Научная статья на тему 'Участие России в многосторонних режимах экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров'

Участие России в многосторонних режимах экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1542
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / МНОГОСТОРОННИЕ РЕЖИМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ / МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / EXPORT CONTROL / MULTILATERAL EXPORT CONTROL REGIMES / NON-TARIFF REGULATORY MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна, Ревенко Николай Сергеевич

Статья посвящена использованию экспортного контроля в качестве меры нетарифного регулирования. Она содержит информацию о существующих многосторонних режимах экспортного контроля (Группа ядерных поставщиков, Комитет Цангера, Режим контроля за ракетными технологиями, Австралийская группа, Вассенаарские договоренности),особенностях их деятельности, основных элементах (законодательство, списки, лицензии,правоприменение) и общих принципах функционирования национальных систем экспортного контроля всех государств, российской системе экспортного контроля. Разъясняютсятермины «всеобъемлющий контроль» и «контроль с более широким охватом» и важность участия России в многосторонних режимах экспортного контроля, дается предложение оснижении негативного воздействия контроля за экспортом на российских экспортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia''s participation in multilateral export control regimes as a tool to protect the interests of Russian exporters

The article considers the use of export controls as a non-tariff regulatory measure. It containsinformation on the existing multilateral export control regimes (the Nuclear Suppliers Group, theZangger Committee, the Missile Technology Control Regime, the Australia Group, the WassenaarArrangement), on major elements (legislation, lists, license, law enforcement) and commonfunctioning principles of national export control systems of all countries, on the Russian exportcontrol system. The authors clarify the terms ‘Catch-all’ and ‘Catch-more’, explain the importanceof Russian participation in multilateral export control regimes and suggest a measure to undercutnegative influence of export controls on Russian exporters.

Текст научной работы на тему «Участие России в многосторонних режимах экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров»

Участие России в многосторонних режимах экспортного контроля как инструмент защиты интересов российских экспортеров

Одним из инструментов нетарифного регулирования является экспортный контроль, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного национальным законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Мнения относительно целесообразности существования экспортного контроля диаметрально противоположные.

Представители государственных органов считают, что экспортный контроль нужен, во-первых, для противодействия распространению оружия массового поражения и ракетных средств его доставки и поддержания международной стабильности, во-вторых, - для защиты политических, экономических и военных интересов государства, поскольку он ставит преграду для приобретения создателями такого оружия «чувствительных» товаров и технологий. Кроме того, в настоящее время экспортный контроль является неотъемлемой частью регулирования внешнеэкономической деятельности всех развитых стран.

Отдельные представители деловых кругов, в свою очередь, полагают, что экспортный контроль мешает осуществлению ими внешнеэкономической деятельности, поскольку для получения разрешения на экспорт приходится выполнять определенные процедуры, а это требует затрат времени и финансовых ресурсов.

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, что такое многосторонние режимы экспортного контроля и как участие в них России влияет на российских экспортеров. Таких режимов пять: это Комитет Цангера, Группа ядерных

Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко

УДК 339.5 ББК 65.428 Р-320

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

49 ^

поставщиков, Режим контроля за ракетными технологиями, Австралийская группа и Вассенаарские договоренности.

Создание Комитета Цангера - КЦ (The Zangger Committee) связано со статьей III.2 Договора о нераспространение ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года, которой предусматривается, что «каждое из государств - участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или б) оборудования или материала, специального предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей».

Работавшая в Вене с 1971 по 1974 годы группа экспертов из 15 стран под председательством профессора Клода Цангера из Швейцарии раскрыла и детализировала эту статью. Как следствие, в 1972 году были достигнуты договоренности о содержании двух меморандумов, касающихся экспорта исходного1 и специального расщепляющегося материала2 (Меморандум А), а также оборудования и неядерного материала3 (Меморандум Б). Впоследствии эти меморандумы получили название «Исходный список» (Trigger List). В 1974 году эти договоренности были оформлены в виде документа МАГАТЭ INFCIRC/2094.

В ходе работы над меморандумами были сформулированы 3 условия экспорта входящих в Исходный список товаров в страны, не обладающие ядерным оружием и не являющиеся участницами ДНЯО: поставляемые расщепляющие материалы не должны «переключаться» на цели создания ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств; такие материалы, а также оборудование и неядерные

1 Исходный материал - уран с содержанием изотопов в том отношении, в каком они находятся в природном уране; уран, обедненный изотопом 235; торий; любое из вышеуказанных веществ в форме металла, сплава, химического соединения или концентрата; какой бы то ни было другой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ в такой концентрации, которая время от времени будет определяться Советом управляющих МАГАТЭ; и такой другой материал, какой время от времени будет определяться Советом управляющих (Статья ХХ.1 Устава МАГАТЭ).

2 Специальный расщепляющийся материал - плутоний-239, уран-233, обогащенный изотопами 235 или 233; любой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ; и такой другой расщепляющийся материал, который время от времени будет определяться Советом управляющих; однако термин специальный расщепляющийся материал не включает исходного материала. (Статья ХХ.3 Устава МАГАТЭ).

3 В список оборудования и неядерного материала вошли ядерные реакторы и неядерные материалы для них, оборудование для производства топливных элементов, переработки облученных топливных элементов и др.

4 Zangger Committee. History. // http://www.zanggercommittee.org/History/Seiten/default. aspx

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

материалы должны подпадать под гарантии МАГАТЭ; и расщепляющиеся материалы, оборудование и неядерные материалы не должны реэкспортироваться в неядерное государство без постановки им этих товаров под гарантии МАГАТЭ5.

С тех пор содержание меморандумов неоднократно пересматривалось - прежде всего, в свете появляющейся информацией об использовании отдельными странами товаров, технологий и оборудования, не входящих в Исходный список, для производства ядерного оружия.

Тогда же были заложены основополагающие принципы деятельности международных режимов экспортного контроля, а именно: статус Комитета является неформальным, принимаемые решения не являются юридически обязывающими для его членов, и все решения принимаются консенсусом.

Идея создания Группы ядерных поставщиков - ГЯП (The Nuclear Suppliers Group - the NSG) возникла после того, как Индия провела в мае 1974 года ядерное испытание. Оно выявило, что условия осуществления ядерных поставок, разработанные Комитетом Цангера, являются недостаточными. Кроме того, поскольку Франция не была участницей Комитета Цангера, требовалось найти формат ее участия в совместных действия по предотвращению распространения ядерного оружия.

В 1977 году были утверждены основные документы, которыми стали контрольный список и Руководящие принципы ядерного экспорта. Контрольный список основывался на Исходном списке Комитета Цангера, но он был расширен, а формулировки отдельных статей были уточнены. Опубликованные в 1978 году Руководящие принципы стали официальным документом МАГАТЭ INFCIRC/2546.

Чтобы предотвратить «переключение» на производство ядерных взрывных устройств поставляемых в неядерные страны материалов и оборудования, Руководящими принципами предусматривается получение от правительства страны-импортера официального заверения. Его суть состоит в том, что такие товары не будут использоваться в рамках ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ, или для производства таких взрывных устройств.

Кроме того, импортеры обязаны осуществить меры физической защиты ядерного материала, чтобы предотвратить их хищение и незаконную передачу. Сформулированы требования о том, что при передаче чувствительных установок, технологий и материалов, пригодных для производства оружия необходимо проявлять особую осторожность. Ужесточены требования к возможности последующих передач таких товаров.

Однако, как показала война в Персидском заливе, Ирак, который являлся членом ДНЯО, осуществлял программу разработки ядерного оружия путем приоб-

5 Zangger Committee. History. // http://www.zanggercommittee.org/History/Seiten/default. aspx

6 Nuclear Suppliers Group (NSG). // http://www.nuclearsuppliersgroup.org/A_test/01-eng/ index.php

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

ретения товаров двойного использования, на которые не распространялись Руководящие принципы. В дальнейшем он изготавливал из этих товаров предметы, включенные в Исходный список. В этой связи страны-участницы Группы ядерных поставщиков разработали и в 1992 году утвердили Руководящие принципы экспорта товаров и технологий двойного применения, а также контрольный список таких товаров, которые были опубликованы в виде документа МАГАТЭ INFCIRC/254, часть 2. Руководящие принципы ядерного экспорта 1978 года получили название INFCIRC/254, часть 17.

В качестве обязательного условия ядерного экспорта в неядерные государства документом предусматривается постановка всей ядерной деятельности в стране-импортере под контроль Международного агентства по атомной энергии, которая получила название полноохватных гарантий МАГАТЭ. Кроме того, были разработаны меры транспарентности, которыми стали создание консультативного механизма по товарам двойного использования для обмена информацией и механизма обмена уведомлениями об отказах в выдаче экспортных лицензий. Кроме того, была согласована т.н. «политика неподрыва» (No Undercut Policy), в соответствии с которой участники не должны без предварительных консультаций давать согласие на передачу контролируемого товара, если ранее в такой передаче отказал любой другой участник режима.

Третьими многосторонним механизмом экспортного контроля является созданный в 1987 году Режим контроля за ракетными технологиями - РКРТ (The Missile Technology Control Regime - the MTCR). Его заявленной целью является ограничение риска распространения ядерного, химического и биологического оружия путем установления контроля за поставками, которые могли бы способствовать созданию систем доставки такого оружия (иных, чем пилотируемые летательные аппараты).

Основными документами РКРТ являются Руководящие принципы и Приложение. Этими документами предусматривается, что все контролируемые товары и технологии подразделяются на 2 категории. Предметы, отнесенные к Категории I, являются наиболее чувствительными с точки зрения нераспространения. Такими предметами являются законченные ракетные системы, способные доставлять полезную нагрузку весом 500 кг и более на расстояние 300 км и более, их наиболее важные подсистемы (двигатели, ступени ракет, боеголовки), а также специально спроектированные производственные мощности для таких систем. Руководящими принципами предусмотрено, что передача таких предметов странам, не являющимся участницами РКРТ, как правило, не разрешается, а производственных мощностей - запрещается8.

7 Nuclear Suppliers Group (NSG). http://www.nuclearsuppliersgroup.org/A_test/01-eng/04-histo.php?%20button=4

8 MTCR Guidelines and the Equipment, Software and Technology Annex // http://www.mtcr. info/english/guidelines.html

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

Другие средства, которые по техническим показателям могут быть использованы для создания систем доставки оружия массового поражения, отнесены к Категории II. Их передачи разрешаются, но при условии исключения использования для разработки и производства ракет Категории I9.

В ходе рассмотрения заявок на экспорт госорганы стран - участниц РКРТ обязаны учитывать ряд критериев, в том числе уровень развития и цели ракетной и космической программ государства-получателя, значение передачи с точки зрения развития потенциала систем доставки оружия массового поражения и оценку конечного использования передаваемых товаров, включая наличие соответствующих гарантий государства-импортера.

В качестве цели Австралийской группы - АГ (The Australia Group - the AG) заявлено предотвращение использования поставляемых на экспорт товаров и технологий в целях создания химического и биологического оружия, что, по мнению стран-участниц должно способствовать выполнению ими обязательств в рамках Конвенции о запрещении химического оружия (КХО) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО)10.

С предложением о создании такого форума в 1985 году выступила Австралия, когда были опубликованы выводы визита в Иран специальной миссии Генерального секретаря ООН, которые свидетельствовали о применении - в нарушение Женевского протокола 1925 года - химического оружия во время войны между Ираном и Ираком, и при этом Ирак вполне легально закупал некоторые химические вещества и материалы для свой программы создания химоружия11.

Основными документами Австралийской группы являются Руководящие принципы передач чувствительных химических и биологических товаров и контрольные списки.

В Руководящих принципах сформулированы факторы, которые экспортеры должны учитывать при рассмотрении заявки на поставку контролируемых товаров (в том числе наличие информации о возможностях, целях и деятельности государства-импортера в химической и биологической областях); значение поставки с точки зрения пригодности для заявленного конечного использования (в том числе наличие соответствующих гарантий государства-импортера или конечного пользователя); оценка конечного использования передачи (в том числе были ли ранее отказы в передаче данному конечному пользователю и были ли случаи «переключения» конечным пользователем ранее разрешенных передач на неразрешенные цели)12.

9 MTCR Guidelines and the Equipment, Software and Technology Annex // http://www.mtcr. info/english/guidelines.html Там же

10 The Australia Group // http://www.australiagroup.net/en/introduction.html

11 The Australia Group // http://www.australiagroup.net/en/origins.html

12 The Australia Group // http://www.australiagroup.net/en/guidelines.html

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

В отличие от других многосторонних режимов экспортного контроля в Австралийской группе согласованы 5 контрольных списков:

1) прекурсоров химического оружия;

2) производственных средств и оборудования для изготовления химических соединений двойного применения и связанных с ними технологий и программного обеспечения;

3) оборудования двойного применения, используемого в биологической области, и связанных с ним технологий и программного обеспечения;

4) возбудителей заболеваний людей и животных и токсинов;

5) возбудителей заболеваний растений13.

Наконец, последний, пятый многосторонний механизм экспортного контроля - Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного применения - ВД (the Wassenaar Arrangement - the WA). Их цель - содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать таким образом дестабилизирующим накоплениям14.

Вопрос о необходимости создании ВД встал после ликвидации в 1994 году Координационного комитета многостороннего стратегического экспортного контроля, больше известного как КОКОМ. Как известно, в сферу его компетенции входило предотвращение поставок в СССР и другие социалистические страны высоких технологий, в том числе контроль за экспортом обычных вооружений и современных технологий, используемых для их производства.

Работа по созданию форума была проведена в 1994-1995 годах, а официально ВД были учреждены в декабре 1995 году в нидерландском городе Вассенааре.

Основными документа форума являются Руководящие принципы и процедуры, включая Первоначальные элементы, список вооружений и список товаров и технологий двойного применения, при этом Россия, Франция и Украина заявили, что рассматривают список вооружений исключительно как справочный, то есть для иллюстрации того, какие товары и технологии двойного применения используются при разработке, производстве и испытаниях обычных вооружений. Сотрудничество в ВД осуществляется в рамках двух «корзин» - обычных вооружений и товаров и технологий двойного применения.

По первой «корзине» оно сводится к обсуждению ситуации в отдельных странах и регионах, обмену мнениями относительно возможности поставок в них ору-

13 The Australia Group // http://www.australiagroup.net/en/controllists.html

14 Wassenaar Arrangement. Introduction. // http://www.wassenaar.org/guidelines/docs/5%20 -%20Initial%20Elements.pdf

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

жия, а также направлению 2 раза в год уведомлений о поставках в страны, не являющиеся участницами ВД, вооружений по 8 категориям. За основу этих категорий был взят Регистр обычных вооружений ООН, который получил дополнительную детализацию и был дополнен категорией легкого и стрелкового оружия15.

Таким образом, в сферу компетенции Вассенаарских договоренностей не входит регулирование передач обычных вооружений, и такие поставки по-прежнему являются частью национальной политики каждого государства.

В Контрольный список товаров и технологий двойного использования включены предметы, которые могут использоваться для создания обычных вооружений. Особое место занимают приложения «чувствительных предметов» и «наиболее чувствительных предметов», содержащие товары и технологии, являющиеся наиболее важными с точки зрения разработки и производства обычных вооружений16.

Сотрудничество по второй «корзине» осуществляется путем обмена информацией об отказах в выдаче лицензий контролируемых товаров для поставки в страны-неучастницы, если такой отказ имеет отношение к целям ВД (на совокупной основе 2 раза в год); о выданных лицензиях на поставку товаров, включенных в «чувствительный» и «особо чувствительный» списки (на совокупной основе 2 раза в год); и об отказах в выдаче лицензий на поставку в страны-неучастницы предметов, включенных в «чувствительный» и «особо чувствительный» списки (на индивидуальной основе).

Кроме того, участники договорились о том, что они будут проявлять особую бдительность при рассмотрении заявок на поставку товаров из «особо чувствительного» списка17.

Рассматривая деятельность многосторонних механизмов экспортного контроля, можно обнаружить следующие объединяющие общие них моменты:

1. Все 5 форумов представляют собой добровольные объединения стран, разделяющих одни и те же принципы нераспространения.

2. Форумы не осуществляют наднациональные функции. Решения, которые принимаются в их рамках, не являются юридически обязывающими, но страны-участницы имплементируют их в свою нормативную базу и выполняют. Компетентные органы каждой страны - участницы режима самостоятельно рассматривают заявки на экспорт на основе критериев и списков, согласованных в многостороннем формате. При этом любой участник имеет право попросить разъяснений относительно какой-либо поставки, которая вызывает у него озабоченность.

3. Контроль за передачами большинства товаров нацелен не на запрет поставок, а на предотвращение использование поставляемых предметов для производ-

15 Wassenaar Arrangement. Introduction. // http://www.wassenaar.org/guidelines/docs/5%20 -%20Initial%20Elements.pdf

16 Wassenaar Arrangement. Introduction.http://www.wassenaar.org/controllists/index.html

17 Wassenaar Arrangement. Introduction.http://www.wassenaar.org/guidelines/index.html

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

ства оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и современных обычных вооружений.

4. Решения в рамках форумов считаются принятыми, если против них не выступил ни один участник, то есть используется принцип консенсуса.

5. Участники на добровольной основе обмениваются информацией, что позволяет им принимать ее во внимание при оценке заявок на осуществление экспорта.

6. В Группе ядерных поставщиков, Режиме контроля за ракетными технологиями и в Австралийской группе применяется так называемая «политика неподрыва», позволяющая предотвращать поставки товаров, которые могут быть использованы в незаявленных целях.

7. Только Вассенаарские договоренности имеют небольшой секретариат и бюджет. Таким образом, членство в многосторонних форумах экспортного контроля не влечет за собой существенных расходов со стороны государств-участников.

Все национальные системы экспортного контроля, в основе которых лежат рекомендации и документы, разработанные в рамках многосторонних механизмов, содержат четыре элемента: законодательство, списки, лицензии и правоприменение.

Законодательство, под которым понимаются законы и подзаконные акты, является юридической основой, на которой осуществляется вся деятельность в этой сфере. При этом необходимо учитывать, что под действие экспортного контроля подпадают как классические поставки товаров, то есть их физическое перемещение через границу, так и так называемые неосязаемые передачи технологий, представляющие собой передачу информации и знаний с использованием телефона, интернета, электронной почты и других электронных средств связи, а также в процессе обучения и научных обменов.

Списки включают только товары и технологии, являющиеся наиболее важными для создания оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и современных обычных вооружений. Они регулярно обновляются с учетом последних достижений науки и техники, а также поступающей информации об использовании неконтролируемых товаров и технологий в незаявленных целях.

В то же время, контрольные списки содержат только наиболее чувствительные товары и технологии. В отношении других предметов используется так называемый всеобъемлющий контроль (catch all), который предполагает, что поставщик обязан проинформировать контрольные органы и обратиться к ним за экспортной лицензией, если ему известно или у него возникают подозрения, что поставляемый товар, который не находится в контрольном списке, будет использован для создания оружия массового поражения, ракетных средств его доставки либо обычных вооружений. Если же у государственных органов имеется информация, что товар будет использован для создания таких видов оружия, то они вправе запретить поставку.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

Разновидностью всеобъемлющего контроля является так называемый контроль с более широким охватом (catch more), под которым понимается контроль за поставками любых товаров конечному пользователю, деятельность которого вызывает озабоченность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выдача экспортных лицензий является важным инструментом государственного контроля за поставками товаров, включенных в контрольные списки. Абсолютное большинство поставок осуществляются на основе разовых лицензий. Лишь в отдельных случаях выдается генеральная лицензия.

Важным элементом любой системы экспортного контроля является правоприменение, которое включает набор мер, направленных на предотвращение передач товаров и технологий для использования в незаявленных целях, а также на повышение ответственности поставщиков при осуществлении таких поставок.

К первым мерам, в частности, относятся проверка надежности экспортера и фирмы-импортера, получение гарантий использования импортером товара только в заявленных целях, запрос Сертификата подтверждения доставки и Импортного сертификата, проведение инспекций на местах. Кроме того, во всех странах, создавших национальные системы экспортного контроля, предусмотрена уголовная и административная ответственность, включая тюремное заключение, лиц, виновных в нарушении законодательства.

Для повышения ответственности поставщиков госорганы ведут работу с экспортерами по разъяснению целей экспортного контроля и по ознакомлению их с последними изменениями в национальном законодательстве.

Российская система экспортного контроля, которая была создана Указом Президента Российской Федерации в 1992 году, имеет все упомянутые 4 элемента.

Российское законодательство представлено Законом об экспортном контроле от 18 июля 1999 года, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Важным положением Закона является квалификация политики экспортного контроля как составной части внутренней и внешней политики России, которая осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов18.

Российские контрольные списки, которые введены в действие указами Президента Российской Федерации, полностью базируются на списках, согласованных в многосторонних форумах экспортного контроля. Поставки включенных в них товаров производятся в соответствии с Положениями о порядке осуществления контроля за соответствующими товарами, утверждаемыми постановления-

18 Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». http://fstec.ru/normotvorcheskaya/eksportnyj-kontrol/96-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/ zakony/309-federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-18-iyulya-1999-g-n-183-fz

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

ми Правительства Российской Федерации. Правила рассмотрения заявок на экспорт содержат ряд требований, которые также основываются на рекомендациях многосторонних режимов. Среди них значатся обязательство иностранного лица, предусматривающие, что полученные им товары, оборудование и технологии не будут реэкспортироваться без письменного разрешения российского участника внешнеэкономической деятельности, согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю; обязательство импортера предоставить российскому экспортеру импортный сертификат, право проверки использования полученных товаров и сертификат подтверждения доставки.

Экспорт контролируемых товаров из России может производиться на основе как разовых, так и генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства России юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу экспортного контроля и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.

Одновременно соответствующие государственные органы проводят работу с экспортерами с целью понимания ими целей экспортного контроля и овладения навыками выявления и реагирования на подозрительные обстоятельства при осуществлении экспортных операций. Кроме того, они оказывают российским экспортерам помощь в разработке внутрифирменных программ экспортного контроля.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что участие России в многосторонних механизмах экспортного контроля (а она является членом четырех из пяти форумов - кроме Австралийской группы), несомненно, отвечает ее интересам. К плюсам такого участия можно отнести следующие:

1. Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия несет особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности и в этом качестве обязана принимать активное участие в международных усилиях по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и по поддержанию международной и региональной стабильности.

2. Деятельность многосторонних механизмов сфокусирована на странах, не являющихся их участницами. Принимая участия в таких форумах, Россия гарантирует, что они никогда не будут направлены против нее.

3. Национальная система экспортного контроля России основана на рекомендациях многосторонних форумов экспортного контроля. Участвуя в них и используя принцип консенсуса при принятии решений, она имеет возможность для отстаивания своих национальных интересов, в том числе исключения из контрольных списков или невключения в них товаров и технологий, которые широко поставляются на экспорт российскими организациями.

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

4. Российские делегации в многосторонних форумах экспортного контроля активно используют осуществляемый в их рамках обмен информацией для привлечения внимания к ситуации и программам создания оружия в странах, являющихся традиционными клиентами других участников форумов, а также доведения своей точки зрения о ситуации и программах создания оружия в государствах -импортерах российских товаров.

Российская система экспортного контроля полностью гармонизирована с системами экспортного контроля, действующими в других странах, поэтому ее существование не предоставляет никаких преимуществ иностранным конкурентам (как и российские экспортеры, они вынуждены подавать заявку на экспорт и получать экспортные лицензии). Наконец, целью экспортного контроля является не запрет поставки, а постановка экспортируемых товаров под контроль, чтобы исключить их использование в незаявленных целях.

В этой связи создание более благоприятных условий для российских экспортеров возможно прежде всего путем сокращения времени рассмотрения заявок на поставку контролируемых товаров.

Как известно, головным органом российской системы экспортного контроля является Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации (КЭК), а осуществление функций специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля и организационно-техническое и информационное обеспечение работы КЭК возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Эта служба принимает заявки на осуществление экспорта, рассматривает их совместно с другими ведомствами, готовит решения КЭК и выдает лицензии.

Как показывает практика, основное время уходит на согласование заключений о возможности экспорта, поскольку оно осуществляется путем физического перемещения документов поочередно в ведомства, принимающие участие в рассмотрении заявок. Именно поэтому на выдачу заключения о возможности экспорта сейчас предусматривается тридцатидневный срок. Его сокращение возможно только путем предоставления всем ведомствам одновременно доступа к документам в электронном виде и выдачи ими своего заключения также посредством электронных средств связи. Для этого необходимо установление между ведомствами защищенного канала связи и предоставление им права электронной подписи.

Такая работа уже ведется, и, если ничего не произойдет, летом 2014 года эта система будет введена в строй, что позволит сократить срок рассмотрения заявок до 15 дней.

В заключение необходимо отметить следующее. Поскольку меры экспортного контроля согласовываются в рамках упомянутых многосторонних механизмов, они

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

59 0

направлены, в первую очередь, против непартнеров, то есть стран, не являющихся участницами этих форумов. В то же время любая страна вправе самостоятельно вводить на национальном уровне дополнительные меры контроля за экспортом «чувствительной» продукции. Они могут выражаться как в расширении контрольных списков, так и в распространении действия ограничений на отдельные страны - участницы многосторонних механизмов. Например, США по соображениям национальной безопасности ограничивают поставки в Россию отдельных товаров и технологий, используемых в ядерной области.

Сфера применения ограничительных мер может быть расширена в период обострения двусторонних отношений. Например, в связи с событиями вокруг Украины США приостановили выдачу лицензий на поставку в Россию многих контролируемых товаров, что может вызвать ответные меры со стороны российских государственных органов. Это наносит определенный ущерб бизнесу. Сфера охвата таких мер и срок их действия будут во многом зависеть от экономического ущерба, который они могут нанести стране: чем больше будут потери от запрета экспорта отдельных товаров, тем меньше шанс введения ограничительных мер и больше шанс их скорой отмены, если они были введены.

ИСТОЧНИКИ:

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года № 462. http://fstec.ru/normotvorcheskayay eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/postanovleniya/337-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-14-iyunya-2001-g-n-462 (Polozhenie ob osushhestvlenii kontrolja za vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v otnoshenii oborudovanija i materialov dvojnogo naznachenija, a takzhe sootvetstvujushhih tehnologij, primenjaemyh v jadernyh celjah. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 ijunja 2001 goda № 462)

Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 973. http:// fstec.m/normotvorcheskaya/eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/ postanovleniya/334-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-15-dekabrya-2000-g-n-973 (Polozhenie ob jeksporte i importe jadernyh materialov, oborudovanija, special'nyh nejadernyh materialov i sootvetstvujushhih tehnologij. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 dekabrja 2000 goda № 973)

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 года № 296. http://fstec.ruУnormotvorcheskayaУeksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/postanovleniya/333-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-16-aprelya-2001-g-n-296 (Polozhenie ob osushhestvlenii kontrolja za

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2014

vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v otnoshenii oborudovanija, materialov i tehnologij, kotorye mogut byt' ispol'zovany pri sozdanii raketnogo oruzhija. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16 aprelja 2001 goda № 296)

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 686. http://fstec.ru/normotvorcheskaya/ eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/postanovleniya/331-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-24-sentyabrya-2001-g-n-686 (Polozhenie ob osushhestvlenii kontrolja za vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v otnoshenii himikatov, oborudovanija i tehnologij, kotorye mogut byt' ispol'zovany pri sozdanii himicheskogo oruzhija. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 sentjabrja 2001 goda № 686)

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении мироорганизмов, токсинов, оборудования и технологий. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года № 634. http://fstec.ru/normotvorcheskaya/eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/ postanovleniya/329-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-29-avgusta-2001-g-n-634 (Polozhenie ob osushhestvlenii kontrolja za vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v otnoshenii miroorganizmov, toksinov, oborudovanija i tehnologij. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 avgusta 2001 goda № 634)

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 года № 447. http://fstec.ru/normotvorcheskaya/ eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/postanovleniya/339-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-7-iyunya-2001-g-n-447 (Polozhenie ob osushhestvlenii kontrolja za vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v otnoshenii tovarov i tehnologij dvojnogo naznachenija, kotorye mogut byt' ispol'zovany pri sozdanii vooruzhenij i voennoj tehniki. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 ijunja 2001 goda № 447)

Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 года №477. http://fstec.ru/normotvorcheskaya/ eksportnyj-kontrol/99-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/postanovleniya/332-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-21-iyunya-2001-g-n-477 (Pravila poluchenija rossijskimi organizacijami special'nogo razreshenija na osushhestvlenie dejatel'nosti po provedeniju nezavisimoj identifikacionnoj jekspertizy tovarov i tehnologij v celjah jeksportnogo kontrolja. Utverzhdeny Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 ijunja 2001 goda №477)

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». http://fstec. ru/normotvorcheskaya/eksportnyj-kontrol/96-eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/zakony/309-federalnyj-zakon-rossijskoj-federatsii-ot-18-iyulya-1999-g-n-183-fz (Federal'nyj zakon ot 18 ijulja 1999 g. № 183-FZ «Ob jeksportnom kontrole»)

7 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.