УДК 930 ББК 68.01
УЧАСТИЕ ТАДЖИКОВ И ДРУГИХ НАРОДОВ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА
В НАЧАЛЕ XIX В.
ИШТИРОКИ ТОЦИКОН ВА ХАЛК,ИЯЩОИ ДИГАРИ ОСИЁИ МИЁНА ДАР ВОК£АХ,ОИ ХАРБИВУ СИЁСИИ ХОНИГАРИИ куканд
ДАР ИБТИДОИ А. XIX
PARTICIPATION OF TAJIKS AND OTHER PEOPLES IN MILITARY-POLITICAL EVENTS OF KOKAND KHANATE REFERRING TO THE BEGINNING OF THE XIX-TH
CENTURY
Турсунов Бустон Рахмонович,
к. и. н, доцент кафедры общественных наук ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Турсуноe EycmoH Pax^oHoeun,
H.u.m., domceHmu mfyedpau $aHXtou HflM-buamuu ffffXfiCT (To^UKUcmoH, Xy^aHd)
Tursunov Buston Rahmonovich,
candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of Social sciences under the TSULBP (Tajikistan Khudjand) E-MAIL: tursunov_69@inbox. ru
Ключевые слова: история Кокандского ханства, XIX век, таджики Ферганы, этнические группы, военно-политические события, династия Минг, Кокандское ханство, военные реформы Алим-хан, Умар-хан.
На основе анализа письменных источников рассмотрено участие таджиков в управлении Кокандским ханством. Проанализирована военная реформа Алим-хана и участие каратегинцев, дарвазцев, бадахшанцев, кулябцев, гиссарцев, рушанцев, шугнанцев и чатрорийцев в формировании кокандской армии. Раскрыта сущность политики Алим-хана, расширения территории государства и превращения его в ханство. Обобщены данные о государственном перевороте, смерти Алим-хана, приходе к власти Умар-хана. Также приведены данные о расширении территории государства в результате завоевательных войн Умар-хана, его военном походе в Ура-Тюбе. Наравне с исторической литературой широко использованы письменные источники, в том числе «Анжум ат-таворих» Худаярзаде, «Тарих-и Туркистон» Мирзо Олима Махдумходжи, «Ансоб ус-салотин ва таворих ул-хавоцин» Мирзоолима Мушрифа, характеризующие периоды правления Алим-хана и Умар-хана.
Калидвожахр: таърихи хонигарии Куцанд дар асри XIX, тоцикони Фаргона, гуруххои этники, воцеахои харбй-сиёсй, сулолаи Мингуо, хонигарии Цуцанд, ислоуоти щрбии Олимхон, Умархон
Дар мацола дар асоси сарчашмахои хатти иштироки тоцикон дар сохти идора-кунии хонигарии Куцанд мавриди тахлил царор гирифтааст. Ба масъалаи иштироки фаъолонаи царотегинихо, дарвозихо, бадахшонихо, кулобихо, хисорихо, рушонихо,
шугнонщо, чатрорщо дар ташаккули цушущои навтаъсиси Олимхон баъди исло^оти уарбии у эътибор дода шудааст. Моуияти сиёсати Олимхон, васеъ гардидани уудуди давлат ва ба хонигарй табдил гардидани он, табаддулоти давлатй ва фавти Олимхон баррасй шудаанд. Дар мацола инчунин масъалауои огози уукмронии Умархон, васеъ гардидани уудуди давлат дар натицаи лашкаркашиуои горатгаронаи у, юриш ба Уротеппа ва оцибатуои он инъикос гаштаанд. Дар цараёни навиштани мацола манбаъуои таърихй, ба монанди «Анцум ат-таворих»-и Худоёрзода, «Таърихи Туркистон»-и Мирзо Олим Махдум^оцй, «Ансоб-ус-салотин ва таворих-ул-хавоцин»-и Мирзоолим Мушриф оиди давраи уукмронии Олимхон васеъ истифода гардидаанд.
Key words: Kokand Khanate History, the XIX-th century, Tajiks of Ferghana, ethnic groups, military-political events, Ming's dynasty, Kokand Khanate, Alim-khan's military reforms, Umar-khan
Proceeding from the analysis of the written sources, the author canvasses Tajiks' participation in the management with Kokand Khanate. The author analyzes Alim-khan's military reform and the participation of Karateghiners, Darvazers, Badakhshoners, Kulobers, Hissarers, Rushaners, Shughnaners and Chatrorers in Kokand army formation. The essence of Alim-khan's policy, extension of the territory of the state and its conversion into the Khanate are revealed in the article. The author generalizes the information in regard to state coup d'état, Alim-khan's death, Umar-khan's ascension to power. He adduces the data concerned with the extension of the territory of the state as the result of Umar-khan's conquestial wars, his military march to Ura-Tyube. Alongside with historical literary sources the author widely resorts to the following written ones: «Anjumat at-Tavorikh» (Stars of History) by Khudoyorzoda, «Tarikhi Turkistan» (Turkistan's History) by Mirzo Olim Mahmudkhoja, «Ansob us-Salotin va Tavorikh ul-Khavoqin» by Mirzoolim Mushrif characterizing the period referring to the governance of both Alim-khan and Umar-khan.
Важным в изучении начального периода истории Кокандского ханства является выявление степени участия в ней различных этнических групп, в том числе таджиков.
Возвышение Коканда как государства и его формирование связаны с именами трех правителей первой половины XIX века - Алим-хана, Умар-хана и Мухаммада Али-хана, которые правили один за другим между 1800 - 1842 гг. При Алим-хане Худжанд и Ташкент окончательно вошли в состав Кокандского государства. Умар-хану удалось подчинить казахские и каракалпакские племена, проживавшие в низовьях Сырдарьи, а также киргизов верховьев Нарына. Мухаммад Али-хан подчинил киргизов Алая и захватил территории Каратегина, Дарваза, Куляба. Он взимал налоги с населения Восточного Туркестана.
П.П. Иванов был совершенно прав, когда написал: «... Выступив в начале XIX в. в качестве небольшого, раздробленного на ряд уделов феодального владения, Кокандское ханство через каких-нибудь 20-30 лет превращается в одно из крупнейших государств Средней Азии, в состав которого вошли обширные территории от Памирских высот на юге до бассейна реки Или на северо-востоке». [8, с. 194-195]. Первые правители Кокандского ханства Алим-хан, Умар-хан и Мухаммад Али-хан в определенной степени внесли лепту в возвышение новообразованного государства.
Формирование полноценного централизованного государства началось при Алим-хане.
В источниках приведены разные данные о времени его прихода к власти. В хрониках мы встречаем 1798 год, 1799 год, но в большинстве трудов отмечается 1800 год [ 4, С.14.; 3, с. 117.; 5,. с. 14.; 1.; 13, с. 598.; 12, с. 627].
В письменных источниках отмечается, что у Норбуты-бия остались три сына - Алим-хан и Умар-хан от брака с Минг - ойим (из племени минг) и Рустамбек из другой жены [6, с.60.; 11, с.287-288]. Но автор «Анжум ат-таворих» Худаяр-заде считает, что у Норбуты-бия было пять сыновей, а также пять дочерей. Он имел двух жен, старшую звали Фахруннисо бинт (дочь) Имомкулибека ибн (сын) Дусткулибекбахадура - минга, которая была известна под именем Минг - ойим. От нее родились два сына - Алим-хан и Умар-хан. Имена второй жены и дочерей в источнике не упоминаются. От нее родились сыновья Норбуты-бия Рустамбек, Фозилбек и Ядгарбек.[14, с. 114-115] Историк Исхокхуджа Ибрат приводит имена двух дочерей Норбуты-бия - Айсучук (скорее Ойчучук) Айим и Афтаб Айим [11, с.296].
По сведениям Худаяр-заде, через год после прихода к власти Алим-хана вельможи: правитель Исфары Бойбута-калмык, Пир Мухаммад - совулбаши, Раджаб-дадха и другие с помощью Хаджибека - дяди Алим-хана - подготовили государственный переворот. Причиной переворота было то, что Бойбута-калмык был ближайшим соратником Норбуты-бия, и когда вместо него на должность наместника (правителя Исфары) был назначен Масумхан-тура, он оказал сопротивление. Узнав об этом, Алим-хан жестко наказал организаторов мятежа, казнив их. Раджабу-дадха удалось бежать в Бухару.
Автор хроники «Тарихи Туркистон» пишет, что Алим-хан после прихода к власти убил близких к Норбуте-бию военачальников: Пирмухаммада-ясовула, Ташмухаммада Мирзо Бузрукхуджу и др. В результате начавшегося преследования другие влиятельные люди: «... Раджаб кушбеги-таджик со своими сыновьями Миррахимом и Боборахимом, Кобил Мирзо-таджик, тоже с сыновьями Курбонмухаммадом Мирзо и Муминханом Мирзо, Дуст-ясовул-таджик, Мулло Ашурмухаммад и Худайкул-бахадур-таджик и несколько военачальников были вынуждены, оставив Коканд, переехать в Бухару» [6, с.61].
Ходжибек с сыновьями Улугбеком, Шералибеком и Бекуглибеком, а также братья Алим-хана Рустамбек, Фозилбек и Ядгарбек в сопровождении охраны были отправлены в Таласскую долину, но по дороге, не добравшись до места назначения, Ходжибек умер [14, с. 114-115]. Относительно смерти Ходжибека в некоторых источниках есть сведения о его убийстве. Возможно, Хаджибек и Рустамбек как главные претенденты на трон были убиты, а остальные отправлены в Талас [6, с.60, 11, с.287-288].
О событиях, связанных с приходом к власти Алим-хана, Т.К. Бейсембиев пишет: «В самом начале XIX в. завершается объединение Ферганы под властью Коканда». И далее отмечает: «... Лишь ок.1805 г. Алим-хан после семилетней войны окончательно завоевал Ходжент» [4, с.14]. С захватом Худжанда Алим-хану удалось окончательно положить конец сепаратизму этого города. Часто в исследованиях исторического характера отмечается, что якобы на протяжении всей истории Кокандского ханства Худжанд вместе с Ура-Тюбе были центрами сепаратистов. Анализ исторических хроник показывает, что начиная со времен правления Алим-хана и до проникновения в него русских, Худжанд , с небольшими перерывами был в составе Коканда. Только в период нашествия эмира Насруллы на Кокандское ханство Худжанд и Ура-тюбе временно находились в составе Бухарского эмирата. В источниках отмечается, что Насрулла-хан после захвата столицы ханства - Коканда назначил правителем Худжанда Худжу Калона Джуйбари. Но Худжа
Калон Джуйбари добровольно сдал город сыну Шерали-хана Саримсакбеку, когда минги в 1842 году снова захватили власть [6, с. 105].
Алим-хан первым из правителей Кокандского ханства провел военную реформу. Наравне с ополчением из числа соплеменников, которое называлось «кара чирик», он создал наемную армию - так называемых «сипохи джадидия» или «галабаходур». Это ополчение также называлось «тожикия», т.е. «таджики». Интересен факт, что в эти новые военные формирования не входили представители кочевых или полукочевых узбекских, кипчакских, киргизских или каракалпакских племен и даже оседлых сартов - равнинных таджиков и узбеков. Отряды, организованные Алим-ханом, были полностью сформированы из горных таджикских этнических групп, называемых галча (галча - горец). В исторических хрониках имеются самые полные сведения не только об их численном составе, но и точно отмечается их этническая принадлежность. Например, Мирзо Олим Махдум Ходжи разделил отряд горных таджиков на две группы: в первую входили каратегинцы и хоитийцы, их число составляло 3100 человек. Вторую группу составляли дарвазцы, бадахшанцы, кулябцы, гиссарцы, рушанцы, шугнанцы и чатрорийцы, число которых составляло 1700 человек [6, с.62]. Но Худаяр-заде указывает на их численность в количестве более десяти тысяч [14, с.116]. Новая армия была обеспечена особой формой, вооружением, конями. Из членов ополчения хан назначил мири хазора (эмиров -тысячников) и сада- юзбоши (сотников) [14, с.116]. Именно они в дальнейшем влились в состав военно-феодальной знати, что было особенно ощутимо при Умар-хане.
Надо отметить, что наравне с наемными отрядами сохранилась и прежняя военная сила мингов, называемая сипохи узбекия - узбекские войска, или «куна сипох,»-старая армия, их также называли «сартия» - т.е. «сарты», потому что ядро этих формирований составляло оседлое население - таджики и узбеки. Во время военных походов каждое из подразделений в отдельных направлениях штурмовало крепости, наемные отряды из таджиков охраняли цитадель и входили в состав личной охраны правителя. Такая политика Алим-хана приводила к недоразумениям и, иногда, - к противоречиям в его окружении, но этот шаг дал положительный результат. В первый раз реформированная армия Алим-хана была использована при подавлении мятежа Бузрук-худжи, о чем речь пойдёт ниже.
В исторических хрониках также имеются сведения об умелом использовании Алим-ханом преобразованной армии при блокаде и штурме Ура-Тюбе, куда он сразу после проведения реформы организовал поход. В источниках отмечается, что тогда городом правил ставленник Бухары Мулла Эрназар [6, с.64]. Кокандцы приблизились к городу со стороны местности, называемой Калламанора. Умар-хан при штурме крепости использовал «старые» («цушини кууна» - старая гвардия) и «новые» («цушини цадид» -новая гвардия) формирования в отдельных направлениях и тем самым смог организовать соперничество между ними. Каждая группа хотела проникнуть внутрь крепости раньше другой, проявив при этом героизм. В результате Алим-хану удалось относительно легко захватить неприступную городскую крепость [6, с.62-64]. Правитель Ура-Тюбе Эрназар-мангыт (ставленник бухарского эмира) попал в плен вместе с трехтысячной армией и был отправлен в Коканд. Правителем Ура-Тюбе был назначен один из отличившихся военачальников Кадам-инок-таджик. Новые военные силы Алим-хана сильно укрепили его позиции в государстве, уничтожив сепаратистски настроенных оппонентов. Но ему не удалось окончательно разрешить все противоречия, которые в конечном счете привели к
его отстранению от власти.
В источниках говорится об усилении религиозного фанатизма в Фергане в конце ХУШ - начале XIX вв., против которого активно боролся Алим-хан. Он организовал сложные «экзамены» для религиозных представителей, которые, объявив себя святыми, собирали вокруг себя простонародье. От каждого «святого» шейха хан требовал доказательства его святости. Каждый шейх должен был проявить необычные качества, которые не были присущи другим. В результате уменьшилось число «святых», но увеличилось количество врагов Алим-хана. Эта борьба против религиозного фанатизма в итоге привела к покушению на его жизнь, но Алим-хан отделался небольшим ранением. Покушавшийся был пойман и казнен. Недовольные религиозной политикой Алим-хана во главе с неким Бузрук-худжой сначала организовали мятеж в крепости Чуст. Войска правителей Намангана и Туракургана не смогли его подавить. Когда об этом стало известно Алим-хану, он использовал армию, Бузрук-ходжа не смог устоять перед новообразованной армией Алим-хана, и в столкновении, произошедшем в степной зоне близ Ахсикента, силы мятежников были уничтожены [14, с. 117-119].
После жестокого подавления мятежа Алим-хан отправился с военным походом в Ташкент, навстречу двигавшимся в сторону Ферганы войскам правителя Ташкента. В этот период Ташкент был независимым владением, в нем правил Юнус-ходжа, который, учитывая нестабильность обстановки в Фергане, хотел с помощью мятежников её захватить. Юнус-ходжа, перейдя через перевал Кандир-давван в Фергану, в местности Гурумсарай столкнулся с авангардом войска Алим-хана. Отрядами Алим-хана руководил наместник Худжанда Раджаб-кушбеги. Раджаб-кушбеги сумел еще до прихода основных сил кокандцев во главе с Алим-ханом разгромить основные силы Юнус-ходжи. Ташкентцы, побросив все, обратились в бегство с поля боя. Преследуя их, кокандцы окончательно уничтожили основные силы Юнус-ходжи.
В 1805 году Алим-хан объявил себя ханом, и с этого периода государство называлось Кокандским ханством [4, с.14.; 10 с.207.; 3, с. 119]. Это событие было началом возвышения Коканда, которое продолжалось до 40-х годов XIX века.
После разгрома ташкентцев Алим-хан предпринял военный поход в сторону Курамы (в прошлом область Илак) и подчинил Кураму и Пскент вместе с главным городом Кираучи. Кокандцы по поручению Алим-хана захватили крепость Ниязбек близ Ташкента, которая была расположена у оросительной сети, обеспечивающей водой г. Ташкент. Алим-хан также завоевал Чимкент, Туркестан и территории прибережной зоны Сыр-дарьи, где зимовали казахские племена. После, в 1809 году, был захвачен Ташкент [8, с.196; 3, с.119].
В годы правления у Алим-хана возникли серьезные противоречия с окружавшими его чиновниками. За казни и жестокие расправы с врагами Алим-хан получил прозвище «золим» [11, с.287] - т.е. «деспот». Усилились противоречия между ним и людьми разных слоев общества. Среди его оппонентов были высокие чины, военачальники, в результате именно они и стали инициаторами государственного переворота. Алим-хан был не только отстранен от власти, но и в 1810 г., по пути из Ташкента в Коканд, в местечке «Олти-куш» (7-8 км от города) он был застрелен Камбаром Мирзо из Андижана [ 6, с.78-80; 14, с.141-145; 2, с.12].
Основные причины государственного переворота были связаны с внутренней политикой и личным характером Алим-хана. Военные реформы, которые ослабили роль феодальной верхушки, привели к возникновению оппозиционной группы феодальной
военной знати. Когда Алим-хан создал наемную армию за счет горных таджиков, это вызвало противоречия между главами военизированных племенных отрядов. С другой стороны, он был жесток и беспощаден, и эти качества привели к недовольству всех слоев населения. Именно военная верхушка и феодальная знать были не только инициаторами, но и организаторами государственного переворота, что в конечном итоге обеспечило смену власти и физическое отстранение Алим-хана.
Вторая немаловажная причина была связана с религиозной политикой Алим-хана. С целью наведения религиозного порядка в стране он назначил в каждом городе религиозных смотрителей - мухтасибов, которые должны были выявлять лжешейхов -людей, целью которых было обогащение за счет религиозного мошенничества. Жесткий надзор привел к недовольству в обществе. Суфийским учителем хана был шейх Насир, суфийская школа которого относилась к «джахрия» (сулуки (направление) «джахрия отличалось от «ботиния» громким чтением молитв, а последователи «ботиния», наоборот, совершали религиозные молитвы без громкого чтения). Особенность этой школы заключалась в том, что во время собраний громким голосом читались религиозные тексты. Автор «Тарихи Туркистон» рассказывает об активном участии в таких собраниях самого Алим-хана. Во время одного из таких мероприятий было организовано покушение на его жизнь. Ножевое ранение чуть не привело к его гибели [6, с.68-69]. В другом источнике рассказывается, что покушение на жизнь Алим-хана произошло во время праздника Науруз - новогоднего праздника, который испокон веков праздновался за городом Кокандом, в местности Чорчаман [14, с. 129-130].
Мятеж Бузрук-ходжи в Чусте тоже был следствием недовольства религиозной политикой Алим-хана. Все эти противоречия в конечном итоге сыграли пагубную роль в политической карьере Алим-хана и привели к смене власти. Она происходила жестко и беспощадно, сметая всех на своем пути, начиная со всех сторонников и заканчивая самим правителем, согласно методам управления обществом самого Алим-хана.
Говоря об Алим-хане, В. Наливкин писал: «Это не тиран, а скорее не признанный чернью герой; это объединитель Кокандского ханства, мечтавший и стремившийся к созданию сильного и вполне обособленного государства. Беззаветно храбрый и энергичный, суровый и требовательный...» [7, с. 144]
В исторических хрониках отмечается, что Алим-хан построил в Коканде двухэтажное медресе из жженного кирпича. По его приказу были сооружены шесть каналов - «нахр», в результате местность получила название «Олти арык» («Шесть каналов»), вода из которых широко использовалась для орошения этого района, превратив его в один из процветающих регионов долины. Заслуживает внимания в его политике поддержка инвалидов, пожилых людей. По его приказу из казны выделялись деньги для материальной поддержки этой категории людей. Для них в каждой области были организованы общественные столовые. Физически здоровым людям запрещалось заниматься попрошайничеством. В соответствии с их способностями они были заняты физическим трудом. Все это совершалось в годы правления хана, которого называли «деспотом» -«золим». Сравнительный анализ исторических хроник и научной литературы показывает, что Алим-хан был противоречивой личностью со сложным характером. Главная причина покушения на Алим-хана, без сомнения, была связана с борьбой за власть. Военно-феодальная знать, ядро которой составляли выходцы из узбеков и таджиков Ферганской долины, была противником его военных реформ, основанных на усилении потенциала
горных таджиков. Духовенство Ферганы, которое имело огромный авторитет в обществе, тоже было недовольно преследованиями и «экзаменами» чиновников Алим-хана, оно и объявило его «тираном Алим-ханом» - «Олимхон - золимхон». Таким образом, переворот, который организовала военно-феодальная верхушка, был поддержан духовенством.
Самым стабильным и процветающим периодом в истории Кокандского государства считаются годы правления Умар-хана (в русских источниках Омар-хан). С приходом к власти Умар-хана наступила новая эра в истории государства. Началась стабилизация жизни общества. Умар-хан частично реформировал систему управления государством. Доказательством этого явилось введение высоких должностей мингбаши [2, с.12] и шейх-ул-ислам. Влиятельные люди, преследовавшиеся Алим-ханом, вернулись в Коканд. Вернувшись из изгнания в Бухару, Раджаб-кушбеги-таджик опять занял важный пост в государстве - получил должность мингбаши.[15, с. 314] По его совету были казнены организаторы покушения на Алим-хана - Ирискулбек, Муминбек и Джумабой Китоикий (^итоикий), которые якобы снова хотели организовать покушение, на этот раз уже на Умар-хана, и возвысить вместо него Ирискулбека - одного из авторитетных вождей племени минг . Через два года Раджаб-кушбеги стал правителем Худжанда, позднее был назначен правителем Ура-Тюбе, но и его дальнейшая судьба сложилась печально. Он был казнен за то, что сдал Ура-Тюбе без боя Мухаммадрахиму-аталыку, якобы по сговору между ними. Об этом автор «Тарихи Туркистон» пишет: «.Тринадцатый год правления Умар-хана. Эрназар-девонбеги назначен хакимом Туракургана, с ним в сопровождение был выслан и Раджаб-кушбеги, а высланный за ними придворный слуга (мулозим) убил и бросил в реку тело Раджаба-кушбеги».[6, с.88] Кал Шоди Маргелани, таджик, стал сначала мингбаши, а потом был назначен наместником Худжанда, другой таджик - читралец Лашкар-кушбеги, был назначен хакимом (наместником) Ташкента. В этой должности он пребывал до 1841 года. В этот период под его руководством были построены крепости Чулак, Сузак и Ак-Мечеть [4, с.17].Таким образом, первым человеком, получившим должность мингбаши (вторая по рангу должность после хана) был Кал Шоди Маргелани, потом Раджаб-кушбеги, его заменил Юсуф Кашгари. Умар-хан, обеспечив внутреннюю стабильность, продолжил расширять территорию государства.
Продолжалась борьба за Ура - Тюбе между бухарским эмиром и вождями племени юз. Умар-хан неоднократно организовывал походы в этот многострадальный город.[12, с. 629] Свидетель тех трагических дней, 16-17-летняя поэтесса Дилшоди Барно в книге «Таърихи мухожирон» («История эмигрантов») рассказывает о беспощадности и Умар-хана, и его сарбазов. По ее сведениям, 13 400 человек попали в плен и 13 000 из них были вынужденно переселены в Фергану, их называли «оц уйлук», что в переводе означает «обладатели белого дома». Люди, получившие такой статус, не имели права строить дом до получения официального разрешения, и были вынуждены жить во времянках. Барно рассказывает, что только через семь лет уратюбинцы получили разрешения строить дома, в результате образовался город, названный в честь Умар-хана «Шахрихан» [16, с. 38], что в переводе означает Царьград.
Для расширения территории государства началось проникновение кокандских войск в казахскую степную зону. В военных походах ударную военную силу составляли, как и при Алим-хане, наемные отряды горных таджиков. В результате «... в ходе развития Кокандского ханства сплетались и перекрещивались судьбы народов Казахстана и горного Таджикистана, Ферганы и Среднего Востока» [4, с. 17].
Весной 1814 г. кокандцы под руководством Раджаба-диванбеги завоевали Туркестан, отряды кокандцев продолжили поход в низовья Сырдарьи и дошли до Аральского моря. Казахские султаны Токай-тюре и Адыл-тюре признали власть Умар-хана. Около 1817 года была построена крепость Ак-Мечеть (ныне Кызылорда), а в 20-е годы XIX в. - крепость Аулие-Ата (ныне Джамбул), далее были построены крепости Чулак, Сузак. «Таким образом, обширные степные пространства, расположенные между Аральским морем на западе и бассейном реки Или на востоке, составлявшие владения Старшей и отчасти Средней казахских орд, вошли в состав Кокандского ханства» [8, с. 199].
Подчинение киргизских племен также происходило при Умар-хане. Киргизы в этническом отношении делятся на левое (чащилдик) и правое (он) крыло, и часть их является смешанными племенами, а также независимыми племенами, коленами и поколениями - адыгине, тагай, багыш, саяк, солто и другими [17, с. 157-177]. Племенными объединениями управляли предводители - манапы. Покорение киргизов началось в период правления Алим-хана, но окончательно киргизы верховьев Нарына были подчинены начиная с 1821 года, когда Умар-хан отправил против них отряд под руководством Сейидкулбека, в результате племена багыш, саяк, саток были подчинены Коканду. Позднее было подчинено племя сары-багыш [8, с.202-203]. В дальнейшем Мухаммад Али-хан продолжил экспансию в киргизские кочевья.
Имеются сведения о дипломатических отношениях Умар-хана с Цинской империей. Умар-хан дважды отправил туда послов: в первый раз в 1814 году, а во второй раз - в 1820 г., с целью создать условия для торговли в Кашгаре. Но цинские наместники не поддержали намерение Умар-хана, грубо ответив на его предложение [18, с. 204-205].
Кроме военных крепостей, при Умар-хане были построены мечети и медресе в крупных городах, таких как Коканд, Худжанд, Ташкент, Туркестан, Чимкент, Сайрам, Аулие-Ата. На Сырдарье был сооружен магистральный канал «Шахрихансай», который обеспечивал водой город Шахрихан и его окрестности. В Ташкенте был построен канал Хон-арык, в Коканде построено медресе Оим, а в 1818 г. была также построена соборная (джомеъ) мечеть, которая принесла Умар-хану славу в религиозной среде, ему был присвоен религиозный титул «Амир-уль-муслимин» - «повелитель правоверных». Он был не только правителем, но и поэтом, сочинял стихи на узбекском и таджикском языках под псевдонимом Амирий, часто собирал поэтов и устраивал творческие встречи. Учитывая эти качества Умар-хана, В. Наливкин называет его «меценатом» [7. с.144].
Никто из правителей до Умар-хана и после него не имел такого огромного авторитета у всех слоев населения, как он. Умар-хан правил государством более десяти лет. Годы его правления считаюся периодом возвышения и расцвета Кокандского ханства. Он пришел к власти после политического кризиса, результатом которого являлся государственный переворот и смена власти. Умар-хан оставил после себя стабильное и процветающее государство. 30 декабря 1822 г. Умар-хан заболел и скоропостижно умер, после него остались два сына - Мухаммад Али-хан и Султан Махмудбек.
Такова была сущность политики Алим-хана и Умар-хана. Источники подтверждают, что благодаря жесткой политике Алим-хана были созданы основы государственного управления. При централизации власти огромное значение имела созданная Алим-ханом регулярная армия. Конечно, центробежные силы были сильны, их невозможно было сломить в один миг. Реформы Алим-хана, которые шли вразрез с интересами сложившейся политической и военной элиты, в конечном итоге привели к политическому перевороту.
Умар-хан, в принципе, тоже продолжил политику Алим-хана, но, в отличие от него, учитывал интересы местной военно-феодальной знати. Он не только отстранил от власти организаторов государственного переворота, которые привели его к власти, но и, доказав их виновность в подготовке нового переворота, публично казнил. Он тоже был сторонником перемен в обществе, но, в отличие от Алим-хана, провел преобразования эволюционным путем. В результате большинство населения поддержало его политику. Он, в отличие от Алим-хана, был творческим человеком, сочинял стихи, создал «Девон» -сборник стихов, организовывал творческие вечера. Не зря В. Наливкин называл его «меценатом», поскольку он развивал возникшую до него кокандскую литературную среду. Для людей творчества это была «золотая эпоха». Он правил более десяти лет, и после него осталось стабильное, экономически развивающееся государство.
Список использованной литературы:
1. Алим-хан. https://ru. wikipedia. org. Дата обращения 28.03.17.
2. Бабабеков Х.Н. Краткая история Кокандского ханства. - Ташкент, 2008. - 106 с.
3. Бабаджанов Б. Кокандское ханство: власть, политика, религия. - Токио-Ташкент: YANGINASHR, 2010. - 743 с.
4. Бейсембиев Т.К. «Тарихи Шахрухи» как исторический источник. - Алма-Ата: Наука, 1987. - 200 с.
5. Вохидов Ш. Куцон хонлиги тарихи (хонлик тарихи манбаларда) / История Кокандского ханства (история ханства в источниках). - Ташкент, 2012. - 1766 с.
6. Мирзо Олим Махдумхожи. Тарихи Туркистон. Сузбоши ва изоулар муаллифи Ш. Вохидов. Араб ёзувидан табдил Ш. Воуидов ва Р. Холщова. /История Туркестана. Автор предисловия и комментариев Ш. Вохидов. Перевод с арбского Ш. Вохидова и Р. Холикова. - Ташкент: Янги авлод, 2009. - 242 с.
7. Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. - Казань: Типография Императорского Университета, 1886. - 216 с.
8. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). - М. : Изд. восточной литературы, 1958. - 246 с.
9. История таджикского народа. Том IV. Позднее средневековье и Новое время (XVI в. -1917 г.). /Под общей редакцией академика Р. Масова. - Душанбе: Дониш, 2010. - 1123 с.
10.История Узбекистана. Том III. - Ташкент: Фан, 1993. - 476 с.
11.Исхоцхон Жунайдуллахожа угли Ибрат. Фаргона тарихи. /История Ферганы. -Ташкент: Камалак,1991. - 336 с.
12.Нематов Н., Амиршоуи Н., Мирбобоев А., Пирумшоев X. Таърихи халци тоцик. Китоби дуввум. /История таджикского народа. Книга вторая. - Хуцанд: Ношир,2008. - 814 с.
13.Турсунов Н.О. Таърихи тоцикон. / История таджиков. - Хуцанд: Нашриёти ба номи Рахим Чалил, 2001. - 787 с.
14.Худоёрзода. Анжум ат-таворих. (Тарих юлдузлари). Форс тилидан узбек тилига таржимон Ш. Воуидов. /Звезды истории. Перевел с персидского на узбекский язык Ш. Вохидов. - Ташкент, 2010. - 219 с.
15.Бобоев X., Хидиров З., Шодиев Ж., Ахмедова М. Узбек давлатчилиги тарихи. II китоб. /История узбекской государственности. Книга II. - Тошкент: Fan va texnologia, 2009. - 448 с.
16.Дилшод Барно. Таърихи мухоцирон. - Душанбе, 1978. - С.38.
17.Народы Средней Азии и Казахстана. Том II./ Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР С.П. Толстова. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - 779 с.
18.Кутликов М. Взаимоотношения Цинского Китая с Кокандским ханством. / Китай и соседи в Новое и Новейшее время. - М.: Наука, 1982. - С. 204-205.
Reference Literature:
1. Alim-khan. https://ru. wikipedia. org. Date of request: 28.03.17.
2. Bababekov Kh.N. Brief History of Kokand Khanate. - Tashkent, 2008. - 106pp. (in Russian)
3. Babajohnov B. Kokand Khanate: Power, Politics, Religion. - Tokyo - Tashkent: New Generations, 2010. - 743 pp. (in Russian)
4. Beysembiyev T.K. «Tarikhi Shakhrukhi» (Shakhrukhi's History) as a Historical Source. -Alma-Ata: Science, 1987. - 200pp. (in Russian)
5. Vohidov Sh. The History of Kokand Khanate (History of Khanate in Sources). - Tashkent, 2012. - 1766pp. (in Uzbek)
6. Mirzo Olim Mahmudkhoja. Turkistan History. Introduction and commentaries by Sh. Vohidov. Translated from Arabic into Uzbek by Sh. Vohidov, R. Kholiqov. - Tashkent: New Generations, 2009. - 242 pp. (in Uzbek)
7. Nalivkin V. Brief History of Kokand Khanate. - Kazan: Empire University printing-house, 1886. - 216pp. (in Russian)
8. Ivanov P.P. Essays on the History of Central Asia. (Referring to the XVI-th - the Middle of the XIX-th Centuries). - M. : Oriental Literature, 1958. - 246pp. (in Russian)
9. The History of the Tajik People. - V.IV. Late Middle Ages and the New Period (XVI c. -1917). / Under the general editorship of academician R. Masov. - Dushanbe: Knowledge, 2010. - 1123 с. (in Russian)
10. The History of Uzbekistan.-V. III. - Tashkent: Science, 1993. - 476pp. (in Russian)
11.Ishoqkhon Junaydullokhoja ugly Ibrat. The History of Fergana. - Tashkent: Kamalak,1991. -
336pp. (in Uzbek)
12.Negmatov N., Amirshohi N., Mirboboyev A., Pirumshoyev H. The History of the Tajik People. The second book. - Khujand: Publisher, 2008. - 814 pp. (in Tajik)
13.Tursunov N.O. The History of the Tajiks.-Khujand: Rahim Jalil publishing-house, 2001. -787pp. (in Tajik)
14.Khudoyor-zoda. Anjum at-Tavorikh (Stars of History). Translation from Persian-Tajik into Uzbek; introduction and commentaries by Sh. Vohidov. - Tashkent: New Century Generations, 2010. - 787pp. (in Uzbek)
15.Boboyev H., Khidirov Z., Shodiyev Zh., Ahmedova M. The History of the Uzbek Statehood. Book II. - Tashkent: Science and Technology, 2009. - 448 pp. (in Uzbek)
16.Dilshod Barno. The History of Migrants. - Dushanbe, 1978. - 38pp. (in Tajik)
17.The Peoples of Middle Asia and Kazakhstan. - V.II./ Under the general editorship of corresponding member of the USSR Academy of Sciences S.P. Tolstov. - M. : Publishing-house of the USSR Academy of Sciences, 1963. - 779 pp. (in Russian)
18.. Kutlikov M. Mutual Relations between Qing China and Kokand Khanate / China and Neighbors in the New and Newest Time - М. : Science, 1982. - pp. 204-205. (in Russian)