УДК 94 (47) 084.18
Беляев Артем Александрович
кандидат исторических наук [email protected]
Слезин Анатолий Анатольевич
доктор исторических наук, профессор кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета [email protected]
РОЛЬ ПОСЛЕВОЕННОГО КОМСОМОЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Статья демонстрирует большую созидательную роль послевоенных комсомольских организаций в высших и средних специальных учебных заведениях. Показано влияние комсомола на повышение качества учебы и комплексной подготовки специалистов. Общественнополезная работа рассматривается как своеобразная вторая практика, не менее важная для обретения умения работать с людьми, чем производственная.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, послевоенный комсомол, высшее образование, среднее специальное образование.
Belyaev Artem Aleksandrovich
PhD in History [email protected]
Slezin Anatoly Anatolievich
Doctor of History, Professor of the Department of History and Philosophy of
Tambov State Technical University [email protected]
THE ROLE OF THE POST-WAR YOUNG KOMMUNIST LEAGUE OF TAMBOV REGION IN THE PERSONNEL TRAINING OF THE HIGHEST LEVEL OF PROFICIENCY
The article shows a considerable creative role of the post- war Young Communist League (Komsomol) organizations in higher and secondary special educational establishments. The influence of Komsomol on the improvement of study and complex training of specialists has been presented. Socially useful labour has been considered as special second practice which is no less important for acquiring skills for work with people than work practice.
Key words: youth, the students, post war young communist league, higher education, secondary special education.
В новых условиях ускоренного восстановления и развития промышленности одной из самых актуальных была задача подготовки высококвалифицированных кадров, имеющих среднее специальное и высшее образование.
В 1946 г. на первый курс высших учебных заведений страны было принято 205,2 тыс. чел. (при плане 195 тыс.). Это был самый большой набор за все годы существования высшей школы. Конкурса в вузы практически не было, принимали всех, получивших удовлетворительные оценки. Новым явлением в жизни послевоенного студенчества было пополнение его за счёт демобилизованных фронтовиков. Всего по стране в 1946 г. студентами стали 41 тыс. бывших фронтовиков. Заметно изменилось соотношение между мужской и женской частью студенчества: если в 1945 г. на первый курс вузов страны было принято 23% мужчин, то в 1946 - 39% [1, с. 142].
ЦК ВЛКСМ принял ряд решений, направленных на совершенствование структуры комсомольских организаций учебных заведений. Постановлением ЦК ВЛКСМ от 16 сентября 1946 г. были определены нормативы создания факультетских и курсовых организаций, расширены их права. В 1947 г. в большинстве обкомов и горкомов были созданы отделы по работе среди студенческой молодежи или введены должности инструкторов по работе среди студенческой молодежи в отделах пропаганды и агитации.
Главная задача комитетов комсомола высших и средних специальных учебных заведений виделась в том, чтобы помогать деканатам и партийным организациям в улучшении учебновоспитательного процесса, в подготовке высококвалифицированных кадров. Работу в этом направлении комитетам комсомола фактически пришлось начинать заново. Не сохранилось преемственности ни в кадрах комсомольских работников, ни в методах и формах работы.
В Мичуринском государственном учительском институте перед зимней экзаменационной сессией 1945-1946 учебного года были проведены комсомольские факультетские и общеинститутское собрания, приняты социалистические обязательства. Комитет ВЛКСМ отчитался, что это мобилизовало студенчество на высокие результаты сессии [2, л. 26].
В Тамбовском государственном педагогическом институте практиковался метод групповой под-
готовки к зачётам и экзаменам. По инициативе комсомольской организации физико-математического факультета на других факультетах также выделялись аудитории для самостоятельных занятий студентов, в них сосредотачивалась необходимая литература, наглядные пособия [3, л. 23, 23об.]. По инициативе комсомольцев географического факультета все слабоуспевающие студенты были включены в группы успевающих студентов. В результате проделанной работы комсомольская организация добилась уменьшения количества должников. На 15 апреля 1948 г. в вузе было 80 неуспевающих студентов, в том числе 30 комсомольцев [3, л. 23об., 24].
В Фельдшерско-акушерской школе, где более половины учащихся составляли комсомольцы, вопросы учёбы традиционно рассматривались на заседаниях комитета комсомола, а также на педагогическом совете при участии членов комитета ВЛКСМ. Неуспевающие студенты вовлекались в работу предметных кружков. В борьбе за повышение учёбы широко использовалась стенная печать, где критиковали неуспевающих учеников, показывали опыт учеников-отличников.
И все же в целом учебной работе уделялось недостаточно внимания. В постановлении XVI пленума ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1947 г.) «О работе комсомольских организаций высших учебных заведений и техникумов» говорилось: «Некоторые комсомольские организации высших и специальных средних учебных заведений зачастую не оказывают должной помощи директорам и партийным организациям вузов и техникумов в повышении качества учебной и идейно-воспитательной работы, в укреплении дисциплины, слабо борются за повышение успеваемости студентов и учащихся, мало обращают внимание на то, что часть учащихся и студентов учится плохо, несерьёзно относится к производственной практике, не выполняет в установленный срок учебных заданий, пропускает занятия» [4, с. 108, 109].
Комитеты ВЛКСМ учебных заведений Тамбовской области на своих заседаниях редко обсуждали вопросы успеваемости студентов. Графики успеваемости и посещаемости выпускались нерегулярно, а результаты показателей не обсуждались. Борьба за повышение успеваемости зачастую сводилась к бумажной шумихе, сбору запоздалых сведений, выпускам графиков и таблиц. Мало внимания в работе комсомольской организации уделялось созданию негативного общественного мнения вокруг неуспевающих студентов [3, л. 26.].
На общеинститутской комсомольской конференции Тамбовского государственного педагогического института в марте 1951 г. подчёркивалось, что вопросы повышения успеваемости студентов и укрепления трудовой дисциплины в институте зачастую решались в отрыве от профессорско-преподавательского состава [3, л. 26]. В результате анализа работы комитета ВЛКСМ педагогического института в 1950-1951 учебном году, обком ВЛКСМ отмечал, что комитет ВЛКСМ, факультетские и курсовые бюро не сумели мобилизовать комсомольскую организацию в целом на борьбу за повышение успеваемости студентов и хорошую посещаемость. Студенты регулярно пропускали лекции и практические занятия без уважительных причин, имели место многочисленные случаи отказа от ответов на практических занятиях [3, л. 1]. Несмотря на то, что среди 213 отличников в 1950-1951 учебном году 157 являлись комсомольцами, в зимнюю экзаменационную сессию того же года из 182 студентов, имеющих академическую задолженность, 144 члена ВЛКСМ не успевало [3, л. 26, л. 2].
По решению ЦК ВЛКСМ в 1951 г. были созданы курсовые комсомольские организации. С предоставлением им прав первичных комсомольских организаций, это должно было дать возможность комитету ВЛКСМ и факультетским бюро более оперативно руководить работой комсомольской организации в целом [3, л. 26]. Однако, как отмечалось в справке «О работе комитета ВЛКСМ Педагогического института в 1950-1951 учебном году», комитеты ВЛКСМ, факультетские и курсовые бюро мало вели работу среди студентов, не состоящих в комсомоле, вместо индивидуальной работы с каждым студентом комитет ВЛКСМ всю работу передоверил курсовым бюро [3, л. 6.]. Другими словами, факультетские и курсовые бюро свалили часть своих обязанностей на курсовые комсомольские организации, возможности которых были ограничены.
Неудовлетворительно выполнялись указания XI съезда ВЛКСМ о необходимости изучения каждым студентом теории и практики пионерской работы в школе. Комитет ВЛКСМ и факультетское бюро плохо руководили работой курсовых бюро третьих курсов, проходивших педагогику в школах г. Тамбова [3, л. 4]. «Из 1597 комсомольцев только 40 работают пионервожатыми в школах города», - говорилось на заседании бюро Тамбовского городского комитета ВЛКСМ (март 1951 г.) [3, л. 26]. Были факты, когда окончившие вузы и техникумы отказывались от выезда на работу по направлению министерств и ведомств, уклонялись от работы по специальности [5, л.30, л. 33].
Сдача экзаменов пропагандировалась как серьезная проверка деятельности комсомольских организаций вузов и техникумов. О ходе экзаменационных сессий регулярно сообщала местная печать. В 1952-1954 гг. больше внимания стало уделяться рационализации распорядка времени в период экзаменационных сессий. «Необходимо, чтобы комитеты комсомола следили не только за
сдачей экзаменов, но и за отдыхом студентов, организуя спортивные игры и прогулки», - подчеркивала в редакционной статье тамбовская областная комсомольская газета «Молодой сталинец» [6]. Комитеты ВЛКСМ вузов следили за тем, чтобы лаборатории, кабинеты, читальные залы были доступны студентам и в выходные, в вечернее время, организовывали безвозмездную работу ком-сомольцев-сотрудников вуза в нерабочее время.
На IX пленуме ЦК ВЛКСМ (август 1952 г.) говорилось о недостаточном контроле комсомольских организаций вузов со стороны руководящих комсомольских работников, в частности, отмечалось: «Некоторые товарищи считают, что в вузы нечего ходить, так как комсомольцы там грамотные и сами без вмешательства и помощи обкома, могут успешно справляться с делом» [2, л. 51, 52]. На VIII Тамбовской областной конференции ВЛКСМ (декабрь 1952 г.) секретарь обкома Сергеев признавал, что руководящие комсомольские работники редко бывают в учебных заведениях, за период с начала 1950 г. по декабрь 1952 г. обком комсомола не провёл ни одного семинара секретарей комитетов ВЛКСМ вузов и техникумов [5, л. 30].
Несмотря на то, что было специальное указание ЦК ВЛКСМ о том, что нет необходимости иметь учебные сектора в комитетах ВЛКСМ учебных заведений, в Тамбовской области учебные сектора существовали почти во всех педагогических училищах. По оценке вышестоящих комсомольских органов этим комитеты ВЛКСМ перекладывали выполнение своих основных задач на плечи одного члена комитета ВЛКСМ [5, л. 15]. Однако впоследствии практика показала целесообразность наличия учебных секторов и они существовали по всей стране вплоть до распада СССР.
Общим недостатком вузов являлось слабое вовлечение студентов в научные кружки. Объяснялось это не только недостаточной деятельностью комсомольцев, но и слабой материальной базой: отсутствовали комнаты для кружковой работы и специальные помещения для проведения массовых мероприятий [7, л. 122]. «Комитеты ВЛКСМ и факультетские бюро не оказывают никакой помощи преподавателям и кафедрам в работе предметных и научных кружков, которые продолжают работать ещё с малым охватом членов ВЛКСМ, имеют место случаи срывов занятий», — отмечалось в справке «О работе комитета ВЛКСМ Педагогического института в 1950-1951 учебном году» [3, л. 3]. В 1950 - 1951 учебном году комитет ВЛКСМ Тамбовского пединститута на своих заседаниях ни разу не заслушал вопрос о работе того или иного кружка, не оказывал кружкам практической помощи [3, л. 3].
Впрочем, уклон в сторону вовлечения в научные кружки как можно большего количества студентов имел и негативную сторону. На IX пленуме ЦК ВЛКСМ (август 1952 г.) в этой связи справедливо отмечалось: «Во многих вузах ведётся погоня за массовое вовлечение студентов, в том числе и студентов первых курсов, в научно-студенческие кружки. Между тем известно, что не каждый студент имеет возможность заниматься научно-исследовательской работой» [7, л. 25.]. В связи с этим перед комсомольцами стояла задача организовать набор в научные кружки, особенно активно вовлекая в данную деятельность студентов старших курсов [7, л. 26. ].
Особая ставка делалась на комсомольцев педагогических училищ. Как подчеркивал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов, «Комсомольцы педагогических училищ обязаны служить примером для всей учащейся молодёжи» [5, л. 7] В докладе на бюро Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (апрель 1951 г.) «О мерах по улучшению воспитательной работы в педагогических училищах области» отмечалось: «Задача комсомольской организации вести борьбу с недисциплинированностью, развя-занностью, грубостью отдельных учащихся, одёргивать тех учащихся, которые прикрываясь демагогическими фразами, иногда мешают нормальным занятиям и позволяют бестактные выходки по отношению к преподавателям» [5, л. 9].
«Комсомольские организации по существу должны интересоваться успеваемостью каждого студента, а получается, как видно, наоборот, успеваемость комсомольцев не выше успеваемости остальных учащихся, хуже того в некоторых педучилищах успеваемость комсомольцев ниже успеваемости всех учащихся», - говорил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов [5, л. 7]. Так, в 1950-1951 учебном году в Рассказовском педагогическом училище зимнюю сессию окончили с неудовлетворительными оценками 78 учащихся, из них 48 - комсомольцы. В Мичуринском педучилище было 84 неуспевающих учащихся, 46 из них являлись комсомольцами. В Тамбовском педучилище среди 77 неуспевающих учащихся числилось 19 комсомольцев [5, л. 7-8].
В докладе на бюро Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (апрель 1951 г.) «О мерах по улучшению воспитательной работы в педагогических училищах области» отмечалось: «Наши комсомольские организации не всегда идут правильным путём в борьбе за высокую успеваемость и выполнение учебных планов. Вместо кропотливой и настойчивой работы по восстановлению у учащихся чувства высокой ответственности за свой учебный труд, комсомольские организации ограничиваются сбором сведений об успеваемости, устраиванием дополнительных занятий, а иногда формальным
обсуждением неуспевающих на заседаниях комитета ВЛКСМ». Бывало, что на одном заседании комитета обсуждалось по 10 комсомольцев. Должного результата от этого обсуждения комитет ВЛКСМ не получал [5, л. 14].
Студенты стали значительно активнее вовлекаться в общественную работу среди населения. Фактически на всех направлениях комсомольской деятельности, показанных в данном исследовании, комсомольские студенческие организации играли заметную роль. Они также активно участвовали в агитпоходах, выступали с лекциями и докладами на предприятиях и в учреждениях города и села. Комсомольцы-студенты города Тамбова много работали на строительстве памятника Герою Советского Союза Зои Космодемьянской, на строительстве дороги Тамбов - Рассказово, на строительстве АТС [5, л. 101]. Активно участвовали студенты в работе по сбору металлолома, по очистке железнодорожных путей от снега, по восстановлению зданий институтов, которые находились в плачевном состоянии после войны [2, л. 20об.].
Комсомольские собрания высших и средних специальных учебных заведений нередко превращались в диспуты, на которых обсуждались такие злободневные вопросы как: «Каким должен быть советский студент», «Надо ли мечтать?», «Есть ли судьба», «Что такое правила социалистического общежития», «Культура речи» и др. [5, л. 99].
Таким образом, можно смело утверждать, что комсомол оказал определенное влияние на повышение качества учебы и комплексной подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. Комсомольские организации высших и специальных учебных заведений принимали активное участие в общественно-полезной работе. Для будущих учителей, инженеров и других специалистов это была своеобразная вторая практика, не менее важная, чем производственная. Ведь специалисту с высшим образованием, к которому в послевоенных условиях прислушивались особенно чутко, важно было иметь и навыки производственной работы, и умения общаться с людьми, выступать с лекциями и т.п.
С другой стороны, комсомольские активисты были перегружены общественными поручениями, что сказывалось на качестве их учёбы. «Есть студенты, которые выполняют 3-5 и больше различных поручений. Мы знаем и такие факты, когда один и тот же студент одновременно является секретарём комсомольской организации факультета, редактором факультетской газеты, членом ревизионной комиссии ДОСААФ, старостой группы, членом бытового совета общежития», - говорилось на пленуме ЦК ВЛКСМ в августе 1952 г. [7, л. 14].
К недостаткам работы комсомольцев педагогических училищ и институтов можно отнести и то, что среди разнообразных поручений комсомольских организаций мало было поручений, связанных с работой в школе [5, л. 12].
В целом оценивая работу комсомольских организаций высших и средних специальных учебных заведений, надо признать, что отстаивая интересы студентов перед административными органами, организуя дополнительные занятия, используя методы морального стимулирования, проводя разнообразные воспитательные мероприятия с отстающими, они внесли достаточно заметный вклад в подготовку профессиональных кадров. Необходимо отметить и важность активного участия студентов в общественно-полезной работе. Для будущих учителей, медсестер и других специалистов это была своеобразная вторая практика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зубкова ЕЮ. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.
2. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 1045. Оп. 1. Д. 5737.
3. ГАСПИТО. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 462. Д. 581. Д. 681.
4. Комсомол и высшая школа: Док. и материалы съездов, конф., ЦК ВЛКСМ по работе вуз. комсомола (1918-1968). М., 1968.
5. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 777. Д. 1033.
6. Экзамены в вузах и техникумах // Молодой сталинец. 1952. 1 июня.
7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 2. д. 315.
8. Беляев А.А., Бредихин В.Е., Слезин А.А. Становление системы общего вечернего образования: роль комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 3.
9. Слезин А.А.., Беляев А.А. Состав провинциальных комсомольских организаций после Великой Отечественной войны // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3.
10. Слезин А.А., Беляев А.А. Школьные комсомольские организации в условиях послевоенного развития (1945-1954 гг.) // Берегиня. 777. Сова. Общество. Политика. Экономика. 2010. № 3.