ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
А. М. Корниенко
УЧАСТИЕ ВУЗОВСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Раскрываются основные направления участия комсомольской организации Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ныне МГУ им. адм. Г.И Невельского) в подготовке кадров морских специальностей в 1960-1970-е годы.
Ключевые слова: высшее образование, морские специальности, воспитание, молодежные организации, комсомол, архивные материалы.
The contribution of academy’s public organizations to the issues of marine staff training (according to the records of the State archive of Primorskiy region). ANASTASIA M. KORNIENKO (Maritime State University named after adm. G.I. Nevelskoy).
The article is devoted to the main contribution of komsomol organization of the Far Eastern Higher Engineering Maritime Academy (to date Maritime State University named after adm. G.I. Nevelskoy) to marine staff training in 60s-70s, XX century.
Key words: higher education, marine specialty, education, training, youth organizations, komsomol, archive records.
Российская система подготовки специалистов морского флота, сочетающая в себе процессы обучения и воспитания, традиционно считается одной из лучших в мире. В государственных учебных заведениях подготовка кадров морского флота и инфраструктуры морского транспорта базируется на конкретных условиях обучения и воспитания, влияющих на саморазвитие личности. Вуз является для студента не только средством получения специальных знаний, относящихся к будущей профессии, но и условием формирования особого культурно-духовного уровня, неотъемлемым элементом которого является сам завтрашний специалист. В статье предпринята попытка на основе архивных материалов выделить основные направления участия самодеятельных организаций молодежи, в частности комитета комсомола Дальневосточного высшего инженерного морского училища (ДВВИМУ) им адм. Г.И. Невельского, в воспитательной и учебной работе в вузе в 1970-е годы. При этом мы также хотели бы привлечь внимание к практически не используемому сегодня массиву исторических источников - документам комсомольских организаций.
Первый выпуск инженеров-судоводителей и ин-женеров-судомехаников состоялся в ВВМУ в 1950 г. С тех пор дальневосточный флот стал ежегодно получать собственные квалифицированные инженерные
кадры. В 1958 г. училище переименовали в ВВИМУ, а в 1965 г. - ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского. К 1969 г. число учащихся превысило 3000 чел. ДВВИМУ стало самым большим в системе Министерства морского флота СССР и одним из крупнейших морских учебных заведений в стране.
1960-1970-е годы были периодом интенсивного развития вуза. Именно тогда в вузе сложилась целостная система образования и воспитания. Большая нагрузка в этой сфере ложилась на общественные организации, в частности на комсомол. Как вспоминает тогдашний заместитель начальника ДВВИМУ по политической работе М.Е. Чередник, главным была подготовка и воспитание курсантов как будущих инженеров морского флота, «высокоидейных и образованных полпредов страны Советов за рубежом». За эту работу коллектив был удостоен диплома 2-й степени и серебряной медали ВДНХ СССР. Комсомольская организация училища была занесена в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ, опыт шефства курсантов над трудными подростками обобщен на Всесоюзном совещании секретарей комитетов ВЛКСМ вузов [5, с. 224, 225].
Архивные документы предоставляют нам уникальную возможность обратиться к опыту прошлого, увидеть наиболее актуальные его элементы, несмотря на то, что комсомол уже стал историческим прошлым.
КОРНИЕНКО Анастасия Михайловна, аспирант кафедры истории и политологии Института социально-политических проблем управления МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток (e-mail - [email protected]).
© КОРНИЕНКО А.М., 2QQ8
5B
ГИСДВ • № 4 • 200B
В Государственном архиве Приморского края (ГАПК) хранится фонд Комитета ВЛКСМ ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского, в котором собраны документы о деятельности вузовского комсомола за 1964-1989 гг.
- всего 142 единицы хранения. Здесь статистические материалы и разнообразные документы: протоколы заседаний комитета училища и бюро факультетов, отчетно-выборных конференций ДВВИМУ, Всесоюзных комсомольских собраний и собраний комсомольского, профсоюзного, старшинского активов, материалы идеологических кампаний, справки и т.д. В этих документах отражаются все стороны общественной жизни вуза. Рассмотрим некоторые из них.
Первое направление, которое позволяют выделить документы, - профориентационная и шефская работа. И это не случайно. Своеобразие морских профессий, по которым вуз готовил специалистов, выдвигало требование ранней профессиональной ориентации учащихся школы, в этом им помогали курсанты. Работа комсомольских организаций ДВВИМУ со школьниками была вызвана не только благими побуждениями, но и трезвым расчетом привлечь их получать образование именно в ДВВИМУ Проблемами шефской работы занималось специальное структурное подразделение комитета ВЛКСМ вуза - шефский сектор. Основная работа велась в подшефной школе № 42. В сознании ребят формировался образ успешного человека - моряка, их подводили к осознанному выбору специальности. Для этого совместно с педагогическим советом школы определялись основные направления работы и конкретные планы мероприятий. Самостоятельной формой работы, эффективность которой высоко оценивалась обеими сторонами, стало групповое шефство «Лучшая группа - класс», которое способствовало притоку в вуз абитуриентов, уже имеющих представление о курсантской жизни, учебе, быте.
Курсанты ДВВИМУ вели воспитательную работу в кружках и спортивных секциях. Так, на XIV отчетно-выборной комсомольской конференции ДВВИМУ в октябре 1973 г. отмечалась особенно активная работа курсантов судоводительского и судомеханического факультетов в клубе им. Авраменко. Под их руководством действовал авиамодельный кружок для детей из школ № 6, 6 и 42 [4, л. 100].
В 1972 г. комитет комсомола училища выступил инициатором создания зоны по работе с молодежью по месту жительства. Ее председателем был избран курсант 5 курса судомеханического факультета М. Ша-ланин. В утвержденном на заседании комитета комсомола списке были выделены объекты шефской работы: 8 школ Фрунзенского района Владивостока, школа-интернат для глухонемых детей в районе Садгорода, 2 сельские школы Черниговского района. План мероприятий предусматривал послать в подшефные школы вожатых, организовать там профильные отряды, вести спортивные и технические кружки, помогать пионерам в подготовке к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Проводилась работа с трудновоспитуемыми подростками, некоторых из них
брали под контроль оперативного комсомольского отряда [4, л. 41]. Деятельность курсантов в подшефных школах сама по себе была мощным фактором профессиональной ориентации школьников, способствовала притоку абитуриентов в ДВВИМУ
Безусловно, важнейшей заботой комсомольской организации была учебно-воспитательная работа. Задачам повышения качества успеваемости курсантов, формирования у них умения и желания учиться, любви к избранной специальности была подчинена деятельность академической комиссии комитета ВЛКСМ. Ежемесячно проводились общественные смотры успеваемости групп, курсов, факультетов. На большинстве заседаний комитета основное внимание уделялось именно этому. Комсомольские бюро факультетов моментально реагировали на любые случаи нарушения учебной дисциплины. Комсорги групп организовывали помощь неуспевающим курсантам. На собраниях часто ставились вопросы о слабой успеваемости курсантов, вызванной «отсутствием борьбы за улучшение качества успеваемости» со стороны комсомольских организаций групп, курсов, факультетов, слабым контролем над самоподготовкой и посещаемостью лекций. Для преодоления этих негативных явлений специально был создан совет старшекурсников, на который возложена обязанность помогать в учебе молодым товарищам, чтобы они быстрее адаптировались к требованиям вуза [4, л. 23].
Особенностью 1970-х годов была чрезвычайно высокая степень политизации и идеологизации молодежной работы. Материалы комитета ВЛКСМ ДВВИМУ и факультетских организаций позволяют увидеть, что средства идеологического воздействия воспринимались в этот период как способ повышения академической успеваемости курсантов, которая ставилась в прямую зависимость от их общественно-политической активности. Среди средств такого воспитательного воздействия следует выделить Ленинский зачет и повсеместно введенную в 1970-е годы общественно-политическую аттестацию курсантов [4, л. 23]. Как отмечал секретарь комитета ВЛКСМ ДВВИМУ А. Андриенюк, при проведении Ленинского зачета внимание акцентировалось «на повышении общей успеваемости и, конкретно, по общественным наукам, на участии в общественной жизни группы, роты, факультета, участия в кружках, клубах и т.д., повышение своего политического и культурного уровня». Ленинский зачет, по его мнению, помогал определить «общественное лицо каждого комсомольца, степень его участия во всех полезных делах» [4, л. 24].
Успешное освоение учебной программы, творческое отношение к овладению специальностью декларировалось комсомолькими лидерами как основная обязанность каждого курсанта. К основным мероприятиям, проводимым комитетом комсомола в этом направлении, можно отнести конкурсы на лучшую учебную группу, создание экранов успеваемости, проведение слетов отличников учебы, рассмотрение на заседаниях бюро персональных дел, связанных с низкой текущей
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
успеваемостью. В ряде случаев по итогам сдачи экзаменов отдельными группами выпускались «Молнии», поздравлялись отличники учебы [4, л. 24].
Следует заметить, что особое внимание комсомольской организации к проблемам успеваемости часто было вызвано низкими показателями по итогам сессий. Так, уровень общей успеваемости весенней сессии 1972-1973 учебного года в ДВВИМУ достиг только 70,2 %, что было на 10 % ниже общесоюзных показателей. Этот факт был озвучен на встрече комсомольского актива с посетившим училище секретарем ЦК ВЛКСМ Е. Житеневым. Главную причину такой ситуации руководители вузовского комсомола видели в том, что «ни для комитета комсомола, ни для комсомольского актива борьба за повышение успеваемости курсантов не стала главной во всей нашей многогранной деятельности» [4, л. 25], что комитет комсомола еще далек от выявления подлинных причин низкой академической успеваемости. На XIV отчетно-выборной комсомольской конференции ДВВИМУ определена практическая задача вузовской комсомольской организации - выявление всех факторов, влияющих на успеваемость как показатель эффективности не только ее деятельности, но и вуза в целом. К таким факторам в первую очередь отнесли правильную комплектацию учебных групп, авангардную роль комсомольского и старшинского актива, разнообразие форм и методов поощрения «хорошистов» и отличников учебы, воспитание творческого подхода к овладению основами наук и специальности.
Такой подход делал особо значимыми проблемы отбора абитуриентов и адаптации первокурсников к условиям учебы в вузе. Бюро факультетов настраивались на целенаправленную помощь первокурсникам. Был создан институт общественных кураторов, в роли которых выступали курсанты старших курсов. Именно на них возлагалась сложнейшая задача: с первого дня обучения прививать новичкам любовь к избранной специальности, формировать у них «навыки студента», помогать готовиться к сессии, зачетам, вовлекать в общественно-политическую жизнь училища и т.п. Комсомольские активисты полагали, что такими мерами можно повысить успеваемость и снизить отсев на первом курсе [3, л. 33-38].
Средством воспитания сознательного отношения к получаемой профессии комитет комсомола ДВВИ-МУ считал привлечение основной массы курсантов к активной научной работе. В архивных документах встречается немало материалов о деятельности Научного общества курсантов (НОК), участии курсантов в конференциях научных, научно-технических, а также по проблемам общественных наук. Следует заметить, что НОК действовало в ДВВИМУ с 1966 г. и рассматривалось профессорско-преподавательским составом и комсомольской организацией как важное средство овладения знаниями профессии на уровне современных достижений науки и техники. Поддержка активных участников НОК, в том числе их материальное стимулирование, было позицией руководства вуза -подчеркивал на собрании комсомольской организации
ДВВИМУ 10 мая 1971 г. заместитель начальника училища по научной работе Г. А. Меграбов [2, л. 25].
В большей мере НОК развивалось благодаря работе кафедр ДВВИМУ: В качестве при кафедре деталей машин на общественных началах действовало конструкторское бюро, где работали учащиеся всех курсов. На XXIII научно-технической конференции ДВВИМУ в 1971 г. было заслушано 250 докладов [2, л.14]. Однако курсанты вовлекались в работу НОК слабо: на судомеханическом факультете, например, по собственной инициативе в ней участвовало всего 9 % обучающихся
- в основном с 3-го и старших курсов [3, л. 73]. Поэтому важнейшей задачей созданного в марте 1972 г. академического сектора бюро ВЛКСМ судомеханического факультета стала координация усилий кафедр и комсомольской организации по вовлечению курсантов в научную работу. И хотя задачи, поставленные перед академическим сектором, сегодня выглядят наивно: окончить организацию НОК при академическом секторе, распространить по ротам список имеющихся тем научных работ от каждой кафедры, разработать графики отчетности каждого участника НОК и организации фактических научных конференций [там же]
- знаменательна сама попытка комсомольской организации факультетов и вуза в целом вовлечь своих членов в деятельность научного общества.
Деятельность академического сектора была частью общей работы идеологической комиссии комитета ВЛКСМ ДВВИМУ, важнейшая задача которого заключалась в повышении общественно-политической активности комсомольцев. Как уже отмечалось, идеологизация всей работы молодежных организаций, особенно комсомола, - неотъемлемая черта 1970-х годов. Идеологическая работа рассматривалась как основа всей учебно-воспитательной деятельности комсомольской организации. Не случайно в арсенале методов работы идеологической комиссии было проведение конференций, на которых вопросы улучшения воспитательной работы среди курсантов обсуждались в контексте интернационализма, принципиальной требовательности к себе и товарищам, изучения и совершенствования знаний английского языка, культуры и национальных особенностей народов зарубежных стран. Особое внимание обращалось на изучение курсантами общественных наук, расширение их политического кругозора через проведение политинформаций, диспутов на курсах, вечеров вопросов и ответов, встреч с ветеранами войны и труда, героями Советского Союза, посещение историко-революционных мест. Среди форм работы следует назвать агитпоходы по местам трудовой и боевой славы советского народа. Во время этих мероприятий курсанты читали лекции, выступали с концертами художественной самодеятельности. Так, только во время одного зимнего агитпохода в честь XXIV съезда КПСС группа курсантов-выпускников под руководством преподавателя училища Р. Н. Паршукова прочитала 14 лекций, организовала 19 встреч в школах и клубах тех населенных пунктов, по которым проходил маршрут похода [4, л. 20].
60
ГИСДВ • № 4 • 2008
Неотъемлемой частью формирования гражданской зрелости и высоких моральных качеств будущих специалистов комсомольская организация вуза считала воспитание трудом. Курсанты ДВВИМУ ремонтировали сельскохозяйственную технику, создавали и укрепляли материально-техническую базу училища, озеленяли территории училища и города и т.п. На XIV отчетно-выборной комсомольской конференции секретарь комитета ВЛКСМ училища А. Андрие-нюк отмечал, что за 1971-1973 гг. помощь курсантов ДВИИМУ сельскому хозяйству Приморского края составила 4500 отработанных человеко-дней; курсантами убрано около 700 га картофеля; отремонтированы сельскохозяйственная техника, помещения для скота, сельские клубы. Во Владивостоке курсантами отработано 9700 человеко-дней для оказания помощи коммунальному хозяйству города. В числе городских ударных объектов курсантов ДВВИМУ - торговый и рыбный порты, городские овощехранилища [4, л. 29]. В трудное для городской хлебопекарной промышленности время курсанты электромеханического факультета ДВВИМУ с готовностью откликнулись на просьбу об оказании помощи, даже несмотря на то, что приходилось работать в ночное время. Ночной десант рабочих-путейцев помогал городскому коммунальному хозяйству в ремонте трамвайных линий [4, л. 30-31].
Архивные документы позволяют сделать вывод о том, что комитет ВЛКСМ уделял немало внимания досугу и отдыху курсантов: организовывались смотры художественной самодеятельности, коллективные выходы на спектакли краевого драматического театра, на эстрадные концерты, работал музыкальный лекторий, демонстрировались художественные и научно-популярные фильмы. На факультетах регулярно проводились вечера поэзии с участием приморских авторов, английского языка, а также посвященные международному дню студентов, дню рождения комсомола, новогодние балы. Силами курсантской самодеятельности давались концерты на предприятиях, судах Дальневосточного морского пароходства, на открытых площадках. Существовали хоровой, хореографический, эстрадный коллективы (последние - почти во всех ротах) [3, л. 42].
Спорт тоже являлся неотъемлемой частью курсантской жизни. На состоявшейся в мае 1967 г. XI отчетно-выборной комсомольской конференции ДВВИМУ прямо указывалось на необходимость создания спортивных бюро на факультетах, в сферу обязанностей которых должны был входить организация спортивной жизни групп, а также контроль за строительством и содержанием простейших спортивных сооружений, участие в строительстве летнего оздоровительного лагеря. Для большего вовлечения курсантов в спортивную жизнь было разработано положение о лучшей спортивной группе училища [1, л. 51]. Вузовская комсомольская организация считала своим долгом принимать непосредственное участие в организации спортивной работы, рассматривая ее как направление
воспитательной работы. Спортивный сектор комитета комсомола училища ставил главной задачей проведение соревнований по нескольким видам спорта среди учебных групп, в ротах и среди курсов на факультетах на кубок комитета ВЛКСМ.
Проблему адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности призван был решать производственный сектор комитета ВЛКСМ училища. С его помощью организовывались выставки фотоальбомов по итогам практики, составлялись совместные планы работы с комитетом ВЛКСМ морского транспорта и многое другое. Ежегодно курсанты училища помогали торговым портам Находки и Владивостока перерабатывать арктические грузы. В 1973-1974 учебном году курсанты-старшекурсники эксплуатационного отделения судомеханического факультета во время производственной практики в торговом порту работали на штатных должностях, тем самым ликвидировав в некоторой степени нехватку рабочих и служащих [4, л. 30]. Созданный при комитете комсомола училища методический центр по связи с выпускниками вплотную занимался анализом их работы на производстве, считая наиболее объективным показателем состояния учебно-воспитательной работы в вузе деятельность выпускников, их деловые, морально-политические качества.
Анализ даже незначительной части общего массива документов из фонда комитета ВЛКСМ ДВВИМУ, собранных в ГАПК, позволяет сделать вывод о том, что деятельность упраздненных ныне комсомольских организаций была частью общего процесса обучения и воспитания в вузе, подготовки высококвалифицированных кадров для динамично развивавшихся морских отраслей. Организация обучения и воспитания в 19601970-е годы ложилась не только на профессорско-преподавательский состав вуза, но и на общественные организации самих курсантов. Это способствовало неразрывному единству процесса обучения и воспитания, недостаток которого ощущается в последние десятилетия.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. ГАПК. Ф. П-1553, оп. 1, д. 9. Протокол XI отчетновыборной комсомольской конференции ДВВИМУ 12.05.1967 г.
2. ГАПК. Ф. П-1553, оп. 1, д. 22. Протокол Всесоюзного комсомольского собрания. 10.10.1971 г.
3. ГАПК. Ф. П-1553, оп. 1, д. 33. Протоколы общих комсомольских собраний электромеханического, судомеханического и судоводительского факультетов. 1967-1972 гг.
4. ГАПК. Ф. П-1553, оп. 1, д. 34. Протоколы XIV отчетновыборной комсомольской конференции училища и факультетов. 19.10.1973 г.
5. Королюк В.П. История ДВГМА: (морское образование на Дальнем Востоке в очерках и документах). Владивосток: Изд-во ДВГМА, 2001. 382 с.