ЗАРУБЕЖНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Россия в глобальной системе
международных режимов экспортного контроля
со
OI
Z
О)
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >s
о *
о
ф у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
л *
<
*
S I
н
о ф
со
Баранов В.Д. *
This article deals with the analysis of Russia 's participation in main international export control regimes in economic development of globalization. It also touches upon the analysis of Russian legislation in the field of national control norms of goods export as well as technologies of double function. The author considers trade-political positions of some leading states as trying to use international export control regimes to restrain countries-competitors trade, to support their own (leading states) highly-technologic export, including military-technologic goods export
Процесс диверсификации международной торговли, наиболее интенсивно наблюдавшийся во второй половине ХХ века, кроме очевидных позитивных аспектов сопровождался стремлением отдельных государств использовать торговлю сугубо гражданскими товарами в собственных военно-технических интересах. Данная тенденция приобрела значительные масштабы и потребовала от международного сообщества принятия скоординированных мер по контролю за экспортом отдельных видов товаров и технологий.
В условиях глобализации экономики и международной торговли контроль за экспортом наиболее опасных видов товаров и технологий двойного (военного и гражданского) назначения приобрел институциональный характер, а действия заинтересованных государств международного сообщества приобретают все более широкий и скоординированный характер.
Международные режимы экспортного контроля1 реализуются посредством применения согласованных правил ограничения экспорта товаров и технологий военного назначения (оружия, боеприпасов, оборудования и материалов для их производства и т.д.), а также товаров и технологий «двойного назначения», т.е. таких, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях.
К числу важнейших задач международных режимов экспортного контроля относятся обеспечение соблюдения ре-
жима нераспространения ядерного, химического, биологического оружия и технологий, режима контроля над ракетными и информационными технологиями.
Эволюция международных режимов экспортного контроля.
В 90-е годы ХХ века, по мере стабилизации политической ситуации в Европе и прекращения периода холодной войны возникла необходимость пересмотра отношений между Западом и Востоком, что в свою очередь привело к прекращению действия КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля с участием всех заинтересованных государств, включая Россию.
Создание новых международных режимов экспортного контроля имело целью укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения. В этом проявляется понимание того, что совместные усилия значительно облегчают достижение не только общих, но и некоторых национальных целей.
Существенным является то, что действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, а на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления
Доцент кафедры Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук.
экспорта, выработанных путем взаимных консультаций. Это означает, что при выполнении указанных правил государства-участники осуществляют торговлю товарами и технологиями двойного назначения в собственных национальных интересах.
В условиях глобализации мировой экономики все более размываются границы между производством товаров в целях мирного, цивилизованного развития и возможностями использовать новые товары и технологии в военных, подрывных либо откровенно террористических целях. В этих условиях весьма затруднены средства организационного, технического и технологического контроля за экспортом товаров и технологий двойного назначения. Осложняется сама система распознавания конечного назначения экспорта. Наконец, существенно возрастают финансовые затраты на обеспечение национальных обязательств по соблюдению международных режимов экспортного контроля.
Существуют около десяти международных режимов экспортного контроля. Рассмотрим же основные пять международных режимов, участницей которых является Российская Федерация.
1. Международный режим экспортного контроля за обычными вооружениями — Вассенаарские договоренности — создан на замену КОКОМ в декабре 1995 г. в г. Вассенааре (пригороде Гааги). Страны-участники договорились о том, что вновь созданный международный режим экспортного контроля не должен иметь каких-либо «черных списков» стран, для которых должны устанавливаться какие-либо экспортные ограничения, если только такие ограничения не будут наложены Советом Безопасности ООН. Предложено осуществлять мониторинг поведения стран, не входящих в данный режим в целях своевременного принятия против них ограничительных мер по экспорту контролируемой продукции.
Договоренности преследуют следующие цели:
• недопущение поставок товаров и технологий двойного назначения для военных нужд в страны, политика которых является предметом серьезной озабоченности участников договоренностей и мирового сообщества;
• обеспечение на добровольной основе большей транспарентности (открытости), широкого обмена информа-
цией и возможности проведения скоординированной политики в области контроля экспорта товаров и технологий двойного назначения. Вассенаарские договоренности не направлены против какого-либо конкретного государства или группы государств, не препятствуют осуществлению добросовестной торговли и не ущемляют права государств на приобретение законных средств для собственной обороны.
Обязательства, принятые на себя государствами-участниками, содержатся в т.н. «Первоначальных элементах»2. Они включают: цели режима, охват сферы деятельности, процедуры обмена информацией. В качестве основы ее деятельности был принят принцип «консенсуса» (предложение России), а не простого большинства, чего добивались США.
В соответствии с принятыми обязательствами государства-участники будут осуществлять контроль за продукцией, вошедшей в согласованные списки: а) базовый список, б) список «чувствительных» товаров и технологий, в) список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
В рамках договоренностей выработаны и согласованы единые подходы относительно порядка:
• выдачи экспортных лицензий на товары и технологии двойного назначения;
• корректировки контрольных списков;
• установления и контроля конечных пользователей в странах импортерах;
• контроля за реэкспортом и передачей экспортируемой продукции третьим лицам.
2. Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией — РКРТ — создан в 1987 году в рамках политики нераспространения ядерного оружия. Контроль за экспортом товаров и технологий, применяемых при создании ракетного оружия, регламентируется Руководящими Принципами РКРТ и осуществляется в соответствии с контрольным списком. Контрольный список имеет две категории контролируемых товаров, передача которых вызывает особую озабоченность государств-участников РКРТ Экспорт законченных ракетных систем, товаров и услуг, включенных в категории I и II контрольного списка, а также любых ракет или беспилотных летательных аппаратов подлежит запрету, если имеются основания считать, что они предназна-
00 О!
О)
о о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
чены для использования в качестве средств доставки оружия массового поражения.
Принципы, выработанные странами-участницами РКРТ по экспорту оборудования и технологий, имеющих отношение к ракетной технике, не направлены на противодействие национальным космическим программам или международному сотрудничеству в области использования космоса.
Россия вступила в данный режим в 1992 году.3 Она учитывала специфику взаимоотношений российских предприятий в области ракетных технологий с предприятиями оборонной промышленности стран СНГ. В итоге Россия в качестве партнера по РКРТ сумела сохранить существующую практику кооперации с другими государствами-участниками СНГ.
Необходимо отметить, что до настоящего времени сохраняется норма, согласно которой экспорт иностранным компаниям оборудования и технологий, включенных в категорию I Списка, разрешается исключительно в случаях, предусмотренных международными обязательствами государств — участников режима. Реализация экспортных контрактов, предусматривающих передачу иностранному лицу оборудования и технических данных, включенных в категорию I Списка, совершаются лишь при условии предоставления государству-экспортеру права проверки использования иностранным лицом полученных оборудования и технических данных.
3. Комитет Цангера, Лондонский Клуб ядерных поставщиков. Режим обеспечивает соблюдение международного режима контроля за экспортом товаров и технологий ядерного характера и расщепляющихся материалов. Основной задачей Комитета Цангера, созданного в 1974 году, является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов.
Комитет Цангера дважды в год проводит заседания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся различных аспектов реализации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, что в соответствии с п. 2 статьи III Договора все государства-участники должны придерживаться следующего базового принципа: для всех стран, не присоединившихся к ДНЯО, условием импорта в эти страны ядерных материалов и технологий должно быть установле-
ние в этих странах полномасштабного режима гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Экспортный контроль со стороны МАГАТЭ предусматривает:
• расширение мер доступа МАГАТЭ к необходимой информации в стране импорта;
• облегчение физического доступа к инспектируемым здесь объектам, включая согласованный доступ в места за пределами ядерных установок;
• рационализация системы гарантий путем более тесного сотрудничества МАГАТЭ с государствами-участниками.
Другим органом, обеспечивающим экспортный контроль за ядерными материалами и технологиями, является «Клуб ядерных поставщиков» (КЯП), учрежденный в Лондоне в 1976 году. Основным принципом обеспечения контроля, осуществляемого органами Клуба, является твердая гарантия импортера о том, что он национальными средствами обеспечит использование предмета контракта международной купли-продажи или любых воспроизведенных им копий строго в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топливного цикла, не находящихся под гарантиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Импортер также обеспечивает гарантии исключения реэкспорта без акцепта экспортером
Постоянными органами КЯП являются Консультативный Совет по товарам и технологиям двойного назначения и Совет по взаимному обмену информацией. КЯП осуществляет свою деятельность в соответствии с:
• руководящими положениями относительно процедуры консультаций и обмена информацией, которые приняты в 1992 году в г. Варшаве и реализуются с помощью национальных систем экспортного контроля;
• руководящими принципами, касающимися передачи ядерных материалов и товаров двойного назначения, связанных с использованием атомной энергии.
КЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения и оборудования, входящих в информационные циркуляры МАГАТЭ. Правила ядерного клуба разре-
шают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила свою ядерную деятельность под полномасштабные гарантии МАГАТЭ. Члены Клуба периодически пересматривают Руководящие принципы с целью приведения их в соответствие с современными требованиями для решения проблем, связанных с ядерным распространением.
Следует отметить, что английская официальная печать держит под весьма пристальным контролем деятельность лондонского клуба ядерных поставщиков. На ее страницах нередки публикации о действиях стран либо компаний, допускающих утечку товаров и технологий ядерного характера в т.н. «страны —изгои». К сожалению, не обходят вниманием и российские компании, якобы нарушающие некоторые положения «клубной договоренности».4
4. «Австралийская группа 1: биологическое оружие». Международный режим контроля за экспортом возбудителей заболеваний человека, животных, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия.
5. «Австралийская группа 11: химическое оружие». Международный режим контроля за экспортом химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия. Четвертый и пятый международные режимы, учитывая схожесть предмета регулирования, нередко объединяют в общий режим — Австралийская группа.
Объединение, охватывающее оба международных режима экспортного контроля создано в 1995 году и является неформальным соглашением государств-участников, в рамках которого обсуждаются проблемы, связанные с распространением химического и биологического оружия. Основной целью данного международного режима является ограничение поставок материалов и оборудования, используемых для производства химического и биологического оружия.
Австралийская группа не имеет устава и, вследствие своего неформального характера, не может принимать обязательных для исполнения решений. Поскольку все решения принимаются на основе консенсуса, то предполагается, что каждый член Австралийской группы будет ис-
пользовать согласованные меры в области контроля и ограничения поставок материалов и оборудования, включая их в свое национальное законодательство.
Все государства, входящие в Австралийскую группу, подписали и ратифицировали:
• Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении от 1993 года (КЗХО), Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в ноябре 1997 года;
• Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО), Бывший СССР ратифицировал ее в 1975 году.
Обе конвенции представляют собой «открытые» международные режимы, участниками которых могут стать любые государства, подписавшие их и выполняющие заложенные в них требования.
Конвенция по химическому оружию направлена на предотвращение угрозы распространения химического оружия и требует от всех государств-участников уничтожать запасы химического оружия, а также «не помогать, не поощрять и не побуждать каким-либо образом кого-либо участвовать в любой запрещенной деятельности». КЗХО постепенно вводит дискриминационные меры в отношении государств, не присоединившихся к Конвенции и ведущих торговлю химикатами, представленными в контрольных списках КЗХО. Отрицательное воздействие таких мер на экономическое развитие побуждает эти государства присоединяться к Конвенции.
В соответствии с Конвенцией о запрещении бактериологического оружия государства-участники обязались не передавать другим государствам или международным организациям, а также не помогать, не поощрять и не побуждать их к приобретению биологического оружия, биологических агентов, токсинов и оборудования или средств их доставки. КБ-ТО обязывает участников максимально облегчать обмен оборудованием, материалами и научно-технической информацией в мирных целях и декларирует, что она должна соблюдаться таким образом, чтобы не сдерживать экономическое или технологическое развитие государств-участников. Меры проверки и контроля над экспортом являются в настоящее время
00 О!
О) О
о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
предметом переговоров в специальной группе государств-участников в Женеве. Государства-участники ежегодно представляют в ООН информацию о программах защиты от химического и от биологического оружия, об объектах по производству химически опасных препаратов, вакцин, об оборонительных и наступательных программах, о публикациях, конференциях и национальном законодательстве в этой области.
При всем многообразии номенклатуры товаров и технологий, содержащихся в базовых режимах экспортного контроля, можно, пожалуй, выделить и общие признаки международных режимов экспортного контроля. Во-первых, все режимы имеют свой обязательный механизм консультаций и обмена информацией между партнерами, а государства-участники обеспечивают друг друга информацией о случаях отказа в выдаче лицензий и о компаниях и отдельных лицах, в отношении которых имеются материалы об их причастности к созданию военных программ. Во-вторых, административная структура международных режимов экспортного контроля направлена не на конфронтацию, а, в основном, на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях. В-третьих, каждое государство-участник международного режима имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и само осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов.
Итак, современная система международных режимов экспортного контроля, существующая в большинстве промыш-ленно развитых государств мира, приобретает поистине глобальный характер, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым все внешнеторговые поставки товаров и технологий строго регулируются в соответствии с согласованными нормами и процедурами в рамках общепринятых международных режимов экспортного контроля. Важнейшим инструментом торговой политики любого государства является обеспечение режима экспортного контроля именно национальными средствами регулирования.
Российский опыт обеспечения экспортного контроля. Активное участие Российской Федерации в системе международной торговли, международные обязательства, проистекающие из ее статуса правопреемника бывшего СССР, со всей остро-
той ставят вопрос о соблюдении международных режимов экспортного контроля, участницей которых Россия является. Речь идет о законодательном закреплении правовых норм, регламентов, внутренних правил, направленных на предо -твращение ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.
Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики и законодательства в области экспортного контроля. Данное единство осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.
Согласно положениям Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года (№ 164-ФЗ)5 регулирование экспортного контроля в России, как и область военно-технического сотрудничества, реализуется посредством предоставления государством его участникам исключительного права на экспорт отдельных видов товаров (статья 26). Однако, если регулирование военно-технического сотрудничества является преимущественно внутренней нормой, то правовой режим экспортного контроля определяется международными обязательствами России, проистекающими из вышеуказанных международных режимов экспортного контроля.
Как известно, в России принят специальный федеральный закон «Об экспортном контроле» (№ 183-Ф3 от 18 июля 1999 года) 6. Он представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (статья 1). Экспортный контроль основывается на запретительно-разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, но и о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.
Основными целями экспортного контроля, согласно Закону, являются:
• защита интересов Российской Федерации;
• реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
• создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику (статья 4). Целью экспортного контроля также
является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем, и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.
Российская система экспортного контроля, как, впрочем, в большинстве про-мышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий двойного назначения страны — производители и экспортеры осуществляют только без права на реэкспорт в т.н. контролируемые государства.
Вторым направлением является экспортный контроль за продукций сугубо военного назначения, осуществляемый
непосредственно в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Особое значение при установлении международно-правового режима военно-технического сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно-технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Иногда в международных соглашениях России закрепляется принцип координации и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим странам и международным организациям.
Закон устанавливает принципы государственного регулирования в сфере экспортного контроля (статья 5). К ним относятся:
• добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
• законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля; приоритет интересов безопасности государства;
• осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
• единство таможенной территории Российской Федерации;
• гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
• взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В механизме
00 О!
О) О
о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
экспортного контроля задействован целый ряд государственных органов: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ, Федеральная комиссия по экспортному контролю, Федеральная таможенная служба России и другие, а также различные промышленные и научные организации, их ассоциации и союзы. В Законе «Об экспортном контроле» предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю (статья 9). Положение об этом органе и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. Межведомственный орган участвует в реализации государственной политики в области экспортного контроля, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации. Он, в частности, принимает решение о безлицензионном вывозе контролируемых товаров и технологий в случае, предусмотренном законом, выдает разрешение на совершение внешнеэкономических операций, предметы которых не включены в контрольные списки, но могут быть использованы иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки Некоторые другие федеральные органы исполнительной власти (МИД России, Министерство обороны РФ, ФТС России, Минэкономразвития России, Минюст России и др.) также участвуют в пределах своей компетенции в функционировании системы экспортного контроля. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере экспортного контроля является Федеральная служба России по техническому и экспортному контролю, на которую возложена непосредственная реализация государственной политики в области экспортного контроля, организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля наделяются, согласно за-
кону, правом запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. В свою очередь, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставить такую информацию и несут ответственность за ее достоверность (статьи 13, 14).
Мировая практика последних лет убедительно свидетельствует, что цели экспортного контроля не могут быть в полной мере достигнуты, если опираться только на вертикаль органов государственной и исполнительной власти. Так, с конца 80-х годов в США начали создаваться системы внутрифирменного экспортного контроля. Со временем наличие внутрифирменной программы экспортного контроля стало обязательным признаком «надежности». Министерство торговли США в качестве органа государственного регулирования экспортного контроля разработало для американских фирм и иностранных фирм-импортеров американской стратегической продукции и технологий специальные документы, которые они должны предоставлять экспортеру.
Зарубежный опыт внутрифирменного экспортного контроля был использован при формировании организационно-правовых основ аналогичных российских систем. Федеральный закон «Об экспортном контроле» предусматривает создание в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, внутрифирменных программ экспортного контроля, под которыми понимаются «мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля» (статья 16).
Внутрифирменные программы экспортного контроля создаются в организациях на добровольных началах. Организации, создавшие внутрифирменные программы экспортного контроля, проходят аккредитацию в порядке, определяемом Правительством РФ. Обязательное создание таких программ предусмотрено в отношении организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных программ, в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и
технологиями
Механизм экспортного контроля в России опирается на установление государственных требований к подготовке и реализации внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями.
Эти требования изложены в Положении об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, принятом в Постановлении Правительства РФ от 14 июня 2001года (с изменениями от 6 февраля 2003 года, от 4 февраля 2005 года, от 6 ноября 2008 года)8.
В контракте, предусматривающем передачу контролируемых оборудования, материалов и технологий иностранному лицу, должны быть указаны:
а) цель и место использования контролируемых оборудования, материалов и технологий;
б) конечный пользователь контролируемых оборудования, материалов и технологий.
Обязательства иностранного лица должны в обязательной мере включать, что полученные им оборудование, материалы и технологии:
• будут использоваться только в заявленных целях, не связанных с деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств;
• не будут копироваться, модифицироваться, реэкспортироваться или передаваться кому-либо без письменного разрешения российского участника внешнеэкономической деятельности, согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Контракты, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица-импортера о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки. Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к подобным внешнеэкономическим сделкам, включая осуществление проверок на месте использования иностранным лицом полученных по сделкам товаров и технологий в соответствии с принятыми им обязательствами.
Следует особо подчеркнуть, что российским участникам законодательно запрещается заключать и совершать вне-
шнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным способом, если российской стороне достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (статья 20).
Согласно закону, механизм экспортного контроля предусматривает следующие основные меры:
• идентификацию контролируемых товаров, услуг и технологий;
• разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;
• особый порядок таможенного контроля и таможенного оформления вывоза контролируемых товаров и технологий;
• валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций;
• применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле.
Идентификация контролируемых товаров, услуг и технологий предполагает установление соответствия конкретных видов сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Такие списки разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением различных промышленных и научных организаций. Списки по представлению Правительства РФ утверждаются указами Президента РФ.
На товары и технологии, содержащиеся в таких списках действие системы экспортного контроля распространяется в обязательном порядке.
Таким образом, за последние неполные 20 лет Россия уверенно обрела статус глобального участника основных международных режимов экспортного контроля. Созданное в стране законодательство, накопленная практика государственного регулирования экспортного контроля, возросшие масштабы международной коммерческой и дипломатической деятельности в данной сфере — все это способствует росту авторитета и влияния России
00 О!
О) О
о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
t CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
на мировых рынках экспорта товаров и технологий двойного назначения.
Современные торгово-политические проблемы. Глобальная система международных режимов экспортного контроля сформировалась из существующих в большинстве промышленно-развитых государств мира национальных систем. Она базируется на общем понимании основополагающего принципа, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны-производители и экспортеры должны осуществлять лишь при условии, что с «подконтрольными товарами» будут обращаться в соответствии с обязательствами импортеров, в исключении реэкспорта товаров в т.н.«контроли-руемые государства».
В настоящее время практически во всех развитых государствах-участниках международных режимов сложились весьма эффективные системы экспортного контроля. Однако наиболее мощный и действенный механизм контроля за экспортом товаров и технологий двойного применения сложился в США, которые, пожалуй, доминируют в данной сфере международного режима контроля. В течение последних двух десятилетий американская администрация, как правило, инициировала применение ограничительных (либо запретительных) торговых режимов в отношении экспорта товаров и технологий в такие страны, как Иран, Ирак, Куба, Ливия, КНДР, Сербия, Судан, Афганистан. При Министерстве торговли США создано специальное бюро по экспортному контролю, которое постоянно обновляет список зарубежных компаний и физических лиц, на которые распространяется запрет на экспорт, которые определены экспертами Бюро как «вовлеченные в террористическую деятельность или имеющие отношение к наркоторговле» 9.
Следует отметить, что именно США определили сферу международных режимов экспортного контроля в качестве важной области конкурентной борьбы с рядом развитых государств, включая и Россию. Ведь не является секретом тот факт, что между экспортным контролем и военно-техническим сотрудничеством, обычным оборонным экспортом проходят весьма тонкие технические, правовые и политические грани. Администрация США, как правило, инициирует и утверждение статуса т.н. «запрещенных к экспорту стран». В итоге крупные компании ВПК из таких государств, как Россия, Китай, Индия и
некоторых других, которые все более активно заявляют о себе в качестве крупных игроков на мировом оружейном рынке, нередко оказываются среди «нарушителей» международных режимов экспортного контроля. С большой долей уверенности можно утверждать, что, основные их конкуренты нередко используют вопросы экспортного контроля в качестве средства политического и финансово-экономического давления на отечественных экспортеров вооружения и военной техники.Мно-гие эксперты полагают, что дипломатически безапелляционными, а в правовом отношении алогичными и политически некорректными выглядят санкции, уже дважды за последние пять лет введенные со стороны Госдепартамента США против ФГУП «Рособоронэкспорт». Как известно, они введены в одностороннем порядке и ничего общего не имеют с механизмом объявления санкций против какого-либо государства со стороны Совета Безопасности ООН, когда накладывается эмбарго на поставки различных товаров, в том числе и вооружения10.
В своей внешнеторговой деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт»,как официальный государственный посредник по поставкам за рубеж российской продукции военного и двойного назначения, руководствуется международными правовыми нормами и российским законодательством, строго соблюдая их.
В настоящее время для российского военно-промышленного бизнеса особую актуальность вопросы экспортного контроля приобретают и в связи с образованием Государственной корпорации «Ростех-нологии». Это может привести к потенциальному увеличению поставок за рубеж не только вооружения и военной техники, но и высокотехнологичной продукции двойного назначения, что является сутью взятого в стране курса на диверсификацию российского экспорта за счет повышения в его структуре доли промышленной, преимущественно машиностроительной высокотехнологичной продукции.
С другой стороны, нельзя закрывать глаза на такой очевидный факт, как сохраняющаяся тенденция дальнейшего расползания оружия массового поражения и средств его доставки. По данным ООН, в текущем десятилетии значительно растет число попыток незаконного получения доступа к запрещенному экспорту товаров и технологий. Экспортный контроль пока еще не стал глобальным эффективным средством борьбы с незаконным
оборотом товаров и технологий двойного назначения. Слабым местом пока остается тот факт, что не все поставщики товаров и технологий охвачены многосторонними инструментами контроля. Пока отсутствуют современные исчерпывающие международные формы контроля за тем, что действительно пригодно для использования в процессе создания товаров и технологий двойного назначения.
Соблюдение международных режимов экспортного контроля требует привлечения растущих материальных ресурсов, в том числе финансовых средств профессионального кадрового обеспечения, оборудования, дипломатических средств, широкой кооперации международного сообщества. Однако не все государства располагают для этого необходимыми ресурсами либо способны их выделить на цели обеспечения экспортного контроля.
Сфера оборота товаров и технологий двойного применения является предметом повышенного интереса деятельности представителей террористического толка, отдельных лиц, группы лиц, даже отдельных политических и экстремистских сил ряда государств. Заметно их стремление завладеть каналами доступа к оружию для последующего его использования в качестве инструмента политического шантажа. В настоящее время наиболее опасным становится ядерный и информационный терроризм.
Наибольшие трудности возникают в области экспортного контроля в т.н. «неосязаемых» каналах передачи технологии. Революция в области информационных, компьютерных, сетевых технологий обеспечивает науку, исследования и производство целым набором новых инструментов для исследований, проектирования изделий и технологий, передачи «ноу-хау» нелегальным либо криминаль-
ным путем. Хранение и передача технических данных в электронной форме создает т.н. глобальный рынок оборота технологий двойного назначения. Обеспечение нелегального доступа к данному рынку является все более актуальной целью международных преступных групп. Данная область становится все более прибыльным бизнесом в сфере недостаточно надежно контролируемого международного экспорта технологий. Итак, развитие глобальных компьютерных сетей сделало более емким и доступным международный обмен информацией на коммерческой основе. Все это создает дополнительные сложности в системе соблюдения международных режимов экспортного контроля.
Наконец, одной из острых проблем контроля являются растущие масштабы международного сотрудничества и международной кооперации между компаниями, производящими т.н. «чувствительную» продукцию. Осложняет систему соблюдения режима экспортного контроля и деятельность отдельных ТНК, часто неконтролируемые кооперационные связи подразделений материнской компании с ее дочерними структурами. Ведь не секрет, что в большинстве развитых стран мира гражданский сектор нередко использует в своем экспорте элементную базу, узлы, детали, компоненты и препараты, которые зачастую должны быть отнесены к товарам и технологиями двойного назначения.
По нашему мнению, именно здесь заложен существенный потенциальный источник конфликтов: между национальным бизнесом и государственными структурами экспортного контроля; между компаниями-конкурентами различных государств; наконец, между интересами политических элит различных государств.
Литература и примечания
1. Общепризнанные международные режимы экспортного контроля появились во второй половине ХХ века. Первоначально они носили сугубо политический характер, обусловленный межблоковыми противоречиями НАТО и Организации Варшавского Договора. Первый международный режим был создан по инициативе США в 1949 года и имел сугубо военно-политический характер. Речь идет о Координационном комитете по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющим непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран.
2. Handelsblatt, Wien, 11 April, 1997.
3. Российская газета, 24 ноября 1992 года.
4. «Русские нарушают обязательства в своих иранских интересах». Guardian, London, 24 October, 2007.
5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.). См. «Российская газета» , 14 декабря 2003 г, 12 февраля 2006 г.
6. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 29 ноября, 1 декабря 2007 г.). См. «Российская газета», 24 июля 1999 г., 8 декабря 2007 г.
7. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: принципы государственной политики. М., 2001 г., с. 134, 146.
8. Российская газета» 12 ноября 2008 г.
СО
Ol
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф