УДК 338.24
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ БЮДЖЕТНЫХ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
1 _ о
© И.Г. Баранчугова1, Б.А. Байбородин2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена необходимость создания малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений для развития национальной инновационной системы. Проанализированы законодательные аспекты создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций. Особое внимание уделяется рассмотрению положений Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
Ключевые слова: инновации; малое инновационное предприятие; инновационная система; инновационная инфраструктура.
NEED FOR SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATION ON THE BASIS OF BUDGET RESEARCH AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR NATIONAL INNOVATION SYSTEM DEVELOPMENT I.G. Baranchugova, B.A. Baiborodin
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article discusses the need for the creation of small innovative enterprises on the basis of budget research and educational institutions in order to develop the national innovation system. The legislative aspects underlying the creation and operation of small innovative enterprises based on budget research and educational organizations have been analyzed with the emphasis on the provisions of the Federal Law of 2 August, 2009 no. 217-ФЗ. Keywords: innovation; small innovative enterprise; innovation system; innovative infrastructure.
В настоящее время состояние российской экономики таково, что становится очевидным необходимость ее усовершенствования. Основным стратегическим направлением развития страны является переход к инновационной экономике, основанной на использовании знаний.
В связи с этим государством проводится разработка и реализация политики в области развития инновационной системы, представляющей собой совокупность социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках [1].
Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Термин «инновации» в настоящее время применяется очень часто, не только в науке, на уровне глав государств, но и на бытовом уровне. Считается, что инновации - это результат инновационной деятельности, качеством которого является не только что-то новое или модернизированное, но и внедрение этого результата в производственный процесс.
В то же время широкое распространение в мировой практике получили вузовские инновации, так как именно в институтах осуществляется значительная часть научных исследований и разработок, которые в будущем внедряют в производство. Но, к сожалению, не все научные разработки, которые разрабатывались в институтах, приносили положительные результаты, так как данные исследования не проверялись на практике, а в основном имели теоретическую базу. Помимо этого, высшим учебным заведениям запрещалось самостоятельно внедрять свои разработки в производство, так как они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий.
Именно инновационная деятельность, развитие наукоемких производств будут способствовать стабильному динамичному развитию страны. Модернизация российской экономики повышает значимость инновационной деятельности и наукоемких производств. Возникает необходимость создания национальной инновационной системы, развития инноваци-
1Баранчугова Ирина Гаврииловна, аспирант, тел.: 89246082737, e-mail: [email protected] Baranchugova Irina, Postgraduate, tel.: 89246082737, e-mail: [email protected]
2Байбородин Борис Алексеевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики, тел.: (3952) 405091. Baiborodin Boris, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of World Economy, tel.: (3952) 405091.
онной инфраструктуры и государственной поддержки научно-исследовательских разработок.
Этим обусловлена необходимость создания и развития эффективной инновационной системы -субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции, способствующих осуществлению инновационной деятельности. В состав инновационной системы входят центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. [1].
Важнейшим звеном инновационного развития является создание малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений, так как именно в научных и учебных учреждениях осуществляется значительная часть научных исследований и технологических разработок. Кроме того, здесь готовятся кадры, способные работать в современной экономике. В данных условиях становится необходимым развитие вузовской инновационной инфраструктуры, что будет способствовать более успешному развитию экономики страны.
Одним из важнейших факторов развития вузовской инновационной инфраструктуры является создание малых инновационных предприятий на базе вузов.
Под малыми инновационными компаниями понимаются компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия, основным видом деятельности которого является инновационная деятельность: выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [4].
Создание малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений стало возможно в связи со вступлением в силу Федерального закона от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», разрешающего бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям, являющихся бюджетными образовательными учреждениями, создавать (в том числе совместно с другими лицами) малые инновационные предприятия [5]. Малые инновационные предприятия представляют собой один из основных факторов модернизации российской экономики, играя ведущую роль во внедрении вузовских инновационных
разработок в реальный сектор экономики.
В соответствии с законом, высшие учебные заведения получили право создавать хозяйственные общества, предметом деятельности которых является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности: программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), то есть коммерциализация результатов научной деятельности. При этом исключительные права на данные разработки принадлежат научным и образовательным учреждениям. Принятие закона поможет активизировать вузовские научные исследования и технологические разработки и будет способствовать реальному внедрению в производство результатов научно-технической деятельности.
Одной из особенностей Федерального закона № 217-ФЗ является возможность распределения доходов, полученных научными и образовательными учреждениями от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Для реализации этой нормы должны быть внесены соответствующие изменения в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения, - необходимо включить в состав источников формирования средств от приносящей доход деятельности доход от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные и образовательные учреждения. При этом доходы от деятельности малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление основной уставной деятельности учреждений - на образование и науку. Также в законе четко прописано, что доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале создаваемых ими обществ должна быть более 25% для акционерных обществ и более 1/3 для обществ с ограниченной ответственностью. Доля (акции) других лиц, участвующих в уставном капитале хозяйственного общества, должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. При этом законом установлено ограничение на распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Так, отчуждение (распоряжение) принадлежащих научным и образовательным учреждениям акций (долей) в созданных с их участием хозяйствующих обществах допускается только с предварительного согласия собственника имущества этих учреждений. Данное ограничение относится ко вкладам в уставный капитал как прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам, так и денежных средств, оборудования и иного имущества. Таким образом, не-
смотря на передачу научным и образовательным учреждениям объектов государственного имущества, находящихся в их оперативном управлении, государство взамен получает право собственности на долю (пакет акций) в уставном капитале создаваемых хозяйствующих обществ [5].
Создание малых инновационных предприятий на базе высшего учебного заведения предоставляет вузу целый ряд преимуществ. Вузы получают такие преимущества, как дополнительный источник финансирования для деятельности и собственного развития, реализации научных инновационных проектов, стимулирования роста научной деятельности. Малые инновационные предприятия имеют высокие перспективы в процессе модернизации экономической системы, выступают в качестве связующего звена между наукой и реальным сектором экономики.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия, связаны с финансированием проектов. Как правило, данные предприятия имеют достаточно высокий интеллектуальный потенциал, однако для создания опытных образцов и возможности коммерциализации разработок необходима дорогостоящая материально-техническая база. Таким образом, открытым остается вопрос приоритетного инструмента финансовой поддержки малых инновационных предприятий при вузах. Проблемы финансирования возможно решить с помощью венчурного финансирования, а также реализации государственных федеральных целевых программ.
Федеральные целевые программы - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики. Как правило, федеральные целевые программы сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем [2].
Существуют сложности в привлечении инвесторов для развития малых инновационных предприятий, поэтому становится очевидной необходимость государственной поддержки для создания хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений. В настоящее время государство стимулирует развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в университетах. Реализация федеральных целевых программ является эффективным инструментом государственной поддержки вузовской науки.
Как правило, реализация финансовой поддержки инновационных программ вузов, предоставление средств на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности, осуществляется на
конкурсной основе. Отбор вузов, в отношении которых будут применяться методы финансовой поддержки, проводится на конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных, инженерных, иных профессиональных творческих школ и вклада в развитие науки, техники, иных секторов экономики и культуры [3].
Становится очевидной необходимость создания центров экспертизы инновационных проектов в целях выявления наиболее перспективных проектов. В дальнейшем планируется расширение практики поддержки образовательных учреждений на конкурсной основе с целью выявления и последующего распространения лучшего опыта инновационной деятельности вузов [7].
Для динамичного и эффективного развития новой инновационной экономики необходимо обеспечить взаимодействие усилий государства, науки и реального сектора экономики. В настоящее время сохраняется разрыв между участниками инновационной системы страны. Предприятия реального сектора не всегда знают о новых технологических разработках, о деятельности малых инновационных предприятий. Необходимо повышать информационную прозрачность рынка инноваций, налаживать связи между основными участниками инновационной деятельности. Еще одна проблема - неразвитость системы информационной поддержки малых инновационных предприятий при вузах. На рынке доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.
В данных условиях становится очевидной необходимость налаживания информационного взаимодействия всех участников инновационной системы для распространения эффективных методов стимулирования инновационной активности предприятий и поддержки малых инновационных предприятий.
Кадровая проблема является очень актуальной при переходе отечественной экономики на инновационный путь развития. Необходимым элементом успешного развития инновационной системы является подготовка кадров, способных работать в инновационной экономике. В настоящее время наблюдается недостаток высокопрофессиональных кадров, способных работать на инновационных предприятиях. Для решения данной проблемы необходима ориентация образовательных программ высшей школы на получение навыков инновационного предпринимательства и коммерциализации разработок, а также создание системы повышения квалификации кадров для работы в новой экономической системе. Кроме того, важным фактором является возможность заинтересовать студентов, аспирантов и молодых ученых в научно-исследовательской работе, предоставить возможность реализовать их способности [6].
В настоящее время становится очевидной необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Очевидно, что принятые меры способствуют развитию инновационной инфраструктуры высшей школы. Однако необходимо дальнейшее развитие научно-исследовательской работы, проводимой в университетах. Значительную роль в этом процессе должно сыграть развитие взаимодействия университетов как с ведущими научными центрами, так и с реальным сектором экономики. При этом следует увеличивать государственную поддержку ведущих вузов, осуществляющих разработки в перспективных направлениях [8].
Государство должно способствовать созданию и развитию деятельности малых инновационных предприятий при вузах. Формирование вузовской инновационной деятельности является важным этапом развития инновационной системы страны, без которого невозможен переход России к новому этапу развития - построению экономики, основанной на использовании знаний.
Статья поступила 04.08.2015 г.
Библиографический список
1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: № 2473п-П7 от 05 авг. 2005 г.: утв. Правительством РФ.
2. О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 // Российская газета. 1995. 21 июля.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: № 2227-р от 08 декабря 2011 г.: утв. распоряжением Правительства РФ.
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджет-
ными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02 авг. 2009 года № 217-ФЗ // Российская газета. 2009. 04 авг.
6. Богачев Ю.С., Винокуров В.И. Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень ГУ «Центр исследований и статистики науки». 2007. № 5.
7. Козин С.А. Проблемы развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Молодежный вестник ИрГТУ: Электронный журнал. 2011. Вып. № 1.
8. Лиховских Е.С. Инновации в региональном измерении: препятствия и стимулы развития // Вестник ИрГТУ. 2013. № 3 (74). С. 146-151.
УДК 338.4
ВЛИЯНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
© Г.М. Берегова1, Ю.Ю. Милова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Определена значимость высшего учебного заведения в формировании региональной инновационной системы. Доказано, что именно в сфере высшего образования зарождаются и активно развиваются такие экономические категории, как знания, информация и инновация. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие высших учебных заведений на развитие региона. Проанализирована связь между услугами и их влияние на экономическую политику конкретной территории. Обосновано построение системы динамичного взаимодействия «Вузы - регион». Ключевые слова: национальная инновационная система; региональная инновационная система; инновации; высшее учебное заведение; регион; кадры.
EFFECT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON REGIONAL INNOVATION SYSTEM FORMATION G.M. Beregova, Yu.Yu. Milova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The significance of higher education institutions in the formation of the regional innovation system is determined. It is proved that it is the higher education that gives rise and contributes to active development of such economic categories as knowledge, information and innovation. Direct and indirect impact of higher education institutions on regional development is considered. The connection between services and their effect on the economic policy of the specific region is
1 Берегова Галина Михайловна, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента, тел.: 89021712253, е-mail: [email protected]
Beregova Galina, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Economy and Management, tel.: 89021712253, е-mail: [email protected]
2Милова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89027670061, е-mail: [email protected]
Milova Yuliya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89027670061, е-mail: [email protected]