Второй преподаватель - капитан запаса - проводил практические занятия. В основном мы изучали стрелковое оружие, отрабатывали ружейные приёмы, ходили строевым шагом.

В техникуме была традиция: каждый учащийся должен был заниматься в аэроклубе парашютным или планерным спортом. Аэроклуб находился недалеко от техникума, и после занятий я посещал секцию парашютистов, готовился к прыжкам с парашютом, другие занимались в секции вождения планера. Занятия проводили бывшие лётчики-фронтовики, совершившие немало прыжков с парашютом, которые много рассказывали об участии в десантных операциях в годы войны. В этом же аэроклубе в это же время занимался Ю.А. Гагарин, будущий космонавт. Может быть, мы с ним и встречались, но это был обычный парень, как и все мы. О нём я узнал уже после его полёта в космос 12 апреля 1961 г., когда была опубликована его биография. В это время я служил в г. Калаче Сталинградской области.

После окончания курса парашютистов, я сделал всего один прыжок, и на этом моя парашютная подготовка завершилась: желающих продолжить прыжки было много, а поскольку возможности аэроклуба были ограничены, для дальнейших прыжков отбирали самых «крепких» ребят, к которым я, к сожалению, не относился.

Во время учёбы в техникуме мы проходили учебные практики: слесарную, токарную, сборочную и преддипломную. Руководил слесарной практикой, бывший во время войны механиком самолёта, достаточно пожилой человек. Это был мастер с «золотыми руками». Он рассказывал как в годы войны «лечил» самолёты, возвращавшие из боёв с множеством пробоин, с какой болью воспринимали потери молодых пилотов. Он привил нам любовь к технике, умение находить самые рациональные пути выполнения заданий. Его любимая поговорка «Не спеши, хорошо продумай, как делать, посоветуйся со знатоками. В нашем деле главное голова, а уж потом руки». В результате прохождения слесарной практики я получил 4-й разряд слесаря-сборщика, а при выпуске из техникума мне присвоили уже 7-й разряд из восьми возможных.

После окончания техникума я был направлен на работу на «Завод комбайнов», на котором не видел ни одного комбайна. На заводе строили самолёты и вертолёты. Я был назначен на должность бригадира в цех по изготовлению подвесных баков. В моей бригаде я был самым молодым: мне было 19 лет, а все остальные - старше 40. Всего отработал на заводе один год. За этот период я очень сдружился с бригадой, в которой было много фронтовиков, специалистов экстра-класса. Я научился у них многому. Они называли меня «рукастым» и толковым учеником. Я этим «отцам» многим обязан, и прежде всего тем, что научился у них не чураться никакой работы: работы и головой, и руками.

В 1954 г. я был призван в армию. Проходил службу во щ внутренних войсках МВД СССР. В Караганде прошёл курс с молодого бойца. Затем был направлен в школу сержантского ^ состава. Закончил её на «отлично» и был оставлен в школе и на должности помощника командира учебного взвода. Ко- С мандиром моего взвода был выпускник Ленинградской во- р енно-политической школы МВД СССР (ЛВПШ МВД СССР) К ст. лейтенант Дмитриев. -

Ещё в техникуме я вступил в комсомол и принимал Я активное участие в работе комсомольской организации. е Видимо, мой небольшой опыт работы в комсомоле, наличие тз среднетехнического образования (со средним и среднетех- у ническим образованием в учебном полку были единицы) г и стали основанием для моего избрания заместителем к секретаря бюро комсомольской организации учебного г полка. С членами бюро ВЛКСМ много работал заместитель у командира полка майор Москвин - участник Великой От- к ечественной войны, политбоец, комиссар, замполит. Он в нас инструктировал, посвящал в тонкости индивидуальной р работы, делился своим богатым опытом политработы в и боевых условиях. Именно он и командир взвода дали мне е рекомендации для вступления в кандидаты в члены КПСС. а Майор Москвин рекомендовал меня в ЛВПШ МВД СССР. м

В 1956 г. после успешной сдачи вступительных экза- щ менов я стал курсантом ЛВПШ МВД СССР Был назначен & командиром учебной группы и командиром первого отделе- р ния. В школе практически все командиры и преподаватели с были участниками Великой Отечественной войны. Началь- И ником школы был генерал-майор Александр Семёнович 3 Просянок - в должности комиссара полка войск НКВД он участвовал в обороне Москвы, начальник политотдела пол- ( ковник И.И. Дудоров, командир моего дивизиона М.А. Лу- 5 ценко, преподаватели капитан Н.В. Григорьев, подполковник & Я.М. Монин. Особенно интересным рассказчиком был заме- 0 ститель командира дивизиона по политической части Степан 7 Сергеевич Семенец - участник неудачного октябрьского 1941 г. десанта наших войск в районе Володарки и Стрельны, из 500 человек которого в живых осталось только 18 человек, боёв на Невском пятачке и др.

Нельзя забыть занятий по тактике и партийно-политической работе, проводившихся полковниками-фронтовиками Н.Д. Дудченко и Ф.А Мальцевым на красносельских рубежах - там, где они сами сражались с фашистами, где проводили политическую работу. Такое не забывается.

В училище значительная часть учебного времени отводилась гуманитарным дисциплинам. Мы глубоко изучали историю СССР, историю зарубежных стран. На значение гуманитарных дисциплин в формировании современного специалиста было обращено большое внимание на заседании Совета при Президенте по науке и образованию, проходившем 26 ноября 2016 г. под председательством Владимира Путина, на котором обсуждался проект Стратегии научно-технологического развития России. Выступившие на заседании министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева, ректор Санкт-Петербургского университета Н.М. Кропачев, Почётный президент Санкт Петербургского госуниверситета Л.А. Вербицкая и другие обратили внимание на важность гуманитарного образования. О.Ю. Васильева говорила, «что для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - её дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается всё остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать» [1]. К сожалению, часы, отведённые на гуманитарные науки в нашем университете, систематически сокращаются.

На этом же совещании О.Ю. Васильева обратила внимание на роль старшего поколения учёных. «В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: "Их лекции давно устарели. Я всё и так могу прочитать"». Ольга Юрьевна отвечала: «Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несёт в себе этот учёный, то, что он даёт вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить» [1].

В 1958 г. я окончил ЛВПШ, получил диплом с отличием по специальности «культурно-воспитательный работник» и был занесён на «Доску почёта». Это давало право выбора дальнейшего места прохождения службы. Я выбрал и был направлен в учебный полк внутренних войск МВД СССР, находившийся в г. Калач-на-Дону Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Был избран секретарём комсо-

^ мольского бюро учебного дивизиона, командиром которого 2 был Герой Советского Союза Ефим Максимович Нихаев — ^ участник Великой Отечественной войны*.

Очень требовательный командир, он на практике ^ воплощал в жизнь суворовское правило «Тяжело в учении ^ - легко в бою». Именно Михаил Максимович привил мне ^ такие необходимые качества офицера, как ответственность, ^ любовь к военному делу, умение доводить до конца принятое у решение и др. Он же мне говорил о том, что успешная служба ^о будет тогда, когда обеспечен надёжный тыл, крепкая семья.

И Ефим Максимович был у меня на комсомольской свадьбе ^ посаженным отцом. (Мой отец погиб на фронте в 1941 году). ;>| С супругой - Людмилой Федоровной мы прожили уже 57 се лет. У нас хорошие дети и внуки, есть и правнук. 5 С сентября 1961 г. по июнь 1963 г. я проходил службу

§ в Ростовской области на хуторе Верхняя Потаповка Кон-¡^ стантиновского района. Хотя область достаточно развита ^ и обжита, но и там была своя глубинка. Хутор Верхняя По-8 таповка находится в 100 км от Ростова, но осенью, зимой и весной к нему было трудно проехать - грунтовые дороги ° превращались в непролазную грязь. Рота охраняла заклю-° чённых, работавших на каменном карьере, и находилась на ^ окраине посёлка, где была жилая зона, административное ^р здание и солдатская казарма. Я впервые оказался в таких ю условиях, не очень понимал с чего начать. И вновь фронто-&1 вики. Буквально через месяц после моего приезда проходила 5 инспекторская проверка, которую возглавил заместитель ^ командира полка по политчасти. Проверка прошла доста-^ точно успешно, но не без замечаний. Обращалось внимание Я на значительное количество нарушений дисциплины, на и слабую работу актива, на то, что мало внимания уделялось « организации досуга личного состава. Замполит посоветовал Я усилить работу с активом, оживить работу партийной и о комсомольской организаций, организовать художественную д самодеятельность, т.е. максимально активизировать работу с личным составом по всем направлениям. А заместитель командира полка по тылу подполковник Лупетин обратил внимание на то, что вокруг казармы нет ни кусточка, никакой зелени. Пришлось задуматься о том, как устранить замечания. Посоветовавшись с активом, мы определили задачи и распределили обязанности. Провели комсомольское и партийное собрания по итогам проверки, наметили меры по устранению замечаний, определили ответственных. Результаты не замедлили сказаться. Вокруг казармы посадили деревья (нам садоводы из посёлка дали несколько фруктовых саженцев), разбили клумбы. Оживили работу художественной самодеятельности и стали выступать с концертами в посёлке в праздничные дни. К работе подключили и сверхсрочников, о которых почти забыли.

Приехавший в роту для проверки работы по устранению замечаний инспекторской комиссии замполит дал положительную оценку проделанной работе, но обратил внимание на то, что мы мало поощряем личный состав за инициативу, за отличную службу. И тут помог случай. К нам на службу был направлен сверхсрочник, хороший художник. По решению коллектива он рисовал «сухой» кистью на полотне портреты отличников службы, которые вывешивались в Ленинской комнате, а после демобилизации отдавались им. Эта форма поощрения считалась в роте самой высокой.

В июне 1963 г. я был переведён в г. Новочеркасск, на окраине которого (пос. Хотунок) была основана новая ИТК (исправительно-трудовая колония.) И здесь всё начиналось с нуля. Но уже был опыт, а командир роты майор Голобо-ротько - участник Великой Отечественной войны - во всём меня поддерживал. И в Новочеркасске вокруг территории мы рассадили тополя, а внутри разбили фруктовый сад. В связи с тем, что далеко не все солдаты и сержанты имели семилетнее, тем более среднее образование, мы решили вопрос с местными органами образования о посещении ими вечерней школы. Это тоже был весьма хороший стимул для укрепления дисциплины и повышения активности солдат и сержантов.

Еще в период службы в Калаче-на-Дону я поступил на заочное отделение исторического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. В связи со сменой места службы я перевёлся на историко-филологический факультет Ростовского-на-Дону государственного университета и завершил обучение в 1965 г. Получил специальность: «историк, учитель истории и обществоведения».

В декабре 1965 г. я был переведён для дальнейшего прохождения службы в родную Ленинградскую военно-

политическую школу МВД СССР, которая не раз изменяла своё наименования, но всегда оставалась одним из лучших образовательных учреждений системы МВД страны. Вся моя дальнейшая служба и работа связана с Высшим политическим училищем МВД СССР (с 1978 г. им. 60-летия ВЛКСМ), на базе которого в настоящее время успешно работают две образовательных организации - Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации и Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации. Проходил службу на различных должностях - от курсового офицера до профессора кафедры, от старшего лейтенанта до полковника. И всегда моими учителями и наставниками были участники Великой Отечественной войны.

Моим непосредственным начальником с первых дней службы в школе стал подполковник Анатолий Матвеевич Журавлёв - участник Великой Отечественной войны, награждённый двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Он мне сразу разъяснил, что мы готовим офицеров-воспитателей, а это, как сейчас говорят - штучный товар и требует особой обработки. Поэтому главное у нас - индивидуально-воспитательная работа. Курсанта надо знать всесторонне: как он ведёт себя на лекциях, на семинарах, на самоподготовке, во время увольнения, что читает, кто его друзья и т.д. И ещё, что я понял в общении с ним - необходимо пополнять свои знания и использовать их в работе с курсантами. Необходимо не менее 2-3 раз в неделю посещать лекции и семинары не только для изучения поведения курсантов на них - само посещение уже их дисциплинирует, а для того, чтобы самому пополнять свои знания, изучать рекомендованную преподавателем дополнительную литературу, а на самоподготовке помогать курсантам в отработке конкретного материала. Я очень быстро понял, как это поднимает авторитет курсового офицера.

А.М. Журавлёв обязывал курсовых офицеров (нас в дивизионе было два - я и капитан Савва Варфоломеевич Кривцов - мастер спорта по лыжным гонкам, и каждый работал с двумя учебными группами) присутствовать на утренней физзарядке, и мы нередко проводили их сами. Я имел 1-й разряд по спортивной гимнастике, и это мне очень помогало в работе с курсантами, т.к. курсовые офицеры проводили занятия по уставам и строевой подготовке, были обязаны принимать участие в проведении физической и огневой подготовки. Несомненно, это в определённой степени формировало нас как преподавателей. Практически все курсовые офицеры впоследствии стали преподавателями, полковниками, а С.Ф. Кравцов и В. Лихидько - начальниками кафедр.

В 1966 г. я был назначен офицером учебного отдела, который возглавлял полковник В.Т. Тренин, активный участник Великой Отечественной войны. Он и его помощник, также фронтовик, полковник Ф.И. Бондаренко научили меня планированию учебного процесса, методике анализа результатов изучения тех или иных учебных дисциплин, правилам определения лучших преподавателей и другим премудростям штабной работы.

С 1967 г. я - преподаватель на кафедре партийно-политической работы. Её начальником был полковник Н.Д. Дудченко, участник героической обороны Ленинграда, награждённый двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и многими боевыми медалями. Именно ему я обязан тем, что достаточно быстро стал неплохим методистом: овладел методикой подготовки к занятиям, умению отбирать материал, правильно распределять учебное время, приобрёл навыками активизации учебного процесса, а также обучился другим основам методики преподавания. Те теоретические знания, которые я приобрёл в период учёбы в университете, дополнились практикой их воплощения в жизнь под руководством блестящих специалистов.

19 ноября 1968 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о создании на базе Ленинградской военно-политической школы МВД СССР Высшего политического училища (ВПУ) МВД СССР для подготовки политработников для внутренних войск и органов внутренних дел, которое стало первым высшим учебным заведением в системе МВД по подготовке офицеров-политработников с высшим образованием.

С созданием ВПУ МВД СССР многое изменилось. Очень высоко поднялся конкурс, курсанты и слушатели поступали уже с более высоким уровнем подготовки, что потребовало и более высокий квалификации профессорско-

Гутман М. Ю. Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как учителя и наставники...

преподавательского состава, совершенствования материально-технической базы. Изменилась структура учебного заведения, были сформированы кафедры. В училище были приняты доктора и кандидаты наук Ф.М. Аржанов, Я.М. Бельсон**, И.Д. Ходанович, И.И. Тризна и др. Я как историк был назначен преподавателем кафедры истории КПСС, которую возглавил участник Великой Отечественной войны кандидат исторических наук полковник И.Д. Ходанович. Членами кафедры были участники Великой Отечественной войны полковники Н.В. Григорьев, В.П. Жилинский, И.И. Тризна, А.Т. Скилягин, Н.И. Кузин, Я.М. Монин, А.П. Трояновский - кандидат исторических наук, доцент. На кафедре я вместе со старшим преподавателем кафедры Я.М. Мониным вёл курс истории СССР.

Научный потенциал в училище усиливался за счёт учёных из ведущих вузов города. В науку пошли и преподаватели училища. В числе защитивших кандидатские диссертации были участники Великой Отечественной войны полковники Н.В. Григорьев, Я.М. Монин, А.Т. Скилягин и др. За ними потянулись и молодые. Число сотрудников, защитивших диссертации, быстро росло.

Когда курс истории мною был освоен, подготовлена необходимая учебно-материальная база, И.Д. Ходанович и А.П. Трояновский, имевшие учёные степени кандидатов исторических наук, рекомендовали мне вплотную заняться наукой. Они посоветовали начать со сдачи кандидатских экзаменов (к 1972 г. экзамены были сданы), а избрать тему исследования помог А.Т. Скилягин.

В 1972 г. на заседании Учёного совета исторического факультета Санкт-Петербургского университета им. А. А. Жданова была утверждена тема моего исследования. Научным руководителем был назначен доктор исторических наук, профессор Николай Арсеньевич Корнатовский***, сыгравший важнейшую роль в моём становлении как исследователя. Н.А. Корнатовский всегда требовал тщательной проверки фактов, сверки статистических данных по многим источникам, обстоятельного изучения архивных материалов. По его рекомендации при работе над кандидатской диссертацией я изучил более двух тысяч архивных дел. Были найдены документы об участнике нападения на машину В.И. Ленина в 1919 г., ряд писем Е.Д. Стасовой и много других неопубликованных документов, которые я использовал в своей научной работе не менее 10 лет.

В 1969 г. на должность заместителя начальника ВПУ МВД СССР был назначен Герой Советского Союза полковник Михаил Владимирович Ашик****, оказавший огромное влияние на мою дальнейшую службу. Всем нам было известно, что полковник Ашик вёл большую исследовательскую работу, опубликовал ряд книг о 83-й отдельной Ново-российско-Дунайской Краснознамённой ордена Суворова бригаде морской пехоты, её личном составе, о мартовской десантной операцией 1944 г. на Дунае, которой он руководил и за успешное выполнение которой был удостоен звания Героя Советского Союза.

Во время одного из инструктажей перед заступлением на службу дежурным по училищу Михаил Владимирович поинтересовался, как у меня идёт научная работа. К этому времени я избрал тему диссертации, собрал значительный материал по ней и частично обобщил его. Я рассказал о ходе работы, и полковник Ашик - житель блокадного Ленинграда, окончивший в своё время училище МВД, - заинтересовался моей темой и выразил желание ознакомиться с материалами. Буквально через несколько дней он пригласил меня и высказал своё мнение о прочитанном материале. В целом он оценил работу хорошо, но высказал и ряд замечаний и предложений. Его рекомендации были весьма существенными и помогли мне подготовиться к защите, которая успешно прошла 22 мая 1975 г. на заседании диссертационного совета по истории советского периода в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова.

М.В. Ашик сделал очень многое для развития учебно-материальной базы училища. Под его руководством было завершено строительство учебного корпуса, который является основной базой двух образовательных организаций - Санкт-Петербургского университета МВД России и Санкт-Петербургского военного института Национальной гвардии РФ, преобразована территория, рассажены голубые ели, каштаны и т.д.

Михаил Владимирович расследовал чрезвычайное происшествие, в котором, волею судеб, я оказался одной из центральных фигур. При его участии была доказана моя

полная невиновность в случившемся и правильные действия щ в конкретной ситуации. Однако взыскание на меня было с наложено, т.к. дежурный несёт отвественрность за всё, что ^ случилось за время его дежурства. И

Заместителем начальника ВПУ по учебной работе С был полковник Анатолий Михайлович Хрунов - участник р Великой Отечественной войны, награждённый в годы войны к тремя медалями «За отвагу», что уже само по себе свидетель- -ствует о его храбрости и бесстрашии, умении принимать Я решения в чрезвычайных обстоятельствах. Блестящий а методист, он чётко и кратко проводил методические совеща- б ния, выделяя главное, посещая наши занятия, проводил их у подробный разбор, никогда не отчитывал, его рекомендации г помогли многим из нас стать мастерами своего дела. Мы и к сейчас нередко обращаемся к нему за советами и помним г его краткую фразу, которой он обычно завершал совещания: у «Задайте вопросы!». к

В 1998 г. Санкт-Петербургский юридический институт в МВД России был преобразован в Санкт-Петербургский р университет МВД России, была создана объединённая и организация ветеранов университета, включившая в себя а ветеранские организации всех учебных заведений МВД, а дислоцированных в Санкт-Петербурге. С 1999 и по 2016 гг. м я являлся председателем Совета ветеранов университета. щ Организация насчитывала более 1000 членов, в т.ч. более 200 & ветеранов Великой Отечественной войны. Был разработан р Устав организации, определены основные направления её с работы с учётом специфики образовательных организаций: И 1) работа с ветеранами; 2) работа ветеранов с курсантами 3 и слушателями учебных заведений по патриотическому, 33 нравственному и профессиональному воспитанию; 3) ра- ( бота с учащимися, студентами, школьниками и населением 5 районов, в которых располагались наши учебные заведе- 33 ния. В Совете каждое из направлений возглавлял кто-либо 0 из ветеранов. И несмотря на то, что в настоящее время в 7 ветеранской организации университета осталось всего 18 участников Великой Отечественной войны, они задают тон всей её работе.

Одним из важнейших направлений работы ветеранской организации было и остаётся военно-патриотическое воспитание курсантов, слушателей, школьников, учащихся колледжей и студентов. Мы полностью согласны с министром образования и науки России О. Васильевой, которая считает, что «патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить». Выступая перед студентами, она часто приводит пример: почему «во время Великой Отечественной войны даже у самого простого молодого человека открывались фантастические духовные и физические возможности, которые двигали его по тяжёлым дорогам войны, вели к подвигу, на который его никто - заметьте! - не принуждал? Такими наших людей воспитала советская школа». «Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны неустанно напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться» [2].

Но ещё более сильное воздействие на слушателей оказывает выступления на самих участников защиты Родины.

Великолепным оратором, любимым учителем, воспитавшем десятки докторов и более сотни кандидатов педагогических наук является участник Великой Отечественной войны Владимир Яковлевич Слепов - профессор Санкт-петербургского университета МВД России и Санкт-Петербургского военного института Национальной гвардии России. Он до сих пор (а ему 92 года!) продолжает активную педагогическую деятельность и воспитательную работу. Курсанты и слушатели поражаются его умению «взять аудиторию за душу», увлечь за собой.

К настоящему времени ветеранская организация университета пополнилась боевыми генералами и офицерами - участниками афганской войны и восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике, которые активно участвуют в воспитании личного состава университета.

Ветеранская организация Санкт-Петербургского университета МВД России занимала призовые места на конкурсах, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., многие её члены награждены орденами «За заслуги», медалями «За активное участие в патриотическом воспитании граждан России». В планах работы ветеранской организации университета,

^ которую возглавляет участник афганских событий генерал-2 майор милиции в отставке Николай Николаевич Силкин, ^ большое внимание уделяется работе с участниками Велись кой Отечественной войны и их участию в патриотическом,

^ нравственном и профессиональном воспитании.

го

^ Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ * Ефим Максимович Нихаев (25.12.1913, с. Торговое

у Заветинского района Ростовской области - 09.06.1979, гор. Астрахань). Образование среднее. Работал трактористом, затем механиком в совхозе. В действующей Красной Армии с октября ^ 1941 года. Окончил курсы младших лейтенантов в 1942 году. Член ^ ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир роты 167-го гвардейского се стрелкового полка (1-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я 5 гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт). Гвардии старший д лейтенант М.М. Нихаев 26 июня 1944 г. при нападении против-{р ника на движущуюся колонну полка повёл роту в контратаку, ^ в результате которой захватили в плен 35 солдат, офицера и 8 генерала. Нихаев лично уничтожил 11 вражеских солдат. 14 июля 1944 г. во время форсирования реки Неман в районе по° сёлка Жолнеришки (Алитусский район, Литва) его рота первой ко переправилась на левый берег и очистила его от противника. у Тем самым был создан и удержан плацдарм для дальнейшего ^ наступления наших войск. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7442) &1 Ефиму Максимовичу Нихаеву присвоено 24 марта 1945 года. си Награждён орденом Красного Знамени, медалями. После войны ^ служил во внутренних войсках МВД СССР. С 1966 года подпол-¡2 ковник. М. Нихаев находился в отставке.

Я ** Бельсон Яков Михайлович (30.11.1921 - 13.08.1998,

а

С Петроград.) После окончания школы ушел добровольцем на ^ «финскую» войну, был контужен. Участник Великой Отечествен-д ной войны с июня 1941 г. В ночь с 21 на 22 февраля 1943 г. ст. о лейтенант Бельсон Я.М., командуя 2 отдельным батальоном 51 д отдельной бригады, под сильным пулемётным огнем противника личным примером поднял в решительную атаку бойцов первой роты, в результате которой были разгромлены две роты немцев, убито 90 солдат и офицеров. Будучи раненным в ногу, Бельсон продолжал руководить подразделением, пока батальон не достиг успеха, продвинувшись на 1,5 км. За этот подвиг он был награждён орденом Александра Невского. В январе 1945 г. во время тяжёлых боёв в Восточной Пруссии, получил тяжелое ранение и лишился обеих ног. Службу закончил в 1945 г. в звании майора и на должности начальника разведотдела армии. Кавалер орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды. Награжден многими медалями. В 1947 г. с отличием окончил Ленинградский юридический институт им. М.И. Калинина. Защитил кандидатскую (1950), а затем докторскую (1961) диссертации. Около 30 лет преподавал в учебных заведениях системы МВД, в том числе в Санкт-Петербургском университете МВД России. Автор более 100 научных и учебно-методических трудов, в том числе 8 монографий. Являлся одним из инициаторов вступления СССР в Интерпол. Его книги «Интерпол в борьбе с уголовной преступностью» (1989) и «Россия в Интерполе» (1995) широко известны российской и зарубежной научной общественности. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист Российской Федерации. Заслуженный работник МВД СССР [3].

*** Николай Арсеньевич Корнатовский родился 16 февраля (01 марта) 1902 г. в с. Хомск, ныне Дрогичинского района Брестской обл., Белоруссии в семье волостного писаря. В 19121917 гг. учился в Виленском духовном училище. В феврале 1919 г. он вступил в партию большевиков и начал служить в Красной Армии. Участник Гражданской войны. Воевал на Западном фронте, участвовал в войне с Польшей. В 1921-1922 гг. окончил

красноармейский университет, в 1924 г. — Военный политический институт Красной Армии и Флота им. Толмачева, а в 1927 г. — адъюнктуру Военной политической академии. С 1928 по 1940 гг. работал научным сотрудником Ленинградского областного института партии. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Героическая оборона Петрограда в 1918-1919 гг.» С сентября 1940 г. профессор кафедры истории СССР исторического факультета Ленинградского госу-дарственного университета. Во время блокады Ленинграда Николай Арсеньевич работал в лекторской группе при горкоме партии. С лекциями и докладами он выступал в воинских частях, в госпиталях, в частях Ленинградского, а после эвакуации — Сталинградского фронта. В 1949 стал заведующим кафедрой основ марксизма-ленинизма, а затем - деканом исторического факультета. Его научно-популярные работы оказались востребованы в осажденном Ленинграде. Уже в 1941 г. Н.А. Корнатовский опубликовал брошюры «Грудью на защиту Петрограда» и «Партизанская война в тылу врага в 1918-1920 гг.». В сентябре 1949 г. Николай Арсеньевич был обвинён в троцкизме. Однако авторитет Н.А. Корнатов-ского был настолько высок, что его исключение из партии и арест произошли лишь после получения санкции ЦК ВКП(б). 1-й секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) В.М. Адрианов в сопроводительном документе к письму секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову, писал: «Посылаю Вам записку о Корнатовском, направленную мною тов. Сталину И.В.» Автор сообщал, что Корна-товский с 1928 года считался крупным теоретиком, пользовался непререкаемым авторитетом в вопросах истории, выступал в качестве лектора и постоянного докладчика обкома и горкома ВКП(б), а на самом деле являлся замаскированным троцкистским контрабандистом». Когда о письме В.М. Андрианова стало известно И.В. Сталину, судьба Корнатовского была предрешена. Он был арестован и осуждён на 25 лет. 1 сентября 1955 г. после реабилитации и восстановления в партии, он вернулся на факультет. С 1963 по 1969 гг. Н.А. Корнатовский заведовал кафедрами истории КПСС и истории советского общества. С 1969 по 1975 гг. — профессор кафедры истории советского общества. В 1975 г. он вышел на пенсию, оставаясь на кафедре профессором-консультантом. Скончался Н.А. Корнатовский 16 марта 1977 г. в г. Ленинграде. Н.А. Корнатовский - человек весьма сложной судьбы, был несправедливо репрессирован, сидел в лагерях, но всегда оставался кристально честным человеком [4].

**** Михаил Владимирович Ашик родился в 1925 г. в Ленинграде. После начала войны активно участвовал в создании оборонительных укреплений в блокадном Ленинграде. В марте 1942 г. вместе с семьёй был эвакуирован на Северный Кавказ. 2 февраля 1943 г. добровольно ушёл на фронт. Участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах, в освобождении от фашистов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Был трижды ранен. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Богдана Хмельницкого и боевыми медалями. В послевоенное время М.В. Ашик удостоен второго ордена Красной Звезды, ордена «За службу Родине», Отечественной войны 1-й степени, а также венгерского ордена «Звезда Республики» и многих медалей. За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. Михаилу Владимировичу Ашику было присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенные годы М.В. Ашик окончил Ленинградскую офицерскую школу МВД СССР, Военный институт КГБ им. Ф.Э. Дзержинского. 30 лет прослужил во внутренних войсках. С 1970 по 1979 гг. являлся заместителем начальника Высшего политического училища МВД СССР. После увольнения из армейских рядов 20 лет работал на Кировском заводе ведущим инженером конструкторского бюро. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, Михаил Владимирович активно участвует в воспитании подрастающего поколения [5].

Список литературы

1. «Меня упрекают в консерватизме». Министр образования Ольга Васильева о том, что ждёт студентов и школьников [Электронный ресурс] // Сайт «Лента.ру». - 2017. - 1 фев. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva (дата обращения: 12.02.2017).

2. Министр образования Ольга Васильева: не надо стыдиться гордости за страну // Аргументы и факты. - 2016. -9 нояб. - № 45 - С. 3.

3. Бельсон Яков Михайлович [Электронный ресурс] // Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России. - Режим доступа: http://www.univermvd.ru/files/other-files/Belson.pdf. (дата обращения 12.02.2017).

4. Кутузов, В. А. Две реабилитации: профессор Корнатовский Николай Арсеньевич // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 23013. - № 14. - С. 37-47.

5. Ашик, М. В. 60 послевоенных лет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 1 (45). - С. 14-27.

© Гутман М. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.