УДК 93/94
А. И. Нарежный, М. В. Пятикова
УЧАСТИЕ ВЕДОМСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ АРМИИ И НАСЕЛЕНИЮ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Статья освещает такой важнейший аспект периода Первой мировой войны как благотворительность. Авторами проанализированы процесс создания и механизмы функционирования ведомственных и «гибридных» моделей благотворительности, сочетавших бюрократическое, частно-собственническое и общественное начала. Раскрыта деятельность Ведомства Путей сообщения в процессе оказания помощи российским военнослужащим. Авторами анализируются разнообразные направления деятельности Главного Комитета по оказанию помощи ли-
цам, пострадавшим от военных действий: организация санпоездов, поездов-бань, госпиталей-лазаретов, оказание материальной помощи. В статье подчеркивается значимость дамских комитетов, работавших на общественных началах.
Ключевые слова: Первая мировая война; благотворительность; Главный Комитет Ведомства путей сообщения по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий; лазареты; санпоезда; Владикавказская железная дорога, дамские комитеты.
А. I. Narezhny, М. V. Руа^^а
PARTICIPATION OF RAILWAY DEPARTMENT AND RAILWAYS IN ASSISTING THE ARMY AND POPULATION DURING THE FIRST WORLD WAR
The article highlights such important aspect of the First World War as charity. The authors analyzed the process of creation and functioning of departmental and «hybrid» charity model combining bureaucratic, private and proprietary and public basis. Revealed activities of the Office of Communications in the process of providing assistance to the Russian military personnel. The authors analyzed a variety of activities of the Main Committee to
assist people affected by military action: the organization of sanitary trains, train-baths, hospitals, infirmaries, material assistance. This article underlines the importance of women's committees, working on a voluntary basis.
Key words: First World War; charity; Main Committee of the Office of Communications to assist people affected by military action; hospitals; sanitary train; Vladikavkaz railway, women's committees.
Начало Первой мировой войны вызвало в стране небывалый рост патриотических настроений. Они проявлялись в разных формах. В отечественной историографии, как правило, отмечались - на бытовом уровне -факты антинемецких погромов, а на политическом - практически единодушная поддержка правительства в Государственной Думе. Другим формам и свидетельствам проявлениям чувств по поддержке воюющей армии внимание уделялось лишь постольку, насколько они были способны подчеркнуть
неспособность действующей власти вести войну, опираясь только на возможности государственных структур.
При таком подходе, за рамками интереса историков оставалось исследование преобладающих общественных умонастроений в стране, позиция и масштабы деятельности существовавших и новообразованных общественных организаций, благотворительная работа государственных структур. Такой подход, присущий советской историографии, представлял разрыв традиции, связанной с опытом
дореволюционной России, когда характери-стикеиизучениюблаготворительнойдеятель-ности уделялось значительное внимание. В большей степени внимание историков того времени уделялось изучению процесса становления в стране благотворительной традиции в целом, а также ее различных проявлений, в том числе в оказании помощи больным и раненым воинам. Заметим, что некоторые исследователи связывали возникновение этого направления с учреждением регулярных армий. Так, известный ученый Е. Д. Максимов, автор работы «Очерки частной благотворительности в России», утверждал, что «прочное начало призрению раненых воинов удалось впервые положить» благодаря притоку общественных средств под влиянием Отечественной войны 1812 года [9, с. 62].
Не случайно, поэтому, большое количество работ было посвящено вопросам организации и деятельности крупнейших организаций, созданных в Х!Х веке. Речь идет об Александровском комитете, о раненых, находившемся в ведении Военного министерства, цель которого состояла в оказании помощи военнослужащим и их семьям, а также о созданной во второй половине Х!Х века крупнейшей благотворительной организации, известной как Российское общество Красного Креста. На примере этих различных по формам организации структур ученые пытались проследить развитие двух параллельных процессов в рамках исследуемого явления, которые отражали подходы государства и общественности к мобилизации усилий по поддержке военнослужащих в период военных действий.
Отечественную историографию советского периода эти вопросы интересовали мало. Ситуация в историографии начинает меняться только с начала 90-х годов прошлого века. Отметим, в этой связи, публикацию статей Д. И. Раскина и А. С. Сенина в энциклопедическом издании по отечественной истории России, выход обобщающей работы П. В. Власова [11]. Несколько позже были подготовлены научные исследования различных аспектов благотворительности в годы Первой мировой войны. Речь идет о кандидатских диссертациях А. Н. Грицаевой [6] и Н. М. Ивановой, [7] и ряда других [1, 10, 18].
В последние годы, с приближением 100-летия начала Первой мировой войны,
по этой проблеме был издан целый ряд работ, существенно расширивших проблематику исследования. Значительным шагом в реализации такого подхода стали выводы и оценки, содержащиеся в работе А. С. Тумановой [17]. На основе привлечения широкого круга источников, в числе которых документы центральных архивов, материалы периодической печати, а также документы личного происхождения автором представлена достаточно подробная картина деятельности общественных организаций в годы войны.
В то же время, названные работы далеко не исчерпывают все вопросы в изучении проблемы благотворительности в годы Первой мировой войны. В частности, дальнейшего изучения требует деятельность достаточно широкого круга структур, которые могут быть обозначены как некие «гибридные» образования, поскольку они были созданы по инициативе государственных ведомств, но действовали при достаточно широком участии общественности. В частности, пример такой деятельности демонстрировало Ведомство путей сообщения и подчиненные ему государственные и частные железные дороги.
Координатором этой работы выступал «Главный комитет по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий», образованный при Ведомстве в первые дни начавшейся войны. Следует отметить, что опыт, накопленный в период русско-японской войны, позволил в новых условиях начать работу без традиционной в таких случаях раскачки. По имеющимся данным, Главный Комитет был создан пятого (по другим источникам, седьмого) августа 1914 года. [12, с. 32]. Вместе с тем, в опубликованном позднее Отчете Главного Комитета о своей деятельности в первый год войны, содержится протокол его заседания от 30 июля 1914 года, т.е. до официальной даты его образования [12, с. 36]. Подобный «разнобой» в определении начальной даты связан, на наш взгляд, с тем, что практическая работа в Ведомстве опередила процесс ее формальной институализации. В подтверждение данного вывода сошлемся на следующий факт. Еще 28 июля 1914 года, у директора Канцелярии главы Ведомства путей сообщения, действительного статского советника Н. И. Туган-Барановского, созывается весьма представительное совещание с участием
начальников управлений и руководителей основных служб центрального аппарата для обсуждения вопросов организации помощи лицам, пострадавшим во время войны. Любопытно, что участники совещания с пониманием отнеслись к обсуждению поставленной проблемы, целесообразность такой помощи не вызвала у них ни вопросов, ни сомнений. Складывается впечатление, что для руководителей Ведомства данная задача рассматривалась как неизбежное следствие наступивших событий.
Вместе с тем, важным фактором новой деятельности являлось то обстоятельство, что планируемая помощь пострадавшим от военных действий, должна была быть «совершенно добровольной». Впрочем, вполне в духе бюрократической традиции, участники совещания подчеркивали, что это обстоятельство «должно быть вполне точно выражено во всех случаях обращения за этой помощью» [12, с. 33], тем самым стремясь, как нам кажется, на всякий случай обезопасить себя от завышенных ожиданий результатов своей деятельности со стороны просителей.
В тоже время, подобная осторожность оценок, на наш взгляд, вполне объяснима, поскольку эффективность усилий по оказанию помощи напрямую зависела от возможных объемов привлеченных средств. Предложения по этому вопросу исходили из наличия трех возможных источников. Основным из них называлось «ежемесячные отчисления из содержания служащих». На совещании было рекомендовано установить норму 2 % для лиц с заработной платой свыше 1200 рублей и 1 % - для всех остальных. Другим источником назывались периодические пожертвования на определенные цели. Среди них особо перспективными считались взносы «на содержание кроватей в госпиталях имени жертвователя». Наконец, Ведомство рассчитывало и на средства, оставшиеся от сбора на эти цели во время предыдущей войны, большая часть из которых была размещена в процентных бумагах [12, с. 34].
Организационное руководство работой по оказанию помощи участники совещания решили возложить на Главный комитет, возглавить который было предложено жене министра Е. Е. Рухловой, а в помощники ей определили начальников основных управлений центрального аппарата. Задачей новой
структуры определялись координация всей деятельности Ведомства путей сообщения по оказанию помощи пострадавшим от военных действий, помощь соответствующим местным комитетам, прежде всего по вопросам, требующим взаимодействия с военным ведомством и Главным управлением Красного Креста, выяснения необходимости различных видов помощи и направления ее в нуждающиеся районы.
Практическая деятельность новой структуры была связана с принятием Главным комитетом на своем заседании от 30 июля 1914 года, то есть до его официального утверждения, документа о первоочередных шагах. В целом, его положения следуют выводам предыдущего совещания, правда, с одним дополнением. Председательница комитета Е. Е. Рухлова высказала предложение организовать на местах особые дамские комитеты по изготовлению бельевого инвентаря [12, с. 39], которые оказались, впоследствии, одними из наиболее активных участников формирующейся системы.
Завершающим этапом организационного оформления предстоящей работы стало принятие Главным Комитетом в заседании от 4 августа 1914 года специального воззвания к служащим ведомства с призывом поддержать усилия правительства в части «призрения и облегчения участи людей, проливающих кровь свою на защиту родной земли», а так же обсуждение проекта документа под названием «Главные основания организации помощи лицам, пострадавшим от военных действий» [12, с. 41-42]. Подчиненным сообщалось об организации Главного комитета помощи и предлагалось создавать соответствующие комитеты на местах. При этом, Главный комитет обещал содействие «для согласования их действий, облегчения им сношений с Военным Ведомством и Главным Управлением Красного Креста для выяснения видов помощи, наиболее необходимых по условиям данного времени и направления этой помощи в места, где она более всего нужна» [12, с. 130].
Проект второго документа вначале не приняли, поскольку решили учесть возможные замечания в ходе обсуждения и утвердить его уже на следующем заседании. В действительности, документы были доработаны в рабочем порядке и 7 августа разосланы на
места. Более чем двухстраничный документ состоял из 11 пунктов. В них определялись порядок образования, принципы и формы деятельности местных комитетов. Один из основных пунктов информировал о том, что «для объединения действий местных Комитетов, в видах планомерного и наилучшего согласования с потребностями Военного Ведомства и Красного Креста, образуется при Министерстве Путей сообщения Главный Комитет в составе членов, назначаемых по непосредственному указанию Господина Министра» [12, с. 132].
В свою очередь, местным комитетам предлагалось «сообщить о своих предположениях и средствах», имея в виду взаимодействие новообразованных структур с Главным комитетом [14, л. 38]. Отмечено создание системы контроля в лице Постоянной комиссии, рекомендованы виды деятельности комитетов, которые совпадали с предложениями совещания 28 июля [12, с. 132-133]. Таковых названо пять: организация санитарных поездов; организация санотрядов; устройство госпиталей; организация помощи семьям лиц, призванных на войну и самим служащим во время войны; заготовление одежды и предметов обихода для находящихся на войне, а также больным и раненым и как вспомогательная мера - устройство вещевых и аптечных складов [12, с. 133].
В заседании Главного Комитета 9 августа был рассмотрен и одобрен проект циркуляра к местным комитетам, с просьбой «сообщить о своих начинаниях, предположениях и средствах». Для этого им было предложено ответить на ряд вопросов. Во-первых, предполагается ли создание местного комитета помощи, его состав, наличие выборного элемента. Во-вторых, предполагаются ли добровольные отчисления в распоряжение местного комитета и в каких суммах. В-третьих, о планируемых видах помощи на эти средства. В-четвертых, выяснялась возможность и готовность мелких структур примкнуть к более крупной организации Ведомства. Наконец, Главный Комитет запрашивал о желании на местах перечислять средства ему и в этом случае уточнял их объемы [13, 16].
На местах, при управлениях дорог, причем не только казенных, но и частных, дирекциях строящихся дорог, учебных и других, относящихся к системе Ведомства учреждениях,
создавались местные комитеты. Характерно, что письма руководителей в центральный аппарат Ведомства, в которых они информируют об организации работы по оказанию помощи, представляют собой, скорее отчеты о выполнении соответствующего поручения сверху, нежели информацию о добровольном порыве. Поэтому неслучайно местные комитеты в организационном отношении следовали процедурам и принципам, апробированным при создании Главного комитета.
Во главе многих из них были назначены жены соответствующих руководителей, в состав, как правило, входили чиновники достаточно высокого уровня и выборные представители от работников. Заметим, что включение последних также рекомендовалась Ведомством. Оно же предложило и процедуру избрания их на основе действующего закона и инструкций «для выборов в комитеты по вознаграждению увечных от несчастных случаев» [12, с. 36]. Сформированные таким образом структуры утверждались соответствующими распоряжениями местного руководства.
По состоянию на первое января 1915 года действовали 84 самостоятельных местных комитета (кроме тех, которые примкнули к ГК). По данным, которые представили 68 комитетов, следует, что большинство из них начало работу в конце июля - начале августа. Средства комитетов образовывались из ежемесячных отчислений служащих, а также от единовременных (разовых) пожертвований. За первые пять месяцев в кассы местных комитетов поступило (кроме сумм, переведенных ими в ГК), около 1.803.000 рублей. Из них 1.432.000 рублей составили ежемесячные отчисления (286 тыс. в месяц), 300 тыс. - разовые взносы. За тот же период в Главный Комитет поступило 602 тысячи рублей. Они складывались из ежемесячных взносов служащих центральных установлений ведомства (4 тысячи рублей в месяц), взносов служащих с мест, примкнувших полностью или частично к ГК, а так же взносов на содержание именных кроватей и палат (11.500 руб. в месяц, всего 150 тыс.), а также однодневного сбора, реализации специальных капиталов, и разовых пожертвований [15, л. 1]. Таким образом, общая сумма средств, привлеченных комитетами помощи составила 2.405.000 рублей, не счи-
тая оценки труда Дамских Комитетов и стоимости материальных пожертвований.
Из этих средств финансировалась достаточно обширная программа работ. Наиболее известным вкладом железных дорог в начавшейся войне стала организация деятельности санитарных поездов. В течение первого месяца мобилизации железными дорогами было оборудовано 60 тыловых и 38 полевых санпоездов. Впоследствии эта работа была продолжена. Военным ведомством формировалось еще 120 поездов, из них 88 полевых. Кроме этого, за счет средств общественных организаций и союзов, городов, земств, частных организаций и отдельных лиц было сформировано 27 тыловых и 85 полевых санпоездов. Свой вклад внесли и местные комитеты Ведомства путей сообщения. К 1 января 1915 года они оборудовали, в инициативном порядке, восемь санпоездов. Отметим вклад Московско-Казанской железной дороги, где было оборудовано два поезда, а также Екатерининской, которая в кооперации с другими учреждениями оборудовала четыре поезда [12, с. 15]. Следует отметить, что вклад местных комитетов состоял не только в оборудовании вагонов. За счет этих же организаций приглашался медицинский и другой персонал, изготовлялись необходимые материалы. Таким образом, всего в начальный период войны было сформировано и формировалось 340 санпоездов. Обязательная часть их состава включала вагоны обеспечения жизнедеятельности раненых, больных и лечебного персонала числом до семи единиц, а также по два вагона для тяжелораненых и больных в каждом поезде. Кроме того, дополнительно включались в состав тыловых поездов классные вагоны, а полевых - теплушки [8, с. 43-44].
На Владикавказской дороге уже 22 августа на товарном дворе Ростовских Главных мастерских были представлены 4 военно-санитарных поезда, в том числе 2 полевых поезда из 13 вагонов каждый и 2 тыловых, состоящих из 8 больших вагонов [3, л. 26]. 9 сентября 1914 года председатель Правления Общества Владикавказской железной дороги В. Н. Печковский сообщил телеграммой из Ростова-на-Дону, что «седьмого сентября освящен и сегодня отправляется (в) первый рейс санитарный поезд Владикавказской дороги имени Его Императорского
Высочества Наследника Цесаревича» [16, л. 165], которому был присвоен № 62. Во изменение первоначального плана, он был рассчитан на 400 человек раненых и больных и состоял из 15 вагонов, которые предназначались: 3 багажных вагона для белья и инвентаря, 2 вагона, оборудованных для тяжелобольных, 6 вагонов для легкораненых, вагон 1 класса для классных чинов, вагон для команды и даже вагон для перевозки фруктов [4, л. 49]. Вагоны были внутри украшены портретами Наследника, а раненым для писем бесплатно выдавались открытки с портретом Цесаревича [4, л. 51].
Другим важным направлением работы было обустройство госпиталей-лазаретов. Они размещались как в помещениях Ведомства, так и на арендованных площадях. Всего в первый год войны местные комитеты открыли 111 лазаретов на 4877 кроватей [12, с. 15]. Из этого числа на Владикавказской дороге было организовано 5 лазаретов на 344 кровати, в том числе два в Ростове-на-Дону и по одному в Ставрополе, Тихорецкой и Кавказской [12, с. 29].
Возможно, самым ярким свидетельством подлинного патриотизма рабочих и служащих железных дорог в деле оказания помощи пострадавшим от военных действий стала деятельность «дамских комитетов», которые, в отличие от других структур Ведомства работали исключительно на общественных началах. По общему правилу, их возглавляли жены руководителей организаций и учреждений, а в составе трудились жены и родственницы служащих Ведомства. Основной задачей определялась организация бесплатного труда женщин для шитья белья и постельных принадлежностей.
Дамский кружок при Комитете служащих Владикавказской железной дороги, образованный в июле 1914 года, возглавила жена управляющего дорогой А. Н. Кригер-Войнов-ская. Его участницы сразу приступили к изготовлению одной тысячи комплектов белья («рубаха, кальсоны, онучи»). Необходимые 3500 рублей были запрошены у Комитета [5, л. 20]. Этот заказ исходил из необходимости обеспечить функционирование создаваемого санитарного поезда имени цесаревича Алексея на 340 кроватей. Всего за счет Врачебной службы дороги дамским кружком было изготовлено: простынь - 2208, наволок -
1104, полотенец легких 1105, белья - 960 штук, полотенец посудных 130 штук, рубах 1085 штук, рубах хирургических 20 штук, косынок хирургических больших и малых 173 штуки, платков хирургических 40 штук, мешков для матрасов 350 штук [5, л. 21-22].
Значимость этой работы существенно возросла с организацией в составе Ведомства путей сообщения поездов-бань. 4 ноября 1914 года на заседании Исполнительной Комиссии Комитета по оказанию помощи, в ответ на телеграфное предложение Главкома при ВПС организовать сбор средств на обеспечение поездов-бань, было решено не проводить на дороге особого сбора, а заготовить из средств Комитета одну тысячу комплектов белья, для чего «просить Дамский комитет взять на себя труд по выполнению всей этой работы» [5, л. 25]. Эта же практика использовалась и позже. Так, за период с 15 апреля по 1 июля 1916 года участницами Дамского кружка дороги были изготовлены более 3 тысяч комплектов белья, в том числе одна тысяча для поезда-бани [2, л. 32].
Помимо реализации широкой программы действий, рекомендованной Главным Комитетом Ведомства, руководство Владикавказской железной дороги инициировало ряд важных инициатив. Одной из них стало предложение проявить заботу о детях. На заседании ГК от 17 августа 1914 года было сообщено, что Правление Владикавказской железной дороги выделило 10 тыс. руб. с условием «чтобы означенная сумма была предназначена как фонд на устройство приютов для осиротевших детей воинов» [14, л. 54]. Главком поддержал предложение и решил дополнительно выделить 20 тыс. руб. из своего бюджета для создания специального фонда, которому решено было присвоить имя Великой Княгини Ольги Александровны, сестры царя. На проценты от этих средств должны были содержаться сироты служащих Ведомства. В дальнейшем, при накоплении достаточных средств, предполагалось соорудить и оборудовать здание приюта для сирот в Борках, «как месте чудесного спасения» Александра III 18 октября 1889 года [12, с. 51-52].
Эта работа была продолжена и в дальнейшем. Так, 10 августа 1916 г. Главком принял решение произвести однодневный кружечный сбор в учреждениях Ведомства, в полосе отчуждения и на водных путях. Общая выручка в ходе проведенного 17 сентября 1916 года сбора составила, ориентировочно, около 140 тыс. рублей, из них на долю ГК приходилось 2/3, или 90 тысяч. В итоге, общая сумма средств на сооружение сиротских приютов составила более 223 тысяч рублей [13, л. 55]. 1 дек 1916 г. Главком рассмотрел проект Устава Главного Попечительства о детских приютах Ведомства и утвердил комиссию по его доработке. Одновременно была представлена информация об открытии и обеспечении всем необходимым приюта сирот в Московском отделении Инвалидного Дома близ города Можайска, и возбуждено ходатайство о присвоении ему имени Великой Княгини Ольги Александровны - сестры государя (по предложению Председателя Правления Владикавказской дороги В. Н. Печков-ского, первой сделавшей пожертвование в сумме 60 тысяч рублей [14, л. 95, 96].
Деятельность Главного и местных комитетов продолжалась вплоть до Февральской революции в России. Они были готовы работать и в новых условиях, о чем свидетельствуют данные о заседании Главкома 30 марта 1917 года. Комитет заявил о реорганизации ГК на выборных началах, принял отставку С. Д. Треповой [14, л. 98] и обратился к Временному Правительству с приветствием «по случаю совершившегося обновления государственного строя» и выразил готовность посвятить все силы служению нового строя и выполнению дела оказания помощи пострадавшим от боевых действий [14, л. 101].
Таким образом, период Первой мировой войны отмечен развитием такого своеобразного варианта (модели) благотворительности, как ведомственная и одновременно гибридная, сочетающая бюрократическое, частно-собственническое и общественное начала. В условиях неразвитости структур гражданского общества она продемонстрировала эффективность и способность отвечать на вызовы времени.
Источники и литература
1. Беляева М. В. Российское Общество Красного Креста в истории России 1867-1921 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2002. 211 с.
2. Вестник Владикавказской железной дороги. Ростов-на-Дону. 1916. № 13.
3. Вестник Владикавказской железной дороги. Ростов-на-Дону. 1914. № 17.
4. Вестник Владикавказской железной дороги. Ростов-на-Дону. 1914. № 18.
5. Вестник Владикавказской железной дороги. Ростов-на-Дону. 1914. № 22.
6. Грицаева А. Н. Благотворительность в России в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.): опыт помощи пострадавшим от военных действий. Дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. М., 2008. 289 с.
7. Иванова Н. М. Милосердие и благотворительность в годы Первой мировой войны 1914-1917 гг.: на материалах Петрограда: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2002. 243 с.
8. Краткий очерк деятельности Русских железных дорог во вторую Отечественную войну. Ч. 1: Управление железных дорог. Петроград: Типо-литография Н. И. Евстифеева, 1916. 59 с.
9. Максимов Е. Д. Очерки частной благотворительности в России // Трудовая помощь. СПб. [б.и.], 1898.
10. Немова В. В. Организация благотворительной помощи на Дону в годы Первой мировой войны: дисс. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 198 с.
11. Раскин Д. И. Ведомство учреждений императрицы Марии // Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4 томах. Т.1. СПб.: Наука, 1998.
12. Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Отчет Главного Комитета при ведомстве путей сообщения по оказанию помощи лицам, пострадавшим от военных действий. Петроград: [б.и.], 1915.
13. РГИА. Ф. 243. Оп.1. Д.132.
14. РГИА. Ф. 243. Оп.1. Д.134.
15. РГИА. Ф. 243. Оп.1. Д.136.
16. РГИА. Ф. 243. Оп.1. Д. 6.
17. Туманова А. С. Общественные организации России в годы Первой мировой войны. 1914 - февраль 1917. М.: РОССПЭН, 2014. 327 с.
18. Чистяков О. В. Организационное устройство и деятельность Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны: 1914-1918 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2009. 159 с.
References
1. Beljaeva M. V. Rossijskoe Obshhestvo Krasnogo Kresta v istorii Rossii 1867-1921 gg. (The Russian Red Cross Society in the history of Russia 1867-1921): thesis. Stavropol, 2002. 211 p. (In Russian).
2. Vestnik Vladikavkazskoj zheleznoj dorogi. (Herald of Vladikavkaz railway). Rostov-on-Don. 1916. No. 13. (In Russian).
3. Vestnik Vladikavkazskoj zheleznoj dorogi. (Herald of Vladikavkaz railway). Rostov-on-Don. 1914. No. 17. (In Russian).
4. Vestnik Vladikavkazskoj zheleznoj dorogi. (Herald of Vladikavkaz railway). Rostov-on-Don. 1914. No. 18. (In Russian).
5. Vestnik Vladikavkazskoj zheleznoj dorogi. (Herald of Vladikavkaz railway). Rostov-on-Don. 1914. No. 22. (In Russian).
6. Gricaeva A. N. Blagotvoritel'nost' v Rossii v gody Pervoj mirovoj vojny (1914 - fevral' 1917g.): opyt pomoshhi postradavshim ot voennyh dejstvij (Charity in Russia during the First World War (1914 - February 1917): experience of helping affected by the military action): thesis. M., 2008. 289 p. (In Russian).
7. Ivanova N. M. Miloserdie i blagotvoritel'nost' v gody Pervoj mirovoj vojny 1914-1917 gg.: na materialah Petrograda (Mercy and charity during the First World War of 1914-1917: based on Petrograd materials): thesis. M., 2002. 243 p. (In Russian).
8. Kratkij ocherk dejatel'nosti Russkih zheleznyh dorog vo vtoruju Otechestvennuju vojnu. Ch. 1. (A brief outline of the activities of Russian Railways in the second Patriotic War. Part 1). Petrograd: N.I. Evstifeev's typolithography, 1916. 59 p. (In Russian).
9. Maksimov E. D. Ocherki chastnoj blagotvoritel'nosti v Rossii (Essays on private philanthropy in Russia) // Trudovaya pomoshch'. St. Petersburg, 1898. (In Russian).
10. Nemova V. V. Organizacija blagotvoritel'noj pomoshhi na Donu v gody Pervoj mirovoj vojny. (Organization of charitable assistance in the Don during the First World War): thesis, 2009. 198 p. (In Russian).
11. Raskin D. I. Vedomstvo uchrezhdenii imperatritsy Marii (Office of Institutions of Empress Maria) // Vysshie i tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii (Superior and Central State Institutions Russia). 18011917. In 4 vols. Vol.1. St. Peterburg: Nauka, 1998. (In Russian).
12. Russian State Historical Archive (RGIA). The report of the Main Committee of the Ministry of Railways to help people affected by military action. Petrograd, 1915. (In Russian).
13. RGIA. F. 243. Inv.1. D.132. (In Russian).
14. RGIA. F. 243. Inv.1. D.134. (In Russian).
15. RGIA. F. 243. Inv.1. D.136. (In Russian).
16. RGIA. F. 243. Inv.1. D. 6. (In Russian).
17. Tumanova A. S. Obshhestvennye organizacii Rossii v gody Pervoj mirovoj vojny. 1914 - fevral' 1917. (Public organizations in Russia during the First World War. 1914 - February 1917). M.: ROSSPEN, 2014. 327 p. (In Russian).
18. Chistjakov O.V. Organizacionnoe ustrojstvo i dejatel'nost' Rossijskogo obshhestva Krasnogo Kresta v gody Pervoj mirovoj vojny: 1914-1918 gg. (The organizational structure and activities of the Russian Society of the Red Cross during the First World War of 1914-1918): thesis. M., 2009. 159 p. (In Russian).
УДК 94(73)
Т. В. Пантюхина, В. Н. Садченко
АМЕРИКАНСКИМ КРАСНЫЙ КРЕСТ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТОВ И ВЫЗОВОВ ДЛЯ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX - НАЧАЛО ХХ вв.)
В статье анализируются исторические условия и процесс создания Красного Креста в США. Хронологические рамки охватывают начальный этап существования общества. Освещаются гуманитарные акции американского Красного Креста в условиях стихийных бедствий. В центре внимания авторов - де-
ятельность Клары Бартон, являвшейся инициатором, создателем и руководителем общества в рассматриваемый период.
Ключевые слова: США, Красный Крест, Клара Бартон, гуманитарная деятельность, благотворительность.
T. V. Pantyukhina, V. N. Sadchenko
AMERICAN RED CROSS: THE HISTORY OF ITS FOUNDATION AND ACTIVITIES IN SITUATIONS OF CONFLICTS AND HUMANITARIAN CHALLENGES (THE LAST THIRD OF XIX - EARLY XX CENTURIES)
The article deals with the historical background and process of formation of Red Cross in the USA. Chronologically it covers the initial stage of the society's history. Humanitarian field operations of American Red Cross under conditions of natural disasters are
examined. The authors focus their attention on the activities of Clara Barton, who was the founder and leader of the society throughout given period of time.
Key words: the USA, Red Cross, Clara Barton, humanitarian operations, philanthropy.
Вплоть до середины XIX века не существовало эффективной системы обеспечения лечением раненых в бою солдат и мест для их безопасного расположения. Первая в истории попытка выработать международно-правовые принципы защиты жертв войны была предпринята в 60-х годах XIX в. В 1863 г. усилиями женевской благотворительной организации был создан «Международный Комитет помощи раненым». По его инициативе в октябре 1863 г. была созвана международная неправительственная конференция. На
ней были приняты резолюции, которые регламентировали создание обществ помощи раненым солдатам - будущих обществ Красного Креста. Однако, возникнув в результате общественной инициативы, движение нуждалось в официальном признании и определенных обязательствах со стороны правительств. С этой целью в следующем году швейцарское правительство обратилось к правительствам 25 стран с приглашением прислать представителей на официальную дипломатическую конференцию. Только 16