К 55-ЛЕТИЮ РУДН
УЧАСТИЕ РУДН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА СНГ
С.А. Коваленко, Н.Г. Смолик
Кафедра сравнительной образовательной политики (кафедра ЮНЕСКО), Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу процессов в области гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ и вкладу РУДН в развитие сферы образования как залога успеха в деле укрепления межкультурных связей и академической мобильности в странах Содружества.
Ключевые слова: сфера образования, гуманитарное сотрудничество, единое образовательное пространство, междисциплинарный подход, пространство СНГ, академическая мобильность, Сетевой университет СНГ, интеллектуальные кадры, межкультурный диалог, глобализация.
Современный мир функционирует на этапе взаимодействия и развития. Этот этап уже на протяжении десятка лет оценивается как период глобализации. Довольно часто такое понятие связывают с негативными для социумов проблемами. Вместе с тем цели глобализации, влияющие на мировое образование, вполне конкретны: общество должно быть готово к всемирному разделению труда и нуждается во всесторонне образованных, конкурентоспособных специалистах, готовых к обогащению профессиональных компетенций и постоянному обновлению, повышению квалификации, переподготовке, т.е. к образованию на протяжении всей жизни [1].
С каждым годом становится все более ясно, что инновационным университетом ХХ! в. может стать университет, который представляет собой не иерархическую, а сетевую модель организации.
ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СНГ
За прошедшие годы Содружество Независимых Государств подтвердило свою важную историческую роль в мировых процессах. 15 мая 1992 г. страны — участницы СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области образования для реализации согласованной политики в этой области, разработки путей и механизмов практического осуществления совместных программ и проектов на многосторонней основе. 17 января 1997 г. были подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Для реализации данной Концепции было
решено создать Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ. В таком формате стороны договорились вести совместную деятельность по разработке и применению образовательных стандартов.
Гуманитарное сотрудничество остается одним из основных направлений взаимодействия независимых государств — как в данный момент, так и в перспективе. Процессы развития межкультурного диалога на пространстве Содружества стали ярче и значимее благодаря созданным в 2006 г. Совету по гуманитарному сотрудничеству (СГС) и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС). В мае 2011 г. в Минске был одобрен проект создания Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки. В рамках этих программ проводятся форумы творческой и научной интеллигенции, объединяющие представителей элиты стран СНГ и ставшие ежегодной площадкой для рассмотрения самых перспективных направлений в области гуманитарного сотрудничества. Наибольшее количество совместных проектов носят междисциплинарный характер, сочетая в себе совместное обучение, творческое общение, исследовательскую работу молодежи разных стран. Сюда относятся школы и курсы молодых ученых, международников, историков, кинематографистов, переводчиков, журналистов, экологов, востоковедов, театральных режиссеров, а также молодежные научные форумы «Ломоносов», в которых каждый год участвуют сотни студентов и аспирантов со всех стран Содружества.
В рамках гуманитарного сотрудничества в странах Содружества проводится большое количество совместных мероприятий в области культуры и спорта, однако именно проекты в сфере образования становятся долговременными и объединяющими как молодежь, так и все поколения преподавателей и ученых. Благодаря образовательным проектам для нашей молодежи, позволяющим мобильно передвигаться по пространству Содружества, мы передаем друг другу знания о культуре, обычаях и традициях наших стран, помогаем сохранять добрососедские отношения.
Так как процесс интернационализации и международного сотрудничества в сфере высшего образования динамично развивается и является необратимым, его рассматривают в качестве самого эффективного способа повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования и их интеграции в мировую образовательную систему. Высшее образование перестало восприниматься как «общедоступный товар или услуга». Теперь это важнейший «экономический ресурс» государства. В отличие от процессов формирования и развития общего образовательного пространства в других регионах мира, интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют свои особенности и успехи.
Возникнув в уникальных исторических условиях, связанных с распадом СССР, СНГ на всех этапах своей истории находилось в поиске оптимальной интеграционной модели своего развития. Процессы, протекающие сегодня на постсоветском пространстве, свидетельствуют о том, что Содружество эволюционирует в контексте общемировых интеграционных трендов [6].
Одним из таких трендов является образование, которому страны Содружества уделяют особое внимание, понимая, что сотрудничество в данной сфере в значительной степени способствует углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовании постоянно стоит на повестке дня саммитов СНГ. Сохранение единого образовательного пространства в формате двухсторонних и многосторонних связей является залогом повышения конкурентоспособности стран Содружества на мировой арене. Работа многочисленных международных конференций, «круглых столов», симпозиумов и межгосударственных выставок нацелена на развитие взаимодействия в образовательной сфере, сохранение и преумножение тех конкурентных преимуществ, которые были заложены в системах образования бывших советских республик [6].
8 мая 2005 г. в ходе неформального саммита глав государств СНГ в Москве была подписана Декларация о гуманитарном сотрудничестве, приоритетными аспектами которой стали вопросы сотрудничества в гуманитарной сфере в области культуры, языков, национальных традиций, информации и массовых коммуникаций, науки, образования, туризма и молодежного движения [4].
В своем выступлении на саммите В.В. Путин отмечал, что именно культура, образование, наука и гуманитарное сотрудничество в целом эффективно работают на сближение и свободное общение, на формирование атмосферы взаимопонимания, взаимного уважения и доверия. Таким образом создаются условия для диалога и партнерства во всех сферах межгосударственного сотрудничества — в экономике, политике и других областях [2].
Формирование общего образовательного пространства началось с подписания в 1997 г. правительствами государств — участников СНГ Концепции формирования единого образовательного пространства СНГ [5]. Документ был нацелен на реализацию следующих задач:
1) согласование деятельности образовательных учреждений и национальных органов управления образованием;
2) взаимное признание учебных программ, документов об образовании, ученых степеней и званий; обеспечение свободного доступа на равных условиях всех граждан СНГ, входящих в общее образовательное пространство, в государственные образовательные учреждения;
3) обеспечение академической и профессиональной мобильности учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей, ученых.
Важная роль отводится также развитию дистанционного обучения и координации работы в области информатизации образовательных систем государств — участников СНГ.
На сегодняшний день, пожалуй, самым перспективным проектом на территории стран — участниц СНГ является Сетевой университет СНГ, который дает уникальную возможность студентам и преподавателям получать новые знания и обмениваться опытом в ведущих университетах Содружества.
СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ СНГ
РУДН, отмечающий в 2015 г. 55-летний юбилей, инициировал проект «Сетевой университет СНГ» в 2008 г. под непосредственным руководством ректора профессора В.М. Филиппова. В консорциум Сетевого университета входят 27 ведущих вузов из девяти стран: Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. Таким образом, подготовка кадров для стран СНГ становится важным направлением РУДН наравне с традиционно задачей подготовки кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Целью создания Сетевого университета СНГ является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ.
Основная задача проекта — повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств — участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований для подготовки кандидатской диссертации.
Руководство совместной деятельностью участников консорциума было возложен на координационный совет консорциума. В его состав вошли руководители всех организаций — участников консорциума либо назначенные ими представители. Российский университет дружбы народов избрали головной организацией Координационного совета. На пост руководителя головной организации был назначен ректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Филиппов, на которого возложено управление координационным советом, обеспечение его деятельности, а также председательство на его заседаниях [3].
С момента образования университет доказал успешность своей концепции.
В 2012 г. был осуществлен первый выпуск студентов Сетевого университета СНГ. 139 человек из семи стран — участниц Содружества Независимых Государств успешно завершили обучение по совместным магистерским образовательным программам
В 2012—2013 учебном году Российский университет дружбы народов, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИДа России, Новосибирский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина приняли 192 студента из девяти стран Содружества для обучения в рамках Сетевого университета СНГ. Национальный и русский языки являются языками обучения по совместной образовательной программе в каждом из университетов-партнеров.
В конце мая 2014 г. на базе Российского университета дружбы народов прошло 10-е заседание координационного совета консорциума Сетевого университета, на котором присутствовали 22 из 27 членов данного совета. В ходе мероприятия были утверждены распределение квот для обучения в магистратуре СУ СНГ, план работы консорциума на 2014—2015 учебный год, а также план-график проведения совместных заседаний государственных аттестационных комиссий в 2014 г.
ПОДГОТОВКА МЕЖДУНАРОДНИКОВ ДЛЯ СТРАН СНГ
Кафедра теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН активно включилась в работу Сетевого университета СНГ, приступив к реализации в 2011—2012 учебном году совместной образовательной программы по направлению «Международные отношения» (специализация «мировая политика»). Магистратура кафедры пополнилась двумя десятками студентов из Бакинского славянского университета, Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, Ереванского государственного университета, Кыргызско-российского славянского университета, Таджикского национального университета, Казахского национального университета им. аль-Фараби, Российско-таджикского славянского университета, Кыргызского национального университеа им. Ж. Баласагына, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.
Вузы-партнеры, среди которых и РУДН, призваны выработать оптимальную модель подготовки компетентных кадров-международников в духе дружбы и сотрудничества специалистов, умеющих определять и отстаивать национальные интересы, соотносить их с интересами других международных акторов.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в области международных отношений является насущной потребностью и необходимостью в условиях коренной трансформации всей системы международных отношений и формирования нового миропорядка. Примечательно, что в ходе учебного процесса обогащаются не только студенты, но и сами преподаватели, получая глубинное понимание политических процессов на постсоветском пространстве и механизмом в принятия внешнеполитических решений.
В 2013 г. на кафедре теории и истории международных отношений состоялся первый выпуск студентов Сетевого университета СНГ. Успешно завершили обучение 15 магистров, из них 10 получили красные дипломы. Анализ трудоустройства выпускников показал, что подавляющее большинство магистров успешно трудоустроились в центральных аппаратах министерств иностранных дел своих государств, в дипломатических учреждениях, в международных организациях, в коммерческих структурах, научно-исследовательских центрах, высших учебных заведениях.
В 2014 г. состоялся второй выпуск магистров, которые получили дипломы Сетевого университета СНГ, а это уже 28 магистров в области международных отношений, из 5 из государств СНГ (из Казахстана — 8, из Армении — 7, из Таджи-
кистана — 2, из Кыргызстана — 7, с Украины — 4). Эти молодые люди высоко мотивированы, их отличает очень серьезное отношение к учебе, многие из выпускников приняли решение поступать в аспирантуру кафедры.
***
Сетевое взаимодействие между вузами открывает для них очень много возможностей и преимуществ. Самое важное, что такое сотрудничество позволяет использовать новые образовательные технологии в учебном процессе; расширять академические обмены; повышать рейтинг университета как внутри страны, так и вне ее; объединять материально-технические средства и человеческие ресурсы [7].
Тесные связи — это всегда залог взаимопонимания и дружбы между странами. Сетевой университет открывает возможности для серьезного научного и гуманитарного обмена, что позволяет развивать академическую мобильность преподавателей, налаживать обмен опытом и интересными идеями, совместными исследовательскими проектами (активизировать эту сторону деятельности СУ СНГ). Говоря о нынешнем состоянии дел в СУ СНГ, бесспорно можно отметить положительную динамику его развития: крепнет межвузовское взаимодействие, открываются новые программы обучения, есть большое желание других вузов различных регионов России присоединиться к проекту. Отдельно стоит отметить, что успешно развивающийся сетевой университет привлек внимание коллег из Европейского Союза, которые, в свою очередь, предоставили возможность представителям СУ СНГ провести презентацию своей работы в Женеве.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Балыхин М.Г., Свиридова А.Э. Сетевое образование как способ продвижения и повышения конкурентоспособности российской высшей школыю URL: http://www.russiancosmos.ru/ content/view/31/21.
[2] Декларация о гуманитарном сотрудничестве (8 мая 2005 г.). URL: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ex/tx_cszroy.htm.
[3] Ефремова Л.И., Краснова Г.А. Сюлькова Н.В. Сетевой университет СНГ, Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании», 2009. URL: http://www.akvobr.ru/ setevoi_universitet_sng.html.
[4] Из выступления В.В. Путина на саммите СНГ в Москве 08.05.2005 г. // Л1ГА Новости. URL: http://news.liga.net/news/N0510086.html.
[5] Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm.
[6] Курылев К.П., Савичева Е.М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2012. № 1. С. 61—72.
[7] Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира. (Европы, СНГ, ШОС, АТЭС). Россия, Москва, 2012, Реформы высшей школы: тенденции и реалии, С. 7—11.
PARTICIPATION F PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA (PFUR) IN THE ACTIVITIES OF CIS NETWORK UNIVERSITY
S.A. Kovalenko, N.G. Smolik
Chair of Comparative Educational Politics (UNESCO Chair), Chair of Theory and History of International Relations
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes processes in the sphere of humanitarian cooperation in the CIS region and PFUR contribution to the development of educational area as a key of success in strengthening intercultural relations and academic mobility in the CIS countries.
Key words: sphere of education, humanitarian cooperation, joint educational space, multi-disciplinary approach, the CIS region, academic mobility, CIS Network University, a pool of intellectuals, cross-cultural dialogue, globalization.
REFERENCES
[1] Balykhin M.G., Sviridova A.E. Setevoe obrazovanie kak sposob prodvizheniya i povysheniya konkurentosposobnosti rossiyskoy vysshey shkoly. URL: http://www.russiancosmos.ru/content/ view/31/21.
[2] Deklaratsiya o gumanitarnom sotrudnichestve (8 maya 2005 g.). URL: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ex/tx_cszroy.htm.
[3] Efremova L.I., Krasnova G.A., Syul'kova N.V. Setevoy universitet SNG, Elektronnyy zhurnal ob obrazovanii «Akkreditatsiya v obrazovanii», 2009. URL: http://www.akvobr.ru/setevoi_ universitet_sng.html.
[4] Iz vystupleniya V.V. Putina na sammite SNG v Moskve 08.05.2005 g. // LIGA Novosti. URL: http://news.liga.net/news/N0510086.html.
[5] Kontseptsiya formirovaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva SNG. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm.
[6] Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizatsii i prognozirovanii budushchego Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv // Vestnik RUDN, seriya Mezhdunarodnye otnoshe-niya. 2012, № 1. P. 61—72.
[7] Filippov V.M., Krasnova G.A., Syul'kova N.V. O sostoyanii i perspektivakh mezhdunarodnogo setevogo vzaimodeystviya rossiyskikh vuzov v realizatsii obrazovatel'nykh programm v raz-lichnykh regionakh mira (Evropy, SNG, ShOS, ATES). Rossiya, Moskva, 2012, Reformy vysshey shkoly: tendentsii i realii, P. 7—11.